УДК 378
Т. Н. Яркина, Н. А. Маркова
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВАХ И СВОЙСТВАХ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматривается проблема определения профессионально значимых качеств педагога дошкольного профиля в условиях стандартизации профессионально-педагогической деятельности и дошкольного образования. Профессиональная деятельность педагога дошкольного профиля специфична, что обусловлено возрастными особенностями дошкольников и высокой ответственностью за их жизнь и здоровье. Современная ситуация в образовании предъявляет к воспитателю особые требования, чтобы им соответствовать, необходимо обладать определенными профессиональными качествами и свойствами. Обосновываются профессиональные компетенции и профессионально значимые качества педагога в контексте стандартизации профессиональной деятельности, способствующие успешности и результативности педагогического труда.
Ключевые слова: профессионально значимые качества, педагог дошкольного профиля, дошкольное образование, стандартизация, профессионально-педагогическая деятельность, профессиональные компетенции, стандарт.
В настоящее время, в условиях реформирования системы образования, чтобы соответствовать профессии «педагог», человек должен не только понять и принять требования профессии к личности, но и стараться овладеть профессиональными компетенциями и, что особенно важно, развить в себе необходимые в профессионально-педагогической деятельности качества.
Деятельность педагога дошкольного образования специфична, что обусловлено прежде всего особенностями возраста (дошкольный) детей, с которыми он работает. Специфические особенности профессиональной деятельности педагога дошкольного профиля (высокая ответственность, коммуникативный характер, эмоциогенность, импровизационность, непредсказуемость и др.) обусловливают необходимость того, чтобы человек владел определенными профессиональными компетенциями (в соответствии с ФГОС ДО), трудовыми действиями и умениями (в соответствии с профессиональным стандартом педагога), профессионально значимыми качествами и свойствами.
Следует отметить, что в современных условиях к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования предъявляются особые требования, и касается это, в частности, наличия профильной профессиональной подготовки, что обусловлено введением в действие профессионального стандарта педагога.
В рамках данной статьи остановимся на рассмотрении профессиональных компетенций, профессионально значимых качеств и особенностей воспитателя в контексте стандартизации профессионально-педагогической деятельности и дошкольного образования.
Стандартизация дошкольного образования (введение в действие ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога) заставляет несколько по иному взглянуть на профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, его профессионально значимые личностные качества и индивидуальные особенности.
О. В. Бережновой и Л. Л. Тимофеевой определены компетенции воспитателя в соответствии с образовательным стандартом дошкольного образования [1]. Данные компетенции представлены в табл. 1.
Таблица 1
Основные компетенции педагога дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Компетенции Показатель
В обеспечении эмоционального благополучия детей - непосредственное общение с каждым ребенком; - уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям
В поддержке индивидуальности и инициативы детей - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
В установлении правил взаимодействия в разных ситуациях - создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным обществам и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; - развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; - развитие умения детей работать в группе сверстников
В построении вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка - создание условий для овладения культурными средствами деятельности; - организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; - поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; - оценка индивидуального развития детей
Во взаимодействии с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка - непосредственное вовлечение родителей (других членов семьи) в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи
В профессиональном стандарте педагога обозначены трудовые функции: общепедагогическая (обучение); воспитательная деятельность; развивающая; педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования [2]. В контексте выделенных функций, на наш взгляд, могут быть определены следующие профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя):
- проектировочно-конструктивная: участие в разработке и реализации основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО, проектирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования и др.;
- организационно-деятельностная: организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте (предметная, игровая, двигательная и т. д.), организация безопасной и психологически комфортной образовательной среды, организация образовательного процесса и др.;
- коммуникативно-стимулирующая: создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности, поддержка эмоционального благополучия детей в период пребывания в дошкольной организации, выстраивание партнерского взаимодействия с родителями, сотрудничество с другими педагогическими работниками;
- диагностическая: педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы, использование методов и средств анализа психолого-педагогического мониторинга и др.;
- аналитико-оценочная: анализ образовательной работы в группе детей раннего и дошкольного возраста, владение всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно исследовательской и др.), владение ИКТ-компетен-циями, развитие профессионально значимых компетенций и др.).
Описанные выше компетенции обеспечивают решение профессиональных задач (образовательных задач развития дошкольников) вкупе с профессионально значимыми качествами и свойствами педагога дошкольного профиля, на характеристике которых остановимся подробнее.
Анализ и обобщение различных точек зрения (Е. Э. Смирнова, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков, Е. А. Климов и др.) позволяют определить профессионально значимые личностные качества как индивидуальные особенности субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения и реализации.
Стоит указать, что ранее профессионально значимые качества были включены в про-фессиограмму педагога, представляющую собой научно обоснованные нормы и требования к видам профессиональной деятельности и качествам специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и при этом создают условия для развития личности самого работника (О. А. Соло-менникова). Другими словами, профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в ней надо учитывать варианты выполнения профессиональной деятельности и на среднем уровне.
Так, в предлагаемой О. А. Соломенниковой профессиограмме воспитателя ДОУ описаны такие профессионально значимые качества, как внимательность, ответственность, мобильность, стрессоустойчивость, выдержанность, коммуникативность, оптимизм и другие (всего 30 позиций) [3]. В работе С. А. Шмелевой предложена профессиограмма современного педагога [4]. В содержание данной профессиограммы автор включает, например, способность к самосовершенствованию и самореализации, открытость новому опыту, способность быстро вступать в контакт, вести за собой, увлекать деятельностью, высокая степень рефлексии, контроль своих эмоциональных реакций, замена негативных эмоций позитивными и др.
В рамках профессионального стандарта педагога обращается внимание на развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития, но не рассматриваются качества и свойства работника [2].
Полагаем, что в условиях стандартизации профессионально-педагогической деятельности и дошкольного образования не теряют своей актуальности определенные личностные характеристики, свойства и особенности человека, во многом определяющие эффективность его трудовой деятельности.
Принимая во внимание имеющиеся в данном направлении разработки (В. А. Сластё-нин, И. А. Зимняя, Л. В. Колушова, Л. М. Митина, М. И. Лукьянова, Т. В. Поданева и др.), а также материалы ранее опубликованной статьи одного из авторов данной статьи [5], полагаем, что педагогу, работающему с дошкольниками, важно обладать следующими профессионально значимыми качествами и свойствами.
1. Сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы. Высокие требования к силе нервной системы обусловлены тем, что педагогу необходимо обладать высокой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентриро-
вать свое внимание, также сохранять на протяжении всего рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус и быть способным быстро восстанавливать силы.
Слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности.
Высокие требования к уравновешенности нервной системы предъявляются исходя из того, что педагог должен быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение, проявлять собранность, быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности.
Высокие требования к подвижности нервной системы диктуются тем, что педагогу следует обладать высоким темпом работы, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к экспромту, проведению занятий без предварительной подготовки. Повышенная эмоциональная напряженность, обусловленная погружением педагога в эмпатийную, личностно ориентированную деятельность, требует от него развитых умений самоорганизации и саморегуляции.
Однако следует отметить, что среди педагогов немало людей, обладающих слабой нервной системы, которые могут добиться определенных успехов в педагогической деятельности в силу своей высокой чувствительности, чуткости и настроенности на общение с детьми, на обмен чувственными образами, на тонкие межличностные отношения.
2. Умеренная экстравертированность. Эта характеристика тоже является профессионально важной для педагога дошкольного образования, так как экстраверты - это люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях. Для экстравертов характерна гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность, хорошие организаторские способности.
3. Эмоциональность и стеничность эмоций (преимущество положительных эмоций), эмоциональная устойчивость. Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Педагогическая деятельность требует высокой эмоциональности и одновременно эмоциональную устойчивость. Эмоционально устойчивые (стабильные) люди не склонны к беспокойству, устойчивы по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие. И. А. Зимняя отмечает, что высокий уровень невротизма педагога профессионально противопоказан в работе с дошкольниками. Эмоциональная устойчивость проявляется в терпеливости и целенаправленности действий педагога при осуществлении своих замыслов, в выдержке и самообладании даже в самых неблагоприятных (стрессовых) ситуациях, его умении держать себя в руках в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей.
4. Уровень интеллектуального развития по сенсорно-перцептивно-мнемоническим показателям (т. е. показателям восприятия, памяти, мышления и по характеристикам внимания) не ниже среднего. Это обусловливает возможность проявления определенных профессиональных компетенций и дальнейшую обучаемость.
5. Адекватность самооценки и уровня притязаний. У педагога, обладающего низким уровнем профессиональных притязаний, может возникнуть преждевременное ощущение самореализации. Педагог с завышенной самооценкой определяет уровень собственной компетентности как более высокий, чем коллег. Неадекватное оценивание своих профессиональных возможностей приводит прежде всего к трудностям коммуникации в профессиональной деятельности.
6. Определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога. Оптимальный уровень тревоги и страха в любой деятельности необходим, так как он мобилизует силы человека, способствует развитию, повышению эффективности
деятельности. Если же страх превышает разумные пределы, становится неуправляемым, он ограничивает профессиональную деятельность, создавая сложности для педагога, в частности, коммуникативного характера.
7. Целенаправленность как профессионально важное качество педагога. Любое воздействие педагога должно быть целенаправленным, вызывающим определенную деятельность ребенка, обеспечивающим становление субъектной позиции дошкольника. Субъектность ребенка проявляется в самостоятельности, инициативности и творчестве при выборе содержания деятельности и средств ее реализации, эмоционально положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском коллективе. Реализуя себя как субъект деятельности, ребенок приобретает индивидуальный опыт жизнедеятельности.
8. Эмпатийность - это постижение эмоционального состояния, проникновение - вчув-ствование в переживания другого человека. Эмпатийность предполагает понимание, которое включает в себя способность прогнозировать логику действий и поведения другого человека. Эмпатичный педагог эмоционально отзывчив, общителен, быстро устанавливает контакты, внимателен в процессе общения, а также адекватно реагирует на критику. Безусловно, эмпатийность является необходимым качеством педагога, обеспечивающим продуктивное взаимодействие с другими.
9. Высокий уровень творчества, фантазии и воображения. Креативность. Творческий поиск и творческое отношение к делу составляют важное условие эффективности любой профессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще. С одной стороны, педагогическая деятельность - творческий процесс, и в ней следует учитывать и развивать творческий потенциал каждого педагога. С другой стороны, именно творческий педагог сможет воспитать любовь к творчеству у дошкольников, развить их творческие способности.
10. Рефлексивность, выступая как профессионально значимое качество, тесно связана с высоким уровнем творчества в профессиональной сфере, с осознанием себя в этой позиции и оценкой продуктивности своей деятельности. Значимость рефлексивности выражается и в том, что она способствует развитию других личностных качеств, в частности коммуникативности, гибкости, эмоциональности. В единстве они обеспечивают активный поиск новых методов взаимодействия. Рефлексивность позволяет педагогу входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки с точки зрения эффективности педагогического труда для развития личности ребенка.
11. Гибкость мы тоже рассматриваем как профессионально необходимое качество современного педагога. Нестабильная социальная ситуация усиливает потребность в творческой, гибкой личности, которая адекватно реагирует на происходящие в образовании и жизни изменения, готова участвовать в инновационных процессах, способна к самореализации себя в любых проблемных ситуациях. Профессионально значимое личностное качество «гибкость» предполагает гибкость поведения и мышления: видение возникающей проблемы с разных ролевых позиций; самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новые ситуации, возможно, нестандартные; умение быстро реагировать на ситуацию и изменять свою деятельность в зависимости от складывающихся условий; способность к импровизации. Гибкость педагога - это способность быть очень мобильным, постоянно изменяющимся в изменяющемся мире (тем более в ситуациях педагогического взаимодействия), это умение адекватно ситуациям выразить свою индивидуальность. В процессе педагогического взаимодействия гибкость педагога становится необходимым условием развития личностных возможностей детей.
12. Эмоциональная привлекательность (визуальность) - умение расположить к себе воспитанника манерой поведения, внешним видом, что очень важно для установления контакта с каждым ребенком. В педагоге детей привлекает молодость и красивая внешность (макияж, прическа, маникюр, украшения, одежда). Образ молодой воспитательницы уже изначально вызывает у детей интерес, желание общаться. Чем ближе по внешнему облику и проявлениям педагог к детству, тем более он принимаем детьми, тем больше к нему тянет детей [6]. Помимо внешности детей привлекает в педагоге оптимистический характер [7]. Дети очень восприимчивы к настроению педагога, отлично его чувствуют и реагируют на него. Часто от настроения педагога зависит успешность взаимодействия с ребенком. Если воспитатель устойчиво демонстрирует плохое настроение, это может привести к формированию комплекса вины у детей, так как они склонны считать именно себя причиной плохого настроения взрослого. Педагогу важно об этом помнить и стараться не проявлять негативные эмоции в общении с детьми.
13. Коммуникативность, подлинная заинтересованность в общении. Проявление данного качества особенно актуально в общении с дошкольниками, которые тонко чувствуют неискренность и фальшь в отношениях. В. А. Деркунская отмечает, что дошкольников привлекает в педагоге прежде всего отношение равенства к ребенку (уважает, любит, считает взрослым и др.) [7]. Дети замечают недостаточно высокий уровень профессионализма педагога, интуитивно чувствуют трудности профессиональной деятельности воспитателя, они готовы простить ему человеческие слабости, оправдать неприятные поступки, если ощущают бескорыстную любовь к себе (сродни отношению к матери), но любое проявление фальши, неискренности педагога не остается незамеченным детьми [6]. Ребенку в меньшей степени нужен «дидактичный педагог», ему нужен взрослый, который выступает партнером, способным создать вместе с ним яркую, насыщенную, непредсказуемую на события и впечатления жизнь. Он ищет вместе с ним ответы на одни и те же вопросы, обмениваясь разными версиями, уважает его право на автономию, создает для этого комфортную обстановку. Педагог - понимающий, принимающий детей безусловно, верящий в них (В. А. Деркунская).
14. Также очень важным является корпоративность, способность педагога к сотрудничеству, умение работать «в команде», что способствует обогащению личного профессионального опыта и опыта коллег, профессиональному росту и совершенствованию деятельности.
15. Педагогу, работающему с дошкольниками, важно уметь легко и пластично менять социальные роли. Ситуации взаимодействия педагога с ребенком очень разнообразны и не ограничиваются только ролью наставника, старшего товарища, собственно педагога. В зависимости от ситуации, проявляя гибкость, быть для ребенка другом, родителем, педагогом, кумиром, любимым человеком и так далее (В. Леви).
Очевидно, что наличие у педагога данного «набора» личностных качеств желательно, так как делает его успешным в своей профессиональной среде, эффективным как работника. Тем не менее, вероятно, нельзя быть категоричным в предъявлении жестких требований к профессионально значимым личностным качествам педагога. Это обусловлено тем, что чисто теоретически чрезвычайно сложно обобщить и создать единый образ педагога, общую стандартную модель личности, которой будет соответствовать каждый, избравший эту профессию. Все же обозначение данного спектра качеств, на наш взгляд, необходимо как своеобразного эталона, к которому педагогу следует стремиться, культивируя в себе данные качества.
А. В. Серый считает, что личностные характеристики специалиста обретут статус профессионально значимых, если он будет внутренне свободен в ситуации выбора и способен принять ответственность за процесс и результат своей деятельности. Эти характеристики не могут быть выражены сильно или чуть-чуть, либо они есть, либо их нет [8].
Успешность в педагогической профессии определяется прежде всего пониманием смысла своей деятельности как помощь, поддержка и развитие другого человека (М. Н. Полякова, О. Н. Сомкова).
Особенности профессионально-педагогической деятельности обусловливают необходимость владения педагогом определенными профессиональными компетенциями и проявления соответствующих профессионально значимых качеств и свойств.
В табл. 2 соотнесены профессионально значимые качества и свойства педагога с профессиональными компетенциями (трудовыми функциями) и особенностями педагогической деятельности.
Таблица 2
Профессионально значимые качества и свойства педагога дошкольного образо-
_вания (воспитателя)_
Коммуникативность, эмоциональность, эмоциональная устойчивость, экстра-вертированность, визуальность, эмпатийность;
гибкость мышления и поведения, целенаправленность, пластичность смены социальных ролей;
гибкость, рефлексивность, фантазий-ность, развитое воображение, адекватная самооценка и уровень притязаний, развитый интеллект и познавательные процессы;
Особенности профессионально-педагогической деятель_ности_
Коммуникативный характер (высокая вероятность конфликтных ситуаций), эмоциогенность
Управленческий характер - метадеятельность
Творчество и креативность
Импровизационность, непредсказуемость, неординарность
Полифункциональность, коллективность
Высокая общественная значимость, порождающая высокий уровень ответственности
гибкость поведения и мышления, оптимальный уровень тревожности, эмоциональная стабильность, рефлек-
рефлексивность, адекватность самооценки и уровня притязаний
Профессиональные компетенции
Обеспечение эмоционального благополучия детей, поддержка детской инициативы и самостоятельности, партнерское взаимодействие с родителями, сотрудничество с другими педагогическими работниками;
организация разных видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте, организация психологически комфортной образовательной среды;
участие в разработке и реализации образовательной программы, проектирование и реализация образовательной работы с детьми;
создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды, осуществление коммуникации с детьми, поддержка эмоционального благополучия детей в период пребывания в дошкольной организации;
все профессиональные компетенции, сотрудничество с другими педагогическими работниками;
осуществление педагогического мониторинга, анализ образовательной работы, владение всеми видами развивающих деятельно-стей дошкольника
сивность;
сильная, мобильная нервная система, целенаправленность, корпоративность;
Допускаем некоторую условность такого соотношения, так как педагогическая деятельность очень сложна и неординарна, а выполнение трудовых функций и проявление профессиональных компетенций, обусловленных профессионально значимыми качествами и свойствами педагога, - процесс сугубо индивидуальный.
Список литературы
1. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Оценка качества профессиональной деятельности педагога дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. 2015. № 8. С. 6-19.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18. 10. 2013 г. № 544н. URL:ntt://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 18.03.2016).
3. Соломенникова О. А. Профессиональное развитие воспитателя ДОУ средствами использования педагогических технологий // Управление ДоУ. 2013. № 3. С. 39 - 51.
4. Шмелева С. А. Модель профессиональной подготовки выпускника педагогического вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 16-22.
5. Яркина Т. Н. К проблеме развития профессионально значимых личностных качеств и свойств у педагога дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2010. № 1. С. 60-66.
6. Полякова М. Н., Сомкова О. Н. Современный воспитатель: ожидания и реалии // Детский сад: теория и практика. 2014. № 11. С. 6-17.
7. Деркунская В. А. Современный дошкольник: контуры портрета // Дошкольное воспитание. 2015. № 1. С. 100-109.
8. Серый А. В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально значимых качеств психологов-практиков // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. 2005. № 2. С. 158-162.
Яркина Т. Н., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Маркова Н. А., ст. преподаватель.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected].
Материал поступил в редакцию 25.03.2016.
T. N. Yarkina, N. A. Markova
THE ISSUE OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES AND COMPETENCIES OF PRESCHOOL TEACHERS IN CONDITIONS OF PROFFESIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY STANDARDIZATION
The paper considers the problem of defining professionally significant qualities of a preschool teacher in conditions of professional - pedagogical activity and pre-school education standardization. Professional activity of preschool teachers is specific, that is caused by age features of preschool children and high responsibility for their life and health. The current situation in education specifies requirements to a preschool teacher. In order to comply with these requirements, a preschool teacher should have certain professional qualities and competencies. The authors justify professional competences and professionally important qualities of a teacher in terms of standardization of professional activity. These competences and qualities contribute much to the success and effective pedagogical work.
Key words: professionally significant qualities, preschool teacher, preschool education,
standardization, professional-pedagogical activity, professional competencies, standard.
References
1. Berezhnova O. V., Timofeyeva L. L. Otsenka kachestva professional'noy deyatel'nosti pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya [Quality evaluation of professional activity of a preschool teacher]. Detskiy sad: teoriya i praktika - Preschool: Theory and Practice, 2015, no 8, pp. 6-19 (in Russian).
2. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta 'Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')": prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 no. 544n [On approval of the professional standard "The teacher (educational activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)": Order of the Russian Ministry of Labour dated 18.10.2013 no. 544] (in Russian). URL:ntt://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (accessed 18 March 2016).
3. Solomennikova O. A. Professional'noye razvitiye vospitatelya DOU posredstvom ispol'zovaniya pedagogicheskikh tekhnologiy [Preschool teacher's professional development through the use of educational technologies]. Upravleniye doshkolnymi obrazovatelnymi uchrezhdeniyami - Management of Preschool Institutions, 2013, no. 3, pp. 39-51 (in Russian).
4. Shmeleva S. A. Model' professional'noy podgotovki vypusknika pedagogicheskogo vuza [Professional training model of pedagogical university graduate]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2012, no. 5 (120), pp. 16-22 (in Russian).
5. Yarkina T. N. K probleme razvitiya professional'no znachimykh lichnostnykh kachestv i svoystv u pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya [The question of development of professionally significant personal qualities and competencies of a preschool teacher]. Detskiy sad ot A do Ya - Preschool from A to Z, 2010, no. 1, pp. 60-66 (in Russian).
6. Polyakova M. N., Somkova O. N. Sovremennyy vospitatel': ozhidaniya i realii [Current preschool teacher: expectations and reality]. Detskiy sad: teoriya i praktika - Preschool: Theory and Practice, 2014, no. 11, pp. 6-17 (in Russian).
7. Derkunskaya V. A. Sovremennyy doshkol'nik: kontury portreta [Current preschool child: traits of a portrait]. Doshkol'noye vospitaniye - Preschool Education, 2015, no. 1, pp. 100-109 (in Russian).
8. Seryy A. V. Osmyslennoye otnosheniye k professional'noy deyatel'nosti kak usloviye razvitiya professional'no znachimykh kachestv psikhologov-praktikov [Understanding related to professional activities as a condition of development of professionally significant qualities of psychologists-practitioners]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - KSU Bulletin, 2005, no. 2, pp. 158-162 (in Russian).
Yarkina T. N.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Markova N. A.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenin, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]