16
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2010
УДК 378
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
©гою Длипханова Ф.Н.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье нашло отражение авторское понимание сущности и структуры профессиональной культуры личности учителя, представляющей собой совокупность профессиональных знаний и умений, личностных качеств, ценностных ориентиров, способствующих успешному осуществлению профессионально-педагогической деятельности.
The article presents the author’s interpretation of the essence and the structure of teachers’ professional culture, which is the integrity of professional knowledge and skills personal qualities, basic set of values, promoting the successful professional pedagogical activity.
Ключевые слова: профессиональная культура, креативный подход, гуманистический подход, личность учителя.
Keywords: professional culture, creative approach, humanistic approach, teacher’s personality.
Сегодня в мировой педагогике разрабатывается модель подготовки учителя, включающая такие существенные признаки и качества, как способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценностей воспитания, свобода и ответственность, причастность к интеллектуальной элите.
В исследованиях формирование профессиональной культуры учителя рассматривается с позиций использования гуманистического, креативного, личностно-ориентированного, аксиологического, технологического и культурологического методологических подходов.
Использование гуманистического подхода к профессиональной культуре в современной образовательной среде требует принятия учителями учащихся такими, какие они есть, в их уникальности, способности
к свободной мысли и открытости. Разработанная В. А. Сластениным гуманистическая парадигма образования включает: утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия; гуманизацию образования; гуманистические ценности педагогической деятельности; деятельностный подход; личностный подход; субъект-субъектные отношения; гуманистический образ жизни; профессиональную подготовку и переподготовку учителя [7].
Следовательно, проявление гуманистического стиля взаимоотношений учителя и учащихся в современных условиях следует рассматривать как показатель профессионально-педагогичес-кой культуры учителя.
Гуманистический подход в представлении другой группы ученых (А. А. Бодалева, 3. А. Мальковой, Л.И. Новиковой, В. А. Караковского) акцентирует внимание на иных компонентах профессиональной культуры, а
Психолого-педагогические науки • • •
именно: человек рассматривается как целостное явление; развитие личности происходит в течение всей жизни и прежде всего в процессе социализации; гуманистическое воспитание не прямое воздействие на личность, а социальное взаимодействие с нею различных субъектов (конкретных людей, микрогрупп и коллективов); главнейшим психологическим эффектом социализации и гуманистического воспитания учащегося является формирование у него потребности и способности к самовоспитанию.
Следует отметить, что современные гуманистические приоритеты органически вошли в понятие «новое педагогическое мышление», истоки которого заложены в непреходящих общечеловеческих ценностях духовной жизни, где ведущей гуманистической идеей является создание необходимых условий для становления личности, обеспечение саморазвития системы образования и т.д.
Образцовыми моделями гуманистического воспитания для учителей-практиков, на наш взгляд, выступают воспитательные системы Павлыш-ской средней школы (В. А. Сухо-млинский), Московской средней школы № 825 (В. А. Караковский), школы самоопределения № 734 (А. Н. Ту-бельский), школы диалога культур (С. Ю. Курганов), адаптивной школы г. Москвы (Е. А. Ямбург) и др.
В данных воспитательных системах характерным является наличие собственных концепций гуманистического воспитания, гуманитарная направленность учебных предметов, культурологический подход к обучению и воспитанию и т.д. Вместе с тем они имеют свои особенности в становлении и развитии, качественные достижения, выражающиеся в личностном, индивидуальном своеобразии взаимоотношений и совместной деятельности школьника и педагога, которые зависят от типа школы, окружающей среды, состава учащихся, авторского замысла концепции развития и т.д.
17
Проблема гуманистического воспитания прежде всего связана с подготовкой учителя-профессионала, формирования его профессиональной культуры, ориентированной на гуманистические ценности, педагогическое мышление, способность к инновационной творческой деятельности.
Креативный подход к формированию профессиональной культуры педагога нацеливает на формирование творческой индивидуальности, выработку творческого стиля деятельности, способности к решению нестандартных педагогических задач, поиск инноваций.
Следует отметить, что педагогическое творчество уникально, поскольку его главными признаками выступают: создание нового или существенное усовершенствование известного; оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов; взаимосвязь творчества и сотворчества.
Следовательно, творческий педагог рассматривается как исследователь, обладающий научным психоло-го-педаго-гическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитым педагогическим чутьем и интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.
Мы разделяем точку зрения Е. В. Бондаревской, которая считает, что «гуманистическое личностно-
ориентиро-ванное воспитание представляет собой педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение в культуру, в жизнь социума, развитие творческих способностей и возможностей личности» [2. С. 40].
Современная педагогическая
практика доказывает, что личностный подход реализуется только при
18
Известия ДГПУ, №1, 2010
наличии гуманной системы воспитания, поскольку именно в такой системе обеспечивается развитие личностных качеств и гуманистических отношений, где коллектив педагогов-единомыш-ленников (педагогов нового типа) способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие.
Знакомство с опытом вузовской практики показывает, что становление и развитие личности будущего педагога во многом зависит от преподавателя, его желания и умения включить обучающихся в совместную деятельность, формировать у них потребность в профессиональном саморазвитии, направить интересы на активное участие в учебновоспитательном процессе через соблюдение определенных условий: создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества; самоуправление; творческую деятельность; развитие активности и самостоятельности и т.д.
Таким образом, важно сориентировать педагога на общечеловеческие, национальные и профессиональные ценности, ценностную направленность педагогической деятельности, под которыми мы понимаем особенности, позволяющие учителю удовлетворять свои материальные и духовные потребности и служащие ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей. Как подчеркивается в литературе, «ценностный тип образования задает то или иное понимание смыслов педагогической деятельности, влияет на структуру и содержание ценностных ориентации педагогов» [4. С. 10-11]. Признание факта динамики ценностных ориентаций важно для формирования и совершенствования профессиональной культуры педагогов, для понимания механизмов самоопределения и самореализации всех субъектов образовательных систем, для объяснения психо-
• • •
логического механизма выбора новых смыслов в деятельности педагогов (особенно актуального в условиях реформ в образовании).
3. И. Равкин, классифицируя педагогические ценности образования, выделил социально-политические, интеллектуальные, нравственные группы и группу профессиональной педагогической деятельности. Согласно ему, в структуру педагогических ценностей включаются: труд учителя-воспитателя, личностная и социальная ответственность за избранную профессию; талант педагога; поисково-исследовательская и инновационная деятельность; высокие нравственные личные качества учителя; коммуникативные способности, стиль общения с воспитанниками, основанный на демократических и гуманистических началах (учитель призван любить тех, кому преподает, и любить то, что преподает); профессионализм педагога, высокий уровень специальной и общекультурной подготовки, широкая профессиональная и общая эрудиция, педагогическое мастерство, обеспечивающее его конкурентоспособные качества на рынке труда; последовательная ориентация на развитие и укрепление в целостном педагогическом процессе социальных, интеллектуальных,
нравственных и эстетических ценностей образования [4. С. 19-18].
Приобщение личности к общечеловеческой культуре и к уникальным ценностям этнических культур, самореализация будущего учителя в культуре, выработка на этой основе собственной социально-
профессиональной позиции, учет культурно-исторических и этнических традиций, показ их единства с общечеловеческой культурой - основа конструирования новых учебных планов и программ по педагогическим и специальным дисциплинам, входящим в содержание профессионально-педагогического образования. Рассмотрение профессиональной культуры педагога с позиций от-
Психолого-педагогические науки • • •
меченных подходов позволяет смоделировать ее содержательно и структурно.
Профессиональная культура личности, занимающейся педагогической деятельностью, представляет собой целостность, включающую в себя определенный уровень способностей, профессиональных знаний и умений, личностных качеств, потребностей и ценностных ориентаций, способствующих успешному осуществлению профессионально-педагогической деятельности.
Следует отметить, что профессиональная культура определяет характер осуществления всех основных функций учителя: образовательной, воспитательной и развивающей. Основными компонентами как показателями высокого уровня компетентности выступают: интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство. Следовательно, в профессиональной культуре можно выделить и разные характеристики: культура педагогического мышления, духовнонравственная культура, культура педагогического общения, культура сотрудничества, культура поведения и внешнего вида, культура речи и т.д.
Учитель является организатором и участником сотворчества культурных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигает в своей профессиональной деятельности, совершенствование которой всегда направлено на постоянное гармоническое развитие собственно личности, его профессионального мастерства, созидания духовных ценностей и т.д.
Таким образом, проведенный анализ теоретических подходов к подготовке учителя убеждает в связанности их с профессионализмом педаго-
19
га и его профессиональной культурой, способствующей совершенствованию уровня мастерства. С этих позиций основанием моделирования профессиональной культуры студентов - будущих учителей выступает структурная модель, в которой выделяются сущностные связи и отношения между компонентами системы.
В отличие от профессиограммы, представляющей собой совокупность требований, предъявляемых к профессионализму личности учителя (психологические, психофизиологические, научно-теоретические, практические и т.д.), модель профессиональной культуры педагога выступает идеальной совокупностью важнейших компонентов, отражающих единство личностных и профессиональных качеств. Критериями же результативности и сформированности профессиональной культуры, показателями готовности к профессиональной деятельности выступают: педагогическое мышление, методологическая культура, мотивационноценностное отношение к педагогической профессии, готовность к педагогической деятельности; способность самостоятельно выдвигать и формулировать профессиональные задачи, предвидеть и оценивать возможные варианты их решения, осуществлять наиболее продуктивную деятельность, проводить сравнительную оценку достигнутых результатов с ожидаемыми, понимать характер влияния конкретных факторов на данный результат и т.д.
Обусловливая ориентиры построения идеальной модели профессиональной культуры учителя, мы опираемся на системный анализ, где доминирующую роль играют системообразующие качества: педагогическое мышление, методологическая культура, мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, готовность к педагогической деятельности. При этом моделирование профессиональной культуры личности мы рассматриваем как пре-
20
Известия ДГПУ, №1, 2010
одоление разрыва между учителем-человеком, гражданином и его профессиональными знаниями, умениями и навыками. Овладение педагогической профессией и педагогическим мастерством возможно на индивидуально-личностном уровне, через усвоение арсенала психологопедагогических и других знаний, которые должны осваиваться субъектом в личностном контексте. В педагогической профессии личностное и профессиональное взаимопроникают, образуя единство. Выстраивая модель, следует опираться на про-фессиограмму как эталонную модель педагога.
С учетом сказанного модель включает в себя описание социальной и профессиональной направленности личности, творческой природы педагогической деятельности, отношения к деятельности, коллегам, родителям, профессиональные качества, ценности, убеждения. В числе профессиональных качеств нами рассматриваются:
- высокая гражданская активность, социальная ответственность и профессиональный долг;
- любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце;
- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогичес-кого мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений;
- индивидуальный стиль педагогической деятельности;
Примечания
- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему.
Следует отметить, что в качестве основных структурных компонентов модели выступают цель, принципы, профессиональная компетентность (знания, умения, навыки) и качества личности. При этом учитель-мастер рассматривается как сознательный субъект педагогической деятельности и активный деятель общественного развития.
Известный отечественный исследователь Л. Ф. Спирин уточнил общепедагогическую профессиограмму как идеальную абстрактную модель личности учителя, обладающего важными качествами для осуществления профессионально-
педагогической деятельности в современных условиях, среди которых: направленность личности учителя, профессиональные потребности, мотивы участия в педагогической работе, владение основными видами деятельности, наличие свойств личности, выражающих гражданскую и профессионально-педагогическую направленность; интеллектуальные, нравственные, волевые, эмоциональные черты характера; общепедагогические умения и навыки, «индивидуальный почерк» профессиональной деятельности и т.д.
Обобщение представленных позиций по профессиональным и личностным качествам показывает, что учитель должен быть профессионально компетентной, культурной, интеллигентной, конкурентоспособной, саморазвивающейся личностью.
1. Анисимов О. С. Концептуально-технологические идеи в развивающем обучении и методологии / Спец, материал к междунар. науч. конф. М.-Уфа : Творчество, 2008. 148 с. 2. Бондаревская Е. В. Введение в педагогическую культуру / Учебное пособие. Ростов на/Д. : РГПУ, 2005. С. 40. 3. Караковский В. А. Педагогическая деятельность учителя. М. : Спутник. С. 11-12. 4. Равкин 3. И. Классификация педагогических ценностей в образовании // Педагогика. 2000. С. 19-18. 5. Семенов С. Н. Современные обучающие технологии. М. : Прогресс, 2008. С. 33. 6. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М. : Изд-во «Наука», 2007. С. 250. 7. Сластенин В. А. Формирование личности учителя
Психолого-педагогические науки
• • •
21
советской школы в процессе профессиональной подготовки. М. : Просвещение, 2006. С. 30231. 8. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времен и детства. М. : Моек, псих.-соц. ин-т, 000 «Флинта», 2004. С. 71. 9. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности учителя. М. : Наука, 2006. С. 27. 10. Шаймарданов Р. X. Теория и технология интенсивного развития профессиональной личности учителя в вузе. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2007. С. 14, 39.
Статья поступила в редакцию 23.03.2010 г.
УДК 371.04(471.67)
ТРАДИЦИИ НАРОДА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
©гою кадирова М.Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
Описана опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в экологическом воспитании младших школьников с привлечением знаний о природе, которые заключены в пословицах, поговорках, приметах, поверьях, сказках, обрядах, традициях и т.д.
The author of the article conducted the experimental work on the use of folk traditions in junior schoolchildren’s ecological education, involving knowledge of nature, which concluded in proverbs, sayings, superstitions, beliefs, tales, rituals, traditions, etc.
Ключевые слова: экологическое воспитание, младшие школьники, природосберегающие традиции, народные приметы.
Keywords: environmental education, junior schoolchildren, nature-protection traditions, folk nature sayings.
В настоящее время, вместе с утверждением позиций нового гуманистического типа экологической культуры, важное значение приобретает критический пересмотр представления о биосоциальной системе «чело-век-общест-во-природа» через экологическое образование и воспитание, реализацию принципов потребительской культуры.
Глобальный экологический кризис требует воспитания подрастающего поколения, просвещения населения с позиций нового миропонимания, замены представления об объектив-
ном существовании системы «природа-общество».
Большими возможностями в решении проблемы экологического воспитания обладает народная педагогика. У каждого народа накоплен богатый опыт воспитания подрастающего поколения, охватывающий все аспекты жизни, в том числе и отношение к окружающей среде, природе. Умение видеть красоту природы и ценить ее значение у ребенка формировалось с малых лет через наставления родителей, старших родственников в форме