Библиографический список
1. Данилова, Л.Н. Перспективы использования опыта финской школы в процессе реформирования немецкого образования [Текст] / Л.Н. Данилова // Ярославский педагогический вестник. - 2006. - № 3.
- С. 124-128.
2. Данилова, Л.Н. Реформирование общеобразовательной школы объединённой Германии [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2007. - 255 с.
3. Педагогика [Текст]: учебник для студентов пед. вузов и колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.
4. Begabte Kinder finden und fördern. Ein Ratgeber für Eltern und Lehrer. - Bonn: BMBF, 2001. - 96 S.
5. Freymann von, T. «... und was tun Sie für die Begabten?» Zur Kehrseite der finnischen Medaille// Brlv. -2004. - H. 02. - S. 4-7.
6. Freymann von, T. Was macht Finnland besser?// Hamburger Abendblatt. - 2004. - 07/02. - S. 9.
7. Lehn von, B. Was Deutschland von Finnland lernen kann// Die Welt. - 2003. - 08/03. - S. 14.
8. Vertiefender Vergleich der Schulsysteme ausgewählter PISA-Teilnehmerstaaten. Bildungsreform, Band 2 / BMBF. - Bonn, 2003. - 274 S.
Р.М. Зайниев ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье анализируются проблемы профессиональной ориентации школьников в современных условиях. Выявлена динамика профессиональных предпочтений старших школьников, определены формы и принципы профессиональной ориентации, способствующие сознательному выбору профессии.
R.M. Zayniev VOCATIONAL COUNSELLING OF PUPILS - A COMPONENT OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS OF A COMPREHENSIVE SCHOOL
We have analyzed the modern problems of vocational counselling for pupils in secondary schools.
The dynamics of professional preferences of pupils, forms and principles of vocational counselling are defined, which lead to conscious choice of a profession.
Качество подготовки специалистов в вузах во многом зависит от отбора и приема абитуриентов в учебное заведение. Общеизвестно, что ныне существующая система приема в высшие учебные заведения, в том числе и на технические специальности, страдает многими недостатками. «В традиционно сложившейся системе отбора абитуриентов все внимание сосредоточивается на знаниях по общеобразовательным дисциплинам. Наличие прочных знаний по профилирующим предметам, конечно же, важно для подготовки хорошего специалиста, но крайне недостаточно. Уж слишком много внимания обращается при приеме на знания по предметам и совершенно не учитывается, что за человек идет учиться, что он умеет делать практиче-
ски и каковы у него интересы и способности» [5. С. 9].
Проблема профессиональной ориентации школьников занимает особое место в учебно-воспитательном процессе средних общеобразовательных школ. Можно отметить своеобразный узел интересов, возникающий вокруг выпускников школ, желающих продолжить учебу в высших учебных заведениях. Общество заинтересовано в том, чтобы более подготовленные и более одаренные выпускники пополняли те отрасли науки, культуры, хозяйства, управления, социальных структур, где благодаря их усилиям будет достигаться прогресс в обществе, экономике, производстве. Школа, в свою очередь, стремится поддержать жизненные планы своих лучших питомцев в расчете на те сферы их
самоопределения, где гарантируется расцвет дарований. Наблюдается возрастание влияния родителей на выбор будущей профессии выпускниками школ. Наконец, волеизъявление самих выпускников может совпадать или расходиться с пожеланиями и рекомендациями наставников.
События в личной жизни на границе «школа - после школы» изобилуют множеством ситуаций, в том числе и непредсказуемых. Факт «срыва» золотого медалиста на вступительных экзаменах в вуз - явление не такое уж редкое. Перепады академической успеваемости блестящего выпускника, показывающего в вузе низкий ее уровень, тоже достаточно распространенное явление. В том же ключе, как установлено исследователями проблем профессионального самоопределения окончивших общеобразовательную школу, могут рассматриваться и такие парадоксы, как нереализуемые уже существующие у школьников способности, нежелание получать профессию, адекватную повышенным способностям (талантливый математик поступает в медицинский институт, способный музыкант не хочет получать профессию музыканта и т.п.).
Профессиональная ориентация учащейся молодежи являлась и является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Под профессиональной ориентацией мы будем понимать помощь, оказываемую личности в использовании ее способностей, предоставление человеку возможности развивать их так, чтобы он был в состоянии выбирать для себя области обучения и трудовой деятельности в ходе меняющихся условий в его жизни и, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой — достичь личных успехов.
Очевидно, что эта помощь должна включать комплекс психолого-педагогичес-ких, медико-физиологических и социальноэкономических мероприятий, осуществляемых педагогическими коллективами учебных заведений, производственными коллективами, общественностью и семьей. При этом необходимо учитывать динамику развития общества под воздействием научно-техни-ческого прогресса и нового экономического уклада, возникновение новых специальностей и исчезновение некоторых старых, изменение содержа-
ния отдельных специальностей, неизбежные перемещения в составе населения и т.д.
Существенное и все возрастающее влияние на выбор профессии детьми должны оказывать родители. Изменение форм собственности, происходящее в стране, изменяет и ценностные ориентиры, престиж профессий. Уходит в прошлое распределение выпускников учебных заведений на рабочие места и, стало быть, снижается ответственность государственных структур за профориентацию. Но не снимается сама проблема. Для детей и их родителей она становится еще более насущной.
Актуальность проблемы профессиональной ориентации учащихся на современном этапе развития общества требует объединения усилий ученых разных специальностей: педагогов, психологов, экономистов, врачей, социологов, специалистов по трудоустройству. Прогнозирование потребностей общества в тех или иных специалистах в будущем потребует использования математических методов, которые все интенсивнее внедряются во все области знания и современного производства. Педагогическому коллективу в организации профессиональной ориентации принадлежит особое место, так как именно учителя имеют возможность длительного целенаправленного воздействия на учащихся и, конечно же, являются наиболее подготовленными в вопросах определения их склонностей и способностей. Эти приобретаемые в вузах качества учителя мы обязаны не растерять в период пересмотра его функциональных обязанностей.
Уже в начальных классах учитель, выявляя индивидуальные склонности и способности учеников, должен целенаправленно развивать их и психологически готовить детей к труду. В последующих классах начатая работа по выявлению и развитию способностей должна быть более глубокой и разнообразной. При этом учителю, по возможности, необходимо сохранить преемственность в развитии определившихся склонностей, хотя совершенно не исключено, что на определенном этапе у отдельных школьников могут появиться способности в какой-то новой области.
Неполная средняя школа (5-9-й кл.), как известно, предусматривает изучение основ наук, и здесь имеются широкие возможности для связи обучения с жизнью, с трудом и подготовкой к выбору профессии. Кроме того,
начиная с 7-го класса и даже раньше, учащимся предоставляется возможность углубленного изучения (по их выбору) отдельных предметов физико-математического, химикобиологического и общественно-гуманитарного циклов с помощью факультативных занятий. Именно в неполной средней школе должна в основном решаться задача общетрудовой подготовки подростков, должны создаваться условия для проведения действенной ориентации, облегчающие им выбор профессии. С этой целью в свое время были созданы межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), введен общественно полезный труд, созданы кабинеты или уголки профориентации в школах, училищах, на предприятиях, в вузах.
Имеются возможности по организации профориентации школьников учителями-предметниками. Устойчивый интерес учащихся к учебному предмету может вызвать интерес к какой-то профессии, который, в свою очередь, развивает познавательный интерес к учебному предмету и способствует активизации всего учебного процесса.
Безусловно, эта работа должна быть скоординирована между всеми учителями-предметниками, должны быть выяснены возможности каждого учебного предмета. Учителя обязаны знать основные профессии, связанные с его предметом, работать над методикой развития соответствующих профессиональных интересов, задумываться над перспективой имеющихся профессий.
Необходимо понимать, что в настоящее время происходит интенсивное возникновение новых профессий и изживание старых. Этому процессу способствует то, что наука по-настоящему становится производительной силой, интервал времени между теоретическими разработками и внедрением сокращается. Поэтому становится ясным, что к профессиональному просвещению учащихся должны подключаться работники предприятий, вузов, научных учреждений. Кто же возьмет на себя координацию деятельности различных учреждений, управленческих
структур, учебных заведений, заботу взрослых и их детей о проблемах профессиональ-
ной ориентации? Ответ очевиден: тот, у кого имеется интерес в этой области. Это вузы и школы.
Основой профессиональной ориентации школьников являются трудовая и политехническая подготовка, осуществляемая в процессе школьного обучения. При этом, в соответствии с задачами реформы школы, работу целесообразно проводить в следующих возрастных группах: 1-4-й классы, где можно знакомить детей с доступными для них профессиями; 5-7-й классы, где получают теоретические знания и практические умения по некоторым видам работ, представления о главных отраслях народного хозяйства; 7-9-й классы, где школьники на факультативных занятиях начинают углубленное изучение отдельных предметов; 10-11-й классы, где трудовое обучение необходимо организовывать непосредственно на рабочих местах, на производстве или на базе общеобразовательной школы.
В феврале-марте 2008 г. нами было проведено анкетирование учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов школ городов Набережные Челны, Заинска, Азнакаево Республики Татарстан. Всем учащимся была предложена анкета одинакового содержания, и вопрос был сформулирован следующим образом: «Как Вы относитесь к перечисленным профессиям? (Оцените привлекательность всех перечисленных ниже профессий по 10балльной системе: самые привлекательные с Вашей точки зрения профессии оцениваются 10, 9, 8 баллами; профессии средней привлекательности - 7, 6 баллами; малопривлекательные профессии - 5, 4 баллами; самые непривлекательные - 3, 2, 1 баллом; если совсем ничего не знаете о профессии, то поставьте 0). На вопросы анкеты ответили всего 348 учеников, из них 126 - ученики 9-го класса, 113 - ученики 10-го класса, 109 - ученики 11-го класса. Приведем рейтинг привлекательности профессий по результатам анкетирования учащихся по указанным классам, при этом отметим, что в анкете названия всех профессий были представлены в алфавитном порядке (см. табл. 1).
Таблица 1
№ 9 класс 10 класс 11 класс
Название профессии Средн. балл Название профессии Средн. балл Название профессии Средн. балл
1 Бизнесмен 8,0 Бизнесмен 8,7 Бизнесмен 8,5
2 Банковский работник 7,6 Банковский работник 8,0 Инженер 8,2
3 Программист 7,3 Юрист 7,8 Банковский работник 7,5
4 Архитектор 6,8 Программист 7,6 Экономист 7,1
5 Юрист 6,6 Инженер 6,8 Политик 7,0
6 Медицинский работник 6,5 Архитектор 6,5 Медицинский работник 6,9
7 Переводчик 6,5 Бухгалтер 6,4 Юрист 6,8
8 Журналист 6,0 Медицинский работник 6,3 Программист 6,8
9 Авиатехник 5,9 Экономист 6,1 Шофер 6,6
10 Секретарь-референт 5,9 Артист 6,1 Летчик 6,5
11 Инженер 5,9 Политик 5,8 Артист 6,5
12 Шофер 5,8 Переводчик 5,7 Архитектор 6,3
13 Агроном 5,8 Ученый-математик 5,7 Журналист 6,1
14 Экономист 5,7 Журналист 5,7 Офицер 5,9
15 Летчик 5,5 Ученый-биолог 5,4 Переводчик 5,8
16 Политик 5,5 Преподаватель вуза 5,3 Ученый-математик 5,8
17 Музыкальный работник 5,4 Офицер 5,1 Бухгалтер 5,4
18 Офицер 5,4 Летчик 4,9 Музыкальный работник 5,2
19 Ученый-филолог 5,3 Повар 4,8 Металлург 5,2
20 Бухгалтер 5,3 Писатель 4,8 Ученый-филолог 5,1
21 Повар 5,2 Моряк 4,7 Ученый-биолог 5,0
22 Внешнеторговый работник 5,2 Учитель школы 4,7 Монтажник-строитель 4,8
23 Ученый-биолог 5,1 Монтажник-строитель 4,5 Воспитатель 4,7
24 Артист 5,0 Музыкальный работник 4,4 Автомеханик 4,6
25 Моряк 5,0 Внешнеторговый работник 4,3 Моряк 4,6
26 Ученый-математик 5,0 Воспитатель 4,3 Писатель 4,6
27 Преподаватель вуза 5,0 Секретарь-референт 4,3 Повар 4,6
28 Токарь 4,9 Автомеханик 4,3 Шахтер 4,6
29 Радиотехник 4,8 Ученый-филолог 4,2 Преподаватель вуза 4,4
30 Конторский служащий 4,8 Агроном 4,2 Милиционер 4,3
31 Монтажник-строитель 4,7 Шофер 4,1 Конторский служащий 3,9
32 Штукатур-маляр 4,7 Конторский служащий 3,7 Секретарь-референт 3,7
33 Милиционер 4,6 Официант 3,6 Штукатур-маляр 3,5
34 Писатель 4,4 Штукатур-маляр 3,6 Агроном 3,3
35 Столяр 4,4 Продавец 3,6 Продавец 3,2
36 Электромонтер 4,2 Электромонтер 3,3 Машинист тепловоза 3,0
37 Слесарь 4,1 Милиционер 3,3 Электромонтер 2,9
38 Машинист тепловоза 3,9 Портной, швея 3,3 Учитель школы 2,9
39 Металлург 3,8 Фермер 3,3 Т окарь 2,8
40 Фермер 3,7 Радиотехник 3,2 Официант 2,8
41 Учитель школы 3,6 Шахтер 3,0 Портной, швея 2,7
42 Официант 3,4 Токарь 2,9 Внешнеторговый работник 2,6
43 Портной, швея 3,4 Машинист тепловоза 2,8 Фермер 2,5
44 Шахтер 3,4 Металлург 2,8 Слесарь 2,5
9 класс 10 класс 11 класс
№ Название профессии Средн. балл Название профессии Средн. балл Название профессии Средн. балл
45 Воспитатель 3,3 Столяр 2,6 Почтовый работник 2,2
46 Продавец 3,3 Слесарь 2,6 Столяр 2,1
47 Почтовый работник 2,9 Тракторист 2,5 Тракторист 1,8
48 Тракторист 2,8 Почтовый работник 2,5 Ткач 1,8
49 Ткач 2,7 Ткач 2,4 Радиотехник 1,7
50 Доярка 1,6 Доярка 1,6 Доярка 1,3
Анкета была предназначена для учащихся средних школ с целью определения рейтинга привлекательности 50 профессий. По результатам анкетирования первое место среди перечисленных профессий во всех классах занимает бизнесмен с 8,0 баллами и выше, на втором месте - банковский работник в 9-10-х классах, инженер у учащихся 11-х классов, банковский работник оказался на третьем месте. Также привлекательными профессиями ученики называли профессии юриста, программиста, экономиста, медицинского работника (врач или сестра), переводчика, бухгалтера, журналиста, артиста и некоторые другие специальности в основном умственного труда. Заметим, что из 50 названных профессий более 20 представляли рабочие профессии. Последние 10-12 позиций занимают такие рабочие профессии, как: доярка, ткач, тракторист, почтовый работник, продавец, воспитатель, столяр, металлург, шахтер, токарь, радиотехник и некоторые другие.
Сопоставление данных показывает изменение рейтинга некоторых профессий у учащихся разных классов. Например, профессия программиста в 9-м классе на третьем месте, в 10-м - на четвертом, в 11-м - на 8м. Это объясняется тем, что по мере узнавания об этой не совсем обычной профессии происходит понимание сложности и необходимости специальной подготовки, особенно по математике, информатике и компьютерной грамотности. Привлекательность профессии инженера из класса в класс начинает расти. Если среди девятиклассников профессия инженера занимала 11-е место, в 10-м классе -уже 5-м место, среди учащихся 11-х классов она занимает второе место с 8,2 баллами, обогнав профессии банковского работника, экономиста и политика. Привлекательность профессии инженера у выпускников объясняется тем, что они уже начали выбирать себе профессию, исходя из своих возможностей и
склонностей. Этому способствует также информация в печати и на телевидении о престижности инженерных специальностей в связи с потребностями современного производства автомобилестроения, в первую очередь, заводов ОАО «КамАЗ».
Особое место в списке занимает профессия учителя средней школы. Ее девятиклассники поставили на 41-е место с 3,6 баллами, а десятиклассники на 22-е место с 4,7 баллами. А вот одиннадцатиклассники эту профессию опять отодвинули на 38-е место с 2,9 баллами. Объяснение такому расхождению оценок также можно легко найти: девятиклассники ставили оценки, исходя из первых впечатлений об учителе-предметнике, который своим авторитетом воспитывает и заставляет учиться. Отношение к учителю меняется к лучшему в 10-м классе в связи с дальнейшим изучением предметов. Ученик более сознательно относится к изучаемым дисциплинам и поэтому считает профессию учителя более привлекательной. А почему же резко падает привлекательность профессии учителя в 11-м классе? Ответ может быть один: ученик к окончанию средней школы начинает сознательно выбирать свою будущую профессию. Он считает, что профессия учителя является непрестижной, непривлекательной, малооплачиваемой.
При анализе итогов анкетирования было выявлено, что количество непривлекательных профессий из класса в класс росло: в 9-м классе их было 4, а к 11-му классу стало уже 15, причем в последнем случае в число непривлекательных профессий вошли 14 «рабочих» профессий и профессия учителя школы.
Проведенный анализ анкет по определению рейтинга привлекательности профессий среди учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов еще раз подчеркивает необходимость проведения профориентационной работы в средних классах, предпрофильной подготовки через элективные курсы, так как «основная задача кур-
сов предпрофильной подготовки - научить девятиклассников делать выбор» [1. С. 4].
Назовем основные принципы профессиональной ориентации школьников, выделяемые сейчас в научной и учебной литературе.
Принцип сознательности. Предопределяет хорошее знание профессии: необходимые умения и навыки, психофизические требования, профессиональный рост, социальные достоинства.
Принцип самостоятельности. Предоставляет школьнику право окончательного выбора профессии.
Принцип свободы выбора. Предполагает свободный выбор профессии с учетом потребности в кадрах, психофизиологических особенностей и желаний личности.
В профориентационной работе желательно руководствоваться указанными принципами, поскольку правильный и своевременный выбор профессии позволяет быстрее проявить личностные способности и получить от нее (работы) максимум результатов.
Изменения, произошедшие в стране в связи со сменой общественно-политического
строя, появлением многоукладности в экономике, интеграцией в мировую экономическую систему, изменили и задачи средней общеобразовательной школы и среднего и высшего образования. Однако главная задача подго-товки специалистов высокой профессиональной квалификации осталась. Естественно, что осуществление ее в значительной степени зависит от качества набора абитуриентов, то есть от той «продукции», которую вузу поставляет школа. Справедливо и обратное: качество выпускников школы определяется уровнем преподавателей, которых готовят педагогические институты и университеты. Необходимость контактов вуза и школы в плане профориентации становится все более очевидной в связи с появлением более требовательного заказчика.
Успешное решение задач профориентации в более ранние сроки учебы в основной школе - это путь к успешному обучению в профильных классах средней общеобразовательной школы и сознательному выбору своей будущей профессии.
4.
5.
Библиографический список
Афанасьева, Т.П. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения [Текст]: методическое пособие / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немов, Н.Я. Стрельцова, А.Н. Томазова; под ред. Н.В. Немовой. - М: АПК и ППРО, 2005. - 78 с.
Зайниев, Р.М. Совместная работа школы и вуза по профессиональной ориентации [Текст] / Р. М. Зайниев // Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов: материалы 4-й Международной научно-практической конференции. - Красноярск: Гос. университет цвет. металлов и золота, 2006. - С. 323-326.
Зайниев, Р.М. К вопросу об организации профориентационной работы со школьниками на педагогическую профессию [Текст] / Р.М. Зайниев // Новые средства и технологии обучения математике в школе и вузе: материалы XXVI Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. - Самара - Москва, Самарский филиал МГПУ, 2007. - С. 185-186. Зайниев, P.M. От профессиональной ориентации к профильному обучению школьников [Текст] / Р.М. Зайниев // Профильное обучение в школе - путь к повышению качества образования в вузе: сб. научно-методических трудов. - Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2007. - С. 26-35.
Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера [Текст]: кн. для препод. высш. и средн. пед. учебн. заведений / П.Е. Решетников. - М.: Владос, 2000.
- 304 с.
1
2
3
О.Ю. Зозуля РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩЕГОСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЕТОВЫХ ФОРМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ
Творческий (художественно-творческий) потенциал понимается как совокупность (система) способностей и возможностей учащегося, без которых невозможно его творчество. Поступательность развития творческого потенциала интерпретируется как процесс, не знающий регресса.