УДК 159.9
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА КАК КОМПОНЕНТА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
А.С. Фетисов
В статье рассматриваются содержательные характеристики личностно-профессиональных качеств педагога, описывается влияние здоровьесберегающей среды на личностно-профессиональные качества педагога
Ключевые слова: личностно-профессиональные качества, здоровьесберегающая среда, содержательные характеристики
Основой стратегии закона «Об образовании» в «Национальной доктрине образования РФ» становится гуманистическая концепция
перерастания традиционной нормативно-функциональной модели в личностно-ориентированную. Именно поэтому с учетом социально-экономических изменений в стране меняются задачи формирования здорового образа жизни при подготовке будущего педагога по физической культуре.
В энциклопедическом словаре в термине «здоровый образ жизни» слово «образ» существует как отражение картины реального мира, с одной стороны. С другой, его можно представить как «способ жизни».
В философии термин «образ» трактуется как результат образовательной (познавательной) деятельности субъекта, отражение в сознании предметов, явлений объективной реальности. Словосочетание «образ жизни» в словарях истолковывают как понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые общественно-экономической
ситуацией. Образ жизни охватывает труд, быт, формы использования свободного времени, нормы и правила поведения людей, их участие в политической и общественной жизни [1]
При исследовании категорий «образа жизни» выделен ряд показателей, основными из которых являются уровень, качество и стиль жизни. В данной структуре наиболее значимым является стиль жизни, под которым понимается способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью разнообразных приемов [1].
Вместе с тем здоровый образ жизни отражает интегральную характеристику взаимосвязи индивидуального здоровья с множеством факторов здоровьесберегающей образовательной среды.
Следовательно, анализ научный литературы позволяет выделить компоненты здорового образа жизни:
С одной стороны, поведение ассоциируется с соблюдением режима труда и отдыха; питанием; двигательным режимом; культурой физической активности; личной гигиеной; медицинской активностью и сохранением здоровья. С другой
Фетисов Александр Сергеевич - ВОИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]
стороны, личностное поведение обучающихся направлено на борьбу с вредными привычками.
Таким образом, в детском возрасте формируются основы умственной и двигательной деятельности, закаливание организма, соблюдение режима дня и питания, то есть соблюдение здорового образа жизни.
Анализ определений и понятий здорового образа жизни позволил определить здоровый образ жизни как:
- интегральный показатель культуры в социуме, основанный на санитарно-гигиенических нормах (Н.М. Амосов. Ю.П. Лисицын, И.И. Брехман) с учетом мотивационно-ценностного отношения, сознания, поведения в ценностно-ориентированной деятельности личности [3].
В научных исследованиях здоровый образ жизни ассоциируется с образом жизни в социуме, который способствует раскрытию творческих возможностей школьников, использованию эмоциональных, интеллектуальных и физических ресурсов каждого школьника, направленных на удовлетворение личных потребностей.
Формирование здорового образа жизни -многоплановая, проблема, решение которой возложено на государственные и общественные органы, на типичные и существенные формы жизнедеятельности, укрепляющие организм школьника, способствующие достижению активной творческой деятельности. Здоровый образ жизни зависит от объективных и субъективных факторов, уровня сознания и общей культуры школьника. Таким образом, здоровый образ жизни следует понимать как активная целенаправленная форма поведения, способствующая сохранению и поддержанию психического и физического здоровья.
Существенно меняется представление о здоровьесберегающей среде обучающегося в системе школьного образования. Саморазвитие личности во многом зависит от понимания механизмов здоровьесбережения личности в системе их образования.
Здоровьесберегающая образовательная среда школы представляет собой процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и
эмоциональной сфер личности, повышение ценностного отношения к собственному здоровью
и здоровью окружающих на основе осознания обучающимся личной ответственности.
Если интеллектуальная сфера школьника ассоциируется с его умственными способностями и влияет на его стиль и стратегию решения различных проблем с целью выстраивания индивидуальной траектории здоровьесбережения, то эмоциональная сфера влияет на жизнедеятельность всего организма. Как известно, эмоции составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни, вызывают повышение деятельности всего организма, физического и психического состояния. Отсюда следует, развитие эмоциональной сферы личности как совокупности переживаний школьников своего отношения к окружающим и самому себе является крайне важным.
Таким образом, развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности благоприятно отражается на самочувствии человека, на состоянии его психического и физического здоровья, обуславливает высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности. Хорошее физическое здоровье, по мнению Э.Ф. Зеера, является благоприятным условием для полноценного становления личности [4].
По мнению С.Г. Серикова, определение «здоровьесбережение в образовании» - это единство педагогических мер, направленных на улучшение (неухудшение) здоровья учащихся и рост качества их образованности .
Процесс здоровьесбережения в
образовательном пространстве школы, направлен на гармоничное развитие личности учащегося как физического, так и духовного.
Именно в структуре личности, в комплексе личностных и профессиональных качеств и свойств С.Л. Рубинштейн усматривал те внутренние условия, через которые действуют те или иные внешние факторы. Сформулированный и отвечающий специфике психики личности принцип детерминизма, согласно которому определяется сущность объекта и результат воздействия на него, преломляясь через внутреннее состояние. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «... любое воздействие одного явления на другое преломляется через внутренние свойства того явления, на которое это воздействие оказывается». При этом результат такого воздействия зависит не только от явления или объекта на него воздействующего, но и от природы, от собственных внутренних свойств того предмета или явления, на которое это воздействие оказывается[5].
Для цели нашего исследования мы использовали концепцию Б.Г. Ананьева о том, что «. все четыре стороны личности (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, уровень подготовленности или опыт личности, социально обусловленные качества личности) тесно взаимодействуют друг с другом». При этом «. доминирующее влияние, однако, всегда остается за социальной стороной личности - ее
мировоззрением и направленностью,
потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами». Таким образом, устойчивые образования комплексы личностных и профессиональных качеств педагога «... регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития» [6].
При подготовке педагога нового типа по физической культуре следует осмыслить философию Н.А. Бердяева, которая позволяет видеть в человеке «цельную загадку и разгадку мира», видеть «личность как творческий акт», как «торжество свободы над рабством». Личность дается человеку не для «самосохранения», а для «самовозрастания и самоопределения», ее существование невозможно без других личностей и их общения. Центральной проблемой изучения человеческой личности по С.Л. Рубинштейну является то, что человек - высшая форма (уровень) бытия. [3, 8]
Личность - субъект социальных отношений, системное качество индивида, образующееся в совместной деятельности и общении, «смыслообразующее ядро» человека. Природные свойства выступают в ней одновременно как социально обусловленные и как продукты ее самодетерминации, саморазвития. [6].
В трудах психологов наиболее известные исследования в области личности связаны с работами Л.С. Выготского, Э.Ф.Зеера, А.Н. Леонтьева, А. В. Петровского. Личность - это духовная категория, это свобода и независимость человека по отношению к материальному миру, это отношение к другому и другим, отношение творчества, свободы, любви.
Гуманизация образования включает: гуманное отношение к личности учащегося; уважение его прав и свобод; уважение к позиции воспитанника; уважение права быть самим собой; ненасильственное формирование требуемых качеств; признание права личности на отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям и т. д.
Были определены аспекты деятельности педагога по физической культуре, которые направлены на формирование здорового образа жизни обучающихся с целью обогащения его психофизическими знаниями, на формирование валеологической культуры, которая является основной для самооценки, саморазвития, самодиагностики и индивидуальных резервных возможностей.
Наиболее известные проблемы развития личности освещены в работах зарубежных психологов А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт и Э. Эриксон.
По их мнению, каждый учащийся обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Они описывают личность как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую
сердцевину наших переживаний [12] Выдвинутое Роджерсом понятие «Я», включающее в себя представление, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития, формирует собственную так называемую «Я»-концепцию.
Личность как индивидуум, представляет собой внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром [12]
Личность в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и предстает как функция результатов кризиса. [13]
Личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта [14]
Опираясь на гуманистические теории личности можно выделить основные потребности человека: самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Психологические характеристики
самоактуализирующейся личности сводятся по А. Маслоу к:
- активному восприятию действительности и способности хорошо ориентироваться в ней;
- развитию творческие способности;
- озабоченности благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
- установлению с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
- предпочтению жизни новых непроторенных и небезопасных путей;
- открытому и честному поведению во всех ситуациях;
- способности брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
- приложению максимума усилий для достижения поставленных целей и др.;
Наиболее продуктивным аспектом выступает исследование личностно-профессиональных
качеств педагога как субъекта учебной и профессиональной деятельности.
В настоящее время личностно-профессиональные качества педагога
рассматриваются в работах как отечественными, так и зарубежными учеными, но нет единого мнения в определении сущности понятия «личностно-профессиональные качества педагога по физической культуре», ее структуры, содержательного наполнения. Не изучено системно и комплексно, как здоровьесберегающая образовательная среда влияет на формирование личностно-профессиональных качеств педагога, не разработана технология формирования личностно-профессиональных качеств в деятельностном аспекте.
Современные исследования профессионально важных качеств специалиста (М.В. Григорьева, А.В. Карпов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.Р. Фонарев, В.Д. Шадриков, и др.) проводятся на основе системного подхода. Любая
деятельность реализуется на базе системы профессионально важных качеств, что требует раскрыть их в совокупности с личностно-профессиональными качествами, которая является закономерно организованной системой. Между отдельными профессионально важными качествами устанавливаются функциональные взаимосвязи компенсаторного и содейственного типов. Сама система профессионально важных качеств выступает как определенный симптомокомплекс субъектных свойств, специфичный для той или иной деятельности. Он не задан в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности. Более того, не только для деятельности в целом, но и для ее основных компонентов (ключевых действий, основных функций и др.) также формируются специфические подсистемы профессионально важных качеств. Поэтому с внутренней - собственно психологической стороны - процесс деятельности представляет собой динамическую смену целостных подсистем профессионально важных качеств, обеспечивающих каждый ее основной этап (действие, задачу, функцию).
Подтверждение важности и влияния личностно-профессиональных качеств педагога на формирование здоровьесберегающей среды школы мы находим в научной концепции А. Р. Фонарева, раскрывающей психологические особенности личностного становления профессионала [16]. В структуре модели личности профессионала ученый выделяет четыре уровня профессионально-важных качеств и доказывает, что от них зависит эффективное становление профессионала, эффективность его деятельности.
«... К первому уровню относятся деятельностные и поведенческие качества, такие как продуктивность, эмоциональная устойчивость, выносливость, работоспособность,
координированность движений. Ко второму уровню - индивидуально-психологические качества: темперамент, специфика протекания психических процессов, психологический тип, характер, способности. Третий уровень составляют социально-психологические характеристики:
социальные стереотипы и установки общения, социальные сценарии и роли. Четвертый уровень содержит нравственно-психологические качества, такие как мотивационная направленность, ценностные ориентации, смысловые образования личности» [16].
По-мнению В. Д. Шадрикова, именно профессионально важные качества выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляется внешние воздействия и требования деятельности»; «влияют на эффективность деятельности» педагога в направлении обеспечения жизнедеятельности здоровьесберегающей среды в школе [17].
В качестве ведущих условий создания, поддержания и развития ЗБОС школы выступает профессионализм педагога - его профессиональная направленность, профессиональная компетентность
и профессионально важные качества (М.В. Григорьева, А.В. Кармов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.Р. Фонарев, В.Д. Шадриков). Важным является замечание Г.С. Никифорова, который указывает, что профессионально важные качества подвержены определенной динамике и закономерным образом изменяются в процессе профессиональной деятельности на ее различных этапах [17]
Однако в процессе подготовки педагога нового типа недостаточно разработанным остается вопрос комплексного изучения личностно-профессиональных качеств педагога по физической культуре во взаимосвязи с здоровьесберегающей образовательной средой школы. Фактически не рассматривается возможность приобщения школьников к миру физической культуры на основе формирования личностно-профессиональных
качеств педагога, учитывающего объективные и субъективные факторы развития обучающихся.
Таким образом, теоретико-методологические основания здоровьесбережения личности в процессе формирования личностно-
профессиональных качеств педагога позволяют переориентировать взгляды на здоровье обучающихся на новые социальные цели и обеспечить условия для формирования личностно-профессиональных качеств педагога. Процесс обучения физически и духовно здоровых обучающихся ориентирован на создание здоровьесберегающего пространства школы как важнейшей части непрерывного педагогического образования.
Литература
1. Словарь психолога-практика. Минск, 2006.
2. Виленский М.Я., Горшков А.Г.Физическая культура и здоровый образ жизни студента. Изд-во. Кнорус, 2011
3. Зеер Э.Ф., Рудей О.А.. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учебное пособие / Э.Ф. Зеер. О. А. Рудей. - М.: Изд-во: Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - С. 14.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии -«Питер», 1998. 4-е изд. С. 712.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - С.82
6. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008
7. Комарова, Э.П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э. П. Комарова // Вестник Воронежского технического университета. - 2012. - Т. 8. - №10.2. - С. 25-27
8. Коваль Н.А. Гуманитарная среда вуза как важная предпосылка профессионального становления специалиста - Совершенствование психолого-педагогической подготовки будущего учителя в свете модернизации системы Российского образования: Коллективная монография / Г.А.Ашихмина, Л.Д. Бобылева, О.В.Дрокина и др..; Отв. ред. В.Н. Яценко. -Мичуринск: МГПИ, 2005.
9. Абдалина, Л.В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста [Текст] / Л. В. Абдалина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - №3.2. - С.131-134.
10. Фетисов, А.С. Здоровьесберегающая среда школы в контексте педагогической психологии [Текст] / А. С. Фетисов // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3.2. -С. 201-205.
11. Сериков С. Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах. — Шадринск: ПО «Исеть», 2001. — 320 с.
12. Carl Rogers: Student-Centered Learning." Project Innovation, a Monograph to 'Education.' (1996).
13. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
14. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.
15. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000
16. Фонарев А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала: Монография. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005
17. Шадриков В. Д. Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека. — М., 2002
18. Бердяев Н.А. Древо жизни и древо познания(Л. Шестов. «На весах Иова. Странствование по душам»)// Путь. — 1929. — № 18. — С. 88-106
Воронежской области институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
CONTENT CHARACTERISTICS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF THE TEACHER AS A COMPONENT OF HEALTH-SAVING EDUCATIONAL
ENVIRONMENT
A.S. Fetisov
The paper discusses the content characteristics of personal and professional qualities of the teacher as a component of health-saving educational environment, describes the influence of health-saving educational environment on forming personal and professional qualities of the teacher
Key words: personality professional quality, health-saving educational environment, content characteristics