Научная статья на тему 'Профессионально-личностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания'

Профессионально-личностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2602
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PERSONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL BECOMING / PROFESSIONAL SELF DETERMINATION / PROFESSIONAL SUITABIL-ITY / SELF-ACTUALIZATION / THE SCIENTIFICALLY AND METHODICAL BASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаршев Анатолий Васильевич, Макарьев Игорь Сергеевич

Раскрываются сущность и теоретико-методические основания феномена «профессионально-личностное становление и развитие педагога» как непрерывный процесс прогрессивных качественных изменений его личности под влиянием социальных воздействий, собственной активности, самосовершенствования и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and personal becoming and development of a teacher: the theoretical and me-thodical bases

The paper reveals the essence and theoretical and methodical bases of a phenomenon “professional and personal becoming and development of a teacher” as continuous process of progressive qualitative chang-es of the person under influence of social impacts, own activity, self-improvement and self-realization.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14336 УДК 371.132

Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональноличностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Концепт. - 2014. -№ 12 (декабрь). - ART 14336. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l4/14336.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Батаршев Анатолий Васильевич,

доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Международной академии психологических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО», г. Санкт-Петербург batarchev@mail.ru

Макарьев Игорь Сергеевич,

кандидат педагогических, заведующий лабораторией ФГБНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО», г. Санкт-Петербург Makariev05@mail.ru

Профессионально-личностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания

Аннотация. Раскрываются сущность и теоретико-методические основания феномена «профессионально-личностное становление и развитие педагога» как непрерывный процесс прогрессивных качественных изменений его личности под влиянием социальных воздействий, собственной активности, самосовершенствования и самореализации.

Ключевые слова: профессиональное становление, личностное развитие, профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, самореализация, научно-методические основания.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Анализ отечественных психолого-педагогических исследований выявил сущность феномена «становление личности», под которым понимается непрерывный процесс прогрессивных изменений личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации. Таким образом, этот процесс можно охарактеризовать как процесс интегративный, объединяющий, и одновременно как движение личности на пути профессионального самоопределения, профессионализации, самоактуализации, самореализации и саморегуляции. Профессиональное самоопределение и самореализация представлены здесь как важнейшие этапы профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы, как выбор человеком для себя системы ценностей, образа жизни, норм морали и поведения. Самоопределение рассматривается как активный поиск возможного развития личности, формирование себя в качестве коллективного участника сообщества специалистов-профессионалов.

Под профессиональным самоопределением педагога понимается самостоятельное и осознанное согласование индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических возможностей с содержанием и требованиями педагогической деятельности, а также нахождение смысла выполняемого педагогического труда по обучению и воспитанию подрастающего поколения [1].

Профессиональное самоопределение педагога профессиональной школы предполагает наличие у него профессионально важных и социально значимых качеств личности, которые формируются в процессе усвоения социального опыта. Их наличие является непременным условием профессиональной пригодности личности к педагогической деятельности.

r\j Л r\j

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14336 УДК 371.132

Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональноличностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Концепт. - 2014. -№ 12 (декабрь). - ART 14336. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l4/14336.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Самореализация педагога профессиональной школы предполагает его собственное саморазвитие, самосовершенствование и формирование способности к непрерывному педагогическому творчеству. Только самореализующийся педагог способен создать условия для эффективной самореализации учащегося профессиональной школы на основе гармонизации трёх личностных сфер обучающегося («Хочу», «Могу», «Надо») [2].

Нами было выявлено [3], что интегративное значение феномена «профессионально-личностное становление и развитие педагога» заключается во взаимообусловленности, взаимопроникновении и взаимовлиянии одновременно протекающих процессов профессионального самоопределения, самореализации и социализации (для студентов педвузов - первичной социализации) субъекта педагогической деятельности. Происходит своеобразный процесс прогрессивного интегрированного изменения личности педагога под влиянием социальных воздействий и его собственной активности. Важно определить, каково психолого-педагогическое содержание данного феномена. В этом вопросе мы придерживаемся позиции Э. Ф. Зеера, согласно которой составляющими профессионального становления и личностного развития педагога являются профессиональная направленность, профессиональные педагогические компетенции, профессионально важные и социально значимые качества личности [4].

Профессиональная направленность личности выступает в качестве интегративного свойства, определяющего её отношение к педагогической профессии. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности. Немалую роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, например психологическая установка, под которой понимается не осознанная личностью готовность действовать определённым образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер деятельности. Интересна в этом отношении позиция Л. М. Митиной [5], которая профессиональную направленность трактует как систему ценностных ориентаций педагога, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов к утверждению в деятельности и общении.

Направленность личности педагога напрямую связана с системой педагогических целей и мотивами профессиональной деятельности, во многом определяя его мировоззрение и сформированность морально-нравственных качеств. По выражению В. А. Сластенина [6], профессионально-педагогическая направленность образует каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личности учителя, интерес к профессии, к профессиональной педагогической деятельности, устремлённость к овладению основами педагогического мастерства, формирование социально значимых качеств.

В электронном журнале «Концепт» в статье «Моделирование профессиональноличностного становления и развития педагога профессиональной школы» [7] нами представлена модель психолого-педагогической системы профессионально-личностного становления и развития педагога, т. е. системы, понимаемой как процессы развития, саморазвития и самореализации педагога-профессионала в ходе решения им профессиональных педагогических задач и овладения педагогическими компетенциями. Согласно данной модели, психолого-педагогическая структура профессионально-личностного становления и развития педагога состоит из следующих подструктур:

- профессиональное становление (образующие: профессиональная направленность, формирование компетенций и профессионально важных качеств);

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14336 УДК 371.132

Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональноличностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Концепт. - 2014. -№ 12 (декабрь). - ART 14336. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l4/14336.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

- профессиональное и личностное развитие (образующие: профессиональное самоопределение, продуктивная самореализация, педагогическое мастерство, профессиональная зрелость);

- социализация (усвоение социального опыта, формирование социально значимых качеств, развитое самосознание).

В статье изложены психолого-педагогические основания профессионально-личностного становления развития педагога, приводятся определения образующих подструктур исследуемой модели. Заинтересованного читателя авторы рекомендуют обратиться к литературному источнику [8].

Теоретико-методические основания профессионально-личностного становления и развития педагога можно рассматривать по двум основным направлениям:

- первое направление - теоретические основания профессионального становления и личностного развития педагога;

- второе направление - научно-методическое обеспечение процесса профессионализации субъекта педагогического труда.

Теоретические основания профессионального становления и личностного развития педагога

Теоретические основы профессионального становления и личностного развития педагога рассматриваются нами на уровне психолого-педагогических, акмеоло-гических и аксиологических оснований.

Психолого-педагогические основания

Частично эти основания рассматривались нами в отдельных изданиях, см., например, [9; 10; 11]. В кратком изложении отдельные аспекты психолого-педагогических оснований, обусловливающие интегративный характер процесса профессионализации педагога профессиональной образовательной организации, отмечены нами выше (профессиональное самоопределение, профессиональная направленность, продуктивная самореализация, профессиональная пригодность педагога-про-фессионала и др.). Остановимся здесь на понятиях «педагогическая компетентность» и «профессионально важные качества» (ПВК).

Профессиональная педагогическая компетентность понимается как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Профессиональную компетентность специалистов любого профиля принято делить на такие разновидности, как практическая (специальная), социальная, педагогическая, психологическая, информационная, коммуникативная, экологическая и валео-логическая компетентности. Каждая из этих компетентностей состоит из набора соответствующих профессиональных педагогических компетенций.

Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. ПВК могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности личности, убеждения, другие качества личности. ПВК играют исключительно важную роль в профессионально-личностном становлении педагога.

Можно заключить, что интегративное значение феномена «профессионально-личностное становление и развитие педагога» заключается во взаимообусловленности, взаимопроникновении и взаимовлиянии одновременно протекающих про-

r>j

3 ~

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14336 УДК 371.132

Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональноличностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Концепт. - 2014. -№ 12 (декабрь). - ART 14336. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l4/14336.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

цессов профессионального самоопределения, самореализации и социализации (для студентов педвузов - первичной социализации) субъекта педагогической деятельности. Происходит процесс прогрессивного интегрированного изменения личности педагога под влиянием социальных воздействий и его собственной активности.

Акмеологические основания

Шестой период профессионального становления педагога, по В. А. Дмитриевскому, достижение педагогом профессиональной зрелости [12]. Это длительный и относительно спокойный период профессионализации педагога, при котором возможны достижения наивысших и стабильных результатов в непрерывном процессе педагогической деятельности. Изучением закономерностей и механизмов развития человека на ступени его зрелости занимается педагогическая акмеология - наука о путях достижения высокого уровня профессионализма в работе педагога. По аналогии с профессиограммами в педагогической акмеологии разрабатывают аквеограм-мы - документы, в которых отражаются индивидуальные «траектории» восхождения педагогов к вершинам профессионализма, программы перехода от одного уровня профессионализма к другим, более высоким. Аквеограмма педагога соотносится с его профессиограммой. Планирование каждой новой ступени профессионализма подкрепляется перечислением тех профессионально важных качеств, которые необходимо достичь на определённой ступени развития, сообразуясь с данными про-фессиограммы педагога.

Педагогической акмеологией выявлены закономерности профессионального становления педагога, связанные с неравномерностью и гетерохронностью развития специалиста-профессионала. Неравномерность развития является следствием кризисов в профессиональной деятельности. Кризис определяется как резкий крутой перелом, тяжёлое переходное состояние. Каждый кризис свидетельствует о завершении одного этапа в жизни человека и начале перехода к другому этапу и последующему кризису. К примеру, любой психологический кризис сопровождается трудными психологическими состояниями и тяжёлыми эмоциональными переживаниями. Психологические исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют: кризисность (макро- и микрокризисы) является характерной особенностью индивидуального развития человека. Кризисы профессионального становления возникают на различных этапах жизненного пути человека. В основе возникновения кризисов профессионального становления лежит комплекс различных факторов:

- изменение социальной ситуации профессионального развития;

- возрастание требований к специалисту-профессионалу;

- рост или снижение профессиональных притязаний личности;

- обострение противоречий профессионального развития и др.

Кризисы в профессиональной деятельности человека играют позитивную роль. Такие кризисы всегда сопровождаются глубокими эмоциональными переживаниями, человек начинает осознавать необходимость смены старых способов деятельности, находит новые способы решения проблем, использует свои потенциальные возможности, мобилизует способности для преодоления возникающих противоречий.

Для педагога, например, один из кризисов профессионального становления может быть вызван новыми, повышенными требованиями к профессиональной подготовке как обучающихся, так и самих педагогов. В другом случае кризис может инициироваться через повышение требований к себе, к уровню профессиональной подготовки или снижение своей профессиональной самооценки. Обычно такие кризисы наступают на четвёртом или пятом году самостоятельной деятельности педагога. К

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14336 УДК 371.132

Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональноличностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Концепт. - 2014. -№ 12 (декабрь). - ART 14336. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l4/14336.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

этому времени педагоги достигают нормативно одобренного уровня профессиональной продуктивности, Они без особых проблем начинают справляться с решением всех учебно-воспитательных задач, обретают устойчивый статус в педагогическом коллективе, авторитет у администрации образовательного коллектива и обучающихся, могут свободно и вариативно оперировать учебным материалом.

Кризисные явления в профессиональной деятельности педагога нередко могут сопровождаться механизмами психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Одним из таких механизмов является синдром «эмоционального выгорания», присущий людям системы «человек - человек». Существуют различные определения феномена «выгорание», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Именно поэтому такой синдром чаще всего называют «профессиональным выгоранием». Это обстоятельство позволяет говорить о личной деформации специалиста-профес-сионала под влиянием длительного профессионального стажа и стрессовых ситуаций. Такой синдром характерен для коммуникативных профессий.

Аксиологические основания

В ст. 1 п. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.) отмечается, что образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В этике под благом понимают все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, представляет ценность для человека. Противоположностью блага принято считать отрицательную ценность или зло.

Между потребностями личности и ее системой ценностей существует тесная взаимосвязь. Система ценностей, входя в структуру личности, выражает уровень развития личности, влияет на особенности потребностного взаимодействия. Но потребности генетически первичны по отношению к системе ценностей личности как образованиям сознания. Следовательно, человека интересует не просто знание о каком-либо объекте. Его интересует значение этого объекта для удовлетворения его потребностей. В связи с этим человек оценивает все, что происходит в его жизни, по значимости каждого отдельного факта и тем самым реализует ценностное отношение к миру. В ценностном отношении к окружающему миру, собственно, и состоит специфика человека. В научном педагогическом коллективном сознании в качестве аксиологических приоритетов утверждается ориентация на гуманистические ценности (доброта, человечность, дружелюбность, совесть, справедливость, сопереживание), которые должны действовать в любом обществе.

В «Плане фундаментальных научных исследований Российской академии образования на 2013-2020 годы» (Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2012 № 2237-р) вопросам исследований ценностей современного отечественного образования и ценностных ориентаций личности отводится одно из важнейших мест. Предполагается проведение фундаментальных исследований по изучению: тенденций

(V С rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14336 УДК 371.132

Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональноличностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Концепт. - 2014. -№ 12 (декабрь). - ART 14336. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l4/14336.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

влияния демографических и социально-стратификационных факторов на структуру ценностных ориентаций, становление идеалов и формирование стилевых особенностей социокультурного поведения; индивидуальных особенностей развития личности во взаимосвязи социокультурных и эстетических ценностей; педагогических оснований ценностно-генеалогического подхода к воспитанию молодежи; технологий ценностно-генеалогического подхода к воспитанию личности современного информационного общества; педагогических условий формирования ценностного отношения студентов университетского комплекса к профессиональной деятельности.

Для педагогики освещение вопроса о приоритете тех или иных ценностей, определяющих цели воспитания, важно и потому, что, по мнению Н. Д. Никандрова, от того, на каком ценностном фундаменте будет построено воспитание и образование подрастающего поколения, «будут во многом зависеть изменения всей системы ценностей нашего общества, а значит, направления и темпы поступательного развития России» [13].

Аксиологические проблемы современной педагогики рассматриваются в исследованиях Б. М. Бим-Бада, М. В. Богуславского, В. И. Гинецинского, Л. Д. Гиревой, Т. Б. Игнатьевой, А. И. Мищенко, Н. Д. Никандрова, В. Г. Пряниковой, З. И. Равкина, В. М. Розина, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, П. Г. Щедровицкого и др. В педагогике исследователи считают ценностями то, что полезно для жизни ребенка, что способствует развитию и совершенствованию его личности, что связано с приоритетами профессиональной педагогической деятельности (призвание к труду учителя, сознание личностной и социальной ответственности за избранную профессию; талант педагога, его поисковоисследовательская деятельность; высокие нравственные личные качества учителя и коммуникативные способности, стиль общения с воспитанниками). При этом ценностью может выступать в педагогической системе как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок) и факт мысли (идея, образ, убеждение), так и внутренние качества личности. Соответственно, выделяются социально-педагогические, групповые, личностно-педагогические ценности, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания (З. И. Равкин, В. М. Розин, В. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов).

Ценностно-ориентационный компонент представляет собой систему ценностных приоритетов и содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль внутреннего ориентира. В нем аккумулированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые идеалы, служащие основанием профессионально-личностного становления и развития педагога. Ценностно-ориентационный компонент включает ценности:

- связанные с пониманием личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим окружением и др.);

- удовлетворяющие потребность в общении (общение с обучающимися, коллегами, референтными людьми и др.);

- ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (совершенствование творческих способностей, постоянное самосовершенствование и др.);

- позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, увлечённость педагогической профессией и др.);

- удовлетворяющие прагматические потребности (получение гарантированной работы, оплата труда, длительность отпуска, карьерный рост и др.).

Согласно Б. С. Братусю [14], «личностные ценности - это осознанные и принятые человеком наиболее общие, генерализованные смыслы его жизни». Именно общие смысловые образования (в случае их осознания - личностные цен-

r>j

6 ~

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14336 УДК 371.132

Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональноличностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Концепт. - 2014. -№ 12 (декабрь). - ART 14336. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l4/14336.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ности), являющиеся, на наш взгляд, основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, к другим людям, к самому себе. На рис. 1 нами представлены ценности как основа культуры.

Рис. 1. Ценности как основа культуры

Исходя из ценностей, лежащих в основе поисков человеком осмысленного своего бытия, В. Франкл строит свою классификацию [15]. В ее основу положены виды (формы) ценностей, ориентируясь на которые человек осуществляет поиск и обретение смысла своей жизни.

Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях (создавая творческие произведения), В. Франкл предлагает называть «созидательными». Помимо созидательных, по его мнению, существуют ценности, реализуемые в переживаниях, - это «ценности переживания». Из числа таких ценностей он подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом.

Кратко суммируя изложенное, приходим к выводам:

1) ценности, реализуемые в продуктивных творческих актах: трудолюбие, созидание, преобразование вещества природы в процесс трудовой деятельности (ценности созидания);

2) ценности, реализуемые в переживаниях красоты природы, красоты искусства (ценности переживания);

3) ценности, реализуемые в отношениях человека к человеку: любовь, дружба, сочувствие (ценности общения);

4) ценности, реализуемые в отношении человека к ситуациям, ограничивающим его возможности их трансформации (ценности отношения).

Личностные ценности отражаются в сознании в форме личностных ориентаций. Эти ориентации, будучи личностными, включают в себя широкий круг и

(V Т rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14336 УДК 371.132

Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональноличностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Концепт. - 2014. -№ 12 (декабрь). - ART 14336. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l4/14336.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ценностей социальных. Они признаются личностью, но не всегда принимаются ею в качестве собственных жизненных целей и принципов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иногда, говоря о ценностях, используют термин «ценностные ориентации личности» - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей, приобретая функцию важнейших регуляторов социального поведения.

Содержанием ценностных ориентаций личности являются мировоззренческие и нравственные убеждения человека, нравственные принципы поведения, а также привязанности. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации оказываются объектом целенаправленного воспитания.

Для выстраивания траектории профессионально-личностного становления и развития педагога следует отобрать ценности в соответствии с индивидуальнотворческими запросами и социально-педагогической обстановки (рис. 2).

К такой рекомендации по ранжированию ценностей мы пришли после анализа литературных источников и опытно-экспериментального исследования, проведенного нами в ФГБНУ «ИПООВ РАО» в 2013-2014 гг. Таким образом, в процессе профессионального становления и социального развития педагогам в первую очередь следует ориентироваться на следующие иерархически расположенные ценности: семейные ценности, человеческое благо, патриотизм, самоограничение, ответственность, солидарность, свобода, справедливость.

Справедливость является основополагающей, базовой ценностью. Каждая последующая ценность не может быть реализована без учета предыдущей. Представленная выше система обеспечивает устойчивость личности, преемственность поведения, определяет направленность потребностей и интересов. Целостность и устойчивость предложенной системы ценностей в конечном итоге определяют возможность становления и развития личности педагога.

Научно-методическое обеспечение процесса профессионального становления и развития педагога

Научно-методическое обеспечение процесса профессионального становления и личностного развития педагога нами рассматривается в русле психолого-педагоги-

8

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14336 УДК 371.132

Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональноличностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Концепт. - 2014. -№ 12 (декабрь). - ART 14336. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l4/14336.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ческого сопровождения педагога-профессионала, представленного совокупностью дидактических материалов и работой с ними (психодиагностические методики по определению критериев основных феноменов становления и развития педагога -профессиональной направленности, профессионального самоопределения, профпригодности и др.; диагностика профессионально важных и социально значимых качеств личности; использование института наставничества как одного из действенных механизмов сопровождения педагога-профессионала; формы и методы психолого-педагогического сопровождения педагога; психологическая помощь и поддержка педагога в процессе его профессионального становления и личностного развития). Однако данная проблематика - предмет отдельного рассмотрения.

Ссылки на источники

1. Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы: монография. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - С. 68.

2. Батаршев А. В., Лукьянов А. С., Макарьев И. С., Морозова Г. В. Теория и практика творческой самореализации личности: монография. - СПб.: Изд-во «Петрополис», 2013. - С. 59.

3. Батаршев А. В. Психолого-педагогические предпосылки профессионально-лично-стного становления и развития педагога профессиональной школы // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 4(12). - С. 54-57.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 356 с.

5. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: Дело. -1994. - 216 с.

6. Педагогика профессионального образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. В. А. Сластенина; В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. Г. Пашков [и др.]. - М.: Академия, 2004. - 368 с.

7. Батаршев А. В. Моделирование профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Современные научные исследования. Вып. 2. - Концепт. - 2014. -ART 54609. - URL: http://e-koncept.ru/-2014/54609.html - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965.

8. Там же.

9. Батаршев А. В., Макарьев И. С. Указ. соч.

10. Батаршев А. В., Лукьянов А. С., Макарьев И. С., Морозова Г. В. Указ. соч.

11. Батаршев А. В. Психолого-педагогические предпосылки ...

12. Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 202 с.

13. Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. - М.: Академия, 1997. - С. 131.

14. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - С. 91.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. - М.: Прогресс, 1990. - С. 221.

Anatoly Batarshev,

Doctor of Pedagogic Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Professor at the International Academy of Psychological Sciences, chief researcher, Institute of Pedagogical Education and Adults Education of the Russian Academy of Education, Saint Petersburg batarchev@mail.ru Igor Makariev,

Candidate of Pedagogic Sciences, Head of Psychological and Didactic Pedagogical Education, Institute of Pedagogical Education and Adults Education of the Russian Academy of Education, Saint Petersburg batarchev@mail.ru

Professional and personal becoming and development of a teacher: theoretical and methodical bases Abstract. The paper reveals the essence and theoretical and methodical bases of a phenomenon “professional and personal becoming and development of a teacher” as continuous process of progressive qualitative changes of the person under influence of social impacts, own activity, self-improvement and self-realization.

Key words: professional becoming, personal development, professional self-determination, professional suitability, self-actualization, the scientifically and methodical bases.

(V Q (V

научно-методический электронный журнал

Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональноличностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Концепт. - 2014. -№ 12 (декабрь). - ART 14336. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l4/14336.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14336

УДК 371.132

References

1. Batarshev, A. V. & Makar'ev, I. S. (2012) Professional'noe samoopredelenie i samorealizacija pedagoga professional'noj shkoly: monografija, FGNU IPOOV RAO, St. Peterburg, p. 68 (in Russian).

2. Batarshev, A. V., Luk'janov, A. S., Makar'ev, I. S. & Morozova, G. V. (2013) Teorija i praktika tvorcheskoj samorealizacii lichnosti: monografija, Izd-vo “Petropolis”, St. Peterburg, p. 59 (in Russian).

3. Batarshev, A. V. (2013) “Psihologo-pedagogicheskie predposylki professional'no-lichno-stnogo stanov-lenija i razvitija pedagoga professional'noj shkoly”, Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, № 4(12), pp. 54-57 (in Russian).

4. Zeer, Je. F. (2003) Psihologija professij: ucheb. posobie dlja stud. vuzov, Akadem. Proekt, Moscow; Delovaja kniga, Ekaterinburg, 356 p. (in Russian).

5. Mitina, L. M. (1994) Uchitel' kak lichnost' i professional (psihologicheskie problemy), Delo, Moscow , 216 p. (in Russian).

6. Slastjonin, V. A. (ed.) (2004) Pedagogika professional'nogo obrazovanija: ucheb. dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved., Akademija, Moscow, 368 p. (in Russian).

7. Batarshev, A. V. (2014) “Modelirovanie professional'no-lichnostnogo stanovlenija i razvitija pedagoga professional'noj shkoly”, Sovremennye nauchnye issledovanija. Vyp. 2, Koncept, ART 54609. Available at: http://e-koncept.ru/-2014/54609.html - Gos. reg. Jel № FS 77-49965 (in Russian)..

8. Ibid.

9. Batarshev, A. V. & Makar'ev, I. S. (2012) Op. cit.

10. Batarshev, A. V., Luk'janov, A. S., Makar'ev, I. S. & Morozova, G. V. (2013) Op. cit.

11. Batarshev, A. V. (2013) Op. cit.

12. Dmitrievskij, V. A. (2002) Psihologicheskaja bezopasnost' v uchebnyh zavedenijah, Ped. o-vo Rossii, Moscow, 202 p. (in Russian).

13. Nikandrov, N. D. (1997) Rossija: cennosti obshhestva na rubezhe XXI veka, Akademija, Moscow, p. 131 (in Russian).

14. Bratus', B.S. (1988) Anomaliilichnosti, Mysl', Moscow, p. 91 (in Russian).

15. Frankl, V. (1990) Chelovek v poiskah smysla: sb, Progress, Moscow, p. 221 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии

журнала «Концепт»

10 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.