Научная статья на тему 'Структурный анализ профессиональной подготовки будущего педагога в условиях университетского образования: результаты опроса'

Структурный анализ профессиональной подготовки будущего педагога в условиях университетского образования: результаты опроса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА "БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ" / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ / МОТИВЫ / ЦЕЛИ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / СОДЕРЖАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОГНОСТИКА / ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭМОЦИИ / ВОЛЯ / ОЦЕНКА И РЕФЛЕКСИЯ / КОМПОНЕНТЫ / FORMATION / PERSONALITY / PROFESSIONAL STRUCTURE MOTIVE-TARGET / VALUE-SEMANTIC / CONTENT-COGNITIVE / OPERATIONALLY-ACTIVITY / COMMUNICATIVE-RELATIONAL / ORGANIZATIONAL / PLANNING / EMOTIONAL AND VOLITIONAL / REFLEXIVE AND EVALUATIVE COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сманцер Анатолий Петрович

В статье дается теоретическое обоснование профессиональной подготовки будущего педагога как системы, приводятся количественные и качественные результаты реализации мотивационно-целевого, ценностно-смыслового, коммуникативно-отношенческого, содержательно-информационного, прогностико-иррационального, процессуально-технологического, организационно-планирующего, эмоционально-волевого и оценочно-рефлексивного компонентов профессиональной подготовки будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural analysis of future teacher training in the university education: survey results

The theoretical ground of professional preparation of future teacher as systems is given in the article, quantitative and high-quality results over of realization are brought motivational-having a special purpose, valued-semantic, communicative, rich-informative, prognostic-irrational, judicial-technological, organizational-designing, emotional-volitional and evaluation-reflection components of professional preparation of future teacher.

Текст научной работы на тему «Структурный анализ профессиональной подготовки будущего педагога в условиях университетского образования: результаты опроса»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №1

структурный анализ профессиональной подготовки будущего педагога в условиях университетского образования: результаты опроса

А. П. Сманцер

(кафедра педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета; e-mail: [email protected])

В статье дается теоретическое обоснование профессиональной подготовки будущего педагога как системы, приводятся количественные и качественные результаты реализации мотивационно-целевого, ценностно-смыслового, коммуникативно-отношенческого, содержательно-информационного, прогностико-иррационального, процессуально-технологического, организационно-планирующего, эмоционально-волевого и оценочно-рефлексивного компонентов профессиональной подготовки будущего педагога.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, система "будущий педагог", количественные и качественные результаты, реализация, мотивы, цели, ценности, смыслы, содержание, информация, прогностика, иррациональность, процессуальный, технологический, организация, эмоции, воля, оценка и рефлексия, компоненты.

Введение. Современный уровень развития общества, происходящие изменения в социальной, экономической, культурной жизни, быстрый рост информации, возникновение новых технологий обучения требуют совершенствования педагогической подготовки будущего педагога: многие ее аспекты нуждаются в переосмыслении и обновлении . Сегодня педагогическую деятельность необходимо ориентировать на приобщение будущего педагога к использованию новейших достижений в предметной и психолого-педагогической науке, на развитие творческого мышления, саморазвитие, формирование способности воспринимать, создавать и внедрять новое в образовательную практику

Успехов в этом направлении можно достичь только при детальном осмыслении имеющихся исследований в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, обобщении передового практического опыта, анализа учебно-воспитательного процесса в ряде учебных заведений высшей школы, наблюдении за апробированием и внедрением эффективных форм формирования профессионального мышления будущих педагогов, их ориентации на современные требования . Все образовательные средства должны быть направлены на развитие и реализацию творческого потенциала будущего педагога, позволяющего обеспечить интеграцию предметных и психолого-педагогических знаний с технико-технологическими .

Современный педагог — подчеркивает профессор Н . Х . Розов — "должен обладать глубокими и разносторонними познаниями в своей предметной области, быть в курсе новейших научных достижений" [6: 32], т.е . хорошо знать научные основы преподаваемого предмета и современные методы и технологии их изложения в общеобразовательной школе, сущность и специфику уроков, определенные типы его построения . Однако этого еще не достаточно, ибо современный учитель — не просто разносторонне образованный человек с широкой эрудицией в рамках своей специальности, но прежде всего педагог, имеющий хорошую психолого-педагогическую подготовку.

Проблеме профессиональной подготовки педагога уделялось и уделяется большое внимание в исследованиях педагогов (О . А . Абдуллина, В . И . Андреев, Ю . К . Бабанский, Е . В . Бондаревская, И . И . Казимирская, А . П . Сманцер, Н . В . Кухарев, В . П . Тарантей и др .), психологов (А . К . Маркова, С . В . Кондратьева, Н . В . Кузьмина, Ю . Н . Кулюткин, Л . М . Митина и др .), методистов (И . А . Новик, Н . Х . Розов, А .Г . Мордко-вич, Г . И . Саранцев и др .).

Однако вопросы подготовки будущих педагогов в классическом университете в современных условиях исследованы недостаточно Возникают новые задачи, социальные потребности, которые требуют осознания необходимости улучшения их психолого-педагогической подготовки в классическом университете, стимулирования интереса к профессиональной педагогической деятельности, создание условий для личностного и профессионального развития каждого студента: "давать качественное образование всем студентам, готовить из них добротных специалистов" [6: 31]. В связи с этим целью нашего исследования является выявление отношения будущих педагогов к процессу их предметной и психолого-педагогической подготовки в классическом университете

Методы педагогического исследования. Методами исследования выступали шкалирование ответов студентов, анализ педагогического эссе, статистические методы

Анализ шкалирования ответов студентов проводился по методике, разработанной в социологической лаборатории, руководимой В . А . Ядо-

вым [9: 66-70], и модернизированной нами [5: 106], по формуле:

,

где а, в, с, й, е — количество респондентов, давших соответственно оценку: уверенно да; скорее да, чем нет; затрудняюсь ответить; скорее нет, чем да; уверенно нет; N — общее количество опрошенных студентов; г — 1, 2, 3, 4, 5; Р. — показатель психолого-педагогической подготовки будущего учителя

В нашем исследовании в зависимости от изменений показателя Р. мы получаем следующую уровневую шкалу оценки психолого-педагогической подготовки будущего педагога: очень низкий уровень — от 1 до 2; низкий — от 2 до 3; средний — от 3 до 4; высокий — от 4 до 5 баллов включительно

Общий показатель диагностики (Р.) определяется как среднее арифметическое значение показателей диагностики каждого из компонентов .

Основная часть. Психолого-педагогическая и предметная подготовка будущего педагога в классическом университете осуществляется на определенной концептуальной основе В нашем исследовании профессиональная подготовка будущего педагога рассматривается как системное образование и базируется на психологической концепции труда учителя, разработанной профессором Л . М . Митиной . Исходя из интегральных характеристик труда учителя (направленность, компетентность и гибкость) [5: 27] и структуры образовательного процесса, представленной в общем виде Ю . К . Бабанским (целевой; мотивационный; содержательный; операционно-действенный; контрольно-регулировочный; оценочно-результативный компоненты) [1: 19-21] обосновываются структурные компоненты профессиональной подготовки будущего педагога

Основой педагогической направленности, как доказывает Л М Митина, являются доминирующие мотивы личности, интересы, ценностные ориентации [4: 34]. Исходя из этих теоретических положений, можно выделить основные составляющие системы профессиональной подготовки будущего учителя в классическом университете, среди которых существенными являются мотивы и цели профессиональной деятельности В структуре направленности личности педагога выявляются три группы мотивов: гуманистические, личные и деловые [4: 28].

Мотивация является важной составляющей в профессиональной подготовке будущего педагога . Как подчеркивает И . А . Зимняя, мотив выступает в виде системы побудительных действий и источником активности личности [3: 285]. Ведущим мотивом учения студентов выступает направленность на профессиональную подготовку . Мотив учения — это направленность активности студента на те или иные стороны учебной деятельности Особенность этого мотива состоит в том, что он прямо связан со смыслом учебной деятельности, личной ее значимостью: если изменяется мотив, ради которого студент учится, то принципиально перестраивается и меняется смысл всей учебной деятельности Наличие доминирующего мотива приводит к выбору решения — постановке цели деятельности самим студентом . "Мотив как бы подчеркивает цель,— считает Ю . К . Бабанский,— позволяет руководствоваться ею более упорно и настойчиво" [1: 388], а Н . Ф . Талызина отмечает: "Мотив побуждает человека ставить и достигать различные цели,

выполнять соответствующие действия Мотив позволяет ответить на вопросы: почему мы выполняем те или иные действия, почему совершаем те или иные поступки" [7: 59] Если мотив побуждает к деятельности, то цель характеризует направленность активности студента, характер отдельных учебных действий В содержании цели отражается представление о тех качественных изменениях и новообразованиях, которые лежат в зоне ближайшего развития личности, что делает цели реальными, а значит и достижимыми

Психологами доказано, что если студенты не умеют ставить цели и достигать их в учебной работе, то даже зрелые потребности и мотивы остаются нереализованными [8: 59]. Цель должна обеспечить развитие такой учебной деятельности, чтобы удовлетворить познавательные и иные потребности студентов, обеспечить реализацию мотивов учения В А Якунин подчеркивает, что отношение студентов к будущей профессии можно рассматривать как принятие конечной цели обучения [10: 236]. Осознание цели, которую ставит студент перед собой, выявление причин, мешающих их достижению, и способов их преодоления является фактически первой ступенькой к овладению профессией В содержании цели отражается представление о тех качественных изменениях и новообразованиях, которые лежат в зоне ближайшего развития личности, что делает цели реальными, а значит и достижимыми Целеполагание в учении включает в себя целеобразование (постановку, принятие, выбор целей, определение их последовательности, переход к новым, перспективным, творческим целям) и целереализацию (определение достижимости целей, соотнесение их со своими возможностями, определение ресурсов времени и сил для их достижения, преодоление препятствий на пути их достижения)

В профессиональной направленности не менее важно наличие интереса к профессии учителя, который находит свое выражение в стремлении к овладению педагогической информацией, положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету Будущий педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное — хорошо знать ту науку, которую будет преподавать . Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач . Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки Все это позволяет выделить мотивационно-целевой компонент в системе подготовки будущего педагога в классическом университете

Эмпирические количественные данные экспериментального исследования реализации мотивационно-целевого компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете приведены в таблице 1

Таблица 1

Количественные результаты оценки реализации мотивационно-целевого компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете

Составляющие мотивационно- Р. Ранжир .

целевого компонента (ср. значение) ряд

- потребность в социальном признании роли педагога в обществе 3,1 12

- склонность к социальной активности 2,6 16

и надежности

- потребность в педагогической деятельности 3,2 11

- понимание профессиональной позиции 3,3 10

педагога

- общественная и личностная значимость 4,3 3

образования

- педагогическое призвание к работе с людьми 3,9 6

- познавательный интерес к педагогике 3,4 9

и психологии

- профессиональный интерес к специальным 4,8 2

дисциплинам

- потребность в знаниях и их систематическом 3,6 8

пополнении

- любовь к преподаваемому предмету 4,9 1

- потребность в самопознании и самовоспита- 3,6 8

нии

- потребность в постоянном самосовершенст- 3,2 11

вовании

- достижение поставленной цели 4,1 5

- постановка и достижение целей самообразо- 3,8 7

вания и саморазвития

- ответственность за выполнение поставленных 3,9 6

целей

- умение постановки целей обучения у учащихся 2,4 19

- развитие интереса у учащихся к учебному 4,3 3

предмету

- разнообразие общественных связей с колле- 2,5 18

гами, родителями, учащимися

- готовность устанавливать гуманные отношения, любить детей 2,8 15

- готовность к покровительству и пониманию 3,0 13

учащихся

- стремление поддерживать, защищать, заботиться о тех, кто в этом нуждается 3,7 7

Составляющие мотивационно-целевого компонента Р1 (ср. значение) Ранжир, ряд

- активность и уверенность в себе как залог успеха в работе с учащимися 2,6 16

- способность к оценке и самооценке результатов деятельности 2,9 14

- осознание собственных способностей и возможностей педагогической деятельности 2,0 20

- увлечённость процессом познания 3,1 12

- потребность в уважении к себе и людям 4,0 4

- уверенность в будущем 2,7 17

Среднее значение 3,4

Количественные результаты исследования показывают, что среднее значение показателей оценки шести суждений: "любовь к преподаваемому предмету", "профессиональный интерес к специальным дисциплинам", "общественная и личностная значимость образования", "развитие интереса у учащихся к учебному предмету", "достижение поставленной цели" и "потребность в уважении к себе и людям" получили наиболее высокие балльные оценки . В ранжированном ряду ответов они занимают с 1-го по 4-е место включительно . Среднее значение показателя реализации названных суждений равно 4,4 балла и относится к высокому уровню сформированности . Таких респондентов было 22,2% от числа анкетированных студентов . Среднее значение показателей оценки 13 суждений, показатели которых заключены в пределах от 3 до 4 баллов составило 3,4 баллов и относится к среднему уровню сформированности . Число таких респондентов составило 48,2% . Таким образом, около 50% респондентов понимают важность мотивов и целей в подготовке будущего педагога в университете Это не случайно, студенты понимают, что без должного овладения будущей профессией невозможно быть успешным на рынке труда

Среднее значение показателей 8 суждений, которые заключены в пределах от 2,0 до 2,9 баллов равно 2,6 баллов и относится к низкому уровню сформированности . Значит, отдельные виды суждений студенты считают мало значимыми для успешной реализации мотивационно-целевого компонента профессиональной подготовки

Общее среднее значение показателя реализации мотивационно-це-левого компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете составило 3,4 баллов . Этот результат относится к среднему уровню сформированности

Контент-анализ педагогического эссе "Мотивы и цели профессиональной подготовки в вузе" показал, что основными мотивами обучения в вузе являются: получение высшего образования (75%), интерес

к профессии, (60%), использование педагогических знаний для обучения учащихся (55%), готовность научить способам добывания информации и ее обработки и обобщения (51%) . Студенты понимают, что для педагога важна не только трансляция предметных знаний, но и готовность и способность овладения способами их добывания и переработки Следовательно, большинство опрошенных студентов выбрали мотивы и цели, которые находятся в поле зрения учебной деятельности, интереса к будущей профессии Меньшее число опрошенных выбрало мотивы и цели, связанные с осознанием собственных способностей и возможностей педагогической деятельности, умением постановки целей обучения учащихся, установление связей с коллегами, родителями и учащимися, активности и уверенности в себе как залога успеха в работе с учащимися и др

Успех будущей педагогической деятельности во многом зависит от осознания смысла и ценности будущей профессиональной деятельности, от удовлетворения потребностей в познании Осознание личностного смысла деятельности, смыслового отношения к педагогической деятельности способствует активности будущего педагога, пониманию и установлению ценностного отношения к образованию В становлении ценностно-смыслового отношения к будущей профессии у студентов можно установить определенную последовательность: смысловой опыт отношения к будущей педагогической профессии, осознание ценностного отношения к ней служат ориентиром социальной активности студентов, направленной на реализацию мотивов и достижение поставленной цели . Ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека только при условии сформированности у него ценностного отношения к будущей профессии

Ценностное отношение личности к профессии проявляется в познавательной деятельности, которая стимулирует развитие познавательной потребности, стремление к постоянному пополнению и расширению знаний, выработке необходимых универсальных действий и специальных (предметных) умений и навыков . Оно стимулирует личность к творческому применению полученных знаний, умений и навыков, создает предпосылки для планирования и осуществления деятельности по приобретению информации, способствует ее эмоциональному восприятию, создает предпосылки для концентрации силы и воли, направленных на успешное овладение знаниями, умениями и навыками

Все это позволяет выделить ценностно-смысловой компонент в системе подготовки будущего педагога в классическом университете

Эмпирические количественные данные экспериментального исследования реализации ценностно-смыслового компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете приведены в таблице 2

Таблица 2

Количественные результаты оценки реализации ценностно-смыслового компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете

Составляющие ценностно-смыслового Р. Ранжир.

компонента (ср. значение) ряд

- устойчивая направленность на педагогическую профессию 2,9 13

- понимание и принятие ценности и смысла 3,1 11

жизни человека

- знания о ценностях и ценностных отноше- 2,5 14

ниях

- личностный смысл деятельности 2,3 15

- наличие жизненной позиции как совокупно- 3,4 9

сти оценок, мнений, ценностных установок

- ценностное отношение к профессии педагога 4,0 4

- жизненное самоопределение 3,2 10

- социальная ценность профессии учителя 4,3 3

- личностная ценность профессии педагога 4,5 2

- нацеленность на свободу в педагогической 3,9 5

деятельности

- готовность к выявлению личностных смы- 3,6 8

слов, рефлексии своих действий и поступков

- убежденность в значимости профессиональ- 4,7 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной деятельности для личностного роста

- готовность к сознательному и эмоционально- 3,8 6

му принятию профессии педагога

- осознание профессиональных ценностей и смыслов образования 3,0 12

- предупреждение стереотипов в решении образовательных ситуаций 2,5 14

- независимость и сознательность в своих 3,8 6

поступках

- готовность к самостоятельному целеполаганию 3,7 7

- ценность профессии учителя принижена — 4,3 3

очень низкая оплата труда

Средний показатель 3,5

Количественные результаты исследования показывают, что среднее значение показателей оценки шести суждений, занимающие в ранжированном ряде с 1 по 4 место, имеют самый больший показатель, что составляет 27,8% от общего числа суждений Среднее значение показателя этих суждений составляет 4,5 баллов и относится к высокому уровню развитости В педагогическом эссе отдельные студенты высказывали

мнения, что для них смысл жизни состоит в овладении профессией, заботе о своей семье и родителях . Отдельные студенты считают, что "смысл педагогической деятельности состоит в приобщении учащихся к современным ценностям", что "ценность деятельности педагога заключается в обеспечении пропуска молодых людей во взрослую жизнь" . Значительная часть студентов видят ценность образования в "личностном росте и больших возможностях найти место в жизни" и др .

Среднее значение показателей суждений, которые занимают в ранжированном ряду с 5 по 12 места включительно, равно 3,5 баллам и относится к среднему уровню сформированности . Количество таких суждений студентов составляет 50,0% . Тем самым можно утверждать, что большая часть будущих педагогов достаточно хорошо осведомлены о ценностях педагогической профессии и понимают её смысл . Были так же получены следующие интересные суждения студентов . Например, студент К считает, что профессия педагога способствует "обогащению духовного мира, расширению кругозора, постоянному пополнению знаний"; "ценность образования состоит в изменении, совершенствовании педагога, в осознании своей деятельности как для себя, так и для общества . Это помогает достичь поставленных целей и занять достойное место в жизни" и др

Наконец, суждения, занимающие в ранжированном ряду с 13 по 15 места, получили среднее значение в 2,6 баллов и относятся к низкому уровню сформированности, что составило 22,2% Средний показатель сформированности ценностно-смыслового компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете равен 3,5 баллов и относится к среднему уровню сформированности

Таким образом, анализ суждений показал, что студенты понимают общественную и личную ценность профессии педагога, осознают сущность смысловых ценностей образования

Образовательный процесс всегда был коммуникативным, обеспечивающим межличностное общение, передачу информации, установление паритетных отношений между субъектами образовательного процесса

Владение коммуникативными умениями становится одним из важных компонентов в профессиональной подготовке будущего педагога, от которого зависит персональный успех и личная удовлетворенность будущей трудовой деятельностью Современный педагог должен освоить не только определенный запас знаний о различных сторонах и аспектах коммуникации как средстве передачи информации, но и овладеть способами использования ее в реальных ситуациях, воплощенных в конкретных коммуникативных умениях, тем самым раскрывать у обучаемых способности к коммуникативной деятельности Высокий уровень развития коммуникативных способностей проявляется в готовности

и возможности устанавливать творческое взаимодействие субъектов образовательного процесса, их самоконструирование, саморазвитие .

Современные молодые люди больше всего общаются в сетях, у будущих учителей недостаточно сформированы коммуникативные умения, что ведет на практике к подавлению инициативы учащихся, к ограничению их свободы, что не оказывает заметного влияния на результаты обучения . Взаимная обусловленность и многообразные динамичные взаимосвязи всех субъектов и компонентов учебного процесса коренным образом меняют отношения "преподаватель — студент", которые могут строиться на принципах партнерства, основанного на совместной деятельности и сотрудничестве, направленном на достижение общей цели Все это позволяет выделить коммуникативно-отношенческий компонент в системе подготовки будущего педагога в классическом университете . Результаты эмпирических количественных данных исследования реализации коммуникативно-отношенческого компонента приведены в таблице 3 .

Таблица 3

Количественные результаты оценки реализации коммуникативно-отношенческого компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете

Составляющие коммуникативно- Р. Ранжир .

отношенческого компонента (ср. значение) ряд

- возможность общаться с другими людьми 4,7 2

- обмен информацией, которой располагает 4,8 1

педагог

- профессиональный рост 4,1 6

- овладение коммуникативными знаниями 3,3 9

- получение информации о коммуникации 2,4 14

- усвоение коммуникативных умений 2,6 13

- формирование коммуникативных компетенций 2,1 18

- наличие коммуникативных установок 2,3 15

- владение коммуникативной тактикой 2,0 18

- взаимное понимание субъектов коммуникации 4,6 3

- овладение технологиями общения 3,1 11

- эмоциональное наслаждение от общения 4,3 5

с интересными людьми

- развитие воли для убеждения собеседника 3,2 10

в своей правоте, или точке зрения

- оценка и самооценка результатов коммуника- 3,5 8

тивной деятельности

- самоанализ коммуникативных действий при взаимодействии с собеседником 2,9 12

Составляющие коммуникативно-отношенческого компонента Pt (ср. значение) Ранжир . ряд

- сотрудничество как вид общения 3,8 7

-паритетные отношения между собеседниками 4,3 5

- дружеские отношения 4,4 4

- отношения диктата 2,2 16

Средний показатель 3,4

Количественные результаты исследования показывают, что среднее значение показателей оценки семи суждений, занимающих в ранжированном ряду с 1 по 6 место, имеют самый больший показатель, равный 4,6 баллам и составляют 36,8% от общего числа суждений . Среднее значение показателя этих суждений составляет 4,5 баллов и относится к высокому уровню развития . В педагогическом эссе отдельные студенты высказывали мнения, что для них важность коммуникации состоит в получении информации из различных источников .

Среднее значение показателей суждений, которые занимают в ранжированном ряду с 7 по 11 места включительно, равен 3,4 баллов и относится к среднему уровню сформированности . Число таких суждений студентов составило 26,4% Наконец, суждения, занимающие в ранжированном ряду с 12 по 16 места, получили среднее значение в 2,4 баллов и относятся к низкому уровню сформированности, что составило 36,8% . Как видим, процентное содержание ответов студентов, относящихся к высокому и низкому уровню одинаковое . Это позволяет констатировать, что коммуникативно-отношенческий компонент подготовки будущего учителя нуждается в усилении

Средний показатель сформированности коммуникативно-отношен-ческого компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете равен 3,4 баллов и относится к среднему уровню сфор-мированности

Второй составляющей интегрированной характеристики личности и труда учителя Л . М . Митиной выделяется педагогическая компетентность Основываясь на её позиции в педагогическом плане мы выделяем соответствующие компоненты подготовки будущего учителя Любая деятельность, в том числе и педагогическая, основывается на усвоенных общенаучных и педагогических знаниях, т е профессиональная подготовка немыслима без овладения студентами определенной суммой общенаучных и профессиональных знаний, той или иной информацией, обеспечивающей им готовность к профессиональной деятельности . Гностический аспект (что студент знает?) является базой, позволяющей студенту овладевать нужной информацией в различных научных областях Не менее важным является приобщение студентов к полноценной научной работе, а не, по выражению профессора

Н . Х . Розова, к имитации "деловой игры" в науку [6: 33]. Современный педагог должен не только хорошо знать научные основы преподаваемого предмета, но и современные методы и технологии обучения в общеобразовательной школе, сущность и специфику уроков, определенные типы его построения

Однако и этого еще не достаточно, ибо современный учитель — не просто разносторонне образованный человек с широкой эрудицией в рамках своей специальности, но прежде всего педагог, имеющий хорошую психолого-педагогическую подготовку . Ведь уровень педагогического мастерства учителя определяется не только за счет выполнения им образовательных функций, но и воспитательных, которые проявляются в единой системе педагогической деятельности Необходимо помнить, что учитель — это всегда целостная личность, в то же время в зависимости от конкретных задач и от конкретной педагогической ситуации какие-то личностные качества учителя начинают превалировать . Будущий педагог должен обладать широкими общими и специальными знаниями, умениями получать, обрабатывать, структурировать и обобщать педагогическую информацию Все это позволяет выделить содержательно-информационный компонент в системе подготовки будущего педагога в классическом университете

Результаты эмпирических количественных данных исследования реализации содержательно-информационного компонента профессиональной подготовки будущего педагога приведены в таблице 4 .

Таблица 4

Количественные результаты оценки реализации содержательно-информационного компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете

Составляющие содержательно-информационного компонента Р1 (ср . значение) Ранжир, ряд

- потребность в методологических знаниях 2,9 15

- получение новой информации 3,3 11

- приобретение методологических знаний 3,0 14

- овладение общеобразовательными знаниями 2,5 17

- приобретение специальных знаний 4,6 4

- необходимость включения методических 3,5 9

знаний

- включение спецкурсов по проблемам обучения и воспитания 2,8 16

- способность выделять и усваивать опреде- 3,8 7

ленное содержание

- готовность к повышению своего образова- 3,4 10

тельного уровня

Составляющие содержательно-информационного компонента Р. (ср. значение) Ранжир, ряд

- необходимость фундаментального образования 4,9 1

- приоритет практической направленности образования 3,9 6

- сочетание фундаментальности и практики 4,8 2

- информатизация образования 4,7 3

- межкультурные и межотраслевые знания 3,2 12

- интеграция образовательных курсов 3,7 8

- приобщение к исследовательской деятель- 4,0 5

ности

- самостоятельная исследовательская работа 3,9 6

- совместные исследования студентов и препо- 3,1 13

давателей

Средний показатель 3,7

Количественные результаты исследования показывают, что среднее значение показателей оценки пяти суждений, занимающие в ранжированном ряду с 1 по 5 место включительно, имеют самый больший показатель, равный 4,6 баллам и составляют 27,8% от общего числа суждений . Среднее значение показателя этих суждений относится к высокому уровню развития . В педагогическом эссе отдельные студенты высказывали мнения о важности фундаментальной подготовки как по психологии и педагогике, так и по специальным наукам

Среднее значение показателей суждений, которые занимают в ранжированном ряду с 6 по 14 места включительно, равен 3,5 баллов и относится к среднему уровню сформированности . Такие суждения наблюдаются у 55,6% опрошенных студентов . Наконец, суждения, занимающие в ранжированном ряду с 15 по 17 места, получили среднее значение в 2,7 баллов и относятся к низкому уровню сформированно-сти, что составило 16,6%

Будущие педагоги стремятся получить как фундаментальные знания, так и практико-ориентированные умения, придают большое значение информатизации и интеграции учебных курсов Средний показатель сформированности содержательно-информационного компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете равен 3,7 баллов и относится к среднему уровню

Для творческого развития решающее значение имеет не само по себе обилие знаний, а их структура, способ усвоения, определенный тип деятельности, в котором они приобретались . Обеспечивая творческое профессиональное развитие студентов, преподаватель закладывает потенциал, который позволит осуществлять этот процесс самим студентам Только на основе достаточного уровня интеллектуального

развития студента может осуществляться его профессиональное саморазвитие

Важной составляющей профессиональной подготовки будущего учителя является способность личности к прогнозированию и предвосхищению результатов профессиональной деятельности, а также наличие иррациональной направленности в деятельности . Успех деятельности педагога во многом зависит от творческого воображения, присутствия фантазии при решении сложных задач, озарения, интуиции Воображение и фантазия, являясь полифункциональными образованиями, участвуют в различных сферах жизнедеятельности и стимулируют творческую профессиональную составляющую в подготовке педагога Учитывая, что в современных условиях обществу требуются специалисты, способные к творческому поиску решения проблем, гибкому мышлению, понимающие тенденции развития государства в целом, на наш взгляд, необходимо системное видение задач профессиональной деятельности, умение выдвигать цели и стремление к высоким результатам труда, что может способствовать высоко профессиональной работе самих учителей школ и преподавателей вузов . Все это позволяет выделить прогностико-иррациональный компонент в системе подготовки будущего педагога в классическом университете

Результаты эмпирических количественных данных исследования реализации прогностико-иррационального компонента профессиональной подготовки будущего педагога приведены в таблице 5.

Таблица 5

Количественные результаты реализации прогностико-ирра-ционального компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете

Составляющие прогностико- Р. Ранжир.

иррационального компонента (ср. значение) ряд

- поисковое прогнозирование 1,8 16

- прогноз получения новой информации 2,5 10

- конструирование содержания с учетом проблемности, вариативности, личной значимо- 3,7 2

сти для студентов

- готовность к продуктивной деятельности 3,5 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мысленное представление результатов 2,1 13

деятельности

- опора на здравый смысл при осмыслении новой информации 3,2 6

- способность основываться на воображении 2,0 14

при решении проблем

- использование фантазии при работе над новой проблемой 2,2 12

Составляющие прогностико- Р. Ранжир .

иррационального компонента (ср. значение) ряд

- нужное решение появляется в результате 2,0 14

догадки

- опора на озарение 1,9 15

- способность видеть проблему 3,1 7

- готовность генерировать идеи 3,4 5

- выдвижение нужной информации в проблем- 3,6 3

ной ситуации

- гибкость, нестандартность мышления 2,4 11

- развитие творческих умений 2,8 9

- создание ситуаций для генерирования идей 3,0 8

- обогащение возможностей саморазвития 3,8 1

Средний показатель 3,9

Количественные результаты исследования показывают, что среднее значение показателей оценки восьми суждений, занимающие в ранжированном ряду с 1 по 8 место, имеют показатель, равный 3,4 баллам и составляют 50,0% от общего числа суждений . Среднее значение показателя этих суждений относится к среднему уровня развития . В педагогическом эссе отдельные студенты высказывали мнения, что для них важность коммуникации состоит в получении информации из различных источников . Среднее значение показателей суждений, которые занимают в ранжированном ряду с 9 по 14 место включительно, равно 2,7 баллов и относится к низкому уровню сформированности . Количество таких суждений студентов составило 43,8% . Наконец, суждения, занимающие в ранжированном ряду 15 место, получили среднее значение в 1,9 баллов и относятся к очень низкому уровню сформированности, что составило 6,2% .

Средний показатель сформированности прогностико-иррациональ-ного компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете равен 3,9 баллов и относится к среднему уровню .

Реализация прогностико-иррационального компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете нацелена на овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими получение профессии, личностный рост. Приходится констатировать, что нацеленность на формирование педагогических умений у студентов не достаточно ориентирована . Одной из важнейших задач университета является подготовка личности к непрерывному образованию, для чего она должна овладеть умениями и навыками учебного труда, т е научиться учиться, а это значит, подготовиться к самообразованию . От сформированности у будущих педагогов универсальных учебных действий зависит успех в овладении системой

знаний, умений, навыков и компетенций по тем или иным учебным дисциплинам, их оперативность и действенность . Решение этой проблемы возможно при реализации комплекса задач, среди которых можно назвать систему основных педагогических и предметных умений, требований к уровню их сформированности, этапов формирования, требований к составу и уровню сформированности умений у студентов каждого года обучения; вклад отдельных учебных предметов на каждом этапе обучения в формирование каждого умения; методику обучения, обеспечивающую успешное формирование умений у студентов каждого года обучения до заданного уровня

В настоящее время в вузах используют многие технологии, среди которых широко практикуется учебное проектирование, метод портфо-лио, модульная, рейтинговая и кредитная технологии, применение которых обусловливает повышение качества подготовки будущих педагогов Все это позволяет выделить процессуально-технологический компонент в системе подготовки будущего педагога в классическом университете Результаты эмпирических количественных данных реализации процессуально-технологического компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете приведены в таблице 6 .

Таблица 6

Количественные результаты оценки реализации

процессуально-технологического компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете

Составляющие процессуально- Р. Ранжир.

технологического компонента (ср. значение) ряд

- овладение способами деятельности 3,7 9

- овладение универсальными действиями 3,8 8

- освоение педагогических умений 4,5 3

- усвоение специальных умений 4,8 2

- формирование компетенций обучения 3,9 7

и воспитания

- владение технологиями устного и письменно- 3,7 9

го общения

- усвоение различных способов деятельности 4,2 5

- овладение умениями выделения и усвоения 4,4 4

определенного содержания

- развитие умения доказывать и обосновывать 3,2 12

суждения

- стремление видеть противоречия и проблемы 3,8 8

- развитие умения переносить знания в новые 3,9 7

ситуации

Составляющие процессуально-технологического компонента Р (ср. значение) Ранжир . ряд

- способность приобретать новые знания и умения 3,4 11

- владение информационными технологиями 4,9 1

- межотраслевые умения и компетенции 3,7 9

- владение умениями анализа, синтеза и обобщения полученной информации 2,9 14

- способность комбинировать различные способы деятельности 2,7 15

- готовность выделять и усваивать дополнительную информацию 3,0 13

- знание модульной технологии обучения 4,0 6

- применение рейтинговой технологии обучения 3,6 10

- преобладание развивающих технологий обучения 2,6 16

- использование деловых игр 4,0 6

Средний показатель 3,7

Количественные результаты исследования показывают, что среднее значение показателей оценки семи суждений, занимающие в ранжированном ряде с 1 по 6 место, имеют самый больший показатель, равный 4,4 баллам и составляют 33,3% от общего числа суждений . Среднее значение показателя этих суждений относится к высокому уровню развития . Среднее значение показателей суждений, которые занимают в ранжированном ряду с 8 по 11 места включительно, равен 3,6 баллов и относится к среднему уровню сформированности . Количество таких суждений студентов составило 52,4% . Наконец, суждения, занимающие в ранжированном ряду с 12 по 16 места, получили среднее значение в 2,7 баллов и относятся к низкому уровню сформированности, что составило 14,3%

Средний показатель сформированности процессуально-технологического компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете равен 3,7 баллов и относится к среднему уровню . Полученные данные позволяют констатировать, что в процессе обучения используются необходимые методы и технологии, направленные на повышение качества подготовки

Третьей составляющей интегрированной характеристики личности и труда учителя Л . М . Митиной выделяется гибкость, мы добавляем еще вариативность . Основываясь на ее позиции в педагогическом плане мы выделяем соответствующие компоненты подготовки будущего учителя . Важным направлением образовательного процесса в университете

является постепенное совершенствование у студентов умений и навыков организации и планирования своей учебной деятельности . Исследование показало, что многие студенты испытывают трудности в организации и планировании учебной деятельности . Поэтому в вузе важно обратить внимание на овладение студентами умениями организации и планирования своего времени . Организацию и планирование учебной деятельности мы связываем с отношением личности к будущей профессии . Успешная профессиональная подготовка будущих педагогов действительно проявляется в умении организовать и спланировать свою деятельность по овладению знаниями, их расширению и трансформации, а также творческому применению, в развитии умений и навыков по тому или иному учебному предмету, стремлении к самообразованию

Суть организационно-планирующего компонента профессиональной подготовки будущего педагога состоит в создании на каждой ступени обучения благоприятных условий для его учебы на последующих ступенях, в обучении методам и приемам планирования и организации учебно-познавательной деятельности . Таким образом, можно говорить о наличии организационно-планирующего компонента в структуре профессиональной подготовки будущего учителя . Результаты эмпирических количественных данных реализации организационно-планиру-ющего компонента профессиональной подготовки будущего педагога приведены в таблице 7 .

Таблица 7

Количественные результаты оценки реализации

организационно-планирующего компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете

Составляющие организационно- P. Ранжир.

планирующего компонента (ср. значение) ряд

- планируется работа на день 2,3 4

- планируется работа на неделю 2,1 5

- планируется работа на год 1,5 6

- умение организовать свою учебную деятель- 3,8 3

ность

- стремление чередовать труд и отдых 3,9 2

- прогнозирование своей деятельности 2,1 5

- связываются ли неудачи в учебе с неумением организовать и планировать учебную работу 3,8 3

- в вузе нужно специально обучать студентов 4,2 1

умениям планировать и организовывать свое

время

Среднее значение 3,0

Количественные результаты исследования показывают, что среднее значение показателей оценки одного суждения, занимающего в ранжированном ряде первое место, имеют самый больший показатель, равный 4,2 баллам и составляют 12,5% от общего числа суждений . Среднее значение показателей суждений, которые занимают в ранжированном ряду с 2 по 5 место включительно, равно 3,8 баллов и относится к среднему уровню сформированности . Число таких суждений студентов составило 37,5% . Одно суждение оценено в 1,5 баллов и относится к очень низкому уровню, количество таких суждений составило 12,5%

Исследование показало, что многие студенты-первокурсники не приобрели необходимых умений организации и планирования учебной работы. 70% респондентов затрудняются в планировании и организации учебной работы . Одни из опрошенных студентов (50,1%) считают, что планирование и организация учебной работы влияет на их успешность в учебе, другие (49,9%) придерживаются противоположного мнения . Они считают, что организация и планирование учебной работы не влияют на их успешность в учебе . Среднее значение показателя сформированности организационно-планирующего компонента ценностного отношения к образованию составляет 3,0 баллов и относится к среднему уровню Будущий педагог не остается равнодушным к тем знаниям, умениям и навыкам, которые он осваивает. Приобретаемые знания становятся ценностью при личностном соучастии в воспроизводстве их содержания и логики формирования . Можно утверждать, что, чем сознательнее и самостоятельнее это участие, тем выше значимость приобретаемого знания . Задача образования в этом случае состоит в содействии развитию активной личностной позиции, умению конструктивно действовать в возникающих проблемных ситуациях . Важно, чтобы процесс овладения знаниями, умениями был эмоционально окрашенным Под влиянием эмоций процесс обучения протекает более эффективно . Эмоции усиливают восприятие учебного материала, тем самым укрепляется тенденция к сосредоточению на содержании, вызвавшему эту эмоцию Положительные эмоции, связанные с достижением успеха в обучении, способствуют повышению эффективности учебной деятельности, стимулируют ценностное отношение к получаемым знаниям, умениям и навыкам Процесс обучения будет обедненным, если не учитывается та гамма переживаний, которые сопровождают личность при достижении поставленной цели . Б . И . Додонов подчеркивает, что удовлетворение человеком потребности в достижении поставленной цели связывается с переживанием положительных эмоций Дальше он отмечает, что "у людей наряду с целевыми установками формируются также и установки на определенные комплексы эмоций" [2: 99].

Процесс овладения студентами знаниями, умениями всегда связан с определенными волевыми усилиями и уверенностью в достижении

поставленной цели . Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своих познавательных действий, в стремлении достигать поставленные цели, преодолении преград и препятствий на пути овладения знаниями, умениями и навыками . Эмоции и волевые усилия в процессе обучения являются неотъемлемой составляющей профессионализма личности педагога . Анализ педагогического эссе показал, что более 70,1% опрошенных студентов отметили, что успешность в выполнении учебной работы у них вызывает чувство радости, удовлетворения достигнутыми результатами

Таким образом, мы вправе говорить об эмоционально-волевом компоненте профессиональной подготовки будущего педагога в университете . Суть его состоит в такой организации процесса обучения, чтобы усваиваемые знания, умения и навыки были эмоционально окрашенными, а также чтобы у студентов развивались волевые усилия по преодолению возникающих трудностей . Результаты эмпирических количественных данных реализации эмоционально-волевого компонента профессиональной подготовки будущего педагога приведены в таблице 8 .

Таблица 8

Количественные результаты оценки реализации эмоционально-волевого компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете

Составляющие эмоционально- Р. Ранжир .

волевого компонента (ср. значение) ряд

а) отличается целеустремленностью 4,5 3

б) проявляет настойчивость в достижении цели 3,9

в) самоуверенность в своих способностях 4,4 4

и успехах

г) вера в свои собственные усилия 4,3 5

д) успешная работа вызывает чувство радости, 4,9 1

удовлетворения

е) огорчаются при неудачах в учебе 4,3 5

ж) относятся безразлично к успехам и неудачам в учебе 2,1 7

з) при возникновении трудностей стремятся их

преодолеть:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- самостоятельно 4,7 2

- с помощью друзей 4,3 5

- с помощью преподавателей 4,1 6

- оставляют работу 2,0 8

- стремятся, начав дело, довести его до конца 4,7 2

Средний показатель 4,0

Количественные результаты исследования показывают, что среднее значение показателей оценки десяти суждений, занимающие в ранжированном ряду с 1 по 6 место, имеют самый больший показатель, равный 4,4 баллам и составляют 83,3% от общего числа суждений . Среднее значение показателей суждений, которые занимают в ранжированном ряду с 7 по 9 места включительно, равно 2,1 баллам и относится к очень низкому уровню сформированности Количество таких суждений студентов составило 16,7% Исследование показывает, что большинство студентов (83,3%) удовлетворены реализацией эмоционально-волевого компонента . Анализ педагогического эссе показал, что более 70,1% опрошенных студентов отметили, что успешность в выполнении учебной работы у них вызывает чувство радости, удовлетворения достигнутыми результатами Средний показатель сформированности эмоционально-волевого компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете равен 4,0 баллам и относится к высокому уровню

Полноценная профессиональная подготовка педагога не может не быть связана с рефлексией и оценкой своей учебно-познавательной деятельности . Рефлексия направлена на осмысление своих собственных действий Как процесс самопонимания она позволяет личности проанализировать результаты образовательного процесса, провести самоотчет о качестве усвоенных знаний, выработанных умениях . Ценность рефлексии в познавательной деятельности заключается в том, что она не дает сознанию закостенеть в привычно отлаженных формах Она будит фантазию, стимулирует эвристическое начало, дает возможность проанализировать все этапы процесса овладения знаниями, умениями и навыками и в частности отдельные стадии решения той или иной задачи . Студенты в процессе учебной деятельности стремятся восстановить всю последовательность учебных действий и выявить наиболее важные шаги в овладении знаниями, умениями и навыками Они начинают сравнивать свои результаты учебной деятельности с результатами других студентов, свои возможности и способности — с успехами других студентов . Так развивается рефлексия у студентов, которая в конечном счете, приводит к саморегуляции их познавательной деятельности

Понимание ценности профессиональной подготовки будущего педагога проявляется в оценке и самооценке результатов образовательной деятельности . Если ценность — это повседневный ориентир, с помощью которого студент сообразует свои мысли и действия с наличной учебно-познавательной ситуацией, то оценка — это определенный умственный акт, выступающий процессом и результатом оценочного отношения к будущей профессии Оценка есть особая форма выражения одобрения или неодобрения, признания или непризнания достигнутых

образовательных результатов . Оценка является важным ориентиром личности в правильности движения по пути усвоения знаний, умений и навыков, формирования компетенций . Рефлексия и адекватная самооценка способствуют проявлению самостоятельности студентов при решении разнообразных задач . Таким образом, правомерно говорить об оценочно-рефлексивном компоненте в структуре профессиональной подготовки будущего учителя, который состоит в целенаправленном развитии у студентов рефлексии своих действий и оценке результатов учебной деятельности . Результаты эмпирических количественных данных реализации оценочно-рефлексивного компонента профессиональной подготовки будущего педагога приведены в таблице 9 .

Таблица 9

Количественные результаты оценки реализации оценочно-рефлексивного компонента профессиональной подготовки будущего педагога в университете

Составляющие оценочно-рефлексивного компонента Р (ср. значение) Ранжир, ряд

а) выявляю факторы, способствующие успешной учебной работе 2,6 6

б) выясняю причины своих неудач в учебе 3,0 4

в) провожу самоанализ своих действий 3,2 3

г) оцениваю результаты своей учебной 3,9 1

деятельности

д) самопроверка как этап учебной деятель- 2,4 7

ности

е) контролирую результаты учебных 2,7 5

действий пооперационально

ж) контролирую свою учебную деятельность 3,3 2

по промежуточному результату

з) контролирую свою учебную деятельность 3,9 1

по конечному результату

и) моя оценка результатов учебной деятель- 1,8 8

ности совпадает с оценками преподавателей

Средний показатель 3,0

Таким образом, исследование позволило выявить сущность компонентов профессиональной подготовки будущего учителя в условиях университетского образования . При этом установлено, что все компоненты профессиональной подготовки взаимосвязаны и взаимообусловлены . Нарушение последовательности в реализации одного из них незамедлительно сказывается на результатах процесса профессиональной подготовки . Схематично в обобщенном виде структура профессиональной подготовки будущего педагога в вузе представлена в таблице 10 .

Таблица 10

Структура профессиональной подготовки будущего педагога

в вузе

Интегральные характеристики личности Компоненты Основные составляющие

Направленность Мотивационно-целевой 1 Потребности, мотивы, цели, интересы, самоактуализация 2. Нацеленность на овладение умениями постановки целей обучения учащихся, развитие их интереса к учебному предмету

Ценностно-смысловой Личностный смысл, устойчивая нацеленность, ценностно-смысловое отношение

Коммуникативно-отношенческий Успешное разрешение проблем, коммуникация, отношения

Компетентность Содержательно-информационный Содержание учебного процесса, знание предмета, знание психологии и педагогики, методики, информации

Прогностико-иррациональный Способы творческой деятельности, прогнозирование, воображение, фантазия, способности творческого саморазвития

Компетентность Процессуально-технологический Умения, навыки, компетенции, технологии

Гибкость Организационно-планирующий Организация, планирование, самопланирование

Эмоционально-волевой Способность принимать правильное решение проблемной ситуации, эмоции,воля

Оценочно-рефлексивный Оценка, устойчивость, рефлексия

Заключение. Проведенное теоретико-практическое исследование позволило заключить, что профессиональная подготовка будущего учителя в вузе представляет собой целостное системное образование, включающее следующие компоненты: мотивационно-целевой, обеспечивающий развитие устойчивых мотивов, познавательных интересов, постановку четко определенных целей; ценностно-смысловой, связанный с осознанием ценности профессии педагога, выявлением ее смысла и назначения; коммуникативно-отношенческий, позволяющий осознанно применять информативные, речевые и другие средства

взаимодействия субъектов, сочетать личностные, психологические и поведенческие знания и умения; содержательно-информационный, способствующий овладению студентами общекультурными, психолого-педагогическими и профессиональными знаниями, умениями и навыками, способность находить, перерабатывать, анализировать, структурировать, обобщать информацию; прогностико-иррацио-нальный, направленный на овладение способами творческой деятельности, методами прогнозирования результатов обучения, развитие воображения, фантазии, интуиции; процессуально-технологический, дающий возможность студентам овладевать знаниями, умениями и навыками, формировать компетенции, опираться на современные технологии обучения и воспитания; организационно-планирующий, нацеленный на организацию и планирование педагогической деятельности будущего учителя, включение учащихся в образовательный процесс, стимулирование их к планированию своей учебной деятельности; эмоционально-волевой, призванный обеспечивать эмоциональный комфорт в жизни и деятельности будущих учителей, поддерживать их положительные переживания при освоении нового материала, стимулировать радость познания нового в профессии, уметь создавать положительную эмоциональную атмосферу в классе, способствовать проявлению эмоций при разборе типичных ситуаций; оценочно-рефлексивный, подводящий итог и анализ результатов профессиональной деятельности

Список литературы

1 . Бабанский Ю. К. Избранныепедагогические труды / Сост . М . Ю . Ба-банский. М. : Педагогика, 1989. 560 с.

2. Додонов Б. И. Эмоция как ценность . М . : Политиздат, 1977. 272 с .

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд . второе, доп . , испр . и перераб . М . : Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с

4 . Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образовательного процесса. М . : СПб . : Нестор-История, 2014. 376 с

5. Сманцер А. П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов. Минск: БГУ, 2013. 271 с.

6 . Розов Н. Х. Психолого-педагогические проблемы подготовки преподавателей университетов и повышения их профессионального уровня / Н . Х. Розов // Психолого-педагогически проблеми на развитието на лично-стта на профисионалиста в условията на университетското образование: сб с научни доклади . Том първи . Габрово: Изд-во «ЕКС-ПРЕС», 2014. С . 31-35.

7 . Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн . для учителя. М. : Просвещение, 1988. 175 с.

8 . Формирование учебной деятельности студентов / Под ред . В . Я . Ля-удис. М . : Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.

9 . Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М . : Наука, 1987. 245 с.

10 . Якунин В. А. Педагогическая психология . Учеб . пособие / Европ . инт экспертов . СПб . : Изд-во Михайлова В . А. : Изд-во «Полиус», 1998. 639 с .

Structural analysis of future teacher training in the university education: survey results

A. P. Smancer

The theoretical ground of professional preparation of future teacher as systems is given in the article, quantitative and high-quality results over of realization are brought motivational-having a special purpose, valued-semantic, communicative, rich-informative, prognostic-irrational, judicial-technological, organizational-designing, emotional-volitional and evaluation-reflection components of professional preparation of future teacher.

Key words: formation, personality, professional structure motive-target, value-semantic, content-cognitive, operationally-activity, communicative-relational, organizational, planning, emotional and volitional, reflexive and evaluative components.

Сведения об авторе

Сманцер Анатолий Петрович — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, профессор кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета. Тел. +37529 774-19-94. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.