Научная статья на тему 'Процесс совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза'

Процесс совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / БОКС / BOXING / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / INDIVIDUAL STYLE / ВОЛЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / STRONG-WILLED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саламин Евгений Евгеньевич, Изабеков Замир Асылбекович, Миханев Владислав Иванович, Скупченко Евгений Анатольевич

Проблема исследования состоит в выявлении процесса совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Саламин Евгений Евгеньевич, Изабеков Замир Асылбекович, Миханев Владислав Иванович, Скупченко Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process of improving the individual style of volitional activity in the students of Institute of Higher Education

The research problem consists in revealing of process of perfection of individual style of strong-willed activity at students of technical college.

Текст научной работы на тему «Процесс совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза»

Психология

17. Merton, R. K. Social theory and social structure (Rev. and enl. ed.). — New York: Free Press, 1968.

18. Miller, W. Lower class culture as a generating milieu of gang delinquency. — Journal of Social Issues, 1958, 14, 5-19.

19. Selli, T. Culture conflict and crime. — New York: Social Science Research Council, 1938.

20. Sheldon, W. H. The varieties of human physique. — New York: Harper & Row, 1940.

21. Schur, E. M. Labeling deviant behavior. — New York: Harper & Row, 1971.

22. Schuessler, K, & Cressey, D.R. Personality characteristics of criminals. — American Journal of Sociology, 1950, 55, 476-484.

23. Smelser, N. J. Theory of collective behavior. — New York: Free Press, 1962.

24. Smelser, N. J. Theoretical issues of scope and problems. In R.R; Evans (Ed.), Readings in collective behavior (2nd ed.). — Chicago: Rand McNally, 1975.

25. Sutherland, E. H. Principles of criminology. — New York: Harper & Row, 1939.

26. Taylor, I., Walton, P., & Young, J. The new criminology: For a theory of social deviance. — New York: Harper & Row, 1973. /682/

27. Turk, A. Criminality and legal order. — Chicago: Rand McNally, 1969.

28. Witkin, H. A. Criminality in XYY and XXY men. Science, 1976 , 193, 547-555

УДК: 378.02-159.9.07

E.E. Саламин*, З.А. Изабеков**, В. И. Миханев***, Е.А. Скупченко****

Процесс совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза

Проблема исследования состоит в выявлении процесса совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза.

Ключевые слова: студенты, технический университет, бокс, индивидуальный стиль, волевая активность.

E. E. Salamin*, Z. A. Izabekov**, V. I. Mihanev***, E. A. Skupchenko****. Process of improving the individual style of volitional activity in the students of Institute of Higher Education.

The research problem consists in revealing of process of perfection of individual style of strong-willed activity at students of technical college.

Keywords: students, university, boxing, individual style, strong-willed activity.

* Саламин, Евгений Евгеньевич, аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования», старший преподаватель кафедры «Физвоспитания и спорта» Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 89141875473. E-mail: kayzersal@mail.ru

** Изабеков, Замир Асылбекович, старший преподаватель кафедры «Математическое обеспечение и применение ЭВМ», факультет компьютерных технологий Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, мастер спорта СССР по греко-римской борьбе. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 8 914 185 62 25. E-mail: zamir@knastu.ru

*** Миханев, Владислав Иванович, соискатель кафедры «Педагогики и психологии профессионального образования», специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Заместитель начальника отдела ГИБДД Комсомольска-на-Амуре. E-mail: kayzersal@mail.ru

**** Скупченко, Евгений Анатольевич, мастер спорта России по греко-римской борьбе, старший преподаватель кафедры «Физвоспитания и спорта» Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 89141875473.

* Salamin, Evgeny Evgenevich. The post-graduate student of chair of pedagogic and vocational training psychology, a specialty 13.00.08 The theory and a vocational training technique, the senior teacher of chair. A physical education and sports. Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-cupid, Lenin's 27 street. Ph.: 89141875473. E-mail: kayzersal@mail.ru

** Izabekov, Zamir Asilbekovich. The master of sports of the USSR on Greco-Roman wrestling. The senior teacher of chair. A software and computer application department of Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-cupid, Lenin's 27 streets. Ph.: 8 914 185 62 25. E-mails: zamir@knastu.ru

*** Mihanev, Vladislav Ivanovich. The competitor of chair: «Pedagogic and vocational training psychology», a specialty 13.00.08. The theory and a vocational training technique. The deputy chief of department of traffic police Komsomolsk-on-Amur. E-mail: kayzersal@mail.ru

**** Skupchenko, Evgeny Anatolevich. The master of sports of the Russia on Greco-Roman is wrestling the senior teacher of chair. A physical education and sports. Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-Amur, Lenin's 27 street. Ph.: 89242297300.

Статья поступила в редакцию 05.03.2010 г.

Саламин Е.Е., Нзабеков ЗА, Миханев В.И., Скупченко ЕА. Процесс совершенствования индивидуального стиля..

Анализ отечественной литературы по данной проблеме показывает, что изучение воли и волевого поведения студентов вуза ведется в различных направлениях и во взаимосвязи с различными психическими свойствами. Однако в большинстве работ проявление воли изучается во взаимосвязи с какой-то одной стороной психики — эмоциями, особенностями личности, свойствами и качествами нервной системы, отдельными мотивами (М.М. Чекиров, В.П. Прядеин, А.Ц. Пуни, Ю.Я. Киселев, и др.).

В основе нашего подхода к изучению проявления волевой активности человека лежит теория интегральной индивидуальности, выдвинутая основателем Пермской психологической школы профессором В.С. Мерлиным и последовательно разрабатываемая в последние годы профессором Б.А. Вяткиным и их учениками.

Согласно названной теории, индивидуальность студента как человека содержит ряд иерархических уровней индивидуальных свойств и качеств: биохимических, физиологических, психологических, социально-психологических, находящихся между собой в особой зависимости.

Мы полагаем, что волевую активность необходимо рассматривать как системное образование (многоуровневое и многокомпонентное), которому присущи как компенсаторный, так и системообразующие механизмы [1]. В волевой активности, по нашему мнению, должны быть представлены, во-первых, свойства разных уровней интегральной индивидуальности, начиная от нейродинамических особенностей и заканчивая социальным статусом личности студента вуза в обществе, между которыми существует определенная система связей. Во-вторых, она должна опосредовать характер взаимосвязей между свойствами разных уровней интегральной индивидуальности. Связи между разными уровнями индивидуальных свойств и качеств имеют многозначный характер и могут возникать равновероятно в онтогенезе благодаря опосредующей (системообразующей) функции цикла промежуточных переменных, различных в зависимости от возраста, пола, условий жизни, особенностей деятельности и т.д. Значение многозначных разноуровневых связей для развития индивидуальности заключается, во-первых, в том, что новообразование личности студента не может возникнуть до тех пор, пока не изменилась прежняя связь между разноуровневыми свойствами и качествами. Например, уверенность в своих силах у студента со слабой нервной системой не появится до тех пор, пока не разрушится связь между слабостью нервной системы и низкой самооценкой, присущая этим лицам [2]. Или, например, коммуникабельность у интроверта не появится до тех пор, пока не разрушится связь между интроверсией и трудностью установления социальных контактов (В.С. Мерлин, 1986). Во-вторых, значение этих связей заключается в том, что одно и то же свойство какого-либо иерархического уровня в зависимости от изменяющейся связи со свойствами других иерархических уровней может выполнять различную приспособительную функцию.

Поэтому у различных студентов наблюдаются разные стили развития индивидуальности, которые проявляются как в динамике становления индивидуальных свойств, изменении интенсивности и частоты их проявлений, так и в возникновении новых связей между ними.

Спорт — деятельность особого рода. Ее специфические особенности общеизвестны. Это регулярные интенсивные и максимальные физические нагрузки, в зависимости от графика соревнований (микро-, макро-, мезоциклы) требующие значительных волевых усилий; соревнования, насыщенные эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за чемпионство, и др. По нашему мнению, при равных в целом условиях воспитания и учебно-тренировочной деятельности студентов спорт является фактором, определяющим развитие индивидуальности в личности студента.

Изучение условий развития интегральной индивидуальности, предпринятое нами в 2007-2009 гг., показывает, что студент начинает сам активно искать наиболее эффективные приемы и способы учебно-тренировочной деятельности лишь в тех случаях, когда изменяются (повышаются) требования к будущему специалисту вуза, т.е. когда он вынужден проявлять активность.

Поэтому можно утверждать, что в студенческом спорте системообразующими факторами в развитии личности студента прежде всего могут быть индивидуальные стили ведущих видов активности: моторной, волевой и эмоциональной, которые опосредуют взаимосвязи индивидуальных свойств с различными подсистемами: нервной системой, темпераментом, личностью.

Целью нашего исследования было решение следующих задач:

— экспериментально выявить различные индивидуальные стили волевой активности студентов, определить их структуру и детерминанты;

— дать им психологическую характеристику и описать различные индивидуальные стили волевой активности у студентов старших курсов и т.д.;

— экспериментально выяснить роль стиля волевой активности в структуре интегральной индивидуальности личности студентов.

Индивидуальный стиль волевой активности изучался в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете на кафедре педагогики и психологии профессионального образования, в контрольной и экспериментальной группах (по 20 студентов в каждой группе) 1-2-го курсов, занимающихся в секции бокса. У студентов экспериментальной группы были диагностированы свойства нервной системы после проведенных спецкурсов по теме «Совершенствование индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза, занимающихся в секции бокса» (опросник Стреляу-Вяткина); свойства личности (14 PF опросник Кеттелла) и выраженность волевых качеств (целеустремленность, решительность, смелость, выдержка, настойчивость, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, исполнительность), определяемые по «Методу обобщения независимых характеристик» А.И. Высоцкого.

Психология

В первый фактор с наибольшими весами вошли показатели решительность, самостоятельность, смелость, целеустремленность, настойчивость. Этот симптомокомплекс основных и вторичных волевых качеств справедливо можно обозначить как стиль волевой активности, направленный на вызов действий, побуждающий к деятельности. Второй фактор объединил (с наибольшими весами) показатели «исполнительность», «инициативность», «настойчивость». Этот набор волевых качеств образует стиль волевой активности, который направлен на саморегуляцию деятельности и гибкое приспособление к объективно складывающимся обстоятельствам. Наконец, третий фактор, объединивший организованность и выдержку, обозначен нами как стиль волевой активности, направленный на сдерживание, отказ от нежелательных действий, воздержание. Как видим, все выделенные нами стили соответствуют трем основным функциям воли: побудительной, регулирующей и тормозной. Хотя здесь представлены волевые характеристики, они косвенно отражают и операциональную сторону стиля [3]. Сами эти свойства определялись нами с помощью анкеты, в которой были представлены действия и операции, которые характеризуют волевую активность.

Одни волевые характеристики играют более существенную роль [4] (показатели с наиболее высокими весами), а другие — менее существенную (показатели с наименее высокими весами). Поэтому первые правомерно обозначить как основные, а вторые — как дополнительные (вторичные). Соответственно стиль волевой активности выступает как двухуровневая система, в которой основные волевые качества образуют первый уровень, дополнительные — второй.

С точки зрения теории интегральной индивидуальности [5] индивидуальный стиль рассматривается как целесообразная система взаимосвязанных целей, действий, операций, направленная на достижение определенных результатов в деятельности, и адекватная индивидуальным особенностям человека.

Мы исходили из того, что стили волевой активности способствуют наиболее оптимальному приспособлению студента к условиям учебно-тренировочной деятельности.

Мы полагаем, что если это действительно так, то по мере занятий спортом характер связей между нервной системой и свойствами личности студента-спортсмена (при условии выработки индивидуального стиля волевой активности) будет изменяться.

Испытуемые — группа студентов 17-21 лет (всего 40 человек) — были диагностированы по свойствам нервной системы и личности. Для каждого студента была разработана программа волевой подготовки с учетом его индивидуальности. Формирующий эксперимент длился на протяжении двух лет (с 2007 по 2009 гг.). Связи между свойствами нервной системы и личности путем вычисления коэффициента корреляции определялись дважды: до выработки стиля волевой активности и после, т.е. в начале и в конце формирующего эксперимента. Схемы этих связей представлены на рисунке.

Сравнение этих связей показывает, что, сохраняя многозначный характер после выработки стиля волевой активности, связи между нервной системой и личностью студентов значительно изменились и даже несколько обогатились благодаря появлению новых. Однако отдельные связи (например, уравновешенности и фактора В) сохранились в прежнем виде. Этот факт можно рассматривать таким образом: либо отдельные связи, определяющие природную обусловленность некоторых свойств личности, необычайно сильны и не подвержены влиянию стиля, либо формирование стиля у некоторых испытуемых не было достаточно эффективным. В целом результаты подтверждают предположение о том, что стиль волевой активности личности студентов является опосредующим звеном во взаимосвязях нервной системы и личности.

В заключение подчеркнем:

1) индивидуальный стиль волевой активности (ИСВА) — это устойчивая и целесообразная система проявления волевых качеств и волевых действий, обусловленная симптомокомплексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, направленная на достижение результата деятельности и организацию поведения;

2) различия в стилях проявляются в характере волевой активности. Один стиль отличается преобладанием смелости, инициативности. Этот стиль обозначен нами как «побудительный». Другой стиль отличается преобладанием выдержки, организованности, дисциплинированности. Этот стиль обозначен нами как «тормозной». Третий стиль отличается преобладанием исполнительности, инициативности, настойчивости. Этот стиль обозначен как «регулирующий» (гибкий);

3) в специфических условиях учебно-тренировочной деятельности в качестве звеньев, опосредующих разноуровневые связи, могут выступать индивидуальные стили волевой активности, которые выполняют системообразующую функцию и позволяют индивидуальности наиболее ярко проявить себя и добиться успехов;

4) развитие интегральной индивидуальности проявляется как в появлении новых, так и в исчезновении старых связей между разными уровнями индивидуальных свойств;

5) экспериментально доказано, что индивидуальные свойства волевой активности у студентов, занимающихся в секции бокса, могут быть сформированы и совершенствоваться в процессе учебно-тренировочной деятельности. Процесс формирования и совершенствования ИСВА должен строиться на основе учета особенностей нервной системы и личности студентов, причем индивидуализация процесса формирования и совершенствования воли обусловлена не столько степенью выраженности волевых качеств, сколько характером взаимосвязей между ними.

Стебенева Е.В. Социальная адаптация к стрессогенному влиянию служебной деятельности и профессиональная деформация...

CS CT У п

CS er У м

Рисунок 1. Схема взаимосвязей показателей свойств нервной системы и личности до и после выработки индивидуального стиля волевой активности.

Список литературы

1. Горбунов, Ю. Я. Психоэмоциональная сфера спортсменов : монография. — Пермь, 2004. — С. 37.

2. Вяткин, Б. Л. Психология интегральной индивидуальности человека. — Москва, 2008.

3. Хромит, Т. В., Киселев, Р. К. Волевая подготовка в боксе // ДВГАФК. — Хабаровск, 2004.

4. Пасниченко, Л. Э. Оценка индивидуальных особенностей развития волевых качеств личности : дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 1996.

5. Мерлин, В. С. Теория интегральной индивидуальности. — Пермь, 1986. — С. 127.

Literature

1. Gorbunov, U. Y. The psycho emotional humpbacks sphere of sportsmen // The Monographic. — Perm, 2004.

2. Vyatkin, B. A. The psychology of integrated individuality of the person. — Moscow, 2008. — P. 83.

3. Hromina, T. V., Kiselyov, R. K. Strong-willed preparation in boxing. — Khabarovsk, 2004.

4. Pasnichenko, A. E. The estimation of specific features of development of strong-willed qualities of the person. — Moscow, 1996.

5. Merlin, V. The theory of integrated individuality — Perm, 1986.

УДК 301.085:15 E.B. Стебенева*

Социальная адаптация к стрессогенному влиянию служебной деятельности и профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел.

В статье рассматриваются проявления профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел, взаимосвязь с социальной адаптацией к стрессогенному влиянию служебной деятельности. Предлагается ряд мер по повышению стрессоустойчивости личного состава ОВД, успешной адаптации сотрудников к окружающей социальной среде с целью эффективного выполнения поставленных перед ними служебных и оперативных задач.

Ключевые словя: социальная адаптация, профессиональная деформация, девиантное поведение, стрессогенное влияние служебной деятельности, морально-психологическая устойчивость, толерантность.

* Стебенева, Елена Викторовна, адъюнкт кафедры криминологии, Санкт-Петербургского университета МВД России, майор милиции. Научный руководитель — профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор, Заслуженный юрист России О.В. Лукичев. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия,198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. Тел. (812) 744-70-19, Мб. 89062642955. E-mail: st.el@list.ru.

* Stebeneva, Elena Victorovna, the post-graduate student chair criminology St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, ^e major of militia. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Tel. (812) 744-70-19, e-mail: st.el@list.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.