Научная статья на тему 'Психолого-педагогические предпосылки профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы'

Психолого-педагогические предпосылки профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1649
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА (ПЛСРП) / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПЛСРП / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ / PROFESSIONAL-PERSONAL BECOMING AND DEVELOPMENT OF THE TEACHER (PPBDT) / FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT TRAITS (PIT) / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PPBDT MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаршев Анатолий Васильевич

В статье феномен «профессиональноличностное становление и развитие педагога профессиональной школы» представлен в качестве поэтапного непрерывного интегрированного процесса самосовершенствования и самореализации педагога, овладения им профессиональными компетенциями, утверждения себя как личности педагога-профессионала в ходе освоения профессиональной педагогической деятельности в системе профессиональных образовательных организаций. Базовые категории профессионально-личностного становления и развития педагога представлены профессиональной направленностью, профессиональными педагогическими компетенциями, профессионально важными качествами, стадийностью профессионального развития (профессионализация, педагогическое мастерство, профессиональная зрелость).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батаршев Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical background of professional and personal development of vocational school teacher

In the article the phenomenon «professionalpersonal becoming and development of the teacher of a vocational school» is presented as the stage-by-stage long-life integrated process of selfimprovement and self-actualization of the teacher, mastering to them professional competences, stating oneself as the person of teacherprofessional during the process of acquiring of professional pedagogical activities in the system of the professional educational organizations. The basic categories of professional-personal becoming and development of the teacher are presented by professional orientation, professional pedagogical competences, professionally important traits, periodical professional development (professionalism, pedagogical skill, professional maturity).

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические предпосылки профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ PROFESSIONAL GROWTH AND DEVELOPMENT OF A PERSON

УДК / uDC 378 А. В. Батаршев

A. Batarshev

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

psychological and pedagogical background

OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

of vocational school teacher

В статье феномен «профессиональноличностное становление и развитие педагога профессиональной школы» представлен в качестве поэтапного непрерывного интегрированного процесса самосовершенствования и самореализации педагога, овладения им профессиональными компетенциями, утверждения себя как личности педагога-профессионала в ходе освоения профессиональной педагогической деятельности в системе профессиональных образовательных организаций. Базовые категории профессионально-личностного становления и развития педагога представлены профессиональной направленностью, профессиональными педагогическими компетенциями, профессионально важными качествами, стадийностью профессионального развития (профессионализация, педагогическое мастерство, профессиональная зрелость).

In the article the phenomenon «professional-personal becoming and development of the teacher of a vocational school» is presented as the stage-by-stage long-life integrated process of selfimprovement and self-actualization of the teacher, mastering to them professional competences, stating oneself as the person of teacher-professional during the process of acquiring of professional pedagogical activities in the system of the professional educational organizations. The basic categories of professional-personal becoming

and development of the teacher are presented by professional orientation, professional pedagogical competences, professionally important traits, periodical professional development (professionalism, pedagogical skill, professional maturity).

Ключевые слова: профессионально-

личностное становление и развитие педагога (ПЛСРП), профессиональное самоопределение, модель психолого-педагогической системы ПЛСРП, формирование профессионально важных качеств.

Keywords: professional-personal becoming and development of the teacher (PPBDT), professional self-determination, PPBDT modeling, formation of professionally important traits (PIT).

Профессиональное педагогическое образование в современном мире сталкивается с широким спектром проблем, которые тормозят процесс качественной подготовки высококвалифицированных специалистов, развитие у них креативного мышления, снижают возможности их творческой самореализации. В первую очередь это проявляется в недостаточной престижности педагогических профессий для большинства современной молодежи, в результате чего обучение студентов в педвузах (колледжах) ведется с изначально пониженным уровнем общеобразовательной подготовки.

В учебном познании обострилось противоречие между возросшими требованиями современного общества к профессиональному самосовершенствованию педагогов, с одной стороны, и отсутствием обоснованных и апробированных подходов в научно-методическом обеспечении и сопровождении процесса профессионально-личностного становления и развития студентов педагогического вуза — будущих педагогов. Их становление и развитие наиболее интенсивно происходит в процессе первичной социализации непосредственно в педагогических образовательных организациях. Усвоение социального опыта студента по 4-8 часов в день на протяжении 4-6 лет в образовательном учреждении неизбежно и закономерно накладывает свой отпечаток на его становление как педагога-професси-онала. Каково качество усвоения этого социального опыта? Как отмечают В. В. Рубцов,

А. М. Столяренко и другие [13, с. 91], постоянный состав педагогических образовательных организаций, как правило, мало интересуется качественными показателями освоения социального опыта студентами — будущими педагогами, вследствие чего социализация этих студентов довольно часто идет на самотек. Между тем при качественном освоении социального опыта в педагогической образовательной организации (вузе, педагогическом колледже] будущий педагог способен накопить профессионально-личностный формирующий потенциал, без которого полноценное становление педагога-профессионала невозможно.

Согласно А. А. Бодалеву, профессиональноличностное становление педагога происходит на фоне трех одновременно протекающих процессов формирования его как личности [6, с. 76]:

— социализации (освоение социального опыта, при котором воспитание является ведущим и определяющим началом процесса социализации];

— индивидуализации (процесс формирования совокупности качеств и отличительных свойств, выражающих сущность отдельной личности];

— персонализации (процесс индивидуальной представленности субъекта в жизнедеятельности других людей].

Разработать психолого-педагогические механизмы и создать условия, обеспечивающие профессионально-личностное становление и развитие педагога при одновременно протекающих процессах социализации, индивидуализации и персонализации молодого пе-

дагога (прежде всего, учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения], можно при условии разрешения указанного выше противоречия.

Проблемам профессионально-личностного становления и развития педагога посвящены работы Г Д. Бабушкина, Л. В. Вершининой, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, М. В. Каминской, Е. А. Климова, А. Л. Коростылевой, Т. В. Кудрявцева, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Л. Ф. Михальцовой, С. И. Разуваева,

В. А. Сластенина, Г. Г Солодовой, А. И. Тимо-нина, А. Р Фонарева, В. Д. Шадрикова и др. Выявлено, что профессионально-личностное становление педагога понимается как процесс развития, саморазвития, самореализации субъекта педагогической деятельности в ходе решения им профессиональных педагогических задач, овладения профессиональными педагогическими компетенциями. Вместе с тем это динамический процесс «развертывания» психологических свойств и качеств личности педагога, проявляющийся в формировании интереса к педагогической деятельности, в овладении профессионально важными и социально значимыми качествами личности.

Согласно современному философскому словарю, термин «становление» указывает на переходное состояние, ведущее к формированию явлений действительности, к самоопределению природных и общественных систем. Это понятие взаимосвязано с такими понятиями, как «изменение», «возникновение», «преобразование», «обновление», «формирование», «восстановление». Таким образом, термин «становление» входит в группу понятий, отражающих широкие представления о бытии, движении, процессе. Значит, термин «становление» подчеркивает незавершенность самодвижения человека (движения его по ступеням самообучения, самообразования, самовоспитания, саморазвития в едином процессе социализации, т. е. освоения социального опыта].

Анализ отечественных психолого-педа-гогических исследований выявил сущность феномена «становление личности», под которым понимается непрерывный процесс прогрессивных изменений личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации. Таким образом, такой процесс можно охарактеризовать как процесс интегративный, объединяющий в одно целое, и одновременно движение личности на пути профессионального самоопределения,

профессионализации, самоактуализации, самореализации и саморегуляции. Профессиональные самоопределение и самореализация представлены здесь как важнейшие этапы профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы, как выбор человеком для себя системы ценностей, норм морали и поведения, образа жизни, жизнедеятельности. Самоопределение рассматривается как активный поиск возможного развития личности, формирование себя в качестве коллективного участника сообщества специалистов-профессионалов.

Интегративное значение феномена «профессионально-личностное становление и развитие педагога» заключается во взаимообусловленности, взаимопроникновении и взаимовлиянии одновременно протекающих базовых процессов этого феномена — профессионального самоопределения, самореализации и социализации (для студентов педвузов — первичной социализации] субъекта педагогической деятельности. Происходит процесс прогрессивного интегрированного изменения личности педагога под влиянием социальных воздействий и его собственной активности.

К такому заключению мы пришли после разработки на основе анализа исследований по данной проблематике психолого-педагоги-

ческой системы профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы.

Изучив труды отечественных ученых и обобщив опыт педагогических работников профессиональных лицеев и колледжей, нами предпринята попытка разработать психоло-го-педагогическую модель профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональных образовательных организаций. Ядром вышеуказанной модели является психолого-педагогическая структура профессионально-личностного становления и развития педагога, состоящая из следующих подструктур:

— профессионально-личностное становление (образующие: профессиональная направленность, профессиональное самоопределение, профессиональная компетентность, профессионально важные качества];

— профессиональное и личностное развитие (образующие: продуктивная самореализация, педагогическое мастерство, профессиональная зрелость];

— социализация, т. е. освоение социального опыта (формирование социально значимых качеств; развитое самосознание; мотивация к творческому саморазвитию, приемлемый уровень ответственности] (рис. 1].

Рис. 1. Модель психолого-педагогической системы профессионально-личностного становления и развития педагога

Конечно, деление структуры профессионально-личностного становления педагога на подструктуры и соответствующие им составляющие весьма условно. Все элементы структуры взаимодействуют и взаимообуслов-ливают друг друга одновременно, но каждый из них — с различной степенью интенсивности в зависимости от многих привходящих факторов (социально-экономические условия; неравномерность психического развития индивидов; гетерохронность, т. е. разновременность развития профессионально важных качеств; подъемы и спады активности в профессионализации, возможное наступление негативных явлений в развитии личности — профессиональная деформация, эмоциональное «выгорание» и др.].

Профессиональное развитие обусловлено последовательным прохождением его этапов, среди которых не исключен и профессиональный регресс личности, когда на определенном этапе личность в своем развитии может «остановиться», проявляя элементы стагнации и регресса. Однако в структуре профессиональноличностного становления педагога феномены «профессиональная направленность» и «продуктивная самореализация» играют важную интегративную роль в процессе объединения, взаимодействия и развития всех остальных элементов данной структуры, в процессе движения специалиста к вершинам профессионализма.

Профессионально-личностное

становление

Профессиональная направленность личности выступает в качестве интегративного свойства, определяющего ее отношение к педагогической профессии. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности.

Немалую роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, например психологическая установка, под которой понимается неосознанная личностью готовность действовать определенным образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер деятельности. Характерна в этом отношении позиция Л. М. Митиной, которая профессиональную направленность трактует как систему ценностных ориентаций педагога, задающих иерархическую структуру доминирую-

щих мотивов, побуждающих его к утверждению в деятельности и общении [9].

Для педагога профессиональной школы доминирующим мотивом является профессиональный интерес. Н. К. Сергеев и В. В. Арнаутов профессиональные интересы будущего педагога понимают как эмоционально выраженную познавательную направленность личности на овладение педагогической деятельностью, реализацию своих склонностей к профессии, профессионально значимых способностей и убеждений [14, с. 59]. Проявления таких профессиональных интересов они объединяют в группы:

— в познавательной деятельности (стремление к приобретению профессиональных знаний, осведомленность о содержании профессии];

— в эмоционально-волевой сфере личности (положительное отношение к данному виду деятельности, осознание ее общественной значимости, стремление достичь высоких результатов в труде];

— в практической деятельности (стремление к пробе сил, проверка своих способностей, желание самореализоваться в данной профессии и др.].

Интерес к профессии возникает не сам по себе, он проходит через определенные уровни, исследованные Н. К. Сергеевым и В. В. Арнаутовым.

Первый уровень — любопытство (интересы к профессии либо не определены вообще, либо неустойчивы. Интерес возникает эпизодически, когда объекты привлекают своей новизной и необычностью. Характеризуется неустойчивостью и пассивностью проявлений, непостоянством содержания. Выбор профессии не мотивирован, либо мотивы не осознаны. Профессию учителя относят к разряду непрестижных. О профессии учителя учащиеся имеют поверхностные знания, потребности в обогащении знаний о профессии не испытывают. О профессиональной пригодности вопрос не ставится].

Второй уровень — любознательность (формируются интересы к различным предметам, но на определенную профессию ориентаций нет. Интерес к профессии учителя неустойчив. Мотивация выбора профессии ограничивается чаще всего желанием походить на учителя без соотнесения с особенностями этой профессии. О профессии имеют общие сведения, которые систематизированы и основаны на личных наблюдениях].

Третий уровень — склонность к педагогической деятельности (интересы перерастают

в стремление к самостоятельной деятельности в данной области. Характеризуется устойчивостью на определенном объекте. Мотивация выбора профессии имеет общественную и педагогическую направленность. Учащиеся больше узнают о возможностях педагогической профессии. Престиж этой профессии достаточно высок. Учащиеся уже имеют некоторый опыт, значимый для педагогической деятельности. При оценке профессиональной пригодности обучаемые учитывают свои собственные качества личности].

Четвертый уровень — устойчивый интерес ко всему, что связано с профессией педагога. Мотивация выбора профессии достаточно эффективна и выражается в стремлении к самореализации и самосовершенствованию в педагогической деятельности. Профессия педагога находится среди наиболее престижных. Будущий педагог уже имеет значительный объем профессионально значимых знаний, накопленных в результате учебно-профессиональной деятельности и самообразования. Обучаемые стремятся апробировать себя в роли воспитателя, наставника, помощника или консультанта. Оценивая профессиональную пригодность к педагогической деятельности, они связывают свои способности, выявленные в практической и учебной деятельности, с требованиями к профессии. Способны адекватно оценивать себя и выявлять реалистический уровень притязаний [15, с. 76-82].

Диагностируют интерес к профессии (мотивы, знания о профессии и др.] с помощью разнообразных методов. Предпочтение отдается психодиагностическим методикам (методу тестирования и опроса]. Интерес к профессии у старшеклассника, абитуриента или студента педвуза выявляется с помощью дифференциально-диагностического опросника (ДДО] Е. А. Климова, психодиагностической методики Н. К. Сергеева и др.

Профессиональное самоопределение означает активный поиск возможного развития личности, формирование себя как участника сообщества профессионалов. Это не кратковременное явление, а длительный процесс самопознания и саморазвития, неотъемлемый элемент становления специалиста-профессионала. Профессиональное самоопределение в первую очередь связано с выбором профессии, своего профессионального пути. В этом плане профессиональное самоопределение является своего рода способом оптимизации отношений человека с профессией.

Профессиональное самоопределение педагога профессиональной школы предполагает наличие у него профессионально важных качеств личности. Под профессионально важными качествами (далее — ПВК] принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. Согласно В. Д. Шадрикову [15], профессионально важными качествами могут являться свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения и др.

Важнейшим условием формирования профессионально важных качеств педагога является адекватная самооценка и реалистический уровень притязаний. Под самооценкой понимают оценку личностью самой себя, своих возможностей, психологических качеств и места среди других людей. Любое оценочное суждение о себе, о своих психологических качествах и свойствах личности основывается на сравнении этих качеств и свойств с определенными образцами (эталонами]. Такими образцами для человека могут служить личностные особенности значимого другого или лиц, связанных с ним (т. е. с этим человеком] референтными отношениями. Суждения человека о себе во многом зависят от того, с какой группой он себя соотносит. Самооценка может быть адекватной (т. е. соотносимой, совпадающей с истинной] — и тогда говорят о высоком, среднем или низком уровнях оценки, или неадекватной — и тогда определяют самооценку как завышенную или заниженную. Самооценка личности тесно связана с уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха в различных видах деятельности.

Для студентов, будущих педагогов, важно выявить ПВК, которые превалируют, а также те, которые следует воспитывать в себе и совершенствовать. Без адекватной самооценки здесь не обойтись. Важно своевременно обнаружить у будущих педагогов неадекватную самооценку и нереалистический уровень притязаний.

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью, по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижений успехов в различных видах деятельности.

В процессе профессионального самоопределения выявляются степени профессиональной пригодности субъекта деятельности (специали-ста-профессионала, инженера, квалифицированного рабочего, педагога и пр.]. По К. К. Платонову, профессиональная пригодность понимается как совокупность индивидуальнопсихологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Таким трудом для студентов педвуза является педагогическая деятельность. Профессиональная пригодность педагога формируется при наличии положительной профессиональной мотивации, возникновению и упрочению которой способствуют осознание будущим педагогом общественной ценности своего нелегкого педагогического труда и признание достижений в этом труде, а также система материальных и моральных стимулов.

Таким образом, профессиональное самоопределение педагога — это самостоятельное и осознанное согласование индивидуальнопсихологических и психофизиологических возможностей личности с содержанием и требованиями педагогической деятельности, а также нахождение смысла выполняемого педагогом труда по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Под профессиональной компетентностью понимается формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для человека и общества качеств, которые позволяют ему наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности. По С. Н. Чистяковой, психологическая компетентность включает в себя: знания о сущности труда педагога, о содержании учебных программ, о психологических и возрастных особенностях учащихся; педагогические умения; профессионально важные качества; педагогическую эрудицию и осведомленность; педагогическую интуицию, наблюдательность, оптимизм, педагогическое прогнозирование.

Профессиональная (в нашем случае — педагогическая] компетентность, согласно

А. Г Пашкову, понимается как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста-профессионала, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности [11, с. 34].

Установление требований профессии к инженерно-педагогическому работнику (преподавателю, мастеру производственного обучения профессиональной образовательной организации], его возможностям и способностям осуществляется с помощью профессиографиче-ского анализа. Результатом такого анализа является разработка профессиограмм, представляющих собой своеобразный психологический портрет специалиста-профессионала с перечнями достоинств, которыми должен обладать педагог. Особенности профессий и требования к специалистам описываются в про-фессиограммах по конкретным профессиям (специальностям].

Профессиональное становление и личностное развитие специалиста-профессионала происходит при оптимальном сочетании всех трех видов развития (индивидного, личностного и профессионального] — человек способен реализовать свои потенциальные способности и возможности на своем жизненном пути, достичь высших уровней профессионализма.

Под продуктивной самореализацией мы понимаем такую самореализацию, которая носит позитивный характер, направлена на раскрытие творческого потенциала педагога, его профессионально важных и социально значимых качеств личности. Проблемы «самореализации» асоциальных личностей мы не рассматриваем, так как они являются прерогативой криминальной психологии [3, с. 63]. Самореализация педагога профессиональной школы предполагает его саморазвитие и формирование способности к непрерывному педагогическому творчеству. Процесс и результат самореализации немыслим без осуществления профессионального и личностного самоопределения педагога и сформированности позитивных мотивов выбора им профессии. Таким образом, мотивация к педагогической творческой деятельности осуществляется опосредованно по цепочке: мотивация выбора профессии — личностное и профессиональное самоопределение — самореализация педагога — творческий потенциал педагога.

Основное содержание психолого-педагоги-ческой системы продуктивной самореализации

педагога профессиональной школы составляют образующие: задатки и способности, профессиональное самоопределение, педагогический творческий потенциал и возможности, обусловленные воздействием внешних и внутренних факторов. Арсенал творческого потенциала педагога составляет набор качеств его творческой индивидуальности. Среди этих качеств основными являются креативное (творческое] мышление, преобладание дивергентного мышления над конвергентным, высокий уровень творческой мотивации, постоянное стремление к самосовершенствованию.

Основными критериями определения эффективности самореализации являются показатели «успех/неуспех», «удовлетворенность трудом» и оценка продуктивности деятельности человека.

Показатель «успех/неуспех» — это показатель личностного роста, замеряемый по завершении различных этапов жизненного пути человека (завершение учебы, выполнение ответственного задания, завершающий этап становления профессионала и т. д.]. При определении этого показателя следует учитывать вид мотивации предписанной деятельности (мотивация достижений, мотивация избегания неудач]. Предпочтение отдается первому виду мотивации, при котором достигается более высокая продуктивность как важнейшее условие полноценного существования личности. При этом продуктивность деятельности оценивается с точки зрения ее полезности для социума. Благодаря этому у человека возникает чувство полноценности и собственной значимости, формируются устойчивые жизненные планы, адекватная самооценка и реалистический уровень притязаний. А гармонизация трех личностных сфер «Хочу», «Могу», «Надо» способствует формированию цели деятельности и рациональному выбору профессии.

Удовлетворенность трудом представляет собой эмоционально-оценочное психическое состояние личности, возникающее на основе соответствия его намерений, установок, потребностей с результатами его труда.

Термины-понятия «профессиональное становление» и «профессионально-личностное развитие» тесно взаимодействуют между собой. Они взаимно обусловлены. Именно поэтому целесообразно говорить о профессиональноличностном становлении и развитии педагогов.

По В. А. Дмитриевскому [5], профессионализация и педагогическое мастерство педагога приходятся в основном на пятый и частично

на шестой возрастной период профессионального становления педагога. Пятый период — становление педагога (первые 2-3 года педагогической деятельности). На первых порах его труд чаще всего стереотипен. Ведь педагогу приходится выполнять одновременно (или почти одновременно) перцептивную, академическую, контрольную, организаторскую и коммуникативную функции. Новообразования этого периода — приобретение навыков педагогического труда, формирование мотивов и желания быть и оставаться педагогом. Этот период является для молодого человека самым трудным и драматичным, так как именно в этот период проверяются на прочность и жизненность результаты его предыдущего развития. Важно воздерживаться от негативных оценок работы молодого педагога. Надо поощрять малейшие его успехи, поддерживать его желание остаться педагогом.

Процесс профессионализации педагога проходит в основном в русле профессионализма его деятельности, под которым понимается междисциплинарная психолого-педагогическая категория профессиональной педагогики, профессиональной психологии и педагогики профессионального образования, определяющая качественные характеристики субъекта педагогической деятельности (приемлемые уровни нравственной воспитанности, профессиональной направленности, профессиональной пригодности, профессиональной и социальной адаптивности.

Термин-понятие «профессионализм деятельности» ассоциируется с такими понятиями, как «профессия», «профессиография», «профессиональная деятельность». Изучением и исследованием проблем, связанных с этими понятиями, занимается целый ряд смежных научных дисциплин о человеке и обществе (психология, физиология, медицина, социология, профессиональная педагогика, профессиональная психология, социальная педагогика и др.). Вопрос о профессионализме деятельности исследован Н. В. Кузьминой применительно к работе преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных училищ. «Профессионализм деятельности — это качественная характеристика субъекта деятельности.. , которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления» [8, с. 11].

Высокий уровень профессионализма субъекта деятельности предполагает высокую степень профессиональной мобильности и соци-

альной адаптивности. Под профессиональной мобильностью понимается способность субъекта деятельности изменять свою позицию, место, занимаемое в профессиональной структуре, без качественного изменения профессии и квалификации. А это возможно на основе овладения несколькими профессиями, в результате чего одновременно повышается профессиональная устойчивость и социальная адаптивность в условиях современного рынка труда.

Характерной особенностью педагогического мастерства является социальная и профессиональная сверхнормативная активность, творческий, инновационный уровень выполнения профессиональной деятельности (новаторство, управленческая карьера и т. п.].

Детерминантами профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы являются внешние и внутренние факторы, а также запросы рынка образовательных услуг. К внешним факторам относятся социальная политика государства, социально-экономические условия, существующие в профессиональных образовательных организациях, система стимулирования и мотивации. Внутренние факторы представлены развитым самосознанием личности педагога, его профессионально важными и социально значимыми качествами, уровнем ответственности (мерой социальной зрелости]. Внутренние факторы всецело зависят от человека, обусловлены его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями (профессиональная мотивация, эмоциональная устойчивость, развитое самосознание, уровень интеллектуального развития и др.].

Когда мы говорим о профессионально-личностном становлении и самоопределении личности, то имеем в виду эталон — модель будущего специалиста, которой человек стремится соответствовать в процессе социального взаимодействия. Активное воспроизводство человеком социального опыта происходит в процессе социализации — сложного социально-психологического явления, представляющего собой и процесс, и отношения, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности [10, с. 165].

Составляющими элементами усвоения социального опыта (социализации] являются приемлемый уровень ответственности как показатель социальной зрелости, развитое самосознание и мотивация к творческому саморазвитию.

Таким образом, психолого-педагогическая система профессионально-личностного станов-

ления и развития педагога понимается как процесс развития, саморазвития, самореализации педагога в ходе решения им профессиональных педагогических задач, овладения профессиональными педагогическими компетенциями. Вместе с тем это динамический процесс «развертывания» психологических свойств и качеств личности, проявляющийся в формировании интереса к педагогической деятельности, в овладении профессионально важными и социально значимыми качествами личности. Профессиональная направленность, профессиональная самореализация и профессионализм деятельности педагога (как основные составляющие его профессионально-личностного становления и развития] носят интегративный характер, обусловливая взаимодействие всех составляющих данной психолого-педагогиче-ский системы.

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2007. — 288 с.

2. Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы: монография. — СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. — 192 с.

3. Теория и практика творческой самореализации личности: монография/А. В. Батаршев, А. С. Лукьянов,

И. С. Макарьев и др. — СПб.: Петрополис, 2013. — 254 с.

4. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ, 1982. — 200 с.

5. Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. — М.: Пед. общество России,

2002. — 202 с.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга,

2003. — 356 с.

7. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. — М.: Педагогика, 1975. — 304 с.

8. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.

9. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы]. — М.: Дело, 1994. — 216 с.

10. Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. — М.: МАПН, 1998. — 464 с.

11. Педагогика профессионального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/под ред. В. А. Сла-стенина. — М.: Академия, 2004. — 368 с.

12. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: УРАО, 2002. — 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании: учеб. пособие/под ред. В. В. Рубцова, А. М. Столяренко. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 304 с.

14. Сергеев Н. К., Арнаутов В. В. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивационный аспект]: монография. — Волгоград: Перемена, 1997. — 206 с.

15. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 1996. — 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.