УДК 316.334.52
Лаврикова Виктория Николаевна
кандидат социологических наук, заведующая кафедрой социологии Забайкальского государственного университета [email protected]
Victoria N. Lavrikova
candidate of sociological sciences, head of department of sociology Zabaikalsky State University [email protected]
Профессиональная
ориентация молодежи как фактор успешного трудоустройства
Аннотация. В статье рассматривается проблема профессиональной ориентации старшеклассников в контексте её влияния на их будущее трудоустройство; представлены результаты социологического исследования профессиональной ориентации старшеклассников г. Читы, в ходе которого изучены мотивы выбора той или иной профессии учащимися, факторы, влияющие на профессиональный выбор молодых людей, роль общеобразовательного учреждения в выборе профессии. В завершение публикации автор делает вывод, что профессиональная ориентация представляет собой системную деятельность, которая должна реали-зовываться различными Министерствами и ведомствами.
Ключевые слова: рынок труда, профессиональная ориентация, молодежь, учащиеся, старшеклассники, мотив, профессиональный выбор, социологическое исследование.
The youth professional
orientation as a factor of successful job placement
Annotation. The problem of high school student professional orientation is considered in the article. Also the results of sociological investigation of high school students' professional orientation in Chita are presented in the article. In the process of investigation the motives of the students' professional choice, factors influencing the youth professional choice, the role of secondary school in choosing the future profession are investigated. In conclusion the author summarizes that professional orientation is itself a systematic activity which should be realized by different Ministries and departments.
Keywords: labor market, professional orientation, youth, students, high school students, motive, professional choice, sociological investigation.
В современном обществе проблема выбора
профессии приобретает особую актуальность . ,
мечтают об интересной и престижной работе, которая поможет им самореализоваться как в материальном, так и в личностном плане. Однако, современная ситуация на рынке труда показывает, что далеко не все выпускники вузов сегодня могут найти работу по направлению подготовки, которое они получили за время обучения в высших образо-. -ском крае самыми востребованными профессиями на сегодняшний день являются каменщик, бетонщик, зоотехник, агроном, инженер. Однако количество поступающих на соответствующие факультеты вузов гораздо меньше поступающих на факультеты социологии и психологии. Как показывает
практика, среди направлений подготовки, которые ,
юридическое и экономическое направления. При этом молодые люди очень редко задумываются, смогут ли они в дальнейшем найти работу. Потребность в них совсем не велика, а что касается ,
.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовки пер-
сонала, еще больше повышают актуальность исследования профессиональной ориентации моло-,
достаточно большой группы учащихся зачастую не отвечают потребностям национальной экономики в кадрах определенной профессии.
Подготовка к выбору профессии также имеет ,
неотъемлемой частью системного и полноценного формирования личности, ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, интеллектуальным, политическим,
трудовым, эстетическим и физическим совер-
. ,
профессиональная ориентация является значимым фактором в развитии каждого человека, а также в функционировании всего общества.
Сегодня профессиональная ориентация понимается в контексте гражданского воспитания личности, ориентированного на гражданское и профессиональное формирование личности. В научной литературе существуют различные подходы к определению понятия «профегсиональная ориентация».
Российский ученый Н.С. Пряжников дает следующее определение профессиональной ориента-
ции: «... это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности в развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе с учащимися» [3].
В социологии профессиональная ориентация трактуется как осознание индивидом объективно существующих в обществе видов профессиональной , -
собностей к одному (или нескольким) из них, наличных путей и средств приобретения профессиональных знаний и навыков [6, с. 121].
,
, -
пени активизировали деятельность по решению проблем профессиональной ориентации уча. 3 66 -го закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» отмечает, «. -лено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной дея-». , сложно сориентироваться во всем многообразии профессий, которые предлагает им современный рынок труда. Ситуация усугубляется еще и ,
самого труда все больше и больше теряется, а для многих молодых людей значимой оказывается ценность получения благ и удовольствий от .
Каковы же сегодня профессиональные ориента-, -
щеобразовательная школа в их профессиональном выборе? Чтобы ответить на данный вопрос, нами в 2016 году было проведено социологическое исследование на тему «Профегсиональная
. ». -довании приняли участие учащиеся 9-11 классов общеобразовательных учреждений г. Читы. Генеральная совокупность составила 2905 человек.
- 339 .
Согласно результатам анкетного опроса на момент проведения социологического исследования (оетябрь 2016 г.) из всех опрошенных респондентов однозначно определились с выбором профессии лишь 34 %. Такой невысокий показатель уровня определенности может быть связан со стремлением продолжить образование в средней школе (у 9-10 классников) и множеством направлений подготовки, которые предла-
гают высшие образовательные учреждения г. Читы. Среди положительно ответивших на данный вопрос большинство определившихся (28 %) составляют учащиеся 11 классов. Иначе говоря, чем старше школьник, тем уровень определенности будущей профессии выше.
, 26 % , 22 % - 11 , -(62 %) , экзамены будут сдавать. 12 % затруднились ответить на вопрос, касающийся выпускных эк.
Отвечая на вопрос, «С чем связан ваш выбор
?», 54 % (
общего числа определившихся с выбором выпускных экзаменов) ответили, что сдача этих предметов необходима для поступления на вы, 35 % -
брали те или иные предметы, потому что они, на их взгляд, самые простые для сдачи ЕГЭ, и 11 % сделали выбор по совету учителей.
Анализируя ответы учеников на вопрос «Какую
профессию Вы хотели бы получить после окон?», ,
половины опрошенных респондентов (53 %) планируют поступать на гуманитарные направления подготовки, 18 % выбрали экономическое направление, 12 % учащихся связывают свою будущую профессию с инженерными направлениями подготовки, 11 % отметили рабочую и 6 % .
еще раз убедиться, что в современном обществе наблюдается тенденция к снижению выбора рабочих профессий и роста стремлений к высшему образованию, преимущественно гуманитарно.
Однозначно определились с выбором учебного
,
после окончания школы, лишь треть опрошен-(31 %).
(56 %) 13 %
затруднились ответить на данный вопрос. Большой процент неопределившихся, возможно можно объяснить недостаточной информированностью об учебных заведениях, либо тем, что ученики 9-10 классов пока еще слабо ориентированы на свое профессиональное будущее.
В высшие учебные заведения собираются по-68 % , это престижным и необходимым в современном . 32 %
. -
, 27 % , -
ступать в ССУЗы - это учащиеся 9 классов, ко,
позволит сдать ЕГЭ в 11 классе.
Как показали результаты опроса, основными
факторами, влияющими на выбор образова-
,
(82 %), -(79 %), -
(58 %)
расположение образовательного учреждения
(46 %). -
вательного учреждения влияет мнение друзей, окружающих и мнение учителей (14 % и 10 % ).
Значимыми мотивами при выборе профессии у школьников выступили высокая оплата труда (75 %), ( -
) (68 %), -(59 %). -
способностей к соответствующему виду дея-(26 %),
(23 %),
(22 %). , школьники на данном этапе своего развития пока еще не задумываются о дальнейшем трудоустройстве, руководствуясь материальными потребностями и потребностями в самореализации.
Изучая роль образовательного учреждения в про, ,
.
мероприятия. Среди них тестирование на определение склонностей к той или иной профессии и выявление способностей (100 %), реклама образовательных учреждений различного уровня своих
(92 %),
встречи с представителями каких-либо профессий (11 %), беседы о красоте труда и профессиональ-(5 %),
учащимися средних и высших учебных заведений
(1 %). -, -
влияли на их выбор профессии. Данный факт поз,
учреждениях не выстроена четкая система профориентации, которая способствовала бы с максимальным успехом старшеклассникам выбрать направление подготовки и специальность в соответствии с их индивидуальными возможностями и .
Обобщая результаты проведенного социологического исследования можно сделать вывод, что старшеклассникам очень сложно определиться с . -ний школьников в выборе профессий позволяет констатировать тренд снижения выбора рабочих профессий и роста стремлений к получению .
выборе будущей профессиональной деятельности у школьников выступают материальный до,
высокий социальный статус. Профориентацион-ные мероприятия в образовательных учрежде-.
влияния на профессиональную ориентацию .
,
представляет собой системную деятельность, которая включает в себя целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии
эффективности, уровни, направления, аспекты и - -
менты. Профориентация относится к социаль-, -
стве. Она затрагивает различные проблемы, и в , -
го фактора общественного производства. Именно по этой причине профориентацию можно считать общественной проблемой.
Мероприятия, направленные на решение проблем, связанных с профессиональной ориента-
,
,
Министерств и ведомств, а также с привлечением ученых различных специальностей и направ-.
Министерства образования или отдельной средней общеобразовательной школы в этом про.
Литература:
1. Анисимов Н.П. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи / Н.П. Анисимов, И.В. Кузнецова. Ярославль, 2003. 216 с.
2. Анохин A.A. Основные приоритеты молодежи
//
экономических наук. 2008. № 3-2. С. 9-13.
3. . .
ориентации учащихся общеобразовательных
// -
ные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http:// human. snauka. ru/ 2015/ 11/13082 (дата обращения: 12.03.2017).
4. Григорьева HB. Профессиональное само-
. ., 2002. 216 .
5. . .
готовности школьников к профессиональному самоопределению в контексте профильного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти., 2003. 22 с.
Literature:
1. Anisimov N.P. Professional orientation, professional selection and professional adaptation of youth / N.P. Anisimov, I.V. Kuznetsova. Yaroslavl, 2003. 216 p.
2. Anokhin A.A. The main priorities of youth in case of choice of profession // Topical issues of economic sciences. 2008. № 3-2. P. 9-13.
3. Vasenkina S.N. The concept of a professional orientation of pupils of educational institutions in modern conditions // Humanitarian scientific research. 2015. № 11 [An electronic resource]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13082 (date of the address: 12.03.2017).
4. Grigorieva N.V. Professional self-determination of youth. Cheboksary, 2002. 216 p.
5. Kozhevnikova M.E. A technique of forming of readiness of school students for professional self-determination in the context of profile training : aBTopecf). yew. ... edging. nefl. sciences: 13.00.08. Togliatti, 2003. 22 with.
6. Краткий словарь по социологии / Авт.- сост. П.Д. Павленок. М. : ИНФРА-М. 2000. 272 с.
7. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования / Д.Л. Кон-стантиновский, МЛ. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, ВТ. Костюк, Е.С. Попова, ГА. Чередниченко. М. : ЦСП и М. 2015. 232 с.
8. Пряжникова ЕЮ. Профориентация как си-
// -зования: сб. науч. тр. Вып. 5 / Отв. Ред. Е.В. Тка-ченко, МЛ. Галагузова. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2007. 592 с.
9. Руткевич М.Н. После школы. Социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995. 224 с.
10. Сазонов АД. Профессиональная ориентация
/ . . , . . , . . -. . : , 2009. 272 .
6. The short dictionary on a sociology / Bus - сост. P.D. Pavlenok. M. : INFRA-M, 2000. 272 p.
7. Konstantinovsky D.L. New meanings in the educational strategy of youth: 50 years of a research /
D.L. Konstantinovsky, M.A. Abramova, E.D. Vozne-senskaya, G.S. Goncharova, V.G. Kostiuk,
E.S. Popova, G.A. Cherednichenko. M. : TsSP and M., 2015. 232 p.
8. Pryazhnikova E.Yu. Career guidance as system // Conceptual framework of pedagogics and education: сб. науч. тр. Issue 5 / Otv. Edition of E.V. Tkachenko, M.A. Galaguzov. M. : Gumanitar. prod. VLADOS center, 2007. 592 p.
9. Rutkevich M.N. After school. Social professional orientations of youth. M., 1995. 224 p.
10. Sazonov A.D. Professional orientation of youth / A.D. Sazonov, N.I. Kalugin, A.P. Menshikov. M. : The higher school, 2009. 272 p.