УДК 37.047 Романова Марина Владимировна
старший преподаватель кафедры общей психологии Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского [email protected]
ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Romanova Marina Vladimirovna
Senior Lecturer, General Psychology Department, Penza State University [email protected]
TYPES OF PROFESSIONAL REFLECTION OF STUDENTS - FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS
Аннотация:
В статье представлены результаты эмпирического исследования профессиональной рефлексии студентов - будущих педагогов-психологов. Определены виды ее: рефлексия собственной профессиональной компетенции, рефлексия собственного профессионального будущего; ре-флексия неопределенности профессиональной деятельности; рефлексия сфер профессиональной деятельности; рефлексия взаимодействия со смежниками; рефлексия профессионального взаимодействия с субъектами деятельности.
Ключевые слова:
профессиональное образование, профессиональная рефлексия, рефлексия собственной профессиональной компетенции, рефлексия собственного профессионального будущего, рефлексия неопределенности профессиональной деятельности, рефлексия сфер профессиональной деятельности, рефлексия взаимодействия со смежниками, рефлексия профессионального взаимодействия с субъектами деятельности.
Summary:
The article presents results of the empirical research of a professional reflection of students, future educational psychologists. The types of vocational reflection are defined: reflection of own professional competence, reflection of own professional career, reflection on uncertainty of professional activity, reflection of professional activity spheres, reflection of interaction with colleagues, reflection of professional com-muni cation with subjects of activity.
Keywords:
vocational education, professional reflection, reflection of own professional competence, reflection of own professional career, reflection on uncertainty of professional activity, reflection of professional activity spheres, reflection of interaction with colleagues, reflection of professional communication with subjects of activity.
В настоящее время существуют различные системы подготовки специалистов педагогов-психологов, приобретения ими профессионального мастерства и компетентности: от базового образования до специализаций. Одним из важных компонентов профессионального становления является начальное профессиональное образование, которое закладывает основу дальнейшего развития специалиста и формирует его профессиональную идентичность. На данный момент в образовательном пространстве вузов не сформирована система продуктивного личностно-профессионального развития будущего педагога-психолога, преобладают репродуктивные методы его обучения, что в свою очередь приводит к недостаточной практико-ориентированной подготовке к эффективной самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому одной из задач профессиональной подготовки, помимо передачи знаний и умений, должно стать формирование личности профессионала, его профессиональной мотивации, которые впоследствии определяют развитие профессиональной рефлексии. Профессиональная рефлексия является необходимым компонентом профессионального образования и развития личности в целом [1, с. 1330].
На сегодняшний момент проведены исследования, изучающие проблему профессиональной рефлексии: работа И.А. Мушкиной [2]; исследование Н.Б. Крашенинниковой [3]; работа Ю.В. Кушевер-ской [4]; исследования Е.Е. Рукавишниковой и Г.Г. Ермаковой [5; 6]. По все существующие исследования рассматривают профессиональную рефлексию учителей или студентов - будущих педагогов. Нет работ, изучающих профессиональную рефлексию учащихся психологических специальностей.
Поэтому проблемой нашего исследования является возникшее противоречие между необходимой в обществе потребностью в профессионально состоявшихся и компетентных педагогах-психологах и между малым арсеналом психолого-технологических решений, способствующих формированию и развитию профессиональной рефлексии еще на этапе обучения в вузе.
Целью нашего исследования явилось изучение профессиональной рефлексии студентов - будущих педагогов-психологов.
В качестве объекта исследования выступила личность студента как субъект развития профессиональной рефлексии. Предметом исследования выступает профессиональная рефлексия студентов - будущих педагогов-психологов.
Организационная база исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе вузов г. Пензы: ПГУ ПИ им. В.Г. Белинского и МОСА (филиал в г. Пенза). В качестве испытуемых выступи-
ли 273 педагога-психолога дневной формы обучения факультетов психологии специальности «педагогика и психология», в возрасте 17-24 лет. Студенты делились на две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальной группе давались специальные задания в виде сочинений после каждого прохождения учебной или производственной практики. Контрольной группе соответственно такое задание не давалось.
В качестве основного инструментария эмпирического исследования были использованы сочинения студентов, которые впоследствии анализировались с помощью контент-анализа. Они описывали не только свои чувства, но и оценивали свои умения и навыки в профессиональной деятельности педагога-психолога, а также анализировали собственный уровень знаний на каждом этапе (курсе) обучения.
Для проверки полученных данных, использовался математико-статистический анализ - критерий х2 Пирсона.
Результаты исследования. В процессе экспериментального исследования студентам, будущим педагогам - психологам, после прохождения различных видов практики предлагалось написать сочинение, в котором были отражены следующие аспекты: анализ собственных способностей (уровень интеллектуального развития, коммуникативные навыки) и психологических знаний, полученных в вузе (знания по возрастной психологии, общей психологии, социальной психологии и так далее), определение собственных возможностей и обозначение желаний в своей будущей профессиональной деятельности. Методом обработки текстов сочинений стал контент-анализ как метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. В качестве документов у нас выступили сочинения студентов, а в качестве тенденций или «квантилей», мы выделили виды профессиональной рефлексии, а именно:
1. Рефлексия собственной профессиональной компетенции - анализ способностей по поводу уровня развития собственной компетенции, знаний и умений относительно профессиональной деятельности педагога-психолога.
2. Рефлексия собственного профессионального будущего - анализ профессиональной позиции «здесь и сейчас», которая определяет впоследствии видение себя в профессии педагога-психолога или другой профессиональной деятельности.
3. Рефлексия неопределенности профессиональной деятельности - анализ профессиональной позиции «здесь и сейчас», которая определяет несформированность четкой позиции по поводу того, «кем я хочу работать».
4. Рефлексия сфер профессиональной деятельности - осознание конкретных видов деятельности в качестве педагога - психолога: педагог-психолог в школе, психолог консультант, детский психолог, семейный психолог.
5. Рефлексия взаимодействия со смежниками - осознание того, с кем более, а с кем менее получается, взаимодействовать и работать: с педагогами, социальными педагогами, администрацией, родителями).
6. Рефлексия профессионального взаимодействия с субъектами деятельности - осознание того, с какой категорией людей хочется работать в рамках будущей профессиональной деятельности: дошкольники, младшие школьники, подростки, старшеклассники, юноши и девушки, супружеские пары, пожилые люди.
Выделенные виды профессиональной рефлексии определили научную новизну эмпирического исследования.
По результатам исследования мы изучили частоту встречаемости выделенных единиц (видов профессиональной рефлексии), то есть квантилей контент-анализа. Из представленных результатов сочинений студентов - будущих педагогов-психологов 1-го и 5-го курсов, видно, что в процессе обучения в вузе у учащихся произошли изменения и во взглядах на профессию педагога-психолога и в собственном понимании себя в данной профессии посредством рефлексии профессиональной деятельности. Так, например, в квантилях «рефлексия собственного профессионального будущего» и «рефлексия сфер профессиональной деятельности» видно, что студенты 5-го курса больше понимают смысл работы педагога-психолога, знают конкретные виды психолого-педагогической деятельности и понимают, где им самим хочется и будет интересно в дальнейшем работать (%2 = 0,56; р = 0,01). Если сравнивать экспериментальную и контрольную группы, то рефлексия студентов экспериментальной группы в процессе обучения в вузе позволила осознаннее определить будущую профессиональную деятельность в сфере психологии или в другой профессии (%2 = 0,61; р = 0,01) В «рефлексии неопределенности профессиональной деятельности» видно, что на первых этапах обучения данная неопределенность и незнание собственной позиции в профессии выражено больше, чем на последнем курсе (%2 = 0,64; р = 0,01). Рефлексия неопределенности профессиональной деятельности возрастает к 3-му курсу, затем снижается, что подтверждает снижение мотивации у студентов на данном этапе обучения. Это и подтверждается высказываниями студентами в сочинениях: «Мне хотелось проходить практику в каком-нибудь психологическом центре», «Что-то я разочаровалась в выбранной профессии».
Такие же данные присутствуют в «рефлексии собственной профессиональной компетенции» (%2 = 0,73; р = 0,01). Студенты на 1 курсе понимают, что знаний относительно психологии у них мало и недостаточно (цитата из сочинения «мало знаю из теории»). Также они понимают и осознают, каких кон-
кретно знаний им недостаточно и из каких дисциплин: «мне не хватило знаний по таким предметам как: возрастная психология, психодиагностика и т.д.». Самое главное, студенты понимают, что необходимо «больше читать» и глубже изучать дисциплины, которые проходят в рамках обучения на факультете. На 5-м курсе студенты уже практико-ориентированы («надо больше практиковаться»; «необходимо посещать тренинги») и понимают, что на данном этапе обучения необходимо знания преобразовывать в умения и навыки. Аналогичные результаты получены по «рефлексии взаимодействия со смежниками» (х2 = 0,63; р = 0,01) и «рефлексии профессионального взаимодействия с субъектами деятельности» (х2 = 0,78; р = 0,01). 18 студентов 5-го курса знают и хотят работать педагогами-психологами в различных учреждениях города (больше конечно в образовательных) и понимают сложность работы «со смежниками». Особенно, отмечают студенты, сложно работать с родителями и с педагогическим коллективом (учителями в возрасте после 40 лет), но не боятся этого, а даже хотят доказать важность и необходимость профессии педагога-психолога в школе. Сочинения пятикурсников характеризуются большей целостностью, анализом отношения к результатам собственной деятельности и дифференцированно-стью по сравнению с первокурсниками. В выборке пятикурсников сформирована способность отделять успешность или неуспешность в конкретной деятельности от оценки себя как личности.
У будущих педагогов-психологов на заключительном этапе профессионального обучения потребность в саморазвитии является наиболее осмысленной и осознанной: они рефлексивны по отношению к своей деятельности и активны в анализе своих чувств и опыта. Если на начальном этапе обучения значимо выраженными являются социальные причины, связанные с ориентацией первокурсников на идеализацию профессии педагога-психолога, то на заключительном этапе профессионального обучения значимо выраженными становятся альтруистические компоненты, связанные с осознанной потребностью в помощи людям, а также материальные причины, которые связаны с заинтересованностью в высокой оплате труда.
В процессе развития профессиональной рефлексии у студентов возрастает мотивация реализации жизненных целей, то есть их представления о цели становятся более четкими и осознанными. На начальном этапе обучения у первокурсников более выражена коммуникативная мотивация, связанная с потребностью в общении и дружбе, мотивация получить диплом о высшем образовании; на заключительном этапе обучения - развивается собственная индивидуальность и ориентация на себя, мотивация на дальнейшую профессиональную деятельность как специалиста-профессионала.
В итоге, практической значимостью нашего исследования является то, что выделенные виды профессиональной рефлексии положены в основу разработки задач различных психологопедагогических видов практики, а также в основу программ подготовки студентов педагогов-психологов к различным видам профессиональной деятельности в ПГУ ПИ им. В.Г. Белинского г. Пензы.
Таким образом, полученные результаты подтверждают, что на протяжении всего процесса обучения в вузе у студентов - будущих педагогов-психологов, изменяется понимание профессиональной деятельности выбранной профессии, формируется и развивается профессиональная рефлексия. Это продемонстрировано в результатах контент-анализа, а именно в выделении видов профессиональной рефлексии: рефлексия собственной профессиональной компетенции; рефлексия собственного профессионального будущего; рефлексия неопределенности профессиональной деятельности; рефлексия сфер профессиональной деятельности; рефлексия взаимодействия со смежниками; рефлексия профессионального взаимодействия с субъектами деятельности.
Ссылки:
1. Романова М.В., Константинов В.В. Профессиональная рефлексия и личностные характеристики студентов - будущих педагогов-психологов // Известия Пензенского гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1330-1333.
2. Мушкина И.А. Педагогическая рефлексия как основа совершенствования профессионального мастерства учителя (организационно-педагогический аспект): дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 152 с.
3. Крашенинникова Н.Б. Развитие педагогической рефлексии как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: на мат-ле пед. колледжа: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2000. 207 с.
4. Кушеверская Ю.В. Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2007. 190 с.
5. Рукавишникова Е.Е. Формирование профессиональной рефлексии у студентов медицинского колледжа: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. 170 с.
6. Ермакова Г.Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 1999. 170 с.