СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 343.8:37.035]-058.56
Е. Я. Тищенко,
Н. Ф. Уфимцева
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ1
Аннотация. Статья посвящена проблеме социально-педагогической реабилитации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный период и использованию потенциала самодеятельных организаций осужденных в реабилитационном процессе.
Ключевые слова: осужденные, самодеятельные организации, социально-педагогическая реабилитация.
Abstract. This paper is devoted to the social and educational rehabilitation of prisoners in the penitentiary and postpenitentiary period and the use of the potential of voluntary groups of prisoners in the rehabilitation process.
Index terms: prisoners, voluntary organizations, socio-pedagogical rehabilitation.
В современной России среди множества направлений реформирования уголовно-исправительной системы на первый план выступают переход от жестоких мер воздействия на осужденных к цивилизованным формам обращения с ними, а именно к гуманизации и педагогизации условий отбывания наказания. Вместе с тем государство испытывает значительные затруднения в обеспечении реабилитационной деятельности исправительных учреждений. В первую очередь это связано с острым дефицитом высокопрофессиональных сотрудников, а также с проблемами трудовой занятости осужденных, их материально-бытового, медицинского обслуживания, образовательной и профессиональной подготовки, организации досуга и др. Сложившаяся ситуация требует изменить подходы к организации воспитательной деятельности, направленной на социальную и педагогическую реабилитацию осужденных, осуществить поиск не-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 09-06-83604 а/у «Социально-педагогическая реабилитация осужденных в пенитенциарных учреждениях Свердловской области».
стандартных форм и методов воздействия на их сознание, отношение и поведение. Одной из таких форм являются самодеятельные организации осужденных.
Самодеятельные организации осужденных в пенитенциарных учреждениях - это общественные объединения отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, создаваемые для защиты интересов их участников и использования их положительных качеств для достижения целей уголовно-исполнительного законодательства и социально-педагогической реабилитации.
Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы работают под контролем администрации исправительных учреждений. Активность участников этих организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются:
• оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных;
• оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных;
• содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными;
• оказание социальной помощи осужденным и их семьям [1].
Названная деятельность не является совершенно новой формой участия
осужденных в решении проблем исправления и социально-педагогической реабилитации и имеет довольно длительную историю. Самодеятельные организации стали создаваться в советских исправительно-трудовых учреждениях в первые годы после Октябрьской революции, что было вызвано необходимостью подготовки осужденных к жизни в молодом советском государстве по новым этическим принципам: воспитание духа коллективизма - основного морального качества советского человека, советского образа жизни. Это обстоятельство стало тем объективным условием, которое выдвинуло в качестве принципиальной задачи формирование коллективов осужденных на различных этапах существования пенитенциарных учреждений.
Впоследствии, в силу создания нового типа исправительно-трудовых учреждений расширяется сфера проявления самодеятельности со стороны осужденных, которая начинает принимать разнообразные формы. Самодеятельные организации осужденных привлекаются к проведению воспитательной работы в исправительно-трудовых учреждениях.
Расцвет деятельности самодеятельных организаций и их научного исследования пришелся на 70-е гг. XX в. При этом в связи с распространенностью коллективных форм существования общества осуществлялись мероприятия, которые привели к дискредитации этих организаций. В час-
тности, провозглашалось, что задача администрации в работе с отбывающими наказание состоит в том, чтобы с самого начала пребывания осужденного в учреждении установить такое соотношение его общения с администрацией и самодеятельными организациями осужденных, которое бы убеждало, что защищенность личности в исправительно-трудовом учреждении зависит не от стихийно складывающихся взаимоотношений между осужденными, а от целенаправленного, организованного, специальным образом инструментированного функционирования административного аппарата и официально оформленных органов коллектива, контролируемых администрацией. То есть фактически органы, осуществлявшие исполнение наказания, провозгласили и закрепили главный принцип воспитательной работы со спецконтингентом: «Кто не за нас, тот против нас»; сотрудниками колоний проводились активные мероприятия по вовлечению лиц, отбывающих наказание, в самодеятельные организации. С целью повышения показателей эффективности воспитательных мероприятий администрация современных пенитенциарных учреждений часто принуждает осужденных к вступлению в самодеятельные организации. В результате у части осужденных, вступивших в ряды самодеятельных организаций, формируется потребительское отношение, отмечаются случаи противоправных действий по отношению к другим осужденным. Однако в настоящее время в контексте гуманизации уголовно-исполнительной системы самодеятельные организации относятся с одному из средств исправления осужденных, а их возможности широко используются в процессе социально-педагогической реабилитации в пенитенциарный и постпенитенциарный период.
Как показал ретроспективный анализ научных исследований, в истории отечественной педагогики накоплен богатый опыт развития самодеятельности.
Одним из первых выдвинул идею развития самодеятельности личности К. Д. Ушинский. В 1861 г. он обозначил основную задачу каждого педагога - превратить деятельность ученика в учении в его самодеятельность. Выдающийся педагог сформулировал ведущие положения концепции развития самодеятельности личности, которые не утратили своей актуальности и сегодня, в том числе и для пенитенциарных учреждений:
• превращение деятельности в самодеятельность путем приучения человека к труду;
• формирование у человека необходимых умений и навыков осуществления деятельности;
• оказание помощи только в случае необходимости, предоставление возможности действовать самостоятельно и испытать удовольствие от удачно проведенного дела.
По мнению В. А. Сухомлинского, настоящая самодеятельность появляется там, где имеет место личная и коллективная ответственность за
дела свои и коллектива, понимание интересов и запросов других, забота об окружающих людях. Подлинное развитие самодеятельности возможно лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества людей всех возрастов в едином коллективе, когда старшие передают свои знания и опыт младшим [2, с. 94].
Учитывая ограниченность имеющихся в колониях кадровых и организационных ресурсов, некоторые авторы предлагают весьма интересную форму включения участников самодеятельных организаций в воспитательную работу, а именно: закрепление за осужденным, прибывшим в колонию, положительно зарекомендовавшего себя куратора, который готовит подшефного к жизни в коллективе и отвечает за его поведение. Помимо оказания воспитательного воздействия на вновь прибывшего, данная форма работы может выступать свидетельством степени исправления самого куратора, наличия у него определенных социально-полезных качеств. Критерием оценки будет служить количество примененных к подшефному мер поощрения и взыскания. За повсеместное введение такой формы работы самодеятельных организаций выступило 44% сотрудников исправительной колонии и 34% опрошенных нами участников самодеятельных организаций.
Теоретическое осмысление развития самодеятельности личности с позиций подхода, основанного на представлениях отечественных ученых (Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.) об активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности предположило осмысление для нас сущности более широких родовых понятий, таких как «деятельность» и «самодеятельность личности». В понимании этих феноменов мы опирались на субъектно-деятельностную теорию С. Л. Рубинштейна, в основу которой положено понимание деятельности как «перехода субъекта в объект»; как специфической формы активного отношения человека к окружающему миру, в которой он утверждает свою позицию по отношению к обществу; как главного фактора развития человека, поскольку, направляя его деятельность, можно определять и формировать его самого.
Самодеятельные организации являются силой, осуществляющей одновременно исправление других осужденных, выступающих потребителями (объектом) воспитательных мероприятий, и исправление осужденных, являющихся источниками (субъектом) воспитательных мероприятий, т. е. самих членов организаций осужденных. Связано это с тем, что осужденные, участвующие в исправительной деятельности в качестве субъектов, испытывают реальную потребность в систематической и плановой работе над собой по развитию и совершенствованию положительных личностных свойств и качеств, по повышению уровня культуры и образования, необходимых им для работы с другими осужденными. Поэтому
достаточно сложно однозначно оценить, в каком качестве выступают члены самодеятельных организаций, участники воспитательной работы с осужденными (хора духовной музыки, лекторских групп, групп по профилактике девиантного поведения, театральных коллективов и т. д.) -субъекта или объекта. В их деятельности эти две роли абсолютно неразделимы. Например, в исправительной колонии № 2 г. Екатеринбурга по инициативе осужденных была создана самодеятельная организация «Программа самообразования осужденных» (ПСО). Приглашенные преподаватели занимаются с группой лекторов из числа осужденных, а затем слушатели этой группы сами проводят соответствующие занятия в отрядах осужденных, работают в программе профилактики наркомании и алкоголизма. Осужденные через подготовку и проведение лекций, кружков стремятся повысить свой нравственный и образовательный уровень. Наиболее востребуемой оказывается информация, касающаяся культуры поведения, культуры речи, экономических, бытовых и хозяйственных вопросов, которая может пригодиться после освобождения, т. е. несет пост-пенитенциарную реабилитационную значимость.
По просьбе осужденных в колонию приглашаются специалисты для консультирования лекторских групп, оказания методической и организационной помощи в «Программе самообразования осужденных». Совместная деятельность субъектов системы социально-педагогической реабилитации и осужденных дала положительные результаты - все большее количество осужденных посещают библиотеки, участвуют в занятиях, повышают успеваемость в школе и колледже, ежемесячно лекторы-осужденные читают лекции в отрядах, публикуют статьи в малотиражных газетах.
Таким образом, уникальность исправительного воздействия органов самодеятельности на осужденных заключается в использовании двух факторов воспитательного воздействия на личность: воспитания в коллективе и через коллектив, а также самовоспитания.
Исследования А. Г. Быстрицкого, В. М. Коротова, А. Н. Леонтьева, Л. М. Попова, Л. Г. Садаковой и др. позволили нам определить сущность самодеятельности личности осужденного как сложного явления. С одной стороны, это форма самореализации человека, проявление его «самости», творческих сил и способностей при выполнении самостоятельной деятельности, а с другой - результат целенаправленного влияния педагога в ходе организации познавательной, практической и творческой деятельности.
В этом контексте самодеятельность личности осужденного - это самостоятельная деятельность человека, находящегося в исправительном учреждении, которая выполняется им по собственной инициативе на основе знаний и умений, приобретенных и специально пополняемых в процессе обучения или практической активности. Эта деятельность носит творческий характер, в ней проявляется сущность человека, его духовно-нрав-
ственные качества, определяющие его отношение к содержанию деятельности и стремление мобилизовать свои эмоционально-волевые усилия на правопослушное поведение и реализацию общественно ценных и личнос-тно значимых целей.
Самодеятельные организации пенитенциарных учреждений являются одной из форм социально-педагогической реабилитации осужденных, реализации которой способствуют следующие социально-педагогические условия:
• дифференцированный подход к процессу социально-педагогической реабилитации на основе типологических особенностей осужденных;
• совокупность взаимосвязанных социальных (бытового, трудового, досугового, валеологического, постпенитенциарного) и педагогических (правового, образовательно-воспитательного, общественного) факторов, содействующих исправлению осужденных.
В основе системы социально-педагогической реабилитации осужденных средствами самодеятельных организаций лежат принципы гуманизма, непрерывности и перспективности.
В процессе социально-педагогической реабилитации для каждого осужденного необходимо разработать систему перспектив. В отличие от С. А. Ветошкина, определившего цель стимулирования правопослушного поведения как скорейшее освобождение из колонии, мы полагаем, что конечная цель в системе позитивных социальных перспектив - это реабилитация освободившегося лица в обществе. Данное условие основано на принципе будущности (перспектив): совместное участие осужденных и их родственников в воспитательном процессе в дальней перспективе поможет снять конфликтные ситуации в семьях, что нередко служит причиной или поводом совершения преступления. Средняя перспектива - это возможность условно-досрочного освобождения; близкая перспектива заключается в организации совместных вечеров отдыха, дополнительных свиданиях, сообщениях в СМИ, записях поощрений в личные дела, переводе на улучшенные условия содержания и т. п. [3, с. 56].
К социально-педагогическим связующим элементам относятся и бывшие осужденные, чей опыт постпенитенциарной реабилитации используется для внесения корректив в программу подготовки осужденных к освобождению. Бывшие осужденные, ранее активно работающие в самодеятельных организациях и в дальнейшем успешно адаптировавшиеся к изменившимся условиям жизнедеятельности, являются примером перспективных социальных возможностей для лиц, находящихся в изоляции.
Свидетельством того, что работа в самодеятельных организациях подтверждает наличие позитивных перемен в поведении осужденных, являются данные проведенного нами исследования, согласно которым в настоящее время только 11, 3% осужденных, состоявших в самодеятельных организа-
циях, совершают повторные преступления в течение первых двух лет после освобождения, при том, что уровень рецидива среди лиц, не являвшихся в колониях участниками формирований осужденных, по нашим данным, составил 36,1%. Однако многочисленные факты повторно совершенных преступлений лицами, которые по таким внешним показателям, как участие в пенитенциарной самодеятельности, были освобождены условно-досрочно, подтверждают необходимость индивидуальной конкретизации общих критериев исправления и составляют одну из проблем пенитенциарной педагогики. В этой связи одним из главных педагогических условий функционирования самодеятельных организаций является их социально-педагогическое сопровождение с целью предупреждения противоправных проявлений со стороны участвующих в самодеятельности осужденных.
Нередко причиной совершения преступлений является невозможность трудоустройства в связи с отсутствием у освободившегося образования или специальности. Компенсируют этот недостаток трудовой и образовательные процессы, способствующие тому, что человек, отбывший наказание, находит свое место в жизни и в дальнейшем не допускает нарушений законности.
В исправительной колонии № 2 г. Екатеринбурга внедрена комплексная система образования, в которую входят вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, профессиональное училище, Уральский государственный колледж, Российский государственный социальный университет, программа самообразования осужденных. Помимо непосредственно образовательных целей данная система обладает действенным реабилитационным эффектом. Так, из 149 осужденных, получивших высшее и среднее профессиональное образование в колонии и освободившихся в период с 2001-го по 2009 г., на 1 января 2010 г. только 2 человека совершили повторные преступления.
Одной из главных причин увеличения уровня преступности является утрата людьми смысла жизни, ее ценности, размытость нравственных ориентиров. Природа этого явления носит духовно-нравственный характер. В этой связи духовное воспитание в исправительных учреждениях, на наш взгляд, должно занимать особое место, так как оно ориентировано на общечеловеческие нравственные ценности. Одним из средств формирования этих значимых для жизнедеятельности осужденных ценностей и, как следствие, более успешной социально-педагогической реабилитации является участие в работе религиозных секций. Результаты проведенного 2002-го по 2006 г. на базе исправительной колонии № 2 г. Екатеринбурга исследования свидетельствуют о положительном влиянии религиозных мероприятий на изменение нравственных ценностей осужденных и процесс их социально-педагогической реабилитации. Причем число осужденных, желающих участвовать в проведении мероприятий религи-
озного характера, постоянно растет. Результатом работы священников и осужденных соответствующей секции, по мнению опрошенных нами сотрудников, является уменьшение межличностной и межнациональной напряженности в отрядах, положительное изменение нравственных ориентиров осужденных. Верующие стремятся к выполнению установленных законом к осужденным требований, стараются избегать конфликтов, их поведение более устойчиво, многие впервые искренне переживают и раскаиваются в совершенном преступлении, начинают честно трудиться.
Учитывая роль церкви в обществе и особенности осужденных, занятых в самодеятельных организациях, на наш взгляд, священнослужителям необходимо представить право осуществлять контроль за соответствующими секциями, причем как за их деятельностью, так и за их составом.
В плане осуществления социально-педагогической реабилитации многие ученые и практики признают необходимость учета активного участия осужденных в религиозной деятельности при определении степени их исправления, остающегося без внимания в настоящее время. На наш взгляд, следует предоставить религиозным организациям право ходатайствовать перед администрацией исправительного учреждения об условно-досрочном освобождении или помиловани осужденного, как, например, в Германии, где для этого требуется положительное заключение священника.
Таким образом, вовлечение людей, отбывающих наказание, в активную и систематическую общественную деятельность создает основу для формирования и поддержания у них социальной активности в последующие периоды их жизни, предотвращает интеллектуальную и социальную деградацию, способствует профессиональному становлению и последующей трудовой занятости, снижает возможность совершения повторного преступления.
Литература
1. Инструкция о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии уголовноисполнительной системы: Приказ МВД России № 420 от 08 июля 1997 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 16.
2. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
3. Тищенко Е. Я. Социально-педагогическая реабилитация осужденных: моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та соц. образования, 2007. 162 с.