йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-15-20 УДК 371.4
Самохвалова Анна Геннадьевна
доктор психологических наук, доцент
Наумов Александр Рудольфович
кандидат химических наук, доцент
Воронцова Анна Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected], [email protected], [email protected]
РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ:
ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья посвящена представлению опыта исследования влияния различных форм допрофессиональной подготовки на выбор профессии сегодняшними студентами 1-2 курсов образовательных организаций высшего образования Костромской области. В статье представлены описание статистических данных; варианты и мотивация выбора профессии нынешними студентами младших курсов; роль организаций дополнительного образования в выборе будущей профессии; роль школьных профильных классов в выборе будущей профессии; степень удовлетворенности студентов выбором будущей профессии. Авторы приходят к выводам о позднем периоде профессионального самоопределения респондентов, довольно высоком уровне самостоятельности в профессиональном выборе, но, очевидно, недостаточной роли различных форм допрофессионального образования в процессе профессионального самоопределения. Авторы отмечают, что влияние дополнительного образования велико в сфере развития различных личностных качеств обучающихся, но практически не оказывает влияния на их профессиональный выбор. Также недостаточно эффективны и профильные классы как инструмент профессиональной ориентации. Большая доля респондентов сожалеет об отсутствие профильного классов в их школе, а многие из тех, кто учились в профильном классе, сегодня хотели бы изменить свой выбор. Это приводит авторов к заключению о необходимости трансформаций в системе профессиональной ориентации в Костромской области.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, дополнительное образование, допрофессиональная подготовка.
В современной образовательной практике все большую актуальность приобретают вопросы профессиональной ориентации школьников. Значимость этих проблем обусловливается как серьезным влиянием правильного профессионального выбора на уровень самореализации личности и удовлетворенности жизнью, так и мощной экономической подоплекой, связанной с зависимостью доли выпускников, трудоустроившихся по направлению подготовки, от их ориентированности на будущую профессию.
Теоретическая основа исследования процесса профессиональной ориентации и профессионального самоопределения старшеклассников сформирована в работах Е.А. Климова [2], Э.Ф. Зеера [1], А.М. Павловой, Н.О. Садовниковой, Н.С. Пряжни-кова, О. А. Махаевой и др. В деятельности школ, организаций среднего профессионального, высшего, дополнительного образования используется широкий спектр форм профориентационной деятельности, среди которых краткосрочные и длительные, включенные в образовательный процесс [3; 4] и организуемые во внеучебное время, в системе дополнительного образования [5]. Однако, далеко не всегда очевидны результаты использования тех или иных форм профориентации, их влияния на реальный профессиональный выбор выпускников школ. С целью получения объективных данных о влиянии некоторых форм профориентации на профессиональный выбор студентов, обучаю-
щихся в образовательных организациях высшего образования Костромской области, группой ученых Костромского государственного университета было проведено исследование.
Его цель: выявить роль учреждений дополнительного образования и профильных классов в выборе профессии старшеклассниками.
Целевая аудитория: студенты 1-2 курсов КГУ и КГСХА.
Период проведения: 9-13 января 2019 года.
Структура анализа:
1. Описание статистических данных.
2. Варианты и мотивация выбора профессии.
3. Роль организаций дополнительного образования в выборе будущей профессии.
4. Роль школьных профильных классов в выборе будущей профессии.
5. Степень удовлетворенности студентов выбором будущей профессии.
6. Выводы по результатам исследования
Описание статистических данных. В исследовании приняли участие 1398 респондентов в возрасте от 17 до 25 лет, из них девушек - 67,5%, юношей - 32,5%.
Из принявших участие в опросе абсолютное большинство студентов обучаются в Костромском государственном университете (КГУ) - 87,3%, оставшиеся 12,7% - в Костромской государственной сельскохозяйственной академии (КГСХА). Респонденты представляют все направления и
© Самохвалова А.Г., Наумов А.Р., Воронцова А.В., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
15
направленности подготовки, по которым ведется в обучение в данных вузах, из них 42,6% - первокурсники (выпуск школ 2018 года), 57,4% - второкурсники.
Большая часть опрошенных постоянно проживают в Костроме (48,3%) и других поселениях Костромской области (31,5%). Среди опрошенных есть и представители зарубежных стран (Туркменистан, Китай, Узбекистан, Беларусь, Украина, Таджикистан, Молдова, Киргизия, Приднестровье, Казахстан), ближайших регионов (Ивановская, Ярославская, Вологодская, Владимирская области), других регионов европейской России (гг. Астрахань, Саратов, Нижний Новгород, Великий Новгород), а также дальневосточных (Амурская и Сахалинская области) и северных районов страны (Архангельск, Мурманск, Якутск, Воркута).
В ответах на вопросы о родителях содержатся сведения, что около 30% отцов имеют высшее образование и работают в различных профессиональных сферах, около 10% занимаются бизнесом, остальные отцы имеют рабочие специальности. У четверти опрошенных студентов матери являются домохозяйками или пенсионерами, около 40% матерей имеют высшее образование, остальные, в основном, работают в сфере обслуживания или в сельском хозяйстве. Каждый пятый респондент проживает в неполных семьях (чаще всего не имеют отца).
Варианты и мотивация выбора профессии. Студенты делали единственный выбор при ответе на вопрос о критериях выбора будущей профессии (рис. 1). Позитивным является тот факт, что 57% респондентов выбрали будущую профессию осознанно, ориентируясь на свои возможности, интересы, мечты; 19,4% к моменту поступления не были уверены в своем выборе, активно искали свой жизненный путь. Продолжить семейную династию захотели лишь 2,9% респондентов, такая же доля абитуриентов отмечает, что поддались давлению родителей, родственников и выбрала профессиональный путь по их наставлению. Велика доля абитуриентов (17,9%), которые сделали свой выбор неосознанно, по модели «куда поступлю», «где есть бюджетные места», «где легче учится».
Эти студенты входят в «зону риска», плохо учатся, пропускают занятия, являются потенциальными претендентами на отчисление.
Наиболее значимыми факторами (мотиваторами) при выборе будущей профессии (рис. 2) были склонности и интересы ребенка (73,4%), личные профессиональные планы (54,4%), способности и таланты абитуриентов (49%), востребованность профессии на рынке труда (42,8%), адекватный уровень притязаний (35,8%), а также хорошая информированность о профессии (27,1%) (допускался множественный ответ). Следовательно, абитуриенты делают преимущественно самостоятельный, осознанный выбор. Мнение и личный пример родителей в некоторых семьях учитывается (16,8%), а вот мнение и личный пример учителей и друзей весьма незначительно.
Такие важные мотиваторы профессионального выбора, как занятия в организациях дополнительного образования, занятия по профориентации в школе, профессиональные пробы и социальные практики, информация и реклама в СМИ совокупно отмечаются как значимые менее, чем в 30% ответов, то есть по отдельности практически не играют роли в выборе профессии.
Большая часть опрошенных респондентов определились с выбором будущей профессии лишь в 11 классе (62,1%), в 8-10 классах - 30,8%, до 10 лет свой выбор-призвание сделали лишь 2,9%.
Роль организаций дополнительного образования в выборе будущей профессии. Большинство респондентов (65,6%) в период обучения в школе посещали различные организации дополнительного образования (кружки, студии, секции, клубы, специализированные школы и др.), иногда даже несколько сразу (18,8%) или часто меняя их (3,5%). В основном это городские жители, у которых был широкий спектр выбора дополнительных занятий; сельские жители часто отмечали, что посещали только кружок в школе или участвовали во внеклассных мероприятиях. По выборке в среднем 11,7% нигде не занимались, то есть были лишены возможности развить в себе те или иные способности, найти свое призвание, попробовать себя в различных видах деятельности.
17,9
19,4
«осознанное самоопределение» или «осуществление мечты»
«гроба ролей» или «активный поиск»
«навязанная роль» или «предрешенный вариант»
«семейная династия»
й «неопределенный выбор» или «куда постуглю»
Рис. 1. Критерии выбора будущей профессии (%)
занятия в организациях дополнительного образования (кружкам, клубах, студиях, школах и.
занятия по профориентации б школе востребованность профессии на рынке труда профессиональные пробы, социальные практики
информация, реклама в СМИ
адекватный уровень притязаний [соответствие желаний и возможностей)
Ваши способности и таланты Ваши склонности, интересы хорошая информированность о профессии мнение или личный пример друзей мнение или личных пример учителей мнение или личный пример родителей личные профессиональные планы
О 20 40 60 80
Рис. 2. Наиболее важные факторы выбора будущей профессии (%)
73,4
57,1
возможность самоутверждения, собственные успехи
стремление развить в себе определенные способности
з личность педагога
ъ общие интересы и общение со сверстниками
возможность занять свободное время
другое
Рис. 3. Что привлекало детей в организациях дополнительного образования (%)
Приоритетными направлениями посещаемых организаций дополнительного образования оказались спортивные, художественные, музыкальные, танцевальные, театральные школы, кружки и студии. Наименее востребованными направлениями дополнительных занятий старшеклассников были техническое, экономическое и патриотическое, а ведь они связаны либо с теми профессиями, которые наиболее востребованы на рынке труда (инженерно-технические направления), либо формируют жизненно-важные качества (патриотизм, социальное служение) и компетенции (экономическая грамотность).
Вполне понятно, что основной мотивацией посещения организаций дополнительного образования является стремление ребенка развить в себе определенные способности (57,1%), возможность
самоутверждения, самодостижений (16%), что является базовыми потребностями в подростковом возрасте. Беспокоит тот факт, что общение и взаимодействие со сверстниками и педагогами стали меньше привлекать детей и подростков, что затрудняет формирование их социальных компетенций -умение сотрудничать, работать в команде, преодолевать трудности общения, конструктивно решать конфликты и др. Мотив «возможность занять свободное время» (11,1%) также показывает на хаотичность выбора, отсутствие профессиональной ориентации школьников. В категорию «другое» вошли такие направленности, как «иностранные языки», «журналистика», но значимо чаще встречались ответы, как «ничего», «пустая трата времени», «бесполезное времяпровождение», «родители заставляли», что также говорит о восприятии
частью студентов занятии в системе дополнительного образования как бесполезных (рис. 3).
На вопрос «Как Вы думаете, повлияли ли занятия в этих кружках, школах, студиях и т.д. на выбор Вашей будущей профессии?» более половины респондентов ответили отрицательно («не повлияли» - 42,6%) или затруднились с ответом («трудно сказать» - 13,9%). Ответы «отчасти повлияли» - 18,4% также напрямую не связывают приобретенные умения и развитые качества с будущей профессией, подразумевая лишь общее развитие личности. Лишь 22,5% опрошенных считают, что занятия в учреждениях дополнительного образования однозначно повлияли на выбор будущей профессии. Это студенты, выбравшие в основном профессии, прямо связанные с направленностью занятий - музыкант, художник, спортсмен, экономист, дизайнер.
Роль школьных профильных классов в выборе будущей профессии. В профильных классах обучалось более половины респондентов: социально-гуманитарной направленности (19,2%), физико-математической (10,6%), социально-экономической (10,2%), химико-биологической (7,7%), педагогической (3,3%), в классах с углубленным изучением иностранного языка (3%). Остальные студенты (38,9%) не обучались в профильных классах.
Практически не развита в Костромской области деятельность по развитию физико-химического, филологического, биолого-географического, информационно-технологического, оборонно-спортивного, индустриально-технического профилей (все не более 1,5%, то есть этот вариант выбирали от 2 до 15 респондентов), что существенно затрудняет процесс допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации учащейся молодежи по указанным направлениям.
Особую тревогу вызывает факт, что выбор профильного класса многими старшеклассниками делается необдуманно или вынужденно: 50% выбирали «за компанию», вместе с другом/подругой, 37,5% не имели альтернативного выбора, т.к. в школе есть только один профильный класс, в котором им пришлось обучаться; 22% школьников попали в профильный класс не по призва-
нию, а по своей успеваемости (в школах составляли рейтинги успеваемости, на основе которых принудительно делили на разные профильные классы, и детям приходилось учиться там, куда позволили ему попасть его оценки); кроме того некоторые школьники считали, что в определенном профильном классе учебные предметы либо интереснее (21,8%), либо легче (8,5%). И лишь 42,6% респондентов, так или иначе, связывали профиль специализированного класса со своей будущей профессией. При ответе на вопрос о причинах поступления в профильный класс студенты могли выбрать не более двух вариантов ответов.
Результатом такого выбора профильных классов стало то, что лишь четверть студентов сознательно выбрали направление подготовки в вузе, связанное с профильным обучением в старших классах. Две трети респондентов считают, что обучение в профильном классе никак или лишь частично повлияло на выбор профессии.
На вопрос «Если бы Вы сейчас имели возможность выбрать или изменить профильный класс в общеобразовательной школе, какой бы Вы предпочли?» лишь около 10% респондентов остались бы в том же профильном классе, где обучались. Остальные бы изменили или выбрали другие профили.
Самыми популярными являются классы с углубленным изучением иностранных языков (27,4%), социально-гуманитарный (23,3%), художественно-эстетический (20,5%). Явно возросла потребность студентов в получении педагогических, информационно-технологических, химико-биологических, физико-химических, оборонно-спортивных, индустриально-технических компетенций.
Степень удовлетворенности студентов выбором будущей профессии. Респондентам предлагалось оценить по 10-бальной шкале степень удовлетворенности выбранной профессией, в которой 1 будет соответствовать полной неудовлетворенности, а 10 - полной удовлетворенности выбранной профессией. Как видно из рис. 4, большинство студентов удовлетворены выбором профессии, причем около четверти опрошенных оценили степень удовлетворенности максимально.
Однако многие напрямую не связывают удовлетворенность своей будущей профессией с про-
24,5
21,3
1 Йг?
8,6
ш
0,6 2Д *
123456789 10
Рис. 4. Степень удовлетворенности выбранной профессией (%)
цессом обучения в организациях дополнительного образования и профильных классах. Следовательно, роль системы дополнительного и профильного образования чрезвычайно мала в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подрастающего поколения.
Обобщение полученных результатов, позволило сделать вывод, что занятия в организациях дополнительного образования и в профильных классах, помогли школьникам в развитии:
- личностных качеств (ответственность, самостоятельность, самоконтроль, открытость, дружелюбие, трудолюбие, усердие, аккуратность, вера в себя, артистичность);
- волевых качеств (упорство, выносливость, организованность, сила воли, выдержка, дисциплинированность, терпеливость, сдержанность, целеустремленность, настойчивость);
- интеллектуальных качеств (любознательность, умение анализировать, гибкость, интерес к новому, чувство юмора, умение сомневаться);
- коммуникативных компетенций (коммуникабельность, умение сотрудничать, умение разрешать конфликт, умение отстаивать свою позицию);
- лидерских компетенций (лидерство, умение повести за собой, умение влиять на других, умение организовывать других, быть командиром);
- жизненных компетенций (оптимизм, умение видеть хорошее, умение распределять время, креативность, способность помогать другим стрессоу-стойчивость, умение брать на себя ответственность).
Вместе с тем студенты, к сожалению, в своих ответах не отмечали никаких профессионально-значимых качеств, приобретенных в процессе обучения в организациях дополнительного образования и профильных классов, востребованных в будущей профессиональной деятельности (таких, например, как умение ремонтировать технику, писать компьютерные программы, делать математические расчеты, создавать дизайн-проекты, проводить игры с детьми, ухаживать за животными, растениями и др.). Следовательно, система дополнительного образования в целом ориентирована на общекультурное, духовное развитие детей и подростков, но не на их профессиональное самоопределение и формирование профессиональной мотивации и компетенций.
Выводы по результатам исследования:
1. Выбор профессионального пути у современных школьников происходит слишком поздно (от 17 лет и старше), поэтому, зачастую, является спонтанным, малоосознанным, требует принятия быстрого решения в ситуации неопределенности. Профессионально-ориентационную работу в системе образования необходимо начинать не в старших классах, а на более ранних возрастных этапах (желательно, с дошкольного возраста с постепенным углублением в мир профессий).
2. Старшеклассники делают, в основном, самостоятельный выбор профессионального пути, основанный на понимании личностных способностей, интересов, склонностей, а также на востребованность профессии на рынке труда. Однако, в процессе стимулирования профессиональной мотивации роль организаций дополнительного образования, профориентационных занятий в школе, рекламы и СМИ недостаточна. Целесообразно в образовательной среде создавать для школьников специальные условия для профессиональных проб и социальных практик.
3. С целью профессионального самоопределения личности требуется специализированная диагностика склонностей, интересов, способностей и потенциалов ребенка на этапе определения организации дополнительного образования, которую он будет посещать, а также расширение спектра услуг дополнительного образования в сельской местности.
4. Кроме реализации программ дополнительного образования, направленных на общеоздоровительное и культурно-просветительское развитие личности, необходимо развивать те направления дополнительного образования, которые связаны с экономическими, социальными и кадровыми потребностями региона; а также будут формировать у детей компетенции, которые станут востребованными на рынке труда через 5-15 лет (работа на перспективу).
5. Большинство опрошенных респондентов не обучались в профильных классах, следовательно, не проходили никакой специализированной подготовки к будущей профессиональной деятельности. Недостаточно развита в Костромском регионе сеть таких профильных классов, как физико-химический, филологический, биолого-географической, информационно-технологический, индустриально-технический, что существенно затрудняет процесс допрофессиональной подготовки абитуриентов; не работает на социально-экономические потребности Костромского региона.
Библиографический список
1. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход [Электронный ресурс] // Образование и наука. -2003. - № 5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/professionalno-obrazovatelnoe-prostranstvo-lichnosti-sinergeticheskiy-podhod1 (дата обращения: 18.02.2019).
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
3. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: Перспектива, 2000. - 47 с.
4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределе-
ния [Электронный ресурс]. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 400 с. - Режим доступа: http:// www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=41809 (дата обращения: 18.02.2019).
5. Самохвалова А.Г. Индивидуальный образовательный маршрут профессионального самоопределения как средство профессиональной ориентации школьников / А.Г. Самохвалова, О.А. Киселева, Ю.Н. Сурикова, М.С. Сорокина, В.А. Смирнов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. - 2017. - № 5. - С. 123-126.
References
1. Zeer E.F. Professional'no-obrazovatel'noe prostranstvo lichnosti: sinergeticheskij podhod [Elektronnyj resurs] // Obrazovanie i nauka. -2003. - № 5. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka. ru/article/n/professionalno-obrazovatelnoe-prostranstvo-lichnosti-sinergeticheskiy-podhod1 (data obrashcheniya: 18.02.2019).
2. Klimov Е.А. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. - M.: Akademiya, 2004. - 304 s.
3. Mahaeva O.A., Grigor'eva Е.Е. YA vybirayu professiyu: Kompleksnaya programma aktivnogo professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov. -M.: Perspektiva, 2000. - 47 s.
4. Pryazhnikov N.S. Metody aktivizacii professional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Elektronnyj resurs]. - M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2003. - 400 s. - Rezhim dostupa: http://www.psychlib. ru/inc/absid.php?absid=41809 (data obrashcheniya: 18.02.2019).
5. SamohvalovaA.G. Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut professional'nogo samoopredeleniya kak sredstvo professional'noj orientacii shkol'nikov / A.G. Samohvalova, O.A. Kiseleva, YU.N. Surikova, M.S. Sorokina, VA. Smirnov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - № 5. - S. 123126.
20
Вестник КГУ 2019