УДК 34.9
Khantseva G.G. EXPERIMENTAL ASSESSMENT OF the PRISON OFFICERS READINESS TO RE-SOCIALIZATION OF FEMALE CONVICTS. We measured the qualitative and quantitative indicators to determine the level of preparedness of the prison staff to re-socialization of female convicts on the basis of motivational program-oriented approach to assess the effectiveness of experimental work.
Key-words: re-socialization of female convicts, the staff of the institution, competence, vocational and personal qualities, motivational program-oriented approach.
Г.Г. Ханцева, канд. пед наук, доц., Рубцовский индустриальный институт (филиал) ГОУ ВПО ««Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, г. Рубцовск, Е-mail: [email protected]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ
Для оценки результативности опытно-экспериментальной работы нами измерялись качественно-количественные показатели, позволяющие определить уровень готовности сотрудников пенитенциарного учреждения к ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого подхода.
Ключевые слова: ресоциализация женщин-преступниц, сотрудники пенитенциарного учреждения, компетенции, профессиональноличностные качества, мотивационный программно-целевой подход.
Готовность сотрудников пенитенциарного учреждения к ресоциализации женщин-преступниц представлена системой определенных знаний и умений, включающих в себя: знания законов уголовно-исполнительного кодекса РФ, основ социальнопедагогической работы с женщинами-осужденными в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, теории педагогической психологии, возрастной психологии, методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии, основ права и научной организации труда, нормативных документов по вопросам воспитания осужденных [1].
Опытно-экспериментальной базой исследования послужило исправительная колония №6 Алтайского края, районный центр Шипуново.
На этапе формирующего эксперимента изучение мотивационного компонента готовности сотрудников пениптенциарно-го учреждения к исследуемому виду деятельности осуществлялось с учетом таких показателей, как отношение сотрудников исправительного учреждения к их учебно-познавательной деятельности, творческое отношение к выполнению заданий. Отношение к подготовке характеризовалось целенаправленностью в достижении результата, более глубоким осмыслением педагогических проблем, желанием найти верное решение.
С целью изучения эмоций нами были использованы методы наблюдения, анкетного опроса. Мы обращали внимание на положительную реакцию (удовлетворенность процессом подготовки и желание проявить себя) со стороны сотрудников пенитенциарного учреждения, задействованных в воспитательном процессе. Таким образом, цели, мотивы и эмоции явились основой мотивационной готовности сотрудников исправительного учреждения к ресоциализации женщин-преступниц.
Для оценки результативности опытно-экспериментальной работы нами измерялись качественно-количественные показатели, позволяющие определить уровень исследуемой готовности сотрудников пенитенциарного учреждения. Необходимую радацию в оценке эффективности процесса ресоциализации женщин-преступниц обеспечивает выделение четырех уровней эффективности: критического, недопустимого, допустимого
и оптимального [2].
Сравнительный анализ результатов, полученных «до» и «после» процесса подготовки, а также активность сотрудников исправительного учреждения при выполнении заданий, стремление к профессиональному росту позволяют сделать вывод, что занятия существенно обогатили профессиональные знания и умения участников эксперимента.
Мы оценили готовность сотрудников пенитенциарного учреждения к ресоциализации женщин-преступниц по блоку профессионально-личностных качеств.
Рис. 1. Диаграмма распределения сотрудников по уровням значений ключевых компетенций до применения
мотивационного программно-целевого подхода
□ Оптимальный ■ Допустимый □ Недопустимый 10 Критический
Рис. 2. Диаграмма распределения сотрудников по уровням значений ключевых компетенций после применения
мотивационного программно-целевого подхода
Компетентностный подход к использованию знания программно-целевой психологии управления в педагогической деятельности сотрудников пенитенциарного учреждения позволяет выразить профессионально-личностные качества субъекта управления (А- самоактуализация, И- идейность и личностные ценности руководителя, Э- эрудиция и рост профессионализма, О- организаторские способности и умение управлять собой, Ч- человечность и личные цели, С- стиль управления и знание современных управленческих подходов, Р- управленческая эмпатия и рефлексия) как ключевые компетенции, необходимые для овладения наукоёмкой технологией мотивационного программно-целевого управления ресоциализацией женщин-преступниц [3]. Общее число сотрудников пенитенциарного учреждения, принимавших участие в эксперименте составило 30 человек.
Для оценки результатов опытно-экспериментальной работы по ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого управления рассмотрим ключевые компетенции по И.К. Шалаеву [3; 4], применительно к сотрудникам ИК № 6.
Замеры, проведенные до и после применения мотивационного программно-целевого подхода в организации воспитательной работы с женщинами-преступницами показали увеличение доли сотрудников пенитенциарного учреждения, обладающих оптимальным или допустимым уровнем развития профессионально-личностных качеств. Результаты замеров представлены на рис. 1-2.
Для подтверждения достоверности полученных результатов при оценке уровней сформированности профессиональноличностных качеств сотрудников исправительного учреждения к ресоциализации женщин-преступниц нами была выдвинута рабочая гипотеза о том, что между результатами измерений на начальном и конечном этапах экспериментальной работы существует статистически значимая разница. Для подтверждения данной гипотезы использовался х2-критерий (таблица 1). Так
2 2 2 как во всех случаях X критич. < X эксперим. , где X критич. — 7,8 ,
мы можем утверждать, что выдвинутая рабочая гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение.
Таблица 1
Эмпирические значения критерия х2 для значений ключевых компетенций «до» и «после» применения мотивационного программно-целевого подхода
К омп етенции А И Э О Ч С Р
эхспёри.и. ДЛЯ Р = 0,05, v=3 9Л1 131 11Д4 11.12 12=67 9=98 13:85
По результатам проведенной нами опытно-эксперимен- ресоциализацией женщин-преступниц сотрудниками исправи-
тальной работы можно сделать вывод, что уровень владения тельного учреждения увеличился.
технологией мотивационного программно-целевого управления
Библиографический список
1. Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. - Екатеринбург, 2004.
2. Шалаев, И.К. Нормы-образцы реализации технологических функций МПЦУ как базовые компетенции современного управленца: учебно-
методическое пособие. - Барнаул, 2009.
3. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография. -Барнаул, 2010.
4. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - Барнаул, 2007.
Bibliography
1. Vetoshkin, S.A. Penitenciarnaya pedagogika v teorii i praktike: monografiya. - Ekaterinburg, 2004.
2. Shalaev, I.K. Normih-obrazcih realizacii tekhnologicheskikh funkciyj MPCU kak bazovihe kompetencii sovremennogo upravlenca: uchebno-
metodicheskoe posobie. - Barnaul, 2009.
3. Shalaev, I.K. Povihshenie kachestva obrazovateljnogo servisa na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya: monografiya. - Barnaul,
2010.
4. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya: uchebnoe posobie. - Barnaul, 2007.
Статья поступила в редакцию 14.09.11