Научная статья на тему 'Оценка личностных профессиональных качеств будущих учителей технологии'

Оценка личностных профессиональных качеств будущих учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошенко Александр Иванович, Нарулина Танзиля Равильевна

В статье экспериментальным путем, с помощью метода экспертных оценок, установлены наиболее важные профессиональные качества, которыми должен обладать современный учитель технологии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошенко Александр Иванович, Нарулина Танзиля Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка личностных профессиональных качеств будущих учителей технологии»

- корректировка созданного текста в соответствии с проведенным анализом;

- участие в обсуждении текстов, созданных другими;

- самоанализ собственных действий в результате проведенного и представленного исследования.

Выполнение исследовательских заданий, направленных на выявление состояния сформированности у детей практических действий, позволяет будущему учителю в деятельности решать актуальные вопросы совершенствования процесса обучения, видеть проблемные аспекты методической деятельности учителя, выстраивать собственную образовательную траекторию, так как, исследуя, студент' изменяет свое понимание педагогической деятельности.

Выполняя такого рода исследовательские задания, студенты овладевают методическим знанием через исследовательскую компетентность, которая проявляется в умении организовывать изучение состояния практических действий учащихся, анализировать, интерпретировать и преобразовывать как собственную методическую деятельность, так и деятельность учащихся.

Библиографический список

1. Щедровицкий, Г. П. Проблема рефлексии в теории деятельности и СМД методологии // Вопр. методологии. - 1991. - № 2. - с. 47-66

2. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус, яз. и лит.» / М. Т. Баранов, Т, А. Ладыженская. М. Р. Львов и др.; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.

3. Никитина, Л. А. Исследовательская направленность в организации практических занятий по изучению курса «Методика обучения русскому языку и литературе»: учебно-методическое пособие. Барнаул: БГПУ, 2007. - 164 с.

УДК 378.147.322

Л. И. Тимошенко, Т. Р. Нарулина

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

В настоящее время, в соответствии с социальным заказом общества, подготовка будущего специалиста к профессиональной деятельности в условиях средней и высшей педагогической школы претерпевает радикальные изменения. Это отражается в усложнении, углублении и совершенствовании

содержания предметов, а также в поиске самых разнообразных форм и видов учебной и внеучебной работы со студентами.

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что вопросы, связанные с личностно-профессиональными качествами представлены в педагогической науке достаточно широко и разнообразно. Перечень личностных профессиональных качеств огромен, некоторые авторы насчитывают их около ста и более. В связи с этим, оценка значимости личностных профессиональных качеств будущих специалистов представляет одну из важнейших проблем профессиональной педагогики.

Существуют количественные и качественные способы (методы) оценки. Однако результаты качества образования трудно измеримы количественно. Большинство результатов образования, связанных с оценкой личностного развития, воспитанностью, можно определить только квалиметри-чески - качественно, описательно или в виде бальной шкалы, показателей уровней развития. Определение таких показателей осуществляется в исследовательско-экспериментальном режиме, а оценка результатов требует экспертной оценки.

Механизмом, позволяющим проводить научно-педагогическую экспертизу, является экспертный метод, или метод экспертных оценок, который рассмотрен в трудах В. С. Черепанова [4], М. В. Крулехт, И. В, 'Гельнкж [1], В. К. Маригодова, А. А. Слободенюк, Т. Барски [2] и других ученых.

Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.

Данный метод «позволяет анализировать сложные педагогические процессы, явления или ситуации, которые характеризуются в основном качественными, не формализуемыми признаками (что затрудняет их анализ и оценку)» [1, с. 13]. Именно поэтому метод экспертных оценок был взят нами за основу.

Для оценки значимости личностных профессиональных качеств будущих учителей технологии была разработана карта экспертного опроса, включающая 28 профессиональных качеств, объединенных в 5 групп: технологическая культура, методологическая культура, коммуникативная культура, профессиональная мобильность и стремление к профессиональному и личностному самосовершенствованию (см. таблицу).

С целью межгруппового и внутригруппового ранжирования качеств представляет интерес провести социологические исследования в двух аспектах: 1) экспертами являются студенты средних и старших курсов; 2) экспертами являются учителя технологии и преподаватели колледжа и вуза.

Всего было опрошено 120 студентов и 35 преподавателей. В экспертизе участвовали студенты факультета технологии Иркутского государственного педагогического университета, Иркутского индустриально-педагогического

колледжа, а также Иркутского лицея № 1. Экспертами выступали преподаватели указанных учебных заведений и учителя технологии средних общеобразовательных учреждений г. Иркутска и Иркутской области.

Для оценки результатов исследований была применена порядковая шкала оценок (важности проявления либо овладения соответствующим качеством для учителя технологии): очень важное, важное, менее важное, неважное. В графах анкеты эксперту предлагалось лишь поставить знак «+», при выборе той, или иной оценки. Далее для нахождения среднестатистической оценки значимости по каждому из предложенных вопросов порядковая шкала оценок переводилась в соответствующую ранговую с диапазоном от + 6 до 0.

Оценка значимости личностных профессиональных качеств будущих специалистов по каждому из вопросов анкеты производилась по формуле:

Общая сумма баллов

Оценка =------------------------------------------------

Количество экспертов, участвовавших в опросе

Полученные данные были проранжированы.

Экспертная опенка структуры н уровня проявленш! профессиональных качеств учителя технологи»

№ Профессиональные качес тва учителя Технологии Преподаватели Студенты

Балл Рані 1>алл Ранг

1 2 3 4 5 6

[. Технологическая культура

1. Осознание созидающей роли человека в преобразовании окружающей действительности. 5,3 2 4,2 11

2. Владение способами преобразовательной деятельности. 4,8 7 4,4 9

3. Умение разрабатывать новую идею (описывать содержание, структуру, этапы, технологию). 5,2 3 5,2 2

4. Умение составлять программу реализации нововведения. 4,7 8 3,7 13

5. Умение определять целесообразность нововведений, учитывать.оптимальность условий и эффективность применения. 4,5 9 4,3 10

6. Умение прогнозировать и предвосхищать результаты. 4,2 11 4,2 И

7. Способность к продуктивному взаимодействию в ситуации идейной конкуренции. 3,5 14 3,9 12

8. Творческая инициатива. 5,1 4 5,0 3

9. Предприимчивость. 4,0 12 4,7 6

10. Культура потребления. 3,5 14 3,7 13

11. Способность к нестандартному и гибкому мышлению. 4,8 7 4,4 9

12. Умение осознавать, формулировать и творчески решать возникающие задачи. 4,9 6 4,9 4

13. Компьютерная грамотность. 3,8 13 4,4 9

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6

14. Умение строить графические модели изучаемых процессов и явлений. 3,2 15 4,2 И

15. Умение использовать базы данных для хранения и поиска информации. 4,0 12 3,6 14

II. Методологическая культура

16. Умение проектировать систему и последовательность собственных действий и действий учащихся. 5,2 3 4,6 7

17. Умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал. 4,7 8 4,6 7

18. Умение выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент. 4,6 9 3,7 13

19. Умение осуществлять самоанализ, включённый в непосредственную деятельность учителя (самонаблюдение, самоконтроль, самооценка). 4,7 8 4,6 7

20. Способность стимулировать инициативу учащихся, самостоятельное мышление, побуждать к дискуссии. 5,2 3 4,8 5

III. Коммуникативная культура

21. Культура речи, чёткость дикции, оптимальный темп изложения. 5,3 2 5,2 2

22. Соблюдение логики изложения, обоснованность выводов. 5,5 1 4,9 4

23. Способность правильно установить стиль и тон взаимоотношений с учащимися. 5,2 3 5,0 3

24. Готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству. 4,6 8 4,7 6

IV. Профессиональная мобильность

25. Гибкое поведение в условиях неопределенности профессиональной ситуации. 4,2 И 4,3 10

26. Психологическая готовность к новому виду профессиональной деятельности. 4,4 10 4,5 8

27. Способность быстро и легко переходить с одного вида деятельности на другой. 4,5 9 4,7 6

28. Стремление к профессиональному и личностному самосовершенствованию. 5,0 5 5,4 1

Для большей наглядности результатов оценки строились гистограммы опроса преподавателей и студентов. На рис. 1 изображена гистограмма оценок, полученных при анкетировании преподавателей, на рис. 2 изображена гистограмма оценок студентов.

Проанализируем полученные данные подробнее. При экспертном опросе преподавателей (рис. 1) первые 5 мест по значению заняли такие профессиональные качества личности как: соблюдение логики изложения, обоснованность выводов (5,5 балла), культура речи, чёткость дикции, оптимальный темп изложения (5,3), осознание созидающей роли человека в преобразо-

вании окружающей действительности (5,3), умение разрабатывать новую идею (описывать содержание, структуру, этапы, технологию) (5,2), умение проектировать систему и последовательность собственных действий и действий учащихся (5,2), способность стимулировать инициативу учащихся, самостоятельное мышление, побуждать к дискуссии (5,2), способность правильно установить стиль и тон взаимоотношений с учащимися (5,2), творческая инициатива (5,1), стремление к профессиональному и личностному самосовершенствованию (5,0).

Эти данные не противоречат данным психолого-педагогических исследований, в которых среди личностных качеств часто упоминается в качестве универсального ПВК коммуникативная культура учителя. Современная педагогическая наука рассматривает коммуникативную культуру личности как условие эффективности профессиональной деятельности, как цель профессионального самосовершенствования. Роль и значение коммуникативной составляющей в структуре педагогической деятельности учителя рассмотрены в трудах В. А. Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, А. А. Леонтьева, Л. Л. Лузяниной, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина и др.

Следующие качества, отмеченные педагогами, являются составляющими технологической культуры. Действительно без осознания созидающей роли человека в преобразовании окружающей действительности, невозможно полноценной творческой деятельности. Созидание в свою очередь тесно связано с умением разрабатывать новую идею (описывать содержание, структуру, этапы, технологию). Значимость технологической и проектной культуры неоднократно отмечалась многими учеными, такими как Г. И. Кругликов, Е. М. Муравьев, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.

Не менее важным интегративным качеством, выделяемым современной педагогической наукой (Е. В. Бережковой, В. В. Краевским, Л. А. Казанцевой, с. Я. Казанцевым, с. В. Кульневич, с. В. Куликовой, В. А. Сластениным и др.) является методологическая культура. Еще в 1955 году известный немецкий педагог X. Ломан писал: «Учитель не может обучать и преподавать, если он до этого не занимался методологией» [3, с. 18].

Стремление к профессиональному и личностному самосовершенствованию, рассматриваемое многими авторами как одно из свойств, характеризующих направленность личности, влияет на процесс и результаты деятельности прежде всего через отношение профессионала к своим рабочим обязанностям и к своим профессиональным качествам.

При экспертной оценке значимости личностных качеств студентами (рис. 2), профессиональные качества учителя технологии по степени важности расположились в следующем порядке: стремление к профессиональному и личностному самосовершенствованию (5,4 балла); культура речи, чёткость дикции, оптимальный темп изложения (5,2); умение разрабатывать новую идею (описывать содержание, структуру, этапы, технологию) (5,1 баллов); творческая инициатива (5,0), способность правильно установить стиль и тон взаимоотношений с учащимися (4,9); умение осознавать, формулировать и творчески решать возникающие задачи (4,9).

Анализ результатов исследования показал, что имеется некоторая корреляция оценок преподавателей и студентов. Так, например, и те и другие отмечают важность коммуникативной, технологической культуры, профессионального и личностного самосовершенствования. Однако студенты средних и старших курсов еще недостаточно осознают роль методологической культуры для будущего учителя.

Таким образом, полученные данные позволяют определить, среди множества личностных качеств, наиболее важные профессиональные качества, которыми должен обладать современный учитель технологии, акцентировать на них внимание и вести работу по их формированию.

Библиографический список

1. Крулехт М. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. Пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В. Тель-нюк. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.

2. Маригодов В. К. Экспертная система в педагогических исследованиях / В. К. Маригодов, А. А. Слободянюк, Т. Барски // Специалист. - 2001. - № 1. -с. 29-32.

3. Ратнер Ф. Л. Научная деятельность студентов Германии / Ф. Л. Ратнер. -Казань: Издательство Казанского университета, 1992. - 133 с.

4. Черепанов, В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В. С. Черепенов. - Москва: Педагогика. - 1989. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.