УДК 316.35-053.81 (470.53):331.548
В.Н. Стегний, В.В. Шувалов
НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ МОЛОДЕЖИ ПРИКАМЬЯ: ТРАДИЦИИ, НОВАЦИИ, ФАКТОРЫ
Опираясь на результаты конкретно-социологических исследований, рассматриваются факторы, определяющие статус человека в современном российском обществе, в оценках школьной молодежи, типология этих факторов и групп учащихся 9-11-х классов. Показаны ориентации учеников на сферы будущей производственной деятельности, влияющие на выбор профессии; факторы, которые влияют на выбор профессии, несоответствие между ориентациями на будущие сферы и теми сферами, которые есть в настоящее время; ориентации на профессии. Приведена типология ориентаций учеников на профессии по рангу; рейтинг профессий в сознании учеников 9-11-х классов. Отмечен разрыв между общим образованием учеников школ и рынком труда; ориентация школьников на выбор предприятий разных форм собственности; факторы микросферы, влияющие на профессиональные ориентации школьников, учителей, родителей, друзей, специалистов, психологов. Анализируется мотивация учеников при выборе профессии; рейтинг мотивов выбора профессии; знания учеников о своей будущей профессии; оценка школьниками места и роли работы в их жизни; мотивация выбора своей будущей работы; типология мотивов по значимости для учеников.
Ключевые слова: профессиональные ориентации учеников школы 9-го и 11-го классов, мотивация выбора профессии, сферы производства, типы профессиональной ориентации, факторы, влияющие на профессиональную ориентацию, изменения в профессиональных ори-ентациях.
Анализируя профессиональные ориентации школьной молодежи1, обратим особое внимание на понимание ими роли тех факторов, от которых зависит положение человека в нашем обществе (табл. 1).
Таблица 1
Факторы, определяющие статус человека в современном обществе (распределение ответов, %)
Факторы, определяющие статус человека Доля ответивших, %
Образование 64,9
Культура воспитания 56,5
Личные, деловые качества 55,4
Способности, талант 51,3
Деньги 47,8
© Стегний В.Н., Шувалов В.В., 2016
Стегний Василий Николаевич - д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].
Шувалов Виталий Валерьевич - глава муниципального образования «Лысьвенский городской округ», e-mail: [email protected].
1 Социологическое исследование проводилось в г. Лысьва Пермского края. Было опрошено 345 учеников школ, среди них 130 - 9-го класса, 215 - 11-го класса; мужчин - 133, женщин - 211; обучающихся в общеобразовательных школах - 303, в специализированных школах - 42.
Окончание табл. 1
Факторы, определяющие статус человека Доля ответивших, %
Профессия 44,6
Место работы 23,5
Добросовестный труд 21,7
Владение собственностью 18,6
Сфера, отрасль труда 10,7
Участие в политике 10,3
Положение человека в обществе, по мнению школьной молодежи, зависит от целой системы факторов, значение которых весьма разное. По степени значимости эти факторы можно разделить на несколько групп.
Первая группа - это образование, которое ученики поставили на первое место. Роль этого фактора одинаково оценили ученики как 9-го, так и 11-го классов. Большее значение этому фактору придают девушки, по сравнению с юношами (соответственно 67,8 и 60,9 %), а также ученики общеобразовательных школ по сравнению со специализированными (67 и 50 %) и ученики городских школ по сравнению с сельскими (соответственно 80,6 и 63,4 %).
Вторая группа факторов - это культура воспитания; личные, деловые качества; способности, талант. Хотя их роль ученики оценивают несколько меньше, чем образование, но они играют также доминирующую роль. Их роль значительно больше оценивают юноши по сравнению с девушками, а также ученики городских школ по сравнению с сельскими. Одинаково высоко их оценили ученики 9-го и 11-го классов.
Третья группа - это деньги. Роль этого фактора оценил каждый второй школьник. Этот фактор оценивается достаточно объективно ими. Его значение одинаково оценили ученики как 9-х, так и 11-х классов. Но его роль значительно больше оценили юноши, чем девушки (58,6 и 41,2 %), ученики общеобразовательных школ, чем ученики специализированных школ (49,5 и 35,7 %), ученики сельских школ, чем городских (61,3 и 46,5 %).
Четвертая группа - это профессия. Ее отметил каждый второй школьник. Все-таки в их шкале ценностей она заняла невысокое место, тогда как в силу их статуса этот фактор у них должен доминировать. Роль этого фактора ученики 9-х и 11-х классов оценили одинаково, но юноши по сравнению с девушками оценили значительно выше (51,9 и 40,3 %), и ученики специализированных школ по сравнению с общеобразовательными (57,1 и 42,9 %) и сельских школ по сравнению с городскими (61,3 и 43 %).
Пятая группа - место работы, добросовестный труд, квалификация, сфера и отрасль труда, эти факторы получили очень низкую оценку, их оценили только 1/10-1/5 школьников во всех группах, тогда как в реальной производственной, трудовой жизни все 100 % будут иметь с ними дело. Здесь отмечается противоречие между идеалами школьников и реальной действительностью.
Шестая группа - такие факторы, как владение собственностью, участие в политике, их отметило только около 10 % учеников школ. К этой группе относится и такой фактор, как наличие влиятельных родственников, связей, знакомств, его отметил каждый четвертый школьник. Его роль одинаково оценили как юноши, так и девушки, как ученики 9-х, так и 11-х классов, ученики городских и сельских школ, общеобразовательных и специализированных.
Ученики школы, сориентировавшись в факторах, которые влияют на его будущую жизнь при завершении учебы в школе, стоят перед выбором будущей специальности, сферы деятельности. Социологический опрос позволил выявить ранжированный ряд их интересов к будущей специальности. На вопрос «Кем бы Вы хотели стать?» были получены следующие ответы (распре-
деление ответов в %):
специалистом в сфере образования,
медицинского обслуживания, науки, культуры........................... 27,5
военнослужащим или работником
правоохранительных органов........................................................18,0
специалистом на производстве
(в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве) ............... 9
специалистом в сфере финансов, банковского дела,
страхования........................................................................................6,1
руководителем, менеджером на предприятии,
организации, фирме .......................................................................... 5,8
руководителем в органах власти
(главой администрации, мэром, губернатором, министром)........4,3
специалистом в сфере транспорта,
коммунального хозяйства, связи.....................................................3,8
депутатом, политиком......................................................................3,2
специалистом в торговле, сфере услуг,
общественном питании.....................................................................3,2
госслужащим в органах управления, чиновником.........................2,6
рабочим в промышленности, строительстве..................................2,3
домохозяйкой..................................................................................... 2,3
заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.................2,0
хотели бы жить, не работая, на дивиденды
или другие доходы............................................................................1,4
рабочим в производственной сфере
(торговле, сфере услуг, на транспорте)...........................................0,3
служащим-неспециалистом
(машинисткой, секретарем-референтом, кассиром и т.д.)............0,3
Из приведенных данных следует, что одни специальности у школьников пользуются большим спросом, другие - меньшим. Среди ориентаций на сфе-
ры производства, у школьников доминируют ориентации на сферу обслуживания. Им очень сильно уступают ориентации на производственные сферы. Конечно, в настоящее время больше требуются специалисты, занятые в производстве. Но в будущем 80 % будет занято в сфере обслуживания, 15 % -в промышленности и 5 % - в сельском хозяйстве. Это применительно к нашей стране. Проблема несоответствия профессиональных ориентаций школьников и их будущей деятельности в сфере производства отмечается и другими исследователями, в других регионах нашей страны [1, с. 68-69].
Кроме того, нами был задан вопрос школьникам, какую специальность выбрали бы они, если можно выбирать вторую и третью специальность. Ответы на этот вопрос на 3/4 совпадают с выбором первой специальности. Это является подтверждением того, что у школьников как 9-го класса, так и 11-го класса ориентация на специальности уже сформировалась. При этом она носит многоступенчатый характер, т.е. запасные варианты на случай, если с первоначальным выбором не получилось, имеются.
С ориентацией на сферы производства у школьников четко обозначилась ориентация на профессии. Оценки школьников относительно престижа (ранга) ниже перечисленных профессий оказались следующими: 1-е место - предприниматель, бизнесмен; 2-е - сотрудники ФСБ; 3-е - депутат Государственной думы; 4-е - мэр; 5-е - адвокат; 6-е - министр; 7-е - военный; 8-е - банкир; 9-е - продюсер; 10-е - профессиональный спортсмен; 11-12-е - госслужащий, чиновник, ученый, научный сотрудник; 13-е - следователь; 14-е - переводчик; 15-е - актер; 16-е - программист-математик, специалист по 1Т; 17-е - врач; 18-е - налоговый полицейский; 19-е - частнопрактикующий врач; 20-е - нотариус; 21-е - экономист; 22-е - инженер-компьютерщик; 23-е - менеджер; 24-е - преподаватель вуза; 25-е - инженер на производстве; 26-е - топ-модель; 27-е - финансовый работник, служащий банка; 28-е - шоумен; 29-е - журналист; 30-е - социолог, психолог; 31-е - модельер; 32-е - писатель; 33-е - учитель; 34-е - геолог; 35-е - бухгалтер; 36-е - киллер; 37-е - частный охранник; 38-е - брокер, дилер; 39-е - шахтер; 40-е - агроном; 41-е - секретарь-референт; 42-е - механизатор; 43-е - священник; 44-е - фермер; 45-е - медсестра; 46-е -рабочий в промышленности и строительстве; 47-е - товаровед; 48-е - бармен; 49-е - автослесарь; 50-е - водитель автомобиля; 51-е - продавец; 52-е - санитар; 53-е - продавец в магазине, 54-е - библиотекарь; 55-е - официант; 56-е -путана; 57-е - грузчик; 58-е - доярка.
Указанные школьниками профессии можно разделить на следующие группы:
Первая группа - самые престижные профессии. Они занимают в рейтинге 1-19-е места.
Вторая группа - это тоже престижные профессии (с 20-го по 29-е место). В этой группе рейтинг таких профессий, как экономист, нотариус, менеджер, топ-фотомодель, финансовый и банковский работник, по сравнению с 90-ми го-
дами ХХ века значительно понизился (тогда они находились на первых местах). В то же время рейтинг таких профессий, как инженер-компьютерщик, инженер на производстве, финансовый работник, преподаватель вуза, хотя и незначительно, но поднялся выше.
Третья группа - сюда относятся профессии, находящиеся в ранге с 30-го по 38-е место. Среди них, по сравнению с 90-ми годами ХХ века, несколько повысился рейтинг таких профессий, как учитель, социолог, психолог, писатель, и значительно понизился у таких профессий, как киллер (он был на 3-4-м месте), частный охранник, брокер.
Четвертая группа - это профессии, занявшие в ранге 39-58-е места, из них самый низкий рейтинг. В основном это рабочие профессии, а также работники, занятые в сельском хозяйстве, сфере обслуживания, торговле, промышленности, строительстве, культуре и т.д. В настоящее время потребность именно в этих профессиях наибольшая и самый их большой дефицит. Следовательно, между профессиональными ориентациями школьников и потребностями общества в профессиях существует очень большая диспропорция, выражающаяся в том, что сегодня обществу требуются одни профессии, а школьники ориентируются в своем большинстве на те, которые пользуются меньшим спросом. Здесь имеем дело с разрывом образования и рынка труда [2, с. 50-53]. Работа, которая сегодня есть на рынке труда, не соответствует имеющимся у работников специальностям [3, с. 117-121].
Такая ситуация в первую очередь объясняется государственной политикой в области образования, отсутствии в нем программы, стратегии профессиональной ориентации школьной молодежи. Вместе с тем следует отметить, что профессиональные ориентации школьников 10-20-х годов XIX века сильно отличаются в лучшую сторону от подобных ориентаций 90-х годов ХХ века [4, с. 131-152]. Их профессиональные ориентации уже ближе к потребностям общества и производства. Вместе с тем в худшую сторону по этому показателю они отличаются от ориентации школьников 70-х годов ХХ века [5, с. 107-201].
С выбором профессии школьников связан выбор формы собственности предприятия, на котором они хотели бы работать. Среди них 44,4 % выбрали государственное или муниципальное предприятие, 39,7 % хотели бы организовать собственное семейное дело, 13,8 % желали бы работать на частном предприятии наемным работником, 2,2 % - на каком-то другом предприятии. Доминирование среди школьников ориентации на государственные и муниципальные предприятия является не случайным, так как они более стабильно работают и дают определенные гарантии работнику. Слабая ориентация на частные предприятия наемным работником объясняется сегодняшней их ролью в обществе. Вместе с тем следует особо отметить у школьников ориентацию на то, чтобы организовать собственное или семейное дело. Такие ориентации не совсем соответствуют сегодняшней действительности [6, с. 122-126].
При анализе ориентаций школьников на профессии, специальности возникает вопрос относительно появления у них интереса к ним. Среди них считают, что такой интерес появился только в этом году - 22,4 %; 1-2 года назад - 39,7 %; мечтали с детства - 20,6 % пока не знают, какая профессия нравится - 17,3 %.
Конечно, такой интерес не может появиться быстро, но тем не менее у более 80 % школьников такой интерес уже есть, хотя среди них остается еще достаточно большая группа (17,3 %), которая еще не определилась с выбором. Причем удельный вес этой группы одинаковый как у учеников 9-х классов, так и 11-х (16,2 и 15,2 %), как в общеобразовательной, так и в специализированной школах (15,2 и 14,3 %), как у юношей, так и у девушек (12,8 и 15,6 %). Различия по этому показателю есть у учеников сельских и городских школ (9,7 и 15,6 %).
Сформировавшиеся у школьников ориентации на профессии возникли не стихийно, не случайно, а при решении данного вопроса они советовались с теми, кто разбирается в данной проблеме (табл. 2).
Таблица 2
С кем советуются учащиеся при выборе профессии (распределение ответов, %)
Советники Доля ответивших, %
Родители 71,3
Люди данной профессии 25,8
Ни с кем (решил, будет решать самостоятельно) 18,3
Друзья 16,8
Другие родственники 11,9
Учители 11,3
Знакомые студенты 8,4
Психологи, специалисты по профориентации 5,2
Одноклассники 4,1
Из приведенных данных следует, что представление о своей будущей профессии ученик получает не по одному каналу, а по целой системе. Это отмечает более 80 % учеников среди опрошенных. Конечно, главный канал общения по данному вопросу - это родители и другие родственники, что вполне закономерно. По этому вопросу 1/4 школьников советуются с людьми данной профессии, что достаточно весомо; 1/6 школьников обсуждают данный вопрос с друзьями, 1/10 - со знакомыми студентами, 1/20 - с одноклассниками. Это все очень хорошо.
Вместе с тем следует обратить внимание на такую группу школьников, которая самостоятельно решает данную проблему, не советуясь ни с кем. Причем эта группа достаточно многочисленная среди опрошенных - каждый пятый. Это, с одной стороны, хорошо, но, с другой стороны, компетентность школьников в этом вопросе крайне низкая и избежать проблем с выбором профессии эта группа не сможет.
Следует обратить особое внимание на то, что только каждый десятый ученик обсуждает эту проблему с учителем. Это показатель отсутствия какой-либо профориентационной работы в школе. Именно с учителем (и каждый учитель с каждым учеником) следует обсуждать эту проблему.
То, что только 5,2 % учеников обсуждают эту проблему со специалистом по профориентации, психологом, свидетельствует об отсутствии профессиональной работы в школе по профориентации учеников. Пока эти два канала не поднимут свой рейтинг в данной работе до рейтинга родителей, ждать положительных результатов, с точки зрения общества, региона, типа поселения, не приходится.
Школа и специалисты по профориентационной деятельности практически устранились от данной работы, и такая ситуация носит всеобщий характер [7, с. 71-78]. Конечно, в этой работе значительно большую роль должна играть не только школа, но и литература, искусство, особенно средства массовой информации, Интернет [8, с. 74].
Характеризуя профессиональные ориентации учеников, весьма важно знать, что мотивирует их на тот или иной выбор (табл. 3).
Таблица 3
Мотивация учеников при выборе профессии (распределение ответов, %)
Обстоятельства наиболее важные при выборе профессии Доля ответивших, %
Профессия соответствует Вашим склонностям и способностям 76,2
Хорошо оплачивается 69,3
Пользуется спросом на рынке труда 48,7
Интересная, творческая 41,6
Дает возможность постоянно развивать свои способности, получать новые знания, повышать квалификацию 41,2
Нужная, полезная людям 34,8
Имеет большие перспективы для продвижения, высокого положения в обществе 31,8
Предполагает хорошие условия труда 30,7
Пользуется престижем в обществе 27,5
Дает возможность общаться с интересными людьми 24,9
Гарантирует стабильность, прочное положение в обществе 14,5
Дает возможность устроиться на работу в частных фирмах 11,6
Не сложная, не требует большого напряжения 6,1
Соответствует семейным традициям 2,0
В основе выбора профессии у учеников находится не один мотив, а целая система. Значит, у школьников фиксируется системный подход к будущей профессии. Правда, воздействие этой системы имеет дифференцированный характер.
Большинство (3/4) среди учеников поставили на 1-е место такой мотив, когда профессия соответствует склонностям и способствует развитию спо-
собностей. Это глубинный мотив, характеризующий духовное, нравственное состояние школьной молодежи, и он лежит в основе всех базовых мотивов, и это здорово.
На 2-м месте по рейтингу у школьников хорошо оплачиваемая работа. Этот мотив не стоит на 1-м месте у школьников и не стоит на последнем. В силу настоящего материального положения работника в современном российском обществе, да еще в депрессивном городе, где материальный достаток рассматривается не как самоцель, а как средство жизни, это очень высокий показатель нравственной зрелости школьной молодежи.
На 3-е место по рейтингу ученики поставили такие мотивы: профессия пользуется спросом на рынке труда; интересная, творческая; дает возможность развивать способности, получать новые знания. Эти мотивы указал каждый второй ученик и они характеризуют их внутренний духовный мир, правильное понимание роли и места их будущей производственной деятельности, как с точки зрения общества, так и с точки зрения личности. Эта группа -двигатель будущей экономической жизни общества.
На 4-е место по рейтингу от 1/3 до 1/4 учеников поставили такие мотивы: профессия нужная, полезная в обществе; имеет большие перспективы для занятия определенного положения в обществе; предполагает хорошие условия труда; престижна; дает возможность общаться с интересными людьми. Эти мотивы несут большую эмоциональную нагрузку, с точки зрения будущей трудовой деятельности школьников. В них переплетаются общественные и индивидуальные интересы учеников, что является очень ценным для поступательного развития не только общества, но и индивида.
На 5-м месте по рейтингу у школьников такие мотивы: профессия не очень сложная и не требует большого напряжения; соответствует семейным традициям; дает возможность устроиться в частную фирму. Их небольшой удельный вес связан с определенными возможностями, способностями этой группы школьников. То, что эта группа малочисленна, удивляться не нужно. Она такая, какая она есть.
Выбирая профессию, ученики ориентируются не на одну, а на несколько профессий. Среди опрошенных учеников 26,7 % считают, что своего выбора профессии не изменят и будут многократно добиваться своей цели, 3/4 считают, что могут изменить свой выбор при следующих обстоятельствах: не прошел по конкурсу на данную специальность - 41,4 %; не сможет устроиться на работу по специальности после учебы - 20,6 %; профессия (специальность) окажется неинтересной - 13,9 %; будет трудно учиться - 13,3 %; узнают, что работа по данной специальности низкооплачиваемая - 11,0 %. Их мотивация повторного выбора профессии весьма обоснованна, реалистична и свидетельствует о том, что ученики ориентируются на несколько вариантов профессионального выбора.
Среди опрошенных учеников только 15,7 % пока не знают об избранной ими профессии. Основной их группе об этом известно следующее: примерный размер заработной платы или дохода - 51,6 %; перспективы трудоустройства -45,2 %; содержание работы - 40,0 %; условия труда - 39,1 %; перспективы продвижения по службе - 30,7 %. Основной группе учеников (85 %) о их будущей работе известно уже самое основное и достаточно многое.
Среди учеников каждый второй оценил свои способности по избранной профессии как достаточные; каждый третий - как средние и только 7 % оценили как пока еще недостаточные. Это весьма объективные самооценки, которые, безусловно, сыграют большую положительную роль при избрании ими профессии.
Проанализировано также мнение учеников о профессии (специальности), по которой они будут работать, о ее роли в их жизни в целом. Среди них 45,5 % считают, что работа для них, в основном, источник получения средств к существованию; 31,9 % - работа интересна и важна сама по себе независимо от оплаты; 17,7 % - дело важное, но есть вещи, интересующие их гораздо больше, чем работа; 2,9 % - работа - неприятная обязанность, если бы было можно, то вообще не работали. Среди учеников четко выделяются несколько типов относительно роли работы в их жизни. Для каждого второго работа - это источник получения средств к существованию. Для этой группы главное - материальный достаток. Для каждого третьего ученика работа занимает основное место в жизни и она является самоцелью. Для каждого пятого ученика работа - главная сфера жизнедеятельности. Небольшая группа (2,9 %) негативно относится к работе в своей жизни.
После того, как ученики выбрали профессию (специальность), работу, что же в ней они считают главным, каковы в целом мотивы этого выбора (табл. 4).
Таблица 4
Мотивация школьников относительно работы (распределение ответов, %)
Мотив выбора работы Доля ответивших, %
Высокая заработная плата или доход 58,3
Соответствие работы полученному образованию, профессии 49,3
Гарантированность рабочего места и зарплаты 47,2
Возможность сделать карьеру 46,1
Возможность проявить свои способности, деловые качества 45,2
Хороший коллектив 40,9
Возможность профессионального роста, повышения квалификации 39,7
Хорошие условия труда 38,3
Разнообразие, творчество в работе 31,3
Стабильное положение предприятия 25,5
Самостоятельность в работе 22,9
Окончание табл. 4
Мотив выбора работы Доля ответивших, %
Наличие различных льгот (соцпакет) 17,7
Пусть не очень высокий, но достойный заработок 15,9
Не очень сложная, неутомительная работа 9,3
В выборе своей будущей работы ученики исходят не из одного мотива, а из целой их системы. Налицо системный подход к выбору своей будущей работы. Вместе с тем мотивы по значимости, рейтингу можно разделить на несколько групп.
Первая группа - высокая заработная плата, доход, самый значимый мотив. Его указали почти 3/4 из опрошенных. Этот мотив у основной группы работников современного российского общества занимает главное место среди других мотивов. Ученики явились зеркальным отражением своих родителей, окружающих их людей в данном вопросе в настоящее время.
Вторая группа. Она самая многочисленная по набору, количеству мотивов, к ней относится практически каждый второй ученик. Они получили высокую оценку. К ним относятся такие мотивы, как соответствие работы, профессии; гарантированность рабочего места и зарплаты; возможность сделать карьеру; проявить свои способности, деловые качества, повышения квалификации; хорошие условия труда; хороший коллектив. Эти мотивы играют очень большую роль в эффективности деятельности работника, на таких работниках держится коллектив.
В третью группу вошли от 1/2 до 1/3 учеников, которые видят смысл работы в разнообразии, творчестве, самостоятельности.
Четвертую группу составила немногочисленная группа (от 1/10 до 1/5) среди опрошенных учеников, гедонистической направленности. Это те, кто ориентируется на не очень сложную и неутомительную работу; на не очень высокий заработок; большой социальный пакет на предприятии.
Если типологию учеников ориентации на профессию наложить на такой показатель, как определились или не определились они с ней, то здесь четко выделяются три типа. Первый тип - это те ученики, которые уже определились с выбором профессии. Данная группа составляет среди опрошенных около 3/4. Второй тип - это ученики, которые в основном определились с выбором профессии, но не окончательно еще. Они составляют среди опрошенных около 1/5. Третий тип - это те ученики, которые еще не сделали выбора будущей профессии. Такая группа среди опрошенных составляет около 1/6.
Анализ таких факторов, как тип поселения, вид школы, учебный класс, пол показывает, что среди опрошенных с выбором профессии лучше справились ученики городских школ, хотя ученики сельских школ уступают им незначительно. В зависимости от вида школы ученики общеобразовательных школ незначительно, но превосходят учеников специализированных школ.
Сравнивая учеников 9-х и 11-х классов фиксируем, что ученики 11-х классов этот выбор делают уже мотивированно и имеют достаточно четкое представление, кем они хотят стать. В зависимости от пола принципиальных различий между юношами и девушками фактически не фиксируется. Эти различия у них в основном связаны с ориентацией на содержание труда, вид деятельности и т.д. Указанные факторы оказывают влияние на профессиональный выбор учеников, но незначительно.
Анализ профессиональных ориентаций школьников показывает, что они являются одним из элементов их жизненных планов [9, с. 38-39]. Как профессиональные ориентации, так и жизненные планы четко направлены на познание как своего индивидуального, так и социального будущего [10, с. 13-16]. Ориентация на социальное будущее у школьников доминирует над ориента-циями на настоящее, что позволяет зафиксировать в их самосознании социальной прогностической ориентации, основанной на осознании будущего.
Эмпирический социологический анализ позволил зафиксировать новые явления не только в профессиональных, но и в ценностных ориентациях школьников [11, с. 60-63], что, безусловно, важно знать.
Статья подготовлена в рамках работ, выполняемых по госзаданию № 2014/152 Минобрнауки РФ (проект № 661).
Список литературы
1. Дзуцев Х.В. География предпочтений выпускников средних общеобразовательных школ Республики Северная Осетия - Алания при выборе вуза // Социология образования. - 2015. - № 10. - С. 66-70.
2. Ключарев Г. А. Разрыв образования и рынка труда: мнение экспертов // Социологические исследования. - 2015. - № 11. - С. 49-56.
3. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодые специалисты: подготовка и востребованность на рынке труда // Социологические исследования. - 2015. -№ 15. - С. 114-122.
4. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества: моногр. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - 384 с.
5. Шубкин В.Н. Начало пути. Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 224 с.
6. Шафранов-Куцев Г.Ф. Современные вызовы и реальность профессиональной деятельности в системе «школа - вуз - рынок труда» // Социологические исследования. - 2015. - № 1. - С. 120-128.
7. Матюшина М.О. Комплексная оценка социально-педагогической ситуации в системе школьного образования // Социология образования. - 2015. -№ 10. - С. 66-81.
8. Липай Т.П., Волкова О.А., Жиленкова О.А. Средства массовой информации и формирование ценностей и стигм у старшеклассников // Социология образования. - 2015. - № 10. - С. 71-75.
9. Константиновский Д.Л., Попова С.С. Жизненные планы школьников // Социологические исследования. - 2015. - № 11. - С. 37-48.
10. Селиванов А.И. Познание будущего развивающихся социальных объектов // Социологические исследования. - 2015. - № 4. - С. 11-17.
11. Банникова Л.И., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. Новые явления в ценностных ориентациях уральского студенчества // Социологические исследования. - 2013. - № 2. - С. 58-68.
References
1. Dzutsev Kh.V. Geografiia predpochtenii vypusknikov srednikh obshcheobrazovatel'nykh shkol respubliki Severnaia Osetiia-Alaniia pri vybore vuza [Geographical preferences of secondary schools graduates in the selection of higher school of the North Ossetia-Alania republic]. Sotsiologiia obrazovaniia, Moscow, 2015, no. 10, pp. 66-70.
2. Kliucharev G.A. Razryv obrazovaniia i rynka truda: mnenie ekspertov [The gap between education and labor market]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2015, no. 11, pp. 49-56.
3. Zubok Iu.A., Chuprov V.I. Molodye spetsialisty: podgotovka i vostre-bovannost' na rynke truda [Young professionals: training and demand in the labor market]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2015, no. 15, pp. 114-122.
4. Stegnii V.N., Kurbatova L.N. Sotsial'nyi portret studenchestva v usloviiakh transformatsii rossiiskogo obshchestva [Social portrait of students in the transformation conditions of the Russian society]. Perm, PNRPU, Perm, 2009. 384 p.
5. Shubkin V.N. Nachalo puti. Problemy molodezhi v zerkale sotsiologii i literatury [A start in life. The problems of youth in the mirror of sociology and literature]. Moscow, Molodaia Gvardiia Publ., 1979. 224 p.
6. Shafranov-Kutsev G.F. Sovremennye vyzovy i real'nost' professional'noi deiatel'nosti v sisteme «shkola - vuz - rynok truda» [Modern challenges and reality of professional work in the system "school - higher education institution - labor market"]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2015, no. 1, pp. 120-128.
7. Matiushina M.O. Kompleksnaia otsenka sotsial'no-pedagogicheskoi situatsii v sisteme shkol'nogo obrazovaniia [A comprehensive assessment of the socio-educational situation in school education]. Sotsiologiia obrazovaniia, 2015, no. 10, pp. 66-81.
8. Lipai T.P., Volkova O.A., Zhilenkova O.A. Sredstva massovoi infor-matsii i formirovanie tsennostei i stigm u starsheklassnikov [The media and the formation of values and stigma in high school students]. Sotsiologiia obrazovaniia, 2015, no. 10, pp. 71-75.
9. Konstantinovskii D.L., Popova S.S. Zhiznennye plany shkol'nikov [Life plans of school children]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2015, no. 11, pp. 37-48.
10. Selivanov A.I. Poznanie budushchego razvivaiushchikhsia sotsial'nykh ob"ektov [Knowledge of the future of developing social entities]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2015, no. 4, pp. 11-17.
11. Bannikova L.I., Boronina L.N., Vishnevskii Iu.R. Novye iavleniia v tsennostnykh orientatsiiakh ural'skogo studenchestva [New phenomena in the values of students of the Ural]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2013, no. 2, pp. 58-68.
Получено 04.04.2016
V.N. Stegniy, V.V. Shuvalov
NEW PHENOMENA IN THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUNG PEOPLE IN PRIKAMYE: TRADITIONS, NOVELTIES, FACTORS
Based on the results of the sociological research, the authors investigate the factors that determine personal status in modern Russian, as seen by upper-form students, typology of these factors and groups of 9—11th form pupils. The paper shows teenagers' orientation at the spheres of future professional activities, having effect on the future profession choice; the factors conditioning the choice, discrepancy between the orientations at the future spheres and those existing at present; orientations at professions. Ranking typology of pupils' orientations at profession is given, the rating of professions built by 9-11th form pupils is discussed. A gap is revealed between the general education and labour market. Pupils' orientation at enterprises of different forms of ownership, as well as factors of the microsphere affecting professional orientations of teenagers, teachers, parents, friends, experts, psychologists are focused on. The paper also analyzes motivation of pupils in the choice of the profession, motives rating in the choice of the profession, awareness of pupils about their future profession, pupil's opinion on the role of the work in their life, motivation of the work choice, typology of the motives ranked by personal value.
Keywords: professional orientation of 9-11th form pupils, professional choice motivation, production areas, types of professional orientation, factors affecting professional orientation, changes in professional orientation.
Stegniy Vasiliy Nikolaevich - Doctor of Social Sciences, Professor, Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: [email protected].
Shuvalov Vitaly Valeryevich - Head of the Lysva municipality, e-mail: [email protected].