Научная статья на тему 'Формирование личностно-профессиональных качеств педагога в здоровьесберегающей образовательной среде школы'

Формирование личностно-профессиональных качеств педагога в здоровьесберегающей образовательной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / FORMATION / PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES / HEALTH-SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисов А. С.

В статье описывается формирование личностно-профессиональных качеств педагога в здоровьесберегающей образовательной среде школы, анализируются различные точки зрения ученых в процессе формирования личностно-профессиональных качеств педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF THE TEACHER IN THE HEALTH-SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL

This paper describes the formation of personal and professional qualities of the teacher in the healthsaving educational environment of the school, analyzes different points of view of scientists in the process of personal and professional qualities formation of the teacher

Текст научной работы на тему «Формирование личностно-профессиональных качеств педагога в здоровьесберегающей образовательной среде школы»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ А.С. Фетисов

В статье описывается формирование личностно-профессиональных качеств педагога в здоровьесберегающей образовательной среде школы, анализируются различные точки зрения ученых в процессе формирования личностно-профессиональных качеств педагога

Ключевые слова: формирование, личностно-профессиональные качества, здоровьесберегающая

образовательная среда

Вхождение России в международное образовательное пространство предъявляет новые требования к развитию личностнопрофессиональных качеств педагога, к подготовке компетентного, творческого и саморазвивающего специалиста, способного адаптироваться в быстро меняющейся

обстановке, принимать самостоятельные ответственные решения, постоянно

совершенствуясь в профессии. Рассматривая структурно-содержательные характеристики личностно-профессиональных качеств педагога и их компонентов, будем исходить из определения профессионализма педагога в

здоровьесберегающей образовательной среде, которая рассматривается как основа формирования важных и личностнопрофессиональных качеств педагога,

акмеологических инвариантов профессионализма: креативность, адекватный уровень притязаний, мотивационная сфера, ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие педагога. Подготовка педагога нового типа в соответствии с требованиями контекстно-

компетентностной парадигмы возможно только, если здоровьесберегающая образовательная среда выступает основной детерминантой,

обеспечивающей личностно-профессиональные качества педагога.

В настоящее время личностнопрофессиональные качества педагога

рассматриваются в работах как отечественными, так и зарубежными учеными, но нет единого мнения в определении сущности понятия «личностно-профессиональные качества педагога по физической культуре», ее структуры, содержательного наполнения. Не изучено системно и комплексно, как

здоровьесберегающая образовательная среда влияет на формирование личностнопрофессиональных качеств педагога, не разработана технология формирования

Фетисов Александр Сергеевич - канд. пед. наук, доцент ВОИПКиПРО, e-mail: asfet-2011 @mail.ru

личностно-профессиональных качеств в деятельностном аспекте.

До недавнего времени в теории и на практике доминировал функциональный подход к описанию личностно-профессиональных качеств педагога и анализ его профессиональной деятельности. Этот подход рассматривался как один из этапов исследования с целью дать общее представление о технологической структуре личностно-профессиональных качеств педагога в профессиональной деятельности и ее инвариантных характеристиках. Однако эта деятельность может быть представлена только на основе системного подхода. «Деятельность» - это не реакция и не совокупность реакций, а система имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие [1]. Системный

анализ предполагает, на наш взгляд, выделение в процессе формирования личностнопрофессиональных качеств педагога не

отдельных элементов, а системообразующих характеристик, которые определяют его внутреннюю природу и качественное

своеобразие, принципы его построения и

структурирования.

Именно в структуре личности, в

комплексе личностных качеств и свойств С.Л. Рубинштейн усматривал те внутренние условия, через которые действуют те или иные внешние факторы. Ученый сформулировал новое,

отвечающее специфике природы психики, личности понимание принципа детерминизма. Согласно такому принципу, внешние условия не жестко и однозначно определяют сущность объекта и результат воздействия на него, а преломляясь через внутренние. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «... любое воздействие одного явления на другое преломляется через внутренние свойства того явления, на которое это воздействие оказывается». При этом результат такого воздействия зависит не только от явления или объекта на него воздействующего, но и от природы, от собственных внутренних свойств того предмета или явления, на которое это

воздействие оказывается[2].

В исследовании мы также

руководствовались методологической позицией Б.Г. Ананьева о том, что «... все четыре стороны

личности (биологически обусловленные

особенности, особенности отдельных

психических процессов, уровень

подготовленности или опыт личности, социально обусловленные качества личности) тесно взаимодействуют друг с другом». При этом «... доминирующее влияние, однако, всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением и направленностью,

потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами». Следовательно, сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями комплексы личностных и профессиональных

качеств педагога «. регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития» [3].

Современные исследования

профессионально важных качеств специалиста (М.В. Григорьева, А.В. Карпов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.Р. Фонарев, В.Д. Шадриков, и др.) проводятся на основе системного подхода. Любая деятельность реализуется на базе системы ПВК. Это означает, во-первых, что каждая деятельность требует определенной совокупности профессионально важных качеств, а во-вторых, последняя является не «механической» суммой качеств, а их закономерно организованной системой. Между отдельными ПВК устанавливаются

функциональные взаимосвязи компенсаторного и содейственного типов. Сама система профессионально важных качеств выступает как определенный симптомокомплекс субъектных свойств, специфичный для той или иной деятельности. Он не задан в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности. Более того, не только для деятельности в целом, но и для ее основных компонентов (ключевых действий, основных функций и др.) также формируются специфические подсистемы профессионально важных качеств. Поэтому с внутренней -собственно психологической стороны - процесс деятельности представляет собой динамическую смену целостных подсистем профессионально важных качеств, обеспечивающих каждый ее основной этап (действие, задачу, функцию).

Подтверждение важности и влияния личностно-профессиональных качеств педагога на формирование ЗБС школы мы находим в научной концепции А.Р. Фонарева,

раскрывающей психологические особенности личностного становления профессионала [3]. В структуре модели личности профессионала ученый выделяет четыре уровня

профессионально-важных качеств (ПВК) и доказывает, что от них зависит эффективное становление профессионала, эффективность его деятельности.

«. К первому уровню относятся деятельностные и поведенческие качества, такие как продуктивность, эмоциональная

устойчивость, выносливость, работоспособность, координированность движений. Ко второму уровню - индивидуально-психологические качества: темперамент, специфика протекания психических процессов, психологический тип, характер, способности. Третий уровень составляют социально-психологические

характеристики: социальные стереотипы и

установки общения, социальные сценарии и роли. Четвертый уровень содержит нравственнопсихологические качества, такие как мотивационная направленность, ценностные ориентации, смысловые образования личности»

[4].

По-мнению В.Д. Шадрикова, именно они (ПВК) выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляется внешние воздействия и требования деятельности»;

«влияют на эффективность деятельности» педагога в направлении обеспечения жизнедеятельности ЗБОС в школе.

В качестве ведущих условий создания, поддержания и развития ЗБОС школы выступает профессионализм педагога - его профессиональная направленность,

профессиональная компетентность и

профессионально важные качества (ПВК) (М.В. Григорьева, А.В. Кармов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.Р. Фонарев, В.Д. Шадриков).

Важным является замечание Г. С. Никифорова, который указывает, что ПВК подвержены определенной динамике и закономерным образом изменяются в процессе профессиональной деятельности на ее различных этапах.

К профессионально важным качествам относят и способности, но они, как подчеркивает В. Д. Шадриков, не исчерпывают всего объема ПВК.

Соглашаясь с В. Д. Шадриковым в том, что ПВК являются функциональными образованиями, включающими психические процессы, нельзя согласиться с тем, что личностные и индивидуально-типологические свойства не могут входить в состав ПВК. Такой подход мог быть оправдан при анализе "технических" профессий. На наш взгляд, необходимо расширить ПВК профессионала. Ученый сам указывает на тесную связь психических процессов, психических

образований и свойств личности: "Психические процессы обеспечивают формирование знаний и

умений, регулирование деятельности. На их основе, происходит формирование свойств личности". Нельзя не учитывать развитие личности в период профессионализации, что отмечалось выше. Сюда относится и формирование "профессионального характера", и формирование профессиональной

направленности (ценностных ориентаций, интересов, установок, мотивов деятельности и поведения). Каким образом можно судить, например, о профессионально важных качествах педагога, не учитывая наличия

коммуникативных, морально-нравственных

свойств, эмпатии и т.д.? [6]

Профессионально важные качества представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. С одной стороны, профессионально важные качества являются предпосылкой успешной профессиональной деятельности, а с другой стороны - они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя [8]

В педагогических исследованиях имеется значительное количество работ, посвященных анализу и многогранному характеру влияния личностных особенностей педагога на эффективность его педагогической деятельности. Ряд исследований посвящены изучению роли личности педагога, его профессиональной

компетентности на поддержание и совершенствование нравственного, физического, психического здоровья учащихся (Л. Б. Дыхан, Ю.В. Науменко, Т.И. Шамова, О.А. Шклярова и др.).

Ученые и практики раскрывают

профессиональный ресурс педагога, исследуют его роль в обеспечении здоровьесберегающей деятельности (Н.В. Гладких, И.С. Крылова, О.Н. Леонова, Т.М. Рыкова и др.).

Мы разделяем точку зрения Н. Е. Щурковой, которая правомерно отмечает:

«Обыденные суждения о личностной готовности педагога к профессиональной работе отличаются удивительным единодушием: всем известно,

каким должен быть педагог, все без сомнения принимают некоторый укрепившийся образ педагога-профессионала. В таком случае, если конкретный учитель не соответствует данному трафарету, такое несоответствие настораживает, порождает недоверие, даже враждебность и

опасение, как бы это не сказалось дурно на воспитании детей. Но очень редко задаются

вопросом обоснованности

общераспространенных представлений о личностных и профессиональных (добавлено и выделено нами) качествах педагога». Считаем, что в рамках исследования закономерностей взаимодействия ЗБОС школы и ЛПК педагога, данная идея требует особого рассмотрения. [7]

Описывая качества, необходимые педагогу для эффективной профессиональной деятельности, ученые используют ряд схожих, но не тождественных по смыслу, понятий -«профессионально важные качества»,

«профессионально личностные качества»,

«личностные качества», «способности педагога» и др.

В настоящем исследовании мы придерживались взглядов известных

отечественных ученых - В. А. Бодрова, В. Г. Зазыкина, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, В. Л. Марищука, и др. на состав и структуру ПВК специалиста.

В частности, В. А. Бодров достаточно широко определяет состав ПВК: «Вся

совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропологических и физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности, получили название «профессионально важные качества».

В.Л. Марищук (1982) пишет:

"Способности к тем или иным видам деятельности в существенной мере характеризуются степенью развития некоторых личностных черт (в частности, мотивации), а также ряда показателей психических, психомоторных процессов, физических качеств. Обычно их называют профессионально важными качествами". В дальнейшем автор называет эти качества "профессионально значимыми" (ПЗК). И далее дает им определение: "под

профессионально значимыми качествами (ПЗК) обычно понимают отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и

психомоторных процессов), а также физические

качества, соответствующие требованиям к

человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению этой

профессией. Как мы видим, к ПВК отнесены не только личностные, но и физические качества. В. Л. Марищук берет за основу схему структуры личности, разработанную К. К. Платоновым (Платонов К.К.,1986), и располагает ПЗК на всех уровнях личности, начиная от социальной направленности. [9]

Таким образом, актуализация системы «ЗБОС» школы, ее успешность определяется действенностью совокупности ее характеристик,

среди которых ведущее место занимают, на наш взгляд, личностно-профессиональные качества педагога, как качества, «влияющие на

эффективность осуществления его труда по основным характеристикам» (А. К. Маркова), то есть, с психологической стороны ПВК или ЛПК (В. А. Сластенин) как системокомплекс его

субъектных свойств обеспечивает каждый основной этап профессиональной деятельности педагога по формированию, поддержанию и развитию ЗБС в школе. Продуктивность данного процесса обусловлена и реализуется за счет сформированности у педагога определенной совокупности ЛПК. Подтверждение роли ЛПК педагога как системообразующего фактора ЗБС мы находим в научно-обоснованных содержательных характеристиках ее ведущих компонентов - ресурсного, ценностного, технологического, управленческого и

субъектного, представленных в первой главе работы [13]. Помимо такой компонентной модели ЗБОС необходимо выделить основные субъекты образовательной среды, деятельностью которых определяется состояние ее отдельных компонентов и их совокупности, а также степень их (компонентов) оптимальности. Речь идет об администрации, педагогах, учащихся и родителях, то есть действенность каждого из выделенных в исследовании компонентов ЗБОС находится под активным влиянием всех субъектов образовательного процесса, и, в первую очередь, педагогов. Их активность определяет успешность формирования, поддержания и развития самой среды школы, ее здоровьесберегающих функций.

Профессионально-личностные качества педагога - это та совокупность социальнопсихологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога (В. А. Сластенин). В том числе, на обеспечение среды, безопасной и комфортной для психологического, физиологического и духовного здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Литература

1. А.Н. Леонтьев Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - С.82

2. С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии - «Питер», 1998. 4-е изд. С. 712.

3. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008

4. Фонарев А.Р. Психологические

особенности личностного становления профессионала: Монография. - М.: Изд-во Московского психолого-

социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005

5. Маркова А.К. Психология

профессионализма. М., 1996.

6. В. Т. Шадриков Введение в

психологию. Мир внутренней жизни человека. — М., 2002.

7. Шуркова Н.Е. Педагогическая технология - М. 2002

8. Григорьева М.В. Психология труда М.: Высшее образование, 2006. - 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Марищук, Л. В. Психология развития и

педагогическая психология 2010 г.; Изд-во: Минск:

БГУФК

10. Комарова, Э.П. Психологопедагогические особенности развития интеллекта

обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского

государственного технического университета. - 2012. - Т.

8. № 10. 2. - С. 25-27.

11. Коваль Н. А. Гуманитарная среда вуза как важная предпосылка профессионального становления специалиста - Совершенствование психологопедагогической подготовки будущего учителя в свете модернизации системы Российского образования: Коллективная монография / Г.А.Ашихмина, Л. Д. Бобылева, О.В.Дрокина и др..; Отв. ред. В.Н. Яценко. -Мичуринск: МГПИ, 2005.

12. Абдалина, Л. В. Основные

характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2.- С. 131-134.

13. Фетисов, А.С. Здоровьесберегающая среда школы в контексте педагогической психологии [Текст] / А.С. Фетисов // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т.

9. № 3.2.- С.201-204.

Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

FORMATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF THE TEACHER IN THE HEALTH-SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL A.S. Fetisov

This paper describes the formation of personal and professional qualities of the teacher in the health- saving educational environment of the school, analyzes different points of view of scientists in the process of personal and professional qualities formation of the teacher

Key words: formation, personal and professional qualities, health-saving educational environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.