Научная статья на тему 'Реализация личностно ориентированного подхода в практике профессиональной подготовки учителя физической культуры'

Реализация личностно ориентированного подхода в практике профессиональной подготовки учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ukrainian Journal of Ecology
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (УЧИТЕЛЬ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатеев В. А.

В статье рассматриваются условия реализации личностно ориентированного подхода в практике профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре и спорту; результативность разных разделов подготовки будущих профессионалов при реализации личностной направленности процесса обучения, дающих максимальный эффект и создающих позитивную мотивацию на будущую профессию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фатеев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация личностно ориентированного подхода в практике профессиональной подготовки учителя физической культуры»

-Ь

УДК 373.1.013

В.А. Фатеев

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

В статье рассматриваются условия реализации личностно ориентированного подхода в практике профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре и спорту; результативность разных разделов подготовки будущих профессионалов при реализации личностной направленности процесса обучения, дающих максимальный эффект и создающих позитивную мотивацию на будущую профессию.

Ключевые слова: педагогические условия, критерии готовности, личностно ориентированный подход, будущий педагог по физической культуре (учитель).

Основной целью профессионального обучения на всех ступенях образования является подготовка квалифицированного, личностно ориентированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, инициативного, свободно владеющего основами своей профессии, ориенти-рованного в смежных областях деятельности, готового к постоянному росту до уровня мировых стандартов, социально и профессионально мобильного в постоянно меняющихся условиях социальной действительности. На этапе высшего профессионального образования основной целью является целенаправленное развитие индивидуальных и профессиональных интересов студентов, их ориентации на самообразование и самосовершенствование. Основным содержанием данного этапа является интенсивное формирование специальных и профессиональных способностей, творческого потенциала и ориентация на непрерывность образования в течение сознательной жизнедеятельности (Жуков, 2000).

Важными задачами подготовки специалиста новой формации в сфере физической культуры и спорта с позиции личностной ориентации процесса обучения являются:

- формирование устойчивого интереса и стойкой мотивации к регулярному творческому поиску в сфере профессиональной деятельности и систематическому повышению уровня образованности в своей области;

- личностная ориентация содержания образования;

- становление и социализация личности в условиях современного мира;

- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании;

- формирование «готовности» использовать свой опыт в реальной жизни, постоянно обогащая его и проводя критическую ревизию;

- создание оптимально-сбалансированной среды жизнедеятельности самопознания и условий для самореализации потенциальных способностей каждого в избранном виде профессиональной деятельности.

Для повышения качества подготовки будущего специалиста в области физической культуры и спорта в условиях высшего педагогического образования, необходимо акцентировать внимание на следующих аспектах и направлениях:

- фундаментализация, гуманизация и профессионализация подготовки кадров должны осуществляться во взаимосвязи и взаимозависимости при разноуровневой образовательной программе и реализации личностно ориентированной траектории развития каждого обучающегося на всех ступенях непрерывного образования;

- подготовка будущего профессионала должна акцентироваться на его личностных особенностях

образовательного пространства для развития творческой активности.

В реальности при выполнении этой задачи выявляется ряд противоречий:

-между необходимостью формирования творчества учителя и существующими методиками обучения с опорой на репродуктивную деятельность;

-потребностью в учителях, способных осуществлять деятельность в профессиональном и творческом ключе и ограниченностью системных исследований по формированию «готовности» студентов к личностно ориентированному подходу в обучении;

- требованиями к самостоятельности и самодеятельности студентов и возможностью применения этих умений в процессе знаниево-центрированного вузовского обучения;

- предметным обучением в вузе и интегративным характером профессиональной деятельности.

Существующая методология вузовской подготовки педагога по физической культуре не предполагает обращение студентов и самого педагога к смысловому постижению учебного предмета и его мотивационно-ценностного содержания, ориентируя на стандарт мышления и действий, ограниченных традиционным схематизмом передачи готового опыта без наличия элементов критичности, коллизийности, смыслотворчества, мотивирования и рефлексии (Бондаревская, 1999).

При реализации идей личностно ориентированного подхода в обучении, воспитании и развитии происходят изменения во взглядах на место учебного предмета и его содержания, которое включает в себя область общественной культуры, к которой учитель приобщает своих учеников; в содержании педагогического общения; в деятельности, опосредуемой воспитательным влиянием обучения; в технологии воздействия на личность; в решении

аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих задач, которые при стандартизированном подходе в обучении не выполняют своих функций (Виленский, 1996).

Для реализации и оптимального функционирования личностной модели обучения на практике важно создать условия комфортности субъектов взаимодействия и такую образовательно-воспитательно-развивающую среду их жизнетворчества, где ситуации развивающего, проблемного, творческо-поискового, воспитательно-образовательного характера составляли бы целостную систему как критерия формирования «готовности» студентов к реализации личностной парадигмы на практике. При этом педагогическими условиями реализации модели выступает учет индивидуально-личностных особенностей, мотивационно-потребностная и ценностно-смысловая ориентация студентов при интеграции теории, науки и практики в профессионально-педагогической подготовке. Это возможно в условиях протекания сознательной и специально-организованной деятельности при насыщенности процесса учения эмоциональными ситуациями, новизной, нетрадиционностью с акцентом на выбор, успех, стимулирование творческой деятельности будущих специалистов, где критериями эффективности реализации модели личностной ориентации выступают процессы профессиональной направленности, фундаментальности, усвоение целостного опыта.

Компонентами личностного подхода в обучении, воспитании и развитии будущего учителя физической культуры выступают:

- отношение к студенту как субъекту собственной жизнедеятельности и жизнеустройства, способному к саморазвитию и самоизменению;

- отношение к педагогу, создающему условия для индивидуального самоопределения и самоутверждения личности студента;

- отношение к образованию как процессу поиска индивидом личностного смысла и самовыражения в процессе сотрудничества и взаимотворчества.

Разнообразие трактовок личностно ориентированного подхода требует его полипарадигмального видения и многомерности пространства идей, где ориентация на личностный подход означает новый стиль профессионального поведения и новый образ учителя, проявляющихся в открытости и принятии новых смысловых ориентаций и оперативно выдвигаемых новых целей; сущностной установкой и главным критерием его реализации является востребованность личностного жизнепроявления индивида как субъекта, личности и индивидуальности во всех ситуациях и ступенях непрерывного образовательного процесса, при учете целостности личности и способности к адаптации в социуме.

te

При этом ориентация и принятие основ личностно ориентированного подхода будущим педагогом, как личностно значимого, рассматривается как целостный, целенаправленный, динамичный, сознательный, специально организованный процесс.

Вопросы совершенствования подготовки учителя физической культуры на этапе профессионализации требуют серьезного переосмысления механизмов межпредметных связей и их целостного применения в условиях интегративного характера протекания учебного процесса как целостной деятельности при развитой самостоятельности студентов, которая ограничена при стандартизированном подходе в обучении реализацией развивающей и воспитательной функций. Интегративный характер личностного подхода проявляется во взаимосвязи разных блоков учебного плана в целостном развитии личности будущего специалиста, что дает возможность гармонизировать процессы обучения, воспитания и развития, максимально повысив результативность образовательного потенциала личности по сравнению со знаниево-центрированным подходом.

Более наглядно эти различия результативности разных подходов представлены в таблицах 1-5, где анализируется реализация разных подходов в обучении студентов, и где преимущество личностной ориентации прослеживается по всем сопоставляемым параметрам (Фатеев, 2006б).

Таблица 1. Динамика результативности студентов по годам обучения при разных подходах (ЛОП и ОПП)

Учебные ЛОП (М ± ОПП (М ± Качество знаний (%) Достоверность,

курсы м) м) ОП ОПП р

1 4,1 ± 0,09 3,6 ± 0,12 83,3 45,9 < 0,01

2 4,35 ± 0,11 3,7 ± 0,12 75,0 41,6 <0,001

3 4,3 ± 0,18 3,7 ± 0,18 90,9 59,3 <0,05

4 4,5 ± 0,18 3,9 ± 0,12 87,5 68,75 <0,02

5 4,6 ± 0,06 4,1 ± 0,09 100 83,3 <0,001

Среднее по 4,38 3,83 87,34 59,8

курсам

Из табл. 1 следует, что по каждому учебному курсу наблюдается достоверное преимущество в знаниях студентов с личностной ориентацией, составляя за период обучения в вузе различие в 0,55 балла при преимуществе качественного показателя на 27,54 процента. Подобное преимущество наблюдается при анализе количественных и качественных изменений по итогам обучения по разным блокам учебного плана, что можно увидеть из представленных в табл. 2 данных.

Таблица 2. Результаты обучения студентов по блокам учебного плана при разных подходах в учебно-воспитательном процессе_

Гуманитарный Медико- Психолого- Специальный

Учебный блок биологический педагогический блок

Курс

лоп опп Лоп опп лоп опп лоп опп

1-й курс 4, 0 3,8 4,1 3,8 4,2 3,3,6

2-й курс 4,1 3,6 4,3 3,5 -

3-й курс 3,9 3,6 3,9 3,8 4,1 3,6

4-й курс 4, 2 4, 0 4,2 3, 8 4,4 4,1

5-й курс 4,6 4,2 4,6 4, 0

Средние 4 4,1 3, 8 4,2 3,9 4,1 3, 3,6 4,4 3,9

величины

Подобное преимущество в качестве подготовки не могло не отразиться и на результатах применения полученных знаний и опыта творческой деятельности на практике. В таблице 3 представлены результаты прохождения педагогических практик на 4 и 5 курсах студентами с разной направленностью процесса обучения и профессиональной подготовки, где наблюдается достоверное различие с преимуществом личностного подхода по сравнению со знаниево-стандартизированным. Различие по оценке составило в среднем 0,5 балла при разнице в качестве в 11,2 %. Таблица 3. Сравнительный анализ результатов педагогических практик в зависимости от разных подходов в

обучении (ДОП и ОПП)

Курсы ОП 0ПП t р Процент качества

Мл ±м Мо ±м

ЛОП ОПП

4-й курс 4,7 ± 0,18 4,2 ± 0,16 2,341 <0,05 100 100

5-й курс 4,8 ± 0,10 4,5± 0,18 2,500 <0,05 100 88,8

Средние Результаты 4,77 4,26 00 94,4

Из таблицы следует, что по каждому блоку имеется преимущество студентов с личностной направленностью процесса обучения, где различия по оценке колеблются от 0,3 до 0,5 балла. Подобная тенденция прослеживается и по итогам прохождения производственных практик студентами по курсу

педагогического физкультурно-спортивного совершенствования, где также нацеленность на личностный подход в обучении дает максимальный эффект в качестве подготовки специалистов к практической деятельности, что выразилось в достоверном различии по результативности при разнице в 0,45 балла (см. табл. 4).

Более высокий уровень теоретико-методологической подготовки студентов профориентации на личностный компонент развития позволил этой категории повысить результативность по итогам защиты научных работ по сравнению со стандартизированным подходом, что выразилось в разнице по оценке и по качеству защиты.

Таблица 4. Сравнительный анализ результативности разных подходов в прохождении производственной практики (ЛОП и ОПП)_

Учебный кУРс

ЛОП (М±м)

ОПП (М±м)

t

Р Процент качества

ЛОП-ОПП

4-й

4,5 ± 0,08 4,0 ± 0,20 2,273

<0,05

100

90,9

5-й

4,4 ±0,12 4,0 ± 0,18 2,000

<0,05

100

90,0

При этом качественный показатель различия достаточно существенен как по результативности защиты курсовых, так и дипломных работ студентов (см. табл. 5).

Таблица 5. Сравнительные данные научно-исследовательской работы студентов при разных подходах в обучении (ЛОП и ОПП)_

Подход

Сравниваемые параметры ЛОП (M±m)

ОПП (M±m)

Р Соотношение

качества (в %)

Защита 4,4±0,06 3,7±0,13 4,666 < 0,001+ 100% / 66,7%

курсовых работ

Защита 4,35±0,15 3,65 ± 0,05 4,156 < 0,001 93,7 / 69,0%

дипломных

Таким образом, учет основных концептуальных положений личностно ориентированного подхода в обучении, воспитании и развитии будущих специалистов в области физической культуры и спорта, направленность самого учебного процесса на реализацию идей личностной ориентации образования в целом, позволяет достигать высокого уровня результативности по сравнению со знаниево-центрированным подходом, что стало возможным при создании определенных условий его реализации и принятии студентами на смысловом

t

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровне, как личностно значимого, для будущей профессиональной деятельности.

Такими условиями, на наш взгляд, являются следующие основные направления в организации, содержании и управлении учебно-воспитательным процессом в вузе с позиции личностной вовлеченности и ориентации студентов (Фатеев, 2006а):

- учет индивидуально-личностных особенностей воспитанников;

- наполнение новым смысловым содержанием мотивационно-потребностной сферы;

- интеграция теории и практики личностного подхода в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя;

-преемственность образовательно-воспитательного процесса на всех уровнях непрерывного педагогического образования;

- гуманизация и демократизация взаимоотношений и взаимодействия равноправных субъектов сотрудничества;

-изменение устоявшихся взглядов на студентов с позиции «нивелирования» в направлении их уникальности, неповторимости, своеобразия;

-предоставление возможности права выбора приоритетов, содержания образования, способов восприятия, видов деятельности, трудности программ саморазвития, отношений, манеры поведения и общения;

-предоставление возможности студентам свободно выражать свои мысли, чувства, взгляды, альтернативные устоявшимся истинам и догмам;

-знание исходной диагностики потенциала студентов с предоставлением возможности самим определять свою индивидуальную программу самореализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бондаревская, Е.В. Педагогика : Личность в гуманистических теориях и системах воспитания : Учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений, слушателей ИПК, учителей / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. -М.-Ростов н/Д : Учитель, 1999. - 563 с.

Виленский, М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура : Воспитание, образование, тренировка / М.Я. Виленский. -1996. - №1. - С. 27-32.

Жуков, В.К. Теория и практика управления в системе непрерывного педагогического образования / В.К. Жуков. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 2000. - 152 с.

Фатеев, В.А. Основы профессионально-педагогической подготовки будущего учителя физической культуры : Учебное пособие / В.А. Фатеев. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2006а. - 170 с.

Фатеев, В.А. Подготовка будущего учителя физической культуры в системе «школа-вуз» на основе личностно ориентированного подхода : Монография / В.А. Фатеев. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 20066.- 232 с.

Как цитировать:

Фатеев, В.А. (2015). Реализация личностно ориентированного подхода в практике профессиональной подготовки учителя физической культуры.

Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, 5 (1а), 154-161. © Фатеев, 2015

Users are permitted to copy, use, distribute, transmit, and display the work publicly and to make and distribute derivative works, in any digital medium for any responsible purpose, subject to proper attribution of authorship.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 3.0 License

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.