Научная статья на тему 'Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления'

Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4103
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / CREATIVE SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL-AND-PERSONAL DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL-AND-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаршев Анатолий Васильевич, Макарьев Игорь Сергеевич

В статье профессиональное самоопределение и творческая самореализация педагога представлены в качестве основы профессионально-личностного становления и развития педагога. Раскрыто содержание психолого-педагогической системы сопровождения процесса становления педагога профессиональной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батаршев Анатолий Васильевич, Макарьев Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher’s creative self-realization as a basis for professional and personal development

The paper presents teacher’s professional self-determination and creative self-realization as the basis of her/his professional and personal development. The system of psychological and pedagogical support of vocational school teacher’s development is revealed

Текст научной работы на тему «Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления»

А. В. Батаршев, И. С. Макарьев

(Санкт-Петербург)

Творческая самореализация педагога как основа

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

В статье профессиональное самоопределение и творческая самореализация педагога представлены в качестве основы профессионально-личностного становления и развития педагога. Раскрыто содержание психолого-педагогической системы сопровождения процесса становления педагога профессиональной школы.

Самореализация личности педагога профессиональной образовательной организации (ПОО) имеет свою направленность и структуру, отличные от содержания самореализации педагога общеобразовательной школы. Особенное значение приобретает психо-лого-педагогическое, аксиологическое и ак-меологическое сопровождение профессионально-личностного становления педагога профессиональной школы. В этом просматривается преемственность проблематики самореализации личности педагога.

Вопросам профессионально-личностного становления и развития педагога посвящены работы Г. Д. Бабушкина, Л. В. Вершининой, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, М. В. Каминской, Е. А. Климова, А. А. Коростылёвой, Т. В. Кудрявцева, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Л. Ф. Михальцовой, С. И. Разу-ваева, В. А. Сластёнина, Г. Г. Солодовой, А. И. Тимонина, А. Р. Фонарёва, В. Д. Шадрико-ва и др. Профессионально-личностное становление педагога понимается как процесс развития, саморазвития, самореализации субъекта педагогической деятельности в ходе решения им профессиональных педагогических задач, овладения профессиональными педагогическими компетенциями. Вместе с тем это динамический процесс «развёртывания» психологических свойств и качеств личности педагога, проявляющийся в формировании интереса к педагогической деятельности, в овладении профессионально важными и социально значимыми качествами личности.

Однако саморазвитие и самосовершенствование личности всецело зависят от качественного продуктивного процесса самореализации педагога, то есть процесса, на основе ко-

торого формируется его способность к творческому педагогическому мышлению. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» провозглашает свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям, создание условий для самореализации каждого человека [9, ст. 3, п. 7].

Профессиональное самоопределение и самореализация наряду с профессиональной направленностью и социализацией выступают в качестве составляющих элементов структуры профессионально-личностного становления и развития педагога [1, с. 66-68].

В отечественной психологической литературе понятие «самореализация» представлено как «сбалансированное раскрытие всех аспектов личности, развитие генетических и личностных возможностей». Л. А. Коростылё-ва, исследующая данную проблему, уточняет: «Самореализация - это осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчество, содеятель-ность с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [5].

Самореализация педагога профессиональной школы предполагает постоянное нравственное совершенствование, стремление к непрерывному творческому саморазвитию. Если такого стремления к профессиональному становлению у студента педагогического вуза нет, из него педагога не получится, и об этом ему следует сказать прямо и открыто.

Процесс самореализации педагога не должен замыкаться сам на себя, его конечной целью является не только и не столько достижение высшей степени самосовершенствования и самоорганизации учителя, преподавателя, мастера производственного обучения, но прежде всего передача своим воспитанни-

кам опыта самоорганизации, самовоспитания, самообучения и самореализации. Достижение гармонизации личностных сфер («Хочу», «Могу», «Надо»), ценностные ориентации и смысложизненные установки учащихся создадут условия для их эффективной самореализации. Оказать им помощь в этом может только самореализующийся педагог. Эта гармонизация во многом зависит от соответствия личностной сферы обучаемых «Надо» социальным запросам общества. В процессе профессионального самоопределения эффективность этой гармонизации проверяется по показателю «профессиональная пригодность».

Креативность как способность к умственным преобразованиям и творчеству чаще всего отождествляется с творческими способностями личности. Практика показала: педагоги, обладающие способностью креативно мыслить, имеют достаточно высокий уровень интуитивного мышления. С большой долей вероятности можно говорить о прямой корреляционной зависимости между креативностью и интуицией. Педагог, обладающий креативностью, характеризуется набором позитивных качеств, среди которых основными являются преобладание дивергентного мышления над конвергентным, творческий потенциал, высокий уровень толерантности, развитые коммуникативные способности и способности к эмпатии. Креативности нельзя научить, если способности к творческому развитию у человека отсутствуют. Развитию креативности у студентов, будущих педагогов, способствует внедрение в учебный процесс активных методов обучения (групповые дискуссионные методы, социально-психологический тренинг, активные методы - мозговая атака, обратная мозговая атака, аналогия, метод параллельного мышления и др.).

Решающее значение в формировании творческого педагогического потенциала имеет способность педагога профессиональной школы к педагогической интуиции, под которой понимается совокупность одновременных и однонаправленных процессов неосознанности и внезапности нахождения решений конкретных педагогических задач. Такие задачи возникают у педагога постоянно, ежечасно, ежеминутно (переход от одного урока к другому, от образов к понятиям и наоборот, сосредоточение внимания на отдельном учащемся, а затем - группе и т. п.). Педа-

гогическая интуиция формируется в процессе социализации личности. Важнейшее значение имеет опыт первичной социализации будущего педагога. Без такого опыта качественного интуитивного мышления ожидать не приходится. Проявляется интуиция только при решении конкретных, значимых педагогических задач.

Процесс самореализации личности педагога немыслим без профессионального самоопределения и формирования его творческого потенциала. Самореализация личности как процесс на определённом этапе жизненного пути человека опосредована результатами его профессионального самоопределения, социализации и формирования творческого потенциала. Можно с большой вероятностью утверждать, что процессы самореализации, профессионального самоопределения и социализации педагога происходят постоянно и непрерывно, как бы рядоположено, на основе взаимовлияния и взаимообусловленности этих процессов [2].

Таким образом, самореализация педагога профессиональной школы предполагает собственное его саморазвитие и формирование способности к непрерывному педагогическому творчеству. Только саморазвивающийся педагог способен воспитать самовоспиты-вающегося учащегося, только самореализующийся педагог способен создать условия для эффективной самореализации учащегося общеобразовательной и профессиональной школы. Результатом самореализации педагога должна стать сформировавшаяся потребность в непрерывном его самосовершенствовании и самореализации. Удовлетворение педагогом этой потребности станет гарантом воспитания компетентных высоконравственных рабочих и специалистов квалифицированного труда.

Само слово «самоопределение» означает активный поиск возможного развития личности, формирование себя как участника сообщества профессионалов. Это не кратковременное явление, а длительный процесс самопознания и саморазвития, неотъемлемый элемент становления специалиста-профес-сионала. Профессиональное самоопределение педагога предполагает наличие у него профессионально важных и социально значимых качеств личности, которые формируются в процессе социализации и усвоения социального опыта. Их наличие является непремен-

ным условием профессиональной пригодности и формирования индивидуального стиля педагогической деятельности. Профессионально важные качества (ПВК] это любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. Профессиональное самоопределение выступает в качестве важнейшего этапа самореализации и первичной социализации студента педвуза

- этапа, предопределяющего направленность его жизненного пути и самостоятельный поиск значимых смыслов будущей педагогической деятельности.

Таким образом, профессиональное самоопределение педагога - это самостоятельное и осознанное согласование индивидуальнопсихологических и психофизиологических возможностей личности с содержанием и требованиями педагогической деятельности, а также нахождение смысла выполняемого педагогом труда по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Профессиональное самоопределение и творческая самореализация выступают в качестве основных этапов профессионально-личностного становления и развития педагога на его пути к вершинам профессионализма, педагогического мастерства и педагогической зрелости.

Рассмотрим некоторые концепции профессионального становления личности, используемые в процессе психолого-педагоги-ческого сопровождения будущего педагога.

Центральное место в концепции профессионального становления, разрабатываемой Т. В. Кудрявцевым, занимает разработка стадиальности процесса профессионального становления [6]:

I стадия - возникновение профессиональных намерений;

II стадия - профессиональное обучение;

III стадия - процесс активного вхождения в профессию;

IV стадия - полная реализация личности в профессии.

В концепции Э. Ф. Зеера в качестве основания для выделения стадий профессионального развития берется социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности. Им выделено 7 стадий: аморфной оптации, непосредственно оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной про-

фессионализации, профессионального мастерства [3].

А. Т. Ростунов в своей концепции главную задачу видит в создании эффективной системы управления формированием профессиональной пригодности, под которой понимается «совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивающая наибольшую эффективность его общественно полезной деятельности и удовлетворенность своим трудом» [13]. Процесс формирования профессиональной пригодности А. Т. Ростунов рассматривает с точки зрения системного подхода как большую систему, в которую входят четыре функциональных блока: профориентация, профотбор,

профподготовка и профадаптация. Каждый блок в свою очередь состоит из нескольких подсистем более низкого ранга, которые и обеспечивают функционирование как соответствующих подсистем, так и всей системы в целом. Автор выделяет четыре уровня адаптации: ознакомление; переход к самостоятельной деятельности; полная профессиональная самостоятельность; мастерство.

Ю. П. Поваренков активно разрабатывает собственную концепцию профессионального становления личности (ПСЛ). В качестве единиц периодизации в рамках концепции ПСЛ используются стадии, периоды и фазы. Стадии в основном совпадают с этапами профессиональной социализации личности, которых четыре: допрофессиональное развитие личности (подготовка к профессионализации); поиск и выбор профессии, учебного заведения; профессиональное обучение; самостоятельная профессиональная деятельность. Периоды являются компонентами стадий и возникают как результат конкретизации ПСЛ. В наиболее общем виде выделяются четыре стандартных периода: профессиональная

адаптация или завершение профессионального развития предыдущей стадии, устойчивый рост показателей; период наивысших достижений; период спада, которому может предшествовать стагнация.

Фазы являются результатом дальнейшей конкретизации ситуации ПСЛ и связаны с решением более частных задач профессионального развития [10].

Каждый период делится на ряд фаз в зависимости от решаемой задачи. Выделяются: фаза «послевступительной эйфории» и апробирования довузовских форм учебной дея-

тельности; фаза осознания неэффективности профессиональных форм учебной деятельности и формирование новых; фаза наивысшего развития учебно-академической деятельности студента.

В данной концепции в основе детерминации ПСЛ лежит система внешних и внутренних факторов, соотношение которых и определяет базовое противоречие профессионального развития. В качестве внешних факторов выступают профессиональные требования, предъявляемые к индивиду, и социально-профессиональные возможности, которые предоставляются ему в ходе профессионализации. К числу внутренних факторов относятся профессиональные притязания к условиям профессионализации [10].

Еще одной сильной стороной концепции Ю. П. Поваренкова является разработка критериев профессиональной продуктивности, профессиональной идентичности и профессиональной зрелости.

Профессиональная продуктивность (ПП) характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия ее результатов социально-профессиональным требованиям.

Профессиональная идентичность (ПИ) характеризует значимость профессии и профессионализации в целом для личности как средства удовлетворения и реализации своих потребностей, развития потенциала.

Профессиональная зрелость (ПЗ) свидетельствует о сформированности личностного контура регулирования процесса профессионального развития, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Профессиональная зрелость является ведущим показателем становления субъекта профессионального труда.

Все вышеуказанные аспекты концепции ПСЛ являются значительным вкладом в развитие целостной теории профессионального развития личности [15].

Таким образом, анализ подходов к сопровождению профессионального становления педагога в процессе его самореализации показал:

- на современном этапе развития российского общества наблюдается изменение требований к педагогу: от профессионала, выполняющего комплекс рабочих функций, от учителя-предметника - к самореализующейся личности, способной содействовать самореализации учащихся;

- для подготовки будущего педагога к профессиональному становлению необходимо создать условия для формирования профессиональных компетентностей, рефлексивных умений, мотивационной готовности и т.д.;

- необходима перестройка стратегии подготовки будущего педагога к профессиональному становлению в процессе его самореализации, обусловленная сложившейся социальной ситуацией, практикой современного образования [12];

- психологическое сопровождение профессионального становления - это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка [14];

- сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития личности. Проблема психолого-педагогического сопровождения профессионального становления будущего педагога представляется как система, направленная на создание условий для успешного обучения и психологического развития его личности, «как основа взаимодействия субъектов воспитания и обучения при решении проблем, связанных с процессом образования» [Там же];

- результатом психолого-педагогического сопровождения профессионального становления педагога в процессе его самореализации должно стать развитие и саморазвитие его личности, реализация его психолого-пе-дагогического способностей, знаний, умений, усилий педагогов различной направленности, навыков, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.

Литература

1. Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы : монография. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - 192 с.

2. Батаршев А. В., Лукьянов А. С., Макарьев И. С., Морозова Г. В. Теория и практика творческой самореализации личности : монография. - СПб.: Изд-во «Петрополис», 2013. - 254 с.

3. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности. -Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1988. - 116 с.

4. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. -СПб.: СПбГУ, 2000. - 232 с.

5. Коростылёва Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005. - 222 с.

6. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1975. - 305 с.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Между-нар. гуманитар. фонд, 1996. - 308 с.

8. Мельникова Т. А. Педагогическое содействие становлению готовности студентов к самореализации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Челябинск, 2004. - 177 с.

9. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.

10. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: УРАО, 2002. - 160 с.

11. Проничкина О. Г. Формирование готовности студентов к творческой профессиональной самореализации (на примере педагогического вуза): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Пенза, 2006. - 205 с.

12. Пряжников Н. П. Профессиональное и личностное самоопределение. - Воронеж: МОДЭК, 1996. - 246 с.

13. Рорстунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. - Минск : Вышэйш. шк., 1984. - 176 с.

14. Романова Е. С. Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионализации студентов // Высшее образование в России. - 2012. - № 8-9. - С. 61-67.

15. Фонарев А. Р. Психология личностного становления педа-гога-профессионала : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07.

- М., 2007. - 51 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.