Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо»
В. А. Гуртов*, Е. А. Хотеева
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск, Россия, * [email protected]
Введение: актуальность исследования обусловлена наличием дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг по профессионально-квалификационному составу. Профессиональная ориентация школьников направлена на выбор вуза или колледжа для получения образования, базирующегося на успехах в изучении ими отдельных дисциплин, а не на построение осознанной карьерной траектории личности с учетом востребованности профессий. Цель статьи - обоснование необходимости корректировки ориентиров в ранней профориентации и выстраивания ее на основе проектирования будущей карьерной траектории.
Материалы и методы: методологическим обоснованием является применение принципа прозрачной информационной среды, выраженного через сравнительный теоретический анализ зарубежных и отечественных подходов к профориентации. В качестве эмпирической базы используются результаты опросов школьников и выпускников колледжей и вузов, сведения государственной и ведомственной статистики о рынке труда и системе образования.
Результаты исследования: разработана и апробирована технология реализации принципа прозрачной информационной среды в виде интернет-ресурса «Моя карьера», позволяющая на каждом уровне пользователя многократно возвращаться к разнообразию возможностей реализации на рынке труда профессиональной направленности личности. Апробирована оценка количественного измерения эффективности профориентации, направленной на построение карьерной траектории. Обоснована логика последовательности профориентационных мероприятий с позиции построения карьерной траектории - от выбора профессии через выбор работодателя к выбору места получения профессионального образования. Обсуждение и заключения: результаты исследования будут полезны педагогам, поскольку в них обоснована последовательность действий при реализации профориентационных мероприятий и разработано методическое обеспечение для проведения профориентационных уроков. Развитие и адаптация разработанного инструментария позволяют проводить количественное измерение эффективности профориента-ционной деятельности. Дальнейшее развитие инструментария будет происходить путем распространения принципа прозрачной информационной среды в другие субъекты Российской Федерации и реализации доступа к интернет-ресурсам с использованием мобильных устройств.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, школьник, профессиональное самоопределение, карьерная траектория, эффективность профориентации
Благодарности: статья подготовлена при частичной финансовой поддержке государственного задания Министерства образования и науки России 27.4292.2017/НМ и проекта в рамках Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета.
Для цитирования: Гуртов В. А., Хотеева Е. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» // Интеграция образования. 2018. Т. 22, №№ 1. С. 134-150. DOI: 10.15507/19919468.090.022.201801.134-150
ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)
http://edumag.mrsu.ru
УДК 316.477-053.5
DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.134-150
© Гуртов В. А., Хотеева Е. А., 2018
Schoolchildren's Career Trajectory Planning: Focus on "Want", "Can" and "Need"
V. A. Gurtov*, E. A. Khoteeva
Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia, * [email protected]
Introduction: future youth career trajectory planning in Russian society is conditioned on by a strong gap in supply and demand in a labor market and educational services market in terms of its professional qualification structure. There are several reasons for such gap but one of them is that pupils' vocational guidance is traditionally aimed at university or college choice for education rather than building conscious individual career trajectory taking into account occupations demand. The goal of the article is to justify the need to adjust benchmarks for early career guidance and build it on the basis of future career path designing taking into account all career guidance. Materials and Methods: the research methodology is based on a transparent information environment principle application that takes into account all three components of professional choice: "want", "can" and "need". This principle is rooted on a comparative theoretical analysis of foreign and domestic approaches to vocational guidance. Schoolchildren survey results gained during republican vocational guidance lesson (Republic of Karelia), graduates' survey results obtained in a framework of federal graduates employability monitoring, statistics indicators on a labour market and education system are widely used as empirical basis of the research. Results: the authors both developed and implemented a transparent information environment principle in a form of the "My Career" Internet resource allowing each type of user (pupils, parents, teachers) to return repeatedly to a variety of opportunities on individual's professional development in a labour market. The logic of vocational guidance sequent measures in terms of career guidance has been substantiated starting from an occupation choice through employer choice and ending with a choice of vocational education place.
Discussion and Conclusions: the research results will be both useful for teachers and coaches since they justify sequence actions in vocational guidance activities implementation as well as methodological support for career-oriented lessons. Development and adaptation of the developed toolkit allow to carry out quantitative assessment of career guidance performance. Further toolkit dissemination will be based on a transparent information environment extending into other Russian Federation regions and access realizing to web-resources within mobile devices.
Keywords: vocational guidance, pupils, professional self-determination, educational path, professional counselling performance
Acknowledgements: the article was prepared with the partial financial support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (contract 27.4292.2017/NM) with in the framework of the project under Strategic Development Program at Petrozavodsk State University.
For citation: Gurtov V.A., Khoteeva E.A. Schoolchildren's Career Trajectory Planning: Focus on "Want", "Can" and "Need". Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2018; 22(1):134-150. DOI: 10.15507/19919468.090.022.201801.134-150
Введение
Профессионализм - значимая ценность в обществе. Он лежит в основе воспитания поколений и развивается институтами семьи, образования, рынка труда. Устойчивый профессионализм и компетентность характеризуют высокое качество человеческого капитала.
Развитие кадрового ресурса невозможно без профессионального самоопределения, отвечающего одновременно требованиям личной заинтересованности, соответствия и востребованности в экономике. С позиции личности, правильный выбор профессии в будущем помо-
жет взрослому человеку найти свое место в жизни, обеспечить себя и принести пользу обществу. Эту задачу еще со школьной скамьи решает профориентация. В то же время традиционный подход к сущности профессиональной ориентации не способствует решению задач профессионального самоопределения, позволяющего личности прогнозировать успешную карьерную траекторию. Следствием является неудовлетворенность индивидов выбранной профессией, несформированная мотивация к труду, непрозрачность карьерных перспектив и слабая адаптация на рынке труда. Недостаточная корреляция между
образованием и рынком труда негативно сказывается на развитии кадрового потенциала, в то время как карьерное консультирование служит решением сокращения дистанции между образованием и рынком труда. От недостаточной результативности профессионального самоопределения проигрывает и личность, и экономика, и общество в целом.
Связано это с тем, что практика профессиональной ориентации не направлена на формирование долгосрочного карьерного планирования, ориентированного на востребованность профессиональных компетенций на рынке труда, а нацелена на получение обучающимися профессионального образования, основанного на симпатиях и успехах в изучении ими отдельных школьных дисциплин. Как следствие, недостаточно разработаны количественные оценки эффективности профориентаци-онной работы и инструментарий, позволяющий реализовать основные стадии профессиональной ориентации. Социальным и экономическим институтам необходимо системное преобразование подхода к сущности профессионального самоопределения, методологическим основам и инструментальной базе в соответствии с запросами общества и государства.
Целью статьи является подтверждение потребности в изменении ориентиров ранней профориентации и выстраивание ее на основе проектирования будущей карьерной траектории с учетом трех компонентов: «хочу», «могу» и «надо». В статье обосновываются направления совершенствования профессиональной ориентации среди школьников как совокупности мероприятий по построению долгосрочной карьерной линии, представлен анализ применения авторских методических разработок в профессиональной ориентации школьников.
Обзор литературы
В ходе проведения исследования были изучены и проанализированы зарубежные и отечественные работы, посвя-
щенные вопросам реализации различных подходов к профессиональной ориентации школьников.
Профессионализация личности, будучи важнейшей частью социализации личности, начинается с базового стартового социального института формирования кадрового ресурса отечественной экономики - профессиональной ориентации.
Термин «профессиональная ориентация» твердо закрепился в научной и общераспространенной лексике, в СМИ, образовательной среде, в законодательстве сферы образования, труда и занятости. Необходимо отметить, что за рубежом термин «профессиональная ориентация» и его буквальный перевод с русского языка (professional orientation) отсутствует. В международной практике для обозначения этого российского термина используются понятия «карьерное планирование» и «развитие карьеры» (career planning, vocational guidance, career development). Согласно докладу OECD (Organisation for economic cooperation and development)1, под карьерным планированием понимается широко развитая система перманентного консультирования по поводу планирования карьерной и образовательной траектории, будущей профессиональной деятельности, повышения квалификации и профессиональной переподготовки на протяжении всей жизни человека.
Зарубежные исследователи при анализе и разработке проблем карьерного планирования акцентируют внимание на различных подходах к сущности и назначению карьерного управления, таких как психологический и социально-экономический.
Психологический подход отталкивается от диагностики психологических, психических и иных свойств личности; оценивает психологические факторы выбора профессиональной деятельности. В статье Б. Ли, Э. Порфели, А. Хирши на выборке студентов высшей школы показано, что глубокое внимание необходимо уделять мотивационным процессам,
1 OECD (Organisation for economic cooperation and development). Career guidance and public policy: bridging the gap. 2004. P. 171. URL: http://www.oecd.org/edu/innovation-education/34050171.pdf (дата обращения: 05.06.2017).
лежащим в основе построения карьеры, при этом значимы колебания и изменения в мотивационных установках личности в зависимости от ситуации, контекста [1]. Внутренние предпочтения и мотивация влияют на развитие карьеры по экстенсивному или интенсивному типу. В конечном счете анализ мотивации и типа карьеры позволяет прогнозировать трудности в развитии карьеры. Социально-экономический подход ориентирован на поиск драйверов развития рыночной экономики и повышения конкурентоспособности кадрового ресурса. Значимость управления карьерой в преодолении дистанции между рынком труда и системой образования рассматриваются Н. Литою [2]. Автор подчеркивает, что система карьерного консультирования позволяет приблизить практические навыки обучающихся на различных уровнях образования и их компетенции к потребностям рынка труда и экономики.
В статье Дж. Сэмпсон и Дж. Макела разобраны этические вопросы использования информационных технологий (сайты, социальные сети, современные мобильные устройства) в консультациях о карьерном планировании [3]. Выделяются три категории для анализа: социальная справедливость, ресурсы и услуги. В частности, подчеркивается неравный и неравномерный доступ к Интернету, неравные финансовые возможности для приобретения цифровой техники, а также разный уровень цифровой грамотности. Отсюда вытекает социальная несправедливость в получении услуг карьерного консультирования для различных социальных групп населения. Учеными выявлены такие аспекты, как ошибочность информации, соблюдение конфиденциальности данных, недостаток компетенций у населения для правильной интерпретации данных [3].
Ряд зарубежных исследований раскрывают значение различных факторов в выборе профессиональной деятельности. П. Дэвис, Н. Дэвис, Т. Кью определили, что на выбор молодежи продолжить образование в университетах Англии повлияли образование родителей, культурный капитал и личные ожидания от сти-
пендии, получаемой за успехи в учебе [4]. В статье Н. Гэллиот и Л. Грэхам обосновывается тезис о том, что проектирование карьерной линии позволяет учащимся выбрать селективные курсы и предметы в школе для более эффективного использования имеющихся ресурсов и возможностей с целью их преобразования в будущем в реальные выгоды (исследование проведено на примере Австралии) [5]. Высокая согласованность выбранных школьных предметов и профессиональных планов укрепляет реализацию карьерной траектории. В статье М. тэ Вирик, Й. Бисхейзен, В. Ван Ос подтверждено значение ранней профессиональной ориентации для успешной академической и социальной интеграции студентов колледжей и университетов в первый год обучения [6].
Европейские исследователи анализируют пути регулирования образовательных траекторий посредством организации обучения и процесса образовательного и профессионального руководства на опыте восьми стран, которые участвовали в исследовательском проекте «Управление образовательными траекториями в Европе» ^ОЕТЕ) [7]. Значимость и возможные варианты информирования студентов о потенциальных рабочих местах представлены в статье К. Аранео, Дж. Швибах, М. Сикари [8]. Авторами показано, как на основе данных Бюро статистики США и переписи населения выявить потенциальные рабочие места для лиц, проходящих подготовку по определенной образовательной специальности - биологии.
Некоторые зарубежные исследования показывают особенности карьерного планирования в конкретных сферах профессиональной деятельности. В статье С. Вудса, Ф. Паттерсон, Б. Вилла, А. Козвара раскрывается влияние характерных особенностей личности на выбор медицинской специализации с использованием методики RJASEC (определением типа личности) [9]. Таким образом, установлена корреляция между определенным типом личности и выбором медицинской профессии. Вопросы раннего карьерного управления среди военных находятся в фокусе статьи К. Шницляйн, Д. Ли, Ж. Вайса, К. Ворнера
интеграция образования. т. 22, № 1. 2018
[10], где поднимается проблема сложности перехода военных от академической подготовки к первому заданию, т. е. к практике. Авторами предлагается модель развития обучения, организованная вокруг семи пересекающихся областей: наставничества, стипендии, исследования, планирования карьеры, открытости к опыту, взаимодействия с другими дисциплинами и поиска ответственности. На их основе разработаны рекомендации по построению ранней карьеры для военных. Исследователи из Индии А. Дастидар и С. Сикдар обозначили проблему непривлекательности преподавания и науки как варианта развития карьеры для успешных студентов [11].
Характеристика планирования карьеры на протяжении всей жизни отражена в статье А. И. Х. Гонзалес, основанной на изучении влияния деятельности центров повышения карьеры на население, которое, не получив среднее образование, продолжает обучение через Центры образования взрослых [12]. В. Авильс, Л. Рассел-Чепин и С. Райбек раскрывают историю развития карьерного управления и консультирования в школах, представляют исторические предпосылки появления данного вида деятельности. Обосновываются преимущества карьерного консультирования для профессионального и интеллектуального развития личности [13]. Вопросы эффективности карьерного консультирования, проанализированные на основе изучения содержания бесед педагогов с учениками, представлены М. Кай-перс и Ф. Мейерс [14]. Ими доказывается, что специальная подготовка педагогов в проведении консультирования делают консультирование для учеников более ценным и содержательным.
Исследования российских ученых в сфере профессиональной ориентации также лежат в русле педагогических и социально-экономических подходов. В российской экономике существует проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг по профессионально-квалификационному составу. Причин дисбаланса несколько, но
одна из них заключается в том, что традиционная профессиональная ориентация школьников не направлена на построение долгосрочной карьерной траектории личности, а ориентируется на получение обучающимися профессионального образования, основанного на симпатиях и успехах в изучении ими отдельных школьных дисциплин. Российские исследователи понимают эту проблему и в своих работах развивают положения, позволяющие перейти на путь карьерного управления.
Основу перехода на путь карьерного управления заложил Н. С. Пряжников, разработавший методологию профессиональной ориентации и подходы в области активизации профессиональной ориентации. По его мнению, профессиональная ориентация, в широком смысле, - это организованная деятельность органов власти в сфере образования, труда и занятости, предприятий, школы, семьи, направленная на создание условий для профессионального самоопределения школьников и осознанного планирования профессиональной и образовательной траектории личности2.
Российская нормативно-правовая база в сфере профессиональной ориентации несовершенна, поскольку «профориентация рассматривается не как важнейший социальный институт интеграции и социализации молодого поколения, а как услуга, осуществляемая в службах занятости населения и заключающаяся в проведении информационного-просветительских мероприятий» [15]. А. Д. Балюк предлагает осуществлять управление процессом профессиональной ориентации в формате единой системной оси: «личность - социальные институты - системы социализации - профессиональный выбор - рынок труда». Автор, основываясь на результатах анкетирования студентов первого курса, отмечает существенную проблему отсутствия у большей части школ программного продукта для массового проф-ориентационного тестирования [16].
В исследовании О. А. Колесниковой и А. М. Донецкого профессиональная ориентация рассматривается как фактор
2 Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М. : Академия, 2008. 320 с.
смягчения проблемы обеспечения экономики квалифицированными кадрами. Авторы предлагают выполнить разработку комплексной общероссийской программы профориентации на среднесрочную перспективу, и на ее основе создать региональные профориентационные программы [17]. Учеными не остается без внимания анализ способов и механизмов кооперации образования и бизнеса в целях повышения успешности карьерных траекторий выпускников3; факторы спроса на кадры и компетенции, на которые обращают внимание работодатели при приеме выпускников на работу [18]; переход от информирования о профессиональной деятельности к расширению работы университетов со школами по реализации совместных образовательных программ для рекрутинга абитуриентов [19].
Д. Л. Константиновский, изучая социальные аспекты жизненного старта молодежи, обосновывает разницу в доступности образовательных услуг для детей из семей с различным социальным, финансовым и культурным капиталом на основе изучения молодежных когорт в различные периоды истории. Рассматривается динамика привлекательности профессии как индикатора социальных изменений, отражающего в определенной степени систему ценностей общества4.
Анализ публикаций зарубежных и российских авторов показал, что необходимо развитие методологии карьерного планирования применительно к российским реалиям.
Главным ограничением профессионального самоопределения является сужение понятия «профориентация» до диагностики профессиональной направленности на основе существующих методик. Профессиональная ориентация в школе в значительной мере ограничивается выбором сначала профильных предметов для сдачи ЕГЭ, затем будущей учебной специальности и вуза/колледжа для получения этой специальности. В то же время профессио-
нальная ориентация должна основываться на модели действий, когда объектом выбора становится профессия и соответствующее ей потенциальное рабочее место на конкретном предприятии или в организации; критерием для выбора - привлекательность для личности карьерной траектории; а диплом университета или колледжа - лишь средство для реализации карьерной траектории. Система профессиональной ориентации школьников должна быть направлена на построение долгосрочной карьерной траектории личности, гармонично сочетающей базовые принципы «хочу», «могу», «надо». При этом необходимо усиливать составляющую «надо», акцентируя внимание школьников на востребованные в будущем профессии и компетенции.
Используемый инструментарий профориентации должен быть привлекательным для молодежи, соответствовать «духу времени» и побуждать интерес к познанию мира профессий. Развитие и адаптация такого инструментария позволяет проводить количественное измерение эффективности профориентационной деятельности.
Материалы и методы
Методологической основой исследования является использование принципа прозрачной информационной среды, учитывающей все три компонента профессионального выбора «хочу», «могу» и «надо». Этот принцип сформирован на основе сравнительного теоретического анализа зарубежных и отечественных подходов к профориентации. При выборе методологии и методики профессиональной ориентации населения использованы общенаучные методы анализа и сравнения. Теоретический анализ подхода к сущности профессиональной ориентации обосновывает трех-компонентную структуру профессионального выбора, в которой одинаково важна значимость всех компонент.
В качестве способов реализации методологии использован разработанный авторами интернет-ресурс «Моя карьера»
3 Sigova S., Gurtov V., Kekkonen A. University-business interaction models: the experience of developed and developing countries // EDULEARN15 Proceedings: 7th International Conference on Education and New Learning Technologies (6-8 July, 2015). Barcelona, Spain, 2015. Pp. 0594-0596.
4 Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М. : ЦСП, 2008. 552 с.
(http://mycareer.karelia.ru), содержащий методику проектирования будущей карьерной траектории с учетом всех трех компонентов «хочу», «могу» и «надо».
Результат карьерного планирования зависит от использования валидных инструментов, методов и технологий. Планирование карьеры базируется на принципах постоянства, преемственности и комплексности. Постоянство и преемственность означают управление профессиональной сферой на протяжении всей жизни, постоянную реализацию и корректировку профессиональных планов. Комплексность базируется на известной формуле Е. А. Климова «хочу - могу - надо»5, обеспечивающей диагностику личности и информирование о востребованности в экономике профессий и компетенций, к которым отмечается профессиональная направленности индивида. При этом профессиональный жизненный путь по характеру нелинейный, поскольку вследствие технологического развития для трудоустройства существует определенное «пространство выбора» [20], разнообразие которого напрямую зависит от качества образования.
Обеспечение данных принципов достигается за счет использования разных форм и методов профориентации в школе, направленных на осознание личных интересов и симпатий к существующим видам профессиональной деятельности, т. е. рефлексию компонента «хочу»:
- на просвещение и консультации: дни открытых дверей на предприятиях и образовательных организациях профессионального образования; лектории о профессиях; молодежные форумы; профориентацион-ное краеведение;
- на активизацию самоопределения: работа школьных предметных факультативов, кружков по интересам; профессиональные пробы; сюжетно-ролевые игры; работа трудовых объединений школьников; уроки и мастер-классы от приглашенных специалистов - представителей профессий.
Диагностика и анализ личной персональной направленности на основе определения ориентации на предметы труда,
темперамента, осознанных предпочтений, измерение интеллектуальных способностей, т. е. рефлексию компонента «могу», реализуется на основе результатов:
- тестирования обучающихся с целью профессионального самоопределения с помощью различных методик;
- измерения интеллектуальных способностей, эрудиции и логики;
- анкетирования обучающихся о выборе профессии и профессиональных планах, образовательных планах, факторах выбора профессии.
Знания о третьем компоненте в структуре профессионального самоопределения, связанном с оценкой текущей и перспективной востребованности профессий на основе прогнозирования спроса на рынке труда [21], т. е. слагаемом «надо», формируются на основе:
- информирования об экономике и рынке труда;
- информации о востребованности профессии сейчас и в будущем, а также величине заработной платы;
- изучения текущего спроса работодателей на профессиональные компетенции, а также компетенции будущего;
- профориентационных экскурсий на предприятия;
- посещения ярмарок рабочих мест, образовательных организаций, работодателей, службы занятости населения
Метод анкетирования школьников использован для получения «обратной связи» и оценки релевантности форм и методов профориентации в педагогическом процессе.
Отсутствие информации о рынке труда не позволяет системно подойти к карьерному планированию и обоснованно принимать решения с учетом обозначенных выше принципов. В качестве инструментария педагогического сопровождения профессиональной ориентации использован интернет-портал, содержащий информацию о рынке труда в адаптированном для школьников виде.
Профессиональное самоопределение является неотъемлемой составляющей педагогического сопровождения на различ-
5 Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2010. 304 с.
ных этапах обучения. Многозадачность и долгосрочность карьерного планирования невозможны без обновления методического содержания. Технологии стремительно развиваются, информационное пространство становится многоуровневым и неоднородным. Информационные интернет-ресурсы служат площадкой для прохождения различных этапов профессионального самоопределения: от диагностики профессиональной направленности до изучения учебных и рабочих мест. Сегодня в интернет-пространстве функционирует множество информационных систем, предоставляющих сервис профессионального самоопределения как на региональном, так и на федеральном уровнях6. Одним из примеров, реализующих методологию «хочу - могу - надо», является региональный портал по профориентации населения «Моя карьера: живи, учись, работай в Карелии!»7. Вместе с традиционным инструментарием психологической диагностики контент портала содержит доступную информацию о текущем и перспективном состоянии рынка труда, о востребованных профессиях в родном регионе, образовательных возможностях в наглядном и понятном виде. В ее основе лежит методология прозрачной информационной среды рынка труда, позволяющая преодолеть информационную недостаточность [22] путем использования различных инстру-ментариев информирования населения:
- диагностики профессиональной направленности;
- барометра занятости [23];
- профессиограмм [24];
- «визитных карточек» работодателей;
- «визитных карточек» образовательных организаций;
- инфографики по рынку труда и экономике региона.
Контент портала «Моя карьера» объединяет слагаемые «хочу», «могу» и «надо»
и представляет инструментарий педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников. С применением интернет-портала авторами был организован и проведен республиканский профориентационный урок в школах Республики Карелия, охвативший 21 образовательную организацию (12 % школьников от контингента обучающихся 8-9 классов).
Профориентационный урок как форма профориентации решает задачи информирования и просвещения обучающихся о разнообразии профессий и о необходимости их выбора; задачи диагностики профессиональных интересов (рис. 1).
Профориентационный урок является одной из стадий профессионального самоопределения обучающихся, включающей знакомство с миром профессий, изучение того, на что необходимо обращать внимание при выборе профессии, диагностику персональной профессиональной направленности. Профориентационный урок помогает обучающимся осознать свою персональную профессиональную направленность и осуществить мотивированный выбор будущей профессии.
Следующий этап представляет собой активизирующую профориентацию, в ходе которой обучающиеся могут попробовать себя в понравившихся профессиях, познакомиться с носителями профессий, увидеть рабочее место. На данном этапе происходит анализ выбранной профессии, углубление знаний о будущей профессий, знакомство со спецификой профессий в экономике родного региона.
Третий этап профориентации в системе школьного образования включает формирование образовательных планов и образовательной траектории в соответствии с профессиональным выбором. Обучающиеся 8 и 9 классов принимают решение о продолжении образования в 10 классе или получении среднего профессиональ-
6 Справочник профессий [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: [сайт]. URL: http://spravochmk.rosmintrad.ru (дата обращения: 17.04.2017); Моя карьера [Электронный ресурс] // Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Карелия: [сайт]. URL: http://mycareer.karelia.ru (дата обращения: 17.04.2017); Профориентатор [Электронный ресурс] // Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»: [сайт]. URL: https://proforientator. ru (дата обращения: 17.04.2017).
7 СкрыниковИ. С. Интернет-ресурс для профориентации // Служба занятости. 2015. № 12. С. 24-26.
Профориентационные уроки / Professional counselling lessons
1. Изучение мира профессий / Exploring the world of occupations
2. Как выбирать профессию / How to choose an occupation
3. Диагностика профессиональных склонностей/ Professional inclinations assessment
Р и с
В
Активизирующая профориентация/ Activating professional counselling
Профориентационные
экскурсии / Excursions to organizations with the aim of professional counselling Про фессиональные пробы / Professional assessment Мастер-классы по профессиям / Workshops held by invited professionals
Выбор образовательной траектории / Career path choic
Ярмарки вакансий, учебных мест / Open Doors Days Выбор экзаменов ЕЕЭ и ГИА / Choice of unified state examinations Выбор профильных классов / Choice of specific field-oriented classes
1. Место профориентационного урока в профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций F i g. 1. Professional counseling lesson for schoolchildren at secondare education institutions
ного образования. Осуществляется выбор образовательной специальности, организации профессионального образования; выбор профильных выпускных экзаменов ЕГЭ и ГИА для поступления в вузы и колледжи; выбор профильного класса.
Рассмотрим, какие же доминанты сформированы у российских школьников и студентов в сфере профессионального самоопределения.
Результаты исследования
Факторы профессионального самоопределения. Личные интересы и симпатии - базовый фактор выбора будущей профессии. Благодаря психологической диагностике у обучающихся выявляется профессиональная направленность, что также влияет на профессиональный выбор. Однако составляющая профессионального выбора, связанная с востребованностью профессии на рынке труда, не так широко учитывается молодым поколением.
Согласно результатам анкетирования школьников8, для большинства из них
(80 %) в основе мотивации выбора профессии лежит личный интерес. Половина респондентов ориентированы на высокую заработную плату. Только 18 % обучающихся в школах Республики Карелия при выборе профессии ориентируются на наличие вакансий на рынке труда, т. е. востребованность профессии (рис. 2). Составляющая профессионального выбора «надо» учитывается школьниками недостаточно. Множество мер и усилий государства, науки и общественности направлено на поднятие имиджа рабочих профессий, привлечение внимания к ним молодежи с качественным базовым образованием и сформированной мотивацией на труд. Образовательные стратегии молодежи недостаточно согласуются с кадровой потребностью экономики региона.
Проведенный ранее авторами масштабный опрос выпускников системы профессионального образования на федеральном интернет-портале «Система интерактивного мониторинга трудоустройства выпускников» показал, что при поиске работы 70 % выпускников ориентируются на высо-
8 Опрос проведен среди школьников 8-10 классов в рамках республиканского профориентационного урока в Республике Карелия.
Р и с. 2. Факторы выбора профессии школьниками (% от числа ответивших на вопрос с множественным вариантом ответа) F i g. 2. Factors of occupation choice by schoolchildren (% of respondents who answered multiple choice question)
кий уровень заработной платы9, в то время как в годы учебы в школе уровень финансовой обеспеченности не является доминантным мотивом.
Другой опрос показал, что около 46 % обучающихся при выборе направления подготовки ориентировались на возможность «бесплатного» обучения, т. е. за счет государства, муниципалитета, организации и т. д.10. Это свидетельствует о слабой мотивации абитуриентов получить конкретную профессию и в дальнейшем работать в определенной профессиональной сфере. Образование в карьерной стратегии играет не главную роль в освоении избранной профессии, а скорее отражает свою скрытую функцию - приобретение социального статуса, возможность продолжения социализации после окончания школы. Слабая связь образовательной траектории и будущей профессии обусловливает дисфункциональность образовательной стратегии как для рынка труда, так и для личности. «Гибкость, постоянное
уточнение и корректировка профессиональных планов и перспектив - это важнейшее условие полноценного самоопределения» [25].
Таким образом, распространенная ситуация недостаточной информированности выпускников школ и абитуриентов о рынке труда деформирует логику профессионального выбора: осуществляется выбор образовательной специальности в соответствии с выпускными экзаменами без связи с потенциальными видами профессиональной деятельности.
Результативность информирования школьников. До проведения республиканского профориентационного урока примерно половина обучающихся старших классов определились с будущей профессией: 30 % обучающихся 8 классов, 52,5 % - 9 классов, 47,6 % - 10 классов. В 9 классе доля школьников, определившихся с профессией, оказалась выше по причине окончания школы и поступления в организации среднего профессионального образования. Одна-
9 Трудоустройство выпускников: мониторинг и анализ / под ред. А. В. Воронина, В. А. Гуртова, Л. М. Серовой. М. : Экономика, 2015. 372 с.; О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных специальностях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях на основе проведенного мониторинга в 10 пилотных субъектах Российской Федерации: аналитический доклад / А. В. Воронин [и др.]. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2012. 248 с.
10 В опросе выпускников приняли участие более 80 тыс. чел. с разным уровнем профессионального образования из 83 субъектов РФ.
ко это достаточно низкии процент определившихся, свидетельствующий о недостаточной сформированное™ жизненных и профессиональных планов молодежи.
По итогам профориентационного урока с использованием инструментария интернет-портала «Моя карьера», выросла численность обучающихся, имеющих, по собственной самооценке, представление о характере и содержании профессиональной деятельности (рис. 3).
По итогам самооценки школьников до 40 % выросла численность учащихся, «полностью представляющих» содержание будущей деятельности; снизилась доля школьников, «имеющих смутные представления» о будущей профессии (с 20,6 до 14,8 %).
Таким образом, важная задача профессиональной ориентации - это полное, регулярное и доступное информирование школьников и других категорий населения о ситуации в экономике, на рынке труда, динамике спроса на профессии и компетенции. Под воздействием многочисленных факторов рынок труда каждого региона находится в постоянном развитии, меняется динамика спроса на профессии и компетенции. Карьерное планирование, основанное на постоянном отслеживании происходящих изменений,
поможет выстраивать гибкую стратегию трудоустройства, подстраивающуюся под требования спроса экономики на трудовые ресурсы и интересы личности.
Критерии эффективности профессиональной ориентации. При позиционировании профессиональной ориентации как государственной услуги нередко возникает вопрос оценки ее эффективности. Эффект профессионального самоопределения, проводимого в школе, возможно увидеть через 10-15 лет, когда можно будет оценить субъективную удовлетворенность личности сложившейся карьерой и профессиональной деятельностью.
В то же время возможна оценка эффективности профориентации в настоящем времени. При этом важно от качественной оценки результатов профориентационной деятельности перейти к их количественному измерению на уровне определенных критериев и показателей. Последние зависят от возрастной категории обучающихся и степени их погружения в профессиональное самоопределение. К ним могут быть отнесены:
на основе самооценки индивида: - своевременность принятия решения: наличие первичного выбора профессии (удельный вес школьников, уже выбравших будущую профессию до про-
Р и с. 3. Распределение ответов обучающихся на вопрос «Представляешь ли ты себе характер и содержание будущей профессиональной деятельности?» (% от численности опрошенных) F i g. 3. Learners' answers distribution to the question "Do you know nature and duties of your future professional activity?" (% of respondents' number)
фессионального тестирования (в % от численности анкетированных));
- осведомленность о разнообразии профессий (удельный вес школьников, узнавших более 10 новых профессий, подходящих и интересных для себя (в % от общей численности анкетированных после тестирования));
- осведомленность о содержании работы по профессии (увеличение удельного веса школьников, знающих о содержании будущей работы по профессии (разница удельного веса в процентах от общей численности анкетированных до и после тестирования);
- осознанность профессионального самоопределения (глубина понимания сущности профессии; знание формулы «хочу -могу - надо») на основе анализа ответа на вопрос «что такое профессия?»);
на основе статистических данных (формы № ВПО-1, СПО-1, ОО-1):
- учет школьниками 9 классов востребованности профессий: уровень соответствия приемов в организации среднего профессионального образования кадровой потребности экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена (балансовые таблицы приема и кадровой потребности);
- учет школьниками 11 классов востребованности профессий: уровень соответствия приемов в организации высшего образования потребности экономики в кадрах с высшим образованием (балансовые таблицы приема и кадровой потребности);
на основе мониторинга трудоустройства выпускников системы профессионального образования:
- логичность профессиональной карьеры: удельный вес выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования, трудоустроившихся на работу по специальности (в % от общего выпуска);
- обеспеченность профессиональной карьеры: размер ежемесячной заработной платы (в % по отношению к средней в регионе).
Повышение эффективности профори-ентационной работы экономически выгодно как для государства, так и для семьи и личности. С учетом ежегодной бюджетной стоимости обучения в вузе (от 67 до 120 тыс. руб.) и колледже (от 35 до 60 тыс. руб.)11 за весь период стоимость обучения в вузе составляет в среднем 400 тыс. руб., а в колледже - 200 тыс. руб. При платном обучении эта стоимость возрастает в 1,5-2 раза. Дополнительно в этот же период текущие расходы семьи на жизнеобеспечение студента составляют не менее 200 тыс. руб. в год12. При правильном построении профессиональной карьеры эти средства окупятся в ближайшие десять лет после начала трудовой деятельности. Неэффективное карьерное планирование влечет за собой как неэффективное расходование средств семьи и государства, так и не дает возможности в процессе будущей трудовой деятельности компенсировать эти расходы.
Обсуждение и заключения
Профессиональная ориентация является многоплановым и непрерывным процессом формирования обоснованной долгосрочной карьерной траектории индивида на основе изучения профессий, диагностики личной профессиональной направленности, знаний о развитии и специфике региональной экономики и рынке труда, а также постоянного профессионального совершенствования. При построении карьерной линии важны все три элемента самоопределения: «хочу», «могу» и «надо». Стоит отметить, что в профориентацион-ной работе с молодым поколением необходимо усиливать составляющую «надо», связанную с информированием о востребо-
11 О значениях базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования и науки, молодежной политики, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан и значений отраслевых корректирующих коэффициентов к ним: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 884. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/8698.
12 Оценка авторов.
интеграция образования. т. 22, № 1. 2018
ванных в экономике профессиях и компетенциях.
Практическая работа в виде республиканского профориентационного урока показала значимость разработки специализированного инструментария, который объединяет все три элемента профессионального выбора с точки зрения населения и способствует расширению представлений о профориентации с методологической точки зрения.
Отдельно стоит отметить, что внимание школьников должно быть акцентировано на том, что образовательная стратегия служит не целью, а инструментом реализации карьерной траектории. Профессиональный потенциал должен начинать формироваться в годы школьного образования, поэтому важно сохранение логики профориентации «от выбора профессии - к выбору соответствующей ей учебной специальности и вуза/колледжа», позволяющей получить необходимые профессиональные компетенции.
В связи с этим предлагается логическая последовательность ежегодных профори-ентационных мероприятий среди учеников различных классов: «профориентационный урок - мероприятия активизирующей профориентации - выбор образовательной траектории». При этом важно проведение проф-ориентационного урока с применением инструментария, объединяющего все три составляющие выбора профессии «хочу», «могу» и «надо» в целях информирования школьников. На основе полученных знаний на следующем этапе проводится «профессиональная проба», позволяющая «примерить» понравившиеся профессии. Только после этого выстраивается образовательная траектория, позволяющая достичь целей намеченного профессионального развития.
Результатам профориентации чаще дается качественная оценка по истечении времени, в отдаленном будущем. Однако применение различных технологий и механизмов профориентации требует разработки и апробации количественных методов измерения эффективности профориентации в краткосрочной перспективе. Для этого предлагается система коли-
чественных критериев (своевременность и осознанность профессионального выбора, осведомленность обучающихся, востребованность, логичность и обеспеченность профессиональной карьеры), позволяющих на основе эмпирических и статистических данных сформировать количественные показатели эффективности профориентаци-онной работы.
Итоги исследования подтверждают необходимость изменения ориентиров в ранней профориентации и выстраивания ее на основе проектирования будущей карьерной траектории с учетом всех трех компонентов «хочу», «могу» и «надо». При этом важно усиливать информирование школьников о востребованности профессий на рынке труда через развитие компонента «надо». Исследование показало: школьники при построении личного карьерного тренда не акцентируют свое внимание на востребованности профессии. Нами предложены варианты усиления компонента «надо», которые могут быть использованы и развиты другими исследователями.
Последовательность профориентаци-онных действий, представленная авторами, а также разработанный инструментарий в виде прозрачной информационной среды, реализованной на интернет-портале «Моя карьера», позволят педагогам реали-зовывать на практике методологические принципы ранней профориентации. Продемонстрированные методические материалы помогут учителям побудить школьника разобраться в большом потоке профессиональной информации, что в целом будет способствовать социализации личности.
Результаты исследования дополнительно стимулируют внимание педагогов и руководителей системы образования на развитие профессиональных интересов и навыков обучающихся.
Социальное значение исследования заключается в том, что ранняя профессиональная ориентация, гармонически сочетающая все три компонента профессионального выбора, служит основой для снижения дисбаланса на рынке труда и рынке образовательных услуг.
Осознанный выбор профессий является ценностью с точки зрения личности, так как представляет собой основу успешной и состоятельной профессиональной карьеры. Успешные профессионалы обе-
спечивают качество человеческого капитала, формируют образ будущего страны и являются основой экономического роста и социальной стабильности российского общества.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Lee B., Porfeli E. J., Hirschi A. Between- and within-person level motivational precursors associated with career exploration // Journal of Vocational Behavior. 2016. Vol. 92. Pp. 125-134. DOI: 10.1016/j.jvb.2015.11.009
2. Litoiu N. Career counseling - the solution for bridging the gap between education and labour market // Journal of Educational Sciences & Psychology. 2015. Vol. 5, no. 1. Pp. 66-77. URL: http://jesp.upg-ploiesti.ro/index. php?option=com_phocadownload&view=file&id=446:career-counseling-the-solution-for-bridging-the-gap-be-tween-education-and-labour-market&Itemid=16 (дата обращения: 05.06.2017).
3. Sampson J. P., Makela J. P. Ethical issues associated with information and communication technology in counseling and guidance // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2014. Vol. 14, no. 1 SI. Pp. 135-148. DOI: 10.1007/s10775-013-9258-7
4. Davies P., Qiu T., Davies N. M.Cultural and human capital, information and higher education choices // Journal of Education Policy. 2014. Vol. 29, no. 6. Pp. 804-825. DOI: 10.1080/02680939.2014.891762
5. Galliott N., Graham L. J. School based experiences as contributors to career decision-making: findings from a cross-sectional survey of high-school students // Australian Educational Researcher. 2015. Vol. 42, no. 2 SI. Pp. 179-199. DOI: 10.1007/s13384-015-0175-2
6. teWierikM. L. J., Beishuizen J., van Os W. Career guidance and student success in Dutch higher vocational education // Studies in Higher Education. 2015. Vol. 40, no. 10. Pp. 1947-1961. DOI: 10.1080/03075079.2014.914905
7. Tikkanen J., Bledowski P., Felczak J. Education systems as transition spaces // International Journal of Qualitative Studies in Education. 2015. Vol. 28, no. 3 SI. Pp. 297-310. DOI: 10.1080/09518398.2014.987853
8. Araneo K., Schwebach J. R, Csikari M. Advising biology majors about career choices: resources &in-formation for biology instructors // American Biology Teacher. 2017. Vol. 79, no. 1. Pp. 13-20. DOI: 10.1525/ abt.2017.79.1.14
9. Personality and occupational specialty: An examination of medical specialties using Holland's RIASEC model / S. Woods [et al.] // Career Development International. 2016. Vol. 21, no. 3. Pp. 262-278. DOI: 10.1108/ CDI-10-2015-0130
10. Both feet in: Maintaining an academic focus during the transition from residency to a first military assignment / W. Schnitzlein [et al.] // Academic Psychiatry. 2015. Vol. 39, no. 4. Pp. 372-375. DOI: 10.1007/ s40596-015-0369-y
11. Dastidar A. G., Sikdar S. Occupation choices of high school and college students with special reference to teaching and research // Policy Futures in Education. 2015. Vol. 13, no. 3 SI. Pp. 375-394. DOI: 10.1177/1478210315569041
12. Holgueras Gonzalez A. I. Analysis of the influence of career guidance on early school leaving // Educatio Siglo XXI. 2016. Vol. 34, no. 1. Pp. 137-156. DOI: 10.6018/j/253251
13. Aviles B. D., Russell-Chapin L., Rybak C. J. Role of counselors in multidisciplinary interactions in special education. interdisciplinary connections to special education: important aspects to consider // Interdisciplinary Connections to Special Education: Important Aspects to Consider (Advances in Special Education). 2015. Vol. 30A. Pp. 59-79. DOI: 10.1108/S0270-40132015000030A004
14. KuijpersM., MeijersF. Professionalising teachers in career dialogue: an effect study // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45, no. 1. Pp. 83-96. DOI: 10.1080/03069885.2015.1121203
15. Александрова Н. А. Профориентационная деятельность федеральных органов власти: новые тренды и инструменты // Аграрный вестник Урала. 2016. № 9 (151). С. 89-96. URL: http://avu.usaca.ru/ru/is-sues/100/articles/2242 (дата обращения: 26.04.2017).
16. Балюк А. Д. Процесс управления профессиональной ориентацией школьников старшего возраста: общие принципы системного моделирования // Вестник ТюмГУ Социально-экономические и правовые исследования. 2012. № 8. С. 96-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18166300 (дата обращения: 03.05.2017).
17. Колесникова О. А., Донецкий А. М. Профориентация молодежи как фактор смягчения проблемы обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2016. № 3. С. 82-87. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/con-tent/econ/2016/03/toc_ru.asp (дата обращения: 25.04.2017).
18. Разумова Т. О. Достойная занятость выпускников вузов // Труд и социальные отношения. 2008. № 11. С. 36-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14627329 (дата обращения: 12.04.2017).
19. Авралев Н. В., Ефимова И. Н., Маковейчук А. В. Инновационные подходы к развитию системы рекрутинга студентов университета // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 2. С. 247-261. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.247-261
20. Климов Е. А. О нелинейности процесса профессионального становления // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2007. № 3. С. 102-108. URL: http://msupsyj.ru/pdf/vestnik_2007_3/ vestnik_2007-3_102-108.pdf (дата обращения: 20.04.2017).
21. Гуртов В. А., Гарифуллина Н. Ю., Сигова С. В. О прогнозной кадровой потребности российской экономики: качественный аспект // Проблемы прогнозирования. 2016. № 1. С. 90-101. URL: http://ecfor.ru/ publication/prognoznaya-kadrovaya-potrebnosti-rossijskoj-ekonomiki (дата обращения: 20.04.2017).
22. Сигова С. В., Кекконен А. Л, Питухин Е. А. Прозрачная информационная среда рынка труда // Общественные науки и современность. 2016. № 3. С. 64-74. URL: http://ons.naukaran.com/stati/proz-rachnaya-informatsionnaya-sreda-rynka-truda (дата обращения: 20.04.2017).
23. «Барометр занятости» как отражение ситуации на региональном рынке труда / С. В. Сигова [и др.] // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 2. С. 99-113. URL: http://etap.instet.ru/ru/ arkhiv-nomerov (дата обращения: 20.04.2017).
24. Профессиограммы как инструмент повышения информированности населения о востребованных профессиях / Л. М. Серова [и др.] // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015. № 1. С. 138-149. URL: http://etap.instet.ru/ru/arkhiv-nomerov (дата обращения: 20.04.2017).
25. Журкина А. Я., Сергушин Е. Г., Сергушина О. В. Теоретические аспекты социально-профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 1. С. 29-36. DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.029-036
Поступила 07.06.2017; принята к публикации 26.09.2017; опубликована онлайн 30.03.2018.
Об авторах:
Гуртов Валерий Алексеевич, директор Центра бюджетного мониторинга ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (185910, Россия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33), доктор физико-математических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2442-7389, Scopus ID: 7003923431, Researcher ID: D-5286-2015, [email protected]
Хотеева Евгения Александровна, младший научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (185910, Россия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2989-6771, [email protected]
Заявленный вклад авторов:
Гуртов В. А. - научное руководство исследованием; формирование методологической основы исследования и концепции статьи; постановка цели и задач; теоретический анализ научных подходов; обзор литературы; разработка системы критериев эффективности профориентации.
Хотеева Е. А. - разработка методических материалов профориентационного урока; статистическая обработка и анализ социологических данных; формирование графического представления результатов опроса выпускников и студентов; обзор литературы; формирование перечня критериев эффективности профориентации.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Lee B., Porfeli E.J., Hirschi A. Between- and within-person level motivational precursors associated with career exploration. Journal of Vocational Behavior. 2016; 92:125-134. DOI: 10.1016/j.jvb.2015.11.009
2. Litoiu N. Career counseling - the solution for bridging the gap between education and labour market. Journal of Educational Sciences & Psychology. 2015; 5(1):66-77. Available at: http://jesp.upg-ploiesti.ro/index. php?option=com_phocadownload&view=file&id=446:career-counseling-the-solution-for-bridging-the-gap-between-education-and-labour-market&Itemid=16 (accessed 05.06.2017).
3. Sampson J.P., Makela J.P. Ethical issues associated with information and communication technology in counseling and guidance. International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2014; 14(1):135-148. DOI: 10.1007/s10775-013-9258-7
4. Davies P., Qiu T., Davies N.M. Cultural and human capital, information and higher education choices. Journal of Education Policy. 2014; 29(6):804-825. DOI: 10.1080/02680939.2014.891762
5. Galliott N., Graham L.J. School based experiences as contributors to career decision-making: findings from a cross-sectional survey of high-school students. Australian Educational Researcher. 2015; 42(2):179-199. DOI: 10.1007/s13384-015-0175-2
6. teWierik M.L.J., Beishuizen J., van Os W. Career guidance and student success in Dutch higher vocational education. Studies in Higher Education. 2015; 40(10):1947-1961. DOI: 10.1080/03075079.2014.914905
7. Tikkanen J., Bledowski P., Felczak J. Education systems as transition spaces. International Journal of Qualitative Studies in Education. 2015; 28(3):297-310. DOI: 10.1080/09518398.2014.987853
8. Araneo K., Schwebach J.R., Csikari M. Advising biology majors about career choices: Resources & information for biology instructors. American Biology Teacher. 2017; 79(1):13-20. DOI: 10.1525/abt.2017.79.1.14
9. Woods S., Patterson F., Wille B., Koczwara A. Personality and occupational specialty: An examination of medical specialties using Holland's RIASEC model. Career development international. 2016; 21(3):262-278. DOI: 10.1108/CDI-10-2015-0130
10. Schnitzlein W., Lee D.J., Wise J.E., Warner C.H. Both feet in: Maintaining an academic focus during the transition from residency to a first military assignment. Academic Psychiatry. 2015; 39(4):372-375. DOI: 10.1007/s40596-015-0369-y
11. Dastidar A.G., Sikdar S. Occupation choices of high school and college students with special reference to teaching and research. Policy Futures in Education. 2015; 13(3):375-394. DOI: 10.1177/1478210315569041
12. Holgueras Gonzalez A.I. Analysis of the influence of career guidance on early school leaving. Educatio SigloXXI. 2016; 34(1):137-156. DOI: 10.6018/j/253251
13. Aviles B.D., Russell-Chapin L., Rybak C.J. Role of counselors in multidisciplinary interactions in special education. Interdisciplinary Connections to Special Education: Important Aspects to Consider (Advances in Special Education). 2015; 30A:59-79. DOI: 10.1108/S0270-40132015000030A004
14. Kuijpers M., Meijers F. Professionalising teachers in career dialogue: An effect study. British Journal of Guidance & Counselling. 2017; 45(1):83-96. DOI: 10.1080/03069885.2015.1121203
15. Aleksandrova N.A. Career guidance activities of federal authorities: new trends and implements. Agrar-nyy vestnik Urala = Agrarian Bulletin of the Urals. 2016; 9(151):89-96. Available at: http://avu.usaca.ru/ru/is-sues/100/articles/2242 (accessed 26.04.2017). (In Russ.)
16. Balyuk A.D. Management process of seniour pupils' professional orientation: general principles of system modeling. Vestnik TyumGU. Sotsialno-ekonomicheskiye i pravovyye issledovaniya = Tyumen State University Bulletin. Socio-Economic and Legal Research. 2012; 8:96-100. Available at: https://elibrary.ru/item.as-p?id=18166300 (accessed 03.05.2017). (In Russ.)
17. Kolesnikova O.A., Donetskiy A.M. In-depth career guidance of youth as a factor in its future professionals' competitiveness and mitigate the problem of providing the economy with highly qualified personnel. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika i upravleniye = Bulletin of Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2016; 3:82-87. Available at: http://www.vestnik.vsu.ru/content/ econ/2016/03/toc_ru.asp (accessed 25.04.2017). (In Russ.)
18. Razumova T.O. Worthy employment of university graduates. Trudisotsialnyye otnosheniya = Labour and Social Relations. 2008; 11:36-42. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=14627329 (accessed 12.04.2017). (In Russ.)
19. Avralev N.V., Efimova I.N., Makoveychuk A.V. Innovative approaches to the development of a system for university student recruitment. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 21(2):247-261. (In Russ.) DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.247-261
20. Klimov E.A. On the nonlinearity of the process of professional formation. Vestnik Moskovskogo Uni-versiteta. Ser. 14: Psikhologiya = Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology. 2007; 3:102-108. Available at: http://msupsyj.ru/pdf/vestnik_2007_3/vestnik_2007-3_102-108.pdf (accessed 20.04.2017). (In Russ.)
21. Gurtov V.A., Garifullina N.Yu., Sigova S.V. On the forecast staffing needs of the Russian economy: a qualitative aspect. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting. 2016; 1:90-101. Available at: http:// ecfor.ru/publication/prognoznaya-kadrovaya-potrebnosti-rossijskoj-ekonomiki (accessed 20.04.2017). (In Russ.)
22. Sigova S.V., Kekkonen A.L., Pitukhin E.A. Transparent information environment of the labour market. Obshchestvennye nauki i sovremennost = Social Sciences and Modernity. 2016; 3:64-74. Available at: http://ons. naukaran.com/stati/prozrachnaya-informatsionnaya-sreda-rynka-truda (accessed 20.04.2017). (In Russ.)
23. Sigova S.V., Stepus I.S., Mazaeva K.A., Fedorova E.A. "Employment barometer" as a reflection of the situation in the regional labor market. ETAP: Ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice. 2016; 2:99-113. Available at: http://etap.instet.ru/ru/arkhiv-nomerov (accessed 20.04.2017). (In Russ.)
24. Serova L.M., Sigova S.V., Mazaeva K.A., Fedorova E.A. Professiograms as a tool to raise public awareness of the demanded professions. ETAP: Ekonomicheskaya: Teoriya, Analiz, Praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice. 2015; 1:138-149. Available at: http://etap.instet.ru/ru/arkhiv-nomerov (accessed 20.04.2017). (In Russ.)
25. Zhurkina A.Ya., Sergushin E.G., Sergushina O.V. Theoretical aspects of social and professional self-determination of pupils of educational organisations. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2016; 20(1):29-36. (In Russ.) DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.029-036
Submitted 07.06.2017; revised 26.09.2017; published online 30.03.2018.
About the authors:
Valery A. Gurtov, Director of the Budget Monitoring Center, Petrozavodsk State University (33 Prospekt Lenina, Petrozavodsk 185910, Russia), Dr.Sci. (Physics and Mathematics), Professor, ORCID: http://orcid. org/0000-0002-2442-7389, Scopus ID: 7003923431, Researcher ID: D-5286-2015, [email protected]
Evgenia A. Khoteeva, Juniour Research Scientist of Budget Monitoring Center, Petrozavodsk State University (33 Prospekt Lenina, Petrozavodsk 185910, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2989-6771, [email protected]
Contribution of the authors:
Gurtov V.A. - research management; development of methodological research basis and article concept; goals and objectives setting; theoretical analysis of scientific approach; literature review; development of a criteria system for vocational and guidance performance.
Khoteeva E.A. - development of methodological materials for vocational guidance lessons; graphic representation of graduates and students survey results; literature review; statistic data processing and sociological survey analysis; development of a criteria list for vocational guidance performance.
All authors have read and approved the final manuscript.