Научная статья на тему 'Становление концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности'

Становление концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3016
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОГЕНЕЗ / КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МЕНЕДЖЕРОВ / CONCEPT OF PSYCHOLOGICAL ENSURING OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PROFGENESIS / CONCEPT OF PSYCHOLOGICAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никифоров Герман Сергеевич, Шингаев Сергей Михайлович

В статье обсуждаются два направления исследований в зарубежной и отечественной психологии, которые предшествовали оформлению концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности. В первом случае речь идет об оценке профессионально важных качеств на разных этапах профессионального пути человека, во втором случае — о динамике становления профессионала. Раскрывается сущность концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, предложенной Г. С. Никифоровым в 1989 г. Рассматриваются диссертационные исследования, в которых эта концепция выступает в качестве методологической основы, а также работы, в которых она привлекается при изучении представителей различных профессий. Особо отмечается работа С. М. Шингаева, в которой данная концепция впервые в полной мере реализуется применительно к изучению вопросов профессионального здоровья менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the concept of psychological ensuring of professional activity

The article discusses two research areas in foreign and domestic psychology which preceded the concept of psychological ensuring professional activity. Th e first one focuses on assessment of professionally important qualities at different stages of a professional way of a person, the second one — assessment of formation dynamics of professionals. The article reveals the essence of the concept of psychological ensuring of professional activity offered by G.S. Nikiforov in 1989. In addition, it sheds light on dissertation researches in which this concept acts as a methodological basis, and also some works in which it is employed to carry out a research on representatives of different professions. The article pays special attention to S.M. Shingayev’s work in which the given concept is realized for the first time to the full extent in terms of studying the issues of professional health of managers.

Текст научной работы на тему «Становление концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности»

УДК 159.9 Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2013. Вып. 3

Г. С. Никифоров, С. М. Шингаев

СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности как целостная концепция имеет свою предысторию, которая связана с оформлением во второй половине XX в. вполне определенных направлений в изучении самой профессиональной деятельности. Обратимся сначала к зарубежному опыту. Здесь прежде всего обращают на себя внимание работы Э. Гинцберга, Дж. Сьюпера, Д. Холланда, Р. Хейвигхерста, М. Вудкока и Д. Фрэнсиса.

Э. Гинцберг подробно останавливается на профессиональном выборе человека, который, по его мнению, длится более десяти лет и включает в себя ряд взаимосвязанных решений. Процесс выбора профессии не только длительный, но и необратимый, поскольку принятое решение ограничивает дальнейшие возможности и в конечном счете заканчивается компромиссом между внешними факторами, среди которых существенное значение имеют престиж профессии, конъюнктура на рынке труда, и внутренними факторами (в частности, индивидуально-психологическими особенностями человека). Э. Гинцберг описывает профессиональное развитие как последовательно сменяющие друг друга специфические фазы. Его идеи легли в основу разработанных позднее теорий профессионализации (см. об этом: [1, с. 162-169]).

Широко распространенная в западной психологии периодизация развития профессионала, предложенная Дж. Сьюпером (работы 1957-1971 гг.; см., напр.: [2]), представляет собой ступенчатую модель профессионального развития. Им вводится понятие «профессиональная зрелость», понимаемое как поведение личности, соответствующее задачам профессионального развития для данного возраста. Акцент делается на индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер как способы реализации человеком Я-концепции. Концепция «карьерной зрелости» Дж. Сьюпера, объединяющая феноменологические концепты и ключевые положения дифференциальной психологии, опирается на понимание профессионального развития как длительного и целостного процесса развития личности. В этой теории стадии профессионального развития соотносятся с этапами жизненного пути человека (с его возрастом). Такой подход стал одним из наиболее популярных в работах как зарубежных, так и отечественных авторов.

В отличие от Дж. Сьюпера, Д. Холланд в своей работе делает акцент не на стадиальности развития человека в профессии, а на определении им своего личностного типа, поиске профессиональной сферы, наиболее соответствующей этому типу, и последующем выборе одного из четырех квалификационных уровней этой профессиональной сферы [3].

Никифоров Герман Сергеевич — доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

Шингаев Сергей Михайлович — кандидат психологических наук, профессор, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования; e-mail: [email protected] © Г. С. Никифоров, С. М. Шингаев, 2013

Альтернативное видение этапов профессионального пути предложил Р. Хейвиг-херст. В его понимании важны не столько потребности и способности человека, сколько приобретение установок и трудовых навыков, позволяющих стать полноценным работником.

М. Вудкок и Д. Фрэнсис связывают этапы профессионального развития с этапами развития карьеры человека. Описывая стадии деловой жизни (обучение, достижение успеха, переоценка ценностей, пенсионный период), они соотносят их с возрастом человека и выделяют главные переломные периоды [4, с. 117-119].

Сказанное выше позволяет сделать основной вывод: вопросы пролонгации профессионального отбора и собственно становления профессионала выходят на первый план в зарубежной психологии профессиональной деятельности во второй половине XX в.

В отечественной науке интерес к профессиональной деятельности человека изначально носил дискретный характер и сводился в основном к рассмотрению отдельных этапов профессионального пути. Так, психотехника, получившая распространение в 1910-1930-х годах и изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном сосредоточивалась на вопросах профориентации, профотбора и профобучения. С середины 1970-х годов всё активнее начинают изучаться закономерности динамики профессионально важных качеств и профессиогенеза. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Первое и наиболее детально разработанное направление связано с созданием систем оценки профессионально важных качеств (ПВК) в процессе отбора в профессию и изучения последующей динамики их развития в ней. Профессиональный психологический отбор был впервые введен в нашей стране в середине 1970-х годов в летных училищах, а затем распространился и на другие виды профессий. Первоначально он был ориентирован только на «входной» отбор, т. е. психологическое обследование претендентов на этапе поступления в училище. Однако уже в начале 1980-х годов специалисты по профессиональному отбору всё чаще стали высказывать мысль о необходимости перехода к принципу «этапности» отбора (о нем же говорили как о принципе динамического, пролонгированного отбора). Этот принцип предусматривает определенную последовательность мероприятий, обеспечивающих накопление информации о человеке на разных этапах его профессиональной деятельности: первичный (входной) отбор; распределение по специальностям; профориентирование при распределении на службу; сбор сведений об успешности последующей профессиональной деятельности (обратная связь). Этапность отбора предполагает процедуру постоянного, непрерывного изучения состояния и степени выраженности профессионально важных качеств субъекта деятельности на всем протяжении его профессиональной подготовки и последующей работы по специальности. Реализация принципа этапности осуществляется путем периодического психологического обследования, а также сбора, обобщения и анализа информации о проявлении свойств личности, в том числе и профессионально важных качеств, в различных сферах жизни и профессиональной деятельности специалиста. Таким образом, обращение к этому принципу предусматривает уже более развернутое во времени психологическое обеспечение профессионального отбора, которое осуществляется на различных, но взаимосвязанных этапах профессиональной деятельности. Справедливости ради надо заметить, что мысль, созвучная этому принципу, уже высказывалась значительно раньше применительно к проблеме профессиональной ориентации. По мнению Ф. Р. Дунаевского, профессиональная ориентация не должна

носить статического характера и ограничиваться только однократными испытаниями, стремясь на основании их результатов окончательно рассортировать людей по «готовым и неподвижным профессиональным ложам» [5]. Напротив, к этой проблеме надо подходить как к динамической, нацеленной не только на выявление, но и на развитие заложенного в человеке потенциала.

Рассмотрение динамики профессиональной деятельности через призму ПВК человека стало в определенный момент доминирующей тенденцией в отечественной психологии и получило свое развитие в трудах А. А. Крылова, К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Б. Ф. Ломова, Ю. П. Поваренкова, Л. М. Митиной, В. Ю. Рыбникова, А. А. Благинина и др.

Отметим одно из первых исследований процесса становления ПВК, представленное в работе С. Р. Демидова [6]. На примере профессиональной деятельности пилотов им было показано, что с увеличением стажа работы у последних развиваются профессионально важные особенности мышления, снижается тревожность, формируется адекватная самооценка и усиливается самоконтроль за собственными действиями.

Тема развития профессионально значимых качеств (ПЗК) на разных этапах профессионального пути получила свое раскрытие в докторской диссертации В. Л. Марищу-ка [7]. Исследуя динамику ПЗК в процессе профессиональной деятельности, начиная с этапа профотбора, он указывает на нелинейность связей ПЗК с успехами в профессиональной подготовке. В. Л. Марищуком сделаны выводы, которые, на наш взгляд, имеют принципиальное значение: 1) при высокой мотивации к профессии и некоторых недостатках, например в важных психомоторных качествах, эти качества можно своевременно корригировать; 2) накопленные в ходе профотбора психодиагностические материалы содержат не только информацию для экспертного заключения о пригодности абитуриента, но и сведения для организации индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе и последующей работы по формированию, совершенствованию и развитию ПЗК; 3) выявлено существенное положительное воздействие предварительного целенаправленного формирования ПЗК и развития таким путем соответствующих способностей на успешность профессиональной подготовки и последующей профессиональной деятельности. Тем самым автор подтверждает идею о необходимости пролонгированного рассмотрения ПЗК на разных этапах профессионального пути: на стадиях профотбора, профессиональной подготовки и в дальнейшем — на этапе профессиональной деятельности.

Идея пролонгированного профотбора находит своих последователей и в наши дни. Так, изучению закономерностей динамики ПВК военных врачей в процессе профессионализации посвящена докторская диссертация В. А. Корзунина [8], исследованию гетерохронности развития ПВК личности управленцев в ходе повышения квалификации — кандидатская диссертация А. А. Виноградова [9] и ряд других работ.

Другое крупное направление в отечественной психологии профессиональной деятельности связано с рассмотрением проблем профессиогенеза, профессионального развития человека.

Одним из первых это направление начал развивать В. Д. Шадриков, разрабатывая концепцию системогенеза деятельности (1976-1982 гг.). Апробированная на моделях двух основных видов деятельности человека (учебной и профессиональной), концепция системогенеза опирается на понимание психологической системы деятельности как динамичной, преломляющейся в ПВК. Выделяя в психологической системе

17

профессиональной деятельности функциональные блоки (мотивы и цели профессиональной деятельности, программу деятельности, информационную основу деятельности, принятие решения, подсистему ПВК), В. Д. Шадриков анализирует процессы развития и трансформации указанных блоков на разных этапах профессионализации [10].

Начиная с 1980-х годов отечественными учеными предпринимались попытки создания целостных теорий профессионального развития человека. Так, Т. В. Кудрявцев разрабатывал концепцию профессионального становления личности внутри учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Была предложена периодизация профессионального развития, опирающаяся на хронологический возраст человека [11]. Такие же стадии профессионального развития, опирающиеся на возраст человека, мы встречаем и в работе А. Т. Ростунова [12]. Процесс формирования профессиональной пригодности он рассматривает как систему, состоящую из четырех функционально взаимосвязанных подсистем: профориентации, профотбора, профподготовки, профадаптации.

В конце XX — начале XXI столетия в отечественной психологии появился целый ряд концепций профессионального развития.

Исследования процесса становления личности в профессионально-образовательном пространстве в единстве его психологических и педагогических составляющих нашли отражение в работе Э. Ф. Зеера [13]. Он изучал одну из сторон профессионального пути человека, а именно вопросы развивающего профессионального образования.

Занимаясь с середины 1980-х годов проблемой психофизиологии профессиональной деятельности и обучения человека в авиакосмических системах, В. А. Пономаренко [14] выдвинул концепцию регулирующей функции психического образа в деятельности, ставшую впоследствии основой для решения ряда практических задач профессиональной подготовки и проектирования технических средств обучения. Разрабатывая принципы, методы и средства воспитания личности профессионала, подготовки его к деятельности в экстремальных условиях, В. А. Пономаренко, по существу, заложил основы нового направления в психологической науке — психологии формирования профессионала опасных профессий, разработал систему специальной подготовки, направленной на формирование психологической надежности профессионала в особых условиях деятельности, систему психолого-педагогических воздействий, нацеленных на развитие ПВК курсантов летных училищ.

В. А. Бодров, изучая проблему развития личности субъекта деятельности на профессиональном пути, сформулировал понятие профессионализации как процесса формирования специфических видов трудовой деятельности личности на основе развития и структурирования совокупности профессионально ориентированных ее характеристик [15]. Профессионализация как длительный процесс, по мнению автора, продолжается весь активный период жизни человека, в течение которого он выполняет профессиональную деятельность.

Свой вклад в разработку модели профессионализации личности внес Ю. П. Пова-ренков (работы 1991-2002 гг.; см., напр.: [16]). Понимая под профессионализацией процесс формирования личности и деятельности профессионала, он выделяет стадии, периоды и фазы процесса профессионального становления личности. Наиболее полно разработана автором тема профессионального самоопределения личности. При этом он, как и Е. А. Климов, справедливо отмечает, что профессиональное самоопределение

18

не исчерпывается только стадией оптации, но реализуется и на более поздних стадиях профессионализации.

В психологической концепции профессионализации, предложенной А. К. Марковой [17], путь человека в профессии описывается через пять уровней профессионализма (допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм, послепрофессионализм), девять этапов профессионализма (внутри уровня профессионализма — адаптация к профессии, самоактуализация в профессии, свободное владение профессией; внутри уровня суперпрофессионализма — свободное владение профессией в форме творчества, свободное владение несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой, творческое самопроектирование себя как личности профессионала), ступени профессионализма.

В представленной Е. А. Климовым классификации этапов профессионализации выделяются следующие фазы: фаза оптанта — период выбора профессии; фаза адепта — освоение профессиональных знаний и умений, а также системы профессиональных ценностей; фаза адаптанта — вхождение в профессию и привыкание к ней; фаза интернала — приобретение профессионального опыта; фаза мастерства — квалифицированное выполнение трудовой деятельности; фаза авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации; фаза наставничества — передача профессионалом своего опыта. Возможны как последовательная смена фаз, так и возвращение к предыдущим (например, при выборе узкой специальности или при смене места работы) [18].

Следует отметить, что изучение вопросов развития профессионализма выходит в последующие годы на всё более высокий уровень их методологического и теоретического рассмотрения, о чем свидетельствуют докторские диссертационные работы Л. В. Абдалиной [19], М. И. Плугиной [20], И. П. Краснощеченко [21].

Итак, подведем итог сказанному выше. Можно говорить о двух достаточно хорошо оформившихся подходах, в которых присутствует концепция генеза в профессиональной деятельности. В первом случае речь идет об оценке ПВК на разных этапах профессионального пути человека (чаще всего — на этапе профотбора), а во втором случае — о динамике становления профессионала. По сути дела, оба подхода органично вписываются в психологическое обеспечение профессиональной деятельности, но при этом не исчерпывают все возможное его содержание.

Одним из первых на необходимость рассмотрения человека в ракурсе всего жизненного, в том числе и профессионального, пути обратил внимание Б. Г. Ананьев. В изданной в 1968 г. монографии «Человек как предмет познания» он писал: «Фазный характер развития социальной активности проявляется в смене состояний основной (творческой, профессиональной) деятельности и может быть более или менее точно определен хронологически-биографическим методом. Каждая из этих фаз: подготовительная старт, кульминация («пик»), финиш — характеризует структурное изменение субъекта деятельности» [22, с. 161]. Б. Г. Ананьев говорит о важности рассмотрения жизненного пути человека как субъекта деятельности: «Основными формами развития субъектных свойств человека являются подготовка, старт, кульминация и финиш, в общем, история производственной деятельности человека в обществе» [23, с. 211].

Дальнейшая конкретизация и развитие этой точки зрения были получены в рамках психологии труда и прежде всего — инженерной психологии.

В 1972 г. в своем докладе на семинаре в Институте психологии при Карловом университете (Прага) Г. С. Никифоров высказал суждение о том, что «проблема обеспечения

19

надежности человека-оператора в системах "человек — машина" носит эволюционный характер и должна решаться в определенной последовательности. Формирование и поддержание требуемого уровня надежности человека-оператора распределяется во времени на ряд последовательно сменяющих друг друга этапов, начиная с выбора профессии, на каждом из которых решаются свои специфические задачи» [24, с. 8].

В статье 1975 г. автор, развивая свою мысль, говорит о том, что «главной целью проблемы надежности человека-оператора является обеспечение требуемого уровня надежности работы оператора в конкретной системе "человек-техника" (СЧТ). Добиться этого конечного результата можно, только решив целый ряд промежуточных проблем и достигнув при этом соответствующих подцелей, опираясь на совокупность необходимых научных дисциплин... В принципе, реализация общей программы по обеспечению надежной работы человека-оператора должна осуществляться на тех же основных этапах, на которых обеспечивается надежность технических средств конкретной СЧТ. Этими этапами являются проектирование, производство и эксплуатация» [25, с. 134-135].

В докладе на последнем Всесоюзном съезде Общества психологов СССР, проходившем в 1989 г. в Москве, Г. С. Никифоров дает более расширенную трактовку своей позиции и впервые вводит в рассмотрение концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности (ПОПД). В том же году она была впервые опубликована [26], а в 1996 г. автор предложил более развернутую интерпретацию концепции, остановившись также на вопросах ее предыстории [27].

Центральная идея концепции ПОПД заключается в том, что речь должна идти о сквозном психологическом обеспечении любого вида профессиональной деятельности от «входа» в профессию и до «выхода» из нее. Осуществить психологическое обеспечение профессиональной деятельности — это значит воплотить в ее реализации все те уже известные и апробированные психологические знания, которые в конечном счете помогут добиться соответствия имеющимся требованиям в части надежности, эффективности, качества выполнения человеком своих профессиональных функций. Если сама концепция ориентирует на максимально возможную включенность психологии в профессиональный маршрут человека, то процесс ее практической реализации предполагает, что психологи-специалисты как бы шаг за шагом следуют за человеком, начиная с этапа профессионального самоопределения и далее, обеспечивая решение тех вопросов, задач, которые возникают перед субъектом деятельности на профессиональном пути и успешное решение которых с необходимостью предусматривает обращение к тем или иным разделам психологического знания, в том числе и из области психологии профессиональной деятельности. На этом пути нет более или менее второстепенных вопросов — всё важно и всему свое время. Для обеспечения сути этого процесса автор вводит понятие «сопровождение». В такой смысловой трактовке оно получило в дальнейшем широкое распространение как в психологической, так и в педагогической литературе. Концепция утверждает, что на этой, в сущности, самой длительной и важной дистанции в жизни человека, процесс непрерывного психологического сопровождения следует рассматривать в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального совершенствования.

Успех практической реализации предложенной концепции самым непосредственным образом зависит от наличия и совершенства методических средств, применяемых при решении тех или иных задач в рамках таких в самом общем плане взаимосвязанных, распределенных во времени и последовательно сменяющих друг друга этапов, как

20

профессиональное самоопределение («вход» в профессию), профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, регулярная профессиональная деятельность, повышение профессиональной квалификации, «выход» из профессии (адаптация к новым условиям жизнедеятельности).

1 сентября 1989 г. на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета под руководством Г. С. Никифорова открылась кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности, в основу методологической, научно-практической и учебной деятельности которой была положена концепция ПОПД. В 2010 г. выходит подготовленная сотрудниками кафедры коллективная монография «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Теория и практика» [24], где несравненно более развернуто по сравнению с первым изданием (1991 г.) представлено психологическое содержание этапов профессиональной деятельности и решение входящих в них задач.

Начиная с 1989 г. концепция входит в практику научного обращения. С одной стороны, ПОПД становится методологической основой ряда диссертационных исследований, таких как работы Р. А. Березовской [28], Ф. И. Алексеевой [29], З. Ф. Дудченко [30], Г. А. Токаревой [31], Н. Г. Соболева [32], Л. Г. Чернышевой [33], Ю. И. Видановой [34], Н. Е. Пурнис [35]. С другой стороны, в начале 1990-х годов она начинает всё чаще привлекаться при изучении представителей конкретных профессий. В диссертации Ю. Н. Сливкина [36] предпринята первая попытка применить ее при исследовании профессии менеджера. Концепция ПОПД положена в основу докторской диссертации

A. Г. Маклакова, посвященной психологическим проблемам сохранения профессионального здоровья военнослужащих [37]. В качестве ключевых этапов автор вводит в рассмотрение профессиональный психологический отбор, психологическое сопровождение деятельности и психологическое обеспечение реабилитации. При этом основной исследовательский акцент в работе сделан на феномене личностного адаптационного потенциала (ЛАП).

Перечень исследований по психологическому обеспечению деятельности представителей разных профессий можно расширить, включив в него работы Т. В. Шеломовой [38], С. Л. Ленькова [39], А. В. Кокурина [40], А. В. Шленкова [41], П. С. Пряжникова [42],

B. Н. Машкова [43], С. П. Ивановой [44], Т. В. Казак [45] и др.

В монографии С. М. Шингаева «Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров» [46] впервые в современной психологии менеджмента делается попытка, опираясь на концепцию ПОПД, раскрыть заявленную в заглавии монографии тему. При этом впервые в работе по психологическому обеспечению профессиональной деятельности вводится в рассмотрение вся совокупность основных этапов, составляющих базис концепции ПОПД.

Основная цель первого этапа («вход» в профессию, профессиональное самоопределение) — исключение ошибок в самом выборе профессии, которые могут привести впоследствии не только к падению удовлетворенности трудом, но и к возрастанию риска профессиональных заболеваний и в целом — к деформации в психическом самочувствии человека. Школьники, выбирающие профессию менеджера, должны получить необходимую осведомленность не только о ее привлекательных сторонах, но и о тех весьма серьезных требованиях, которые она предъявляет к здоровью.

На этапе профессиональной подготовки будущих менеджеров процесс их обучения должен предусматривать, наряду с овладением специальными знаниями, возможность

21

обретения студентами определенных навыков по формированию и сохранению собственного здоровья.

Успешность прохождения этапа первичной профессиональной адаптации менеджера можно оценить по степени его удовлетворенности выполняемой деятельностью, установлению деловых отношений с коллегами и подчиненным ему персоналом, своевременности и безошибочности выполняемых им профессиональных функций, умению не создавать предпосылки себе и другим для травм и аварий, осуществлению деятельности без угрозы для здоровья.

На этапе регулярной профессиональной деятельности профессиональное здоровье менеджеров находится под влиянием многих факторов, но самым грозным из них остается психологический стресс. На разработке соответствующих копинг-стратегий сосредоточены усилия многих специалистов в области психологии менеджмента.

Этап повышения квалификации позволяет менеджеру расширить состав своих профессиональных компетенций, создать необходимый образовательный базис для дальнейшего карьерного роста. На этом же этапе он может усовершенствовать свои возможности в плане стрессоустойчивости, повысить свою готовность решать задачи повышенной сложности без неоправданных энергетических затрат, без ущерба для здоровья.

Этап «выхода» из профессии остается практически не исследованным в психологии менеджмента. Его основная задача заключается в психологическом обеспечении перехода менеджера на пенсию без ущерба для его здоровья и последующей адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Рассмотрение всех вышеназванных этапов С. М. Шингаев наполняет результатами собственных исследований, приводя для каждого из них соответствующий набор методических средств.

Литература

1. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 192 с.

2. Super D. E. Vocational development. New York: Harper and Row, 1957. 391 p.

3. Holland J. L. Explorations of a theory оf vocational choice // J. Appl. Psychol. 1968. Vol. 52. No. 1. P. 1-37.

4. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М.: Дело, 1991. 320 с.

5. Дунаевский Ф. Р. Проблема профессионального подбора (выбор профессии). Харьков: Время, 1923. 156 с.

6. Демидов С. Р. Изучение психических свойств личности в летной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1980. 221 с.

7. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. Л.: ВДКИФИ, 1982. 54 с.

8. Корзунин В. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб.: ФГУП «СПб Гос. газ. компл.», 2002. 44 с.

9. Виноградов А. А. Гетерохронность развития профессионально важных качеств личности управленцев в ходе повышения квалификации: дис. ... канд. психол. наук. М.: РАГС, 2001. 142 c.

10. Шадриков В. Д. Генезис психологической системы деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. С. 184-198.

11. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1985. 108 с.

12. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. Минск: Вышэйшая школа, 1984. 175 с.

13. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.

14. Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика. М.: Воениздат, 1992. 224 с.

22

15. Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психоло-гичесеи исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. С. 3-26.

16. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности: основные психологические концепции профессионализма. Курск: КГПИ, 1991. 132 с.

17. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

18. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов/Д.: Феникс, 1996. 512 с.

19. Абдалина Л. В. Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2008. 54 с.

20. Плугина М. И. Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.: Изд-во РАНХ и ГС, 2009. 58 с.

21. Краснощеченко И. П. Акмеологическая концепция становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.: МГППУ, 2012. 47 с.

22. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 340 с.

23. Ананьев Б. Г. Основные характеристики человека и его развития // Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. С. 187-211.

24. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2010. 816 с.

25. Никифоров Г. С. Системный анализ проблемы надежности человека-оператора // Вестник ЛГУ. Серия: Экономика. Философия. Право. 1975. Вып. 4. № 23. С. 134-135.

26. Никифоров Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Работа с кадрами — научное обеспечение / под ред. Ю. Н. Голубева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 188 с.

27. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 176 с.

28. Березовская Р. А. Отношение менеджеров к своему здоровью как к фактору профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 23 с.

29. Алексеева Ф. И. Психологические факторы сохранения адпатированности к профессии у лиц пенсионного возраста (на примере учителя): автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. 28 с.

30. Дудченко З. Ф. Психологические особенности поддержания профессионального здоровья (На примере преподавателей вузов) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 26 с.

31. Токарева Г. А. Психологические аспекты нравственного компонента профессиональной деятельности менеджера: дис. ... канд. психол. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 180 с.

32. Соболев Н. Г. Психологическое обеспечение адаптации выпускников высших образовательных учреждений к службе в уголовно-исполнительной системе ФСИН России: дис. ... канд. психол. наук. Вологда: Изд-во АФСИН, 2007. 265 с.

33. Чернышева Л. Г Психологические детерминанты профессионального становления педагогов по физической культуре: дис. ... д-ра психол. наук. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. 506 с.

34. Виданова Ю. И. Особенности психического выгорания и преодолевающего поведения у административных работников государственной службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб.: СПбГУП, 2008. 25 с.

35. Пурнис Н. Е. Возможности арт-терапии в психологическом обеспечении деятельности менеджера: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб.: Аг1-хрге88, 2 0 08 . 24 с.

36. Сливкин Ю. Н. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера: дис. ... канд. психол. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. 18 с.

37. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 37 с.

38. Шеломова Т. В. Социально-психологическое обеспечение деятельности менеджера: дис. ... канд. психол. наук. М.: Изд-во МОСУ, 2001. 147 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Леньков С. Л. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности экономиста в современных информационных средах: дис. ... д-ра психол. наук. Тверь: Изд-во ТГУ, 2004. 388 с.

40. Кокурин А. В. Психологическое обеспечение экстремальной деятельности // Развитие личности. 2004. № 1. С. 190-204.

41. Шленков А. В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии: автореф. дис. . д-ра психол. наук. СПб.: СПбГУ ГПС МЧС России, 2010. 44 с.

42. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.

43. Машков В. Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005. 304 с.

23

44. Иванова С. П. Психологическая концепция и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки психологов МЧС: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб.: СПУ ГПС МЧС России, 2011. 43 с.

45. Казак Т. В. Концептуальные основания психологического сопровождения психосоциальной адаптации субъектов учебной и профессиональной деятельности системы органов внутренних дел: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Тверь: Изд-во ТГУ, 2012. 40 с.

46. Шингаев С. М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров: монография. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. 176 с.

Статья поступила в редакцию 10 апреля 2013 г.

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.