методам оценивания, если он не понимает основ педагогики и современных компьютерных технологий. Студент в данном случае не усвоит на должном уровне материал специализированного курса.
3. Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию студентов, а также педагогическую рефлексию преподавателей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретной группе, с конкретным студентом.
4. Корректирующая функция, связанная с оценкой анализом деятельности преподавателя по формированию у студентов оценочной компетенции и всех ее составляющих. Правильно ли выбраны методы, формы работы с обучаемыми?
Что и как следует изменить? Все эти вопросы должны прорабатываться преподавателем. Но корректировать он может не только свою деятельность, но деятельность и иногда черты личности своих студентов.
Описанная система по типологии А.И. Панова [9, с. 15] является целеполагающей, комплексной, организационной, открытой, целостной, стабильной, с качественными параметрами, устойчивым типом связей между входными и выходными параметрами, смешанным видом управления системой. В свою очередь она является одной из подсистем системы формирования компетентности будущего учителя.
В настоящее время система внедрена в Челябинском государственном педагогическом на факультетах иностранных языков и информатики. На ее основе разработан учебнометодический комплекс, курс лекций и практик по предмету «Современные средства оценивания результатов обучения».
Библиографический список
1. Болотов, В.А. Системы оценки качества образования: учебное пособие / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. - М.: Университетская книга; Логос, 2007.
2. Тулькибаева, Н.Н. Педагогика: взаимосвязь науки практики: монография / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова. - Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Пед. Ун-та, 2008.
3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Э/р]. Р/д: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
4. Субботко, А.Н. Формирование у будущего учителя системы оценочной деятельности: дис. ... пед. наук. - Брянск: Изд-во БГУ, 2006.
5. Бричев, О.М. Система методов контроля как средство повышения качества обучения: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2006.
6. Зайцева, Л.В. Модели и методы адаптивного контроля знаний [Э/р]. Р/д: http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v7_i4/html/1.html
7. Равич-Щербо, И.В. Системно - деятельностный подход в психологии личности / И.В. Равич-Щербо, Л.А. Радзиховский, М.В. Розин // Вопросы психологии. - 1988. - № 1.
8. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Национальный фонд подготовки кадров, 2001.
9. Панов, А.И. Системно-деятельностный подход в образовании: методические рекомендации. - Томск, 2002.
10. Аскаров, Е.С. Управление качеством. - Алматы: Pro Servise, 2007.
Bibliography
1. Bolotov, V.A. Sistemih ocenki kachestva obrazovaniya: uchebnoe posobie / V.A. Bolotov, N.F. Efremova. - M.: Universi-tetskaya kniga; Logos,
2007.
2. Tuljkibaeva, N.N. Pedagogika: vzaimosvyazj nauki praktiki: monografiya / N.N. Tuljkibaeva, Z.M. Boljshakova. - Chelya-binsk: Izd-vo Chelyab. Gos. Ped. Un-ta, 2008.
3. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii i obrazovateljnihe standartih [Eh/r]. R/d: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
4. Subbotko, A.N. Formirovanie u buduthego uchitelya sistemih ocenochnoyj deyateljnosti: dis. ... ped. nauk. - Bryansk: Izd-vo BGU, 2006.
5. Brichev, O.M. Sistema metodov kontrolya kak sredstvo povihsheniya kachestva obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2006.
6. Zayjceva, L.V. Modeli i metodih adaptivnogo kontrolya znaniyj [Eh/r]. R/d: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v7_i4/html/1.html
7. Ravich-Therbo, I.V. Sistemno - deyateljnostnihyj podkhod v psikhologii lichnosti / I.V. Ravich-Therbo, L.A. Radzikhovskiyj, M.V. Rozin // Vo-prosih psikhologii. - 1988. - № 1.
8. Strategiya modernizacii soderzhaniya obthego obrazovaniya: materialih dlya razrabotki dokumentov po obnovleniyu obthego obrazovaniya. -M.: Nacionaljnihyj fond podgotovki kadrov, 2001.
9. Panov, A.I. Sistemno-deyateljnostnihyj podkhod v obrazovanii: metodicheskie rekomendacii. - Tomsk, 2002.
10. Askarov, E.S. Upravlenie kachestvom. - Almatih: Pro Servise, 2007.
Статья поступила в редакцию 10.05.11
УДК 34.9
Khantseva G.G. Professional and personal QUALITY of FEMALE PENITENTIARY INSTITUTIONS STAFF.
The article deals with the qualitative characteristics of the level of the measured parameters of professional and personal qualities of prison staff needed for a motivational program-oriented management of re-socialization of female convicts.
Key words: vocational and personal qualities, the staff of the institution, the optimal level, motivation, resocialization of female convicts.
Г.Г. Ханцева, канд. пед наук, доц, Е-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ ЖЕНСКИХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В статье рассмотрены качественные характеристики уровня измеряемых параметров профессионально-личностных качеств сотрудников пенитенциарного учреждения, необходимых для мотивационного программно-целевого управления ресоциализацией женщин-преступниц.
Ключевые слова: профессионально-личностные качества, сотрудник пенитенциарного учреждения, оптимальный уровень, мотивация, ресоциализация женщин-преступниц.
Новые тенденции в практике исполнения уголовного наказания сделали работу сотрудника пенитенциарного учреждения более сложной и ответственной, повысились и квалификационные требования, предъявляемые к сотруднику пенитенциарного учреждения [1]. Профессионализм сотрудника должен быть представлен единством профессиональных и личностных качеств, обуславливающими его коммуникативные и педагогические способности [2].
Компетентностный подход к использованию знания программно-целевой психологии управления в педагогической деятельности сотрудников пенитенциарного учреждения позволяет выразить профессионально-личностные качества субъекта управления (А, И, Э, О, Ч, С, Р) как ключевые компетенции, необходимые для овладения наукоёмкой технологией мотивационного программно-целевого управления ресоциализацией женщин-преступниц [3].
Рассмотрим ключевые компетенции по И.К. Шалаеву [4, 5] применительно к сотрудниками пенитенциарных учреждений.
А - самоактуализация:
Оптимальный уровень Сотрудник пенитенциарного учреждения развивается до состояния, адекватного его возможностям, полностью реализует все, на что способен. Четко отличает конкретное и индивидуальное от общего, абстрактного и стереотипного. Его мотивация - это рост, развитие, выражение своего характера независимо от других людей. Осознает недостаточность достигнутых результатов, подключает другие мотиваторы самопобуждения. Стремится к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области. Имеет актуальные годовые цели и программу профессионального развития для себя.
Допустимый уровень Самоосуществление в основном соответствует потенциалу личности.
Критический уровень Самоосуществление сотрудника пенитенциарного учреждения во многом не соответствует его способностям.
Недопустимый уровень Самоактуализация сотрудника пенитенциарного учреждения отсутствует или почти отсутствует.
И - идейность и личностные ценности:
Оптимальный уровень Идейность основана на общечеловеческих ценностях. Восприимчив к новым идеям и изменениям. Имеет свое педагогическое кредо. Ведет себя в соответствии с декларированными ценностями, готов отвечать за них. Оглашает для обсуждения свои взгляды, стремится «понять взгляды других». Активен в жизни, богат идеями и инициативой, твердо стоит на своем. Знает основы общей и пенитенциарной педагогики. Стремится сотрудничать с другими людьми. Соблюдает профессиональную этику. Выполняет свои обязанности с энтузиазмом.
Допустимый уровень Идейность и личностные ценности сотрудника пенитенциарного учреждения в основном соответствуют норме-образцу.
Критический уровень Идейность и личностные ценности сотрудника пенитенциарного учреждения значительно расходятся с нормой-образцом в сторону ухудшения.
Недопустимый уровень Общечеловеческие ценности и принцип социальной справедливости игнорируются. Убеждения практически отсутствуют. Допускаются безнравственные поступки и беспринципность.
Э - эрудиция и рост профессионализма:
Оптимальный уровень Эрудиция проявляется широтой и глубиной знания своего дела. Обладает готовностью к практической деятельности на уровне навыка (неосознанная компетентность). Читает и широко дискутирует. Видит свой потенциал, реагирует на изменения в карьере. Знает сущность и основные задачи воспитательной деятельности в пенитенциарном учреждении, основные принципы построения педагогической системы, сущность основных криминологических процессов в обществе, основы российского уголовноисполнительного законодательства.
Допустимый уровень Эрудиция и рост профессионализма близки к норме-образцу, но иногда по некоторым позициям проявляются недостатки. Обладает готовностью к практической деятельности на уровне осознанной компетентности.
Критический уровень Эрудиция ограничена минимумом профессиональных знаний и некоторой информацией из других областей науки. Г отовность к практической деятельности характеризуется осознанной некомпетентностью.
Недопустимый уровень Эрудиция характеризуется слабыми знаниями по организации коллектива женщин-преступниц и педагогического процесса. Готовность к практической деятельности на уровне неосознанной некомпетентности.
О - организаторские способности и умение управлять собой:
Оптимальный уровень Организаторские способности проявляются в совершенстве умений переводить социальнозначимые цели на язык практики для коллектива женщин-преступниц. Требовательность сочетается с располагающей общительностью. Развивает разумное общение с окружающими. Смотрит на неудачи как на нечто неизбежное и даже полезное. Берет на себя только те нагрузки, с которыми может справиться. Работает по приоритетам, а не по кризисным ситуациям.
Допустимый уровень Организаторские способности и умение управлять собой близки к норме-образцу. Но иногда по некоторым позициям проявляются недостатки.
Критический уровень Организаторские способности ограничены туманным переводом социально значимых целей на язык практики.
Недопустимый уровень Организаторские способности отсутствуют или почти отсутствуют. Социально значимые цели остаются вне деятельности сотрудника пенитенциарного учреждения.
Ч - человечность и личные цели:
Оптимальный уровень Человечность ярко проявляется в генерировании положительного социально-психологического климата в коллективе женщин-осужденных, в проявлении заботы о здоровье и их быте, в создании благоприятных условий труда и отдыха. Всегда доступен, когда в нем нуждаются. Последователен, изучает возможности развития своей карьеры. Умело устанавливает цели. Хорошо распределяет силы. Объективен в оценке женщин-преступниц. В случае необходимости обеспечивает каждой помощь и поддержку. Знает методы создания и поддержания благоприятного моральнопсихологического климата в коллективе женщин-преступниц. Саморазвитие - одна из важнейших личных целей.
Допустимый уровень Человечность и личные цели близки к норме-образцу, но иногда по некоторым позициям допускаются недостатки.
Критический уровень Недостаточно уделяет внимания созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе женщин-преступниц, игнорирует их настроение, условия их труда и отдыха.
Недопустимый уровень Общение с членами коллектива женщин-преступниц только по вопросам социально-педагогической работы. Явное пренебрежение к условиям труда и к здоровью женщин-преступниц.
С - стиль общения и знание современных педагогических подходов:
Оптимальный уровень В совершенстве владеет научной информацией о ресоциализации женщин-преступниц. Подвергает сомнению модные увлечения в области пенитенциарной педагогики. Меняет стиль общения с женщинами-преступницами в зависимости от потребностей. Умеет построить полное (системное) описание процесса ресоциализации, знает методы эффективного руководства коллективом женщин-преступниц в процессе ресоциализации, знаком с различными моделями и методами мотивации, системами стимулирования. Поясняет женщинам-преступницам значение
результатов их труда в соответствии с целями учреждения. Осуществляет мониторинг и оценку своей деятельности.
Допустимый уровень В основном владеет информацией о ресоциализации.
Критический уровень Имеет поверхностное представление о ресоциализации.
Недопустимый уровень Имеет смутное представление о ресоциализации.
Р - управленческая эмпатия и рефлексия:
Оптимальный уровень Сотрудник пенитенциарного учреждения способен глубоко проникать в духовный мир жен-щин-преступниц и адекватно определять свою позицию в конкретных ситуациях общения. Умеет точно оценить уровень развития женщин-преступниц, адекватно установить стиль общения. В совершенстве владеет механизмами вызова встречных усилий женщин-преступниц посредством создания стимульных ситуаций и традиционным методом прямой мотивации социально-полезной деятельности.
Допустимый уровень В основном обладает способностями управленческой эмпатии и рефлексии. Умеет правильно оценить уровень развития женщин-преступниц и соответственно установить стиль общения. В основном владеет механизмами вызова встречных усилий женщин-преступниц посредством
создания стимульных ситуаций и традиционным методом прямой мотивации социально-полезной деятельности.
Критический уровень Способности управленческой эмпатии и рефлексии проявляются слабо. Затрудняется в оценке уровня развития женщин-преступниц и не может установить соответствующий стиль общения. Слабо владеет механизмами вызова встречных усилий коллектива. Эпизодически обращается к методу прямой мотивации социально-полезной деятельности. Стимульными ситуациями не владеет.
Недопустимый уровень Способности управленческой эмпатии и рефлексии отсутствуют или почти отсутствуют. Не умеет оценивать уровень развития женщин-преступниц и устанавливать должный стиль общения. Механизмами вызова встречных усилий не владеет. Иногда некомпетентно обращается к методу прямой мотивации социально-полезной деятельности. Стимульными ситуациями не владеет.
Оптимальный уровень оценивается 9-10 баллами, допустимый уровень - 6-8 баллами, критический уровень - 4-5 баллами, недопустимый уровень - 0-3 баллами.
Таким образом, сотрудник пенитенциарного учреждения должен иметь знания и навыки ресоциализации женщин-преступниц, обладать высокой личностной культурой, ориентированной на эффективное межкоммуникационное взаимодействие.
Библиографический список
1. Шайкова, М.В. Психолого-профессиональные технологии формирования личности руководителя правоохранительных органов // Ученые записки. - 2010. - № 3 (15). - Ч. 2.
2. Тарасиков, М.С. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки специалистов исправительных учреждений в довузовский период обучения // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: Четвертые Покровские образовательные чтения / отв. ред. В.А. Беляева. - Рязань. - 2006.
3. Шалаев, И.К. Нормы-образцы реализации технологических функций МПЦУ как базовые компетенции современного управленца: учебно-методическое пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2009.
4. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография . - Барнаул: АлтГПА, 2010.
5. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - Барнаул, БГПУ: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2007.
Bibliography
1. Shayjkova, M.V. Psikhologo-professionaljnihe tekhnologii formirovaniya lichnosti rukovoditelya pravookhraniteljnihkh organov // Uchenihe za-piski. - 2010. - № 3 (15). - Ch. 2.
2. Tarasikov, M.S. Aktualjnihe problemih professionaljno-pedagogicheskoyj podgotovki specialistov ispraviteljnihkh uch-rezhdeniyj v dovuzovs-kiyj period obucheniya // Filosofsko-pedagogicheskie i religioznihe osnovaniya obrazovaniya v Rossii: istoriya i sovremennostj: Chetvertihe Pokrovskie obrazovateljnihe chteniya / otv. red. V.A. Belyaeva. - Ryazanj. - 2006.
3. Shalaev, I.K. Normih-obrazcih realizacii tekhnologicheskikh funkciyj MPCU kak bazovihe kompetencii sovremennogo upravlenca: uchebno-metodicheskoe posobie. - Barnaul: AltGPA, 2009.
4. Shalaev, I.K. Povihshenie kachestva obrazovateljnogo servisa na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravle-niya: monografiya . -Barnaul: AltGPA, 2010.
5. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya: uchebnoe posobie. - Barnaul, BGPU: Izd-vo Barn. gos. ped. un-ta, 2007.
Статья поступила в редакцию 10.05.11
УДК 378.016:811
Kobeleva E.P. ORGANISATION AND CONTENT OF ECONOMISTS' PROFESSIONAL LINGUISTIC COMPETENCE DEVELOPMENT AT TRANSPORT UNIVERSITY. The article is devoted to organisation and content of economists' professional linguistic competence development at transport university. The author considers the model of the competence development. Some pedagogical conditions of its realization are also presented.
Key words: professional linguistic competence, organizational and functional model, context-oriented project work.
Е.П. Кобелева, диссертант СГУПСа, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ
Статья посвящена формированию профессиональной иноязычной компетенции студентов экономических специальностей в транспортном вузе. Автор представляет разработанную структурно-функциональную модель формирования обозначенной компетенции, а также обосновывает педагогические условия, обеспечивающие реализацию данной модели.
10З