Научная статья на тему 'Процесс совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов технического вуза'

Процесс совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / БОКС / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ВОЛЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / STUDENTS / TECHNICAL UNIVERSITY / BOXING / INDIVIDUAL STYLE / STRONG-WILLED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламин Е. Е., Изабеков З. А., Миханев В. И., Скупченко Е. А.

Статья состоит: из семи страниц, списка литературных источников (5 источников). Проблема исследования в данной статье состоит в выявлении процесса совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саламин Е. Е., Изабеков З. А., Миханев В. И., Скупченко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS OF IMPROVING INDIVIDUAL STYLE VOLITIONAL ACTIVITY TECHNICAL HIGH SCHOOL STUDENTS

From seven pages, the list of references (5 sources). The research problem in given article consists in revealing of process of perfection of individual style of strong-willed activity at students of technical college.

Текст научной работы на тему «Процесс совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов технического вуза»

Библиографический список

1. Гербеев, Ю.В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными. - Рязань: РВШ МВД, 1985

2. Белослудцев, В.И. Содержание воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях // Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания: сб. науч. тр. - М.: НИИ МВД РФ, 1995.

3. Ветошкин, С.А. Оптимизация воспитательного процесса в исправительной колонии // Преступление и наказание. - 1999. - №8.

4. Алферов, Ю.А. пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. - М.: РИПК МВД РФ, 1996.

5. Ветошкин, С.А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в пенитенциарном учреждении: учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург, 1999.

6. Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. - Екатеринбург, 2004.

7. Асмолов, А.Г. Психология личности. - Москва, 1990.

Статья поступила в редакцию 16. 12.09

УДК -378.02 -- 159.9.07

Саламин Е.Е., аспирант КнАГТУ; Изабеков З.А., старший преподаватель КнАГТУ; Миханев В.И., соискатель кафедры «педагогики» АмГПГУ; Скупченко Е.А., Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, мастер спорта России по греко-римской борьбе, г. Комсомольск-на-Амуре, E-mail: kayzersal@mail.ru

ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья состоит: из семи страниц, списка литературных источников (5 источников). Проблема исследования в данной статье состоит в выявлении процесса совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов технического вуза.

Ключевые слова: студенты, технический университет, бокс, индивидуальный стиль, волевая активность.

Анализ отечественной литературы по данной проблеме показывает, что изучение воли и волевого поведения студентов технического вуза ведется в различных направлениях и во взаимосвязи с различными психическими свойствами. Однако в большинстве работ проявление воли изучается во взаимосвязи с какой-то одной стороной психики - эмоциями, особенностями личности, свойствами и качествами нервной системы, отдельными мотивами (М.М. Чекиров, В.П. Прядеин, А.Ц. Пуни, Ю.Я. Киселев и др.).

В основе нашего подхода к изучению проявления волевой активности человека лежит теория интегральной индивидуальности, выдвинутая основателем Пермской психологической школы профессором В.С. Мерлиным и последовательно разрабатываемая в последние годы профессором Б.А. Вятки-ным и их учениками.

Согласно названной теории индивидуальность студента-спортсмена как человека содержит ряд иерархических уровней индивидуальных свойств и качеств: биохимических, физиологических, психологических, социально-психологических, находящихся между собой в особой зависимости.

Мы полагаем, что волевую активность необходимо рассматривать как системное образование (многоуровневое и многокомпонентное), которому присущи как компенсаторный, так и системообразующие механизмы [1]. В волевой активности, по нашему мнению, должны быть представлены, во-первых, свойства разных уровней интегральной индивидуальности, начиная от нейродинамических особенностей и заканчивая социальным статусом личности студента технического вуза в обществе, между которыми существует определенная система связей. Во-вторых, она должна опосредовать характер взаимосвязей между свойствами разных уровней интегральной индивидуальности. Связи между разными уровнями индивидуальных свойств и качеств имеют многозначный характер и могут возникать равновероятно в онтогенезе благодаря опосредующей (системообразующей) функции цикла промежуточных переменных, различных в зависимости от возраста, пола, условий жизни, особенностей деятельности и т.д. Значение многозначных разноуровневых связей для развития индивидуальности заключается, во-первых, в том, что новообразование личности студента не может возникнуть до тех пор, пока не изменилась прежняя связь между разноуровневыми свойствами и качествами. Например, уверенность в своих силах у студента со слабой нервной системой не появится до тех пор, пока не разрушится связь между слабостью нервной системы и низкой самооценкой, присущая этим лицам [2]. Или, например, коммуникабельность у интроверта не

появится до тех пор, пока не разрушится связь между интро-версией и трудностью установления социальных контактов (В.С. Мерлин, 1986). Во-вторых, значение этих связей заключается в том, что одно и то же свойство какого-либо иерархического уровня в зависимости от изменяющейся связи со свойствами других иерархических уровней может выполнять различную приспособительную функцию.

Поэтому у различных студентов наблюдаются разные стили развития индивидуальности, которые проявляются как в динамике становления индивидуальных свойств, изменении интенсивности и частоты их проявлений, так и в возникновении новых связей между ними.

Спорт - деятельность особого рода. Ее специфические особенности общеизвестны - это регулярные интенсивные и максимальные физические нагрузки, в зависимости от графика соревнований (микро, макро, мезо циклы) требующие значительных волевых усилий; соревнования, насыщенные эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за чемпионство и др. Можно думать, что при одинаковых в целом условиях воспитания и учебно-тренировочной деятельности жизнедеятельности спорт является фактором, определяющим своеобразное развитие индивидуальности личности сту-дента-спортсмена.

Изучение условий развития интегральной индивидуальности, предпринятое нами в 2007-2009 годах, показывает, что студент начинает сам активно искать наиболее эффективные приемы и способы учебно-тренировочной деятельности лишь в тех случаях, когда изменяются (повышаются) требования деятельности к будущему специалисту технического вуза, т.е. когда он вынужден проявлять активность.

Поэтому можно утверждать, что в студенческом спорте системообразующими факторами в развитии индивидуальности личности студента - спортсмена, прежде всего, могут быть индивидуальные стили ведущих видов активности: моторной, волевой и эмоциональной, которые опосредуют взаимосвязи индивидуальных свойств с различными подсистемами индивидуальных свойств: нервной системой, темпераментом, личностью.

Целью нашего исследования было решение следующих задач:

- экспериментально выявить различные индивидуальные стили волевой активности студентов, определить их структуру и детерминанты;

- дать им психологическую характеристику и описать различные индивидуальные стили волевой активности у студентов старших курсов и т.д.;

- экспериментально выяснить роль стиля волевой активности в структуре интегральной индивидуальности личности студентов.

Индивидуальный стиль волевой активности изучался в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете на кафедре «педагогики и психологии профессионального образования», в контрольной и экспериментальной группах (по 20 студентов в каждой группе) 1-х, 2-х курсов занимающихся в секции бокса в техническом вузе, у студентов экспериментальной группы были диагностированы свойства нервной системы после проведенных спецкурсов на тему: «Совершенствование индивидуального стиля волевой активности у студентов технического вуза занимающегося в секции бокса» (опросник Стреляу-Вяткина), свойства личности (14 РЕ опросник Кеттелла) и выраженность волевых качеств (целеустремленность, решительность, смелость, выдержка, настойчивость, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, исполнительность), определяемые по "Методу обобщения независимых характеристик" А. И. Высоцкого.

В первый фактор с наибольшими весами вошли показатели решительность, самостоятельность, смелость, целеустремленность, настойчивость. Этот симптомокомплекс основных и вторичных волевых качеств справедливо можно обозначить как стиль волевой активности, направленный на вызов действий, побуждающий к деятельности. Фактор второй объединил (с наибольшими весами) показатели исполнительность, инициативность, настойчивость. Этот набор волевых качеств образует стиль волевой активности, который направлен на саморегуляцию деятельности и гибкое приспособление к объективно складывающимся обстоятельствам. Наконец, фактор третий, объединивший организованность и выдержку, обозначен нами как стиль волевой активности, направленный на сдерживание, отказ от нежелательных действий, воздержание. Как видим, все выделенные нами стили соответствуют трем основным функциям воли: побудительной, регулирующей и тормозной. Хотя здесь представлены волевые характеристики, но косвенно они отражают и операциональную сторону стиля [3], и сами эти свойства определялись нами с помощью анкеты, в которой были представлены действия и операции, которые характеризуют волевую активность.

Одни волевые характеристики играют более существенную роль [4] (показатели с наиболее высокими весами), а другие - менее существенную (показатели с наименее высокими весами). Поэтому первые правомерно обозначить как основные, а вторые - как дополнительные (вторичные). Соответственно стиль волевой активности выступает как двухуровневая система, в которой основные волевые качества образуют первый уровень, дополнительные - второй.

С точки зрения теории интегральной индивидуальности [5] индивидуальный стиль рассматривается как целесообразная система взаимосвязанных целей, действий, операций, направленная на достижение определенных результатов в деятельности и адекватная индивидуальным особенностям человека.

В своем подходе мы исходили из того, что стили волевой активности способствуют наиболее оптимальному приспособлению студента-спортсмена к условиям учебно-тренировочной деятельности.

Мы полагаем, что если это действительно так, то по мере занятий спортом характер связей между нервной системой и свойствами личности студента-спорстмена (при условии выработки индивидуального стиля волевой активности) будет изменяться.

Испытуемые - группа студентов 17-21 лет (всего 40) -были диагностированы по свойствам нервной системы и личности. Для каждого студента-спортсмена была разработана программа волевой подготовки с учетом его индивидуальности. Формирующий эксперимент длился на протяжении 2-х лет с 2007-2009 года. Связи между свойствами нервной системы и личности путем вычисления коэффициента корреляции определялись дважды: до выработки стиля волевой активности и после, т.е. в начале и в конце формирующего эксперимента. Схемы этих связей представлены на рисунке.

Сравнение этих связей показывает, что после выработки стиля волевой активности связи между нервной системой и личностью студентов, сохраняя многозначный характер, значительно изменились и даже несколько обогатились благодаря появлению новых. Однако отдельные связи (например, уравновешенности и фактора В) сохранились в прежнем виде. Этот факт можно рассматривать таким образом: либо отдельные связи, определяющие природную обусловленность некоторых свойств личности, необычайно сильны и не подвержены влиянию стиля, либо формирование стиля у некоторых испытуемых не было достаточно эффективным. В целом результаты подтверждают предположение о том, что стиль волевой активности личности студентов является опосредующим звеном во взаимосвязях нервной системы и личности.

В заключении подчеркнем:

1. Индивидуальный стиль волевой активности (ИСВА) -это устойчивая и целесообразная система проявления волевых качеств и волевых действий, обусловленная симптомоком-плексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, направленная на достижение результата деятельности и организацию поведения.

2. Различия в стилях проявляются в характере волевой активности. Один стиль отличается преобладанием смелости, инициативности. Этот стиль обозначен нами как "побудительный". Другой стиль отличается преобладанием выдержки, организованности, дисциплинированности. Этот стиль обозначен нами как "тормозной". Третий стиль отличается преобладанием исполнительности, инициативности, настойчивости. Этот стиль обозначен как "регулирующий" (гибкий).

3. В специфических условиях учебно-тренировочной деятельности в качестве звеньев, опосредующих разноуровневые связи, могут выступать индивидуальные стили волевой активности, которые выполняют системообразующую функцию и позволяют индивидуальности наиболее ярко проявить себя и добиться успехов.

4. Развитие интегральной индивидуальности проявляется как в появлении новых, так и в исчезновении старых связей между разными уровнями индивидуальных свойств.

5. Экспериментально доказано, что индивидуальные свойства волевой активности у студентов занимающихся в секции бокса могут быть сформированы и совершенствоваться в процессе учебно-тренировочной деятельности. Процесс формирования и совершенствования ИСВА должен строиться на основе учета особенностей нервной системы и личности студентов, причем индивидуализация процесса формирования и совершенствования воли обусловлена не столько степенью выраженности волевых качеств, сколько характером взаимосвязей между ними.

а)

сз сг у п

е; ^ 11 -- 1 ') ^ )

Рис. 1. Схема взаимосвязей показателей свойств нервной системы и личности до и после выработки индивидуального стиля волевой активности

а - до формирующего эксперимента, б - после формирующего эксперимента.

СВ - сила возбуждения, СТ - сила торможения, У - уравновешенность, П - подвижность. А - общительность, В - сообразительность, Е - беспечность, О - выраженная сила "Я", I -жесткость, О - тревожность, Q2 - самосоятельность, Н - смелость, Е - независимость, Q3 - высокий самоконтроль.

Библиографический список

1. Горбунов, Ю.Я. Психоэмоциональная сфера спортсменов: монография. - Пермь: 2004.

2. Вяткин, Б.А. Психология интегральной индивидуальности человека. - М., 2008. .

3. Хромина, Т.В. Волевая подготовка в боксе / Т.В. Хромина, Р.К. Киселев // ДВГАФК. - Хабаровск, 2004.

4. Пасниченко, А.Э. Оценка индивидуальных особенностей развития волевых качеств личности: дисс. ... канд. псих. наук. - М., 1996.

5. Мерлин, В.С. Теория интегральной индивидуальности. - Пермь, 1986.

Статья поступила в редакцию 26. 12.09

УДК 37.015.3:377.5

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: olgbokova7@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе описаны современные подходы к психологическому сопровождению профессионально-личностного развития студентов образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, которое позволяет определить возможности и направления оптимизации образовательного процесса, теоретические основы построения программы, принципы, условия, этапы и компоненты ее реализации, выделены направления практической деятельности в рамках процесса психологического сопровождения.

Ключевые слова: программа психологического профессионально-личностного развития студентов образовательных учреждений

системы среднего профессионального образования, условия е

этапы, компоненты.

Актуальность программы психологического сопровождения профессионально-личностного развития студентов в системе среднего профессионального образования обусловлена постоянной изменчивостью условий и содержания профессиональной деятельности специалистов, усложнением требований к стартовому профессиональному уровню и статичным характером образовательных программ, исключающих достижения достаточного уровня психологической, методической, творческой готовности к деятельности в определенной области [1; 2; 3].

На современном этапе развития общества, кроме вопросов организации и содержания профессиональной подготовки и повышения квалификации, неотложного решения требуют вопросы профессионально-личностного развития студентов в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) в контексте решения общих и частных задач профессионального становления, что определяет цель данной работы.

Программа психологического сопровождения студентов в учреждениях СПО позволяет определить возможности и направления оптимизации образовательного процесса путем применения современных методов работы. Теория и практика личностного и профессионального развития будущего специалиста может быть рассмотрена и как составная часть общетеоретической области, и как компонент общей практики психологического сопровождения, направленного на формирование психологической культуры, умения ориентироваться в различных, часто неопределенных, жизненных ситуациях, стремления к самообразованию и самореализации в профессии.

Суть обсуждаемой проблемы заключается в определении основных теоретических положений программы психологического сопровождения профессионального становления, что способствует организации обучения, позволяющего будущему специалисту быть эффективным в учебно-профессиональной деятельности.

В данной работе новыми являются следующие положения. Выявлены теоретические основания, которые позволяют конструировать программу психологического сопровождения профессионального становления будущих специалистов, обучающихся в системе среднего профессионального образования.

Условиями реализации программы психологического сопровождения являются мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения; его непрерывность; приоритет интересов сопровождаемого; ответственность за принятие решения делегируется студентам как субъектам развития, сопровождающий обладает совещательным голосом; равнозначность программ сопровождения в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций.

реализации, природа психологического сопровождения, принципы,

Анализируя процесс психологического сопровождения, следует отметить, что он представляет собой органическое единство с процессами обучения и воспитания и направлен на обеспечение развития личности, носит субъект-субъектный характер, а его предметом выступает помощь в освоении человеком искусства решать собственные проблемы таким образом, чтобы обеспечивать процесс самореализации внутреннего потенциала, а также направлен на обучение, сопровождаемого новым моделям взаимодействия с миром и с собой.

Предложение: в качестве критериев эффективности программы психологического сопровождения могут выступать как процессуальные характеристики качества, так и результативные: рост удовлетворенности качеством жизнедеятельности, конструктивность общения, позитивность стратегий преодоления трудностей, флексибильность, повышение общего уровня успешности, самоактуализации и т. д.

Психологическое сопровождение имеет интерактивную природу, в нем участвуют сопровождаемый и сопровождающий, взаимодействие которых направлено на освоение сопровождаемым (студентом) разнообразием моделей разрешения проблемных ситуаций и позволяет определить этапы данного процесса: запроса на психологическое сопровождение; диагностический; аналитический; проектирования пути решения проблемы; первичной помощи в реализации плана решения проблемы; оценивания первых результатов; нейтрализации деятельности сопровождающего и этап результата.

Остановимся на рассмотрении каждого из этапов более подробно. Цель запроса на психологическое сопровождение -получение заказа от субъекта или субъектов проблемы. Инициатором контакта может быть как сам носитель проблемы, так и любой представитель «субъектного четырехугольника», включая самого специалиста. Принципиально важным является вопрос о доверии сопровождаемого к сопровождающему, для обеспечения которого, с нашей точки зрения, необходимы гарантия нераспространения информации, компетентности сопровождающего и согласованность языков общения.

Целью диагностического этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Он начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем вырабатывается логика проведения диагностического исследования. Сигналом проблемной ситуации является как состояние общего неблагополучия, испытываемого человеком, так и данные скрининговых исследований, а также прогностический анализ потенциальных трудностей.

Аналитический этап способствует выявлению основных участников проблемной ситуации, определению позитивных и негативных факторов влияния; установлению возможных взаимосвязей; определению тенденций развития, предпола-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.