Научная статья на тему 'Реализация программированного контроля в формировании у студентов вуза интегративных научных понятий'

Реализация программированного контроля в формировании у студентов вуза интегративных научных понятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОНЯТИЯ / ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ / PROGRAMMED EXERCISES / INTEGRATED CONCEPTS / PROGRAMMED CONTROL / EVALUATION OF STUDENTS REFLEXIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плугина Н. А.

В работе описаны некоторые аспекты деятельности в сфере высшего профессионального образования, в частности, показана методика формирования интегративных понятий на примере понятия «вещество», приведен анализ составленного программированного упражнения в соответствии с общими требованиями к составлению программированных упражнений, их вопросам и ответам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF PROGRAMMED CONTROL IN TEACHING INTEGRATED SCIENTIFIC CONCEPTS TO UNIVERSITY STUDENTS

The article investigates some aspects of Higher Education, especially the method of forming integrated concepts to students is shown on the example of concept "substance". The analysis of a programmed exercise is given, that was composed according to basic requirements for programmed exercises, to answers and questions for them.

Текст научной работы на тему «Реализация программированного контроля в формировании у студентов вуза интегративных научных понятий»

ситуаций, и социальной среды для достижения определенной педагогической цели, при этом логическая последовательность организационной педагогической деятельности должна проходить от более простых форм к более сложным, т.е. от организации информации к организации ситуации и, далее, к организации среды — исправительной среды, применительно к пенитенциарной педагогике.

Американский психолог Дж. Роттер в середине XX века создал теорию, объясняющую поведение человека в контексте социальных ситуаций, подчеркивая тот факт, что основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, а также целенаправленность человеческого поведения. Для пенитенциарной педагогики очень важным является определение роли, форм и способов организации ситуаций в педагогическом процессе организации исправительной среды.

В пенитенциарном учреждении организация социальных ситуаций является процессом упорядочения взаимоотношений между самими осуждёнными, а также между осуждёнными и сотрудниками пенитенциарного учреждения. Основой данного процесса являются законодательные требования и моральные нормы взаимоотношений, принятых в цивилизованном сообществе, а также режим пенитенциарного учреждения, под которым понимается установленный порядок исполнения и отбывания наказания.

Задача научения правопослушным правилам поведения в условиях существования в коллективе заключается в организации поведения осуждённого в каждой конкретной ситуации его жизни как в пенитенциарном учреждении, так и в ситуациях, которые могут возникнуть после его освобождения.

Рассмотренные этапы организации исправительной среды пенитенциарного учреждения (I — организация информации; II — организация ситуации) являются необходимыми технологическими звеньями данного педагогического процесса, отражающими его динамическую структуру [2, с. 73-79].

Третий этап — организация исправительной среды пенитенциарного учреждения предполагает деятельность субъектов и объектов воспитательного процесса по этапному формированию воспитывающего информативного потенциала, воспитательных ситуаций, а также социально-педагогических факторов, обеспечивающих исправление осуждённых.

Таким образом, технология организация исправительной среды, являющейся по своей сути содержательным компонентом социально-педагогической системы пенитенциарного учреждения, — это только часть технологического процесса исправления осуждённых.

Оптимизация исправительного процесса состоит в его технологизации, выраженной в создании социально-педагогической системы пенитенциарного учреждения и формирования всех компонентов данной системы, путем технологизации каждого из них.

Анализируя социально-педагогические факторы исправительной среды пенитенциарного учреждения можно отметить, что оптимальной формой изменения личности преступника и его поведения следует признать изменение социальной среды пенитенциарного учреждения в целях педагогизации исправительного процесса.

В основе педагогического стимулирования осуждённых (система негативных и позитивных стимулов) всегда должны содержаться реальные потребности воспи-туемых, побуждающие их к поведению, адекватному целям исправления.

Библиографический список

1. Асмолов, А.Г. Психология личности — Москва, 1990.

2. Ветошкин, С.А. Система воспитательной работы в пенитенциарном учреждении.— Екатеринбург: «СВ-96», 2000.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / В.В. Давыдова— Москва, 1991.

4. Гербеев, Ю.В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными — Рязань: РВШ МВД, 1985.

5. Орлов, А.Б. Особенности воспитательной работы в ИТУ с женщинами -наркоманками. — Москва, 1991.

6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. — Москва, 2000.

Статья поступила в редакцию 20.11.08

УДК 378.144/146

Н.А. Плугина, канд. пед. наук, доц., докторант МаГУ, г. Магнитогорск, Челябинская область

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ИНТЕГРАТИВНЫХ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ

В работе описаны некоторые аспекты деятельности в сфере высшего профессионального образования, в частности, показана методика формирования интегративных понятий на примере понятия «вещество», приведен анализ составленного программированного упражнения в соответствии с общими требованиями к составлению программированных упражнений, их вопросам и ответам.

Ключевые слова: программированные упражнения, интегративные понятия,

программированный контроль, оценка рефлексивных умений студентов.

В последнее время в качестве рубежного контроля В отличие от обычных тестов, программированные

знаний студентов все чаще стали использовать тестовые упражнения в связи со спецификой их составления (вы-задания. Безусловно, тестирование имеет ряд достоинств, бором вопросов и ответов, а также их последовательность) в частности позволяет быстро проверить знания студен- способствуют развитию мышления студентов, что яв-

тов, тренирует механическую память и т.п., но вместе с ляется одной из основных задач высшего образования.

тем необходимо отметить и его основные недостатки, к Однако не менее важным является интеграция, преоб-которым мы относим наличие формальных вопросов или разование и, в частности, свертывание мыслительных

заданий, а так же вариантов ответов. Чаще всего ответы операций, их направленность на решение познавательна такие задания просто угадываются. Таким образом, ных задач.

говорить о развитии познавательных и рефлексивных Основным источником интеграции, главным систе-

умений студентов не приходится. мообразующим элементом и предметом учебно-позна-

вательной деятельности, на наш взгляд, являются интегративные понятия

Под интегративным понятием мы понимаем такое понятие, которое интегрирует в себе информацию из самых разных наук, изучается в различных учебных дисциплинах и при обобщении знаний о котором, возможен выход на уровень идейного содержания общенаучной картины мира.

Интегративные понятия имеют в своей структуре как минимум два компонента — понятийно-содержательный и процедурно-деятельностный. Эти компоненты отражены в таких необходимых и диалектичных признаках любого понятия как: обобщенность, необратимость, свернутость, системность, осознаваемая этап-ность, рефлексивность Г11.

В учебном курсе «Концепции современного естествознания» изучаются следующие интегративные понятия: свет, вещество, теория относительности, квантование, дополнительность, естественнонаучная картина мира и др. Два первых понятия относятся к структурным материальным объектам, а четыре последних — к идеальным, определяющим «фундамент» современной науки. По интегративным понятиям свет, специальная теория относительности, дополнительность и др. уже разработаны программированные упражнения и задания. Фундамент естествознания во многом определяют физические понятия. Но: «Все содержание физики, в конце концов, сосредоточено в трех основных разделах: в учении о веществе, учении о силовых полях и учении о свете как важном частном случае предыдущего» (акад. С.И. Вавилов, «Развитие идеи о веществе»).

В качестве примера рассмотрим некоторые приемы интегративного формирования понятия «вещество». Нами вместе с Г.Г. Гранатовым составлено программированное контрольно-развивающего упражнение.

Программированное упражнение

1. В каких основных формах обычно материя чувственно представляется человеку:

а) живая и неживая;

б) физическая, химическая и биологическая;

в) вещество и поле;

г) вещество и свет.

2. Каковы структурные уровни организации материи во Вселенной?:

а) земля, воды, воздух, огонь, эфир;

б) молекулярно-генетический, организменно-клеточ-ный, популяционно-биогенетический, биосферный, космологический;

в) микротела, макротела, мегатела, системы галактик, движение виртуальных частиц (вакуума);

г) атом, химический элемент, молекула, химическое соединение.

3. Какому понятию в современной физике противопоставляется научное понятие вещество?:

а) поле;

б) материя;

в) свет;

г) квантованный вакуум.

4. Материя существует в виде:

а) структурных объектов (естественных и искусственных);

б) их свойств;

в) процессов и явлений;

г) всех перечисленных.

5. Какие агрегатные состояния вещества выделяют в современной физике:

а) жидкое и газообразное;

б) твердое;

в) плазма;

г) все перечисленные.

6. Внешние формы окружающих нас макротел определяется в основном:

а) электромагнитным взаимодействием;

б) термодинамическими условиями;

в) гравитационным взаимодействием;

г) всем перечисленным.

7. Вещество в подавляющем пространстве Вселенной представлено в основном в состоянии:

а) газообразном;

б) жидком;

в) твердом;

г) плазмы.

8. Кванты каких полей присутствуют и определяют в основном взаимодействия частиц и частей внутри макротел?:

а) электромагнитных;

б) ядерных и сильных;

в) трех вышеперечисленных;

г) гравитационных.

9. Назовите наиболее общие и основополагающие группы веществ, которые выделяются в химии:

а) простые и сложные;

б) чистые и смеси;

в) одноатомные и многоатомные;

г) органические и неорганические.

10. Предметный объем современного понятия «вещество» :

а) охватывает все науки;

б) распространяется на физику и химию;

в) имеет отношение только к химии и биологии (живое и неживое);

г) является интегративным естественнонаучным.

11. Какая категория шире по объему, чем вещество?:

а) биомасса;

б) космическое вещество;

в) плазма;

г) структурная материя.

12. Дедуктивной базой для установления структуры и моделей вещества являются идеализированные объекты:

а) квантовой механики и физики элементарных частиц;

б) теории химической эволюции;

в) идеи генетики;

г) модели и принципы всех перечисленных теорий.

13. Структуру и свойства вещества определяют в основном следующие типы химических связей: 1) ковалентная; 2) ионная; 3) металлическая; 4) кулоновс-кая коллективная (непарная). Наличие каких типов связей, кроме водородной, предполагают в каждом из четырех агрегатных состояний вещества:

а) газообразном;

б) жидком;

в) твердом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) плазменном.

14. Простейшими, элементарными элементами любого вещества являются:

а) фундаментальные частицы — различные типы кварков и лептонов;

б) электроны, протоны, нейтроны, мезоны и др.;

в) атомы, молекулы, ионы, радикалы;

г) кванты соответствующих полей.

15. От чего зависит структура вещества?:

а) чистое вещество независимо от его происхождения и способа получения имеет всегда один и тот же состав и структуру;

б) строение вещества определяется тем, какие атомы входят в его состав;

в) строение вещества определяется расположением его атомов;

г) строение вещества зависит от того, какие атомы входят в его состав и как они расположены.

16. Дискретно или непрерывно (континуально) устроено вещество?:

а) вещество непрерывно — т.е. любой кусок вещества можно бесконечно дробить на все меньшие и меньшие кусочки, так и не дойдя до такой крошечной крупинки, которая дальше бы не делилась;

б) вещество имеет зернистую структуру и все в мире состоит из большого числа разных атомов;

в) атомы живого и неживого вещества обладают внутренней структурой: они состоят из положительно заряженного ядра и вращающихся вокруг него электронов;

г) любое вещество дискретно — состоит из атомов и молекул, которые сами состоят из элементарных частиц, масса покоя которых не равна нулю.

17. Основное отличие поля и вещества осуществляется по следующим признакам:

а) по массе покоя (у поля масса покоя равна нулю) и степени концентрации массы (и энергии);

б) по законам движения, по степени проницаемости;

в) по волновым и корпускулярным свойствам;

г) по ряду запретов вещества (недостижимость абсолютного нуля и скорости света в вакууме, не подчинение принципу суперпозиции).

18. Модель структуры чистого полупроводника может быть представлена, образно говоря как:

а) ионный остов кристаллической решетки в электронном газе;

б) хаотичная беспрерывная «толчея диполей», прижатых друг к другу в «ближнем порядке», прерываемом стихийно возникающими пустыми местами;

в) ионный остов кристаллической решетки в электронно-дырочном газе;

г) электронно-дырочный р-п переход, пропускающий электрический ток только в одном направлении.

19. Основная масса вещества во Вселенной существует:

а) в виде плазмы и «скрытой массы»;

б) в форме элементарных частиц, находящихся в динамическом равновесии с излучением;

в) в форме вещества, которое из плазменного состояния перешло в нейтральное и стало доминировать над излучением;

г) в форме частиц, которые можно разделить на две группы: частицы со спином ?, из которых состоит любое вещество во Вселенной (нейтроны, протоны, лепто-ны, гипероны) и частиц поля со спином 0, 1 и 2, которые создают силы, действующие между частицами вещества (фотоны и мезоны).

20. Какие микрочастицы определяют в основном массу в строении Земного вещества из экспериментальных данных с комическими лучами?:

а) в основном, состоит из протонов;

б) антипротонов и антинейтронов;

в) состоит из нейтронов;

г) состоит из электронов и позитронов.

21. Укажите недостающий элемент в схеме строения вещества: элементарные частицы — атомы — ...?:

а) химическое соединение;

б) клетки;

в) кварки;

г) молекулы.

22. Взаимодополнением каких свойств реально обладают вещества?:

а) физическими и химическими;

б) непрерывностью и дискретностью — т.е. дуализмом;

в) системностью и самоорганизацией;

г) как и поле — двумя предыдущими.

23. Какое (ие) из перечисленных ниже свойств вещества не являются физическими:

а) агрегатное состояние, цвет, блеск, запах;

б) твёрдость, пластичность, хрупкость, эластичность;

в) растворимость в воде, реакционная способность, валентность;

г) температуры кипения и плавления, плотность, тепло- и электропроводность.

24. Что такое вещество? (выбрать его общее определение):

а) вещество — это то, из чего состоят физические тела;

б) вещество — вид структурной материи, обладающий массой покоя;

в) вещество — совокупность живой и неживой материи;

г) вещество — структурный компонент химического соединения.

25. Истоками идеи квантовая являются идеи атомизма, или дискретности вещества Левкипа и Демокрита (в V — IV вв. до н.э.). Какое из положений учения Демокрита и теперь, по сути, не противоречит представлениям и выводам современной квантовой теории:

а) не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства (т.е. бытия и небытия);

б) атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме;

в) различия между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке;

г) из «ничего» не происходит ничего; ничто не совершается случайно, а только по какому-либо основанию и в связи с необходимостью.

26. К неорганическим веществам относятся:

а) соли, кислоты, основания;

б) белки, жиры, углеводы;

в) простые и сложные эфиры;

г) спирты.

27. В чем на, Ваш взгляд, вероятнее всего, заключается основное, существенное отличие неживого вещества от живого?:

а) в высшей степени системности и «синергетической самоорганизации»;

б) в том, что вокруг живого вещества всегда существует особое информационное биопсиполе, а вокруг неживого — его нет;

в) живое вещество состоит из органических макромолекул, состоящих в основном из четырех биогенных химических элементов (Н, С, О, К) и, в частности, — из нуклеиновых кислот;

г) любое живое вещество или организм имеет душу и, когда душа его покидает, — оно умирает, превращается в неживое.

28. Твердые вещества по способности взаимодействовать с электрическим полем делятся на следующие классы:

а) аморфные и кристаллические;

б) сегнетоэлектрики;

в) ферромагнетики, парамагнетики, диамагнетики;

г) проводники, полупроводники и диэлектрики.

29. Интегративность понятия (категории) «вещество» обусловлена, главным образом, тем, что:

а) оно интегрирует в себе все необходимые признаки (и функции) понятия (обобщенность, необратимость, свернутость, этапность, системность, рефлексивность);

б) он междисциплинарно — формируется и функционирует в мышлении человека путем объединения, интеграции знания из всех естественных наук;

в) оно трансдисциплинарно и диалектично — для его освоения и гуманитарию и естественнику и «технарю» необходимо овладеть интегративным стилем и методом познания — «индукция, дедукция, критика»;

г) оно, наряду с понятием о свете и биосфере, лежит в ядре интегративного понятия о Земле.

30. В длительном расширении (около 13,5 млрд. лет) нашей Вселенной сменились четыре эры. В какой последовательности происходила смена этих эр?:

а) лептонная, фотонная, адронная, эра вещества;

б) адронная, лептонная, фотонная, эра вещества;

в) фотонная, адронная, лептонная, эра вещества;

г) лептонная, адронная, фотонная, эра вещества.

Задания на оценку интегративных познавательных

и, в частности, — рефлексивных умений студентов:

31. Отнесите каждый из этих 10 вопросов к соответствующим основным этапам развития понятия о веществе (I. Основание. II. Ядро. III. Следствия. IV. Общее критическое истолкование), — проставьте в третьем столбце «основные этапы развития понятий» соответствующие римские цифры.

32. Понятие о веществе, пройдя путь от чисто физического до общенаучного приобрело в науке форму «зрелой» научной категории. Данное понятие проявляет и имеет все его необходимые признаки: I. Обобщенность; II. Необратимость; III. Свернутость; IV. Этап-ность; V. Системность, VI. Рефлексивность. На формирование какого из этих признаков (последовательно) направлен каждый из вопросов этого задания. Другими словами, какой из этих признаков доминирует, то есть в наибольшей мере «срабатывает» при анализе Вами ответов на каждый из этих вопросов. В столбце «необходимые признаки понятия» проставьте соответствующие римские цифры.

33. Любая проверка знаний несет в себе несколько функций: I. Познавательную (обучающую); II. Воспитывающую; III. Развивающую (мышление, например); IV. Контролирующую (оценочную); V. Корректирующую. Однако, в любой проверке есть какая-то одна доминирующая функция. Какая из этих пяти функций проверки доминировала в каждом пункте этого упражнения? В столбце «дидактические функции» проставьте соответствующие римские цифры.

Для эффективной обработки результатов выполнения упражнения, помимо контрольных компьютерных программ, удобно использовать «перфокарточки», в которых, кроме номеров вопросов и поля ответов, представлено поле вспомогательного столбца, содержащее краткую (свернутую) формулировку сути самого вопроса,- на нем по сути представлен информационно емкий план характеристики формируемого понятия (в нашем случае это второй столбец). Для проверки рефлексивных умений студентов в перфокарточке отводятся последние 3 столбца (по количеству соответствующих заданий).

Приведем образец заполненной перфокарты выполнения данного программированного упражнения (см. таблица 1).

Здесь второй столбец таблицы позволяет, оринти-руясь на верные ваврианты ответов, кратко раскрыть содержание понятия «вещество». Отметим также, что, в зависимости от цели и ситуации проведения данного программированного упражнения, дидактические функции его вопросов могут меняться. В частности, если данное упражнение проводится в качестве нулевого среза — для пропедевтики формирования понятия вещество, то, естественно, в этом случае будет доминировать в основном познавательная функция. Если же это упражнение проводится в конце изучения студентами учебного курса, то доминировать будет функция контроля. Также немаловажную роль здесь играет и стиль мышления студентов, в зависимости от его особенностей могут изменяться и другие дидактические функции вопросов данного упражнения. Исходя их этого, правильные ответы по данному пункту (33) будут изменяться, поэтому мы намеренно в перфокарточке их не приводим.

Г.Г. Гранатов выделяет общие требования к составлению программированных упражнений, их вопросам и ответам (их мы представили во втором столбце таблицы 2).

В третьем столбце таблицы 2 нами показана степень их реализации в приведенном выше программированном упражнении. В третьем столбце мы привели результаты самооценки составленного программированного упражнения (здесь «1» — требование полностью выполняется, «0,5» — требование выполняется частично; «0» — требование не выполняется).

Подробнее опишем расстановку баллов в третьем столбце таблицы.

Полное соответствие требованиям по пунктам 1-3 объясняется следующими фактами: 1) в учебно-методическом комплексе преподавателями кафедры разработана система программированных упражнений и заданий для курса «Концепции современного естествознания»; 2) что вопросы (и ответы) являются информационно емкими, сущностно — содержательными, краткими, ясными, понятными — их суть можно коротко сформулировать, не потеряв при этом смысловую нагрузку самого вопроса (см. второй столбец табл.1); 3) в основу каждого программированного упражнения, в том числе и данного, заложена определенная программа мысли — по постижению сущности вещества.

По четвертому требованию мы поставили 0,5, поскольку, на наш взгляд, необходима еще корректировка данного упражнения, в частности, необходимо разграничить пункты задания для его усвоения гуманитариями и естественниками и сделать программу разветвленной и на основе программированного упражнения, раскрыть структуру и содержание понятия неживое вещество для гуманитариев и естественников.

Поскольку, помимо непосредственной рефлексии, здесь задана программа мысли, в данном упражнении предусмотрена и отсроченная рефлексия — на это нацелены последние три вопроса программированного упражнения, — в связи с этим, по пятому пункту мы ставим полное соответствие требованию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Требование шестого пункта не выполнено. Это объясняется тем, то данное понятие изучается во многих учебных дисциплинах (химия, физика, биология, астрономия и др.), причем в каждой из этих дисциплин понятие трактуется по-разному, содержание понятия раскрывается применительно к конкретной учебной дисциплине, поэтому ограничиться 20 вопросами у нас не получилось.

Требование седьмого пункта выполнено в полном объеме. «Весовые коэффициенты» и оценочная значимость первых двадцати семи вопросов упражнения одинакова, поскольку предполагается выбор только одного правильного ответа из четырех предложенных. Это позволяет быстро, используя поэлементный анализ, посчитать значение коэффициента полноты и глубины усвоения понятия [2]. Задания на формирование рефлексивных умений (последние три) оцениваются нами в зависимости от целей проведения работы (тут критерии оценки могут меняться).

Остальные требования выполнены нами полностью, поскольку: 1) количество вариантов ответа на основные пункты упражнения (с 1 по 27) одинаково и равно 4; 2) их содержание соответствует сути поставленного вопроса; 3) последовательность их расположения и логические взаимосвязи зависят от доминирующих функций, в частности, если доминирует функция контроля, то правильный ответ расположен вначале, если доминирует познавательная или развивающая функция, то, чаще всего, в конце; 4) в ответах отражены типичные ошибки, которые допускают студенты при ответе на поставленный вопрос.

Таблица І

Образец заполненной перфокарточки выполнения программированного упражнения

№ суть вопроса а 6 в г 31 ОСПОЙ II ые "этапы рачкит ИИ понята н з: необх О ДИМЫ е cipjmiu КН J ЮН Я ГИ Я 33 ДНДЕОГГ ичеі;ки е функи 11И

] 2 3 4 5 6

1. Формы чувственного представления материн + 1 1

2 Структурные уроннн Opi 9ННЗШ1ИК материн BP Вселен ний + г IJV

3. Понятие, к которому ІфУі ЩШ поставляете Л ПЩЦТНЁ вещества 1 J 1

4. Виды материи + 1 IV

5. Агрегатные юстопннл RtmecTEia 4 г 1

6. ВііЄШПИЄ формы макротел + L 1

7. Рясітрелеление ВСІІІССТПа ВО Вселенной + 1 1

Я. Полл, кванты которым определяют ВЗДИМОЛЄЙСТВИЯ частиц ВНуТрИ макротел + IЛ 1

9, Группы неществ J3 химии + 1,11 IV

10, Предметный объем понятна вещество + 1 1

11. Родовые отношения вещества 1 1 i,v

12. Дедуктивная 5ата структуры и моделей вещества + 11 11,111

13. Соотнесение агрегатного состояния вещества it химически* связсй 4 2,4 1,3 4 II ИЛИ

14. Простейшие 1.1 ем emu вещества - 11 или

IS. Факторы, влияющие еш строение и структуру вещеетш + 11 IKV

16, Дискретность НЛП HCIipCpWHHUCTb в структуре вещеттва + II ИЛИ

17, Пришаки отличил ноли от вещества 1 11J11 пли

IS. Модель структуры чистого полупроводника + 11,111 пдп

19, Распределение массы к веществе но Вшсннцн 4 11 ИЛИ

20. Определен»» M3CCLJ Земного вещества череч микрочастицы 1 11,111 или

21. Схема строения материи + 11 п,ш

22, Свойства веществ - ІГ1 1JV

23. Нефизнческне свойства веществ + m IVhV

24. Определение пешествл - ш I.IV.V

25. Сравнение положений ученнл Демокрита предъявлениями и выводам и сонре ие кн он кнан і оной 1 L4JJ1 М 11 1 IV,] II V,VI

26. Неорганические вещества + IV V

27, Отличие ЖИВОГО М НСЖИВОІ41 вешсства - IV ли V,V|

2 S. КлвссяФпкаищ вешестл по способности взаимодействовать с электрическим полем IV.] II V

29, Интсгратнвностъ понятия вещество + EVJII v.vi

зо. 'Эры эволюции Вселенной + IV V

Таблица 2

Общие требования к программированным упражнений, их вопросам и ответам.

№ Требования Реалиііа НИИ

1 2 3

(№inilf ТргЙПЯіІІШІІ к'СПСТІЇЯЛСМІШ ппогпачмнрппамммк уПП9ЖНСІІ1ІИ

1 Н количестве II КЯчеСМКе 1 ірОІрЙММИрОНЇШНЬІХ упражнений должна Быть строго продуманная система; 1

2 вопросы и варианты ответов должны быть информационно емкими, сущности о - содержательными* краткими, ясными, понятными: 1

■5 J они должны быть л «личными, взаимосвязанными, отражаю щнші ПроеїтнруемуЮ программу мыслительной деятельности:

- оіражать все этапы формируемых понятий и ориентироваться на обобщенные шпаны информирования; 1

- активизировать “работу4 веек их признаков (обобщенность, необратимость, свернутость, эталность, системность, рефлексивность) и соответствующие функции гюїзнания; при ттоы к каЖДОм вопросе (н іи пункте) упражнения и варинн ілх ответов к нему дол на і а быть направленность па реализацию □ основном одтюй доминирующей функции формируемого ПОНЯТИЯ (ООООІ1ЦШ1ІЄ, упрочение. сворачинжгие сущностной информации, осознание зтапЕюсти, систематизация, активизация рефлексии). 1

- активизировать различные дидактические функции контроля (стимул ируюшую, развивающую и связанные с ней -познавательную, воспитывающую, корректирующую). Предыдущие вопросы, издания и варианты ответов должны содержать некоторую необходимую, но не полную информацию для полусознательного -полу интуитивного (не случайного) выбора нужного ответа: 1

4 вопросы и варианты ответов должны проектировать возможность создания на их информационном материале не только линейных, но и НСЛИНСИНЫХ, р(ЗД№ТОЛеННЫХ адаПТИрОВЯННЫХ программ их выполнения (с различными целями}. 0,5

5 помимо непосредственной рефлексии, обсуждаемые упражнения должны проектировать отсроченную рефлексию, осуществляемую I! самом их конце. 1

ТртГиіИІІІІИІІ К KtlllllUCilM 11 [ЛИ IIJllMllllDK^Iillhll упражнений

они должны быть немногочисленными (их число может, н зависимости от условий и функций, меняться от 4-5 по 15-20); 0

1 и* «несиьые коэффициенты#, оценочной значимость .ДОЛЖНЫ быть, 1Й релким исключением, примерно равными - для ускорения и упрощения оценки и самооценки (для оперативной обратной святи]. ]

Тнфоыння к ваонантам оінсгли:

g но вышеуказанной причине их не должно быть больше четырем, и их количество но каждому вопросу или пункту должны быть, как правило, одинаковым: 1

9 ич содержание или числовые значения величин не долже<ы быть надуманными, случайными, не соответствующими реальности или сути вопроса; 1

Ш последовательность их расположения н логические взаимосвязи зависят от доминирующих функций; 1

[1 опн должны отражать типичные ошибки в ответах учащихся. 1

Таким образом, составленное нами программирован- необходимо обозначить направления для разработки единое упражнение соответствует практически всем общим ного программированного упражнения для формирования

требованиям к программированным упражнениям. Одна- интегративного понятия «вещество» (живое и неживое) в

ко, требуется его некоторая корректировка, в частности, рамках ядерной части интегративного понятия о Земле.

Библиографический список

1. Гранатов, Г.Г. Концепции современного естествознания (система основных понятий): учеб.-метод. пособие / Г.Г. Гранатов.-2-е изд.- М.: Флинта: МПСИ, 2008.

2. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В. Усова. — М.: Педагогика, 1986.

Статья поступила в редакцию 10.12.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.