Научная статья на тему 'Ценностное отношение к профессии будущего педагога в области декоративно-прикладного искусства и дизайна'

Ценностное отношение к профессии будущего педагога в области декоративно-прикладного искусства и дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / VOCATIONAL TRAINING / APPLIED ARTS AND DESIGN / VALUABLE ATTITUDE TO PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жалнина Ольга Леонидовна

Статья посвящена изучению ценностного отношения к профессии будущего педагога в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Проведенный анализ научной литературы по проблеме изучения личностных и профессиональных качеств педагога показал, что дуальность самого профиля, в рамках которого осуществляется подготовка и специалиста дизайнера и педагога определяет подходы к выявлению профессионально значимых качеств. Обоснована необходимость определения понятия профессионально значимые качества педагога в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Рассмотрено несколько подходов к определению понятия «профессионально значимые качества» в научной литературе. Отмечено, что перечень профессионально значимых качеств у разных авторов существенно отличается, а их определения достаточно субъективны. Вместе с тем большинство исследователей отмечают, что профессионально значимые качества связаны с ценностным отношением к своей профессии и позволяют достичь профессионального роста, трудовой результативности, профессионального мастерства. Проведенные опросные данные и их анализ позволяют сделать вывод о том, что для студентов, будущих преподавателей декоративно-прикладного искусства и дизайна, характерно преобладание творческого, художественного начала над педагогической составляющей их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable Attitude of Future Applied Arts and Design Teachers to their Profession

The article investigates valuable attitude of future applied arts and design teachers to their profession. A review of scientific literature on personal and professional qualities of vocational training teachers has shown that duality of the profile, within which designers are trained as specialists and teachers, causes different approaches to identification of professionally significant qualities. We have substantiated the necessity of defining the concept of professionally significant qualities of applied arts and design teachers. Several approaches to definition of this concept in scientific literature are considered. It is observed that the list of professionally significant qualities varies considerably among authors, and their definitions are rather subjective. At the same time, most researchers note that professionally significant qualities are associated with valuable attitude of future teachers to their profession, and allow them to achieve professional growth and labor productivity. The survey data and their analysis make it possible to conclude that creativity in professional activity of future applied arts and design teachers prevails over its pedagogical component.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение к профессии будущего педагога в области декоративно-прикладного искусства и дизайна»

УДК 378:745/749

doi: 10.18101/1994-0866-2017-4-63-68

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА

© Жалнина Ольга Леонидовна старший преподаватель, Бурятский государственный университет Россия, 670024, г. Улан-Удэ, Пушкина, 25 E-mail: zhalnina_olga@mail.ru

Статья посвящена изучению ценностного отношения к профессии будущего педагога в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Проведенный анализ научной литературы по проблеме изучения личностных и профессиональных качеств педагога показал, что дуальность самого профиля, в рамках которого осуществляется подготовка и специалиста дизайнера и педагога определяет подходы к выявлению профессионально значимых качеств. Обоснована необходимость определения понятия профессионально значимые качества педагога в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Рассмотрено несколько подходов к определению понятия «профессионально значимые качества» в научной литературе. Отмечено, что перечень профессионально значимых качеств у разных авторов существенно отличается, а их определения достаточно субъективны. Вместе с тем большинство исследователей отмечают, что профессионально значимые качества связаны с ценностным отношением к своей профессии и позволяют достичь профессионального роста, трудовой результативности, профессионального мастерства. Проведенные опросные данные и их анализ позволяют сделать вывод о том, что для студентов, будущих преподавателей декоративно-прикладного искусства и дизайна, характерно преобладание творческого, художественного начала над педагогической составляющей их профессиональной деятельности. Ключевые слова: профессионально значимые качества, профессиональное обучение, декоративно прикладное искусство и дизайн, ценностное отношение к профессии.

Основной задачей педагогов профессионального обучения является теоретическое и практическое обучение будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Педагог профессионального обучения помимо подготовленности к педагогической деятельности является специалистом в той области, для которой готовит кадры образовательное учреждение, тем самым система профессионально-педагогического образования интегрирует в себе педагогическую и профессиональную составляющую.

При подготовке студентов к дальнейшей профессиональной деятельности необходимо учитывать, что она имеет свою специфику, требующую определенного набора профессионально значимых качеств. Но на сегодня нет единства в понимании того, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать будущий педагог профессионального образования. По словам П. Ф. Кубрушко, «профессионально-педагогическое образование является специфическим интегративным видом профессионального образования, принципиально отличающимся и от педагогического и традиционно специального профессионального образования» [6, с. 392]. Поэтому будущий педагог профессионального обучения должен обладать личностными и профессиональными качествами педагога, а также специалиста в определенной области.

Бурятский государственный университет с 2004 г. осуществляет подготовку специалистов профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Анализ ФГОС ВО направления «Профессиональное обучение», а также психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время нет единого понимания сущности профессионально значимых качеств педагога профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Таким образом, с целью совершенствования профессиональной подготовки студентов возникает необходимость определения понятия «профессионально значимые качества» педагога в области декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Проблема формирования профессиональных качеств педагога изучена достаточно широко. В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются близкие понятия «профессионально значимые качества» (ПЗК), «профессионально важные качества» (ПВК), иногда их используют как синонимы, «профессионально значимые личностные качества» (ПЗЛК), «профессионально ориентированные качества», способности, компетенции педагога. Однако большинство исследований направлены на изучение профессиональных и личностных качеств школьных учителей, и их результаты с большой осторожностью нужно применять к работе педагога профессиональной школы.

Ю. П. Поваренков, изучая профессионально ориентированные качества, подразделяет их на профессионально важные (ПВК) и профессионально значимые (ПЗК). По его мнению, в качестве ПВК выступают профессиональные знания, профессиональные способности, а в качестве ПЗК — профессиональные интересы, установки, черты характера и ряд других. ПЗК определяют отношение человека к профессиональным функциям и профессионализации в целом, характеризуя степень их принятия [4].

К. М. Левитан считает, что профессионально значимые качества — это постоянное, закрепившееся отношение к своей профессии, труду, людям, природе, вещам, определенная система мотивов, форм и способов профессионального поведения, в котором эти отношения реализуются. Содержательно профессионально значимые качества соотносятся с ключевыми компетенциями. По его мнению, профессиональное развитие личности педагога представляет собой «процесс формирования ансамбля профессионально значимых качеств, необходимых компетенций, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности на основе индивидуально-психологических свойств конкретного субъекта этой деятельности. Профессионально значимые качества и компетенции развиваются посредством перевода общепрофессионального в индивидуальное» [2].

Ряд авторов (Э. Ф. Зеер, И. П. Подласый, В. П. Симонов, И. Ф. Харламов и др.) уделяет особое внимание человеческим качествам педагога. Из более 100 качеств, оказывающих влияние на педагогическую деятельность, ученые пытаются отобрать те, которые создают благоприятные отношения в учебном и воспитательном процессе, тем самым являются профессионально значимыми.

А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина выделяют в профессионально значимых качествах два аспекта: особенности личности, которые позволяют ей профессионально развиваться, и качества, позволяющие достичь трудовой результативности. По их мнению, личностные особенности включают в себя: интеллектуальные качества (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности) [3].

Е. В. Евпалова профессионально значимые качества будущих педагогов профессионального обучения представляет через требования к специалисту с четырех сторон:

общество и государство; сфера труда; субъекты образования; сам специалист. Она выделяет общепедагогические качества педагогов профессионального обучения. По ее мнению, педагог профессионального обучения должен обладать профессионально-педагогической мотивацией и интересом к выбранной профессии; целеустремленностью, самостоятельностью, ответственностью, коммуникабельностью, креативностью, умением разрешать конфликты; знанием нетрадиционных методов и форм обучения, а также умением применять их в своей педагогической деятельности [1].

М. Д. Полтавская, изучая профессионально значимые качества будущих дизайнеров, выделяет логически связанные личностные сферы, в которых они проявляются:

- профессиональное самосознание будущего специалиста (образ я — профессионала, самооценка);

- ценностно-мотивационная сфера личности будущего специалиста (ценностное отношение к профессии и процессу овладения профессией, потребности и мотивы в профессиональном совершенствовании, волевые качества ответственность);

- коммуникативная сфера личности будущего специалиста (коммуникативная культура дизайнера);

- креативная и профессионально-нормативная сфера личности будущего специалиста (нормативные качества, творческие качества) [5].

С. В. Рябинова, изучая профессиональное становление будущих художников ДПИ, отмечает, что важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально значимых качеств. Эти качества многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств. Художники декоративно-прикладного искусства должны обладать развитым художественно-образным мышлением, продуктивным воображением, а также трудолюбием [7].

Как видно из проведенного обзора, перечень профессионально значимых качеств у разных авторов существенно отличается, а их определения достаточно субъективны. Вместе с тем большинство исследователей отмечают, что профессионально значимые качества связаны с ценностным отношением к своей профессии и позволяют достичь профессионального роста, трудовой результативности. Поэтому на первом этапе исследования профессионально значимых качеств будущих педагогов профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна нами было проведено изучение ценностного отношения студентов к своей будущей профессии. С этой целью мы применили анкету, включавшую 17 вопросов. Каждое утверждение оценивалось респондентами по степени согласия: очень высокая (3 балла), высокая (2 балла), средняя (1 балл), низкая (0 баллов). Нами были выявлены уровни сформиро-ванности ценностного отношения студентов к профессии педагога профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна на основе следующей шкалы: высокий уровень — от 34 до 51 баллов; средний уровень — от 17 до 33 баллов; низкий уровень — от 0 до 16 баллов.

Полученные результаты обрабатывались с помощью математических методов и соответствующим образом интерпретировались. Результаты представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Ценностное отношение к профессии

Утверждения Доля студентов выбравших степень согласия (%)

Очень высокая Высокая Средняя Низкая

1. Значимость моей профессии для меня 23,5 38,2 32,4 2,94

2. Значимость моих профессиональных знаний для меня 38,2 47,1 11,8 0

3. Значимость моих профессиональных умений для меня 52,9 35,3 5,88 2,94

4. Значимость процесса создания декоративно-прикладного изделия или дизайнерского проектирования для меня 50 35,3 5,88 5,88

5. Значимость результата, полученного при создания декоративно-прикладного изделия или дизайнерского проектирования для меня 52,9 38,2 2,94 2,94

6. Знание своей профессии у меня (на данный момент обучения) 8,82 38,2 50 0

7. Моя профессиональная мотивация 11,8 55,9 29,4 0

8. Значимость моей будущей профессии для людей 14,7 47,1 32,4 2,94

9. Значимость для меня того, что в профессии педагога профессионального обучения в области ДПИ и дизайна сочетаются научный подход и искусство 17,6 64,7 8,82 5,88

10. Значимость для меня того, что будущая профессия связана с художественной деятельностью 38,2 47,1 8,82 2,94

11. Значимость для меня того, что моя будущая профессия связана с творчеством 61,8 35,3 0 0

12. Значимость для меня того, что будущая деятельность связана с инженерным или дизайн-проектированием 44,1 38,2 11,8 2,94

13. Значимость для меня того, что будущая деятельность связана с преподаванием 2,94 32,4 32,4 26,5

14. Я оцениваю возможность самоутверждения в своей профессии 8,82 41,2 41,2 5,88

15. Я оцениваю возможность самовыражения в своей профессии 20,6 44,1 29,4 2,94

16. Я оцениваю возможность высоких заработков в своей профессии 26,5 26,5 32,4 11,8

17. Я оцениваю возможность приносить пользу людям в своей профессии 38,2 35,3 14,7 5,88

Таблица 2

Уровень сформированности ценностного отношения к профессии

Студенты Все курсы 3-4-й курс 1-2-й курс

Уровень кол-во % кол-во % кол-во %

Низкий 2 5,88 1 5 1 7,14

Средний 15 44,1 9 45 6 42,9

Высокий 17 50 10 50 7 50

Итого 34 100 20 100 14 100

Разделив всех опрошенных на две группы: младшие (студенты 1-2-го курса) и старшие (студенты 3-4-го курса), и, проанализировав уровень сформированности ценностного отношения к профессии в этих группах, мы видим, что он практически одинаков (табл. 2). Но в процессе обучения студент развивается, получает новую информацию, накапливает индивидуальный опыт, тем самым должно меняться его представление о ценности, значении и смысле будущей профессиональной деятельности педагога профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна, а проведенный нами опрос этого не показал.

Как видно из полученных результатов уровень сформированности ценностного отношения к профессии у половины опрошенных студентов высокий (50%). Большое количество студентов (67,7%) профессионально мотивировано. Однако, как показывают различные виды практик, ценностное отношение к избранной профессии у студентов, выбравших профессию педагог профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна, имеет «размытый» и неустойчивый характер. Оно ими слабо (или недостаточно) осмыслено. Большое количество студентов в большей степени привлекает декоративно-прикладное искусство и дизайн как виды художественно-творческой деятельности. Именно поэтому большинство студентов отметило значимость того, что профессия связана с творчеством (100%), художественной деятельностью (85,3%), дизайном (82,3%). Вместе с тем педагогическая сторона их будущей профессии не так привлекательна, для 26,5% ее значимость низкая. Только 35,3% опрошенных студентов отметили, что значимость того, что будущая деятельность связана с преподаванием, очень высокая (2,94%) или высокая (32,4%). Поэтому развитие профессионально значимых качеств, связанных с педагогическими ценностями как важнейшая составляющая личностно-профессионального становления будущих преподавателей профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна, нуждается в постоянном сопровождении педагогами вуза.

Проведенное исследование показало, что для студентов, будущих преподавателей декоративно-прикладного искусства и дизайна, характерно преобладание творческого, художественного начала над педагогической составляющей их профессиональной деятельности. За годы обучения в вузе у студента должно более осознано формироваться ценностное отношение к будущей профессии, являющееся неотъемлемой частью профессионально значимых качеств педагогов.

Литература

1. Евплова Е. В. Профессионально значимые качества будущих педагогов профессионального обучения // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 2. — С. 62-65.

2. Левитан К. М. Юридическая педагогика. — М.: Норма, 2008. — 432 с.

3. Никифорова С. В. Профессионально значимые качества личности специалиста: сущность, содержание и методика выявления // Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Серия Психолого-педагогические науки. — 2009. — №1 (11). — С. 77-84.

4. Поваренков Ю. П. Психологическая структура субъекта профессионального пути / Ю. П. Поваренков // Вестник ВятГГУ. — 2008. — №2. — С. 139-144.

5. Полтавская М. Д. Формирование профессионально-значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — М. : РГБ, 2007. — 181 с.

6. Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. — М.: ЭГВЕС, 2009. — 456 с.

7. Рябинова С. В. Профессиональное становление будущих художников декоративно-прикладного искусства // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 15. — С. 287294.

VALUABLE ATTITUDE OF FUTURE APPLIED ARTS AND DESIGN TEACHERS TO THEIR PROFESSION

Olga L. Zhalnina

Senior Lecturer, Buryat State University 25 Pushkina St., Ulan-Ude 670024, Russia E-mail: zhalnina_olga@mail.ru

The article investigates valuable attitude of future applied arts and design teachers to their profession. A review of scientific literature on personal and professional qualities of vocational training teachers has shown that duality of the profile, within which designers are trained as specialists and teachers, causes different approaches to identification of professionally significant qualities. We have substantiated the necessity of defining the concept of professionally significant qualities of applied arts and design teachers. Several approaches to definition of this concept in scientific literature are considered. It is observed that the list of professionally significant qualities varies considerably among authors, and their definitions are rather subjective. At the same time, most researchers note that professionally significant qualities are associated with valuable attitude of future teachers to their profession, and allow them to achieve professional growth and labor productivity. The survey data and their analysis make it possible to conclude that creativity in professional activity of future applied arts and design teachers prevails over its pedagogical component.

Keywords: professionally significant qualities; vocational training; applied arts and design; valuable attitude to profession.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.