НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2012, №2
ПЕДАГОГИКА
УДК 37.047(571.56)
Приоритетные направления развития профессиональной ориентации
в Республике Саха (Якутия)
А.В. Мордовская
Обосновываются теоретические предпосылки формирования региональной политики по профессиональной ориентации. Раскрывается опыт организации профориентационной работы в республике. На основе анализа теории и практики профориентационной работы субъектов профессионального самоопределения личности определены приоритетные направления развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия).
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, ресурсное обеспечение, социальное партнерство.
Some theoretical preconditions of formation of the regional policy on vocational guidance are substantiated. The experience on organization of career-oriented work in the republic is presented. The priority directions of vocational guidance development in The Republic of Sakha (Yakutia) are defined on the basis of the analysis of the theory and practice of career-oriented work of subjects of professional self-determination of a personality.
Key words: vocational guidance, vocational guidance work, professional self-determination, resource provision, social partnership.
В условиях динамично развивающейся экономики актуализирован социальный заказ на подготовку конкурентного специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, мобильностью, гибкостью, способного самореализовать свой творческий потенциал в профессии и жизни. В этой связи требуется создать условия для благоприятного вхождения растущего человека в мир труда и профессий и последующего его профессионального развития в течение всей жизни. Профессиональная ориентация как система равноправного взаимодействия личности и общества призвана создать необходимые условия для жизненного, личностного и профессионального самоопределения будущего профессионала и профессионализации работника, а также в соответствии с запросами рынка труда обеспечить его конкурентоспособными кадрами [1].
Современный этап развития общества требует переосмысления концептуальных подходов к организации профориентации. Необходимо учитывать тенденции, характерные для мирового сообщества и российского общества: глоба-
- д.п.н., проф.,
лизацию, открытость, информатизацию, гуманитаризацию образования, повышение его нау-коемкости, ориентацию на обучение всей жизни, усиление значимости компетентности работника на рынке труда, возрастание роли командной работы в современном мире, которые оказывают существенное влияние как на систему образования, так и на профессиональную ориентацию.
Учитывая данные тенденции, в теории профессиональной ориентации осуществляются исследования, направленные на изучение закономерностей, факторов и условий, способствующих успешности профессионального самоопределения и профессионализации личности. Анализ научной литературы по профориентации показывает, что значимыми концептуальными подходами к модернизации профессиональной ориентации являются системный (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), компетентностный (Д. Равен, И. А. Зимняя, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской и др.), управленческий (Н.Н. Захаров, В.М. Лизинский, С.Н. Чистякова и др.), информационный (Д. Норманн, А. Ньюэлл, Г.А. Саймон, Дж.С. Шоу и др.), способствующие созданию открытого профориентационного пространства
МОРДОВСКАЯ Анна Васильевна зав. каф. ПИ СВФУ.
в регионе, объединению всех субъектов профессионального самоопределения обучающихся, усилению компетентностной основы подготовки учащихся и студентов к будущей профессиональной деятельности, их профессионально значимых качеств, формированию профессионально важных качеств работников, внедрению управленческих и информационных технологий в профориентационную деятельность.
Изучение теории профориентации (Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова и др. [2, 3]) позволило определить значимые теоретические позиции для развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия):
- системность в управлении профессиональной ориентацией, предусматривающая организацию и координацию профориентационной деятельности всех субъектов профессионального самоопределения;
- ориентация на формирование профессионального самоопределения личности как системы основополагающих отношений человека к труду и профессии;
- активизация социального партнерства как равноправных участников профессионального самоопределения личности;
- использование информационно-коммуникационных технологий в профориентационной работе для предоставления широкого спектра информации.
Вышеуказанные теоретические позиции легли в основу предложений по совершенствованию профессиональной ориентации как на федеральном, так и на субъектном уровнях.
На федеральном уровне требуется создать государственную систему профессиональной ориентации, как в 80-е гг. ХХ в. в СССР, с разветвленной структурой профориентационных советов (комиссий), формируемых субъектами (республиками, областями и др.). Для повышения качества профессиональной ориентации, устранения межведомственной разобщенности следует принять целевую государственную программу «Профориентация», в настоящее время преобразованную в ведомственный проект «Траектория карьеры», реализуемый Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федеральным агентством по делам молодежи. Необходимо включение профессии проф-ориентатора в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Министерства здравоохранения и социального развития РФ с целью обеспечения системной работы по профориентации с различными категориями населения.
На субъектном уровне важно сформировать гибкую систему профессиональной ориентации
с учетом образовательного и профессионально-производственного потенциала региона, направленную на обеспечение взаимодействия ведомств, министерств, учреждений (организаций), которые призваны решать проблемы профессионального самоопределения личности и трудоустройства работников, координации профориентационной деятельности различных субъектов профориентации по уровням образования и жизненным циклам человека.
При создании системы профессиональной ориентации на субъектном уровне необходимо учитывать социально-экономические условия, в которых происходит трудовая деятельность человека. Как и для многих субъектов Северо-Востока России, для экономики Республики Саха (Якутия) характерны снижение объемов и темпов производства, большие издержки производства, рост убыточных предприятий, низкая инвестиционная активность, что оказывает неблагоприятное влияние на общее состояние республиканского рынка труда. В республике отмечается рост уровня безработицы. По данным Комитета занятости населения РС (Я), общая численность безработных составила 37,4 тыс. чел., уровень безработицы - 7,4%, что выше на 0,8% в среднем по России.
Основными негативными характеристиками современной ситуации на рынке труда республики являются снижение численности занятого населения, увеличение общей и регистрируемой в органах службы занятости численности безработных, изменение структуры безработных граждан.
Кадровый рынок республики имеет следующие особенности:
- структурную и территориальную несбалансированность рынка труда: значительную дифференциацию по секторам и территориям, сосредоточение большинства трудовых ресурсов в городах и поселках, на базе крупных предприятий и добывающих производств;
- перераспределение рабочей силы из материального сектора в сектор услуг;
- незначительное повышение экономической активности населения при сохранении высокого уровня безработицы;
- острую потребность в высококвалифицированных специалистах и работниках со средним специальным образованием по техническим специальностям.
Указанные проблемы обуславливают необходимость подготовки социально и профессионально мобильных выпускников различных типов и видов образовательных учреждений, способных психологически адаптироваться к жизненным реалиям и особенностям рынка труда, а
также спроектировать и успешно реализовать траекторию собственного профессионального развития. В этой связи особую значимость приобретает взвешенная, продуманная региональная политика в области профессиональной ориентации молодежи, учитывающая развитие экономики региона, комплекс социально-экономических, демографических, миграционных, региональных особенностей.
За последние годы в республике наблюдается повышенный интерес со стороны органов власти к организации профессиональной ориентации молодежи. В связи с принятием Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 г. Правительство Республики Саха (Якутия) предпринимает меры по кадровому обеспечению реализации данного программного документа, созданию системы профессиональной ориентации, способствующей оптимальному распределению трудовых ресурсов на Севере, прогнозированию развития регионального рынка труда.
На уровне Правительства Республики Саха (Якутия) принята Концепция организации системы профессиональной ориентации, создана Межведомственная комиссия по профориента-ционной работе в Республике Саха (Якутия), сформирован госзаказ на разработку организационно-функциональной модели профориента-ционной работы с учащимися с учетом образовательного и производственно-профессионального потенциала РС (Я).
На уровне министерств, департаментов - региональных структур власти проводится определенная деятельность по профессиональной ориентации учащихся и молодежи.
Министерством образования РС (Я) приняты Концепция дуального образования в Республике Саха (Якутия) (2006 г.), Стратегия образования в РС (Я) - 2020, в которых подчеркивается значимость подготовки учащихся к жизни и труду, повышения качества общего среднего образования.
В образовательных учреждениях республики в настоящее время:
- реализуются отдельные компоненты профориентации в воспитательно-образовательном процессе школ;
- применяются формы, методы и технологии профориентационной работы (профориентаци-онные игры, профессиографические исследования, проектная деятельность, конкурсы и др.);
- осуществляется поиск новых моделей сетевого взаимодействия школ по организации профильного обучения;
- совершенствуются формы сотрудничества учреждений общего среднего и профессиональ-
ного образования, в том числе и с вузами (профильные и фирменные классы, малые академии) и др.
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) ведет целенаправленную работу по развитию социального партнерства в системе профессионального образования республики, установлению взаимовыгодных партнерских отношений образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования с администрациями муниципальных образований городов и улусов республики.
Проблемы профориентационной подготовки учащихся и студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования постоянно обсуждаются на заседаниях коллегии Министерства. Этой проблеме был посвящен I республиканский форум работников профессионального образования Республики Саха (Якутия) «Модернизация профессионального образования РС (Я) на 2008-2011 гг.», прошедший в 2008 г.
Данным министерством ежегодно проводится телепередача «Вакантное место» для студентов выпускных курсов учреждений начального и среднего профессионального образования, поддерживаются инициативы учреждений системы НиСПО в организации конкурсов «Технологическая сессия», «Молодой специалист», «Шаг в мир», «Новый старт», интерактивной игры «Планирование карьеры» и др.
Министерство по молодежной политике и спорта Республики Саха (Якутия) многие годы занимается вопросами профессиональной ориентации молодежи. Основными направлениями профориентационной деятельности являются: профдиагностика, профконсультирование, организация массовых профориентированных мероприятий, социальная поддержка незанятой молодежи.
С 2009 г. Министерство под патронатом Президента РС (Я) Е.А. Борисова проводит Республиканскую деловую игру «Молодежь - инновационно-стратегический ресурс РС (Я)» («МИНИСТР»). Главной целью игры является создание условий эффективного использования научного и творческого потенциала молодежи для реализации инновационных проектов, направленных на решение практических задач социально-экономического развития республики и формирование резерва управленческих кадров для нее.
При Министерстве молодежной политике и спорта РС (Я) продолжительное время работает Центр социально-психологической поддержки подготовки и молодежи РС (Я), который зани-
мается оказанием социально-психологической поддержки в вопросах самопознания и самореализации личности и решения психологических проблем молодежи; психологической реабилитацией в сложных жизненных ситуациях и кризисных состояниях. Центр реализует различные программы: «Тренинг командообразования», «Тренинг креативности», «Адаптация первокурсников», «Абитуриент» и др.
В целях содействия профессиональному самоопределению и профессиональному становлению выпускников в Департаменте занятости населения при Министерстве предпринимательства, занятости и туризму РС (Я) сформирована система работы по профессиональной ориентации с учащимися общеобразовательных учреждений и учебных заведений профессионального образования с использованием следующих форм и методов: организация профессионального просвещения, информирования, консультирования по вопросам выбора профессии и трудоустройства в консультационных пунктах центров занятости, семинаров и тренингов по технологии поиска работы; проведение Дней профориентации в муниципальных образованиях республики, учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования; организация информационных семинаров для школьных психологов и других работников учреждений образования по вопросам профориентации и психологической поддержке школьников; проведение «круглых столов» по проблемам занятости молодежи с участием представителей администраций, учебных заведений, работодателей и др.
Вместе с тем анализ профориентационной деятельности в республике свидетельствует о наличии следующих противоречий:
- между социальным заказом на качество профориентационной работы субъектов профориентации и отсутствием системной организации профессиональной ориентации в республике;
- между потребностью рынка труда республики в компетентных специалистах и отсутствием перспективного прогноза в кадрах для обеспечения реализации Схемы - 2020;
- между необходимостью комплексной организации профориентации на всех этапах жизни человека и эпизодическим характером проведения профориентационной работы;
- между потребностью личности в получении качественной профориентационной информации, психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и недостаточным ресурсным обеспечением профориен-тационной работы.
Согласно прогнозу потребности в трудовых ресурсах в экономике РС (Я), ожидается увеличение спроса в специалистах, занятых в строительстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, обрабатывающих производствах.
Как показывают результаты опроса школьников, проведенного в рамках выполнения НИР по госконтракту РС (Я) № 1120-1 от 14 июня 2011 г. (опрошено 363 чел.), учащиеся в основном выбирают следующие профессии, относящиеся к следующим областям: экономика и менеджмент, юриспруденция, далее медицина, информация, строительство, связь с общественностью, дизайн, журналистика, филология. 48,6 опрошенных указывают на средний уровень организации профориентации в республике.
Как видно из представленных данных, наблюдается рассогласованность в профессиональных намерениях школьников и потребностей рынка труда в кадрах для развития экономики республики.
Для обеспечения качества профориентацион-ной работы необходимо определить следующие приоритетные направления развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия):
1. Создание системы профессиональной ориентации, которая предполагает структурирование и соединение всех элементов в одно целое с разветвленными упорядоченными подструктурами с единым органом управления, что позволит усилить скоординированность профориен-тационной работы всех субъектов профориентации республики. Системный подход к организации профориентации будет содействовать единому планированию и организации проф-ориентационной деятельности. Для этого в республике необходима не только работа Межведомственной комиссии, но и республиканский Центр профориентации. В каждом улусе требуется создать аналогичные комиссии и ресурсные центры профориентации. Системность предполагает также существование не только вертикальных, но и горизонтальных связей, которые смогут на уровне муниципальных образований обеспечить взаимодействие всех социальных институтов (школы, семьи, учреждений профессионального образования, общественных организаций, производственных предприятий, бизнес-структур, учреждений социальной защиты и здравоохранения и др.).
2. Обеспечение комплексности профориентации, предусматривающей реализацию всех ее компонентов: профдиагностики, профинформа-ции, профконсультирования, профотбора, профподбора, профадаптации, профориентиро-
ванной деятельности, которые в совокупности позволят на качественно новом уровне организовать профориентационную работу [4]. Комплексность предполагает также осуществление различных направлений работы, форм, методов, использование профориентационных технологий, информационных средств и ресурсов. Не менее важным является организация профори-ентационной работы с различными категориями населения: обучающимися, работниками, безработными, подростками, имеющими ослабленное здоровье, инвалидами, сиротами, осужденными и др. В настоящее время имеется также социальный заказ на организацию профориентаци-онной работы с различными возрастными группами людей. Вследствие этого необходимо обеспечить непрерывный характер профориентации, охватывающей все периоды жизни человека, начиная с дошкольного возраста и заканчивая окончанием его трудовой деятельности.
3. Ориентация на потребности регионального рынка труда и учет образовательного и производственно-профессионального окружения в поселках, городах, улусах, районах, республике. Это позволит сбалансировать потребности республики в кадрах и интересы личности в выборе профессии, востребованной на рынке труда республики. В этой связи примечателен опыт Татарстана, где создаются образовательные кластеры по отраслевому и региональному принципу, формируемые в экономических зонах республики. Образовательные кластеры объединяют отраслевое министерство, учреждения общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Благодаря их работе устраняется дисбаланс в профессиональных намерениях школьников и студентов и потребностях рынка труда.
4. Осуществление вариативности при организации профориентационной работы. Учитывая региональные, этнокультурные, культурно-исторические особенности республики, проф-ориентационную работу необходимо организовывать, используя возможности наслежно-улусного воспитания, традиций трудовой подготовки человека на Севере. В этом плане следует использовать при организации профориен-тационной и допрофессиональной подготовки различные варианты профилей и направлений, учитывая сформировавшиеся модели дуального образования и сетевого взаимодействия в малокомплектных и кочевых школах, профессиональных проб по традиционным видам деятельности.
5. Организация ресурсного обеспечения профессиональной ориентации, включающая материально-техническую, финансово-экономиче-
скую, нормативно-правовую, организационно-управленческую, кадровую, научно-методическую, информационную поддержку на всех этапах профориентационной деятельности.
Материально-техническое обеспечение включает создание центров профориентации, а также профконсультационных центров, бюро и кабинетов, обслуживающих различные категории населения, в том числе и школьников, и студентов, учебно-производственных комбинатов (по типу тех, которые существовали в 80-е гг.), сохранившихся в Мегино-Кангаласском улусе и Мирнинском районе. При этом подготовка школьников должна осуществляться по широкому спектру квалификаций, по профессиям, востребованным в улусах (районах).
Финансово-экономическое обеспечение
предполагает разработку и реализацию Республиканской целевой программы «Профориентация» с отдельным финансированием на строительство объектов для оказания профориента-ционных услуг, выделение средств для организации профориентационной деятельности.
Нормативно-финансовое обеспечение требует разработки законодательной базы. По примеру других субъектов РФ необходимо принять Закон РС (Я) «О профориентации», определить регламенты работы всех министерств, ведомств и других субъектов профориентации по выполнению их функциональных обязанностей по профориентационным вопросам.
Организационно-управленческое обеспечение предусматривает создание сетевого взаимодействия образовательных учреждений «школа -ПТУ», «школа-ССУЗ», «школа-колледж-вуз» по типу Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ», ресурсных центров, учебно-консультационных пунктов и представительств вузов в городах и улусах (районах), клубов по профессиональным интересам, проведение летних и зимних школ и лагерей с профориентационной направленностью, конкурсов, профессиональных праздников, олимпиад, внедрение в практику профориента-ционной деятельности современных управленческих технологий.
Кадровое обеспечение направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов, психологов, специалистов по управлению профориентацией, социальных педагогов, тьюторов и других работников, занимающихся решением профориентационных проблем. Следует отметить, что практически в республике за последнее время не проводились курсы повышения квалификации и мастер-классы по профориентации. Для повышения качества профори-ентационной работы требуется в образователь-
ных учреждениях дополнительно вводить должности профориентаторов (профориентоло-гов), профконсультантов.
Научно-методическое обеспечение профориентации включает разработку учебных программ дисциплин, курсов по выбору с профори-ентационной направленностью, учебных пособий, электронных учебно-методических комплексов, справочников по профессиям и др.
Информационное обеспечение профориентации предполагает создание республиканского информационно-образовательного портала по профориентации, в котором концентрированно был бы представлен материал с профориента-ционной направленностью: перспективный и текущий прогноз о потребностях рынка труда, профессиограммы профессий, информация о востребованных профессиях, образовательных учреждениях НПО, СПО и ВПО региона, правилах поступления в них, сведения о медицинских противопоказаниях, возможностях построения профессиональной карьеры, технологии поиска работы, рекомендации по профессиональному самоопределению и др.
6. Реализация компетентностного подхода к организации профориентации, направленного на формирование компетенций обучающихся и профессиональной компетентности работников. В школьный и студенческий периоды жизни взрослеющего человека важно сформировать универсальные ориентационные компетенции, которые позволят осуществлять выбор своего жизненного пути, будущей профессии, индивидуальную траекторию послешкольного развития, а в зрелые годы быть профессионально мобильным при смене профессии и сферы профессиональной деятельности.
7. Информатизация профориентации, предусматривающая использование современных информационных источников и ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов на всех этапах профориентационной деятельности, что предполагает использование возможностей Интернета, порталов и различных видов сайтов, имеющих профориентационное наполнение, Интернет-диагностики, сетевого консультирования, создание электронных профориентаци-онных ресурсов, персональных веб-сайтов и электронных портфолио достижений, проведение дистанционных курсов по профориентации для обучающихся, специалистов и различных категорий населения. Главным в данном направлении должно стать обеспечение профори-ентационной деятельности информационно-коммуникационными технологиями с учетом современных реалий информационной среды.
8. Активизация социального партнерства посредством создания в Якутии регионального представительства Ассоциации профориентаторов России, ассоциаций стратегических и социальных партнеров образовательных учреждений, консолидирующих профориентационные и профессионально-образовательные ресурсы, позволяющие осуществлять системно-кадровую политику на предприятиях, в организациях (как, например, АЛРОСА), использовать производственный потенциал для допрофессиональной подготовки школьников, дуального образования, проведения и профессиональных проб, прохождения производственных практик студентов и др.
9. Организация сопровождения и комплексной поддержки профессионального самоопределения подростков и молодежи и профессионализации взрослых. Идея сопровождения профессионального самоопределения обучающихся реализуется при организации профдиагностики, морально-эмоциональной поддержки при выборе будущей профессии, построении послешко-льного профессионально-образовательного маршрута, профессиональной карьеры и др. Комплексная поддержка ориентирована на осуществление педагогической, психологической, медицинской, информационной помощи личности в процессе профессионального самоопределения, при смене сферы профессиональной деятельности.
10. Внедрение современных образовательных и интерактивных технологий и активных методов профориентации в содержание профориен-тационной деятельности, учитывая зарубежный и отечественный педагогически ценный опыт: тренинговых, игровых, проектных, диалоговых технологий, технологии портфолио, психотехнических игр и др.
Реализация вышеуказанных приоритетов развития профориентации в Республике Саха (Якутия) позволит обеспечить сохранение и дальнейшее развитие человеческого капитала, трудового потенциала региона, консолидацию профориентационных ресурсов республики, повысить качество профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров для процветания Якутии.
Литература
1. Родичев Н.Ф. Поддержка профессионального самоопределения и профессиональная ориентация http:// www.academia-proforient.ru/metodcabinet/ publication.
2. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: книга
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
для учителя и социального педагога. - М.: Новая школа, 2004. - 112 с.
3. Чистякова С.Н., Пряжников Н.С., Родичев Н.Ф. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе http:// www. academia-proforient.ru/metodcabinet/publication.
4. Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. Основы профориентологии: учебное пособие для бакалавров. - М.: Юрайт, 2011. - 235 с.
Поступила в редакцию 17.02.2012
УДК 378.016:811.133.1
Межкультурная компетенция как результат самореализации личности
студента неязыкового вуза
Е.М. Давыдова
Взаимный обмен специалистами разных стран и разностороннее общение на международном уровне усиливают самореализацию личности в контексте межкультурного общения, результатом которого становится формирование межкультурной компетенции у студентов неязыкового вуза.
Ключевые слова: межкультурное общение, самореализация личности, межкультурная компетенция.
The mutual exchange of specialists of different countries and versatile communication at the international level strengthen the self-realization of a personality in the context of intercultural communication. For students of a non-linguistic higher education institute the result of it is formation of intercultural competence.
Key words: intercultural communication, self-realization of a personality, intercultural competence.
Усиление внимания межкультурному общению в неязыковом вузе связано с вхождением России в Болонский процесс, который предполагает возможность участия в различных обменных программах студентов и их тщательной подготовки по иностранному языку (далее ИЯ). Об этом сообщалось в рекомендациях руководителей и разработчиков программы Совета Европы «Language learning for European Citizenship» и подтверждается нормативными документами ФГОС.
Формирование готовности и способности к межкультурному общению представляет собой функциональные умения понимать взгляды и мнения представителей другой культуры, корректировать свое поведение, преодолевать конфликты в процессе общения, признавать право на существование различных ценностей, норм поведения.
Проблема формирования межкультурных навыков и умений стала объектом изучения не только зарубежных ученых, но и отечественных.
Анализ литературы показывает, что основы межкультурных знаний и умений закладываются еще в младшем школьном возрасте на материале народных сказок [1], осуществляется че-
ДАВЫДОВА Екатерина Михайловна - ст. преподаватель каф. ИЗФиР СВФУ, [email protected].
рез проектную деятельность [2], развиваются способности и готовности к межкультурному общению при гуманизации образования [3] и организации самостоятельной, внеаудиторной деятельности студентов неязыкового вуза [4].
В нашем исследовании эта проблема рассматривается в контексте учебной деятельности как специфический вид. Теория деятельности представлена в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной и их многочисленных последователей.
По А.Н. Леонтьеву, деятельность - это внешняя предметная, внутренняя психическая активность человека, управляемая внутренним психическим образом [5]. Выбирая ту или иную деятельность, человек не только отдает ей себя, но также приобретает новые качества, формирует установки и, таким образом, определяет свое дальнейшее развитие, проявляет осознанность и потребность в последующей деятельности.
Деятельность как категория связана с лично-стно-ориентированной парадигмой, в соответствии с которой осуществляется целенаправленное воздействие учителя на ученика с целью обучения и воспитания последнего. Личность студента развивается в процессе выполнения продуктивной иноязычной речевой деятельности, тем самым он формирует навыки и умения межкультурного общения. Потребность в обще-