Научная статья на тему 'Программно-целевой подход в формировании мотивационной готовности женщин-преступниц и сотрудников пенитенциарных учреждений к достижению целей ресоциализации'

Программно-целевой подход в формировании мотивационной готовности женщин-преступниц и сотрудников пенитенциарных учреждений к достижению целей ресоциализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ / МОТИВАЦИОННОЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / RE-SOCIALIZATION OF FEMALE CONVICTS / A MOTIVATIONAL PROGRAM-ORIENTED MANAGEMENT / MOTIVATIONAL READINESS / PENAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханцева Г. Г., Зорина Н. С.

Формирование мотивационной готовности женщин-преступниц и сотрудников исправительных учреждений к достижению цели ресоциализации на основе мотивационного программно-целевого управления условие эффективности ресоциализации женщин-преступниц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM-ORIENTED APPROACH TO THE FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF FEMALE CONVICTS AND PRISON STAFF TO ACHIEVE THE GOALS OF RE-SOCIALIZATION

Formation of motivational readiness of female convicts and correctional officers to achieve the goal of resocialization based on motivational program-oriented management a condition of the effectiveness of resocialization of female convicts.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход в формировании мотивационной готовности женщин-преступниц и сотрудников пенитенциарных учреждений к достижению целей ресоциализации»

3. Димухаметов, Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2006.

4. Панов В.И. Психолого-педагогические модели образовательной среды // Третья Российская конференция по экологической психологии: тез. докл. - М., 2003.

5. Ясвин, В.А. Векторная модель школьной среды // Директор школы. - 1998. - № 6.

6. Авво, Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения / под ред. А.Л. Тряпициной. - СПб.: КАРО, 2005.

Bibliography

1. Manuyjlov, Yu.S. Vospitanie sredoyj: sbornik stateyj raznihkh let. - Nizhniyj Novgorod: Nizhegorodskiyj gumanitarnihyj centr, 2003.

2. Mazur, M.I. Obrazovateljnaya sreda shkolih kak sredstvo realizacii intellektualjnogo potenciala uchathikhsya: dis_kand. ped. nauk. - Novosi-

birsk, 2006.

3. Dimukhametov, R.S. Fasilitaciya v sisteme povihsheniya kvalifikacii pedagogov: dis. ... d-ra ped. nauk. - Magnitogorsk, 2006.

4. Panov V.I. Psikhologo-pedagogicheskie modeli obrazovateljnoyj sredih // Tretjya Rossiyjskaya konferenciya po ehkologiche-skoyj psikhologii: tez. dokl. - M., 2003.

5. Yasvin, V.A. Vektornaya modelj shkoljnoyj sredih // Direktor shkolih. - 1998. - № 6.

6. Avvo, B.V. Socialjnoe partnerstvo v usloviyakh profiljnogo obucheniya / pod red. A.L. Tryapicinoyj. - SPb.: KARO, 2005.

Статья поступила в редакцию 12.04.11

УДК 34.9

Khantseva G.G., Zorina N. S. RUBTSOVSK INDUSTRIAL INSTITUTE (BRANCH) OF ALTAI STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER I.I. POLZUNOV. Program-oriented APPROACH TO THE FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS of female convicts and prison staff to achieve the goals of re-socialization

Formation of motivational readiness of female convicts and correctional officers to achieve the goal of resocialization based on motivational program-oriented management - a condition of the effectiveness of resocialization of female convicts.

Key words: re-socialization of female convicts, a motivational program-oriented management, motivational readiness, penal institution.

Г.Г. Ханцева, доц. канд. пед наук, Н.С. Зорина, асп., Рубцовский индустриальный институт (филиал) ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,

E-maii: [email protected]

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ И СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Формирование мотивационной готовности женщин-преступниц и сотрудников исправительных учреждений к достижению цели ресоциализации на основе мотивационного программно-целевого управления - условие эффективности ресоциализации женщин-преступниц.

Ключевые слова: ресоциализация женщин-преступниц, мотивационное программно-целевое управление, мотивационная готовность, пенитенциарное учреждение.

Ресоциализацию в местах лишения свободы необходимо рассматривать как целостный процесс исправления, коррекции, воспитания, перевоспитания, социально-педагогического содействия женщинам-преступницам с использованием карательно-воспитательных, социально-педагогических, медикопсихологических, научающих, образовательно-

воспитательных, трудотерапевтических и иных технологий в едином пространстве исправительного учреждения и здорового социума. Оно основывается на общем смысле социальнопедагогического содействия женщинам-преступниам, состоит в корректировке, смене или формировании новых внешних условий их жизнедеятельности в единстве с развитием внутренних свойств и качеств, своей интегративностью позволяющих избегать критических ситуаций, либо с минимальными для себя потерями выходить из них и вести нормальный образ жизни [1].

Основным условием эффективности ресоциализации женщин-преступниц в исследовании определено формирование мотивационной готовности сотрудников исправительных учреждений и женщин-преступниц к достижению цели ресоциализации в ракурсе оптимального мотивационного комплекса (ВМ > ВПМ > ВОМ) на основе мотивационного программно-целевого управления и технологии его внедрения в деятельность исправительных учреждений.

Оптимальный мотивационный комплекс - это совокупность побуждений к деятельности в следующем соотношении:

ВМ > ВПМ > ВОМ, где ВМ - внутренняя мотивация, базирующаяся на мотивационной сфере личности, ВПМ - внешняя

положительная мотивация (через поощрение, "пряник"), ВОМ -внешняя отрицательная мотивация (через наказание, "кнут") [2].

В поведенческом управлении цель глубоко мотивируется, достигается ее интериоризация, т.е. она становится истинно целью подчиненных. В плане приоритетными оказываются мероприятия по формированию отношения сотрудников к труду, к товарищам по труду, к самим себе. Но допускается игнорирование рационалистического начала - технологии учебно-воспитательного процесса [3].

Перевод социально-значимой цели в мотив деятельности коллектива посредством методов мотивационного программно-целевого управления подчиняется причинно-следственной связи: чем выше уровень мотивации, тем выше трудовая активность коллектива, рост его профессиональных умений, уровень организации и привлекательности труда.

Под мотивационным управлением мы понимаем целенаправленное влияние руководителя на мотивационную сферу членов коллектива, преимущественно не посредством приказов и санкций, а посредством ненавязчивого предъявления нормы-образца деятельности, социально-психологических условий ее интериоризации, при которых члены коллектива обращаются к собственной аналитической деятельности и в результате их мотивационная сфера перестраивается адекватно поставленной управленческой цели, и они начинают действовать в направлении, опосредовано заданном руководителем [4].

«Норма-образец» мотивационной готовности сотрудников пенитенциарного учреждения к ресоциализации женщин-

преступниц включала в себя следующие измеряемые параметры: психологическая готовность сотрудников пенитенциарной системы (целеустремленность), планирование воспитательной работы, повышение педагогического мастерства и его практическая реализация (использование разнообразных приемов, форм, методов и средств организации воспитательной работы пенитенциарного учреждения), проявление нравственных качеств, соблюдение прав и свобод, участие в общественной жизни исправительного учреждения, взаимодействие в коллективе (педагогическое сотрудничество), организация труда и отдыха.

Технологическая готовность сотрудников пенитенциарного учреждения к ресоциализации женщин-преступниц представлена в «норме-образце» системой определенных знаний и умений, включающих в себя: знания законов уголовно-исполнительного кодекса РФ, основ социальнопедагогической работы с женщинами-осужденными в объеме, необходимом для решения педагогических, научнометодических и организационно-управленческих задач, теории педагогической психологии, возрастной психологии, методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии, основ права и научной организации труда, нормативных документов по вопросам воспитания осужденных. Таким образом, технологическая готовность сотрудников исправительного учреждения к социальнопедагогическому содействию женщинам-преступницам в процессе их ресоциализации обеспечивалась определенным набором специфических и общих знаний и умений и способностью применить их в практической деятельности.

Основными мотивами подготовки к ресоциализации женщин-преступниц сотрудники исправительного учреждения называли:

- необходимость получения более высокого звание;

- возможность расширить свой кругозор в области ресоциализации женщин-преступниц;

- желание получить навыки социально-педагогической работы и повысить свою конкурентоспособность;

- стремление применить новые знания в процессе воспитательной работы и повысить ее качество;

- возможность получить доплату из стимулирующей части фонда оплаты труда.

В результате изучения мотивационного программноцелевого управления ресоциализацией женщин-преступниц сотрудники должны знать: общенаучные основы деятельности исправительных учреждений; нормативные правовые акты, регламентирующие эту деятельность; основные закономерности развития личности в целом и личности женщин-преступниц в частности; специфику потребностей женщин-преступниц, их интересов и установок; специфику работы в социальной среде; права государственных учреждений; социально-педагогические, демографические, экономические особенности среды; принципы организации досуга, общения, организации свободного времени; основы трудового законодательства, правила охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности; методику диагностических исследований и развития личности, навыки обучения социально значимым видам общественной, трудовой, досуговой деятельности; анализа и программирования своей работы в социуме; методы работы с женщинами-преступницами. После изучения учебного курса сотрудники должны уметь: анализировать свою работу, принимать решения и осуществлять контроль в пределах своей компетенции; обобщать передовой опыт работы по эффективному решению социально значимых задач, а также иметь навыки по: организации социально значимой социально-педагогической деятельности среди сотрудников и женщин-преступниц; созданию условий для содержательного проведения свободного времени; контролю здорового образа жизни; выявлению интересов и потребностей женщин-преступниц и сотрудников в различных видах жизнедеятельности; технологии социально-педагогического содействия

женщинам-преступницам в процессе решения их жизненно важных проблем; оказанию психолого-педагогической помощи женщинам-преступницам.

Отношение женщин-преступниц к ресоциализации зависит от общей мотивации женщин-преступниц к социализирующей деятельности. Оно выражено в желании самим создавать новое. Наше исследование показало, что в качестве ведущего, основного условия для ресоциализации женщин-преступниц является оптимальный мотивационный комплекс.

Условно-досрочное освобождение является для осужденного наиболее действенным стимулом правомерного поведения в местах лишения свободы. Роль ВПМ и ВОМ в пенитенциарном учреждении отводится условно-досрочному освобождению, поскольку свобода для женщины-преступницы, находящейся в местах лишения свободы, является главной целью и доминирующим стимулом.

Одним из главных направлений деятельности сотрудников пенитенциарного учреждения в процессе ресоциализации женщины-преступницы является формирование ВМ, т.е. стимулирование самоактуализации женщин-преступниц в процессе ресоциализации посредством подключения мотиваторов самопобуждения и обеспечение познавательной деятельности женщин-преступниц.

Приемы педагогической деятельности сотрудников исправительного учреждения, направленные на формирование оптимального мотивационного комплекса, предполагают:

- передачу женщинам-преступницам меры ответственности за организацию деятельности своего коллектива, направленную на приобретение ими лидерского и гуманитарного опыта в условиях совместного проживания, отвечающую их возрастным особенностям и возможностям;

- обеспечение творческого характера видов коллективной и индивидуальной деятельности в целях привлечения жен-щин-преступниц к самореализации и участию в жизни коллектива, приобретения опыта организации коллективной деятельности и самореализации в ней;

- создание условий для реализации существующих интересов женщин-преступниц, пробуждения новых интересов, направленных на развитие женщин-преступниц;

- создание ситуаций в жизни коллектива, требующих принятия осознанных решений и исполнения этих решений;

- формирование чувства ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок на основе культурных норм отношений, общения и деятельности.

Для развития личности женщин-преступниц необходимо наличие конкретной сферы его интересов, направления деятельности, на базе которых будет происходить усвоение знаний и способов деятельности в процессе воспитания и образования; развитие психологических механизмов применения усвоенных способов; развитие общих свойств личности. В ценностных приоритетах пенитенциарное учреждение отдает предпочтение личностно ориентированному подходу в ресоциализации, концепции гуманизма по отношению к личности. При этом личное осознание каждой женщиной-преступницей ценностей результатов развития и саморазвития является необходимым условием, обеспечивающим процесс ее ресоциализации [5].

Среди этапов реализации разработанной программы мотивационного программно-целевого управления ресоциализацией женщин-преступниц, особо выделим те, что были направлены на мотивационную сферу личности.

1. Формирование стимульных баз, через которые можно осуществлять мотивационное программно-целевое управление. В целях организации внешней и внутренней воспитательной среды были реализованы проекты - пропаганда здорового образа жизни, развитие творчества женщин-преступниц.

Индивидуальный и дифференцированный подход, использовавшийся сотрудниками ИУ, позволял выявлять и фиксировать уровень сформированности социально значимых качеств, умений и навыков женщин-преступниц, их способность к самовоспитанию.

2. Проводились мероприятия по усилению мотивации к активному участию актива осужденных в управлении ресоциализацией, повышению осознания женщинами-преступницами значимости создания института ресоциализации.

3. Совершенствование материальной базы для ресоциализации женщин-преступниц включало в себя улучшение условий быта осужденных, оформление и благоустройство территории, учебных и служебных помещений нагляднохудожественными средствами и т.д.

4. Разработка и реализация в социально значимой деятельности преступниц стимулирующих ситуаций, направлен-

ных на развитие мотивационных комплексов, активизирующих процессы саморазвития социализирующих качеств, позволяющих интериоризировать собственные обязанности в проявлении социальных ролей.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные позволяют утверждать, что реорганизованный на основе мотивационного программно-целевого подхода к управлению процесс ресоциализации женщин-преступниц, эффективнее обеспечивает развитие социально-значимых качеств.

Библиографический список

1. Штомпка, П. Социология социальных изменений / пер. с англ.; под ред. В.А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996.

2. Шалаев, И.К. Нормы-образцы реализации технологических функций МПЦУ как базовые компетенции современного управленца: учебно-методическое пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2009.

3. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография. - Барнаул: АлтГПА, 2010.

4. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - Барнаул, БГПУ: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2007.

5. Первозванский, В.Б. Социально-педагогические основы деятельнеости исправительного учреждения. - М.: Академия управления МВД РФ, 1994.

Bibliography

1. Shtompka, P. Sociologiya socialjnihkh izmeneniyj / per. s angl.; pod red. V.A. Yadova. - M.: Aspekt Press, 1996.

2. Shalaev, I.K. Normih-obrazcih realizacii tekhnologicheskikh funkciyj MPCU kak bazovihe kompetencii sovremennogo upravlenca: uchebno-metodicheskoe posobie. - Barnaul: AltGPA, 2009.

3. Shalaev, I.K. Povihshenie kachestva obrazovateljnogo servisa na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravle-niya: monografiya. -Barnaul: AltGPA, 2010.

4. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya: uchebnoe posobie. - Barnaul, BGPU: Izd-vo Barn. gos. ped. un-ta, 2007.

5. Pervozvanskiyj, V.B. Socialjno-pedagogicheskie osnovih deyateljneosti ispraviteljnogo uchrezhdeniya. - M.: Akademiya upravleniya MVD RF,

1994.

Статья поступила в редакцию 12.04.11

УДК 378

Yakovleva O.V. LEVEL INVESTIGATION OF ETHNOCULTURAL TOLERANCE FORMATION AMONG TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS STUDENTS. In the article the problem of ethnocultural tolerance formation as one of the significant in higher education technical system is considered. The level of the formation of the individual components of ethnocultural tolerance among the students of technical universities is invesi-gated on an ascertain stage of the experiment according to the following criteria: the cognitive, emotional-motivational, behavioural.

Key words: tolerance, ethnocultural tolerance, the formation of ethnocultural tolerance, ethnic self- consciousness, ethnic identification.

О.В. Яковлева, соискатель ЧГПУ, г. Чебоксары, E-maii: [email protected]

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье рассматривается проблема формирования этнокультурной толерантности как одна из значимых в системе высшего технического образования. Исследуется уровень сформированности отдельных компонентов этнокультурной толерантности у студентов технических вузов: когнитивного, эмоционально-мотивационного, поведенческого на констатирующем этапе эксперимента.

Ключевые слова: толерантность, этнокультурная толерантность, формирование этнокультурной толерантности, этническое самосознание, этническая идентификация.

Современные процессы глобализации способствуют интеграции России в мировое сообщество, создавая почву для интенсивных межэтнических, межкультурных интеракций. Происходящие интегративные процессы, с одной стороны, активизируют этнические возрождение, способствуют экспансии связей различных стран и народов, а с другой - вызывают обострение межнациональных конфликтов. В связи с этим актуализируется роль современного профессионального образования, задачей которого является воспитание толерантной личности студента способной к жизни и деятельности в поли-культурной среде.

Этнокультурная толерантность является важным качеством будущего специалиста, поскольку она является основой конструктивных межкультурных взаимодействий, ориентиро-

ванных на терпимость, уважение, принятие инаковости. Проблема формирования этнокультурной толерантности особенно актуальна для студентов технических вузов, так как содержание дисциплин в таких вузах не обеспечивает в полной мере формирование данного качества. Между тем, деловые и профессиональные контакты в условиях интенсивного развития международных отношений практически невозможны без формирования у будущих инженеров этнокультурной толерантности, которая развивает у них способность к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Арсенал современного научного знания содержит различные интерпретации понятия «толерантность». Оно является ключевым в работах ученых философов, социологов, этнологов, психологов, педагогов. Большой вклад в решение задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.