Игнатенко Татьяна Федоровна ЭМПАТИЯ КАК УСЛОВИЕ ИГРОВОГО ...
УДК 37.025
ЭМПАТИЯ КАК УСЛОВИЕ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
© 2016
Игнатенко Татьяна Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы Липецкий государственный педагогический университет, Липецк (Россия)
Аннотация. Цель: определение приемов формирования эмпатических взаимоотношений и установления игрового взаимодействия на занятиях по дисциплине «Педагогика» в студенческой группе 1 курса. Для формирования заданных компетенций в педагогическом образовании необходимы особые условия обучения. Это связано со спецификой педагогической профессии, которая требует не только академической образованности, но и развитости свойств, воспитанности качеств личности, а также умения организовывать образовательную, воспитательную, развивающую среду, обустраивать субъектное взаимодействие. Одной из форм, расширяющих возможности развития и проявления профессиональных компетенций, является игра. Она будет являться фактором развития студента, если обеспечивается готовность участников процесса к действиям c атмосферой сопричастности, эмоциональной отзывчивости; паритетностью играющих, готовностью к сотрудничеству; подлинностью, открытостью поведения; сбалансированностью мысли, высказывания и эмоционального состояния; отсутствием необходимости применять защитные механизмы; конгруэнтностью условиям реализации игровых действий: месту, времени, ситуации, средствам; информированностью (понимание участниками целей, условий, возможностей игрового взаимодействия, базовая содержательная подготовленность). Необходимо также повысить внимание к самоопределению участников и групп в игровом пространстве, осознанию их ролевой значимости, к игровой рефлексии. Установка организаторов игрового взаимодействия на принятие неожиданного решения, на ситуацию поиска и риска, на поддержку любых дивергентных проявлений и высказываний, на интерпретацию их стимулируют активность, самостоятельность, креативность мышления и поведения (в том числе речевого). При использовании различных методик определения уровня эмпатических способностей студентов разных факультетов выяснилось, что большинство из них обладает высокой эмпатийностью. Это позволило использовать эмпатию на занятиях для более полного и осознанного усвоения материала и раскрытия творческих способностей такими приемами, как комплиментарное поведение, передача сопереживания и понимания (К. Роджерс), активное слушание, составление диалогов ролевых игр, размышление по цепочке, личностная аналогия. Это явилось условием формирования эмпатических отношений и установления игрового взаимодействия.
Ключевые слова: игра, игровое взаимодействие, условия эффективного игрового взаимодействия, эмпатия, эм-патическое взаимодействие, приемы эмпатического взаимодействия, комплиментарное поведение, активное слушание, размышление по цепочке, личностная аналогия.
EMPATHY AS CONDITION OF GAME INTERACTION
© 2016
Ignatenko Tatiana Fyodorovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of education and social work Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk (Russia)
Abstract. Objective: To define methods of formation of empathic relationships and establish game interaction during "Pedagogy" classes at the 1st year student's groups. To form a set of competencies in teacher education we should create special learning environment. This is due to the specifics of the teaching profession, which requires not only an academic education, but also the development of properties, good breeding of personality traits, as well as the ability to organize educational environment, develop subject interaction. Game is the form that enhances the development and display of professional competence. It will be a factor of student's development, if the following moments are provided: atmosphere of belonging, emotional responsiveness; parity play, readiness to cooperate; authenticity, openness of conduct; the balance of thought, expression and emotional state; absence of defense mechanisms; congruence of the conditions of the gaming action: place, time, situation, facilities; awareness (understanding of the objectives, modalities, features game interaction, the basic substantive preparedness); attention to the self-determination of participants and groups in the gaming space, awareness of the importance of their role. By using different methods for determining the level of empathic abilities of different faculties' students, researches show that most of them have high empathy. This fact allowed to use empathy in teaching for a more complete and conscious mastery of the material and the disclosure of creativity techniques such as complimentary behavior, empathy and understanding of transmission (K. Rogers), active listening, composing dialogues of role-playing games, thinking along the chain, personal analogy. It was the conditions of empathic relationships' and game interaction's formation.
Keywords: game, game interaction, conditions of effective game interaction, empathy, empathy interaction, complimentary behavior, active listening, thinking along the chain, personal analogy.
Для формирования заданных компетенций в педагогическом образовании необходимы особые условия обучения. Это связано со спецификой педагогической профессии, которая требует не только академической образованности, но и развитости свойств, воспитанности качеств личности, а также умения организовывать образовательную, воспитательную, развивающую среду, обустраивать субъектное взаимодействие. Одной из форм, расширяющих возможности развития и проявления профессиональных компетенций, является игра. Она позволяет увлечь студентов, активизировать внимание, повышает мотивацию учения, в связи с чем меняется процесс осознания и запоминания предлагаемого материала, растет доля непроизвольной активности, процесс взаимодействия эмоционально насыщается и приобретаются навыки организации подобного рода деятельности. По
крайней мере, воспринимаемый скучным, рутинным, во многом навязанным и неинтересным процесс обучения в игровой деятельности таким не представляется точно. Тем более что игровая ситуация в педагогическом процессе всегда предельно целесообразна, продуманна, встраивается в учебный процесс как компонент, усиливающий результаты обучения и развития студентов. Поэтому целесообразно применять игровые ситуации как средство более глубокого осмысления теоретических положений, как возможность проникать в причинно-следственные связи явлений, событий, поведения человека, как отработку поведенческих реакций участников игрового процесса, как стимул к самостоятельной импровизационной творческой деятельности.
Определяя понятие игры как особого вида интеллектуальной творческой деятельности [1,2,3,4,5], необхо-
Игнатенко Татьяна Федоровна педагогические
ЭМПАТИЯ КАК УСЛОВИЕ ИГРОВОГО ... науки
димо уточнить, что игрой мы называем как форму, хорошо отлаженную, технологичную, разработанную во всех компонентах и этапах проведения, так и игровую ситуацию, и игровое действие от составления и решения кроссвордов до ролевых игр и ситуаций командного обсуждения разных вопросов.
В процессе лонгитюдного исследования (в течение 15 лет на историческом факультете и факультете иностранных языков в педуниверситете) при организации игры мы сосредоточили внимание на игровом взаимодействии, его характере и перспективах. Были определены условия эффективного игрового взаимодействия:
- готовность участников процесса к действиям;
- атмосфера сопричастности, эмоциональной отзывчивости;
- паритетность играющих, готовность к сотрудничеству;
- подлинность, открытость поведения; сбалансированность мысли, высказывания и эмоционального состояния, отсутствие необходимости применять защитные механизмы (то, что в психологии обозначается термином «конгруэнтность»);
- конгруэнтность условиям реализации игровых действий: месту, времени, ситуации, средствам;
- информированность (понимание участниками целей, условий, возможностей игрового взаимодействия, базовая содержательная подготовленность);
- внимание к самоопределению участников и групп в игровом пространстве, осознанию их ролевой значимости, к игровой рефлексии;
- установка организаторов игрового взаимодействия на принятие неожиданного решения, на ситуацию поиска и риска, на поддержку любых дивергентных проявлений и высказываний, на интерпретацию их, на привлечение различных способов, стимулирующих активность, самостоятельность, креативность мышления и поведения (в том числе речевого).
Во многом наши изыскания подтверждаются высказыванием одного из самых крупных знатоков игры С. А. Шмакова: «Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому особенно интересные решения... Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, в «испытании» судьбы. Стратегия поведения есть главный социальный капитал игры» [6]. В сущности, нас и интересует «стратегия поведения» студентов, которая рождается, закрепляется в процессе реального взаимодействия, в частности игрового.
Заниматься всеми аспектами и условиями реализации игрового взаимодействия в данном исследовании не представляется возможным, поэтому мы поставили задачу рассмотреть эмпатию как условие, определив это явление и представив ситуации, развивающие эмпатию. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях».
Эмпатическим мы будем считать взаимодействие с особой настроенностью субъекта на позицию партнера, на его понимание, вчувствование; с желанием понять и принять точку зрения и роль другого. Нет необходимости сейчас рассматривать этот термин во всех деталях и аспектах. Эмпатия как явление достаточно изучена, разработаны методики ее определения (например диагностики В.В Бойко, И.М. Юсупова, А. Мехрабиан и Н. Эпстайна в адаптации Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова) и способы ее развития [7-15]. Достаточно, исходя из требований, предъявляемых к учителю (понимать ученика, иметь эмоциональную сопричастность, знать и чувствовать мотивы и причины поступков, иметь возможность видеть мир глазами детей, тем самым помогать им в решении сложных проблем роста и развития), определить это явление как способность подключения к интеллектуальному и эмоциональному состоянию другого, иден-26
тификацию, при которой происходит отождествление себя с другой личностью, объектом, знанием, ситуацией, - своеобразное подключение, в результате которого раскрываются возможности человека: происходит глубокое понимание, меняются способы реагирования, гармонизируются отношения, улучшаются качества учебной деятельности.
Исследование по определению уровня эмпатических способностей мы неоднократно проводили в группах студентов исторического факультета и факультета иностранных языков ЛГПУ, используя различные методики. Обработка полученных результатов позволила сделать вывод о том, что большинство студентов обладает высокой эмпатийностью: они чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, с неподдельным интересом относятся к людям, быстро устанавливают контакты и находят общий язык, обладают хорошо развитой интуицией и чувственной сферой.
Получив такие результаты, мы решили использовать эмпатию на занятиях для более полного и осознанного усвоения материала и для раскрытия творческих способностей.
Теперь нам необходимо было установить границы применения и интерпретации метода эмпатии. Другими словами, отыскать весь арсенал средств, с помощью которых мы достигаем соответствия переживаниям другого человека, способности слушать и слышать другого, «вживаться» в его внутренний мир, тем самым создавая кульминацию понимания, что естественным образом влияет на принятие решений и выбор способов взаимодействия в воспитательном процессе.
Абсолютно осознавая, что эмпатическая включенность в учебный процесс благоприятствует становлению педагога, автор статьи при конструировании учебных занятий включает ситуации, помогающие в процессе непринужденной (игровой) деятельности достичь искомых состояний, фундаментом которых является осведомленность, информированность о том, что мы должны в себе развивать и по какой причине.
Рассматривая в разделе «Введение в педагогическую деятельность» вопрос о профессиональной культуре педагога, мы со студентами договариваемся о комплимен-тарности поведения. Проговаривание вежливых, этикетных формул, умение оценить поведение, речевое поведение собеседника как продвигающее в общем замысле, помогающее уточнить или сформулировать идею, мысль должно стать неотъемлемой чертой речевой деятельности педагога. Вначале как будто нарочитое комплиментарное поведение влияет на общий настрой, радует, создает ситуацию защищенности, придает отношениям экологический характер. Приведем примеры. Поздравить с добрым утром, спросить о самочувствии, поблагодарить за умную, или интересную, или вовремя сказанную (и так далее) мысль; при несогласии с собеседником реагировать фразами типа «правильно ли я вас понял.», «не могли бы вы пояснит свою мысль.», «вы хотите сказать, что.». И это не только роль преподавателя, это должно стать нормой общения студентов между собой, хотя еще раз напомним, что воспринимается такое обрамление общения вначале как кратковременная игра. Но при настойчивости преподавателя и складывании эмпатических отношений в группе такие приемы могут вытеснять привычные формы взаимодействия.
На первых семинарах по педагогике студентам предлагается произвести анализ основных педагогических категорий (воспитание, образование, развитие и т.д.), в котором большая работа уделяется созданию позитивных ассоциативных рядов и аналогий, а также педагогическому моделированию. Подбор синонимов, аналогий и ассоциации помогают установить связи с изучаемыми явлениями, сделать их личностно значимыми, обозначить точки соприкосновения, сопричастности.
Известен метод передачи сопереживания и понимания, предложенный американским психотерапевтом Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)
Игнатенко Татьяна Федоровна ЭМПАТИЯ КАК УСЛОВИЕ ИГРОВОГО ...
К.Роджерсом [16], называемый в некоторых пособиях по психотерапии «отражение чувств». Он состоит в следующем. Если взрослые пренебрегают детскими чувствами, то ребенок впоследствии не обременяет себя обращением внимания на переживания других и его собственная чувственная сфера деформируется. Поэтому чувства ребенка надо обозначать, проговаривать, определять их «по имени», ни в коем случае не игнорируя переживания. На занятиях со студентами мы тренировались в приобретении навыка грамотного реагирования. Техника примерно такова: студент сообщает группе информацию, связанную с его переживаниями (например: я пришла вчера домой поздно - мама меня обругала, даже ни о чем не спросив; на семинаре я остановился -немного подзабыл - мне сразу поставили "два"). Группа не уточняет и не выясняет подробностей, не анализирует и не дает оценок произошедшему, а только лишь показывает, что нам понятны и уважаемы чувства студента. Реагирование может быть следующим: ты не ожидала такой реакции и была очень огорчена; тебя раздражает непонимание родителей, нежелание признать за тобой право самостоятельности; ты огорчился из-за двойки и разозлился на категоричность и необъективность педагога и т.п. Негативное переживание, встречающее сочувствие и понимание, становится менее интенсивным и появляется желание объективно осмыслить и оценить ситуацию, не отказываясь от помощи_сопереживающе-го, - такой вывод делают студенты в процессе этой незамысловатой сюжетно-ролевой игры, убеждаясь в необходимости использования данного приема.
В самом начале взаимодействия мы со студентами договариваемся, что существующий принцип (метод, прием) активного слушания мы будем стараться применять в аудиторной и внеаудиторной деятельности, так как он не косвенно, а напрямую формирует эмпатиче-скую способность (кстати, иногда этот прием так и называется «эмпатическое слушание»). Он хорошо описан в научной и популярной педагогической и психологической литературе. В начале применения воспринимаемый как игра, он может стать поведенческой нормой. Непривычное в нашем традиционном взаимодействии условие не задавать вопросов, а возвращать человеку то, что он поведал, при этом стараясь обозначить его чувства, ничего не отвергать, не давать оценок, быть внимательным, сопереживать и таким образом подводить партнера к осмыслению ситуации и самостоятельному принятию решения - вот способ тренировки партнерства, понимания, сопереживания. В процессе тренировки студент проходит несколько стадий: от отношения как к развлечению из-за кажущейся наивности реакций до полного принятия ввиду конструктивности воздействия. Приведем пример. На первых занятиях первокурсники пишут эссе на тему: «Кто из выдающихся педагогов вам интереснее других и почему?», а далее, вспоминая свой собственный опыт обучения в школе, студенты дают оценку деятельности учителей, часто выявляя педагогические ошибки. Если упоминаются случаи, по их мнению, необъективного отношения учителей, преподаватель, все принимая, ничего не отвергая, не оценивая, продвигает разговор в сторону конструктивного и объективного отношения к ситуации. Доброжелательность и принятие способствуют осмыслению разных точек зрения и позиций, установлению причин и противоречий, что помогает обнаружить в своем поведении изъяны.
Наиболее широко используемый творческий прием - это составление диалогов ролевых игр в соответствии с предложенной ситуацией. Как правило, студенты говорят от лица субъекта в определенной роли, но можно предложить ситуацию, в которой человек должен будет говорить от лица неодушевленного объекта или обращаться к неодушевленному объекту, олицетворяя его. Вспоминается известное произведение Чехова, где один из героев, с почтением обращаясь к шкафу, вос-
певает его существование, обрамленное светлыми идеалами добра и справедливости, особо подчеркивая его истинно человеческую роль в поддержании веры в светлое будущее. И это не комично, это трогательно, потому что стоит за этим сильное эмпатическое чувство. Так, студентам предлагается «спеть гимн» ручке или ошибке, сложить дифирамбы конспектам и т.п.; выступить от имени похвалы, строгих требований, поручений и т.п., при этом разделяясь на команды «за» и «против». Чтобы выполнить задание, студенты вживаются в образ неживого объекта, что в большей мере способствует развитию мотивации, пониманию, улучшению отношений в процессе игрового педагогического взаимодействия.
Широко используется на занятиях прием, который мы назвали «размышление по цепочке». Состоит он в следующем. Задается тема (афоризм, авторитетное высказывание, пословица, проблемная ситуация), на основании которой студенты друг за другом (по цепочке) развивают предложенную сентенцию. Непременным условием рассуждений является характеристика явления, его рассмотрение с разных сторон. Только после анализа можно переходить к аргументации, а затем к заключению: формулировать выводы, обобщать. Основанием подобной деятельности могут быть следующие темы: «Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому» (В. Распутин); «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому» (М. Монтень); «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе» (Г. Галилей); «Не спрашивай ребенка, совершившего ошибку, почему он это сделал»; «Не сравнивай ребенка с другим»; «Агрессия - крик о помощи» (проблемные вопросы).
В целях создания реального педагогического взаимодействия и высвобождения творческого начала у обучающихся нами был применен метод личностной аналогии (или, как он иногда называется, метод эмпатии), так как, на наш взгляд, он в наивысшей степени стимулирует творчество, развивает у обучаемого способность познавать и открывать для себя не только предметы и явления, но и самого себя, способствует сбалансированности межличностных отношений, делая поведение человека социально обусловленным. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально важное качество педагога.
Применяя этот метод, мы выделили некоторые условия, являющиеся неотъемлемыми, если говорить о формировании эмпатических отношений в педагогическом взаимодействии:
- необходимо обеспечить процесс обучения таким окружением, которое способствовало бы полному раскрытию потенциала, создать положительный эмоциональный фон занятия;
- любой человек хочет реализовать себя (свой потенциал), и в этом не следует ему мешать;
- мотивирующим фактором в учении является познание и открытие самого себя; необходимо учитывать также, что каждый имеет собственные мотивы и стратегии учения;
- метод личностной аналогии требует интеллектуальной и эмоциональной работы в процессе решения задач;
- возрастание самоуважения учащегося способствует эффективности учения.
С этой целью в процессе учебных занятий необходимо использовать такой материал и такую деятельность, которые помогали бы студенту принимать содержание как личностно значимое, формировать профессиональные компетенции и творчески обустраивать жизнедеятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии 6. - 1966. - С.
Игнатенко Татьяна Федоровна ЭМПАТИЯ КАК УСЛОВИЕ ИГРОВОГО ..
62 - 68.
2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой СПб.: Питер, 2006. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении - М.: Просвещение, 1992.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб., 1998.
4. Хейзинга Й. Homo ludens. - М.: Прогресс-Академия, 1992.
5. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 2005.
6. Шмаков С. А. Ее величество - игра. - М.: Наука, 1992. С. 41.
7. Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). - М., 2005.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986.
9. Борисенко С. Б. Методы диагностики и формирования эмпатии у учителей: Автореф. канд. дис. Ворошиловград, 1988.
10. Вербова К. В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестн. МГУ. 1990. № 2. С. 66 - 70.
11. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С. 61-68.
12. Елеференко И.О. Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (на примере подготовки телерадиожурналистов, режиссеров кино и телевидения, мультимедиа-программ): Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 2005.
13. Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Автореф. канд. дис. М., 1989.
14. Рубинштейн С.Л. О переживаниях... // Психология личности: Хрестоматия. В 2-х т / Д.Я. Райгородский. -Самара, 2006.
15. Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. - Казань: КГУ, 1993.
16. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./Общ. Ред. и предисл. Исениной Е.И. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1998.