Научная статья на тему 'Мотивационный программно-целевой подход в процессе ресоциализации женщин-преступниц'

Мотивационный программно-целевой подход в процессе ресоциализации женщин-преступниц Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МОТИВАЦИОННОЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ / "THEE OF GOALS" / RE-SOCIALIZATION OF WOMEN OFFENDERS / EDUCATIONAL SYSTEM / A MOTIVATIONAL PROGRAM-ORIENTED MANAGEMENT / MOTIVATIONAL READINESS / PENAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханцева Г. Г., Катюкова Л. В., Зорина Н. С.

Мотивационное программно-целевое управление ресоциализацией женщин-преступниц процесс осуществления специфической педагогической системы, в которой ресоциализация женщин-преступниц в исправительном учреждении ориентирована на приобретение ими позитивного социального опыта организации своей жизнедеятельности, восстановление социально-личностного статуса в здоровом социуме после исполнения наказания и направлена на поддержание устойчивости к дезадаптивному поведению в критических ситуациях жизни с целью избежания рецидивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL PROGRAM-TARGET APPROACH IN RESOCIALIZATION OF WOMEN OFFENDERS

Motivational program-oriented management of women offenders resocialization the implementation of specific educational system in which the re-socialization of women offenders in a correctional institution is focused on the acquisition of positive social experience and organization their lives, the restorationof social and personal status in a healthy society, after the penalty and is aimed maintain the resistance to of maladjusted behavior in critical situations of life in order to avoid relapses.

Текст научной работы на тему «Мотивационный программно-целевой подход в процессе ресоциализации женщин-преступниц»

Bibliography

1. Zankovsky, A.N. Organizational psychology. - M: Flint-MPSI, 2000.

2. Ostarkova, I. Victory of reason over chaos / I.Ostarkova // The Message. - 2001. - № 11.

3. Uotermen, R. Faktor of updating. As keep competitiveness the best companies / The Lane with English - M: Progress, 1988.

4. Spirin, L.F. Characteristic of levels o6rn;ene,n;arorHHecKHX abilities in the course of their formation at students // Psihologo-pedagogical problems of preparation of the expert. Interhigh school. thematic collection. - Yaroslavl: YAGU, 1983.

5. Bermus, A.G. Introduction humanistic methodology. - M: The Canon, 2007.

Article Submitted 17.01.11

УДК 34.9 ББК 74.66

Г. Г. Ханцева, доц, канд. пед наук; Л. В. Катюкоеа, доц, канд. психол. наук; Н. С. Зорина, асп.

Рубцовский индустриальный институт (филиал) ГОУВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова, г. Рубцовск, E-mail: [email protected]

МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ

Мотивационное программно-целевое управление ресоциализацией женщин-преступниц - процесс осуществления специфической педагогической системы, в которой ресоциализация женщин-преступниц в исправительном учреждении ориентирована на приобретение ими позитивного социального опыта организации своей жизнедеятельности, восстановление социально-личностного статуса в здоровом социуме после исполнения наказания и направлена на поддержание устойчивости к дезадаптивному поведению в критических ситуациях жизни с целью избежания рецидивов.

Ключевые слова: ресоциализация женщин-преступниц, педагогическая система, мотивационное программно-целевое управление, мотивационная готовность, пенитенциарное учре^цение, дерево целей.

Пенитенциарное учреждение — институт ресоциализации, обладающий для организации ресоциализирующей деятельности соответствующими кадрами и материальной базой, необходимый для выравнивания возможностей индивидов (в нашем исследовании — женщин-преступниц) в их социальной адаптации.

Ресоциализация женщин-преступниц в исправительном учреждении ориентировано на приобретение ими позитивного социального опыта организации своей жизнедеятельности, восстановление социально-личностного статуса в здоровом социуме после исполнения наказания на основе социальноактивного поведения и направлена на поддержание устойчивости к дезадаптивному поведению в критических ситуациях жизни с целью избежания рецидивов [1].

Содержание и технологии ресоциализации обусловливаются спецификой и особенностями социально-педагогической работы исправительного учреждения как социального института, которая осуществляется в условиях строгой изоляции женщин-преступниц от общества.

Ресоциализация женщин-преступниц как научный феномен тесно взаимосвязана с развитием теории и практики социально-педагогического содействия, восприятием женщин-

преступниц к лишению свободы как реальной составной части гражданского общества, а также общественным осознанием невозможности решения проблем борьбы с преступностью и профилактики ее рецидива только карательно-репрессивными мерами, необходимости активного использования в исправительной деятельности социально-педагогических и воспитательных средств [2].

Прогрессивная пенитенциарная система - система отбывания наказания, при которой срок наказания разбивается на несколько этапов с различными условиями содержания - от более суровых к более льготным.

Цель педагогической системы в пенитенциарном учреждении - это конечный результата, т.е. формирование адаптированной личности женщины-преступницы к жизни в социуме.

Система мотивационного программно-целевого управления, разработанная ПК Шалаевым имеет прикладное применение в пенитенциарной системе.

Под мотивационным программно-целевым управлением ресоциализацией женщин-преступниц мы понимаем процесс осуществления специфической педагогической системы с использованием педагогического алгоритма

ca_______________Пдц__________________Рип ________________сп ______________________________________________со_ск_ср,

где пц - цель педагогической системы в пенитенциарном учреждении;

с - содержание, адекватное пц;

пк - педагогические коммуникации;

п-н - педагоги наставники (или воспитатели);

ж-п - женщины-преступницы;

са - системный анализ,

Пдц - построение дерева целей на основе показаний системного анализа,

Рип - разработка исполняющей программы (нормы-образца) под каждую цель дерева целей, сп - системное планирование, со - системная организация, ск - системный контроль, ср - системное регулирование.

Модель ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого подхода будет иметь следующую структуру:

Генеральная цель: ГЦ - ресоциализация женщин-

преступниц.

Ведущие цели:

ВЦ,!- обеспечение мотивационной готовности сотрудников ИУ к повышению своего профессионализма, женщин-преступниц к овладению методологией и технологией процесса ресоциализации;

ВЦ2 - повышение профессионализма сотрудников ИУ и обеспечение готовности на уровне знаний женщин-преступниц в овладении методологией и технологией процесса ресоциализации;

ВЦ3 - создание педагогической системы обеспечения компетентности процесса ресоциализации женщин-

преступниц.

цф! - обеспечение целевой ориентации сотрудников пенитенциарного учреждения в соответствии с содержанием и объемом совместной работы, формирование их ценностных ориентаций и психологического климата, осуществление воспитания и профессионального стимулирования их труда;

цф2 - формирование мотивационной готовности сотрудников исправительных учреждений и женщин-преступниц к достижению ГЦ в ракурсе оптимального мотивационного комплекса (ВМ > ВПМ > ВОМ);

цф3 - стимулирование самоактуализации женщин-

преступниц в процессе ресоциализации посредством подключения мотиваторов самопобуждения;

цф4 - обеспечение познавательной деятельности женщин-преступниц:

а)цели и задачи подготовки к формированию компетентности процесса их ресоциализации;

б) возможных причин трудностей и характера барьеров в их подготовке к процессу ресоциализации;

в) специфические компетенции процесса ресоциализации; цф5 - обеспечение безупречной компетентности сотрудников пенитенциарного учреждения:

а) в нормативных документах по надзору за исправительным учреждением и по обучению женщин-преступниц процессу ресоциализации;

б) в методах, приемах и формах работы по организации подготовки женщин-преступниц к процессу ресоциализации;

цф6 - обеспечение повышения профессионализма сотрудников ИУ и его реализации;

цф7 - разработка программы учебно-воспитательного процесса на основе государственных законодательных нормативных актов;

цф8 - организация учебного процесса по ресоциализации женщин-преступниц;

цф9 - обеспечение взаимодействия сотрудников исправительного учреждения и женщин-преступниц в процессе достижения генеральной цели;

цф10 - ориентация женщин-преступниц на самоанализ и самодиагностику в достижении ГЦ;

цфп - осуществление женщинами-преступницами планирования в достижении генеральной цели;

цфі2 - осуществление женщинами-преступницами самоорганизации, самоконтроля и саморегулирования в достижении ГЦ.

н-о от фі до ф12 - нормы-образцы, составляющие целостную исполняющую программу (ГЦ= ВП1+ВП2+ВП3), адекватную дереву целей [3].

пц, с, пк, сотр.ИУ, ж-п - компоненты педагогической системы (по Кузьминой Н.В.).

са, Пдц, Рип, сп, со, ск, ср - технологические функции управления в концепции МПЦУ [4].

Ориентиром компетентным экспертам при оценке уровня развития педагогической системы может служить следующее квалиметрическое правило: И = пц + с + пк + сотр.ИУ + ж-п, где И - интегративный показатель уровня развития педагогической системы, пц - показатель уровня целевой ориентации содержания, коммуникаций, педагогов, воспитуемых, с - показатель уровня соответствия содержания цели и представления его, пк - показатель уровня педагогических коммуникаций, сотр.ИУ - показатель уровня профессионализма сотрудников пенитенциарного учреждения, ж-п - показатель уровня развития женщин-преступниц.

Если 50 > И > 43, то уровень развития оцениваемой педагогической системы высокий;

если 42 > И > 28, то уровень развития педагогической системы средний;

если 27 > И > 18, то уровень развития педагогической системы низкий;

если И < 17, то педагогическая система мертва [5].

Это своеобразное оснащение мотивационного программно-целевого управления ориентирует субъектов педагогических систем на планирование и осуществление мер, адекватно направленных на развитие каждой подструктуры системы до оптимального уровня, может использоваться при отслеживании динамики развития одной отдельно взятой педагогической системы.

Использование положительных факторов и нейтрализацию отрицательных в процессе ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого подхода, как показало исследование, необходимо осуществлять системно, поскольку это позволяет целостно воздействовать на личность через гармонизацию ее отношений с государством, локальной общностью, коллективом, другими людьми и самим собой.

Библиографический список

1. Штомпка, П. Социология социальных изменений /пер. с англ.;под ред. В.А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996.

2. Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. - Екатеринбург, 2004.

3. Шалаев, И.К. Нормы-образцы реализации технологических функций МПЦУ как базовые компетенции современного управленца: учебно-методическое пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2009.

4. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография. - Барнаул: АлтГПА, 2010.

5. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - Барнаул, БГПУ: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2007.

Bibliography

1. Shtompka, P. Sociology of Social Change / translation from English.; Edited by V.A. Yadov. - Moscow: Aspekt Press, 1996.

2. Vetoshkin, S.A. Penitentiary pedagogy in theory and practice. Monograph. - Ekaterinburg, 2004.

3. Shalaev, I.K. Norm-sample realization of the technological functions MPTSU as basic competencies of the modern manager: Training Manual. -Barnaul: AltGPA, 2009.

4. Shalaev, I.K. Improving the quality of educational service on the basis of the motivational program-oriented management: Monograph. - Barnaul: AltGPA, 2010.

5. Shalaev, I.K. Software-task management psychology: Tutorial. - edition 5, a supplemented and converted. - Barnaul State Pedagogical University: Publishing house by Barn. state. Ped. University, 2007.

Article Submitted 14.01.11

УДК 371.011

M.B. Циулина, acn. ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В центре внимания данной статьи находится проблема воспитания патриотизма у школьников. В статье представлен комплекс педагогических условий, обеспечивающий результативное функционирование модели процесса патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, модель патриотического воспитания, комплекс педагогических условий, средовый подход, педагогическая поддержка, элективный курс.

Современный переход к постиндустриальному, информационному обществу, интенсивное развитие экономики и рост конкуренции определяют приоритеты образовательной политики страны, требуют формирования современного мышления у молодого поколения. Динамично развивающемуся обществу необходимы высокообразованные люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, активной гражданской позицией и развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В нормативных документах Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая шко-

ла», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и др.) определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного патриотического воспитания. Образовательные учреждения главным звеном в системе воспитания патриотизма у молодежи.

Несмотря на все попытки сделать патриотизм частью государственной идеологии, результат, по-прежнему, оставляет желать лучшего. По нашему мнению, одной из причин этого являются социальные процессы, связанные с глубинным расслоением общества: утрачено единство всех категорий граж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.