Научная статья на тему 'Особенности содержания воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении'

Особенности содержания воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОСУЖДЕННЫХ / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРЕВЕНТИВНОЕ ИСПРАВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PECULIARITIES OF EDUCATIONAL PROCESS OF CONDEMNED / PENITENTIARY ESTABLISHMENT / PENITENTIARY PEDAGOGICS / PREVENTIVE PUNISHMENT / PEDAGOGICAL EXPEDIENCY / PEDAGOGICAL NEGLECT / EDUCATIONAL AFFECTING / CORRECTION / SOCIAL PEDAGOGICAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ATTITUDES / LEGAL BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханцева Г. Г., Шубина Л. В.

Организация воспитательной работы в пенитенциарном учреждении должна ориентироваться на личность осужденного как объекта воспитания, со всеми присущими ей специфическими признаками, выявление которых необходимо для понимания особенностей организации воспитательного процесса осужденных в пенитенциарных учреждениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханцева Г. Г., Шубина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF THE CONTENTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN PENITENTIARY ESTABLISHMENTS

The organization of an educational process in penitentiary establishment should be oriented on the condemned as the subject of education, with all specific attributes which are necessary for understanding the peculiarities and laws of educational process in penitentiary establishments

Текст научной работы на тему «Особенности содержания воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении»

сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Давид полон дерзновенной уверенности, что Бог услышал его молитвенный вопль и готов восстановить общение с ним.

Финальная часть псалма представляет собой пример обратной градации: «Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима; Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов». Давид призывает благословение Божье на гору Сион, (вершина, место совершения обряда поклонения Богу); молит о проявлении милости к Иерусалиму (стены Иерусалима не так высоки, как гора Сион), выражает уверенность в том, что Бог примет жертвы, возложенные на алтарь с благоговением и смирением (алтарь представляет собой очередную ступень нисхождения). Отдав все силы молитве, автор символически спускается по ступенькам вниз, возвращаясь от духовного к земному.

Более полный матричный анализ текста предполагает его рассмотрение с точки зрения нумерологической упорядоченности. Как упоминалось выше, текст распадается на три части, каждая из которых состоит из семи стихов. Представляется неслучайным, что в нумерологической структуре текста закодированы именно числа три и семь, обладающие глубоким сакральным смыслом. Присутствие в нумерологической кодировке псалма числа семь, символизирующего собой полноту и завершенность, представляется весьма закономерным. Книга Бытия повествует о семи днях сотворения мира, в ветхозаветном культе упоминается о семикратном окроплении жертвенного животного (как мы помним, Давид сравнивает себя с жертвенным животным), о семисвечии скинии и храма. Следует подчеркнуть, что число семь непосредственно связано и с ситуацией, при которой был составлен пятидесятый псалом. Семь дней Давид провел в посте и молитве после обличения его во грехе пророком Нафаном, на седьмой день умерло дитя, родившееся от преступной связи Давида с Вирсавией. Пятидесятый псалом состоит из 21 стиха, то есть представляет собой структуру 3х7, что символизирует троекратную полноту покаяния Давида в содеянном им грехе.

Триединство (троичность), в свою очередь, символизирует познавательно важную теологическую концепцию о единстве Бога в трех личностных выражениях: Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Духе Святом. Кроме того, «...Святая Троица символизирует трехмерность места, времени и пространства. Эти три аспекта существуют независимо друг от друга и все же они представляют единого Бога, который про-

Библиографический список

является в трех аспектах, как показывает символика триединства» [12, с.880]. Идея троичности места, времени и пространства связана с идеей молитвы, которая предполагает прорыв за рамки линейного времени и локуса в вечность, универсум. Вполне конкретные место, время и ситуация написания псалма как бы перестают существовать для молящегося, когда он, преодолевая трехтысячелетний разрыв, произносит этот псалом от собственного имени. Вышесказанное позволяет заключить, что нумерологическая кодировка псалма максимально адекватна его возвышенному предмету.

В.Б. Слезин, занимающийся исследованием специфики влияния молитвы на сознание индивида, приходит к выводу о том, что молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и известные ранее состояния нормального сознания [3]. Словарь религиоведения называет измененные состояния сознания необходимым моментом функционирования психики, а потребность в их переживании одной из базисных потребностей человека. «Многие религиозные обряды, тексты являлись их следствием или выступали способом упорядочения их спонтанного проявления (курсив мой - Ю.М.)» [1, с. 880]. Следовательно, можно предположить, что вся религиозная деятельность так или иначе направлена на удовлетворение потребности индивида в переживании измененного состояния сознания. Не только молитва, но и чтение религиозных вербальных произведений, участие в богослужении, в таинствах церкви вводят человека в это состояние. Таким образом, религия выступает формой «аккумуляции и направленной переработки материала измененных состояний сознания, осуществляя тем самым одну из своих важнейших функций - функцию контроля над измененными состояниями сознания (курсив мой - Ю.М.)» [1, с. 880].

Выводы, сделанные разными учеными о специфике воздействия религиозного текста на сознание, дают нам основание предположить, что переживание индивидом в течение определенного времени серии религиозных измененных состояний сознания приводит к перекодированию его картины мира через смену приоритетов, поведенческих стереотипов, а также к ее общей гармонизации.

На основании вышесказанного можно с полным основанием охарактеризовать направление, изучающее религиозные измененные состояния сознания как актуальное и перспективное направление современной психолингвистики.

1. Религиоведение. Энциклопедический словарь. - М., Академический проект, 2006.

2. Спивак, Д. Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. - СПб.: «Издательский Дом Ювента», 2000.

3. Слезин, В.Б. Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве / В.Б. Слезин, Н.И. Музалевская, В.М. Урицкий, И.Я. Рыбина // Парапсихология и психофизика. - 2000. - №1.

4. Тарт, Ч. Измененные состояния сознания. - М.: Изд-во «Эксмо», 2003.

5. Бехтерева, Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. - СПб.: «Сова», 2007.

6. Мечковская, Н.Б. Язык и религия. - М., Агентство «ФАИР», 1998.

7. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века. - М., Аграф, 1997.

8. Лотман, Ю.М. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии. - М., 1975.

9. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М., МГУ, 1988.

10. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. - М.: «ЭКСМО», 2007.

11. Православие и современность. Электронная библиотека. www.lib.eparhia-saratov.ru

12. Истомина Н.А. Словарь символов. - М., «Астрель», 2003.

13. www.wikipedia.ru

Статья поступила в редакцию 16.12.09

УДК 34.9

Г.Г. Ханцева, канд. пед. наук, доц.; Л.В. Шубина, канд. псх. наук, доц. Рубцовского индустриального института (филиала) ГОУ ВПО АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Рубцовск, E-mail: shubina_mail@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Организация воспитательной работы в пенитенциарном учреждении должна ориентироваться на личность осужденного как объекта воспитания, со всеми присущими ей специфическими признаками, выявление которых необходимо для понимания особенностей организации воспитательного процесса осужденных в пенитенциарных учреждениях

Ключевые слова: особенности воспитательного процесса осужденных, пенитенциарное учреждение, пенитенциарная педагогика, превентивное исправление, педагогическая запущенность, воспитательное воздействие, социально-педагогическая среда, воспитательные отношения, правопослушное поведение.

Содержание воспитательного процесса обусловлено его целью, которая, в свою очередь, определяет средства достижения цели. Разнообразие педагогических целей и педагогических средств подразумевает особенности и закономерности конкретных воспитательных процессов и их составных элементов - объектов, субъектов и воспитательной среды, составляющих конкретную воспитательную систему. Необходимо отметить, что пенитенциарное учреждение ассоциируется в сознании большинства граждан с местом, где отбывают уголовное наказание преступники.

Исправление осуждённых является педагогической целью, и цель эта официально провозглашена уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, следовательно, пенитенциарное учреждение должно являться не только местом отбывания уголовного наказания, но прежде всего быть воспитательным учреждением со своими особенностями и закономерностями [1, с. 15 - 20].

Осуждённый к лишению свободы, отбывая наказание в пенитенциарном учреждении, является специальным объектом воспитательного воздействия, организованного в целях его исправления. Условия изоляции и режима пенитенциарного учреждения необходимо рассматривать как обязательные элементы принудительности, сопутствующие воспитательному процессу, оставляя приоритет именно за воспитательной деятельностью, а не за самим фактом лишения свободы [2, с. 10 ].

Организация воспитательной работы в пенитенциарном учреждении должна ориентироваться на объект воспитания, т.е. на личность осуждённого со всеми присущими ей специфическими признаками. Воспитательный процесс осужденных предусматривает наличие в пенитенциарных учреждениях социально-педагогической системы, обеспечивающей их исправление.

Эффективность социально-педагогических систем в пенитенциарных учреждениях в значительной степени оказывает влияние на уровень рецидивной преступности, а значит, и на общий уровень преступности в государстве. При этом социально-педагогическую систему пенитенциарного учреждения необходимо рассматривать в качестве подсистемы всей государственной образовательно-воспитательной системы, призванной воспитывать социального человека правопослушного поведения.

Педагогическая целесообразность диктует необходимость дифференциации осуждённых по самым различным признакам - это могут быть типы темперамента, психологическая направленность личности, уровень интеллекта, профессиональная квалификация, наличие семейных и родственных связей и многое другое.

Особенности объектов пенитенциарного воздействия необходимо рассматривать не абстрактно, а только в связи с педагогической целесообразностью их дифференциации, т.е. всегда учитывать, насколько данная дифференциация повышает эффективность воспитательного воздействия.

Практическая деятельность в пенитенциарных учреждениях свидетельствует о том, что осуждённые, поступающие из следственных изоляторов, где с ними не проводится воспитательная работа, характеризуются повышенной степенью педагогической запущенности [3, с. 56].

Для более полноценной картины организации воспитательного процесса в исправительных учреждениях необходимо рассмотреть понятие «превентивное исправление» Под превентивным исправлением понимается воспитательное воздействие на лиц, заключенных под стражу до судебного разбирательства в целях пресечения уклонения их от следственных и судебных органов и одновременного формирования у них правопослушного поведения

Осуждённым предоставляется право, в большинстве случаев, на платной основе, получить среднее специальное и высшее образование, что положительно влияет на повышение эффективности воспитательной работы.

То, что сами осуждённые могут являться субъектом пенитенциарного воздействия, а не только быть объектом воспитания, присуще именно пенитенциарной педагогике и отличает её от других педагогических отраслей. Эта особенность позволяет при организации воспитательной работы в пенитенциарном учреждении использовать идеи сотрудничества, единого коллектива и достигать цели исправления совместными усилиями сотрудников и осуждённых [4, с. 17].

Воспитательный процесс в пенитенциарном учреждении происходит в условиях ограничения прав и свобод осуждённых, т.е. в специально организованной среде, ограничивающей возможности личности в удовлетворении различных потребностей. Такая среда одновременно позволяет с большей эффективностью стимулировать осуждённых к определенным требуемым типам поведения: на производстве - к добросовестному труду, в быту - к правопослушному поведению, желанию повышать культурный и образовательный уровень и т. п.

Очень важно при организации воспитательной работы с осуждёнными поставить режим ограничений на службу педагогическим целям, а не использовать его лишь в качестве карательного средства

В пенитенциарном учреждении, где содержатся совершеннолетние преступники, роль социальных факторов неизмеримо возрастает и несет в себе повышенную воспитательную нагрузку. Гуманные условия содержания осуждённых являются первоначальным звеном всей социально-педагогической среды пенитенциарного учреждения. Процесс приобщения к нравственным ценностям голодных и озлобленных тяжелыми условиями быта и труда осуждённых просто не может быть эффективным. Взрослый человек, как правило, в отличие от ребенка, менее подвержен прямому воспитательному воздействию, что необходимо учитывать при формировании правопослушного поведения в условиях лишения свободы.

Необходимо устанавливать четкую зависимость условий отбывания наказания от поведения осуждённого. Определенный воспитательный потенциал несет в себе изменение социальных условий (более облегченных для правопослушных осуждённых и более строгих для нарушителей), в некоторой степени корректирующий поведение осуждённых в требуемом направлении [5, с. 58].

Результаты воспитательной работы с осуждёнными зависят от возможности и желания сотрудников пенитенциарного учреждения эффективно организовать воспитательную деятельность. При этом эффективность воспитательного воздействия на осуждённых зависит от степени реальности применяемых педагогических стимулов. Реальность педагогического стимула выражается в его постоянном подкреплении действиями администрации пенитенциарного учреждения, направленными на реализацию потребностей осуждённых, являющихся для них безусловными стимулами, определяющими их сознание и поведение.

Закрытость пенитенциарных учреждений при организации в них социально-педагогической среды (исправительной) позитивно влияет на воспитательный процесс, однако необходимо всегда учитывать, что без организации такой среды фактор закрытости может негативно влиять на осуждённых, которые будут перенимать друг от друга асоциальные привычки и сами организуют так называемую "воровскую" среду, существующую по "законам" преступного мира. [6, с. 19]

Система воспитательной работы пенитенциарного учреждения должна обязательно включать в себя только реальные педагогические стимулы, так как именно они обеспечивают эффективность исправления осуждённых [7, с. 47- 48].

Изменить ситуацию к лучшему помогут четкие и понятные теоретические и методологические основы пенитенциарной деятельности, рациональный ведомственный и прокурорский контроль за деятельностью пенитенциарных учреждений, а также контроль со стороны общественности.

Библиографический список

1. Гербеев, Ю.В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными. - Рязань: РВШ МВД, 1985

2. Белослудцев, В. И. Содержание воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях // Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания: сб. науч. тр. - М.: НИИ МВД РФ, 1995.

3. Ветошкин, С.А. Оптимизация воспитательного процесса в исправительной колонии // Преступление и наказание. - 1999. - №8.

4. Алферов, Ю.А. пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. - М.: РИПК МВД РФ, 1996.

5. Ветошкин, С.А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в пенитенциарном учреждении: учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург, 1999.

6. Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. - Екатеринбург, 2004.

7. Асмолов, А.Г. Психология личности. - Москва, 1990.

Статья поступила в редакцию 16. 12.09

УДК -378.02 -- 159.9.07

Саламин Е.Е., аспирант КнАГТУ; Изабеков З.А., старший преподаватель КнАГТУ; Миханев В.И., соискатель кафедры «педагогики» АмГПГУ; Скупченко Е.А., Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, мастер спорта России по греко-римской борьбе, г. Комсомольск-на-Амуре, E-mail: kayzersal@mail.ru

ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья состоит: из семи страниц, списка литературных источников (5 источников). Проблема исследования в данной статье состоит в выявлении процесса совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов технического вуза.

Ключевые слова: студенты, технический университет, бокс, индивидуальный стиль, волевая активность.

Анализ отечественной литературы по данной проблеме показывает, что изучение воли и волевого поведения студентов технического вуза ведется в различных направлениях и во взаимосвязи с различными психическими свойствами. Однако в большинстве работ проявление воли изучается во взаимосвязи с какой-то одной стороной психики - эмоциями, особенностями личности, свойствами и качествами нервной системы, отдельными мотивами (М.М. Чекиров, В.П. Прядеин, А.Ц. Пуни, Ю.Я. Киселев и др.).

В основе нашего подхода к изучению проявления волевой активности человека лежит теория интегральной индивидуальности, выдвинутая основателем Пермской психологической школы профессором В. С. Мерлиным и последовательно разрабатываемая в последние годы профессором Б. А. Вятки-ным и их учениками.

Согласно названной теории индивидуальность студента-спортсмена как человека содержит ряд иерархических уровней индивидуальных свойств и качеств: биохимических, физиологических, психологических, социально-психологических, находящихся между собой в особой зависимости.

Мы полагаем, что волевую активность необходимо рассматривать как системное образование (многоуровневое и многокомпонентное), которому присущи как компенсаторный, так и системообразующие механизмы [1]. В волевой активности, по нашему мнению, должны быть представлены, во-первых, свойства разных уровней интегральной индивидуальности, начиная от нейродинамических особенностей и заканчивая социальным статусом личности студента технического вуза в обществе, между которыми существует определенная система связей. Во-вторых, она должна опосредовать характер взаимосвязей между свойствами разных уровней интегральной индивидуальности. Связи между разными уровнями индивидуальных свойств и качеств имеют многозначный характер и могут возникать равновероятно в онтогенезе благодаря опосредующей (системообразующей) функции цикла промежуточных переменных, различных в зависимости от возраста, пола, условий жизни, особенностей деятельности и т.д. Значение многозначных разноуровневых связей для развития индивидуальности заключается, во-первых, в том, что новообразование личности студента не может возникнуть до тех пор, пока не изменилась прежняя связь между разноуровневыми свойствами и качествами. Например, уверенность в своих силах у студента со слабой нервной системой не появится до тех пор, пока не разрушится связь между слабостью нервной системы и низкой самооценкой, присущая этим лицам [2]. Или, например, коммуникабельность у интроверта не

появится до тех пор, пока не разрушится связь между интро-версией и трудностью установления социальных контактов (В.С. Мерлин, 1986). Во-вторых, значение этих связей заключается в том, что одно и то же свойство какого-либо иерархического уровня в зависимости от изменяющейся связи со свойствами других иерархических уровней может выполнять различную приспособительную функцию.

Поэтому у различных студентов наблюдаются разные стили развития индивидуальности, которые проявляются как в динамике становления индивидуальных свойств, изменении интенсивности и частоты их проявлений, так и в возникновении новых связей между ними.

Спорт - деятельность особого рода. Ее специфические особенности общеизвестны - это регулярные интенсивные и максимальные физические нагрузки, в зависимости от графика соревнований (микро, макро, мезо циклы) требующие значительных волевых усилий; соревнования, насыщенные эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за чемпионство и др. Можно думать, что при одинаковых в целом условиях воспитания и учебно-тренировочной деятельности жизнедеятельности спорт является фактором, определяющим своеобразное развитие индивидуальности личности сту-дента-спортсмена.

Изучение условий развития интегральной индивидуальности, предпринятое нами в 2007-2009 годах, показывает, что студент начинает сам активно искать наиболее эффективные приемы и способы учебно-тренировочной деятельности лишь в тех случаях, когда изменяются (повышаются) требования деятельности к будущему специалисту технического вуза, т.е. когда он вынужден проявлять активность.

Поэтому можно утверждать, что в студенческом спорте системообразующими факторами в развитии индивидуальности личности студента - спортсмена, прежде всего, могут быть индивидуальные стили ведущих видов активности: моторной, волевой и эмоциональной, которые опосредуют взаимосвязи индивидуальных свойств с различными подсистемами индивидуальных свойств: нервной системой, темпераментом, личностью.

Целью нашего исследования было решение следующих

задач:

- экспериментально выявить различные индивидуальные стили волевой активности студентов, определить их структуру и детерминанты;

- дать им психологическую характеристику и описать различные индивидуальные стили волевой активности у студентов старших курсов и т.д.;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.