Научная статья на тему 'Комплексный подход к профориентационной работе специалистов со средним медицинским образованием'

Комплексный подход к профориентационной работе специалистов со средним медицинским образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE STAGES ОF VOCATIONAL GUIDANCE OF SECONDARY MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Е.Е.

Современная система профориентации обеспечивает необходимый отбор будущих студентов для профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров в связи с возрастающими требованиями практического здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern system of vocational guidance provides the necessary selection of future students for professional training of highly qualified personnel in connection with the increasing demands of practical public health.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к профориентационной работе специалистов со средним медицинским образованием»

научный журнал

Е.Е. Алексеева

Саратовский областной базовый медицинский колледж г. Саратов, Россия.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация: Современная система профориентации обеспечивает необходимый отбор будущих студентов для профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров в связи с возрастающими требованиями практического здравоохранения.

Ключевые слова: этапы профориентационной работы среднего медицинского образования.

Средний медицинский персонал играет важную роль в оказании качественной и своевременной медицинской помощи, а в ряде случаев, становится основным действующим лицом.

Медицинские работники со средним профессиональным образованием, как правило, работают в тесном взаимодействии с пациентом и его родственниками, что требует от специалиста наличия особых психологических и профессиональных качеств, поэтому профессиональная ориентация будущего молодого специалиста представляет собой сложный, многоэтапный и продолжительный во времени процесс, начало которого относится к периоду осознанного выбора профессии. [1]

Повышение привлекательности профессии для абитуриентов и обеспечение целенаправленного выбора трудовой карьеры зависит от организации профориентационных мероприятий и профессионального отбора будущих специалистов. Правильный процесс отбора и определение профессиональной пригодности позволяет принять на обучение абитуриента, способного к овладению специальными умениями и навыками работы в системе здравоохранения, а также заинтересованного в осуществлении своей профессиональной деятельности в отрасли.

Мероприятия по профессиональной ориентации можно разбить на три этапа, на каждом из которых решаются конкретные задачи по подготовке и реализации будущего специалиста [2].

Первый этап, ранняя профориентация, начинается с проведения соответствующей работы с будущими абитуриентами.

научный журнал

Основная цель - формирование самоопределения абитуриента в выборе профессии, ориентированного на поступление в медицинский колледж.

Этот период включает себя проведение различных мероприятий, направленных на повышение интереса к медицинской профессии, и первичный отбор потенциальных студентов, где мотивацией является особый статус медицинского работника в обществе, уважительный интерес к профессиональным знаниям специалиста и высокая востребованность выпускников медицинских колледжей.

Работа с абитуриентами подразумевает целый ряд мероприятий: закрепление педагогов за общеобразовательными учреждениями с контролем проведения профориентационных классных часов среди учащихся 8 - 11 классов школ г. Саратова и муниципальных районов области; подготовка и издание информационных и рекламных буклетов и брошюр, направленных на повышение престижа и привлекательности медицинской профессии; реклама учебного заведения посредством СМИ; встречи студентов и выпускников в период прохождения практики по месту жительства с учащимися школ, в которых они сами когда-то учились; участие в ярмарках вакансий абитуриента; создание фильмов об учебном заведении; проведение «Дня открытых дверей»; организация различных общественных мероприятий для учащихся школ и их родителей (научно-практические конференции по вопросам профориентации, участие студентов в дне донора и другие).

При поступлении в колледж проводится психологическое тестирование на профессиональную пригодность (вербальный тест Айзенка, тест на интеллект, опросник Шмишека и др.). Наличие определенного набора профессиональных качеств, присущих медицинскому работнику (профессионализм, внимательность, доброжелательность, эмпатия и т.д.) способствует быстрому и более легкому периоду адаптации к специфике труда медика.

Повышенное внимание уделяется знакомству с портфолио будущего абитуриента, в котором общеобразовательное учреждение формирует представление об уровне подготовки абитуриента и его основных достижениях в процессе обучения в школе. Цель - выявление наличия (отсутствия) профессионального самоопределения учащегося. Особый интерес представляет благодарственные письма, дипломы и подобные показатели отличия, приобретенные при участии в различных мероприятиях медицинской направленности (День донора, День здоровья или волонтерская помощь), по которым можно судить о личной заинтересованности и определенном уровне базовых практических знаний и умений в области оказания первой помощи и, возможно, призвании к данному роду профессиональной деятельности. Требования к составлению

научный журнал

портфолио школьника-выпускника определяются общеобразовательным учреждением.

Вторым этапом считается период профессиональной подготовки продолжительностью 3 - 4 года, который совпадает со временем обучения в образовательном учреждении и логически делится на базовое образование и специализацию.

После поступления в медицинский колледж студенты проходят адаптацию к требованиям обучения и правилам поведения, определяемым будущей профессией. Например, ношение специальной одежды (белого халата, шапочки, сменной обуви, медицинских масок и перчаток) способствует формированию ответственности и дисциплинированности будущего специалиста сестринского дела.

Профессиональная подготовка в среднем профессиональном медицинском образовательном учреждении подразделяется на теоретическую и практическую части. В процессе изучения теоретического материала в стенах образовательного учреждения студенты привыкают к использованию специальной терминологии в общении, получают необходимую информацию об особенностях трудовой деятельности, а именно: о важности соблюдения этапов сестринского процесса, необходимости персонифицированного подхода к пациенту как основному объекту оказания медицинской помощи и др. В результате у студента начинает формироваться определенный тип мышления и осуществляется постепенное познание будущей профессии.

Более значимое место в процессе профориентации и последующей адаптации молодого специалиста занимает практическая подготовка. Организация и проведение производственной практики обеспечивает не только формирование профессиональных компетенций, но и предоставляет сведения о рынке труда (наличии вакансий, социальные гарантии, средняя оплата труда и пр.), а также возможность ознакомиться со специфическими трудовыми условиями медицинского работника, требованиями конкретного работодателя.

Важную роль на этом этапе играет уровень взаимодействия образовательного учреждения с медицинскими организациями, в рамках Института кураторства, где разрабатываются совместные программы для привлечения и закрепления молодых специалистов.

Серьёзным дополнением к проведению учебного процесса является организация волонтерской деятельности, что способствует профессиональному ориентированию, приобретению необходимых практических знаний и навыков путем привлечения студентов к мероприятиям, акциям по пропаганде здорового образа жизни (тематические беседы, общественные программы, научные семинары, конференции и т.д.). В процессе волонтерства студенты зачастую впервые

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

сталкиваются с самостоятельным оказанием медицинской помощи посредством службы милосердия, что является наиболее оптимальным уровнем для формирования будущего специалиста.

Образовательное учреждение должно обеспечить разностороннюю деятельность студента с возможностью проявить личностные и профессиональные качества, определить готовность к оказанию социально значимой услуги.

Заключительный этап, специализация, - выбор более узкого направления деятельности. Молодому специалисту необходимо оценить свои возможности (физическую и психологическую готовность) для работы в профессиональных условиях, требующих не только профессиональных знаний, но и умения быстро координировать свои действия.

За весь период обучения будущий молодой специалист формирует портфолио студента-выпускника, на основании которого аттестационная комиссия может рекомендовать выпускнику определенное направление профессиональной деятельности.

Не ослабевает внимание образовательного учреждения и на этапе начала трудовой деятельности молодого специалиста в медицинской организации. Проводится обязательный мониторинг закрепления выпускников на рабочих местах, с последующим анализом проведенной профориентационной работы для выявления её слабых сторон.

Принимая во внимание возрастающую роль среднего медицинского персонала и повышение его самостоятельности в практическом здравоохранении, следует более качественно осуществлять отбор абитуриентов в ходе проведения профориентационной работы, не останавливаясь только на профессиональном информировании будущих абитуриентов, но и применяя инновационные методы и модели социального партнерства в организации системы профориентации.

Библиографический список

1. Эхте К.А., Дербенев Д.П., Вошев Д.В. К вопросу о роли медицинского образования в формировании специалиста в сфере здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. 2012. №1. С. 45-47.

2. Новокрещенова И.Г., Алексеева Е.Е., Чунакова В.В. Профессиональная адаптация молодого специалиста сестринского дела // Медицинская сестра. 2016. №8. С.48-51.

научный журнал

E.E. Alexeeva

Comprehensive approach to the vocational guidance of specialists with secondary medical education

Abstract. The modern system of vocational guidance provides the necessary selection of future students for professional training of highly qualified personnel in connection with the increasing demands of practical public health. Keywords: the stages of vocational guidance of secondary medical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.