ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 152.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
© М. В. РОМАНОВА, В. В. КОНСТАНТИНОВ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра общей психологии e-mail: marinaaa.82@bk.ru, info@konstantinov.org.ru
Романова М. В., Константинов В. В. - Профессиональная рефлексия и личностные характеристики студентов будущих педагогов-психологов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1330-1333. - В статье представлены результаты исследования личностных характеристик и профессиональной рефлексии студентов будущих педагогов-психологов. Раскрыта взаимосвязь профессиональной рефлексии и личностных характеристик студентов, а также даны рекомендации по формированию психолого-педагогических условий, способствующих формированию и дальнейшему развитию профессиональной рефлексии будущих специалистов педагогов-психологов. Ключевые слова: личностная рефлексия, интеллектуальная рефлексия, профессиональная рефлексия, психоло-го-педагогические условия.
Romanova M. V., Konstantinov V. V. - Professional reflection and personal characteristics of students' future educational psychologists // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1330-1333. -
In article personal characteristics and a professional reflection of students of the future teachers-psychologists are considered. Research of personal characteristics of students of the future teachers - psychologists and its basic results is described. The interrelation of a professional reflection and personal characteristics of students is opened, and also recommendations about the psihologo-pedagogical conditions promoting formation and the further development of a professional reflection of the future experts of teachers - psychologists are made.
Keywords: a personal reflection, an intellectual reflection, a professional reflection, psihologo-pedagogical conditions.
Реформирование российского социума не могло не сказаться на изменении отношения к профессиональной деятельности психолога. Организация различных областных и городских психологических центров, служб, включение психологов в различные сферы деятельности и т. д. - все это способствует формированию значимости данной профессии, и, соответственно, меняет требования, предъявляемые к специалисту, соотнося уровень его подготовки с международными стандартами качества.
На сегодняшний момент существуют различные системы подготовки специалистов психологов, приобретения ими профессионального мастерства и компетентности: от базового образования до специализаций. Одним из важных компонентов профессионального становления является начальное профессиональное образование, которое закладывает основу дальнейшего развития специалиста и формирования его профессиональной идентичности. Однако, в вузовской практике пока отсутствует система продуктивного личностно-профессионального развития будущего психолога, преобладают репродуктивные методы его обучения, которые обеспечивают «наполнение» сту-
дента знаниями. Это приводит к недостаточной прак-тико-ориентированной подготовке к самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому одной из задач профессиональной подготовки, помимо передачи знаний и умений, должно стать формирование личности профессионала, его профессиональной мотивации, содействие его идентификации с профессией, основанное на учете психологических закономерностей процесса профессионализации и профессиональной рефлексии [2].
В образовательном процессе, в частности, в деятельности студента вуза, рефлексия является одним из основных компонентов деятельности, а, следовательно, профессиональная рефлексия выступает как необходимая составляющая профессионального образования, которая связана с личностью самого студента. В связи с этим вопрос о профессиональной рефлексии и личностных характеристик студентов, будущих педагогов-психологов является весьма актуальным.
наше исследование проводившееся на базе ВУЗов г. Пензы было направлено на изучение личностных характеристик студентов, в том числе и про-
фессиональной рефлексии. В исследовании применялись следующие методики:
- методика предельных смыслов (МПС) Д. А. Леонтьева и В. Н. Бузина;
- методика «Смысложизненные ориентации» д. А. леонтьева;
- методика диагностики социального интеллекта Д. Гилфорда и М. Саливена;
- методика диагностики эмпатии А. Меграбяна;
- методика определения уровня рефлексивности А. В. Карпова;
- методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной;
- методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфира, А. А. Реана;
- опросник уровня субъективного контроля, разработанный Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткиндом;
- анкета «Студенты о профессиональной подготовке» Г. В. Акопова, авторские анкеты и опросники.
В исследовании приняли участие 273 студента педагога-психолога дневной (очной) формы обучения.
Результаты. Диагностическое исследование, направленное на изучение различных личностных ха-
Таким образом, все рассматриваемые в данном исследовании переменные (социальный интеллект, профессиональная мотивация, эмпатия, смысложизненные ориентации и рефлексивность) вошли со значимыми нагрузками в первый «базовый» фактор, что свидетельствует о структурности организации профессиональной рефлексии и об их включенности именно как определенной целостности в когнитивную подструктуру личности. Данный вывод подтверждается и наличием значимых интеркорреляций между ними. И переменные, конституирующие первый, то есть «базовый» фактор, тесно взаимосвязаны, что свидетельствует о высокой степени интеграции когнитивной подструктуры психики.
В структуру профессиональной рефлексии входят общий показатель интернальности и осмысленность жизни, эмпатия (действенный уровень), социальный интеллект и профессиональная мотивация (уровень овладения профессией). Высокие показатели факторного веса указывают на их базисность для когнитивной подсистемы психики, на их определяющую роль в формировании ее структуры. Вместе с тем вес рефлексивности значительно меньше, что является отражением не только когнитивной, но и коммуникативной и регу-
рактеристик студентов будущих педагогов-психоло-гов, в том числе и профессиональной рефлексии позволило выявить взаимосвязи между рефлексивностью и другими характеристиками личности.
Для определения некоторых характеристик, согласующихся с развитием профессиональной рефлексии, были определены корреляционные связи между всеми полученными переменными. Наибольший интерес представляло выяснение вопроса о наличии или отсутствии значимых связей между уровнем рефлексивности, социальным интеллектом, мотивацией профессиональной деятельности, эмпатией. В результате корреляционного анализа обнаружены тесные связи меду выделенными переменными, все четыре характеристики тесно взаимосвязаны (на уровнях значимости 5 % и 1 %). Коэффициенты корреляции отражены в таблице 1.
Факторный анализ (метод «косоугольной факторизации) позволил определить базовую структуру компонентов, обрамляющих феномен профессиональной рефлексии: социальный интеллект, рефлексивность, эмпатия, мотивация обучения, профессиональная мотивация, смысложизненные ориентации (табл. 2).
лятивной подсистемы психики. Следовательно, профессиональная рефлексия включает в себя не только показатели рефлексивности, но и взаимосвязана с профессиональной мотивацией, интернальностью, общим показателем смысложизненных ориентаций.
Анализ результатов опроса и анализ продуктов деятельности студентов (дневников рефлексии) при прохождении практики в педагогическом колледже и производственной психолого-педагогической практики в процессе контент-анализа высказываний позволил выделить такие критерии как сформированность способов и приемов рефлексии (с2=5,7; р=0,01), сфор-мированнность компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности (с2=4,12; р=0,01).
Таким образом, критериями развития профессиональной рефлексии являются сформированность способов и приёмов рефлексии; активность студента, обусловленная потребностью в рефлексии; сформи-рованность компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности, и взаимосвязан с такими характеристиками личности как уровень эмпатии, социальный интеллект, мотивация, смысложизненные ориентации.
Таблица 1
Коэффициенты корреляции между уровнем развития социального интеллекта, профессиональной мотивации, эмпатии и рефлексивности
Социальный интеллект Профессиональная мотивация Эмпатия Рефлексивность
Социальный интеллект / 0,64** 0,43* 0,39*
Профессиональная мотивация / * 0, 0,37*
Рефлексивность /
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
Таблица 2
Результаты «косоугольной факторизации»
Переменная Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6
Социальный интеллект .70 .18 -.15 .-20 .00 .09
Эмпатия (эм. уровень) .35 .21 .01 .39 -.24 .13
Эмпатия (действенный уровень) .46 .00 .00 -.06 .11 .11
Общий показатель ОЖ .66 -.08 .31 .03 .05 -.12
Цели .14 .68 -.02 .-12 .03 -.01
Процесс .22 .37 -.16 .04 .64 -.08
Результат .21 .00 .06 -.05 -.18 .36
Локус контроля - Я .40 -.23 .24 -.09 -.11 -.23
Локус контроля - жизнь .34 -.22 .35 -.25 .25 -.17
Общая интернальность .70 -.09 -.04 .12 .00 -.29
Интернальность (достижения) .55 .11 .11 .13 .03 -.02
Интернальность (межличностные отношения) .31 -.23 .37 .17 -.16 -.07
Интернальность (здоровье и болезнь) -.03 .66 -.11 -.03 -.01 .16
Интернальность (производственные отношения) -.02 .37 -.03 .20 -.23 .27
Приобретение знаний .09 .74 .06 -.01 .15 -.11
Овладение профессией .60 .02 -.55 .06 -.19 -.37
Рефлексивность .36 .06 .09 -.04 -.16 -.11
Факторный вес 4.2 2.7 2.3 1.6 1.5 1.2
Этап развития личностной рефлексии начинается с момента развития самосознания и продолжается на протяжении всего обучения и в дальнейшей профессиональной жизни. Он включает в себя комплекс мероприятий, направленных на личностное развитие учащегося, а в последствии и специалиста педагога -психолога.
Этап развития интеллектуальной рефлексии начинается в определенный момент развития личностной рефлексии и также продолжается после завершения обучения в ВУЗе (специализации, самообразования и т. д.
Этап развития профессиональной рефлексии начинается в момент подготовки и прохождения производственной профессиональной практики и продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности [3]. В рамках профессиональной рефлексии мы выделили следующие компоненты:
1. рефлексия собственной профессиональной компетенции;
2. рефлексия собственного профессионального будущего;
3. рефлексия неопределенности профессиональной деятельности;
4. рефлексия профессиональной деятельности (осознание конкретных видов деятельности в качестве психолога);
5. рефлексия взаимодействия со смежниками (педагогами, социальными педагогами, администрацией, родителями);
6. рефлексия профессионального взаимодействия с субъектами деятельности (дошкольники,
младшие школьники, подростки, старшеклассники, юноши и девушки).
Этап метарефлексии (включающий в себя все три компонента рефлексии) начинается в момент начала профессиональной деятельности и продолжается до ее завершения.
Рефлексивная деятельность профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей.
Основная стратегия обучения состоит в создании условий, обеспечивающих развитие личной и профессиональной рефлексии, заинтересованное отношение к рефлексивной деятельности, стимулирующей собственно рефлексивное поведение профессионала в целом. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.
Выводы. В образовательной среде профессиональная рефлексия взаимосвязана с характеристиками личности студентов будущих педагогов-психоло-гов, а именно с уровнем мотивации (овладение профессией, приобретение знаний), с собственно рефлексивностью, эмпатией (действенным и эмоциональным уровнями), социальным интеллектом (уровнем композитной оценки), уровнем интернальности (достижений, межличностных и производственных отношений). Каждая характеристика личности определяет
дальнейшее развитие профессиональной рефлексии. Профессиональная рефлексия в образовательной среде претерпевает изменения: к 3-му курсу профессиональная рефлексия растет, на 3-м курсе снижается за счет мотивационной сферы, а к 5-му курсу повышается за счет практической профессиональной деятельности и ее анализа.
Таким образом, в процессе обучения в высшей школе необходимо развивать личностную рефлексию и саморефлексию через интерактивное обучение во взаимодействии со студентами (собственного и старших курсов) - система двойного кураторства, программа тренингов личностного роста, направленных на развитие коммуникативных навыков, и способствующих адаптации студентов к образовательной среде ВуЗа, а также развитие личностной рефлексии через методы социально-активного обучения;
Развивать профессиональную рефлексию через включение в обучение навыками ведения дневника рефлексии профессиональной деятельности как в системе прохождения производственной и психологопедагогической практик, так и в рамках прохождения практических и семинарских занятий;
Развивать и формировать умения и навыки профессиональной рефлексии (рефлексии в профессиональном общении) через социально-активные формы обучения и специальные формы сопровождения обучения (интервизии и супервизии студенческих работ), различные проекты и волонтерская работа по профессиональному профилю [4].
Анализ качества профессиональной и личностной подготовки будущих специалистов педагогов-психологов системы образования позволяет нам сделать следующие общие выводы и рекомендации:
1. Целенаправленная и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии на всех уровнях системы непрерывного образования способствует улучшению качества знаний, умений и навыков будущих специалистов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность.
2. изучение и развитие профессиональной рефлексии будущих педагогов-психологов необходимо проводить целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей будущего профессионала и специфики его профессиональной деятельности.
3. Начинать работу по формированию и развитию профессиональной рефлексии целесообразно еще в системе довузовского обучения, а затем про-
должить ее на этапах вузовского и послевузовского образования.
4. Наиболее целенаправленно и активно развитие профессиональной рефлексии будущего педа-гога-психолога следует осуществлять в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе. При этом студенты должны не только овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности, но и познакомиться с «азами» научного творчества, осваивать приемы самообразования и самосовершенствования.
Развитию профессиональной рефлексии будет способствовать активизация познавательной деятельности студентов и систематическая работа по повышению ими своей профессиональной компетентности. Важная роль в развитии профессионально-рефлексивных способностей и умений будущих специалистов отводится вузовским преподавателям, которые сами обязаны иметь высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, чтобы обучать этому студентов[1].
В процессе развития профессиональной рефлексии у будущих специалистов раскрывается осознание своих достоинств и внутренних потенций, что способствует повышению аутопсихологической компетентности. К пятому курсу у будущих педагогов-психологов формируется умение самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения, ориентируясь при этом на собственные способности и возможности, что говорит о развитости личностной рефлексии.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Головей Л. А. Профессиональное самоопределение как фактор развития интеллектуального потенциала личности // Вестник ЛГУ. Серия 14 «Психология». 1990. № 4. С. 88-92.
2. Ильин Г. Л. Изменения в отечественном образовании в свете Болонского процесса (субъективные заметки) // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 40-46.
3. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
4. Любимова Г. Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 2001. № 4. С. 57-66.