Научная статья на тему 'Организация профориентационной работы в высшей школе: аспекты, проблемы, решения'

Организация профориентационной работы в высшей школе: аспекты, проблемы, решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
758
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / АБИТУРИЕНТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УНИВЕРСИТЕТ / ПОЛИВАРИАТИВНОСТЬ ВЫБОРА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФПРОПАГАНДА / ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / CAREER GUIDANCE / ENTRANT / PERFORMANCE / UNIVERSITY / POLIVARIABILITY OF CHOICE / SELF-DETERMINATION / PREPREPARED / CAREER GUIDANCE ACTIVITIES PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чарушина Елена Ивановна

В статье раскрыты основные подходы к трансформации понятия «профориентация». Определены главные проблемы и пути их решения при организации профориентационной работы в рамках новой полипрофессиональной модели профориентации. Проанализирован опыт привлечения абитуриентов в вузах-бенчмарках Костромского государственного университета и выявлены новые тенденции в организации профориентацинной работы в вузах. Это прежде всего инициирование event-мероприятий, которые способны создать тесную эмоциональную связь между университетом и абитуриентами. Рассмотрены и другие аспекты организации профориентации в учреждениях высшего образования. В статье представлены цели и задачи, обозначенные в Программе по привлечению абитуриентов в КГУ, выделены основные направления деятельности вуза, а также материалы исследования, связанные с изучением мнения абитуриентов о проводимой профориентационной работе с целью определения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the main approaches to the transformation of the concept of "career guidance". It identifies the main problems and their solutions in the organization of vocational guidance in the new Multiprofessional career counseling model. After analyzing the experience of attracting students to higher education benchmark Kostroma State University, new trends have been identified in the organization of such work in high schools. First of all that means appearance of events that are able to establish a close emotional bond between the University and students. The article also presents the goals, objectives, identified in the Program for attracting applicants to KSU, outlines the main activities in the university, as well as research data related to the study of the opinion of prospective students about the career-guidance work (to estimate its effectiveness).

Текст научной работы на тему «Организация профориентационной работы в высшей школе: аспекты, проблемы, решения»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-6-81- 27 УДК 37.06

Чарушина Елена Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет (Кострома, Россия) E-mail:Vasilisa97@rambler.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрыты основные подходы к трансформации понятия «профориентация». Определены главные проблемы и пути их решения при организации проф-ориентационной работы в рамках новой полипрофессиональной модели профориентации. Проанализирован опыт привлечения абитуриентов в вузах-бенчмарках Костромского государственного университета и выявлены новые тенденции в организации профориентацинной работы в вузах. Это прежде всего инициирование event-мероприятий, которые способны создать тесную эмоциональную связь между университетом и абитуриентами. Рассмотрены и другие аспекты организации профориентации в учреждениях высшего образования.

В статье представлены цели и задачи, обозначенные в Программе по привлечению абитуриентов в КГУ, выделены основные направления деятельности вуза, а также материалы исследования, связанные с изучением мнения абитуриентов о проводимой профориентационной работе с целью определения ее эффективности.

Ключевые слова: профориентация, абитуриент, эффективность, университет, поливариативность выбора, самоопределение, профпропаганда, программа профориентаци-онной работы

© Чарушина Е.И., 2017

Charushina Helena Ivanovna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kostroma State University (Kostroma, Russia) E-mail: Vasilisa97@rambler.ru

ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE IN HIGHER EDUCATION: ASPECTS, PROBLEMS, SOLUTIONS

Abstract. The article deals with the main approaches to the transformation of the concept of "career guidance". It identifies the main problems and their solutions in the organization of vocational guidance in the new Multiprofessional career counseling model. After analyzing the experience of attracting students to higher education benchmark Kostroma State University, new trends have been identified in the organization of such work in high schools. First of all that means appearance of events that are able to establish a close emotional bond between the University and students.

The article also presents the goals, objectives, identified in the Program for attracting applicants to KSU, outlines the main activities in the university, as well as research data related to the study of the opinion of prospective students about the career-guidance work (to estimate its effectiveness).

Keywords: career guidance, entrant, performance, University, poli- variability of choice, self-determination, preprepared, career guidance activities plan

Введение

В Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 1 от 27 сентября 1996 года профессиональная ориентация определена как обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, прояв-

ляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. В рамках профориента-ционной работы оказывается помощь в выборе не только будущей профессии, но и учебного заведения, где можно получить образование или повысить до необходимости уровня свою квалификацию.

В узком смысле «профориентация» - это агитация школьников за те или иные профессии. Такой подход ориентирован на выбор единственной массовой профессии на всю жизнь. Но в условиях непредсказуемости рыночных отношений, стремительно развивающегося информационного общества нужно ориентировать учащихся одновременно и на инвариантность, и на поливариативность выбора форм трудоустройства и образовательных траекторий. Преобразование модели профориентацион-ной работы предусматривает принципиальное изменение ее целей, содержания, а также поиск новых форм работы и технологий [5].

При этом ведущими характеристиками трансформированной модели профориен-тационной работы становится ее полипрофессиональный и «опережающий» характер, позволяющий с учетом профориентационного партнерства поддерживать процесс взросления (индивидуализации и социализации) личности и моделировать процессы развития общества поли- и транспрофессионалов, в целом закладывая основы готовности старшеклассников к принятию ценностно-нравственных карьерных решений в типичных и непредсказуемых ситуациях выбора [6].

Исходя из этого посыла, при организации профориентационной работы необходимо учитывать следующие важные моменты: профориентация сегодня - это не образовательная ориентация, не ориентирование на профессию, не программирование будущего. Профориентация - это система сопровождения профессионального самоопределения, которая предполагает выбор из множества альтернатив, практикоори-ентированные пробы себя, подготовку к выбору.

Основная часть

Люди, занимающиеся профориентационной работой, неизбежно сталкиваются с рядом проблем. Одна из них - проблема борьбы интересов и «растаскивание» профориентации между вузами, СПО, школами, родителями, органами местного самоуправления. Вторая проблема заключается в выборе того, что нам важнее при постановке целей профориентационной работы: интересы экономики или интересы конкретного школьника. Здесь всегда возникает противоречие между активной проф-пропагандой с целью решить проблемы рынка труда конкретного региона и личным самоопределением человека. Следующая проблема состоит в том, где должна непосредственно локализоваться сама профориентационная работа. Долгое время этот приоритет отдавался школе. Но это не всегда правильно. Школа имеет ряд ограничений, которые не позволяют эффективно организовать профориентацию. Это и классно-урочная система, и предметно-дисциплинарный подход, кабинетная среда, и в большей степени «знаниевая парадигма». Решение всех этих проблем лежит в плоскости государственной координации профориентационной работы. В содержании этой работы необходимо расставить приоритеты: сначала сопровождение самоопределения, а потом профпропаганда. При этом эпицентр этой работы должен сосредоточиться во внешнем контуре: СПО, вузы, учреждения дополнительного образования.

В связи с последним положением встает вопрос об организации профориентаци-онной работы в высших учебных заведениях. Совсем недавно вузы даже не задумывались о профориентационной работе: недостатка в абитуриентах не было, и даже существовал конкурс на бюджетные места. Но вот уже несколько лет подряд каждое лето перед многими вузами встает проблема привлечения абитуриентов. Это связано и с увеличением количества учреждений высшего образования, и, как следствие, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, и с объективным уменьшением количества выпускников школ. Для выпускников это означает, что выбор становится больше, а для вузов обостряется проблема набора. В программе развития опорного вуза Костромской области в числе других выделены следующие причины указанной проблемы:

- массовый отток социально активной молодежи в крупные города, вследствие ориентации на качество жизни, а не на качество образования;

- отсутствие видения лучшими абитуриентами в костромском высшем образовании возможностей «социального лифта»;

- низкая мотивация выпускников к поступлению на педагогические, естественнонаучные и технические направления подготовки всех уровней [4].

Проанализировав опыт организации взаимодействия с абитуриентами вузов-бенчмарок Костромского государственного университета (ЯрГУ, ВятГУ, ВоГУ, ЧГУ, ИвГУ) можно увидеть, что все эти университеты используют разнообразные формы профориентационной работы со школьниками. Наиболее интересным можно считать событийный портал для абитуриентов Череповецкого государственного университета. Пять ключевых событий, в которых могут участвовать абитуриенты, отражают пять основных направлений подготовки в ЧГУ: «Верещагинский проект» - гуманитарное направление, «Бизнес-среда» - экономическое направление, «Битва роботов» - инженерно-техническое направление, «2^гоу]есЬе1: своя игра» - естественнонаучное направление, «Моя педагогическая перспектива» - педагогическое направление. Участвуя в любом из этих событий, при поступлении в ЧГУ абитуриент получает значительные преференции: от вручения планшета до полной оплаты обучения. Кроме этого есть еще серия событий, которые предполагают активное участие абитуриентов. Это и «Клуб молодых химиков», и «Школа психологии», и «Бизнес-форум» и другие. Также у абитуриентов есть возможность получить профессиональные пробы в стенах университета [3].

Вятский государственный университет проводит Межрегиональный лагерь выпускников школ «Абитура-фест». Два дня, насыщенные событиями, дарят участникам массу впечатлений, а для многих школьников этот лагерь помогает определить выбор учебного заведения. В рамках такого лагеря школьники могут непосредственно побеседовать со студентами ВятГУ, узнать полезную информацию. В лагерь приезжают и родители, которых интересуют аудитории, столовая, общежитие [2].

Вологодский государственный университет проводит серию Дней открытых дверей своих институтов. К основным мероприятиям профориентационной работы университета относятся:

- экскурсии по университету, лабораториям и учебным корпусам;

- выездные мероприятия (открытые лекции, практические занятия, семинары по различным направлениям);

- посещение Центра технического творчества с демонстрацией работы современных технологий 3Б-печати и прототипирования;

- посещение лаборатории автомобильной диагностики;

- проведение профориентационного тестирования выпускников (платно);

- мастер-классы по профессии;

- открытые уроки с рассказами о профессиях;

- посещение лаборатории факультета прикладной математики, компьютерных технологий и физики (лаборатории оптики, квантовой физики, электродинамики);

- выступления представителей вуза на родительских собраниях и классных часах

[1].

Ивановский государственный университет организует акции «День абитуриента ИвГУ», где школьники получают интересующую информацию «из первых уст», пообщавшись со студентами старших курсов. Именно от них ребята узнают не только об учебных моментах, но и о яркой, насыщенной жизни вуза.

Во всех университетах организованы курсы для подготовки к ЕГЭ, проводятся различного уровня олимпиады. Например, ВятГу организует 63 Олимпиады.

Вышеописанный опыт позволяет сделать вывод об особенностях профориента-ционной работы в вузах. Сегодня задача заключается в том, чтобы не только прямо агитировать, организовывать дни открытых дверей, но и привлекать косвенно, через все возможные события в университете. На первое место в рекламе вуза выходят event-мероприятия, главной целью которых является качественное и результативное продвижение вуза путем систематической организации мероприятий, которые способны создать тесную эмоциональную связь между университетом и абитуриентами. Такие мероприятия представляют собой платформу для презентации актуальных предложений вуза, привлекая внимание целевой аудитории к определенным направлениям подготовки. Перечислим основные преимущества event-мероприятий:

- обеспечение широкого охвата целевой аудитории;

- создание положительной репутации, а также имиджа вуза, привлекая внимание новых абитуриентов;

- наличие долгосрочного эффекта;

- качественное продвижение направлений подготовки;

- наличие креативного и индивидуального подхода, позволяющего создавать положительный эмоциональный фон.

Сейчас в рамках проектов опорного вуза Костромской области разработана Программа по привлечению абитуриентов в КГУ. Цель программы - повышение лояльности абитуриентов за счет привлечения их в жизнь университета: получение информации о новостях вуза, студенческой жизни, участия в мероприятия, конкурсах, олимпиадах и т. п.

Задачи программы:

1. Заблаговременное информирование абитуриентов об учебном заведении.

2. Повышение лояльности абитуриентов к вузу.

3. Формирование мотивации у абитуриентов для выбора учебного заведения.

Для повышения эффективности совершенствования системы профориентацион-

ной работы по привлечению абитуриентов в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

1. Информационное - для повышения информированности абитуриентов о вузе, специальностях, направлениях подготовки, условиях поступления.

2. Профилирующее - для получения более полного представления об учебных программах, процессе обучения, получаемой специальности и карьеры после вуза.

3. Мотивирующее - для повышения лояльности целевой группы абитуриентов к нашему вузу, повышения желания поступить в КГУ.

4. Организационно-методическое направление, включающее:

- изучение и обобщение опыта работы структурных подразделений университета по привлечению абитуриентов;

- проведение заседаний ответственных по профориентации и подготовке набора абитуриентов, организация рабочих групп по ключевым направлениям;

- создание единой базы данных (учащихся средних классов и абитуриентов) и соответствующих баз данных в институтах;

- составление и утверждение планов профориентационной деятельности институтов;

- проведение анкетирования первокурсников по вопросам поступления в КГУ с целью определения наиболее эффективных форм профориентационной работы университета;

- оценка возможностей и определение форм индивидуального сопровождения школьник - абитуриент - студент (в первую очередь - участники олимпиад);

- разработка системы поощрения сотрудников и обучающихся университета, занимающихся профориентационной работой.

Важным моментом в довузовской подготовке является ее эффективность. Важно, чтобы абитуриенты не просто участвовали в наших мероприятиях, а поступали в наш университет. Поэтому одной из задач профориентационной работы является определение ее эффективности. Ежегодно в университете проводятся исследования с целью повышения эффективности проводимых мероприятий. В сентябре 2015 года проводилось исследование первокурсников всех направлений подготовки, а в период приемной кампании 2016 года было проведено исследование абитуриентов, подававших заявление в наш университет. Оба исследования показали прямую взаимосвязь влияния участия в мероприятиях довузовской подготовки на принятие решения выбора КГУ при поступлении. В последнем исследовании 40,9 % ответили, что именно это повлияло в конечном итоге на выбор нашего вуза.

В течение каждого учебного года в КГУ проводятся исследования абитуриентов, принимающих участие в одном из event-мероприятий. В 2016 году было проведено исследование участников образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы». Всего в анкетирование приняло участие 138 человек. Нас интересовали причины выбора мероприятий и тот факт, как участие в них повлияло на решение абитуриентов. На вопрос «Почему Вы решили посетить именно эту "Университетскую субботу"?» большинство ответили, что им интересна тема конкретного мероприятия - 47 %. 28 % участников отметили, что собираются поступать в вуз по данному направлению. 8 % решили посетить по возможности все «Университетские субботы». Обо всех прошедших «Университетских субботах» абитуриенты отзываются положительно и отмечают высокую информативную роль этих мероприятий. Примечательно, что у 29 % участников после мероприятия возникло желание поступать в КГУ на определенное направление подготовки. 61 % участников посетили несколько «Университетских суббот», которые им наиболее интересны. В качестве наиболее привлекательного Костромской государственный университет отметили 83 абитуриента, что составляет 61 %.

Заключение

Таким образом можно утверждать, что сегодня государственные высшие учебные заведения совершенствуют работу с учащимися общеобразовательных школ, лицеев, колледжей и находят новые более эффективные методы работы с абитуриентами. Анализ состояния вопросов довузовской подготовки и профориентации школьников показывает, что лучше срабатывают новые приемы, формы и методы работы, которые затрагивают эмоциональную сферу личности абитуриентов.

Также большинство исследователей данной проблемы (Бондаренко В.И., Кур-чий О.В., Штереб В.А., Мутырова А.Л, Титова С.В.) сходятся во мнении, что основными направлениями профориентационной работы вуза являются следующие:

• конкретизация целевых аудиторий абитуриентов для оптимизации мер и технологий профориентационной работы;

• составление плана профиориентационных мероприятий вуза;

• работа с абитуриентами должна осуществляться в деятельностно-ориентированном направлении, на основе использования интерактивных форм и методов;

• информационное сопровождение профориентационной деятельности.

Опыт организации работы с абитуриентами в КГУ подтверждает эти выводы.

В заключении отметим, что только систематизированная и безупречно организованная профориентационная работа высшего учебного заведения может помочь будущим абитуриентам в выборе вуза и направления подготовки.

Литература

1. Вологодский государственный университет. URL: http://vogu35.ru/

2. Вятский государственный университет. URL: http://www.vyatsu.ru/abiturientu.html

3. Череповецкий государственный университет. URL: http://www.chsu.ru/#

4. Программа развития опорного вуза Костромской области на 2016-2020 годы. URL: http://www.kstu.edu.ru/univer/reor.php?id=6

5. Профессиональное самоопределение учащихся. Мн.: Красико-Принт, 2011. 128 с.

6. Профориентация как социальная проблема. Сущность и функции профессиональной ориентации учащихся. URL: http://oplib.ru/random/view/529132

References

1. Oficial'nyi sait Vologodskogo gosudarstvennogo universiteta [Official website of the Vologda State University]. Available at: http://vogu35.ru/

2. Oficial'nyi sait Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta [The official website of Vyatka State University]. Available at: http://www.vyatsu.ru/abiturientu.html

3. Oficial'nyi sait Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Official site of the Cherepovets State University]. Available at: //www.chsu.ru/#

4. Programma razvitiya opornogo vuza Kostromskoi oblasti na 2016-2020 gody [The program for the development of a basic university of the Kostroma region for 2016-2020]. Available at: http://www.kstu.edu.ru/univer/reor.php?id=6

5. Professional'noe samoopredelenie uchashchihsya [Professional self-determination of students]. Minsk, 2011. 128 p.

6. Proforientatsiya kak social'naia problema. Sushchnost' i funktsii professional'noi orientacii uchashchihs'a [Vocational guidance as a social problem. Essence and functions of vocational guidance of students]. Available at: http://oplib.ru/random/view/529132

Чарушина Е.И. Организация профориентационной работы в высшей школе: аспекты, проблемы, решения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №6 (81). С. 190-195.

For citation: Charushina H.I. Organization of career guidance in higher education: aspects, problems, solutions. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 6 (81), pp. 190-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.