Научная статья на тему 'Совершенствование индивидуального стиля деятельности бегунов 17-18 лет на средние дистанции в учебно-тренировочном процессе'

Совершенствование индивидуального стиля деятельности бегунов 17-18 лет на средние дистанции в учебно-тренировочном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОГРАММА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / ПОДГОТОВКА БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ / INDIVIDUALITY / PERSONAL STYLE OF ACTIVITY / THE PROGRAM OF THE TRAINING PROCESS / THE TRAINING OF AVERAGE DISTANCE RUNNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гареев Д. Р.

В статье рассматривается понятие индивидуального стиля деятельности как основы управления учебно-тренировочным процессом бегунов 17-18 лет на средние дистанции. Значительное внимание уделяется индивидуальности как важного компонента построения подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гареев Д. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY OF RUNNERS 17-18 YEARS ON AVERAGE DISTANCES IN THE TRAINING PROCESS

The concept of individual style of activity as a basis for management of the teaching and training process of runners 17-18 years on average distances is considered. The significant attention is given to individuality as an important component of the construction of training athletes.

Текст научной работы на тему «Совершенствование индивидуального стиля деятельности бегунов 17-18 лет на средние дистанции в учебно-тренировочном процессе»

5. Побирченко, Н.А. Развитие «освитологической» мотивации в психологическом образовании // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. - 2012. - № 1-2.

6. Поляков, А.А. Педагогические условия мотивации профессионального роста студентов педагогических университетов в процессе непрерывного образования - автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Харьков, 2008.

7. Манько, В.М. Уровневая подготовка инженеров-механиков сельскохозяйственного производства. - Киев, 2005.

8. Супрун, М.В. Магистратура как форма подготовки высокопрофессиональных научно-педагогических кадров для вузов Украины // Научный вестник Волынского национального университета имени Леси Украинки. - 2011. - № 7.

9. Демъяненко, Н. Инновационные подходы к подготовке педагогических кадров // Педагогические науки. - 2012. - № 54.

10. Пономаренко, В. Проблемы подготовки научных кадров // Высшая школа. - 2012. -№ 2.

11. Кривых, С.В. Развивающее и развивающееся образование: синергетические аспекты образования. - Новокузнецк, 2000.

12. Сысоева, С.А. Формирование педагогической компетентности преподавателя высшего учебного заведения непедагогического профиля: постановка проблемы и направления решения // Реализация европейского опыта компетентностного подхода в высшей школе Украины: материалы методологического семинара. - Киев, 2009.

Bibliography

1. Vihgotskiyj, L.S. Istoricheskiyj smihsl psikhologicheskogo krizisa: sobr. soch. v 6 t. - M., 1982. - T. 6.

2. Bozhovich, L.I. Izbrannihe psikhologicheskie trudih: problemih formirovaniya lichnosti. - M., 1995.

3. Platonov, K.K. Kratkiyj slovarj sistemih psikhologicheskikh ponyatiyj. - M., 1981.

4. Markova, A.K. Formirovanie motivacii ucheniya / A.K. Markova, T.A. Matis, A.B. Orlov. - M., 1990.

5. Pobirchenko, N.A. Razvitie «osvitologicheskoyj» motivacii v psikhologicheskom obrazovanii // Neprerihvnoe professionaljnoe obrazovanie: teoriya i praktika. - 2012. - № 1-2.

6. Polyakov, A.A. Pedagogicheskie usloviya motivacii professionaljnogo rosta studentov pedagogicheskikh universitetov v processe neprerihvnogo obrazovaniya - avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kharjkov, 2008.

7. Manjko, V.M. Urovnevaya podgotovka inzhenerov-mekhanikov seljskokhozyayjstvennogo proizvodstva. - Kiev, 2005.

8. Suprun, M.V. Magistratura kak forma podgotovki vihsokoprofessionaljnihkh nauchno-pedagogicheskikh kadrov dlya vuzov Ukrainih // Nauchnihyj vestnik Volihnskogo nacionaljnogo universiteta imeni Lesi Ukrainki. - 2011. - № 7.

9. Demjhyanenko, N. Innovacionnihe podkhodih k podgotovke pedagogicheskikh kadrov // Pedagogicheskie nauki. - 2012. - № 54.

10. Ponomarenko, V. Problemih podgotovki nauchnihkh kadrov // Vihsshaya shkola. - 2012. -№ 2.

11. Krivihkh, S.V. Razvivayuthee i razvivayutheesya obrazovanie: sinergeticheskie aspektih obrazovaniya. - Novokuzneck, 2000.

12. Sihsoeva, S.A. Formirovanie pedagogicheskoyj kompetentnosti prepodavatelya vihsshego uchebnogo zavedeniya nepedagogicheskogo profilya: postanovka problemih i napravleniya resheniya // Realizaciya evropeyjskogo opihta kompetentnostnogo podkhoda v vihssheyj shkole Ukrainih: materialih metodologicheskogo seminara. - Kiev, 2009.

Статья поступила в редакцию 15.11.13

УДК 378.037

Gareev D.R. THE IMPROVEMENT OF INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY OF RUNNERS 17-18 YEARS ON AVERAGE DISTANCES IN THE TRAINING PROCESS. The concept of individual style of activity as a basis for management of the teaching and training process of runners 17-18 years on average distances is considered. The significant attention is given to individuality as an important component of the construction of training athletes.

Key words: individuality, personal style of activity, the program of the training process, the training of average distance runners.

Д.Р. Га реев, преп. Уральского института ГПС МЧС России, г. Екатеринбург, E-mail: dimagario@yandex.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕГУНОВ 17-18 ЛЕТ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматривается понятие индивидуального стиля деятельности как основы управления учебнотренировочным процессом бегунов 17-18 лет на средние дистанции. Значительное внимание уделяется индивидуальности как важного компонента построения подготовки спортсменов.

Ключевые слова: индивидуальность, индивидуальный стиль деятельности, программа учебно-тренировочного процесса, подготовка бегунов на средние дистанции.

Развитие современного отечественного спорта характеризуется чрезвычайно сложными и противоречивыми процессами, которые обусловлены изменениями в экономической, политической, социальной и духовной сферах общества.

Информационная стадия развития цивилизации стимулирует интерес к проблематике индивидуальности человека, как высшего критерия социального прогресса. Разнообразие индивидуальности - это существенное условие и форма проявления успешного развития разумного организованного общества.

Обратимся к трактовке дефиниции «индивидуальность», которая рассматривалась в философских, психолого-педагоги-ческих, исторических, этнографических, социологических исследованиях.

В трактовке Д.И. Фельдштейна под индивидуальностью понимают результат смены периодов социализации и индивидуализации, как следствие развития личности, становления её самосознания, функций самоконтроля, саморегуляции; личности, являющейся самостоятельным творцом своего бытия и своей собственной личности [1].

Другой точки зрения придерживается Л.Я. Дорфман, который предлагает индивидуальность рассматривать как деятельность, как систему способов функционирования, как индивидуальный способ адаптации личности к условиям деятельности -стилю деятельности [2]. Данное определение является для нашего исследования приоритетным. Проведенные исследования в спорте подтверждают, что термин «индивидуальность» - это ещё и понятие единичности, неповторимости, уникальности и специфичности человека. Данный аспект в учебно-тренировочном процессе становится преимуществом для спортсмена, отражая его индивидуальный стиль деятельности.

Впервые понятие «индивидуальный стиль деятельности» было использовано А. Адлером в 1927 году для объяснения индивидуального своеобразия жизненного пути личности. Под индивидуальным стилем деятельности на современном этапе следует понимать характерную для данного индивида систему навыков, методов, приёмов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающую более или менее успешное её выполнение [3].

Структура индивидуального стиля деятельности заключается в исследовании следующих действий. Во-первых, учитывая комплекс типологических свойств нервной системы стихийно, то есть непроизвольно и без субъективных усилий, провоцируются приёмы и способы деятельности. Они представляют собой основу индивидуального стиля, которая несёт первый приспособительный задел, тем самым определяя направление дальнейшего уравновешивания спортсмена со средой. Во-вторых, в процессе сознательных или стихийных поисков создаётся другая группа особенностей деятельности, суть которой заключается в пристройке к ядру нервной системы, и возникает предпочтение к определенному стереотипному способу действия. При этом отметим, на основе подвижности таким же способом складываются противоположные черты деятельности. Элементы ядра нервной системы составляют особенности, благоприятствующие успеху, и, наоборот, противодействующие ему. Однако если деятельность происходит в условиях неуспешной реализации, то она компенсируется специфическими механизмами.

Следовательно, компонентами исследуемой дефиниции, с точки зрения деятельности, выступают индивидуальный стиль реакций и движений, индивидуальная система операций, индивидуальная стратегия промежуточных операций. При акценте на «индивидуальность» компонентами будут биохимические свойства, свойства нервной системы, темперамент т.д.

Таким образом, в учебно-тренировочной деятельности спортсменов, в том числе и бегунов 17-18 лет на средние дистанции, успех достигается при сочетании положительных стихийных природных свойств и его особенностей. Значит, при благоприятном соотношении объективных требований тренера и устойчивыми психологическими особенностями бегуна успех в спортивных достижениях будет достигаться с использованием приспособительных возможностей. В противном случае, спортсмену для получения положительного результата необходимо создать специфическую систему приёмов и способов деятельности, которая компенсирует отрицательные проявления свойств.

Отечественные исследователи Е.П. Ильин [4], Е.А. Климов [5] и др. считают, что становление индивидуального стиля деятельности у человека обусловлено следующими факторами:

1. Есть стойкие (консервативные) личностные качества, существенные для успеха в деятельности, и практически не воспитываемые (свойства нервной системы).

2. Связь данных свойств со специальными способностями: свойства обусловливают проявление и развитие определенных способностей. Например, подвижность нервных процессов обусловливает развитие быстроты и темпа движений.

3. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к деятельности.

4. Имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей (одна из закономерностей психики).

5. Формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними.

6. Субъективное, будучи отражением объективного, обладает собственной активностью.

Кроме вышеперечисленных факторов, по нашему мнению, индивидуальный стиль деятельности определяется ещё и специфическим сочетанием свойств темперамента, который про-

Библиографический список

является в динамических особенностях деятельности, содержащей приёмы работы, типичные для данного человека.

Изучаемый аспект в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности вырабатывается продолжительное время с накоплением опыта, претерпевая при этом существенные изменения, поэтому необходимо, чтобы он соответствовал индивидуально-психологическим особенностям личности бегуна и был эффективным для получения положительного результата.

Для уменьшения временного интервала и регулирования спонтанного формирования индивидуального стиля деятельности бегуна 17-18 лет на средних дистанциях целесообразно управлять этим процессом со стороны тренера, психолога, педагога. Поэтому нами была разработана программа, включающая последовательность этапов в следующем порядке:

I этап - анализ учебно-тренировочной деятельности бегуна 17-18 лет на средние дистанции:

• характер учебно-тренировочной деятельности (характер маневрирования, коэффициент активности, коэффициент соревновательной результативности);

• склонность к применению двигательных приёмов (быстрота нападения, быстрота и успешность переключения к другим действиям и т.п.);

• объём, вариативность, направленность спортивного боевого арсенала;

• склонность к проявлению творчества в спортивной борьбе, применению тактических приёмов по отношению к сопернику;

• морально-волевые качества.

II этап - определение качеств бегуна, которые определяют положительный результат в соревновательных выступлениях (физические, психологические, волевые).

III этап - диагностика психофизиологических особенностей бегуна, успешно влияющих на результат и препятствующих ему, определение степени их выраженности (подвижность, уравновешенность и др.).

IV этап - личностная характеристика индивидуального стиля деятельности бегуна 17-18 лет, основанная на типичных компонентах учебно-тренировочной подготовки на средние дистанции и психофизиологических особенностях спортсмена.

V этап - определение направления для совершенствования индивидуального стиля деятельности бегуна 17-18 лет (совершенствование и развитие физических качеств, технических приёмов, тактических приёмов, психических качеств).

VI этап - определение комплекса педагогических условий, способствующих максимальному использованию задатков и способностей бегуна 17-18 лет.

VII этап - подбор средств, методов и приёмов, компенсирующих недостатки индивидуальных свойств нервной системы юниора.

VIII этап - коррекция индивидуального стиля деятельности бегуна 17-18 лет на основе результатов его учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Предложенный вариант совершенствования индивидуального стиля деятельности бегунов 17-18 лет объясняет необходимость создания общей методики, основанной на индивидуальном подходе к каждому спортсмену. При этом будет решена основная проблема в изучении феномена «индивидуальный стиль деятельности» - его изменение у разных спортсменов в зависимости от специфических объективных требований различных видов спорта.

1. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: в 2 т. - М., 2005. - Т. 1.

2. Дорфман, Л.Я. Проблема целостности в теории интегральной индивидуальности // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вягкина. - М., 2005.

3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб., 2004.

4. Ильин, Е.П. Психология спорта. - СПб., 2012.

5. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.

Bibliography

1. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka kak lichnosti: v 2 t. - M., 2005. - T. 1.

2. Dorfman, L.Ya. Problema celostnosti v teorii integraljnoyj individualjnosti // Polisistemnoe issledovanie individualjnosti cheloveka / pod red. B.A. Vyagkina. - M., 2005.

3. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / sost. i obth. red. B. Metheryakov, V. Zinchenko. - SPb., 2004.

4. Iljin, E.P. Psikhologiya sporta. - SPb., 2012.

5. Klimov, E.A. Individualjnihyj stilj deyateljnosti. Psikhologiya individualjnihkh razlichiyj / pod red. Yu.B. Gippenreyjter, V.Ya. Romanova. -M., 1982.

Статья поступила в редакцию 12.11.13

25G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.