«Профессиональная ориентация» Электронный
2018, №2 ПАРАДИГМА научный журнал
УДК 331.5
Я.А. Суховеева
Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации, г. Саратов, Россия
РОЛЬ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
И ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ.
Аннотация. В статье рассматривается проблемы ранней профориентации школьников и учеников выпускных классов, помощь основного и дополнительного образования в профориентации школьников, без которой невозможно создание эффективной системы профориентации молодежи.
Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение, основное и дополнительное образование.
Annotation. The article deals with the problems of early vocational guidance of schoolchildren and pupils of graduation classes, assistance to the basics and additional education in vocational guidance of schoolchildren, without which it is impossible to create an effective system of vocational guidance for young people.
Key words: vocational guidance work, profession, specialty, student, educational institution, basic and additional education.
«Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире...» (Д. А. Медведев).
Выбор профессии это один из важных и трудных выборов, совершаемых человеком в жизни. От этого выбора, зависит направление будущей деятельности человека и во многом определяет его судьбу. Но при всей важности профессионального самоопределения большинство людей сталкивается с затруднениями при выборе профессии. Для помощи в преодолении трудностей профессионального самоопределения проводится профориентация. Профориентация -это обобщённое понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном становлении, самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [1, с.5]
В требованиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования образовательная деятельность
«Профессиональная ориентация»
2018, №2
Электронный
научный журнал
является условием и средством профессионального развития личности обучающегося, поскольку в нем осуществляется личностное и профессиональное самоопределение обучающегося.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
- формирование у учащихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
- овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью;
- развитие собственных представлений о будущей профессиональной деятельности;
- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям учащихся;
- создание условий для профессиональной ориентации учащихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность учащихся с родителями.
- информирование учащихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессии.
Для исполнения профинформирования обучающегося обо всех сферах деятельности человека, состоянии реального производственного сектора в регионе проживания нужно создать устойчивую профориентационную работу на уроках, во внеурочной, проектно-исследовательской деятельности и в процессе дополнительного образования школьников.
На занятиях по профориентации для эффективного профессионального развития обучающихся необходимо планомерно и систематически совершать: информирование о состоянии регионального рынка труда, мире профессий, содержании трудовых деятельностей; формирование мотивационных профессиональных ценностей; практическую деятельность по составлению, уточнению, коррекции и реализации профессиональных планов учащихся.
На становление личностных характеристик выпускника в профессиональной ориентации большое влияние оказывает учитель. Учителю на основе практико-ориентированного подхода необходимо проводить раннюю профориентацию и профессиональную подготовку учащихся в рамках своего предмета. [2]
Внеурочная деятельность и дополнительное образование школьников не регламентированы рамками обязательной программы, и учитель,
«Профессиональная ориентация»
2018, №2
Электронный
научный журнал
проводя занятия в занимательной форме, имеет возможность вызвать интерес у учащихся и вовлечь их в деятельность близкую к профессиональной.
Итак, раннюю профориентацию и профессиональную подготовку учащихся необходимо осуществлять в системе в рамках освоения учебных программ, во внеурочной, проектно-исследовательской деятельности и в процессе дополнительного образования в форме коллективной, групповой и индивидуальной работы с использованием игры,консультации, мастер-класса, конференции, круглого стола, экскурсии, практикума.
Школьники до 8 класса. Профориентация школьников проводится учителями и школьными психологами и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на социализацию личности школьника, выявление его индивидуальных особенностей и интересов. Для профилактики проблем профориентации и социализации в общем нужно: повышать успеваемости учеников для сохранения у них возможности выбора специальностей ;развивать у детей интерес к обучению и труду путём вовлечения в различные виды деятельности, формировать у них мотивацию к труду и активную жизненную и трудовую позицию; воспитывать уважение к труду и людям труда; привлекать к общественно полезному труду на благо школы и общества; повышать уровнь знаний опрофессиях.
Ученики предвыпускных и выпускных классов школы. На данном этапе профориентация проводится школьными психологами, учителями, представителями службы занятости и учебных заведений и представляет собой комплекс обучающих и консультационных мероприятий, направленных на помощь выпускнику в выборе специальности на основании его интересов, потребностей и возможностей. Основными технологиями профориентации являются индивидуальные беседы, беседы с классом, профориентационное тестирование, профессиональное обучение и информирование, экскурсии на предприятия и в учебные заведения профессионального образования, элективные курсы, деловые игры . После всех этих мероприятий ученика необходимо информировать о востребованности выбранного им рода деятельности; о специальностях в рамках выбранного направления, где этим специальностям учат и на какой основе; о наличии в учебных заведениях бюджетных мест и о проходных баллах на эти места; о предметах, по которым необходимо сдать ЕГЭ или другие экзамены для поступления; о положении на рынке труда, его проблемах и особенностях. [3]
Но, как нам известно, профориентационной работе в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания, отсутствуют в штате специалисты, которые отвечали бы за социально-педагогическую работу. Осуществлять профориентационную работу с подрастающим поколением
2018, №2
«Профессиональная ориентация»
научный журнал
Электронный
необходимо начинать с раннего детства. Подготовка таких специалистов — одна из главных задач всей образовательной системы государства.
Профориентолог-специалист, который изучает способности и личные качества человека с целью помочь определиться с профессией или сменить её. Основная его задача - изучить возможности человека, его интересы, а также показать реальное положение дел в той или иной профессии. Чаще всего профориентолог работает по своей авторской методике или по методике диагностического центра, где он является штатным сотрудником. Конечно, это высокая ответственность перед теми, кто выбирает своё будущее. Поэтому специалист обязан разбираться в современных профессиях, быть хорошо эрудированным, обладать хорошей памятью, аналитическим мышлением, чувством юмора, быть доброжелательным, честным, беспристрастным и трудолюбивым, чтобы помогать выпускникам школ определяться со своей профессией. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или ионной сфере экономики, показывающие высокую производительность труда — важный стратегический ресурс для государства и общества, гарантирующий стабильность и рост.
1. Покровский Н.Е. Дискуссионные проблемы социологического конгресса// С0ЦИС.-2003. -№2.
2. Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 619-623. — URL https://moluch.ru/archive/149/42233/ (дата обращения: 1.11.2018).
3. Ходыкин А. В. Проблемы профориентации и российского рынка труда: анализ связи и пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 11. - С. 2251-2255. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86479.htm. (дата обращения: 1.11.2018).
4. Мирзоходжаев М.Д. Проблемы профориентационной работы в школе // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2017.URL : https://cyberleninka.ru/article/v/problema-proforientatsionnoy-raboty-v-shkole (дата обращения: 1.11.2018).
Библиографический список:
Научный руководитель — к.э.н., доцент Фурсов А.Л.