Научная статья на тему 'Социально-педагогическая технология исправления осужденных'

Социально-педагогическая технология исправления осужденных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / CRIMINALITY / CRIMINAL PUNISHMENT / IMPRISONMENT / PENITENTIARY INSTITUTES / CONDEMNED / EDUCATIONAL PROCESS TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханцева Г. Г., Шмыгалев К. А., Шубина Л. В., Казанцева Ю. В.

В современном мире явление преступности рассматривается как социальное зло и никто не ставит под сомнение необходимость борьбы с фактом преступных деяний. Гуманизация общественных отношений в государстве породило такой вид уголовного наказания, как лишение свободы, исполнение которого происходит в пенитенциарных учреждениях, являющихся определенным социумом для осужденных. В этой связи возникает проблема технологизации воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY PEDAGOGIKAL TECHNICUES OF THE CORRECTION OF CONDEMMED

In modern society the event of criminality is viewed as social harm and nobody doubts the necessity of struggle against the fact of criminals. Humamzation of public relations in the state has generated such sort of criminal punishment as imprisonment, the execution of which takes place in penitentiary institutes, being the certain society for condemned. In this connection there is a problem of educational process techniques in penitentiary institutes.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая технология исправления осужденных»

ББК 74.66

Г.Г. Ханцева, канд. пед. наук, доц.

К.А. Шмыгалев, канд. филос. наук, доц.

Л.В. Шубина, канд. псх. наук, доц.

Ю.В. Казанцева, канд. пед. наук, доц. Рубцовского индустриального института (филиала) ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Барнаул

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

В современном мире явление преступности рассматривается как социальное зло и никто не ставит под сомнение необходимость борьбы с фактом преступных деяний. Гуманизация общественных отношений в государстве породило такой вид уголовного наказания, как лишение свободы, исполнение которого происходит в пенитенциарных учреждениях, являющихся определенным социумом для осужденных. В этой связи возникает проблема технологизации воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях.

Ключевые слова: преступность, уголовное наказание, лишение свободы, пенитенциарные учреждения, осужденные, технологизация воспитательного процесса.

В современном мире явление преступности рассматривается как социальное зло, и никто не ставит под сомнение необходимость борьбы с фактами преступных проявлений. На протяжении веков и тысячелетий самым распространенным реагированием со стороны государства на преступность являлась смертная казнь, но с лишением жизни преступников социальная проблема преступности не исчезала. Причины преступности необходимо искать в социальных условиях развития человека, поскольку социальная среда может способствовать преступлениям, а может и препятствовать им, так как существует зависимость между эффективностью социально-педагогической системы государства и уровнем преступности в нем.

Гуманизация общественных отношений в государстве породила такой вид уголовного наказания, как лишение свободы, исполнение которого происходит в пенитенциарных учреждениях, являющихся определенным социумом для осуждённых.

Цель исправления осуждённых продиктована потребностями общества в безопасных условиях жизнедеятельности, реальной возможности реализации прав и свобод человека, и в этой связи возникает проблема технологизации воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях.

Социальный аспект преступности неизбежно затрагивает и педагогическую проблему исправления преступников.

Необходимость концентрации усилий субъектов воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях, оптимизации их деятельности, ставит перед пенитенциарной педагогикой задачу технологизации всего исправительного процесса, выработки эффективных технологий, обеспечивающих процесс исправления осуждённых. На необходимость поиска унифицированных воспитательных форм, методов и средств воздействия на лиц, отбывающих уголовное наказание, указывал Ю.В. Гербеев [4, с. 19; 20].

Унифицированными формами могут являться технологии воспитания осуждённых, которые также можно назвать исправительными технологиями или социально-педагогическими технологиями исправления осуждённых.

В теории пенитенциарной педагогики проблема исправительных технологий практически не затрагивалась. Формами педагогического взаимодействия в пенитенциарных учреждениях занимались А.В. Буданов, М.П. Стурова, теорию исправительного воздействия на различные объекты в пенитенциарных учреждениях разрабатывали Ю.М. Антонян, В.М. Алиев, А.Н. Волобуев.

Значительный вклад в технологизацию исправительного процесса внес А.С. Макаренко, который, не упот-

ребляя понятие «технология», фактически в своей концепции «система перспективных линий» разработал стимулирующую технологию с этапами ближней, средней и дальней перспектив.

Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируется на заданный, а не предполагаемый результат. Технолог опирается исключительно на хорошо известные, апробированные, обоснованные, не вызывающие сомнения факты. Технолог не экспериментирует, он имеет дело с точно предсказуемым результатом [6, с. 183].

Технологизация исправительного процесса заключается прежде всего в создании социально-педагогической системы пенитенциарного учреждения, так как технологичность — это внутреннее качество любой педагогической системы, определяющее её возможности и подчиненное строгой организационной логике.

Функционирующая социально-педагогическая система пенитенциарного учреждения одновременно тех-нологизирует исправительный процесс, т.е. процесс воспитания осуждённых.

Исходя из этой логики, проблема технологизации исправительного процесса заключается в организации функционирования четырех компонентов социальнопедагогической системы пенитенциарного учреждения: целевого, содержательного, деятельностного, результативного.

Ряд отечественных и зарубежных исследователей отмечают безусловное влияние среды на формирование личности.

Л.С. Выготский подчеркивал, что «характер воспитания человека всецело определяется той общественной средой, в которой он растет и развивается...» [3, с. 132-141].

А.Б. Орлов, обобщая определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий и школ (К. Юнг, Г. Олпорт, Э.Креч-мер, К. Левин, Ж. Нюттен, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, А. Маслоу и др.), писал, что «личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «. в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида». «Итак, — писал далее А.Б.Орлов, — личность человека — это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта» [5, с. 89].

В данной формулировке очень верным представляется тезис о формировании личности реагированием

окружающих на поведение индивида. Те силы в обществе, которые отвечают за формирование поведения, должны реагировать на него или, иначе, стимулировать поведение индивида адекватно целям воспитания социального (правопослушного) поведения, общепринятого и поощряемого в данном сообществе.

И.П. Павлов указывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал «жизненным воспитанием». Такое воспитание — «школу жизни» — проходят все подрастающие поколения. В результате у них накапливается опыт поведения, вырабатываются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь [2, с. 47].

Организованная исправительная среда является тем необходимым условием, которое должно предшествовать факту исправления осуждённых.

Условие в качестве предпосылки существует до возникновения какого-либо явления, при этом необходимо понимать, что условие содержит в себе лишь потенциальный момент возникновения явления или события, которые могут и не осуществиться, а факторы являются активными элементами воздействия на рассматриваемый процесс. Организация исправительной среды через совокупность социально-педагогических факторов (бытовой, трудовой, досуговый, валеологичес-кий, постпенитенциарный, правовой, образовательновоспитательный, общественный, человеческий) представляет собой автономные действия по формированию каждого фактора, как по отдельности, так и всех вместе взятых, в зависимости от потенциальных возможностей коллектива пенитенциарного учреждения.

В то же время организация исправительной среды должна включать в себя динамические этапы своего становления, характеризующиеся динамикой ежедневных действий единого коллектива пенитенциарного учреждения, объединяющего коллектив администрации пенитенциарного учреждения и коллектив осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Первым этапом организации исправительной среды должен быть этап организации информации, вторым этапом является этап организации ситуации и третий, завершающий этап — это этап организации среды.

Первоначальный этап организации информации при формировании исправительной среды обусловлен многими факторами. Человек, как правило, воспринимает информацию, побуждающую его к определенному поведению, на вербальном и визуальном уровне, реже такая информация воспринимается через обоняние и осязание.

Приобретение человеком социального опыта происходит через восприятие информации, в основном от ближайшего окружения; не случайно, принадлежность к конкретной семье, социальной группе, слою, среде оказывает влияние на ценности, установки, стиль жизни и формы поведения.

В пенитенциарных учреждениях, учитывая их закрытость от влияния антивоспитательной информации извне, можно успешно заниматься организацией воспитывающей информации, используя в этих целях собственное кабельное телевидение, радио, газету и другие средства, которые при качественном уровне развития являются эффективным средством воспитания осуждённых и достигают цели их исправления.

Задачи средств массовой коммуникации в пенитенциарном учреждении заключаются в установлении оперативного взаимодействия между субъектами воспитательной работы и её объектом в процессе информационного воспитательного взаимодействия, а также в своевременном обмене социально значимой инфор-

мацией, направленной на снятие социальной напряженности в коллективе.

Учитывая многотысячные коллективы пенитенциарных учреждений, решать вышеперечисленные задачи без средств массовой коммуникации практически невозможно. Средства массовой коммуникации (телевидение, радио, газета и др.) являются эффективным рычагом воспитательного воздействия единого коллектива пенитенциарного учреждения, поскольку в их работе участвуют как сотрудники администрации, так и осуждённые, объединенные в самодеятельные организации и непосредственно работающие в редколлегии газеты, на студии телевещания и радио.

Возможности воспитательного воздействия через средства массовой коммуникации неограниченны, благодаря им осуществима оперативная подача информации сразу ко всем осуждённым с заявлениями, лекциями, новостями и т.д. Публикация статей в газете по вопросам культуры и нравственности, проблемам пенитенциарного учреждения позволяет всем осужденным владеть необходимой информацией о жизнедеятельности учреждения и получать параллельное воспитательное воздействие в наиболее демократичной форме, обращаться к администрации пенитенциарного учреждения с любыми вопросами, критикой и своевременно получать ответы и реагирование на имеющиеся проблемы. Организацию такой информации следует относить к массовым организационным формам [2, с. 53; 61].

Кроме средств массовой коммуникации организация информации в пенитенциарных учреждениях должна происходить на индивидуальном уровне, т.е. на основе личного примера сотрудников пенитенциарных учреждений и самих осуждённых, непосредственно задействованных в воспитательном процессе путем участия в работе самодеятельных организаций осуждённых.

Организация информации индивидуального уровня (личный пример) требует от субъектов воспитательной работы полного самоконтроля и самовоспитания. Организация деятельности библиотеки в пенитенциарном учреждении является массовой формой организации информации, при этом стимулирование осуждённых к чтению книг надо рассматривать как динамическую характеристику данного процесса, а сам факт деятельности библиотеки — как один из факторов исправительной среды.

Процесс организации информации предусматривает участие в нем не только субъектов воспитательной работы, но и её объектов, на основе принципа единого коллектива, и главной составляющей этого процесса должно быть создание воспитывающего информативного потенциала.

Вторым этапом организации исправительной среды в пенитенциарном учреждении является организация ситуации.

А.Г. Асмолов, объясняя причины поведения личности отмечал, что взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью воспитывающего имеет информативный потенциал [1, с. 112; 120]

Говоря о «социальной ситуации развития», Л.С. Выготский подчеркивал, что среда не есть «обстановка развития», т.е. некий «фактор», непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности [3, с. 157; 172].

Рассуждая о «социальной среде» и «социальных ситуациях развития» как психологических понятиях, необходимо учитывать, что с точки зрения педагогики данные понятия необходимо рассматривать как этапы технологического процесса организации и социальных

ситуаций, и социальной среды для достижения определенной педагогической цели, при этом логическая последовательность организационной педагогической деятельности должна проходить от более простых форм к более сложным, т.е. от организации информации к организации ситуации и, далее, к организации среды — исправительной среды, применительно к пенитенциарной педагогике.

Американский психолог Дж. Роттер в середине XX века создал теорию, объясняющую поведение человека в контексте социальных ситуаций, подчеркивая тот факт, что основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, а также целенаправленность человеческого поведения. Для пенитенциарной педагогики очень важным является определение роли, форм и способов организации ситуаций в педагогическом процессе организации исправительной среды.

В пенитенциарном учреждении организация социальных ситуаций является процессом упорядочения взаимоотношений между самими осуждёнными, а также между осуждёнными и сотрудниками пенитенциарного учреждения. Основой данного процесса являются законодательные требования и моральные нормы взаимоотношений, принятых в цивилизованном сообществе, а также режим пенитенциарного учреждения, под которым понимается установленный порядок исполнения и отбывания наказания.

Задача научения правопослушным правилам поведения в условиях существования в коллективе заключается в организации поведения осуждённого в каждой конкретной ситуации его жизни как в пенитенциарном учреждении, так и в ситуациях, которые могут возникнуть после его освобождения.

Рассмотренные этапы организации исправительной среды пенитенциарного учреждения (I — организация информации; II — организация ситуации) являются необходимыми технологическими звеньями данного педагогического процесса, отражающими его динамическую структуру [2, с. 73-79].

Третий этап — организация исправительной среды пенитенциарного учреждения предполагает деятельность субъектов и объектов воспитательного процесса по этапному формированию воспитывающего информативного потенциала, воспитательных ситуаций, а также социально-педагогических факторов, обеспечивающих исправление осуждённых.

Таким образом, технология организация исправительной среды, являющейся по своей сути содержательным компонентом социально-педагогической системы пенитенциарного учреждения, — это только часть технологического процесса исправления осуждённых.

Оптимизация исправительного процесса состоит в его технологизации, выраженной в создании социально-педагогической системы пенитенциарного учреждения и формирования всех компонентов данной системы, путем технологизации каждого из них.

Анализируя социально-педагогические факторы исправительной среды пенитенциарного учреждения можно отметить, что оптимальной формой изменения личности преступника и его поведения следует признать изменение социальной среды пенитенциарного учреждения в целях педагогизации исправительного процесса.

В основе педагогического стимулирования осуждённых (система негативных и позитивных стимулов) всегда должны содержаться реальные потребности воспи-туемых, побуждающие их к поведению, адекватному целям исправления.

Библиографический список

1. Асмолов, А.Г. Психология личности — Москва, 1990.

2. Ветошкин, С.А. Система воспитательной работы в пенитенциарном учреждении.— Екатеринбург: «СВ-96», 2000.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / В.В. Давыдова— Москва, 1991.

4. Гербеев, Ю.В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными — Рязань: РВШ МВД, 1985.

5. Орлов, А.Б. Особенности воспитательной работы в ИТУ с женщинами -наркоманками. — Москва, 1991.

6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. — Москва, 2000.

Статья поступила в редакцию 20.11.08

УДК 378.144/146

Н.А. Плугина, канд. пед. наук, доц., докторант МаГУ, г. Магнитогорск, Челябинская область

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ИНТЕГРАТИВНЫХ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ

В работе описаны некоторые аспекты деятельности в сфере высшего профессионального образования, в частности, показана методика формирования интегративных понятий на примере понятия «вещество», приведен анализ составленного программированного упражнения в соответствии с общими требованиями к составлению программированных упражнений, их вопросам и ответам.

Ключевые слова: программированные упражнения, интегративные понятия,

программированный контроль, оценка рефлексивных умений студентов.

В последнее время в качестве рубежного контроля В отличие от обычных тестов, программированные

знаний студентов все чаще стали использовать тестовые упражнения в связи со спецификой их составления (вы-задания. Безусловно, тестирование имеет ряд достоинств, бором вопросов и ответов, а также их последовательность) в частности позволяет быстро проверить знания студен- способствуют развитию мышления студентов, что яв-

тов, тренирует механическую память и т.п., но вместе с ляется одной из основных задач высшего образования.

тем необходимо отметить и его основные недостатки, к Однако не менее важным является интеграция, преоб-которым мы относим наличие формальных вопросов или разование и, в частности, свертывание мыслительных

заданий, а так же вариантов ответов. Чаще всего ответы операций, их направленность на решение познавательна такие задания просто угадываются. Таким образом, ных задач.

говорить о развитии познавательных и рефлексивных Основным источником интеграции, главным систе-

умений студентов не приходится. мообразующим элементом и предметом учебно-позна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.