Новый подход в определении будущей профессии выпускников школ
Савкина Анастасия Васильевна доцент, к.т.н., доцент кафедры автоматизированных систем обработки информации и
управления,
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени
Н. П. Огарева,
ул. Б. Хмельницкого, 39, г. Саранск, 430005, (8342)478691 [email protected]
Черкасова Татьяна Владимировна доцент, к.с.н., доцент кафедры социальной работы, Национальный исследовательский Мордовский государственныйуниверситет имени
Н. П. Огарева,
ул. Большевистская, 68/1, г. Саранск, 430005, (8342)270712 [email protected]
Тимофеев Александр Александрович студент направления «Информатика и вычислительная техника», Института электроники и светотехники, ул. Б. Хмельницкого, 39, г. Саранск, 430005, [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу проблем и перспектив проведения профориентационной работы с выпускниками школ. Особое внимание уделено опыту Центра профориентации в МГУ им. Н. П. Огарёва, организации и результатам проведения индивидуальной работы с подростками по профдиагностике и выстраиванию их образовательной траектории с помощью новых информационных технологий. Разработана методика проведения профориентационной работы, отвечающая внутренним талантам и личностным способностям школьника. Реализована автоматизированная система профориентационного тестирования по диагностике профессиональных склонностей и личностных особенностей школьника. Система содержит большой объем информации - тесты, опросники, карты интересов и способностей. По результатам тестирования школьнику выдается информация по каждому из выполненных им тестов, проводится консультирование и анализ полученных результатов. The article is devoted to the analysis of problems and perspectives of vocational guidance work with school leavers. Particular attention is paid to the experience of the Center for Career Guidance at Moscow State University. N.Ogaryova on the organization and results of individual work with adolescents on occupational diagnostics and the alignment of their educational trajectory with the help of new information technologies. The technique of career guidance work, corresponding to the inner talents and personal abilities of the student. The automated system of vocational guidance testing for the diagnosis of professional aptitude and personal characteristics of the student is implemented. The system contains a large amount of information - tests, questionnaires, maps of interests and abilities. According to the results of testing, student is given information on each of the tests performed by him, counseling and analysis of the results.
Ключевые слова
профориентационная работа, профдиагностика, школьники, автоматизированная система, тестирование, опросники, тесты career guidance work, professional diagnostics, students, automated system, testing, questionnaires
Введение
Изучению процесса проведения профориентационной работы в школе уделялось и уделяется немалое внимание. В последнем послании Президента РФ к Федеральному собранию проблема профориентации детей и подростков также упомянута в числе актуальных проблем. «Предлагаю с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны. Уже в этом году выделяем на эту инициативу 1 миллиард рублей» [1].
В ходе рассмотрения данной темы выявлены следующие проблемы и противоречия:
- необходимость выбора подростками профессии своей будущей самореализации при недостатке у них полной и актуальной информации о мире профессий;
- желание молодежи получить не только информацию о подходящей профессии, но и о мерах и путях получения данной профессии при практическом отсутствии методик выстраивания образовательной траектории;
- потребность в проведении качественной профориентационной работы специалистами в условиях не разработанности комплексных методик диагностики, соответствующих последним изменениям в профессиональной среде;
- стремление заинтересованных субъектов организовать и проводить профориентационную работу с молодежью системно и последовательно при недостаточной разработке четкой и обоснованной концепции данного вида деятельности
- наличие современных информационных образовательных технологий и их использования при работе с большими объемами данных.
Каждая из этих проблем требует своего отдельного анализа и решения.
Результаты исследования проблемы
Тема профориентации в школе действительно актуальна и важна для подростков, особенно в старших классах. Наличие четкой определенности в профессии и раннее начало ее освоения является залогом личного успеха молодого человека в трудовой деятельности и основой его карьерного роста. К сожалению подобная ясность в выборе будущей профессии у существенной доли современных старшеклассников отсутствует. Результаты проведенного нами опроса учащихся 9 — 11 классов в школах г. Саранска в 2016 и 2018 годах показал, что окончательно определились в выборе будущей профессии только 29% - 32% (больший процент у старших классов). Похожая картина и с выбором учебного заведения для получения профессии. Имеют четкий перечень учебных заведений, в которые планируют поступать только 27% - 39% опрошенных. Удивляет тот факт, что количество определившихся с выбором профессии меньше, чем тем тех, кто уже определился с выбором учебного заведения: еще не знают кем хотят быть, но знают в какое учебное
заведение будут поступать.
Следовало ожидать, что оставшаяся часть опрошенных школьников, которые не определились с выбором профессии, должны испытывать потребность в получении профориентационной поддержки и консультации. Таковых оказалось 57,6% респондентов, при этом в вопросе о желании воспользоваться профориентационными услугами специализированного центра положительно ответили 44% школьников. Таким образом, порядка 4% - 17% опрошенных подростков не заинтересованы в получении услуг по профориентации, что несомненно требует дальнейшего изучения и выявления причин подобных ответов.
Данные цифры вызывают особую тревогу в современных условиях, когда рынок труда требует от молодежи как можно более раннего профессионального самоопределения и выбора пути своего образования по будущей профессии. Даже вузы в настоящее время все больше желают видеть среди своих абитуриентов тех выпускников школ, которые уже полностью определились в выборе профессии и готовы к ее усвоению.
Подобная сложная ситуация в вопросе профориентации школьников требует поиска и применения адекватных решений. В первую очередь определимся теоретическими положениями, на которых предлагаем выстраивать профориентационную работу со школьниками. Для начала дадим опредление понятию профориентация. Опираясь на Федеральный закон от 23.07.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» понятие профессиональная ориентация регламентируется как «процесс, направленный на стимулирование мотивации саморазвития и социализации на основе комплексной технологии профориентационной диагностики, развития творческого, интеллектуального и деятельностного потенциала в совокупности обеспечивающих оптимальность выбора будущей профессии» [2].
Не вызывает сомнения тот факт, что выбираемая профессия должна соответствовать талантам и способностям человека. Однако, кроме всего прочего, она должна отражать его истинные желания и стремления, а точнее сферу его самореализации и самоактуализации. Самоактуализация обозначает переход из состояния возможности в состояние действительности, поэтому смысл самоактуализации как процесса саморазвития личности в большей мере отражает слово «проявление». В данном случае проявить себя означает выявить свои скрытые способности, возможности и таланты. Именно через активное проявление личностью своих талантов и стремлений объясняют процесс самоактуализации ведущие представители экзистенциального и гуманистического направлений в психологии (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Р. Райн, К. Роджерс, В. Франкл).
Мы исходим из положения, что человек легче, быстрее и с большими результатами становится успешным в своей трудовой деятельности, если она соответствует его личностным особенностям, склонностям, предпочтениям, талантам, возможностям. Человек может устроиться на нелюбимую работу топ-менеджером с высокой зарплатой в банке, но это будет даваться с большим трудом и отсутствием вдохновения. Такая работа не будет приносить удовлетворения, если он с детства мечтал стал художником, а вынужден заниматься банковскими счетами. Человек всегда будет с большим удовольствием и энтузиазмом вкладываться в профессиональную карьеру, если она является сферой его самоактуализации. Поэтому важно в профориентационной работе с молодым поколением помогать подростку в выборе не просто высокооплачиваемой и востребованной профессии, а именно той, которая соответствует его внутренним талантам и личностным способностям.
Методика проведения профориентационной работы
В отечественной психологической науке известны методики диагностики склонностей к той или иной группе профессий, личностных качеств. Они традиционно используются образовательными организациями в профориентационной работе со школьниками. Однако в общеобразовательных школах, эта работа проводится не всегда системно, комплексно, а главное без индивидуального подхода к каждому школьнику, используя в основном групповые и коллективные формы работы.
Как указывалось, выше современные вузы ждут выпускников школ, уже полностью определившихся с будущей профессией. Но школьников с таким уровнем определенности не готовят в школах. Поэтому вузы вынуждены проводить сами профориентационную работу со старшеклассниками. В частности, в Мордовском государственном университете им.Н.П. Огарева с марта 2017 года действует Центр профориентации, в котором оказываются консультативные профориентационные услуги в индивидуальной форме.
Предлагаемые услуги представляют собой две встречи с подростком продолжительностью по 1,5 часа. В первую встречу проходит диагностика подростка по выявлению его предпочтений к различным группам профессий, способностей к той или иной профессии. На основании результатов диагностики подбирается наиболее подходящая подростку профессия, по которой дается подробная информация о характере трудовых функций, о рынке труда в стране и регионе.
Для современного подростка, в том числе и его родителей, важна не только профдиагностика, т.е. знание о том к какой из профессий есть склонность, но и знание путей освоения этой профессии. Поэтому существенным преимуществом проводимой в указанном вузе профориентационной работы со школьниками является выстраивание индивидуальной образовательной траектории. Вся предоставляемая информация передается подростку и его родителями во вторую встречу в форме портфолио, состоящего из нескольких разделов. По содержанию разделов портфолио проводится подробное консультирование подростка в присутствии его родителей.
Очевидно, что такой анализ затрачивает много времени для обработки больших объемов данных, поэтому для эффективной работы по исследованию профессиональных предпочтений школьника необходимо воспользоваться современными программными средствами для разработки соответствующего программного обеспечения в соответствии с представленными выше методиками проведения профориентационной работы.
Реализация системы профориентационного тестирования
Профориентационная диагностика подразумевает прохождение большого количества различных тестов, служащих как для выяснения личностных и психологических качеств человека, так и профессиональных склонностей. По их результатам специалист в конечном итоге делает вывод о наиболее подходящих профессиях данному исследуемому. Однако большой объем работы, с которым приходится сталкиваться специалисту в процессе тестирования и проверки результатов (тесты могут содержать много десятков вопросов) существенно замедляют процесс и снижают его эффективность. Для решения этой проблемы логичным представляется решение автоматизировать прохождение тестов и выявление их результатов. Для более эффективной обработки результатов тестирования школьников с целью выяснения их предпочтений при выборе профессии была разработана автоматизированная система по диагностике
профессиональных склонностей и личностных особенностей, предоставление результатов в удобном виде для анализа их специалистом [3-5].
В результате анализа факторов, влияющих на определение профессиональной направленности, а также с учетом решения подобных задач, была разработана программа для ЭВМ, позволяющая школьнику проходить тесты по профориентации и получать результаты в удобном для обработки виде. На рисунке 1 представлен интерфейс системы профориентационного тестирования, посредством которого школьник получает доступ к разработанной системе.
Рис. 1. Интерфейс системы профориентационного тестирования
При запуске программы пользователю предлагается ввести номер своего профиля, который он получает у сотрудника лаборатории, ответственного за прохождение тестирования, причем именно номер, а не фамилию, чтобы быть не предвзятым к получению результата во избежание его корректировки.
Код программы, отвечающий за авторизацию школьника представлен на рисунке 2.
Программа проверяет наличие файла результатов с заданным номером профиля. При его отсутствии создается и подготавливается к записи результатов новый файл. При обнаружении существующего файла результаты уже пройденных тестов загружаются в программу.
fname:-profilesY + Edit1.Text + '.txt'; if not FileExists(fname) then begin
assignfile(f,fname); labell.Caption:-'Профиль:' +edit1 .Text; rewrite(f);
writeln(f, 'Профиль:' +edit1 .Text);
writeln(f, 'Раздел 1 - Результаты диагностики профессиональных склонностей.');
writeln(f, '_');
closefile(f);
button5. Enabled:=false; button6.Enabled:=false; button7.Enabled:=false; button10.Enabled:=false; button11.Enabled:=false; button12.Enabled:=false; button13.Enabled:=false; end
else begin
Memo1 .Lines.LoadFromFile(FName); assignfile(f,fname);
Рис. 2. Код программы - авторизация школьника
После выбора или добавления нового профиля пользователю предлагаются для прохождения тесты диагностики профессиональных склонностей - опросник Холланда, «Карта интересов», опросник Климова и тест Йовайши. После их завершения открываются для прохождения тесты диагностики личностных особенностей - тест Айзенка, тест личности по К. Юнгу, тест Томаса, опросник Кейрси, тест лидерских качеств, способностей к саморазвитию, тест IQ.
Вопросы тестов и возможные варианты ответов к ним содержатся в отдельных файлах (рисунок 3), пути к которым указываются в коде программы. procedure TForm5.Button1Click(Sender: TObject); begin
if counter=0 then begin
AssignFile(quest, 'data\test4\questions.txt'); reset(quest);
button1 .Caption:-Далее'; end;
inc(counter); readln(quest,word); radiobuttonl .Caption:=word; readln(quest,word);
radiobutton2.Caption:=word;_
Рис. 3. Код программы - настройка места размещения файлов
В данном фрагменте кода варианты ответов загружаются в поле Caption объектов radiobuttonl и radiobutton2. На рисунке 4 представлен пример вывода на
экран вопроса теста
Рис. 4. Вид теста на экране компьютера
В представленной системе показаны вопросы двух типов: вопросы, определяющие определенную точку зрения испытуемого и требующие правильного ответа.
Примерами первого типа вопросов могут служить опросник Холланда, карта интересов, опросник Климова, тест Йовайши, тест Айзенка, тесты по определению типа личности по Юнгу и способностей к саморазвитию, тест Томаса, опросник Кейрси. Пример такого теста представлен на рисунке 5. В этом случае баллы начисляются в зависимости от принадлежности ответа к предметному признаку -экономика, математика и т. д.
Рис. 5. Пример теста на выбор варианта ответа
Для реализации действий программы код в этом случае будет представлять собой счетчик ответов соответствующей направленности (рисунок 6). 1 :begin
if form5.radiobutton1.checked=true then inc(iz); if form5.radiobutton2.checked=true then inc(pri); end;
Рис. 6. Подсчет ответов
Так для теста Томаса (диагностика личностных особенностей), правильные ответы фиксируются на основании подсчета и сравнения с эталоном (рисунок 7). readln(quest,word);
if (radiobuttonlChecked = true) and (radiobutton1.Caption=word) then inc(score);
if (radiobutton2.Checked = true) and (radiobutton2.Caption=word) then inc(score);
if (radiobutton3.Checked = true) and (radiobutton3.Caption=word) then inc(score);
if (radiobutton4.Checked = true) and (radiobutton4.Caption=word) then inc(score);
if (radiobutton5.Checked = true) and (radiobutton5.Caption=word) then inc(score);_
Рис. 7. Подсчет ответов
Пример второго случая - тест IQ. Здесь правильный ответ присваивается переменной word и сравнивается с вариантом ответа в поле Caption объектов radiobutton.
После прохождения тестов их результаты сохраняются в текстовый файл, соответствующий профилю пользователя. С помощью кнопки «Просмотреть результаты» можно открыть файл в текстовом редакторе и распечатать (рисунок 8).
О Результаты тестов Профиль: 5
Раздел 1 - Результаты диагностики профессиональных склонностей
Тест 1
Опросник Холланда - выявление подходящей сферы деятельности Результат:
Реалистический (Р-тт) Предпочитаемый вид деятельности: Механические виды деятельности, управление большегрузными машинани, тяжелым оборудованием, управление механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координадои.
Строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы. Личностные характеристики:
Физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость, неханические и математические способности. Эмоциональная стабильность, практичность, уверенность в себе, целеустремленность, ответственность консервативность, ригидность, конформность.
Работает тщательно, аккуратно, систематично, предпочитает регламентацию работы. Профессии:
Картограф, фермер, инженер, лесничий, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик.
Рис. 8. Результаты прохождения теста
Записи о результатах прохождения тестов в файле профиля считываются при его открытии в программе, и уже пройденные пользователем в этом профиле тесты блокируются, чтобы исключить подделку результатов. На основе представленных результатов школьник получает консультацию у специалиста.
- □ х
Результаты работы и рекомендации
Имеющийся опыт работы Центра профориентации в МГУ им. Н.П. Огарева позволяет отметить ряд особенностей в профессиональных познаниях и устремлениях школьников:
1) стоит отметить особое влияние учителей-предметников на предпочтения учеников, когда учитель своей интересной формой преподавания увлекает подростка в соответствующую область знаний; при этом можно выделить три варианта совпадения воздействия учителя и личной заинтересованности и предрасположенности школьника:
а) у школьника есть склонность к изучению определенного предмета, но отсутствует поддержка и вовлечение в учебу со стороны соответствующего учителя-предметника; это не самый лучший вариант для подростка, поскольку ему придется искать поддержку в развитии своих способностей вне своей школы, что может быть затруднительно и затратно;
б) у школьника нет интереса к изучению предмета, но учитель своим примером и активной работой вовлекает в изучение данной области знаний; если в результате такого систематического и интересного вовлечения подросток выберет профессию на основе изучаемого предмета, то он рискует получить профессию, которая не совсем нравится ему и не отвечает его истинным желаниям и интересам;
в) интересы школьника и активность учителя совпадают, учитель помогает подростку развить свой настоящий интерес и способность к изучению любимого предмета; данный вариант является оптимальным из всех указанных.
2) большинство подростков, особенно учащиеся 9 классов, крайне низко мотивированы на выбор профессии и мало интересуются данным вопросом; за консультацией по профориентации они обратились только по настоянию родителей; вовлеченность и заинтересованность родителей в вопросе выбора профессии приводит к их большей активности, действиям, однако и большую ответственность за принятое решение и выбор тоже несут они, подростки могут так и оставаться отстраненными и незаинтересованными в получении результата профдиагностики;
3) в вопросе выбора будущей профессии школьники в первую очередь
сосредотачиваются на выборе перечня школьных предметов для сдачи ЕГЭ и только некоторые их подростков потом пытаются определиться со специальностью для поступления; однако практика приемных компаний вузов показывает, что для выбранной выпускником специальности требуется несколько иной перечень ЕГЭ, чем сданный школьником, что крайне ограничивает шансы на поступление на желаемую специальность; для устранения данных ситуаций необходимо заблаговременно проводить профориентационное информирование и консультирование школьников, чтобы они заранее могли выбрать и подготовиться к соответствующим экзаменам для поступления [6];
4) обратившиеся за профконсультацией подростки и их родители в большей мере интересуются выбором вуза для поступления, чем самой будущей специальностью, предполагая, что обучение в престижном вузе обязательно обеспечит хорошее место работы; до сих пор у многих из родителей живуче представление, что наличие высшего образования у их ребенка гарантированно обеспечит ему успешное трудоустройство и высокие заработки;
5) для родителей выпускников также актуальна проблема выбора между завершением обучения после 9 класса и продолжением учебы в 10-11 классах; данный вопрос в первую очередь обусловлен не столько возможностями и перспективами получения рабочей специальности в техникуме или колледже, а страхом перед сдачей ЕГЭ в 11 классе, стремлением оберечься от лишних стрессов и переживаний.
Выявленные в ходе работы особенности и трудности, с которыми сталкиваются подростки, их родители и специалисты Центра профориентации университета, указывают на необходимость внедрения ряда рекомендаций по совершенствованию профориентационной работы:
- следует существенно доработать и модифицировать методики профдиагностики, чтобы они позволяли определять склонность подростка к новым профессиям, возникшем в современном рынке труда;
- важно расширить доступность для школьников индивидуальной профориентационной работы, что потребует увеличения количества специалистов по профориентации в образовательных учреждениях региона;
- проведение профориентационной работы должно происходить системно, последовательно, включать различные формы (индивидуальные и групповые), в том числе начинаться на ранних этапах обучения, чтобы дети имели возможность как можно раньше определиться в выборе профессии и подготовиться к построению профессиональной карьеры и достижению личного успеха;
- в профконсультировании молодежи важно предлагать не только наиболее подходящие профессии, но и специальности из смежных областей деятельности, чтобы подростки ориентировались на освоение нескольких профессиональных компетенций, что в итоге повышало бы их конкурентоспособность на рынке труда;
- в проведении профориентационнного консультирования необходимо не только предоставление информации о подходящих школьнику профессиях, но и формирование у подростка мотивации на получение выбранных профессий, на достижение профессионального успеха;
- важно издание, обновление и обеспечение широкого доступа справочных материалов о рынке труда и новых востребованных профессиях, например, «Справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования» и «Атласа новых профессий», выпущенных в 2011г. [7].
Таким образом, необходимы совместные усилия всех заинтересованных субъектов в повышении результативности работы по определению будущей профессии для выпускников школ, что помогло бы сбалансировать запросы экономики страны и устремления самой молодежи, помочь молодым людям в
построении профессиональной карьеры и достижению личного успеха.
Литература
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Парламентская газета, № 8с, 02.03.2018.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» //
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=61891496302867319333347 098&cacheid=188EFBD3A2B28F2645BE738F4FDCFF9B&mode=splus&base=LAW &n=292679&rnd=0.637.
3. Ливанов А.В., Савкина А.В. Корпоративное анкетирование в институте повышения квалификации. Материалы X Научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева Составитель О.И. Скотников, ответственный за выпуск В.Д. Черкасов. 2005. С. 247-248.
4. Александров Э.Э., Савкина А.В. Компьютерная графика. Учеб. пособие. Саранск, 2005.
5. Савкина А.В., Савкина А.Вл. Разработка автоматизированной генетической карты. Материалы X Научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева Составитель О.И. Скотников, ответственный за выпуск В.Д. Черкасов. 2005. С. 244-246.
6. Novikova S.V., Sosnovsky S.A., Yakhina R.R., Valitova N.L., Kremleva E.Sh. The specific aspects of designing computer-based tutors for future engineers in numerical methods studying. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 2(21):322-343. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.322-343
7. Захарова И.В., Дудаков С.М., Солдатенко И.С. Проектирование образовательных программ в области ИКТ с учетом профессиональных стандартов // Инженерное образование. 2017 № 21 С. 140-144.