Научная статья на тему 'Технология мотивационного программно-целевого управления ресоциализацией женщин-преступниц'

Технология мотивационного программно-целевого управления ресоциализацией женщин-преступниц Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RE-SOCIALIZATION OF FEMALE CONVICTS / PENAL INSTITUTION / MOTIVATIONAL PROGRAM-ORIENTED APPROACH / EDUCATIONAL PROCESS / MANAGEMENT / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханцева Г.Г., Зорина Н.С.

В статье рассматривается проблема ресоциализации женщин-преступниц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях. На основе анализа научной литературы было выявлено, что эффективность воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении повысится с применением технологии мотивационного программно-целевого подхода к управлению ресоциализацией. Отмечены принципы организации воспитательной работы с женщинами-преступницами на основе мотивационного программно-целевого подхода и критерии готовности сотрудников пенитенциарного учреждения к ресоциализации женщин-преступниц. Представлены педагогические условия, способствующие подготовке женщин-преступниц к жизни на свободе. Авторами сделан вывод о повышении эффективности труда сотрудников пенитенциарного учреждения, обученных методологии мотивационного программно-целевого управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханцева Г.Г., Зорина Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY MOTIVATIONAL PROGRAM-ORIENTED MANAGEMENT OF RESOCIALIZATION OF FEMALE CONVICTS

In the article a problem of resocialization of female convicts serving sentences in the penitentiary institution is studied. The research is based on the analysis of scientific literature and reveals the effectiveness of the educational process in the penitentiary institution that increases after the use of technology motivational program-oriented approach to the management of resocialization. The authors describe principles of organization of educational work with female convicts on the basis of motivational program-oriented approach and readiness criteria of the staff of the penitentiary to the rehabilitation of female convicts. The work presents pedagogical conditions to promote training for female convicts to live in freedom. The authors conclude that in their research they notices improving of the effectiveness of the work of prison officers, who were trained with methods of motivational program-oriented management.

Текст научной работы на тему «Технология мотивационного программно-целевого управления ресоциализацией женщин-преступниц»

3. Мокрецова Л.А., Дудышева Е.В., Манузина Е.Б. и др. Подготовка к инновационному предпринимательству в гуманитарном вузе в региональных социально-экономических условиях: коллективная монография. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015.

4. Методические рекомендации по разработке ООП и дополнительных профессиональных программ с учётом соответствующих профессиональных стандартов. Утверждено 22.01.2015 г. № ДЛ - 1/05вн. Available at: http://www.petrsu.ru/Structure/fpk /met_rek_ razr_osn_prof_prog.pdf

5. Отраслевая рамка квалификаций для вида деятельности «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства». Available at: http://archiv-nostroy.ru/ sitePage.do?name= advertisment&id =161

6. Красильникова И.Г. Компетентностный подход к обучению устной деловой коммуникации. Наука и образование транспорту. 2013; 1-1: 396 - 397.

7. Астапенко Е.В., Кокурина Н.В. Роль кейс-метода в обучении навыкам деловой коммуникации. Перспективы науки. 2010; 9 (11): 5 - 9.

8. Рыданова Е.Н. К проблемам коммуникативных умений инженера-строителя. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006; 1: 55-57.

9. Дудышева Е.В., Солнышкова О.В. Интерактивность электронных средств обучения в профессиональном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (39): 9 - 100.

10. Темербекова А.А. Шишминцева А.П. Формирование графической культуры студентов посредством интерактивных средств обучения на материале сферической геометрии. Информация и образование: границы коммуникаций. 2012; 4 (12): 142 - 144.

11. Sanders N. E., Faesi С., Goodman A.A. A New Approach to Developing Interactive Software Modules through Graduate Education. J Sci Educ Technol. 2014; 23: 431 - 440.

References

1. Innovacionnyj menedzhment. Pod redakciej V.Ya. Gorfinkelya, T.G. Popadyuk. Moskva: YuNITI-DANA, 2013.

2. Solnyshkova O.V. Tehnologiya razrabotki interaktivnyh 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov dlya podgotovki studentov arhitekturno-stroitel'nyh napravlenij. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; 10-10: 2295-2299.

3. Mokrecova L.A., Dudysheva E.V., Manuzina E.B. i dr. Podgotovka k innovacionnomu predprinimatel'stvu vgumanitarnom vuze vregional'nyh social'no-'ekonomicheskih usloviyah: kollektivnaya monografiya. Bijsk: FGBOU VPO «AGAO», 2015.

4. Metodicheskie rekomendaciipo razrabotke OOP i dopolnitel'nyh professional'nyh programm s uchetom sootvetstvuyuschih professional'nyh standartov. Utverzhdeno 22.01.2015 g. № DL - 1/05vn. Available at: http://www.petrsu.ru/Structure/fpk /met_rek_razr_osn_prof_prog.pdf

5. Otraslevaya ramka kvalifikacij dlya vida deyatel'nosti «Stroitel'stvo, rekonstrukciya i kapital'nyj remont ob'ektov kapital'nogo stroitel'stva». Available at: http://archiv-nostroy.ru/ sitePage.do?name= advertisment&id =161

6. Krasil'nikova I.G. Kompetentnostnyj podhod k obucheniyu ustnoj delovoj kommunikacii. Nauka i obrazovanie transportu. 2013; 1-1: 396 -397.

7. Astapenko E.V., Kokurina N.V. Rol' kejs-metoda v obuchenii navykam delovoj kommunikacii. Perspektivy nauki. 2010; 9 (11): 5 - 9.

8. Rydanova E.N. K problemam kommunikativnyh umenij inzhenera-stroitelya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2006; 1: 55-57.

9. Dudysheva E.V., Solnyshkova O.V. Interaktivnost' 'elektronnyh sredstv obucheniya v professional'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (39): 9 - 100.

10. Temerbekova A.A. Shishminceva A.P. Formirovanie graficheskoj kul'tury studentov posredstvom interaktivnyh sredstv obucheniya na materiale sfericheskoj geometrii. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2012; 4 (12): 142 - 144.

11. Sanders N. E., Faesi S., Goodman A.A. A New Approach to Developing Interactive Software Modules through Graduate Education. J Sci Educ Technol. 2014; 23: 431 - 440.

Статья поступила в редакцию 30.11.15

УДК 34.9

Khantseva G.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Rubtsovsk Industrial Institute (branch), Altai State Technical

University n.a. I.I. Polzunov (Rubtsovsk, Russia), E-mail: zorinanati@yandex.ru

Zorina N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Rubtsovsk Industrial Institute (branch), Altai State Technical

University n.a. I.I. Polzunov (Rubtsovsk, Russia), E-mail: zorinanati@yandex.ru

TECHNOLOGY MOTIVATIONAL PROGRAM-ORIENTED MANAGEMENT OF RE-SOCIALIZATION OF FEMALE CONVICTS.

In the article a problem of resocialization of female convicts serving sentences in the penitentiary institution is studied. The research is based on the analysis of scientific literature and reveals the effectiveness of the educational process in the penitentiary institution that increases after the use of technology motivational program-oriented approach to the management of resocialization. The authors describe principles of organization of educational work with female convicts on the basis of motivational program-oriented approach and readiness criteria of the staff of the penitentiary to the rehabilitation of female convicts. The work presents pedagogical conditions to promote training for female convicts to live in freedom. The authors conclude that in their research they notices improving of the effectiveness of the work of prison officers, who were trained with methods of motivational program-oriented management.

Key-words: re-socialization of female convicts, penal institution, motivational program-oriented approach, the educational process, management.

Г.Г. Ханцева, канд. пед. наук, доц., Рубцовский индустриальный институт, филиал «Алтайского государственного

технического университета им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: zorinanati@yandex.ru

Н.С. Зорина, канд. пед. наук, доц., Рубцовский индустриальный институт, филиал «Алтайского государственного

технического университета им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: zorinanati@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ

В статье рассматривается проблема ресоциализации женщин-преступниц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях. На основе анализа научной литературы было выявлено, что эффективность воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении повысится с применением технологии мотивационного программно-целевого подхода к управлению ресоциализацией. Отмечены принципы организации воспитательной работы с женщинами-преступницами на основе мотивационного программно-целевого подхода и критерии готовности сотрудников пенитенциарного учреждения к ресоциализации женщин-преступниц. Представлены педагогические условия, способствующие подготовке женщин-преступниц к жизни на свободе. Авторами сделан вывод о повышении эффективности труда сотрудников пенитенциарного учреждения, обученных методологии мотивационного программно-целевого управления.

Ключевые слова: ресоциализация женщин-преступниц, пенитенциарное учреждение, мотивационный программно-целевой подход, воспитательный процесс, управление.

Несовершение осуждёнными новых преступлений является показателем реализации цели исправления, а именно, ресоциа-лизации осужденных.

Пенитенциарное учреждение должно занять свою нишу в качестве подсистемы государственной социально-педагогической системы, призванной оказывать воспитательное воздействие на граждан в целях обеспечения их правопослушного поведения, являющегося важнейшим условием нормальной жизнедеятельности общества и государства.

Проблема ресоциализации женщин-преступниц требует системного, научно-теоретического осмысления феномена женской преступности и процесса управления воспитательной работой в пенитенциарном учреждении.

Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях проходит в условиях полной или частичной изоляции осужденных от общества, которая определяет его специфику [1]. Действительно, изоляция позволяет, с одной стороны, «вырвать» преступницу из привычной для неё среды, окружения, влияния лиц или групп на её преступное поведение и деятельность, с другой - ведёт к «обрыванию» полезных связей с родителями, родственниками, семьей, «помещает» её в среду, которая отрицательно влияет на исправление женщин-преступниц. Среда пенитенциарного учреждения характеризуется специфической субкультурой, уголовными традициями, асоциальными нормами, ценностями и обычаями. Эта среда оказывает отрицательное влияние на исправление осужденных, создает трудности в процессе исправления их личности [1]. Данное противоречие предъявляет к сотрудникам пенитенциарного учреждения, задействованным в воспитательной работе, ряд требований: педагогической компетентности, знаний особенностей пенитенциарной педагогики, психологии женщин-осуждённых, проявления высокого уровня мотивации к перевоспитанию осуждённых.

Процесс ресоциализации женщин-преступниц в пенитенциарном учреждении должен иметь системный характер. По каждой сфере жизнедеятельности женщин-преступниц должны применяться определенные приемы воспитательной работы, которые направлены на формирование межличностных отношений, как в коллективе женщин-преступниц, так и между женщинами-преступницами и сотрудниками пенитенциарного учреждения и устранение недостатков в методах организации процесса ресоциализации, существующих в пенитенциарном учреждении.

Процесс перевоспитания женщин-преступниц является сложным и поэтому требует применения новых эффективных технологий. Эффективность воспитательного воздействия на женщин-преступниц обуславливается сформированностью их мотивационной сферы и профессионализмом пенитенциарных сотрудников.

Успешность ресоциализации женщин-преступниц мы связываем с использованием мотивационного программно-целевого подхода (И.К. Шалаев) в управлении процессом ресоциализации.

На наш взгляд, процесс ресоциализации женщин-преступниц будет эффективным, если в его основу положена комплексная управленческая программа, на которой базируется система социально-педагогического воздействия на женщин-преступниц и система профессионального совершенствования пенитенциарных сотрудников.

Концептуальные основания мотивационного программно-целевого управления ресоциализацией женщин-преступниц и готовностью пенитенциарных сотрудников к мотивационного программно-целевому управлению позволяют рекомендовать к практическому использованию целостную технологическую систему:

- проведение педагогического анализа для того, чтобы выявить показания к использованию мотивационного программно-целевого управления, т. е. системы действий, сочетающих в себе осмысление и оценку педагогической информации, педагогических ситуаций, процесса перевоспитания женщин-преступниц и ожидаемых результатов (на основе системного анализа);

- обогащение педагогического общения, т.е. реализации комплекса действий по налаживанию контакта, как с коллективом женщин-преступниц, так и с каждой отдельно взятой женщиной, подчиненного накоплению информации, педагогическому изучению, воспитательным воздействиям, отслеживанию происходящих изменений в поведении женщин-преступниц и достигаемых педагогических результатов;

- адаптация избранного технологического варианта технологии мотивационного программно-целевого управления к ре-

шаемой проблеме и к существующим условиям характеризует способность пенитенциарного сотрудника к принятию педагогического решения, т. е. умение находить пути достижения требуемого педагогического результата и разрабатывать мероприятия для его достижения;

- построение (или адаптация) моделей объекта и субъекта управления; это становится возможным, если имеет место педагогическое наблюдение, т. е. пенитенциарный сотрудник ведет наблюдение за всей совокупностью педагогических признаков, их целостностью, изменениями и их взаимосвязью между собой. Объектами такого наблюдения являются женщины-преступницы, их коллектив (отряд) и сам пенитенциарный сотрудник (самонаблюдение);

- построение (или адаптация) и своевременное постижение дерева целей в соответствии с установленным законом -действие, направленное на систематизацию педагогической информации и определение совокупности педагогических целей;

- разработка (или адаптация) исполняющей программы в виде норм-образцов под каждую цель основана на восприятии пенитенциарными сотрудниками женщин-преступниц, их коллектива, событий; реализация исполняющей программы ориентирована на достижение педагогической цели с использованием всех возможных педагогических методов, приемов, средств, которые способны оказать педагогическое воздействие;

- осуществление социально-психологической стратегии и тактики в соответствии с установленными законами в единстве с традиционным управленческим циклом (целостная управляющая программа). Управляющая программа предполагает действия по оценке педагогического труда, проводимые для определения, достигнут ли какой-либо промежуточный или итоговый результат [2].

Этапное построение процесса ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого управления в процессе реализации целей с помощью исполняющей и управляющей программ позволяет обеспечить необходимый уровень сформированности морально-нравственных качеств женщин-преступниц, развивать способности самостоятельного решения жизненно-важных проблем и применять их в условиях жизни на свободе [3].

Ресоциализация женщин-преступниц на основе мотива-ционного программно-целевого подхода позволяет научить женщин-преступниц ситуативному управлению поведением и личной дисциплинированности, обеспечить личностную и социальную направленность исправительно-воспитательной работы; обеспечить дифференциацию содержания и технологий социально-педагогической работы в исправительном учреждении, доступность трудовой, образовательной, культурно-спортивной и других видов позитивно направленной деятельности [4].

Мотивационное программно-целевое управление не только обеспечивает индивидуализацию воспитательного воздействия в зависимости от способностей и интересов женщин-преступниц, но и кардинально меняют сотрудника пенитенциарного учреждения: повышают его педагогическую культуру, развивают творческий потенциал, освобождают от монотонной и рутинной работы.

Готовность сотрудников пенитенциарного учреждения к ресоциализации женщин-преступниц представлена системой определённых знаний и умений, включающих в себя: знания законов уголовно-исполнительного кодекса РФ, основ социально-педагогической работы с женщинами-осужденными в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, теории педагогической психологии, возрастной психологии, методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии, основ права и научной организации труда, нормативных документов по вопросам воспитания осужденных [5].

Работа по теме исследования позволила выявить путь качественного изменения эффективности труда сотрудников пенитенциарного учреждения - повышение квалификации посредством обучения по методологии мотивационного программно-целевого управления. Технологоя ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого подхода получила экспериментальное подтверждение, показав, что управляемое обучение сотрудников пенитенциарного учреждения результативно.

Библиографический список

1. Сочивко Д.В., Литвишников В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006.

2. Зорина Н.С. Повышение эффективности управления педагогической системой женского пенитенциарного учреждения на основе мотивационного программно-целевого подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2014.

3. Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления. Барнаул: БГПУ, 2007.

4. Ханцева Г.Г., Зорина Н.С. Реализация мотивационного программно-целевого управления в процессе ресоциализации женщин-преступниц. Мир науки, культуры, образования. 2014; 4 (47):l40 - 141.

5. Ветошкин С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. Монография. Екатеринбург: РГППУ, 2004.

References

1. Sochivko D.V., Litvishnikov V.M. Penitenciarnaya antropogogika. Opyt sistematizacii psihologo-pedagogicheskoj teorii i praktiki v mestah lisheniya svobody. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2006.

2. Zorina N.S. Povyshenie 'effektivnosti upravleniya pedagogicheskoj sistemoj zhenskogo penitenciarnogo uchrezhdeniya na osnove motivacionnogo programmno-celevogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2014.

3. Shalaev I.K. Programmno-celevaya psihologiya upravleniya. Barnaul: BGPU, 2007.

4. Hanceva G.G., Zorina N.S. Realizaciya motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya v processe resocializacii zhenschin-prestupnic. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4 (47):140 - 141.

5. Vetoshkin S.A. Penitenciarnaya pedagogika v teorii ipraktike. Monografiya. Ekaterinburg: RGPPU, 2004.

Статья поступила в редакцию 03.12.15

УДК 14.01

Irgit A.D., postgraduate (Pedagogy), Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: isat@mail.ru

LEVELS OF FORMING VALUE-RELATED ATTITUDE TO THE CULTURAL HERITAGE OF THE NATIVE LAND (A CASE STUDY OF KARA-KHOL HIGH SCHOOL N.A. K.S. SHOIGU). In the paper the researcher introduces the basic levels of formation of the valuable relation of senior pupils to the cultural heritage with reference to Kara-Khol Secondary School n.a. K.S. Shoigu. The researcher didn't find studies specifically dedicated to the problem of formation in senior pupils the valuable relation to the cultural heritage of their native land in ethnopedagogics. This increases the relevance of the study. The research has shown that one of the tasks of ethnopedagogics is to develop a program that would carry out an experiment in terms of tourist and local lore circle "Young regional historian".

Keywords: value attitude, cultural heritage, formation and education.

А.Д. Иргит, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл,

E-mail: isat@mail.ru

УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ

(НА ПРИМЕРЕ МАОУ «КАРА-ХОЛЬСКАЯ СОШ ИМ. К.С. ШОЙГУ»)

В предлагаемой работе представлены основные уровни формирования ценностного отношения старшеклассников к культурному наследию на примере МАОУ «Кара-Хольская средняя общеобразовательная школы им. К.С. Шойгу». В настоящее время в этнопедагогике нет исследований, специально посвященных формированию у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края. Актуальность исследования заключается в необходимости обоснования процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к традиционной культуре тувинского народа. Результатом исследования будет разработка программы и проведение эксперимента в условиях туристко-краеведческого кружка «Юный краевед».

Ключевые слова: ценностное отношение, культурное наследие, формирование, образование.

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.

Важность приобщения ребёнка к культурному наследию региона, республики, родной земли осознана в современной системе школьного воспитания и образования. Закон РФ «Об образовании» выделяет национально-региональный компонент содержания образования.

Педагогические аспекты проблемы ценностный отношений личности раскрыты в педагогических исследованиях М.Г. Казаки-ной [1], Л.Я. Зориной [2], Е.В. Бондаревской [3], З.И. Васильевой [4], В.В. Николиной [5] и др.

Педагогическая востребованность исследования проблемы формирования у учащихся ценностного отношения к природе диктуется тем, что именно ценностный подход к изучению природы позволяет раскрыть не только научные, но и нравственные аспекты взаимодействия человека с природой. Это должно обеспечить усвоение учащимися общечеловеческих ценностей и новое понимание принципа человечности.

Под субъектом ценностного отношения понимается человек - школьники старшего школьного возраста.

По определению В.В. Матаева, «культурное наследие - это совокупность культурных ценностей, критически используемых личностью в соответствии с конкретно-историческими задачами социума. Ценностное отношение к культурному наследию определяется как интегративное личностное образование, включающее знание о ценности культурного наследия, осознание его личностной значимости и проявляющееся в социально значимой деятельности» [6, с. 7].

Целью данной работы является обоснование процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась со старшеклассниками, занимающимися в туристко-краеведческом кружке «Юный краевед» на материале курсов «История Тувы», «История родного края» Кара-Хольской СОШ им. К.С. Шойгу Бай-Тайгинского района Республики Тыва.

Специфика обучения в туристко-краеведческом кружке «Юный краевед» выражается в том, что дополнительное образование в школе рассматривается как сфера свободного самоопределения личности школьника, где реализуются вариативные и дифференцированные педагогические программы, удовлетворяющие различные потребности старшеклассников. Главной задачей кружка «Юный краевед» является путешествие по Туве по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.