научный журнал
Л.М. Бородуля
МБОУ «СШ№39», г.Норильск, Россия.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В ШКОЛЕ
Аннотация: В статье рассматриваются основы организации профориентационной работы в школе. Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным . Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями , предоставляемыми рынком образовательных услуг. Это ставит новые задачи перед системой общего образования. Ученики и родители невольно начинают оценивать школу с точки зрения того, насколько она может способствовать верному профессиональному выбору. При этом от школы ожидают, что она поможет и профессионально определиться, и обеспечит последующее успешное освоение профессии (под которым родители обычно понимают поступление в ВУЗ). Все более привлекательными для родителей становятся образовательные учреждения, где специализация начинается на самых ранних ступенях образования. Это позволяет избавиться от сомнений и колебаний относительно дальнейшего жизненного пути, и расширяет диапазон знаний и умений в выбранной области. Поэтому профессиональное образование начинается теперь задолго до окончания школы. Представленная статья будет интересна педагогическим работникам образовательных учреждений, курирующим направление профориентационной работы.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиограмма, самооценка, профессиональный интерес, профессиональные склонности, профессиональный план, профессиональная пригодность, профессиональная карьера, профессиональная проба.
«Школа должна готовить школьника к жизни, должна вооружить его в такой мере, чтобы выйдя в бурное житейское море, он не потерялся среди того разнообразия, какое дает современная действительность, и сумел верно и с полным самообладанием реагировать на предъявляемые жизнью запросы».
П. Знаменский.
Выбор профессии - одна из сложных и ответственных , жизненно-важных практических задач, которые приходится решать человеку. Каждый, прежде всего, хочет, чтобы работа была интересной, хорошо
оплачивалась, пользовалась признанием в обществе, соответствовала способностям, вкусам и навыкам. И здесь очень важна профессиональная ориентация, представляющая собой систему подготовки учащихся к свободному, сознательному выбору жизненного пути, основанному на знании индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда своего региона и страны. Очень часто возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся. Это противоречия между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлением о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Планируя профориентационную работу в школе, мы ставим перед собой цель: помочь школьнику выбрать именно ту профессию, в которой требования предъявляемые к работающему, совпали с его личностными качествами и возможностями. Идеальный вариант: построить эту работу так, чтобы каждый выпускник, вчерашний школьник, четко отвечал на важнейшие вопросы: «кто Я?», «чего Я хочу?», «что Я могу?».
Профориентационая работа в МБОУ «СШ№39» г.Норильска , р-н Талнах, строится на взаимодействии администрации школы, классных руководителей, профориентатора, психолога, родителей и социальных партнеров: учебных заведений города, градообразующего предприятия ПАО ГМК «Норильский Никель», библиотек, учреждений дополнительного образования, Центра занятости г. Норильска.
Основные этапы и цели профориентационной работы
МБОУ«СШ№«39»
Начальная ступень получения образования (1-4 классы)
Цель: Формирование у обучающихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Общая тема профориентационной работы в 1 классе - «Профессии школьной жизни» (формирование первоначальных умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике, воспитание уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека).
научный журнал
Общая тема профориентационной работы во 2 классе -«Профессии моих родителей» (углубление представлений обучающихся о разных профессиях, формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности; обучение установлению отношений в трудовых группах, освоение различных умений и навыков трудовой деятельности; воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережного отношения к результатам своего и чужого труда).
Общая тема профориентационной работы в 3 классе - «Профессии в моем городе» (продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями; выработка навыков организации своей работы и работы товарищей, проявления активности и инициативы в поисках полезных дел; воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы).
Общая тема профориентационной работы в 4 классе - «Профессии Заполярного филиала «ГМК «Норильский Никель»» (обобщение и развитие представлений о труде, полученных учащимися в 1-3 классах; расширение и углубление представлений о профессиях и отраслях перерабатывающей промышленности, связанных с использованием природных ресурсов Норильского промышленного района; начальное знакомство с технологией переработки и организаций производств; воспитание уважительного отношения к людям данных профессий и бережного отношения к природным ресурсам).
Основная ступень получения образования - 5-7 классы
Цель: Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; развитие представлений о профессиях, о собственных интересах, возможностях в области тех или иных профессий (формирование образа «Я») и соотнесение своих возможностей с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре и др. через формирование трудовых и коммуникативных навыков. Расширение познания перечня профессий.
Общая тема профориентационной работы в 5 классе - «Мир профессий» (ознакомление с профессиями различных отраслей, понятие профессиограммы, типов профессий («человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»), роль интересов и их развития интересов для успешного профессионального самоопределения, обсуждение значимости различных профессий профессии для общества).
Общая тема профориентационной работы в 6 классе - «Человек и мир профессий» (ознакомление с понятиями индивид, личность, индивидуальность, направленность (мотивы и потребности); составление простых профессиограмм с учетом составляющих структуры личности; введение понятий темперамент, характер, способности, познавательные психические процессы; обзор познавательных психических процессов и рекомендации по их развитию, по развитию творческих способностей).
Общая тема профориентационной работы в 7 классе - «Мои возможности» (изучение собственных возможностей, рекомендации по их развитию, ознакомление с понятием интеллекта, видами интеллекта по Гарднеру (пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, лингвистический, логико-математический, межличностный,
внутриличностный), формирование навыков самопрезентации).
Профориентационая работа -8-9 классы
Цель: Оказание обучающимся психолого-педагогической поддержки и помощи в формировании и принятии осознанного решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего получения образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда; создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению через факультативные занятия и другие курсы по выбору, групповые и индивидуальное консультирование, социальные и профессиональные пробы, знакомство с рынком труда и востребованными профессиями.
Общая тема профориентационной работы в 8 классе - «Мои желания» (различение понятий «мечта» и «цель», примеры трансформации детских увлечений в «прибыльное дело»; изучение способов реагирования в случаях возникновения препятствий на пути к цели, моделирование затруднений в достижении профессионального успеха; определение личностных качеств, свойств, способностей и умений, позволяющих справляться с жизненными трудностями).
Общая тема профориентационной работы в 9 классе «Я выбираю профессию - мои профессиональные намерения» (уточнение образовательного запроса, формирование адекватного принятия решения о выборе профиля обучения в рамках освоения программы занятий профориентационной и информационной работы (34 часа), группового и индивидуального консультирования, участия в мероприятиях плана по предпрофилю, прохождение профпроб).
Старшая ступень получения образования -10-11 классы
Цель: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, самореализации, формирование профориентационных компетенций, профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Общая тема профориентационной работы в 10-11 классах - «Мое будущее» (развитие мотивов самоактуализации, ознакомление с особенностями современного рынка труда, современными критериями оценки специалистов; анализ профессиональных учебных заведений, изучение юридических аспектов поступления, прохождение профпроб).
Основные направления и формы организации Профориентации
Профессиональное просвещение - ознакомление обучающихся с современными видами трудовой деятельности, с правилами выбора профессии, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности, а так же информирование о кадровом запросе рынка труда. Профессиональное просвещение направлено на формирование у подростков мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание и соотнесение социально-экономических потребностей и своих интеллектуальных и психофизиологических возможностей.
Формы: Беседы, классные часы, диспуты, лекции профориентационной тематики, видеолектории о профессиях как в рамках внеклассной, так и в рамках преподавания учебных предметов (в процессе изложения учебного теоретического материала, при выполнении практических и лабораторных занятий, решения задач), экскурсии (на предприятия, организации, учреждения, профессиональные учебные заведения, и др.), рефераты по предмету, в которых используется информация о профессиях, производстве, профессиональные пробы, мастер-классы, детско-родительские игры, встречи с руководителями предприятий, с передовиками производства, молодыми специалистами и др.
Профессиональное консультирование - оказание индивидуальной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и предоставление им рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его интеллектуальным, психологическим, психофизиологическим,
физиологическим особенностям, на основе результатов психологической,
2017, №1 ПАРОЛИIЩИ научный журнал
психофизиологической и медицинской диагностики. Консультирование основывается на знании наклонностей и интересов консультируемого, его личностных качеств. В ходе консультации определяются пути получения образования по выбранной специальности, сроки обучения, перспективы профессионального роста, востребованность специалистов на рынке труда.
Формы: наблюдение за деятельностью и развитием обучающегося, изучение результатов учебной и внеучебной деятельности, индивидуальные беседы с профконсультантом, анкетирование, тестирование и другие виды диагностики (изучение профессиональных планов обучающихся) и на их основе разработка и предоставление рекомендаций о выборе будущей профессии в соответствии с интересами и возможностями обучающихся, о возможных путях ее получения, профессиональные игры, ситуации, тренинги.
Психологическая поддержка - методы, способствующие адекватной самооценке личных способностей, склонностей и предпочтений, позитивному восприятию любых индивидуальных особенностей, снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем, разрешению межличностных и эмоциональных проблем, при необходимости, своевременной переориентации.
Формы: тьюторство, индивидуальные беседы и консультации, направленные на оказание социально-педагогической и психологической помощи при профсамоопределении и др.
Профессиональное воспитание - система мер по формированию профессиональных интересов и развитию склонностей и способностей обучающихся через вовлечение их в разнообразные виды внеучебной общественно-полезной деятельности, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Формы: Тематические родительские собрания, педагогические советы, семинары, предметные и познавательно-развивающие кружки, спецкурсы, элективные и факультативные занятия, профориентационные мероприятия муниципального уровня («Мечтая о будущей карьере», «Я б в рабочие пошел!», чемпионат рабочих профессий «Умные игры», конкурсы юных художников, журналистов, фотовыставки и т.д.), социальные и профессиональные пробы, тематические вечера, клубы интересных встреч, ток-шоу профориентационной работы, вовлечение обучающихся в работу по оформлению кабинета профориентации, стендов, плакатов и др.
Профессиональная диагностика - система применения диагностических и профориентационных методик для выявления профессиональных интересов и склонностей, изучения личности
подростков, процесса роста, формирования качеств, способностей, мотивов в профессиональной направленности.
Формы: профессиональные опросы и анкетирование,
психодиагностическое тестирование, профориентационные карты и др.
Профессиональный отбор - специализированная процедура изучения вероятности оценки пригодности человека к овладению специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей. В школе в рамках профориентации в этом направлении осуществляется деятельность, направленную на создание условий, способствующих формированию у обучающихся качеств, необходимых для работы по избранной ими специальности.
Формы: диагностирование, направленное на определение профессиональных приоритетов обучающих и выявляющее возможные противопоказания к выбранной профессии, анкетирование обучающихся, направленное на выявление приоритетов обучения, установление возможных ограничений по медицинским показаниям для определенных видов трудовой деятельности, профессиональные пробы, стажировка и практики.
Медицинская профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи обучающимся с отклонениями в состоянии здоровья в рациональном выборе профессии, формы обучения и места работы с учетом возможного неблагоприятного воздействия на здоровье производственных факторов.
Формы: медицинские осмотры обучающихся с целью выявления отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, их коррекции и лечения, индивидуальные врачебные профессиональные
консультирования, экспертные профессиональные заключения и рекомендации.
Одним из актиных средств решения самоопределения учащихся в нашей школе является кабинет профориентации.
Кабинет по профориентации - это центр для организации и проведения профориентационной работы с учителями,учащимися и родителями , а также для самостоятельного ознакомления школьников с материалами о разных профессиях, их требованиях к качествам личности, индивидуальных и групповых консультаций , проведения факультативных занятий.
Основные направления функциональной деятельности на базе
кабинета
- внедрение методических достижений в области профориентации в практику работы;
- оказание информационно-справочных консультаций обучающимся, учителям, родителям; помощь в самоопределении и организации самоподготовки к труду и выбору профессии;
- установление устойчивых связей с производствами и организациями, Краевым государственным казенным учреждением «Центр занятости города Норильска» с целью систематического пополнения содержания наглядных материалов новыми данными профориентационного характера;
- проведение занятий по профориентационным и элективным курсам: «Человек-труд-профессия», «Самоопределение», «Мой выбор» и др.;
- ведение индивидуальной работы с учащимися, испытывающими затруднения в выборе профессии, либо имеющими противопоказания к избранному виду трудовой деятельности;
- пропаганда профессий, востребованных на рынке труда с учетом особенностей региона и страны в целом.
Диагностическая и консультационная работа:
- использование ресурсов кабинета для изучения индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, склонностей, способностей, личностных качеств и др.;
- функциональная база данных специалистов, взаимодействующих с школой по вопросам организации и проведения индивидуальных и групповых консультаций (психологи, работники КГКУ «ЦЗН», медицинские работники, представители различных профессий, представители учебных заведений и др.).
Просветительская работа:
Наличие систематизированных ресурсов в кабинете для:
- информирования заинтересованных участников образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители) о состоянии и перспективах муниципального, краевого и российского рынка труда на основе данных, предоставляемых специалистами КГКУ «ЦЗН»;
- проведения занятий по профориентационным и элективным курсам: «Человек-труд-профессия», «Самоопределение», «Мой выбор» и др.; плановых тематических групповых консультаций, тренингов для учащихся школы;
- проведения семинаров по вопросам организации профориентационной работы для членов педагогического коллектива, подготовки необходимых рекомендаций по совершенствованию профориентационной работы в школе;
- информирования родителей о методах профессиональной ориентации детей в семье;
научный журнал
- организации плановых встреч обучающихся и их родителей со специалистами КГКУ «ЦЗН», представителями учреждений профессионального образования, работодателями;
- организации и проведения встреч с представителями различных профессий по запросам обучающихся;
- организации различных профориентационных мероприятий для учащихся школы (лекции, семинарские занятия, деловые игры, беседы, конференции, «путешествия» в профессию, обзоры литературы и др.) с привлечением родительской общественности, представителей шефских организаций, КГКУ «ЦЗН», учреждений профессионального образования и др.
Методическая работа:
Наличие информационно-методических ресурсов для:
- разработки рекомендаций с целью совершенствования профориентационного направления деятельности школы по развитию личностных качеств и способностей обучающихся, обеспечивающих успешное профессиональное самоопределение каждого школьника;
- отслеживания, отбора и подготовки рекомендаций педагогическому коллективу школы современных методов и форм профориентационной работы с обучающимися;
- подбора вариативных практических форм работы (программ тренинговых занятий, профессиональных проб и др.), способствующих организации эффективной профориентационной работы в школе и формирующих осознанный профессиональный выбор обучающихся.
И этот перечень образовательно-воспитательных событий, формирующих профессиональное самоопределение школьников, можно продолжать и продолжать. Кроме того, огромную помощь и поддержку в реализации основных направлений профориентационной работы , мы имеем в форме мероприятий, проводимых по плану Управления образования совместно с ПАО ГМК «Норильский никель» и Центром Занятости г. Норильска. Активность участия наших учеников в предлагаемых конкурсах, интеллектуальных играх, марафонах подтверждается многочисленными грамотами, дипломами, сертификатами. Победив на научно-техническом марафоне «АРКТИК. ПРО» ,наши учащиеся в течении трех лет выезжали на зимние школы в города Санкт-Петербург, Красноярск, Казань, где продолжали знакомить с профессиями , связанными с техникой. В поездке в Казань наши учащиеся многое узнали об ИТ- специалистах. За активное участие в профориентационном марафоне школа была награждена Грантом 150000 тысяч рублей на развитие кабинета профориентации.
Согласно И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается еще в детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на
себя разные профессиональные роли и проигрывает связанные с ним поведения. Заканчивается оно в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Как видите, в течение всего периода самоопределения подрастающий человек находится в поле зрения образовательной организации, и отчасти нашей заслугой будет, если наш выпускник никогда не задаст себе вопрос « Правильно ли я поступил?», «Ту ли профессию выбрал?». Свой доклад хочется закончить словами: «Чтобы быть собой, нужно быть кем-то»- С.Э. Леу.
Библиографический список
1. Арефьева И.П. Технология. Профориентация: Тесты. -М.: НЦ ЭНАС, 2005. 96 с.
2. Лернер П.С., Михайличенко Г.Ф., Прудило А.В. и др. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. С.Н. Чистяковой- М.:»Просвещение», 2006. 204 с.
3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. - М.: «Вако», 2008. 288 с.
4. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. - М.: «Творческий центр»,
2005. 265 с.
5. Чернякова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников.-М.: Глобус,
2006. 256 с.
6. Климов Е.А. Как выбрать профессию -М.: Просвещение.1990. 145 с.
7. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. - М.: «Просвещение»,2003. 167с.
L.M. Borodulia
Organization of professional work at school
Abstract. In the article the bases of the organization of vocational guidance work at school are considered. The current socio-economic situation makes the process of professional self-determination of young people increasingly difficult. Students should find the optimal balance between their own interests and inclinations, the needs of the labor market and the opportunities provided by the market for educational services. This poses new challenges for the general education system. Students and parents unwittingly begin to evaluate the school in terms of how much it can contribute to a true professional choice. At the same time, the school expects that it will help and professionally determine, and will ensure the subsequent successful development of the profession (under which parents usually understand the admission to the university). More and more attractive for parents are educational institutions, where specialization begins at the earliest stages of education. This allows you to get rid of doubts and hesitations about the further life path, and expands the range of knowledge and skills in the chosen field. Therefore, vocational education begins now long before the end of school. The presented article will be of interest to pedagogical workers of educational institutions, who supervise the direction of career guidance work. Keywords: Professional self-determination, professiogram, self-esteem, professional interest, professional inclinations, professional plan, professional suitability, professional career, professional test.