Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога в процессе подготовки в вузе'

Организационно-педагогические условия развития профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога в процессе подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1024
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / КОМФОРТНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / CONDITION / PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL QUALITIES / COMFORTABLE LEARNING ACTIVITY / TOLERANCE / PARTICIPATION / PEDAGOGICAL TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Максим Сергеевич

В статье рассматривается развитие профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога как система, которая, в свою очередь, может функционировать лишь при наличии определенных педагогических условий. Приводится анализ данных литературного обзора по выбранной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-Pedagogical Environmental Complex of Future Educational Psychologists' Professionally Important Personal Qualities Development While Training at a Higher School

The article describes the development of professionally important personality qualities of future educational psychologists as a system which, in its turn, can function only under the certain pedagogical conditions. The analysis of the literature review data on the chosen theme is given in the article.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога в процессе подготовки в вузе»

УДК 76.083 ББК 581

Морозов Максим Сергеевич

аспирант

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Morozov Maxim Sergeevich Post-graduate

Chair of Pedagogy, Psychology and Teaching Methods of Pedagogy and Psychology

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Организационно-педагогические условия развития профессиональнозначимых личностных качеств будущего педагога-психолога в процессе

подготовки в вузе Organizational-Pedagogical Environmental Complex of Future Educational Psychologists’ Professionally Important Personal Qualities Development While

Training at a Higher School

В статье рассматривается развитие профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога как система, которая, в свою очередь, может функционировать лишь при наличии определенных педагогических условий. Приводится анализ данных литературного обзора по выбранной теме.

The article describes the development of professionally important personality qualities of future educational psychologists as a system which, in its turn, can function only under the certain pedagogical conditions. The analysis of the literature review data on the chosen theme is given in the article.

Ключевые слова: условие, профессионально значимые личностные качества, комфортная учебная деятельность, толерантность,

партисипативность, педагогическая техника.

Key words: condition, professionally important personal qualities,

comfortable learning activity, tolerance, participation, pedagogical technique.

В психолого-педагогической литературе категория «условие» рассматривается как видовое понятие по отношению к родовому понятию, обозначаемому - «среда», «обстоятельства», «обстановка» (В.И. Андреев, Р.А. Низамов, М.А. Ушакова, Ж.Г. Шопина и др.). На наш взгляд, такая трактовка этой категории требует педагогического осмысления, поскольку рассмотрение понятия «условия» тождественно по отношению к категории «среда» («обстановка») неоправданно расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования или изменения педагогического явления [1]. Автор логического словаря Н.И. Кондаков

отмечает, что условия - это среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать зависящие друг от друга предметы, явления [2].

В нашем исследовании мы руководствуемся тезисом, что педагогическое условие является существенным компонентом педагогического процесса, который включает в себя: содержание, методы, организационные формы обучения и воспитания, и параллельно с этим ориентированного на тесное взаимодействие с внутренним миром студентов.

Вышеизложенные положения, а также анализ научной и психологопедагогической литературы, обобщение педагогического опыта, данные констатирующего этапа опытно-поисковой работы привели нас к необходимости выделения следующих педагогических условий успешного развития профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога:

• организация комфортной учебной деятельности будущего педагога-психолога;

• ориентация будущего педагога-психолога на толерантное общение;

• применение партисипативных методов развития профессиональнозначимых личностных качеств;

• реализация стратегических и тактических образовательных технологий развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов..

Рассмотрим сущность и эффективность выделенного нами комплекса организационно-педагогических условий.

Первым условием является организация комфортной учебной деятельности будущего педагога-психолога. Создание условий для комфортного развития личности будущего педагога-психолога предполагает, сотрудничество всех участников педагогического процесса в вузе, способствуют созданию комфортной эмоционально-психологической и культурообразующей среды с помощью гуманистического характера взаимодействия «преподаватель - студент», «преподаватель - студенческая группа», «студент - студенческая группа».

Е.С. Полат считает, что организация комфортной учебной деятельности будущих педагогов-психологов способствует «формированию и развитию принципиально новых, психически комфортных, ситуативно-адекватных, безопасных для самого будущего педагога и общества способов взаимопонимания между людьми в профессиональной деятельности и в личной жизни» [4].

Проанализировав психолого-педагогическую и научную литературу, мы выделили основные положения организации комфортной учебной деятельности будущего педагога-психолога:

• ориентация в содержании учебных предметов (особенно психологопедагогического цикла) способствует развитию эмоционально-нравственной сферы личности будущего педагога, что положительно сказывается на формировании у них учебной мотивации и познавательных интересов;

• целевое ориентирование учебных занятий не только на овладение студентами предметных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности студента и их профессионально-значимых личностных качеств;

• дифференцированный подход, предъявление одинаковых требований ко всем студентам, независимо от их индивидуальных, личностных и социо-культурных особенностей;

• специальная работа преподавателей вузов по развитию интеллектуальной, личностной и коммуникативной рефлексии как фактора формирования познавательных интересов студентов посредством переосмысления своей деятельности, психического состояния и взаимодействия с участниками образовательного процесса;

• педагог должен избегать в процессе оценивания отрицательной обратной связи, при которой происходит сравнение учебных возможностей одного студента с возможностями других студентов;

• готовность педагогов к созданию условий для развития профессионально-значимых личностных качеств будущих педагогов-психологов.

Вторым условием успешного развития профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога является реализация ориентации будущего педагога-психолога на толерантное общение.

Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Они не должны сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. Толерантность - важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позиции и ценностям других людей [S].

В результате теоретического анализа различных аспектов толерантности (А.Г. Асмолов, Р.Р. Валитова, В. А. Лекторский и др.) было определено понятие толерантности, рассматриваемое как морально-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свое и чужое мнение и взгляды.

Каждая личность как носитель определенного менталитета, как человек, мышление которого, по мнению Л.В. Щербы, «отлито в форму родного языка», взаимодействует с другими людьми согласно нормам и традициям, представителем которого он является [б]. Трудности, вызванные этносоциокультурными различиями, разрешимы, если специфика общения отрефлексирована партнерами, а также при наличии контроля над общением, которое регламентируется рамками конвенциональных отношений.

Интоллерантное поведение, напротив, может привести либо к возникновению барьеров во взаимопонимании и, следовательно, снизить эффективность общения, либо может служить причиной полного разрыва отношений. Следовательно, основой общения будущих педагогов должно стать толерантное стремление к взаимопониманию.

Анализируя философскую и психолого-педагогическую литературу, мы выделили следующие функции толерантности: а) организаторская функция заключается в формировании у студентов адекватного отношения

к действительности, к конкретным ситуациям, чувства ответственности за свои поступки, слова и поведение; б) коммуникативно-стимулирующая функция заключается в том, что позволяет обучаемому обеспечить формирование представлений о себе, способствует принятию чужого мнения и видению решения проблемы; в) адаптационная функция позволяет будущему педагогу-психологу выработать в процессе коллективной деятельности положительное, устойчивое отношение к самой деятельности, которую осуществляет будущий педагог-психолог и к участникам совместной деятельности; г) оценочнопрогностическая функция позволяет будущему педагогу-психологу расширять свои контакты, конструктивно взаимодействия с окружающими.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

а) толерантность представляет собой готовность студента к пониманию, уважению и сотрудничеству с другими участниками совместной деятельности, положительного эмоционального отношения к ним; б) необходимость ориентации будущего педагога-психолога на толерантное общение в процессе развития их профессионально-значимых личностных качеств обусловлена тем, что толерантность является социальной нормой современного общества, значимым показателем профессиональной культуры педагога.

Третьим педагогическим условием является применение партисипативных методов развития профессионально-значимых личностных качеств.

В самом общем значении метод определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность [7]. Метод управления трактуется в современной литературе с разных позиций: а) как система действий руководителя по организации отношений в коллективе; б) как взаимосвязанная система приемов воздействия на производственный процесс; в) в качестве приемов воздействия на участников управляемого процесса [3].

Опираясь на вышеизложенное, мы в своем исследовании, вслед за Е.Ю. Никитиной, будем рассматривать партисипативные методы развития профессионально-значимых личностных качеств как способ организации управленческого взаимодействия, побуждающего участников образовательного

процесса к деятельности, направленной на достижения более высокого уровня развития профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога.

Положив в основу классификации средства влияния будущих педагогов-психологов на развитие профессионально-значимых личностных качеств, можно выделить косвенные и прямые средства.

Косвенные средства не требуют непосредственного общения преподавателя и студентов друг с другом. При этом воздействие на принятие решений в исследуемой области оказывается опосредованным. Прямые средства применяются в процессе непосредственного общения преподавателя и будущих педагогов-психологов в различных конфигурациях в ходе совместной деятельности [5].

По целевому назначению совместной деятельности в ходе совместного решения проблем можно дифференцировать следующие методы подготовки решений - информационно-совещательные, принятия и согласование решений, методы реализации решений, их контроля и оценки.

Информационно-совещательные методы применимы преимущественно для принятия решения и развития профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога.

Консультация - метод моделирования, интеллектуального обмена мнениями по определенным вопросам между будущими педагогами и преподавателем. По форме консультация может быть организована как собеседование, информационное совещание и т.п. В практике широко используются методы совещания, дискуссии, полемики которые позволяют использовать на практике профессионально-значимые личностные качества.

Среди методов принятия решения по признаку формализации используемого аппарата выделяются следующие: формальные (статистические и экономические); эвристические («мозговой штурм», ролевые игры, имтационное моделирование, аналогия и др.); методы экспертных оценок; рационально-аналитические методы (компромиссные согласования, «ринги» и т.д.).

Для осуществления коллективного контроля и оценки широко используются методы творческих отчетов, открытых мероприятий, защиты результатов опытно-поисковой работы и т.д.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что партисипативные методы развития профессионально-значимых личностных качеств должны предусматривать возможность их влияния на все этапы полного жизненного цикла решения проблемы развития профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога и использоваться в комплексе с другими способами повышения познавательной активности учащихся, опирающимися как на первичные, так и вторичные мотивы учебной деятельности.

Четвертым условием успешного развития профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога является применение стратегических и тактических образовательных технологий развития профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога.

В процессе осуществления теоретико-экспериментального исследования мы задались вопросом, как технологизировать деятельность преподавателя вуза, развивающего профессионально-значимые личностные качества будущего педагога-психолога. Материалы проведенного экспериментального поиска позволили заметить следующее: технология развития профессионально-

значимых личностных качеств будущего педагога-психолога связана с построением некоторых инвариантных компонентов личностно-формирующей педагогико-управленческой ситуации, своеобразных общезакономерных характеристик индивидуального и неповторимого. Безусловно, сложность поиска педагогических технологий вообще и развития профессиональнозначимых личностных качеств, в частности, состоит в том, чтобы все механизмы личностного воздействия воплотить в строго ограниченном по возможностям, однозначном педагогическом инструментарии. В этом случае мы принимаем точку зрения В. А. Кан-Калика о том, что формой и способом материализации и реализации мастерства как своеобразного уровня возможностей воздействия, которыми располагает педагог, является педагогическая техника как практический инструмент мастерства и практический уровень его реализации [9].

Разделяя мнение Н.В. Борисовой, Е.Ю. Никитиной, О.Н. Перовой, Л.Р.Тицкой и др., под стратегическими образовательными технологиями мы понимаем технологии, ориентированные, как правило, на один параметр образовательного процесса и выступающие как способ достижения стратегических образовательных целей. Анализ содержания стратегических образовательных технологий позволил определить их целевую направленность: развитие личностных и профессиональных способностей будущих специалистов. Цель стратегических образовательных технологий обусловливает возможность их использования на всех ступенях профессиональной подготовки обучаемых. В качестве таковых нами выявлены: игровые, исследовательские, тренинговые, лекционные процедуры, все виды практик (стажерская, педагогическая практика и др.), лабораторная работа и т.д.

Анализ научной литературы позволил нам в качестве критериев выбора тактических образовательных технологий принять: а) целевое соответствие тактических образовательных технологий стратегическим; б) соответствие тактических образовательных технологий специфике предлагаемого преподавателем учебного материала; в) активный тип коммуникации как доминирующий; г) технологические возможности реализации тактических образовательных технологий; д) преемственность тактических образовательных технологий (тематическая, логическая, организационная).

Таким образом под педагогическими условиями успешного развития профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-психолога мы понимаем комплекс взаимосвязанных между собой средств учебного процесса, который способствует максимальной реализации внутренних возможностей студентов в освоении знаний, умений и навыков, необходимых для развития профессионально-значимых личностных качеств, что обеспечивает переход будущих педагогов-психологов на более высокий уровень развития данной компетентности.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: ИКГУ, 1996. - 567 с.

2. Большой толковый словарь русского языка. Рос. Академия наук. Институт лингвистических исследований / Санкт-Петербург «Норинт», 1998. - 395с.

3. Многоуровневое высшее педагогическое образование / Омский гос. пед. ун-т. -Изд-во Омск. гос. пед. ун-та. Вып. 6. - 1994. - 67 с.,

4. Никитина Е.Ю. Подготовка будущего учителя к управлению дифференциацией образования. / Е.Ю. Никитина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 144 с.

5. Монахов, В.М. «Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса» / В.М. Монахов - монография, Волгоград, «Перемена», 1995 г., - 125 с.

6. Никитина, Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: моногр. / Е.Ю. Никитина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.

- 285 с.

7. Осухова, Н.Г. Технология развития эмпатии у будущих учителей / Н.Г. Осухова // Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе школы и вуза: сб. науч. ст. -Волгоград, 1993. - С. 19 - 26.

8. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: Сб. науч. тр. / Моск. гос. открытый пед. ин-т // Отв. ред. Ю.Г. Круглов. - М.: МГОПИ, 1992. - 153 с.

9. Ситняева, Г.А. Толерантные умения как показатель развития делового общения студентов вузов / Г.А. Ситняева // Подготовка студентов вузов к осуществлению деловой коммуникации: коллективная монография / под ред. Е.Ю. Никитиной. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - С. 299 - 330, С. 302.

10. Чечет, Т. И. Подготовка будущих учителей к созданию эмоциональноэстетических ситуаций в процессе личностно ориентированного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1997. - 21 с.

Bibliography

1. Andreev, V.I. Pedagogy of the Creative Self-Development / V.I. Andreev. - Kazan: IKSU, 1996. - 567 p.

2. Chechet, T.I. Future Teachers’ Training for Emotional-and-Aesthetic Situations Creating Within Personality Based Learning Process: Synopsis of Dis. ... Cand. Of Ped. / T.I. Chechet. - Volgograd, 1997. - 21 p.

3. Great Explanatory Dictionary of the Russian Language. The Rus. Academy of Sciences. Institute of the Linguistic Studies / St. Petersburg: "Norint, 1998. - 395 p.

4. Monakhov, V.M. Technological Principles of Design and Construction in the Educational Process: Monograph / V.M. Monakhov. - Volgograd: Peremena, 1995. - 125 p.

5. Multi-Level Higher Pedagogical Education. - Omsk: Publishing House of Omsk State. Ped. Univ. - Vol. 6. - 1994. - 67 p.

6. Nikitina, E.Yu. Future Teachers’ Training for Educational Differentiation Management / E.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: "Fakel" Publishing House of ChSPU, 1998. - 144 p.

7. Nikitina, E.Yu. Theory and Practice of Future Teachers’ Training for Educational Differentiation Management: Monograph / E.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: Publishing House of ChSPU, 2000. - 285 p.

8. Osukhova, N.G. Future Teachers’ Empathy Development Technology / N.G. Osukhova // Innovative Technologies in the Educational Process in Schools and Universities: Collection of Scientific Papers. - Volgograd, 1993. - P. 19 - 26.

9. Problems of Teachers’ Professional Pedagogical Training: Collection of Scientific Papers / Moscow State Open Pedagogical Institute / Exec. Ed. Yu.G. Kruglov. - M.: MSOPU, 1992.

- 153 p.

10. Sintyaeva, G.A. Tolerant Abilities as Indicator of the Higher School Students’ Business Communication Development / G.A. Sintyaeva // Higher School Students’ Training for Business Communication: Multi-Author Book / Ed. by E.Yu. Nikitina. - M.: VLADOS Humanitarian Publishing Centre, 2008. - P. 299 - 330, P. 302.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.