- содействие нравственному самосовершенствованию;
- формирование безусловно ценностного отношения ребёнка к личности любого человека как определяющей составляющей личности;
- внедрение действенного алгоритма по реализации в коллективе другодоминантности;
- обеспечение включённости воспитанников в обучение и воспитание;
- повышение самооценки как весомой составляющей противодействия наркотизации;
- проигрывание ситуаций-коллизий ответственного выбора в формировании позитивных жизненных установок.
Практически всё из перечисленного используется в процессе работы педагогами-профессионалами, исследующими степень своего педагогического воздействия на воспитанников, профессионально выстраивающими векторные направляющие воспитательных и образовательных ситуаций. Безусловно, для нашего исследования особый интерес представляют труды Г. Банча по инклюзии детей с особыми потребностями в образование: «Вы без сомнения сможете сформировать культуру классного сообщества, способствующую интеграции. Успех этого будет зависеть от того, сколько стараний вы вложите в это дело, и от того, насколько безопасную обстановку вам удастся создать в классе, чтобы ученики могли сотрудничать с вами и друг с другом» [4, с. 20].
Современный размах эпидемии ВИЧ-инфекции среди молодых в России, распространённость рискованного поведения в подростковой среде, сделали востребованными в среде педагогического сообщества специалистов морально и когнитивно готовых к работе с детьми и семьями, затронутыми проблемой ВИЧ/СПИДа. В ходе нашего исследования замечено, что дети чувствительны к неискренности (особенной чуткостью обладают дети, страдающие неизлечимым заболеванием), следовательно, вполне правомерен вывод: педагог с принимающей внутренней мотивированной позицией по отношению к детям, живущим с ВИЧ-инфекцией, в значительной степени сформирует положительный настрой близкого школьного окружения и обеспечит инклюзию ВИЧ-положительных детей в образование и досуговые виды дея-
Библиографический список
тельности. Мы считаем, что ввиду сложившихся обстоятельств общенационального значения профессиональная подготовка и переподготовка педагогов должна дополняться и определяться степенью высокой компетентности в области профилактики ВИЧ/СПИДа.
Наше исследование подтверждает, что у новых поколений, обучающихся в данное время, жизненно необходимо сформировать знания в области профилактики распространения ВИЧ/СПИДа, выработать навыки стрессоустойчивого и безопасного поведения.
Исходя из статистических данных распространённости ВИЧ-инфекции в детской и подростковой аудитории, можно с уверенностью предположить, что педагогические и воспитательные услуги педагогов, не приверженных национальной политике в области противодействия распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа в России, вполне можно отнести к неэффективным.
Мы уверены, что профессионализм педагога - как важнейшего фактора развития детей и связи с социумом - в обязательном порядке должен быть дополнен компетенциями в области междисциплинарный знаний, необходимо ввести чёткое определение готовности специалистов педагогических специальностей к работе с данной целевой аудиторией. В педагогической науке всё чаще звучит мысль о междисциплинарном наполнении педагогического образования, как значимой составляющей в формировании когнитивных компетенций педагогов. Ссылаясь на результаты своего научного исследования, Т.В. Фуряева, Н.А. Старосветская направляют внимание практиков на важность соотнесённости педагогических технологий «... с реальными ситуациями бытия современных детей и их родителей» [3, с. 212].
Лидеры движения против распространения ВИЧ-инфекции в России, причастные к проблеме, затронутые эпидемией, убеждены, что только в случае эффективного целенаправленного внедрения в образовательную среду программ по профилактике ВИЧ/СПИДа в отдалённом будущем можно будет снизить темпы распространения неизлечимого, усугубляющего социальную (в прогнозируемом будущем - экономическую) ситуацию в России, заболевания.
1. Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ / СПИДа в образовательной среде (письмо). - Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2005 года № АС-1270 / 06, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 4 октября 2005 года № 0100 / 8129-05-32. - [электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www / kodeks / ru / noframe / aids?d&nd=901958360&prevDoc=901958360&mark.
2. Мокрецова, Л.А. Реформирование профессионального педагогического образования в контексте гуманистической парадигмы. Гуманизация образования в контексте системного подхода: Материалы 3-й Всероссийской межвузовской конференции / отв. ред. Л.А. Мокрецова. - Бийск: Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина, 2006.
3. Фуряева, Т.В. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения и интеграции детей в общество: монография / Т.В. Фуряева,
Н.А. Старосветская; Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2005.
4. Банч, Гэри. Включающее образование / пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихиревой. - М.: «Прометей», 2005.
Статья поступила в редакцию 7.06.09
УДК 34.9
Г.Г. Ханцева, канд. пед. наук, доц. РИИ, г. Рубцовск, Т: 89619761847 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ В РОССИИ
Основной поступательной тенденцией развития исправительной системы является постоянное и целенаправленное внедрение в практику работы современного комплекса социальных мероприятий, направленных на гуманизацию условий содержания заключенных с целью их исправления.
Ключевые слова: ретроспективный анализ, юридические проблемы, уголовное наказание, защита общественной безопасности, социально одобренные формы поведения, уголовно исполнительная системы, анализ проблем исправления в системе исполнения наказания.
Педагогическая проблема исправления лиц, совершив- мой организации нормальных общественных отношений в го-
ших преступления, неразрывно связана с юридической про- сударстве, обеспечивающих безопасное существование как
блемой уголовного наказания, а также с социальной пробле- самого государства в целом, так и каждого его гражданина.
100
Пенитенциарное учреждение в этой системе должно являться подсистемой, обеспечивающей исправление осуждённых, в противном случае уголовное наказание, выполняющее функции защиты общественной безопасности и переориентации преступной личности на нравственно-приемлемые и социально одобряемые формы поведения, не будет достигать своей цели. В отечественной правоведческой литературе исследования проблемы наказания представлены работами таких авторов, как Н.А. Беляева, И.И. Карпец, А.Ф. Мицкевич, С. В. Полубинской, и др. В основном перечисленные авторы рассматривают наказание как социально-правовой институт, осуществляющий свои цели с позиций общего или специального предупреждения. В России исторически сложилось весьма строгое отношение к преступникам. М.Н. Гернет в "Истории царской тюрьмы" характеризует традиционную пенитенциарную политику следующим образом: "Кандалы и цепи, розги и плеть, приковывание к тачке и бритье половины головы - таким режимом и тюремным бытом Россия вступила в XX век". Несмотря на это, Россия, будучи православным обществом, рассматривала преступников не столько как врагов общества, сколько как падших людей и грешников, которые должны искупить свою вину перед Богом [1].
В истории становления Советского государства можно выделить несколько отдельных этапов развития уголовноисполнительной системы. Последовательность и продолжительность этих этапов определяется исключительно сменой внутриполитической конъюнктуры руководства страны.
Первый этап:
- возникновение и становление исправительнотрудового права (1917 - 1924 гг.);
- исправительно-трудовое право в период действия исправительно-трудовых кодексов союзных республик (19251934 гг.).
Второй этап:
- исправительно-трудовое право в период действия исправительно-трудовых лагерей, массовых репрессий и нарушений законности (1935 - 1956 гг.);
- восстановление исправительно-трудового права на основе мер по укреплению законности в деятельности пенитенциарных учреждений (1956 - 1962 гг.);
- исправительно-трудовое право в период подготовки кодификации исправительно-трудового законодательства и принятия мер по улучшению деятельности исправительнотрудовых учреждений (1962 - 1971 гг.);
- принятие Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик в 1969 году и исправительно-трудовых кодексов союзных республик (1970 -1972 гг.);
- период действия и дальнейшего совершенствования общесоюзного и республиканского исправительно-трудового законодательства и системы исполнения уголовных наказаний (1972-1985 гг.).
Третий этап:
- трансформация исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное право, подготовка проекта общесоюзного уголовно-исполнительного законодательства союзных республик (1986-1991 гг.);
Четвертый этап:
- распад Союза ССР, появление Российской Федерации как самостоятельного федеративного государства (1991 -1993 гг.);
- принятие нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, утвержденного Государственной Думой 18 декабря 1996 года и введенного в действие в июле 1997 года.
Отличительной особенностью первых послереволюционных лет было бурное законотворчество в области уголовного и уголовно-исполнительного права. Основные положения уголовной и исправительно-трудовой политики того периода России были определены Программой РКП (б), принятой на VIII съезде компартии в марте 1919 года, в развитие которой в
последующем был принят целый ряд дополнительных постановлений и декретов Совета Народных Комиссаров. В этих правовых документах подробно регламентировался процесс исполнения наказания и основные направления воспитательного воздействия на осужденных. В этот же период декретом ВЦИК от 17 мая 1919 года создаются лагеря принудительных работ, перед которыми были поставлены задачи не только изоляции и кары различных враждебных сил, но и "перековки" представителей эксплуататорских классов. Вместе с тем отмечалась необходимость определить политическую линию по отношению к другим категориям преступников, как из среды рабочих и крестьян, так и буржуазной интеллигенции [2].
Первый в истории страны Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР был принят 16 октября 1924 года Второй сессией ВЦИК XI созыва. В кодексе была заложена прогрессивная система. Назвав основными средствами приобщения осужденного к правилам социалистического общежития режим, труд и культурно-воспитательную работу, кодекс определил их задачи. Кодекс закрепил, как самостоятельную форму участия общественности в исправлении осужденных, деятельность наблюдательных комиссий.
Изменение в конце 20-х годов характера уголовной и исправительно-трудовой политики, начавшиеся необоснованные репрессии в обществе, развертывание системы исправительно-трудовых лагерей оказали отрицательное влияние как на практическую деятельность исправительных учреждений, так и на научные исследования в этой области. Сложившаяся ранее исправительно-трудовая политика в те годы подверглась переоценке в русле общегосударственной политики. Вне всякого сомнения, введение новой системы мест лишения свободы было шагом назад от уже достигнутого в области исправительно-трудовой политики, и Кодекс 1933 года был уже глубоко политизирован и не содержал "прогрессивной" системы. Были ликвидированы переходные дома и изоляторы специального назначения для наиболее опасных преступников, разрушалась ранее принятая дифференциация контингента, отменялась прогрессивная система отбывания наказания, освобожденным перестали оказывать помощь в решении социальных вопросов трудового и бытового устройства, игнорировалась индивидуальная воспитательная работа и принцип содержания заключенных по месту жительства и др. [3].
Общая репрессивная деятельность правоохранительных органов, выполняющих соответствующую политическую установку, привела к значительному росту числа лиц, осужденных к лишению свободы. С 1921 по 1954 год в судебном и в несудебном порядке было репрессировано за контрреволюционные преступления 3 777 380 человек. На этот же период приходятся грубейшие нарушения прав человека в пенитенциарной системе.
Создание исправительно-трудовых лагерей не опиралось на теоретическое обоснование возможностей этой системы и нанесло значительный ущерб выполнению исправительными учреждениями основных задач по исправлению осужденных и предотвращению рецидивной преступности, а также формированию таких отраслей науки, как пенитенциарная педагогика и психология. Это был наиболее мрачный период в истории нашей страны - период попрания всяких прав и свобод осужденных.
После ликвидации в 1956 году исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивших решения воспитательных задач, основным типом исправительных учреждений становятся колонии, деятельность которых регламентируется теперь "Положением об ИТК и тюрьмах" 1958 года. В это же время происходят структурные преобразования как в аппарате управления, так и в самих колониях. Основной структурной единицей общностей осуждённых становится отряд во главе с воспитателем - начальником отряда.
В 1957 году в местах лишения свободы была восстановлена деятельность наблюдательных комиссий, перед которыми наряду с другими задачами ставилась задача оказания помощи администрации в воспитании и исправлении осуждённых [4].
Разработка и дальнейшее совершенствование в 50 - 60-е годы конкретных методов исправления осужденных привели к необходимости выйти за пределы правовых вопросов и обратиться к социально-педагогическим и психологическим аспектам проблемы. В эти годы создается научноисследовательский отдел в Главном управлении исправительно-трудовых колоний МВД СССР. Методологической и правовой основой для дальнейшей педагогизации деятельности исправительных учреждений, внедрения психологопедагогических методов и приемов в процесс воспитательной работы с осужденными стало принятие в 1969 году "Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик".
Но застойные явления в 70-80-х годов привели к целому ряду негативных последствий в пенитенциарной системе, и прежде всего к существенному снижению потенциала воспитательного воздействия на осужденных. Ликвидация Политического отдела ГУИД МВД СССР, игравшего многие годы роль методического центра в области обобщения позитивной практики организации воспитательного процесса, распространения и популяризации психолого-педагогических знаний, организации регулярного обмена опытом ведения воспитательной работы среди осужденных по различным направлениям, привела к значительному снижению воспитательного уровня основных средств исправления осужденных [4].
Исключительно плодотворным для уголовного и уголовно-исполнительного законотворчества оказался 1996 год. Так, 24 мая 1996 года Государственной Думой был принят новый Уголовный кодекс Российской Федерации, который с 1 января 1997 года вступил в законную силу. Вслед за этим 18 декабря 1996 года Государственная Дума приняла Федеральный закон " О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", который с 1 июля 1997 года стал основным нормативно-правовым документом, регламентирующим исполнение всех видов наказаний.
Россия к моменту принятия нового Уголовноисполнительного законодательства уже ратифицировала многие международно-правовые акты о правах человека и цивилизованном обращении с осуждёнными, это такие документы, как "Всеобщая декларация прав человека", "Международный пакт о гражданских и политических правах", "Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство форм обращения и наказания", "Минимальные стандартные правила обращения с заключенными", "Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме", "Европейские пенитенциарные правила". Российская Федерация вступила в Совет Европы [5].
Прогрессивные тенденции мирового права нашли широкое отражение при подготовке и принятии российских уголовного и уголовно-исполнительного стандартов, вызвав в нашей стране начало проведения крупномасштабной реформы судебной и уголовно-исполнительной систем.
Наиболее характерной отличительной чертой нового Уголовно-исполнительного кодекса является его определенно сформулированная социально-педагогическая направленность, четкая регламентация, расширение и углубление правового статуса осужденных, дающего гарантии уважения и охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, регламентация воспитательного воздействия на осуждённых с целью их исправления.
В уголовно-исполнительном законодательстве России впервые в самостоятельные категории были выделены цели и задачи данной отрасли права, при этом подчеркивается, что
Библиографический список
основными целями (ст. 1 УИК РФ) являются исправление осуждённых и предупреждение рецидивной преступности. Одновременно (ст. 9 УИК РФ) дается понятие исправления как формирования у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования у них правопослушного поведения.
Весьма важным для уголовно-исполнительной практики является закрепление в статье 8 УИК РФ принципов исправления осуждённых, основывающихся на понятиях законности, демократизма, равенства перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения, при соединении наказания с исправительным воздействием [6].
Претерпела изменения в определенной мере правовая регламентация труда осужденных к лишению свободы, хотя по своей структуре глава 14 УИК совпадает с соответствующей главой ИТК РСФСР. Основное отличие правил, регулирующих труд осужденных, от ИТК состоит в том, что они в еще большей степени регламентируются нормами трудового законодательства: продолжительность рабочего времени, правила техники безопасности и производственной санитарии, оплата труда (ст. 104, 105), включение времени привлечения осужденных к труду в общий трудовой стаж.
Большое внимание в новом уголовно-исполнительном законодательстве уделяется вопросам правовой регламентации воспитательного воздействия на осужденных. При этом подчеркивается, что воспитательное воздействие является средством духовного влияния на осуждённого, попыткой улучшить его личность за период отбывания лишения свободы путем целенаправленного исправительного воздействия, восстановления или привития осужденному навыков правильной ориентации в системе духовно-нравственных ценностей, психологической и иной подготовки к ведению социально полезной жизни после освобождения из мест лишения свободы. В соответствии со статьей 109 УИК РФ воспитательная работа с осуждёнными к лишению свободы призвана сформировать у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, повысить их образовательный и культурный уровень [6].
Ключевой фактор успешного или неудачного функционирования любой пенитенциарной системы - это взаимоотношения между осуждёнными и сотрудниками, с которыми они находятся в ежедневном контакте. Необходимо понимать, что без осуждённых не было бы и сотрудников пенитенциарного учреждения и, наоборот, без сотрудников было бы некому осуществлять исполнение уголовного наказания. Осуждённые и сотрудники обречены на совместное существование, и только вместе они могут оказать влияние на то, будет ли среда в пенитенциарном учреждении гуманной или негуманной и будут ли задачи, поставленные правительством страны или местными властями, выполнены или нет.
Таким образом, целенаправленное внедрение в практику исправительной системы современного комплекса социальных мероприятий с целью гуманизации условий содержания заключенных будет способствовать достижению положительного результата от пенитенциарной деятельности, когда осуждённые, освободившись из мест лишения свободы, не будут в дальнейшем совершать преступления и станут полезными членами общества.
1. Гербеев, Ю.В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными. - Рязань: РВШ МВД, 1985.
2. Белослудцев, В.И. Содержание воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях // Правовые и организационные ос-
новы функционирования органов, исполняющих наказания: сб. науч. тр. - М.: НИИ МВД РФ, 1995.
3. Ветошкин, С.А. Оптимизация воспитательного процесса в исправительной колонии // Преступление и наказание. - 1999. - №8.
4. Алферов, Ю.А. пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. - М.: РИПКМВДРФ, 1996.
5. Ветошкин, С.А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в пенитенциарном учреждении: учеб.-метод, пособие. - Екатеринбург, 1999.
6. Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. - Екатеринбург, 2004.
Статья поступила в редакцию 25.06.09.
УДК 378
Н.Л. Грейлих, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются современные дистанционные технологии обучения педагогов общего образования. Предложена новая модель. Выделены основные блоки и компоненты. Комплекс реализуемых условий рассмотрен в процессе повышения квалификации педагогов для формирования информационно-телекоммуникационных компетенций.
Ключевые слова: дистанционные технологии, повышение квалификации, условия реализации модели, технологии, модель, педагогические условия, компетенции.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Практическая деятельность современного учителя обязательно связана с информационным пространством образовательного учреждения и теми инновационными процессами, происходящими в обществе и отражающими происходящие в нем изменения. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования [1]. Современный уровень компьютерных коммуникаций затрагивает и образование. Совершенно закономерно, что ученые и педагоги все чаще обращают внимание на эту сверхмобиль-ную область научно-технического прогресса, которая стимулирует радикальное изменение практики образования и предоставляет возможность передачи и получения информации и знаний дистанционным путем [2; 3].
Главная задача Российской образовательной политики -обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В рамках выполнения Концепции модернизации российского образования в 2004 г. Правительство Российской Федерации утвердило проект «Информатизация системы образования» (ИСО). Проект был направлен на содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования. Реализация проекта была возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК). Одной из целей проекта является системное внедрение и активное использование информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) в работе учреждений общего и начального профессионального образования. Необходимым условием для этого является профессиональное развитие педагогов.
Стремительное развитие технологий и появление все новых возможностей их использования в образовании заставляет искать адекватные подходы к организации процесса повышения квалификации учителей в сфере ИТТ. Следует отметить, что реализация общей цели и задач образования предусматривает соблюдение ряда педагогических условий, направленных на создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, профессиональному развитию учителя, сохранению его индивидуальности. Формированию информационно-телекоммуникационных (ИТ) компетенций учителей-предметников уделяется в последнее время пристальное внимание. Под компетенцией
мы понимаем совокупность знаний, умений и опыта деятельности, являющегося определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В нашем исследовании для развития ИТ компетенций первым педагогическим условием является использование разработанного учебно-методического пособия (электронного и бумажного вариантов).
С позиции повышения квалификации профессионализм учителя рассматриваем как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методические, психолого-педагогические и ИТ составляющие. С этой позиции, педагог компетентен в области информационно-телекоммуникационных технологий, если:
- ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов;
- представляет образовательную информацию с использованием различных компьютерных средств;
- участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня;
- разрабатывает компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихсяна основе стандартных приложений и программ-оболочек;
- формирует собственные базы данных из Интернет-ресурсов учебного назначения;
- создает учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств;
- применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях;
- управляет учебно-воспитательным процессом с помощью стандартных приложений и специальных компьютерных программ.
Исходя из психологических особенностей взрослого человека, наиболее ценными становятся: приоритетность самостоятельного обучения, принцип элективности и возможность выбора индивидуальной траектории на курсах повышения квалификации. Выделенные принципы андрагогического подхода в работе с педагогами-слушателями особенно эффективны при использовании дистанционных технологий обучения. Сочетание преимуществ ДТО (свободный график обучения, индивидуальный темп, отсутствие возрастных границ, уменьшение затрат на транспортные средства, удобный способ представления результатов, отсутствие зависимости от места расположения участников образовательного процесса) позволяет утверждать, что применение дистанционных технологий обучения является наиболее оптимальным в современных условиях развития образовательной системы. Дистанционные технологии обучения - это синтетическая, интегральная, гу-
10З