Научная статья на тему 'Подготовка студентов к осуществлению профессиональной ориентации учащихся в обучении биологи'

Подготовка студентов к осуществлению профессиональной ориентации учащихся в обучении биологи Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
22
0
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ / COMPONENTS OF VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ / VOCATIONAL GUIDANCE IN TEACHING BIOLOGY / VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Фетисова Наталья Евгеньевна, Кондаурова Татьяна Ильинична

Рассмотрена проблема подготовки студентов к осуществлению профессиональной ориентации учащихся в обучении биологии. Определены возможности дисциплины «Профессиональная ориентация при обучении школьников биологии» в подготовке будущих учителей к ведению профориентационной работы.The article deals with the issue of teaching students for vocational guidance in teaching biology. It describes the potential of the discipline “Vocational Guidance in Teaching Biology to School Students” in training of future teachers for career-oriented work.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Фетисова Наталья Евгеньевна, Кондаурова Татьяна Ильинична,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к осуществлению профессиональной ориентации учащихся в обучении биологи»

известия вгпу

Psychological and pedagogic conditions of training vocalist students for concert performance

The article deals with the issues of psychological and pedagogical training of a vocalist student for a concert performance, which is not only the result and the culmination of the long work on the concert programme, but also an indicator of the quality of the performance, vocational and pedagogical training at the university.

Key words: concert performance, stage excitement, psychological and pedagogical training of the performer, concert readiness.

(Статья поступила в редакцию 17.04.2018)

Т.и. кондаурова, н.е. Фетисова

(Волгоград)

подготовка студентов к осуществлению профессиональной ориентации учащихся в обучении Биологии

Рассмотрена проблема подготовки студентов к осуществлению профессиональной ориентации учащихся в обучении биологии. Определены возможности дисциплины «Профессиональная ориентация при обучении школьников биологии» в подготовке будущих учителей к ведению профориентационной работы.

Ключевые слова: профессиональная ориентация учащихся, компоненты профориентации учащихся, профориентационная деятельность в обучении биологии.

Стратегией воспитания в РФ до 2025 г. определена приоритетная задача - формирование гармоничной личности, обладающей знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющей традиционные нравственные ценности, готовой к созидательному труду. Формированию гармоничной личности, реализации ее творческого потенциала, процессу социальной адаптации способствует правильный выбор области профессиональной

деятельности. Важная роль при этом отводится профессиональной ориентации как научно-практической системе подготовки учащихся к свободному и сознательному выбору профессии в соответствии с личностными интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями общества.

Основная роль в подготовке молодежи к сознательному и обоснованному выбору профессии принадлежит общеобразовательной школе. Однако, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, лишь 12% от числа опрошенных учащихся старших классов считают, что существующее общее образование дает возможность выбора определенной области профессиональной деятельности. Проблема профориентации привлекает пристальное внимание многих педагогов, методистов, социологов, экономистов и других ученых.

В методике обучения биологии разные аспекты профессиональной ориентации исследовали Н.М. Верзилин, В.М. Корсун-ская, И.Д. Зверев, Д.И. Трайтак, В.Ф. Шалаев, В.С. Анисимова, Е.Т. Бровкина, А.Н. Мягкова, Е.М. Гвоздырева, Н.Д. Андреева, Н.В. Малиновская и др. Однако, несмотря на имеющиеся достижения, проблема профессиональной ориентации при обучении биологии остается актуальной.

Биология как учебный предмет обладает большим профориентационным потенциалом и позволяет ориентировать школьников на различные области профессиональной деятельности - в сельском хозяйстве, медицине, экологии, медико-биологической промышленности, бионике, биофизике, биологической кибернетике, микробиологической промышленности, инженерной физиологии, биотехнологии, инженерной энзимологии, биоэнергетике, тканевой и клеточной инженерии и др.

знакомство с опытом работы учителей показало, что в настоящее время в школах вследствие перегруженности учителей и учащихся, недостаточности методического материала профориентационная работа зачастую не проводится или сводится к дифференциации школьников по профильным классам. Значительная часть учащихся испытывает трудности в выборе профессии, они плохо осведомлены о применении биологических знаний в различных сферах профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Кондаурова Т.И., Фетисова Н.Е., 2018

Таким образом, в теории и практике обучения биологии образовалось противоречие между необходимостью оказания учащимся помощи в выборе профессии с позиции гармоничного развития личности и потребности конкретного экономического района в кадрах, с одной стороны, и нерешенностью проблем профессиональной ориентации - с другой. Одним из способов разрешения создавшейся ситуации является органическое совмещение процессов обучения, воспитания и профессиональной ориентации.

В целях улучшения подготовки студентов к ведению профориентационной работы при обучении биологии нами разработана дисциплина по выбору «Профессиональная ориентация при обучении школьников биологии». Процесс освоения дисциплины в соответствии с ФГОС ВО направлен на формирование способностей решать задачи воспитания, организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности [3].

Изучение дисциплины включает освоение студентами теоретических и методологических основ профориентационной деятельности в обучении биологии, формирование готовности к ее реализации. В нашем представлении готовность учителя к профориентаци-онной деятельности является целостным образованием, интегративным свойством его личности, системой ее качеств, обеспечивающих создание условий осознанного выбора учащимися будущей профессии. Эта готовность определяет наличие у учителя умений осуществлять:

- анализ и обоснование своих действий, самореализацию на основе внутренней профессиональной мотивации;

- поиск альтернативных способов решения проблем существующей практики профессиональной работы в школе;

- совместное с учащимися осмысление элементов содержания профориентации;

- внесение авторских элементов в содержание и методы профориентационной работы;

- создание личностно-утверждающей ситуации, в которой раскрываются личностные смыслы учащихся в выборе профессии;

- формирование у учащихся потребности в выборе профессии;

- ориентацию на диалоговые технологии, саморазвитие и самовоспитание учащихся в процессе педагогического общения.

КИЕ НАУКИ -

Исследование проблем подготовки будущих учителей биологии к осуществлению профессиональной работы относится к проблемам, требующим применения системного подхода в связи с его многофакторностью, большой личностной, социальной и педагогической значимостью. Ценностно-целевая ориентация подготовки к проведению профориен-тационной работы содействует развитию творческой активности студента в создании авторской методической системы в области профориентации школьников при обучении биологии [4].

Деятельность будущего учителя биологии по профориентации учащихся основывается на знаниях о том, как необходимо осуществлять будущий, еще не реализованный в деятельности процесс, и соответствующих умениях. Именно в деятельности происходит сложнейший процесс формирования личности, а сущность развития личности в деятельности состоит в качественном изменении самой деятельности. для того чтобы будущему учителю в осуществлении профориентацион-ной работы стать субъектом педагогической деятельности, в процессе его подготовки необходимо сформировать:

- педагогические установки, направленные на развитие личности ученика;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- способность к проектированию собственной деятельности по профориентации учащихся;

- способность к рефлексии собственного педагогического опыта;

- способность к формированию профориентационной мотивации учащихся.

Этими императивами задан и контекст подготовки учителя к проведению профориен-тационной работы учащихся в обучении биологии. Структура дисциплины «Профессиональная ориентация при обучении школьников биологии» представлена четырьмя разделами. Изучение первого раздела «Значение профессиональной ориентации учащихся. Проблемы профориентации учащихся в школьном биологическом образовании» посвящено анализу состояния профориентационной работы в современной школе, знакомству с опытом работы учителей биологии школ г. Волгограда и Волгоградской области, выявлению профори-ентационного потенциала биологии как учебного предмета.

Изучение второго раздела «Модель методики профессиональной ориентации при изучении биологии» позволяет студентам сконструировать структуру модели методики про-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

фессиональной ориентации при обучении биологии, выявить факторы, влияющие на эффективность применения методики профориен-тационной работы, их взаимосвязь. Изучение дидактических, профориентационных и методических принципов как основы для отбора содержания, методов и методических приемов профориентации при обучении биологии является основой для понимания студентами становления и развития системы профориентации, осмысления вклада ученых (С.Н. Чистякова, А.Е. Климов, А.А. Морозов, А.А. Кы-верялг, B.C. Аванесов, H.H. Захаров, Н.Д. Андреева, H.B. Малиновская и др.) в развитие теории и методики профориентационной работы. студенты овладевают умениями реализо-вывать такие основные структурные компоненты профориентации учащихся, как профессиональное просвещение, профессиография, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация [1].

Профессиональное просвещение выполняет функцию ознакомления учащихся с различными видами профессий и с потребностями в кадрах конкретного экономического региона. Содержание школьной биологии позволяет информировать учащихся не только о профессиях, где предметом труда является природа, но и о профессиях, в которых используются биологические знания, например, профессии типов «человек - человек», «человек - техника», «человек - художественный образ» (учитель биологии, медицинские профессии, экологические специальности, флорист-декоратор, биотехнолог и др.) (Е.А. Климов). Данная информация имеет для каждого учащегося побудительную направленность и помогает делать правильный выбор будущей профессии в соответствии с их способностями, интересами и склонностями, с учетом потребностей общества. знакомит с миром профессий и помогает сделать свой жизненный выбор профессио-графия. Она содержит описание профессий и включает основные требования, предъявляемые к психологическим, физическим качествам человека, его знаниям и умениям. Профессиональная консультация направлена на установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных способностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии, стимулирование к самовоспитанию и развитию необходимых личностных качеств. Большинством авторов она признается как фактор прямого воздействия на выбор профессии. Помимо более глу-

бокого информирования учащихся о профессиях, связанных с биологией, учителю важно организовывать изучение профессионально значимых качеств личности, которые позволят сделать целенаправленным и осознанным выбор профессии. Профессиональный выбор позволяет, опираясь на выявленные психофизиологические и личностные качества, помочь молодым людям выбрать профессию. Профессиональная адаптация, являясь завершающим компонентом профориентации, начинается со школы, но не заканчивается в ней. Как отмечает С.Н. Чистякова, насколько качественно школа сумела заложить основы профессиональной адаптации, настолько эффективно будет протекать в дальнейшем овладение профессией. Профессиональная адаптация -это система успешного приспособления обучающихся к условиям их будущего профессионального труда. Профессиональная адаптация характеризуется такими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей и интереса к конкретной профессиональной деятельности, совпадение личной и общественной мотивации труда. При этом работа учителя направлена на формирование у учащихся системы биологических знаний, необходимых в будущей профессиональной деятельности. чем глубже уровень биологических знаний и выше сформированность практических умений, которые являются основой профессиональных умений, тем быстрее будет проходить процесс профессиональной адаптации. Перечисленные компоненты профессиональной ориентации тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. Это, в свою очередь, служит основой комплексного подхода ко всей работе учителя биологии по профессиональной ориентации. Профориентацион-ная работа тесно связана с профориентацион-ной мотивацией, которая определяет не только актуальность осуществляемой деятельности, но и перспективу ее реализации в желаемом направлении.

Важную роль в процессе формирования профессиональной компетентности играет третий раздел «Методы профориентации при изучении биологии». Изучение данного раздела содействует подготовке студента к созданию авторской методической системы в области профориентации учащихся.

Опираясь на содержательные компоненты, дидактические, профориентационные и методические принципы профориентацион-ной работы для достижения целей профориентации в процессе обучения биологии, студен-

ты овладевают умениями использовать в различных формах обучения (урок, экскурсии, домашняя работа, внеклассные мероприятия) следующие группы и виды методов:

1) развития познавательного интереса к биологии как области практической деятельности людей (рассказ, беседа, лекция, творческие задания, лабораторные работы, эксперимент, экскурсии, демонстрации видеофильмов и др.);

2) ознакомления с профессиями, связанными с биологией (рассказ, беседа, демонстрация видеофильмов, ролевые игры, встречи со специалистами, экскурсии);

3) вооружения элементарными профессиональными умениями (практические и лабораторные работы, постановка опытов, исследовательская и проектная деятельность, опытническая работа на пришкольном учебно-опытном участке).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Завершается изучение дисциплины разделом «Анализ профориентационных возможностей содержания отдельных курсов биологии», который позволяет студентам выявить профориентационные возможности учебных курсов по биологии с 6 по 11-й классы с учетом особенностей их содержания (выявление в каждой учебной теме собственно профориен-тационных знаний; знаний, влияющих на формирование интереса к биологии как к области практической деятельности людей), позволяющего определить место включения, характер и выбор методов, форм профессиональной ориентации. Изучение данного раздела позволяет студентам выявить особую роль проф-ориентационного материала в создании и развитии у школьников мотивационной базы.

Мотивы в психологии принято рассматривать как важнейшие структурные составляющие личности и деятельности, обеспечивающие личности ее активную сущность, как побудительные причины поведения и деятельности человека (В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.). Так, С.Л. Рубинштейн определяет мотив как осознанное побуждение для определенного действия, формирующееся по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает. Детальному рассмотрению основных мотивов выбора профессии посвящены исследования В.И. Жуковской, Н.И. Крылова, Н.Д. Ле-витова, Е.А. Павлютенкова и др. В ходе исследования нами выявлено, что основными мотивами выбора профессии школьниками яв-

ляются социальная значимость, престиж, интерес к профессии. к следующим по значимости относятся наличие специальных способностей и осознание своей пригодности к профессии, практический опыт, материальная заинтересованность. Список значимости завершают такие мотивы, как подражание родителям и старшим, советы и примеры товарищей, романтика риска, поиска, возможность творчества, новизны.

Изучение психологической, педагогической и методической литературы является основой, позволяющей студентам выявить в формировании профессиональной мотивации три взаимосвязанных этапа:

• развитие интереса к трудовой деятельности в целом и к деятельности, необходимой для определенной профессии в частности;

• соотношение требований профессии и личных данных;

• принятие необходимости выбора профессии.

Студенты овладевают умениями конструирования и управления процессами становления и динамикой мотивации при условии осуществления систематической и последовательной профориентационной работы. Так, у школьников, обучающихся в 6-м классе, на уроках биологии студенты закладывали фундамент будущей профессиональной мотивации в виде общих, но устойчивых ориентаций по пониманию значения труда в жизни людей, уважение и любовь к труду. В 6-9-х классах, помимо использования содержания учебного материала в профориентационных целях, планировали специальные мероприятия (классные часы, дискуссии, игры и др.) по профориентации и знакомству учащихся с элементарным анализом профессий, с различными областями трудовой деятельности в сфере биологии. Особое внимание обращали на освещение содержания профессий, на наличие способностей и умений, которые необходимы для овладения ими. В 8-9-х классах студенты закрепляли сформированные знания на разнообразном материале с акцентом на самооценку, самоанализ, самовоспитание в соответствии с профессиональным интересом.

В 10-11-х классах важность профориента-ционной работы значительно возрастает, т. к. для старшеклассников проблема выбора будущей профессии становится особо актуальной. на эффективность профориентационной работы при изучении раздела «Общая биология» влияют особенности содержания раздела, позволяющего учителю определять место вклю-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

чения, характер и выбор методов профессиональной ориентации. Так, на вводном уроке (введение) раскрывалась возможность использования современных биологических знаний в различных профессиях с учетом классификации профессий, предложенных Е.А. Климовым: «человек - человек», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек -техника», «человек - художественный образ». Было проведено тестирование профессиональных ориентаций школьников по следующему плану:

1) вводная беседа, которая демонстрирует связь биологии с широким сектором профессий и специальностей, а также важность учета индивидуально-психологических и физиологических качеств личности при выборе профессии;

2) анкетирование, позволяющее определить область интересов учащихся по «карте интересов» А.Е. Голомштока;

3) тестирование, выявляющее профессиональную направленность личности (по «Дифференциально-диагностическому опроснику» Е.А. Климова);

4) коллективная обработка данных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) ответы на вопросы учащихся.

на первом уроке по теме «Основы экологии» были подробно изучены предмет и задачи, стоящие перед экологией, подчеркнута огромная значимость работы по сохранению природы, рационализации отношений с ней. Следует отметить, что постепенно в связи с развитием потребностей общества создаются новые профессии, призванные обеспечить надлежащую охрану окружающей среды. Это в том числе профессии среднего специального образования: лаборанты-экологи, аппаратчики химического производства (со знанием основ промышленной экологии); профессии на основе высшего образования: экологи, агрономы-агроэкологи, инженеры-технологи по лазерным технологиям и экологическому приборостроению, инженеры по защите окружающей среды и пр.

на уроке «Экологические факторы» в ходе проведения практической работы по определению свойств воды (по методикам, разработанным С.В. Алексеевым, А.М. Беккер), формируя понятия «экологический фактор», «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы», «влажность как экологический фактор», студенты подчеркивали неоднозначность влияния человеческой деятельности на состояние водных ресурсов и тем самым формировали элементар-

ные практические умения по определению свойств воды, которые будут наглядно иллюстрировать профессиональную деятельность лаборантов-экологов, агроэкологов.

Во внеурочное время в целях развития знаний об основных факторах среды и их влиянии на живые организмы учащимися планировалось выполнение исследования по оценке качества воды, воздуха, молочных изделий с последующим обсуждением результатов.

на уроке по теме «Агроценозы» учащимся сообщалась информация об особенностях профессиональной деятельности садовника, мастеров растениеводства (цветоводов-декораторов, цветоводов-овощеводов), ландшафтного архитектора (садово-парковое строительство), агронома-агротехника-почвоведа, агронома по защите растений. С целью активизации познавательного интереса учащихся к данным профессиям часть урока планировалась для выполнения заданий по разработке проектов небольшого парка. Для этого класс делили на группы, каждая группа создавала свой проект, предполагающий выполнение следующих заданий:

- выберите место будущего парка, придумайте ему название, обоснуйте выбор места;

- составьте план парка, нарисуйте его;

- с учетом экологических особенностей территории определите видовой состав деревьев, кустарников, многолетних и однолетних трав будущего парка;

- перечислите профессии, специалисты по которым могут быть привлечены к данному виду работ, и др.

Один из уроков по теме «Основы экологии» был посвящен решению региональных экологических проблем. Урок проводился в форме пресс-конференции по вопросам промышленного загрязнения реки Волги. На пресс-конференции присутствовали инженер-технолог по очистке сточных вод, инженер по охране окружающей среды, директор крупного промышленного предприятия, представитель городской администрации, представители экологической экспертизы, биолог. Специалисты готовили небольшие сообщения по результатам своих исследований с дальнейшим их обсуждением. Такой урок способствовал не только формированию экологических знаний, но и развитию коммуникативных навыков и интереса к профессиям экологического профиля.

Анализ данных, полученных в ходе формирующего эксперимента, проводимого на факультете естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизне-

деятельности Волгоградского государственного социально-педагогического университета, показал, что включение дисциплины «Профессиональная ориентация при обучении школьников биологии» в учебный план позволяет существенно увеличить количество студентов с высоким (на 5%) и средним (на 17%) уровнем готовности к осуществлению профессиональной ориентации учащихся.

список литературы

1. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация при обучении биологии в старших классах: метод. пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Камдыбаева А.Т., Шамбеталиев К.Ы. Компоненты и критерии творческой активности студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журн. 2016. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/artide/ view?id=25493 (дата обращения: 10.05.2018).

3. Морева H.A. Реализация компетентностно-го подхода в подготовке студентов педагогических вузов к преподавательской деятельности // Опыт взаимодействия вузов и школ - основа качественной подготовки педагогов новой формации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Ин-т развития образоват. технологий. М.: рос. ин-т кооперации, 2007. С. 53-62.

4. Мухин А.д. Педагогические условия развития творческой активности студентов в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект.

2016. Т. 8. № 4. С. 131-138.

* * *

1. Andreeva N.D., Malinovskaja N.V. Profes-sional'naja orientacija pri obuchenii biologii v starshih klassah: metod. posobie dlja uchitelja. M.: Mnemozi-na, 2009.

2. Kamdybaeva A.T., Shambetaliev K.Y. Kom-ponenty i kriterii tvorcheskoj aktivnosti studentov [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija: jelektron. nauch. zhurn. 2016. № 6. URL: http://science-education.ra/ru/article/view?id=25493 (data obrashhenija: 10.05.2018).

3. Moreva N.A. Realizacija kompetentnostnogo podhoda v podgotovke studentov pedagogicheskih vuzov k prepodavatel'skoj dejatel'nosti // Opyt vza-imodejstvija vuzov i shkol - osnova kachestvennoj podgotovki pedagogov novoj formacii: materialy Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. / In-t razvitija obrazovat. tehnologij. M.: Ros. in-t kooperacii, 2007. S. 53-62.

4. Muhin A.D. Pedagogicheskie uslovija razvi-tija tvorcheskoj aktivnosti studentov v vuze // Sovre-mennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt. 2016. T. 8. № 4. S. 131-138.

О Соловцова И.А., 2018

Student training for vocational guidance in teaching biology

The article deals with the issue of teaching students for vocational guidance in teaching biology. It describes the potential of the discipline "Vocational Guidance in Teaching Biology to School Students" in training of future teachers for career-oriented work.

Key words: vocational guidance of students, components of vocational guidance of students, vocational guidance in teaching biology.

(Статья поступила в редакцию 14.05.2018)

и.А. сОлОВцОВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Волгоград)

профессиональная социализация иностранных студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: ПРЕодоЛЕниЕ дидактических барьеров

Охарактеризованы дидактические барьеры, препятствующие успешной профессиональной социализации студентов из Китайской Народной Республики, и педагогически целесообразные способы их преодоления в процессе изучения педагогических дисциплин. Показано, что преодолению дидактических барьеров способствуют смысловая работа с текстами и лексическими единицами, применение методов обучения, адекватных социокультурным особенностям иностранных студентов.

Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, дидактический барьер, социокультурный барьер, метод обучения, ценностно-смысловое взаимодействие.

Под профессиональной социализацией в общем виде понимается «процесс освоения индивидом определенных профессиональных знаний, умений и навыков, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества» [8]. При этом в процессе профессиональной