УДК 378.1 ББК 74.58
Яруллина Альфия Шаукатовна
кандидат педагогических наук кафедра иностранных языков Казанский федеральный университет г. Елабуга Никишина Светлана Раданисовна кандидат филологических наук, доцент
Казанский федеральный университет кафедра иностранных языков г. Елабуга Yarullina Alfiya Shaukatovna Candidate of Pedagogics Chair of Foreign Languages Kazan Federal University Yelabuga Nikishina Svetlana Radanisovna Candidate of Philology,
Assistant Professor Chair of Foreign Languages Kazan Federal University Yelabuga
Формирование профессионально значимых качеств при становлении студента как субъекта профессиональной деятельности Professionally Important Qualities Forming While Training Students As
Professional Activity Subjects
Данная статья посвящена формированию профессионально значимых качеств студента педвуза. Становление студента как субъекта осуществляется в образовательной и профессиональной деятельности, в которых он инициирует развитие профессиональных качеств.
The article is dedicated to the formation of the students’ professionally important qualities at higher pedagogical schools. The process of forming a student as a subject is realized in educational and professional activities that initiate the development of professional qualities.
Ключевые слова: профессионально значимые качества, профессионально важные качества, личностные качества, субъект, профессиональная деятельность.
Key words: professionally significant qualities, professionally important qualities, personal qualities, subject, professional activity.
В условиях модернизации системы высшего педагогического профессионального образования особое внимание уделяется вопросам формирования
компетентности будущего учителя. Современному обществу нужны педагоги, способные к успешной профессиональной деятельности.
В этой связи актуализируются вопросы становления у студентов педагогического вуза профессионально значимых личностных качеств, определяющих успешность его деятельности. Однако анализ педагогической литературы и опыт профессиональной деятельности выпускников педагогических университетов показал, что они не всегда активно включаются как субъекты деятельности в саморазвитие профессионально значимых личностных качеств.
Анализ тенденции изменений в области профессионального педагогического образования позволяет нам считать, что от подготовки современного педагога в значительной мере зависят реальные перспективы развития всей системы образования и потенциальные возможности будущего.
Сегодня нам нужен учитель, личностная готовность которого характеризуется следующими качествами: устойчивая профессиональная направленность, социальная зрелость, ответственность, гуманность, чувство собственного достоинства, эмпатия, креативность, рефлексия, потребность в самообразовании и саморазвитии, субъектная позиция в учении, в жизни, в поведении, осознание личностного смысла профессиональных знаний и умений.
Мы считаем, что личностные качества студента как субъекта деятельности являются основой для формирования профессиональных качеств. В профессиональной деятельности преломляются свойства и качества личности. При этом не все свойства и качества личности имеют равноценное значение для успешного осуществления профессиональной деятельности, поэтому качества личности должны изучаться в неразрывной связи с профессиональной деятельностью.
Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств, в которых некоторые общечеловеческие качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые.
Любое личностное качество педагога в виду своей сложности обусловливает необходимость начинать его воспитание с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и деятельности и постепенно переходить к более высокому уровню их развития. Указанная особенность воспитания породила в педагогике идею об интегративном характере формирования личностных качеств. Понятие интегративности обозначает в данном случае объединение, сочетание в процессе воспитания отдельных свойств и черт, которые в своей совокупности образуют то или иное личностное качество. Если то или иное личностное качество закрепляется и становится устойчивым, то по законам генерализации оказывает воздействие на развитие других сторон и свойств личности.
Показателем зрелости педагога является сформированность всех компонентов педагогической деятельности (педагогических задач, средств и способов педагогического воздействия, оценки и контроля педагогической деятельности), которая обусловлена развитием определенных личностных качеств. Такие профессионально-значимые качества, как педагогическая направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогический такт, составили центральный уровень структурно- иерархической модели личности учителя. Каждое из этих качеств можно рассматривать как комбинацию более элементарных и частных личностных свойств, формируемых в деятельности и в общении и в той или иной степени зависящих от наследственных задатков. Более высокий уровень структурно-иерархической модели личности учителя составляют педагогические способности, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств: проектировочно-гностические и рефлексивно-перцептивные [5].
Свойства личности могут быть представлены как виды или классы: некоторые из них связаны с темпераментом, другие — с типичными приспособительными реакциями, третьи — со способностями, интересами, ценностями, четвертые — с социальными отношениями.
Различают три варианта соотношения личности и профессии:
• есть стойкие, практически невоспитуемые личные качества, которые противопоказаны для данной профессии (например, для учителя абсолютно противопоказаны злорадство, склонность к тирании, эмоциональная глухота и
др.);
• есть качества или способности, которые выражены слабо, их можно развить или компенсировать за счет других способностей или способов работы;
• возможны также различные по способам, но равноценные по конечному результату варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности [3].
Г.В. Акопов выделяет три уровня психологических свойств, имеющих важное значение в профессиональной деятельности: 1) класс субъектных свойств, выражающих уровень развития профессионального сознания (функциональные компоненты) и включающий пять групп свойств: профессиональное целеполагание, профессиональное познание, профессиональное программирование деятельности, профессиональное отношение и профессиональная идентификация; 2) класс личностных свойств, выражающих уровень содержательных характеристик субъекта и включающий три группы отношений: к труду, к людям, к себе; 3) класс индивидных свойств, выражающих динамические характеристики психических процессов: внимания, памяти, аффекта, перцепции, мышления, воли и др. [1].
В педагогической реальности педагоги не разделяют личностные качества учителя на «общечеловеческие» и «профессионально-педагогические», как это делают многие исследователи, в связи с тем, что практически трудно отделить собственно педагогические качества от других свойств личности учителя, влияющих на успех его деятельности. Они проявляются, формируются, развиваются и нередко переходят друг в друга в общей структуре свойств, отношений и действий личности учителя как субъекта профессиональной деятельности. И хотя для практических целей, вероятно, можно рассматривать отдельно качества личности, влияющие на успешность профессиональной деятельности, однако в отношении собственно педагогической профессии такого быть не мо-
жет. Каждая личность педагога — это неповторимый ансамбль его свойств и качеств, который своеобразно преломляется и изменяется в профессиональной деятельности в структуре профессионально важных (ПВК) и профессионально значимых качеств (ПЗК).
ПВК психологами отнесены к разряду способностей, под которыми понимается некоторая совокупность психологических свойств личности, обеспечивающих ему определенную легкость в овладении какой-либо деятельностью и достижении в ней высоких результатов. Способности, по мнению К.К. Платонова, представляют собой не какие-то особые качества, а те же самые свойства, оцененные с точки зрения того или иного конкретного вида деятельности [7]. Когда говорят о профессиональных способностях, то имеют в виду индивидуально-психологические качества личности, проявляющиеся в успешности освоения или выполнения конкретной профессиональной деятельности.
Не менее важная функция учителя как субъекта профессиональной деятельности — это преобразование, изменение самого себя, которое осуществляется в форме развития (саморазвития) и научения. Изучая личность как субъекта деятельности, отмечает А.Г. Асмолов, исследуют то, как личность преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самого себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности [2]. Нет необходимости специально доказывать, что эти функции тесно связаны между собой, поскольку личность реально изменяет себя в основном через преобразование предметной действительности. С другой стороны, именно в рамках профессиональной деятельности чаще всего возникают причины, побуждающие субъекта к тем или иным формам профессионального развития, а его результаты становятся основой для более эффективного выполнения деятельности.
В соответствии с ведущими формами активности учителя как субъекта труда выделяются 4 группы ПВК:
• первая группа — это ПВК профессиональной деятельности;
• вторая — ПВК профессионального развития и научения;
• третья — ПВК регуляции профессиональной деятельности субъекта;
• четвертая — регуляции его развития.
Какие индивидуальные качества личности и индивида могут влиять на эффективность функционирования и формирования субъекта, то есть выступать в качестве ПВК и определять уровень его профессионализма? Отвечая на этот вопрос, Е.А. Климов считает, что не следует сводить идею профессионализма только к представлению о высоком уровне умелости профессионала. Профессионализм понимается не как высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенная системная организация сознания, психики человека [3].
В качестве ПВК выступают профессиональные знания, профессиональные способности, а в качестве ПЗК — профессиональные интересы, установки, черты характера и ряд других. ПЗК определяют отношение человека к профессиональным функциям и профессионализации в целом, степень их принятия. Однако исходным материалом для формирования личности профессионала являются индивидуальные качества человека, вступающего в процесс профессионализации. Это могут быть индивидуальные и личностные свойства человека, психологические и физиологические особенности, морфологические, соматические, биохимические признаки и т.д.
Таким образом, под ПВК субъекта труда будем понимать интегральные системные качества, которые влияют на эффективность его профессиональной деятельности, на результативность профессионального развития и научения, адекватность регуляции формирования и функционирования субъекта. По форме и по происхождению ПВК и ПЗК относятся к категории системных качеств субъекта, так как, являясь качествами конкретного человека и полностью отражая его индивидуальность, они тем не менее реализуются как качества «надындивидуальные». ПВК формируются с учетом профессиональных требований
конкретной социально-производственной системы и обеспечивают ее воспроизводство, сохранение и развитие.
Именно индивидуальное «наполнение» ПВК определяет индивидуальную неповторимость личности профессионала и позволяет ему обогащать профессионально ориентированные качества личности свойствами своей индивидуальности. В рамках психологической концепции профессионализации выделено три ведущих критерия становления субъекта труда: профессиональная продуктивность, идентичность и зрелость.
Выделение трех критериев позволяет выделить три относительно независимые подструктуры субъекта труда. Первая подструктура образует ПВК профессионала, которые влияют на продуктивность деятельности и на стремление ее добиваться. Основными критериями развития данной подструктуры в условиях профессионализации является производительность, качество и надежность деятельности. На уровне оценки эффективности профессиональной деятельности речь может идти о профессиональном мастерстве, а на уровне оценки учебно-профессиональной деятельности — только об обученности. Вторая подструктура образуется на основе ПЗК субъекта труда, которые обеспечивают профессиональную идентичность личности и заинтересованность в достижении определенного уровня. Ведущим компонентом данной подструктуры является мотивационная сфера личности профессионала, а ведущими критериями являются: удовлетворенность трудом, профессиональная самооценка, состояние са-мореализованности. Высшим проявлением профессиональной идентичности является профессиональное счастье. Третья подструктура включает и ПВК и ПЗК, которые обеспечивают саморегуляцию и самодетерминацию профессионального становления и стремление делать это на определенном уровне. Поиск и выбор профессии, построение и реализация модели профессиональной карьеры, переход на другую работу — это все проявления действия данной функциональной системы, которая связана с такими понятиями, как смысл профессиональной деятельности, профессиональная совесть и профессиональная
честь. Ведущим компонентом данной структуры является профессиональное самосознание, а ведущим критерием — профессиональная мудрость.
Профессиональные качества учителя изменяются в зависимости от объема и характера как педагогических знаний, так и педагогического опыта. Субъективная значимость тех или иных профессионально важных качеств личности учителя зависит от наличия у студентов довузовского опыта, от способности осмыслить свою прошлую, настоящую и будущую деятельность с теоретических позиций.
Итак, ПВК педагога представляют собой сложную структуру его индивидуально - личностных особенностей, обеспечивающих успех любой осуществляемой им профессиональной деятельности. В качестве компонентов выступают различные качества личности и индивидуальные особенности человека. Структура ПВК включает 2 основные подструктуры: мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности (включает мотивы трудовой деятельности, ценностные ориентации, установки личности) и подструктуру способностей (сюда входят общие способности человека, специальные способности, определяющие потенциальные возможности профессионального роста; способность адекватной оценки собственных качеств и профессиональных возможностей; знания и умения, способствующие обоснованному выбору профессии, наиболее соответствующей возможностям человека).
Формируя на каждом этапе обучения ПВК будущего педагога, важно стимулировать прежде всего мотивационную сферу (ценностные ориентации профессии, смысл профессии, мотивы, цели, эмоции, установку на адаптацию), определяющие направленность личности, а затем на ее основе углублять знания, развивать способности, творческое мышление, необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Многие психологические свойства, составляющие психограмму педагогической деятельности, с трудом поддаются самопознанию и самооценке студентов или же не осознаются ими как профессионально значимые. Такими «трудными» для самооценки студентов являются следующие профессионально
значимые качества: волевые качества, идейно-политическая убежденность, экспрессивно-речевые способности, педагогическое воображение, свойства внимания, суггестивные способности и др. На эти психологические характеристики личности педагога необходимо особо обращать внимание в процессе профессионального обучения будущих учителей. Развитие самооценки профессионально значимых качеств будущего учителя зависит от содержания и условий организации его учебно-практической деятельности.
К условиям, стимулирующим развитие самооценки профессионально значимых качеств у студентов педвуза как важного фактора профессиональной коррекции и самосовершенствования, относятся следующие:
1. формирование установки личности на самовоспитание и учет своих индивидуально-психологических качеств в процессе выполнения учебно-практических задач, обращенность на себя как субъекта деятельности;
2. использование коллективных форм познавательной деятельности, ролевых заданий, в которых благодаря групповой апперцепции происходит активное усвоение необходимых профессиональных эталонов и образцов;
3. организация оценочной деятельности студентов (самооценка и групповая оценка профессионально значимых качеств).
Исходя из положения о способностях субъекта, осуществляющего рефлексивное взаимодействие, Ю.Н. Кулюткин выделяет ряд групп ПЗЛКП:
• личностные свойства, которые связаны со способностями субъекта к установлению взаимопонимания, при этом во взаимопонимании выделяются как рационально-логические, так и эмоционально составляющие компоненты (эмпатия);
• профессионально значимые качества как личностные параметры, которые определяют динамизм личности как способность выбирать разнообразные методы и приемы;
• эмоциональная устойчивость, которая проявляется в том, насколько
терпеливым и настойчивым является субъект при осуществлении своих замыслов, насколько характерна для него выдержка и самообладание даже в самых Вестник ЧГПУ112012 234
стрессовых ситуациях, насколько он умеет держать себя в руках в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей [4].
Ф.Г. Мухаметзянова считает, что профессионально важные качества развиваются неравномерно и гетерохронно, особенно в процессе профессионального обучения. Поэтому выяснение детерминанта развития ПЗЛКП в процессе учебной деятельности является актуальным направлением в психологии и педагогике. Диалектика взаимосвязи и взаимовлияния ПВК и эффективности деятельности носит разнонаправленный характер [6].
На наш взгляд, студенты педвуза, которые приступают к освоению профессии учителя, обладают индивидуально-психологическими качествами, среди которых выделяются и ПВК, и ПЗК, которые и определяют успешность освоения профессиональной деятельности. На следующих этапах освоения профессии при усложнении содержания и условий деятельности профессиональная подготовка возможна при более высоком уровне развития ПВК. Одни ПВК будут развиваться интенсивно, другие — экстенсивно, т.е. наблюдается гетеро-хронность в их развитии.
Профессиональная подготовка будет эффективной в том случае, если она строится с учетом неравномерности и гетерохронности освоения деятельности развития профессиональных способностей. Этот принцип стал для нас основой организации индивидуально-дифференцированного обучения в педвузе, при котором индивидуализация является целью профессиональной подготовки, а дифференциация — средством успешной профессионализации и условием становления субъектной включенности студента в развитие ПЗЛКП. При этом ПЗЛКП выступают теми внешними условиями, которые преломляются через внутренние условия (личность с ее ПВК) и формируют индивидуальность человека. ПЗЛКП являются детерминантами профессионального развития студентов педвуза и становления молодого специалиста.
Результативность становления будущего педагога во многом зависит от того, насколько им осознаются различные функции выполняемой им деятельности в плане его профессионального роста и как они интегрируются на теоре-
тическом уровне. Критериальными показателями, по которым можно судить о сформированности ПЗК у будущих педагогов, являются:
1. нравственно-профессиональная ориентация, взгляды, принципы, уровень культуры, высокий морально - нравственный уровень;
2. профессионально-педагогическая направленность личности будущего педагога;
3. высокий уровень профессионального интеллекта;
4. эмоционально-волевые качества, устойчивая профессиональная работоспособность, стрессоустойчивые качества, энергетичность;
5. устойчивость представлений о себе, адекватность самооценки своей профессиональной подготовленности и социальной адаптации.
Такая гипотетическая структурная модель может значительно повысить эффективность формирования ПЗК у будущего педагога. В отличие от других моделей вводится система ПЗК педагога, представляющая собой систему качеств и свойств личности, находящихся в координированном взаимодействии друг с другом.
Итак, ПЗК будущих педагогов представляют собой систему качеств и свойств личности, которые находятся в координированном взаимодействии друг с другом и организационно-педагогическими условиями, необходимыми для их активного и самостоятельного развития. Студент педвуза как субъект образовательной и педагогической деятельности не существует без объекта, по отношению к которому он целенаправленно инициирует активность и самостоятельность. В качестве объекта выступают профессионально значимые личностные качества педагога. Становление образовательной и педагогической субъектности студента педвуза осуществляется в учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности, в которых он активно инициирует развитие профессиональных качеств. Студент педвуза как субъект образовательной и педагогической деятельности должен проявить индивидуальную степень инициации в саморазвитии ПЗЛК педагога. Развитие студента педвуза как субъекта образовательной и педагогической деятельности на уровне целостного Вестник ЧГПУ112012 236
явления в процессе профессиональной подготовки отражает трансформацию и
синтез профессионально важных свойств в ПЗЛК педагога.
Библиографический список
1. Акопов, Г. В. Социальная психология образования [Текст] / Г. В. Акопов. -М.: Моск. соц. психол. ин-т; Флинта, 2000. - 296 с.
2. Асмолов, А. Г. Культурно историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Изд во «Институт практической психологии»; «МОДЭК», 1996. -768с.
3. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. - М.: Изд во «Институт практической психологии»; Воронеж: «Модэк», 1996. - 400 с.
4. Кулюткин, Ю. Н. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя [Текст] / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. - Л., 1979. -213 с.
5. Митина, Л. М. Психология профессионального развития [Текст] / Л. М. Митина. - М., 2002. - 342 с.
6. Мухаметзянова, Ф. Г. Субъектность студента педвуза: теория и практика [Текст] : дис.... д-ра пед. наук / Ф. Г. Мухаметзянова. - Елабуга, 2002. - 382 с.
7. Платонов, К. К. Проблема способностей [Текст] / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1972. - 312 с.
Bibliography
1. Akopov, G.V. Social Psychology of Education [Text] / G.V. Akopov -M.: Moscow Psychological and Social Institute; Flinta, 2000. - 296 p.
2. Asmolov, A.G. Cultural-Historical Psychology and World Design [Text] / A.G. Asmolov-M.: “Institute of Applied Psychology” Publishing House; “MODEK”, 1996. -768 p.
3. Klimov, E. A. Psychology of a Professional [Text] / E. A. Klimov- M.: “Institute of Applied Psychology” Publishing House; Voronezh: “MODEK”, 1996. -400 p.
4. Kulyutkin, Yu. N. Methods of Professional Orientation Study of a Teacher’s Individuality [Text] / Yu. N. Kulyutkin, G. S. Sukhobskaya. - L., 1979. - 213 p.
5. Mitina, L. M. Psychology of Professional Development [Text] / L. M. Mitina. -M., 2002. - 342 p.
6. Mukhametzaynova, F. G. Subjectivity of Pedagogical University Student: Theory and Practice [Text]: Dis... Dr. of Ped. / F. G. Mukhametzaynova. - Yelabuga, 2002. - 382 p
7. Platonov, K.K. The Problem of Abilities [Text] / K.K. Platonov. - M.: Nauka, 1972. - 312 p.