УДК 378.016 : 78
Юферова Альбина Адонисовна
Yuferova Albina Adonisovna
преподаватель
Уфимского педагогического колледжа № 2 тел.: (927) 308-39-74
teacher of Ufa Pedagogical College No. 2 tel.: (927) 308-39-74
РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
DEVELOPMENT OF FUTURE MUSIC TEACHER’S QUALITIES AS A CONDITION OF FORMATION OF
PROFESSIONAL
COMPETENCE
Аннотация:
The summary:
Статья посвящена изучению зависимости развития профессионально значимых качеств на формирование и развитие профессиональной компетентности будущего учителя музыки. Опрос студентов, результаты исследования позволяют говорить о наличии взаимосвязи между исследуемыми понятиями.
The article is devoted to studying of the dependence of developpment of professionally significant qualities on formation and development of professional competence of the future music teacher. The students’ poll, the results of research allow us to speak about the interrelateion presence between investigated concepts.
Ключевые слова:
профессиональная компетентность учителя музыки, качества учителя музыки.
Keywords:
professional competence of music teacher, music teacher qualities.
В современном быстро меняющемся мире актуальна постановка вопроса об обеспечении образованием интегративного результата - компетентности, под которой чаще понимают интегральное качество личности, проявляющееся в способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности [1; 2; 3, т. 1, с. 454-455].
Традиционно понятие компетентность применяется в контексте профессиональной деятельности, и оценить уровень компетентности специалиста можно по эффективности выполнения им профессиональных функций. Под профессиональной компетентностью будущего учителя музыки нами понимается функциональная готовность к решению широкого круга музыкально-педагогических проблем на основе интегрированных психолого-педагогических и музыкально-теоретических знаний и опыте как субъекта профессиональной деятельности [4].
Подготовка компетентного специалиста предполагает построение модели профессиональной компетентности, а также организацию особым образом организованного образовательного процесса, структура которого должна быть изоморфна структуре профессиональной компетентности, содержание и технологии которого, будут развивать ее компоненты.
Как известно, личность складывается из качеств личности. Однако вопрос конкретной структуры и содержания приоритетных качеств, характеризующих профессию, является непростым. Раскрывая процесс формирования профессиональной компетентности с позиций личностного подхода, выделяют в структуре искомого понятия группу профессиональных качеств [5]. В проекте стандарта профессионального образования В.Д. Шадрикова заложена деятельностная составляющая профессиональной компетентности, в которой отдельно выделены качества выпускника.
Мы предположили, что развитие профессиональных качеств будущего учителя музыки будет положительно влиять на формирование как отдельных составляющих профессиональной компетентности, так и всей профессиональной компетентности в целом. Отслеживая уровень проявления профессиональных качеств, для нас является важным выявить или опровергнуть связь между проявлением профессиональных качеств как компонента профессиональной компетентности будущего учителя музыки с позиций личностного подхода и развитие профессиональной компетентности в целом.
Анализ содержания и видов профессиональной деятельности учителя музыки позволяет выделить такие специфические качества, как музыкальность, эмпатия, профессиональное мышление и самосознание, отражающие сплав художественного и педагогического аспектов. Немаловажное значение в профессиональной деятельности играет педагогическая интуиция, артистизм, а также личностная профессиональная позиция, являющаяся необходимой и важной частью мастерства учителя музыки [6, с. 10-16]. Важными являются мысли Э.Б. Абдуллина
о профессиональной рефлексии педагога-музыканта как основе и одновременно условии интеллектуального и творческого развития современного педагога-музыканта [7, с. 23].
Правомерно говорить о влиянии названных качеств на профессиональную компетентность учителя в целом, их развитие выступает узловым моментом, важным условием формирования и повышения профессиональной компетентности учителя.
Для выявления степени проявления профессиональных качеств будущих учителей музыки, нами был проведен опрос студентов младших (I и II курс) и студентов старших курсов (IV и V курсы) в количестве 50 и 44 человека соответственно. Общее количество респондентов составило 94 человека. Для диагностики сформированности качеств педагога мы использовали анкету «Насколько у Вас сформированы качества педагога» [8]. Будущим учителям предлагалось оценить по 5-ти бальной шкале проявление качеств у себя (я - реальное) и идеального педагога. Сводные результаты опроса приведены нами в таблице.
Таблица 1 - Уровень проявления качеств реального и идеального педагога студентов младших и старших курсов
качество Младшие курсы Старшие курсы
Портрет учителя Я-реальное Портрет учителя Я-реальное
Чуткость 4 3,8 4 4,3
Справедливость 4,5 4,6 4,7 4,4
Требовательность к другим 4,5 3,5 5 4,1
Уравновешенность 4,1 3,8 4,7 3,9
Ответственность 4,7 4,3 4,9 4,4
Терпеливость 4,6 4,6 4,8 4,5
Доброжелательность 4,6 4,5 4,9 4,8
Инициативность 4,4 3,9 4,6 4,5
Творчество 4,9 4,1 4,9 4,3
Самоконтроль 4,5 4 4,9 4,3
Общительность 4,8 4 4,8 4,5
Требовательность к себе 4,8 4 4,9 4,6
Чувство собственного достоинства 4,6 4,1 4,9 4,9
Трудолюбие 4,8 4,4 4,9 4,4
Эмоциональность 4,8 3,9 4,6 4,9
Целеустремленность 4,7 4,4 4,9 4,5
Чувство такта 4,6 4 4,9 4,5
Чувство юмора 4,6 4 4,6 4,7
Оптимизм 4,2 4,1 4,9 3,5
Искренность 4,5 4,1 5 4,7
Музыкальность 5,0 4,3 4,9 4,7
Эмпатия 4,4 4,2 4,4 4,4
Креативность 4,7 4,6 4,9 4,4
Профессиональное мышление и самосознание 4,3 3,9 4,8 4,6
Педагогическая интуиция 4,5 4,1 5 4,5
Артистизм 4,7 4,7 5 4,8
Личностная профессиональная позиция 4,6 3,9 4,7 4,3
Доминирующим качеством личности в «портрете учителя» студентов младших курсов является «творчество» (X = 4,9). С качественной стороны это означает, что данные респонденты ценят педагога, который способен нестандартно мыслить, быть свободным творцом, быть талантливым учителем. Из музыкальных качеств наивысший балл получило такое качество, как музыкальность (X = 5,0). Самый низкий показатель качества личности в «портрете учителя» -«чуткость» (X = 4,0), что означает для данных респондентов эмоциональное взаимодействие с детьми не считается важной стороной педагогической деятельности. Как видно, результаты расположились очень близко (от 4,0 до 4,9 баллов). Из музыкальных качеств самый низкий показатель (X = 4,3) у качества «профессиональное мышление и самосознание», что может быть вызвано недостаточным пониманием сущности данного качества учителя музыки.
По уровню развития качеств у себя (я - реальное) студенты превалирующим считают качество «справедливость» (X = 4,6), что означает, что у студентов младших курсов нравственноволевые качества более развиты. Слабо развитым качеством является «чуткость» (X = 3,8). Тем самым, мы опять видим, что эмоциональная сторона для данных респондентов не значи-
мая. Из группы качеств, необходимых учителю музыки, низший балл (X = 3,9) получили качества «личностная и профессиональная позиция», «профессиональное мышление и самосознание». Недостаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, очевидно, побудил будущих учителей музыки критично оценить уровень развития этих качеств.
Получив практический опыт проведения уроков и внеклассных занятий, наблюдая за работой учителей - наставников, будущие учителя убеждаются в значимости качеств «педагогическая интуиция», «способность и готовность к импровизации», «педагогический артистизм» для приобщения детей к музыке, решения музыкально-образовательных задач. По результатам опроса студентов старших курсов качества «педагогическая интуиция», «искренность», «артистизм», «требовательность к другим» в «портрете учителя» набрали максимальное значение (X = 5,0). Опять же самый низкий показатель у качества личности - «чуткость» (X = 4,0), говорит о том, что данное качество не является важным для студентов, из группы музыкальных качеств наименьшее значение набрало качество «эмпатия» (X = 4,4).
Вторая серия вопросов определения «я-реальное» дала такие результаты: по уровню развития качеств у себя студенты старших курсов превалирующим считают качество «чувство собственного достоинства» и «эмоциональность» (X = 4,9), что позволяет нам определить, что у студентов происходит личностный и профессиональный рост. Несколько противоречивыми в этой ситуации выглядят данные о минимальном значении качества «личностная профессиональная позиция» (X = 4,3).
Продуманная организация и прохождение педагогической практики, проведение микропрактикумов, использование активных форм и методов профессиональной подготовки содействовала развитию личностных, эмоционально окрашенных качеств студента - «артистизм» (X = 4,8).
Низкий показатель качества у студентов старших курсов набрал «оптимизм» (X = 3,5). Это говорит о снижении удовлетворенности выбранной профессией, о снижении ее значимости для студентов. Показатели уровня сформированности этого качества личности у педагога в субъективном понимании (я - идеальное) и уровня развития качеств личности у себя (я - реальное) у студентов младшего и старшего курсов значительно разнятся.
Сравнение результатов самооценки (я-реальное), оценки учителей в базовых учреждениях и руководителей педагогической практик дало похожие результаты.
Проведенное нами исследование позволяет сделать определенные выводы. Между показателями уровня сформированности качеств личности у педагога в субъективном понимании (я - идеальное) у респондентов младших и старших курсов имеются различия. Как регрессирующий сдвиг мы оцениваем утерю доминирующих позиций качеств «творчество» и «оптимизм». Как прогрессирующий сдвиг мы оцениваем повышение рейтинга качества «чувство собственного достоинства».
Исследование показало, что в процессе формирования профессиональной компетентности можно выделить как периоды подъема, так и спада. Усиление предметной составляющей в блоке общепрофессиональных дисциплин, грамотное соотношение ключевых, базовых и предметных компетенций, нацелит будущих учителей на развитие профессионально значимых качеств, поможет успешно адаптироваться в профессиональной среде, будет содействовать развитию профессиональной компетентности будущего учителя музыки.
Ссылки:
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В.А. Козырева и др. СПб., 2005.
2. Профессионально-педагогические понятия / сост. Г.М. Романцев и др. Ростов на/Д, 2005.
3. Энциклопедия профессионального образования в 3-х т. / под ред. С.Я. Батышева. М., 1998.
4. Юферова А.А. Педагогические условия подготовки компетентного специалиста в образовательном процессе педагогического колледжа // СПО. 2004. № 1. С. 38-39.
5. Лукьянова Л.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. 2001. № 10. С. 56-61.
6. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М., 1990.
7. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. завед. / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. М., 2003.
8. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.
References (transliterated):
1. Kompetentnostniy podkhod v pedagogicheskom obrazovanii: collective monograph / ed. by prof. V.A. Kozyrev, et al. SPb., 2005.
2. Professional'no-pedagogicheskie ponyatiya / comp. by G.M. Romantsev, et al. Rostov na/D, 2005.
3. Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya v 3-kh t. / ed. by S.Y. Batyshev. M., 1998.
4. Yuferova A.A. Pedagogicheskie usloviya podgotovki kompetentnogo spetsialista v obrazovatel'nom protsesse pedagogicheskogo kolledzha // SPO. 2004. No. 1. P. 38-39.
5. Luk'yanova L.I. Psikhologo-pedagogicheskaya kompe-tentnost' uchitelya // Pedagogika. 2001. No. 10. P. 56-6l.
6. Abdullin E.B. Metodologicheskiy analiz problem muzykal'noy pedagogiki v sisteme vysshego obrazovaniya. M., 1990.
7. Psikhologiya muzykal'noy deyatel'nosti: teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya stud. muz. fak. vyssh. ped. ucheb. zaved. / D.K. Kirnarskaya, N.I. Kiyashchenko, K.V. Tarasova, et al.; ed. by G.M. Tsypin. M., 2003.
8. Levitan K.M. Osnovy pedagogicheskoy deontologii. M., 1994.