Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся'

Профессиональная ориентация как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2293
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / VOCATIONAL GUIDANCE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL CHOICE / CIVICISM / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Килина Ирина Александровна

Введение. В статье рассматриваются вопросы профессиональной ориентации, подготовки обучающихся к выбору профессии и рабочего места с позиции их гражданско-патриотического воспитания. Представлены результаты исследования готовности выбора обучающимися военной профессии. Методология. В исследовании использован системный подход к понятию «патриотизм», раскрыты его подсистемы через содержательный аспект профориентации обучающихся, проанализированы отдельные составные части, критерии профессионального выбора, а также данные опроса по выявлению готовности обучающихся к выбору военной профессии. Результаты. Определены основные понятия: гражданско-патриотическое воспитание, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор. Представлены результаты анкетирования (письменного опроса) обучающихся по выявлению их готовности к выбору военной профессии. Заключение. При организации профориентационной работы необходимо уделять внимание мероприятиям, направленным на формирование у обучающихся профессионального самоопределения, внутренней готовности к осознанному, устойчивому выбору и планированию своей профессиональной карьеры как показателей их гражданско-патриотического воспитания, включая профинформирование и практико-ориентированные формы, связанные с военными профессиями.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article questions of professional orientation, preparation of students for a choice of a trade, a workplace from a position of their civil-patriotic education. The results of research of readiness of choice are presented by student to the military profession. Materials and Methods. An author in research uses approach of the systems to consideration of concept “patriotism”, exposing his subsystems through the rich in content aspect of vocational orientation of student, analysis as method of scientific research by consideration of separate component parts, criteria of professional choice, and also method of questioning for exposure of readiness student to the choice of military profession. Results. Basic concepts are exposed: civil-patriotic education, professional self-determination, professional choice. The results of questionnaire (writing questioning) are presented student on determination of their readiness to the choice of military profession. Conclusions. An author comes to the conclusion, that during organization of vocational orientation work it is necessary to pay attention to the measures sent to forming at student of professional self-determination, to internal readiness to the realized, steady choice and planning of the professional career as indexes of their civil-patriotic education, including informing and practical forms related to the soldiery professions.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся»

II Межрегиональный молодежный научно-образовательный форум «RE:ПОСТ: патриотизм, образование, студенчество»

youth. Scientific notes of the Russian state social University [Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo univensiteta], 2013. № 1. P. 97-103. (In Russian).

11. About the state program "Patriotic Education of Russian Citizens for 2001-2005 years": [O gosudarstvennoi programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2001-2005 gody"]: resolution of the Government of the Russian Federation № 122 of February 16. Available at: http://base.garant.ru/1584972/ (accessed 24.10.2017). (In Russian).

12. About the state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2006-2010 years [O gosudarstvennoi programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2006-2010 gody"]: resolution of the Government of the Russian Federation of July 11, 2005 № 422. Available at: http://Www.zakonprost.ru/content/base/part/496740 (accessed 24.10.2017). (In Russian).

13. About the state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2011-2015 years" [O gosudarstvennoi programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2011-2015 gody"]: resolution of the Government of the Russian Federation of October 5, 2010 № 795. Available at: https://rg.ru/2010/10/11/patrioty-site-dok.html (accessed 24.10.2017). (In Russian).

14. About the state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016-2020 years" [O gosudarstvennoi programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody"]: resolution of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 № 1493. Available at: http://Www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71196398/#ixzz4OjkKwUxy (accessed 24.10.2017). (In Russian).

15. Shilova V. S. Patriotic education of students: essence, goals and tasks. Scientific Result. Series: Pedagogy and Psychology of Education [Nauchnyi rezul'tat. Seriia: pedagogika i psikhologiia obrazovaniia]. 2015. T. 1, № 1 (3). P. 75-78. (In Russian).

16. Yanitskiy M. S., Seriy A. V., Prokonich O. A. Features of the temporal perspective of a personality of representatives of different value types of mass consciousness. Journal Collection of Scientific works of KRASEC. Series "Humanities" [Vestnik KRAUNC. (Serija: Gumanitarnye nauki)]. 2012. № 2 (20). P. 175-180. (In Russian).

17. Yanitskiy M. S. Attitude to the country and patriotic orientation of youth in the context of its value differentiation. Psychology of relations in the post-nonclassical paradigm [Psihologija otnoshenij v postneklassicheskoj paradigme]: a collection of articles of the participants of the First International Scientific and Practical Conference. Belovo, 2014 P. 72-77. (In Russian).

18. Yanitskiy M. S. Value measurement of mass consciousness [Tsennostnoe izmerenie massovogo soznaniia]. Novosibirsk: Publishing house of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, 2012. 237 p. (In Russian).

19. Yanitskiy M. S. Value orientations of a personality as a dynamic system [Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaia sistema]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000. 204 p. (In Russian).

УДК/uDC 37.048.45 И. А. Килина

I. Kilina

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАцИЯ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

PROFESSIONAL ORIENTATION AS A MEANS OF CIVIL-PATRIOTIC EDuCATION OF STuDENTS

Введение. В статье рассматриваются вопросы профессиональной ориентации, подготовки обучающихся к выбору профессии и рабочего места с позиции их гражданско-патриотического воспитания. Представлены результаты исследования готовности выбора обучающимися военной профессии.

Методология. В исследовании использован системный подход к понятию «патриотизм», раскрыты его подсистемы через содержательный аспект профориентации обучающихся, проанализированы отдельные составные части, критерии профессионального выбора, а также данные опроса по выявлению готовности обучающихся к выбору военной профессии.

Результаты. Определены основные понятия: гражданско-патриотическое воспитание, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор. Представлены результаты анкетирования (письменного опроса) обучающихся по выявлению их готовности к выбору военной профессии.

Заключение. При организации профориентационной работы необходимо уделять внимание мероприятиям, направленным на формирование у обучающихся профессионального самоопределения, внутренней готовности к осознанному, устойчивому выбору и планированию своей профессиональной карьеры как показателей их гражданско-патриотического воспитания, вклю-

Second (II) Interregional Youth Science and Education Forum "RE:POST: Patriotism, Education, Studentship"

чая профинформирование и практико-ориентированные формы, связанные с военными профессиями.

Introduction. In the article questions of professional orientation, preparation of students for a choice of a trade, a workplace from a position of their civil-patriotic education. The results of research of readiness of choice are presented by student to the military profession.

Materials and Methods. An author in research uses approach of the systems to consideration of concept "patriotism", exposing his subsystems through the rich in content aspect of vocational orientation of student, analysis as method of scientific research by consideration of separate component parts, criteria of professional choice, and also method of questioning for exposure of readiness student to the choice of military profession.

Results. Basic concepts are exposed: civil-patriotic education, professional self-determination, professional choice. The results of questionnaire (writing questioning) are presented student on determination of their readiness to the choice of military profession.

Conclusions. An author comes to the conclusion, that during organization of vocational orientation work it is necessary to pay attention to the measures sent to forming at student of professional self-determination, to internal readiness to the realized, steady choice and planning of the professional career as indexes of their civil-patriotic education, including informing and practical forms related to the soldiery professions.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, гражданственность, патриотизм.

Keywords: vocational guidance, professional self-determination, professional choice, civicism, patriotism.

Введение

В статье представлены результаты исследования сформированности профессионального выбора как показателя гражданско-патриотического воспитания обучающихся, показана взаимосвязь профориентационной работы с гражданско-патриотическим воспитанием обучающихся. Раскрываются критерии профессионального выбора и трехкомпонентная структура понятия «патриотизм». Рассматривается возможность формирования гражданско-патриотического воспитания как направления профессионального воспитания на примере Единого областного дня профориентации, посвященного Дню защитника Отечества.

Методология

На основании системного подхода понятия «профессиональный выбор» и «патриотизм» в статье рассматриваются с позиции подсистем. Основное внимание уделяется устойчивости профессионального выбора, а при раскрытии понятия «патриотизм» — когнитивной, аффективной составляющим и конативному компоненту. На основании анализа данных понятий проводится аналогия между содержательным аспектом профориентации обучающихся и их гражданско-патриотиче-ским воспитанием. Два направления деятельности образовательной организации объединили мероприятия Единого областного дня профориентации, посвященного Дню защитника Отечества, направленные на знакомство обучающихся с военными профессиями. Для определения результативности проведенных мероприятий и выявления готовности обучающихся к выбору военной профессии использовалось анкетирование.

Результаты

В современных условиях гражданско-патриотическое воспитание рассматривается как целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подростков и молодежи к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, реализации прав и обязанностей, а также процесс укрепления ответственности за свой политический, нравственный, правовой и профессиональный выбор, максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного и профессионального успеха.

Мы считаем, что формирование гражданско-патриотического воспитания — актуальная задача как для системы образования в целом, так и профессиональной ориентации обучающихся

II Межрегиональный молодежный научно-образовательный форум «RE-ПОСТ: патриотизм, образование, студенчество»

как одного из направлений деятельности образовательной организации. Это связано с тем, что организация жизнедеятельности подростков и молодежи должна быть направлена на выполнение социального заказа общества: формирование гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, инновациям, умеющего действовать в интересах личности и общества. Гражданско-патриотическое воспитание как целенаправленная деятельность призвано формировать у обучающихся чувство ответственности за судьбу Родины, народа, выраженное в стремлении посвящать труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины. Именно ответственное отношение к труду, уважение к людям труда, осознанный выбор профессии, рабочего места характеризуют молодого человека как профессионала, гражданина, патриота. С точки зрения Н. С. Пряжникова, одной из задач профориентации является помощь обучающемуся стать полноценным гражданином, реализующим свои таланты через выбранную профессию на благо общества [2]. В процессе самоопределения человек ищет ответ на вопрос: «Кто я такой?». При профессиональном самоопределении личности как избирательном отношении к миру профессий и к конкретной, выбранной профессии особую значимость, считает С. Н. Чистякова, имеет формирование у обучающихся адекватных представлений о собственных возможностях, потребностях и умении включаться в трудовую деятельность [3]. Ориентация на профессиональный труд и выбор профессионального будущего — важнейшие составляющие готовности к продолжению обучения, построению карьеры и реализации своей гражданской позиции. В связи с этим мы рассматриваем профессиональный выбор как показатель сформированности гражданско-патриоти-ческого воспитания обучающихся.

Профессиональный выбор характеризуется такими критериями, как профиль (содержательная направленность, профессиональный интерес), широта (заостренность или, напротив, размытость содержательного интереса), уровень (уровень притязаний, определенная карьерная ориентация), устойчивость. Так, устойчивый выбор включает формирование и развитие компетенций, среди которых готовность осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда. Важным показателем осуществления образовательного и профессионального выбора выступает достижение понимания, с одной стороны, того, что дает та или иная профессия обществу, с другой — что она может дать самому субъекту самоопределения, его семье. Умение расставить приоритеты, сопоставить личную позицию «Что профессия может дать человеку?» с общественной «Что человек может дать профессии?» характеризует обучающего как гражданина, патриота. Ведь патриотизм предполагает готовность подчинить свои интересы интересам Отечества. Гражданственность и патриотизм развертываются в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, определяя устойчивость государственной системы в целом.

В концепции сопровождения профессионального самоопределения, разработанной ФГАУ «ФИРО», отмечается, что воспитание, обучение и сопровождение самоопределения одинаково важны в профориентационной работе. Целью процесса воспитания выступает передача ценностей, формирование нормативных рамок и «нормативных коридоров» поведения, деятельности, мышления, необходимых для полноценной жизни в обществе, профессиональной деятельности. В то же время невозможно реализовать процесс сопровождения профессионального самоопределения исключительно теми педагогическими средствами, которые традиционно используются в обучении и воспитании, без учета принципиально иной природы этого процесса [1].

В связи с этим мы представляем патриотизм как трехкомпонентную структуру социальной установки: когнитивная составляющая (знания); аффективная (эмоциональные оценки); кона-тивный компонент (готовность к действию). Первый этап гражданско-патриотического воспитания в условиях профориентации называется «знаниевый», когда обучающимся предлагается изучение содержания той или иной профессии, требований профессии к человеку. Далее информация должна стать для обучающегося личностно значимой, позитивно окрашенной. На данном этапе используются активизирующие профориентационные формы и методы, в ходе которых участники занимают субъектную позицию, примеряя профессиональные роли. Важным этапом является осуществление выбора сферы деятельности «человек — человек», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», соотнесение склонностей, способностей, интересов (хочу — могу — надо) обучающегося с требованиями конкретной профессии.

Second ¡II) Interregional Youth Science and Education Forum "RE:POST: Patriotism, Education, Studentship"

Рассмотрим возможность формирования гражданско-патриотического воспитания как направления профессионального воспитания на примере Единого областного дня профориентации, посвященного Дню защитника Отечества, который проводится в соответствии с региональным планом профориентационных мероприятий, утвержденным распоряжением губернатора Кемеровской области. К целям его реализации относятся:

— информирование старшеклассников о специальностях и профессиях военнослужащих, военных учебных заведениях Министерства обороны РФ, профессионально важных качествах военнослужащего;

— содействие патриотическому воспитанию старшеклассников;

— повышение социального престижа военной и альтернативной гражданской службы. Единый областной день профориентации включает разные формы: тематические беседы,

викторину «День военнослужащего», квест-игру «От сержанта до генерала», экскурсию в воинскую часть «День призывника», встречи и пресс-конференции обучающихся с ветеранами войн, сотрудниками военкоматов, курсантами, конкурсы рисунков, мастер-классы по рукопашному бою, сборке оружия. Благодаря присутствию представителей различных структур школьникам предоставляется полная информация об условиях приема в интересующие их образовательные организации. Старшеклассники узнают о профессионально важных качествах военных, пожарных, спасателей, получают ответы на интересующие их вопросы. Девятиклассники, планирующие поступать в кадетские корпуса, благодаря выступлению кадетов, получили информацию об особенностях организации учебной и досуговой деятельностей, перспективах поступления, профессионально важных качествах, что позволило им соотнести свои способности и возможности с требованиями военных профессий. Во время экскурсии в воинские части старшеклассники знакомятся с реалиями воинской службы, историей воинской части.

Специалисты служб занятости информируют о востребованности военных специалистов на рынке труда, а также об особенностях трудоустройства несовершеннолетних.

Заключение

По завершении мероприятий Единого областного дня профориентации, посвященного Дню защитника Отечества, участники заполняют анкеты. Результаты анкетирования, проведенного в 2017 году, показали, что 93,5 % респондентов высоко оценили информативность, практическую значимость, новизну проведенных мероприятий; 46,8 % — утвердились в своем желании получить военную профессию; отказались от планов стать профессиональным военным 53,2 % опрошенных, что показывает наличие высокого уровня осознанности подростков в отношении своего профессионального выбора. Педагоги отметили не только пользу профориентационных мероприятий в аспекте реализации гражданско-патриотического воспитания обучающихся, но и полноту, достоверность информации, представленную с учетом возрастных особенностей участников.

Таким образом, в образовательных организациях Кемеровской области одним из направлений профориентационной работы является гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, способствующее формированию их социального и профессионального самоопределения, внутренней готовности к осознанному, устойчивому выбору и планированию своего профессионального развития, построению карьеры.

Литература

1. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев и др. М. : ФИРО : Перо, 2014. 38 с.

2. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М. : Академия, 2008. 320 с.

3. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Профессиональное самоопределение: от учебы к профессиональной карьеры. М. : Академия, 2011. 160 с.

References

1. Blinov V. I., Sergeev I. S. and etc. Conception of organizationally-pedagogical accompaniment of professional self-detenmination student in the conditions of continuity of formation [Koncepcija organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja v uslovijah nepreryvnosti obrazovanija]. Moscow : FIRO : Feather , 2014. 38 p. (In Russian).

2. Pryazhnikov N. S. Professional self-determination: theory and practical worker [Professional'noe samoopredelenie: teorija i praktika]. Moscow : Academy, 2008. 320 p. (In Russian).

3. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. Professional self-determination: from studies to professional career [Professional'noe samoopredelenie: ot ucheby k professional'noj kar'ery]. Moscow : Academy, 2011. 160 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.