Научная статья на тему 'Формирование навыков психологической установки и совершенствование волевых и физических качеств атлета'

Формирование навыков психологической установки и совершенствование волевых и физических качеств атлета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
Тренировка / нагрузки / установка / напряжение / утомление / активность / волевые качества / Training / load / aim / tension / tiredness / activity / volitional qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головко Н. Г., Кудряшов М. В.

Цель воспитание самостоятельности, инициативы и волевых качеств: настойчивости, решимости, выдержки, упорства у бегунов и бегуний, в частности, у юных спортсменов. Эти волевые качества необходимо поднять на уровень, отвечающий всем требованиям и трудностям напряженной соревновательной борьбы на дистанции в соревновательных условиях. При этом, одной из предпосылок успешного выступления в соревнованиях является формирование мобилизационной готовности спортсмена к повышенному напряжению и интенсивности в протекании психической деятельности в точно определенное время, путем его многократного повторения в соответствующих условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HABITS OF A PSYCHICAL AIM AND IMPROVEMENT OF VOLITIONAL AND PHYSICAL QUALITIES OF AN ATHLETE

Purpose development of independence, initiative and volitional qualities: persistence, resolution, self-control, obstinacy of runners, in particular of young runners. It is necessary to improve these volitional qualities to the level which corresponds to all requirements and difficulties of intensive emulative contest at distances in emulative condition. One of prerequisites for success performance in competitions is a sportsman's formation of mobilization readiness for heightened tension and intensity in psychical activity in fixed time by means of multiple repetitions of this action in the same condition.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков психологической установки и совершенствование волевых и физических качеств атлета»

УДК 796. 422. 091

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ АТЛЕТА

Головко Н.Г., кандидат педагогических наук, доцент Белгородский государственный аграрный университет

им. В.Я. Горина, Белгород, Россия Кудряшов М.В., кандидат социологических наук, доцент Белгородский государственный технологический университет

им. В. Г. Шухова, Белгород, Россия

FORMATION OF HABITS OF A PSYCHICAL AIM AND IMPROVEMENT OF VOLITIONAL AND PHYSICAL QUALITIES OF AN ATHLETE

Golovko N. G., candidate of Pedagogical science, associate professor Belgorod State Agrarian University V. Y. Gorin, Belgorod, Russia Kudraychov M. V., Candidate of Sociology science, associate professor Belgorod State Technological University V. G. Shukhov, Belgorod, Russia

Аннотация. Цель - воспитание самостоятельности, инициативы и волевых качеств: настойчивости, решимости, выдержки, упорства у бегунов и бегуний, в частности, у юных спортсменов. Эти волевые качества необходимо поднять на уровень, отвечающий всем требованиям и трудностям напряженной соревновательной борьбы на дистанции в соревновательных условиях. При этом, одной из предпосылок успешного выступления в соревнованиях является формирование мобилизационной готовности спортсмена к повышенному напряжению и интенсивности в протекании психической деятельности в точно определенное время, путем его многократного повторения в соответствующих условиях.

Summary. Purpose - development of independence, initiative and volitional qualities: persistence, resolution, self-control, obstinacy of runners, in particular of young runners. It is necessary to improve these volitional qualities to the level which corresponds to all requirements and difficulties of intensive emulative contest at distances in emulative condition. One of prerequisites for success performance in competitions is a sportsman's formation of mobilization readiness for heightened tension and intensity in psychical activity in fixed time by means of multiple repetitions of this action in the same condition.

Ключевые слова. Тренировка, нагрузки, установка, напряжение, утомление, активность, волевые качества.

Keywords. Training, load, aim, tension, tiredness, activity, volitional qualities

Введение. Актуальность, новизна, результативность, значимость.

При дозировании тренировочной нагрузки необходимо оградить детей и подростков, юношей и девушек от чрезмерных напряжений, вызывающих ощущение резкого утомления, непреодолимой усталости, боязни перетренироваться и опасения за свое здоровье [1, с. 29-30; 2, с. 30-32; 3, с. 23-34; 4, с. 157-159; 5, часть 1. - с. 176-183 часть 2. - с. 190-204; 6, с. 53-61; 8, с. 85-92].

Доказано, что установка к восприятию последующей тяжелой работы после предыдущей легкой ведет к сдвигам, увеличивающим длительность электрической активности мышц, и тем больше, чем больше ожидаемое напряжение, а после тяжелой - к легкой - наоборот, к большей лабильности нервных процессов и к укорочению электрической активности мышц [12, с. 37-39; 13, с. 46-48; 15, с. 3; 16, с. 222-234; 17, с. 83-102; 18, с. 292-294; 19, с. 89-103] .

Наличие уверенности у занимающихся в необходимости и пользе предлагаемых нагрузок, в их положительном влиянии на показатели физического развития и здоровья, способствует предельному проявлению волевых усилий и развитию волевых качеств и наоборот [14, с. 28-30; 13, с. 46-48; 2, с. 30-31; 12, с. 37-38; 7, с. 249; 9, с. 185-187; 10, с. 59-60].

Резко нарастающее утомление при беге на соревновательной дистанции, связанное с проявлением отрицательных эмоций, является одной из основных трудностей для функциональной и психической деятельности юных и взрослых спортсменов - мужчин и женщин. Соревновательный бег, начинаясь с относительно быстрого взятия старта, требует сложной тактической борьбы, точного распределения сил на дистанции, самостоятельности и способности к мобилизации воли для длительного и мощного финиширования.

Цель. Задачи исследования. Методика и методы исследования. Цель - воспитание самостоятельности, инициативы и волевых качеств: настойчивости, решимости, выдержки, упорства у бегунов и бегуний, в частности, у юных спортсменов. Эти волевые качества необходимо поднять на уровень, отвечающий всем требованиям и трудностям напряженной соревновательной борьбы на дистанции в соревновательных условиях. При этом, одной из предпосылок успешного выступления в соревнованиях является формирование мобилизационной готовности спортсмена к повышенному напряжению и интенсивности в протекании психической деятельности в точно определенное время, путем его многократного повторения в соответствующих условиях.

Результаты исследования и их обсуждение. Отсутствие установки на последующую деятельность существенно снижает спортивный результат. В зависимости от системы спортивной тренировки, в коре головного мозга образуется установка функциональной и метаболической направленности, соответствующая преимущественной мышечной деятельности.

Установлено, что тренировка с преимущественной направленностью на развитие быстроты, вызывает повышение лабильности и возбудимости коры

головного мозга, сердечно - сосудистой системы (ССС), дыхательной (ДС) и активного функционирования синапсов нервно-мышечной системы.

Тренировка, направленная на выносливость характеризуется сдвигами в повышении уровня лабильности и понижения уровня возбудимости. Причем, эти сдвиги лабильности и возбудимости в коре головного мозга проходят по типу парабиоза, с отчетливыми фазовыми изменениями.

Выводы и практические рекомендации. При обучении спортивным упражнениям и при развитии физических способностей в процессе планомерных занятий, факторы переноса двигательных навыков и физических качеств должны оказать значительное влияние на эффективность спортивного совершенствования спортсмена, определяя структуру тренировочных микроциклов и циклов учебного процесса, последовательность и соотношение применяемых средств.

При этом, становление и совершенствование двигательного навыка представляет собой не стихийный процесс, а специально организованную целенаправленную педагогическую деятельность, когда при той или иной степени ее автоматизации, она постоянно контролируется сознанием со стороны обучаемого спортсмена.

Из этапов формирования навыка вытекает необходимость многократного опробования двигательного действия, с овладением его основного структурного механизма. Выдвигается задача разработки оптимальной стратегии обучения двигательным действиям [1, с. 28-29; 2, с. 31-32; 7, с. 249; 9, с. 186-187; 11, с. 166-168; 17, с. 101- 104; 20, с. 24-26] .

По мере формирования и совершенствования двигательного навыка, следует всегда учитывать законы выработки условных рефлексов и становления двигательного динамического стереотипа.

Резюме. Таким образом, при обучении двигательным действиям и навыкам, специализированные упражнения, средства, методы необходимо классифицировать и ранжировать по характеру и совокупности психологической, физической, технической, тактической и функциональной соревновательной подготовки и нагрузки

СО

Список литературы

1. Бычков Ю.М. Теоретические и методические предпосылки овладения моделированием двигательных действий / Ю.М. Бычков // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №3. - С. 28-30.

2. Волков Д.Н. К вопросу о самооценке спортивных способностей / Д.Н. Волков, В. И. Сиваков // Теория и практика физической культуры. - 2007. -№2. - С. 30-32.

3. Головко Н.Г. Исследование некоторых путей развития специальной выносливости у юношей старшего возраста в беге на 800 метров: дис. ...

канд. пед. наук: 13. 00. 04 /Николай Георгиевич Головко; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1973, 161с.

4. Головко Н.Г. Особенности специальной психорегулирующей тренировки в учебном процессе. - Мат. сб. научных трудов междунар. научно-метод. конф. «<Научно-методические и практические аспекты подготовки специалистов в современном техническом вузе». - Белгород: Изд. - во Бел ГТАСМ, 2003. - Направление 4. - ч. 1. - С. 156-160.

5. Головко Н.Г. , Богачев В.Д., Иванов М.В. Общие социально-биологические основы и особенности духовного и нравственного воспитания личности детей дошкольного и школьного возрастов, студентов, сотрудников и преподавателей вузов и регулирование их умственной и физической работоспособностью средствами физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие в 2-х частях / под ред. Н.Г. Головко. - Белгород: Изд. - во Бел ГСХА, 2010. - Часть 1 - 204 с.; Часть 2. - 223 с.

6. Головко Н.Г., Коршунов В.М., Головко О.М. Некоторые методические особенности воспитания личности студента в сфере физической культуры в аграрных вузах России: учебно-методическое пособие / под ред. Н.Г. Головко. - Белгород: Изд. - во Бел ГСХА, 2010-а. - 82 с.

7. Головко Н.Г. Мобилизационная и адаптационная подготовка функциональных систем организма бегунов / Н.Г. Головко, Ю.П. Самойлов, О.А. Плужников, Т.Н. Божук, А.И. Филиппов //Мат. X1V междунар. научно-производст. конф.: «< Пробл. с.-х. произв. на современном этапе и пути их решения». - 17-20 мая 2010. - Белгород: Изд- во Бел ГСХА, 2010-б. - С. 249.

8. Головко Н.Г. Методы, средства и основные принципы физической, функциональной и психологической подготовки подростков, девушек, юношей и взрослых спортсменов в беге на короткие, средние и длинные дистанции : научно-методическое пособие для студентов 1-4 курсов дневной и заочной форм обучения / Н.Г. Головко. - Белгород: Изд.- во Бел ГСХА им. В.Я. Горина, 2011. - 113 с.

9. Головко Н.Г., Самойлов Ю.П., Иванов М.Г. Оптимальное врабатывание и усвоение ритма в тренировочной разминке - основа воспитания, совершенствования и достижения наилучших условий развития быстроты, скоростных, скоростно-силовых качеств и способностей у бегунов на разные дистанции - Бюллетень научных работ. - Выпуск 26. -Белгород: изд- во Бел ГСХА им. В.Я. Горина, 2011-а. - С. 185-187.

10. Головко Н.Г. Спортивная программа « ударного» воздействия физической нагрузки в контрольных уроках микроциклов расходования работоспособности у бегунов на короткие, средние и длинные дистанции.

- Бюллетень научных работ. - Выпуск 27. - Белгород: изд- во Бел ГСХА им. В.Я. Горина, 2011-б. - С. 58-61.

11. Головко Н.Г., Салашная Е.А., Варламов Д.Г, Куликов И.А. Обучение технике двигательных навыков беговых упражнений. - Бюллетень научных работ. - Выпуск 32. - Белгород: изд. - во Бел ГСХА им. В.Я. Горина, 2011-в.

- С. 165 - 168.

12. Горбунов Ю.Я. Исследование волевой активности в структуре индивидуальности спортсмена / Ю.Я. Горбунов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №2. - С. 37 - 39.

13. Гордон С.М. Оценка психической готовности к соревновательной деятельности спортсменов различных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых видов и единоборств) / С.М. Гордон, А.Б. Ильин // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №2. - С. 46-48.

14. Губа В.П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта / В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №9. - С. 28-30.

15. Зациорский В.М. «Клавиатура» тренировки / В.М. Зациорский // Советский спорт. - 1966. - 26 октября. - С. 3

16. Ильин Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М.: ФИС, 1987. - 287 с.

17. Крамской С. И. Организация учебно-тренировочного процесса гандболистов технического вуза. - Мат. сб. научных трудов межднар. научно-метод. конф. «Научно-методические и практические аспекты подготовки специалистов в современном техническом вузе». - Белгород: Изд. - во Бел ГТАСМ, 2003. - Направление 4. - ч. 1. - С. 101-106.

18. Крамской С. И. Оценка двигательной активности студентов с различным уровнем физической подготовленности / С.И. Крамской, В.В. Кудряшев, М.В. Кудряшев . - Мат. сб. статей V11 междунар. научной конф. (19-20 апреля 2011г. - Белгород-Красноярск - Харьков: «Физическое воспитание и спорт в Высших учебных заведениях». - Харьков: Изд. -во СПД О Израйлев Е.М. - С. 292-194.

19. Крутецкий В.А. Очерки психологии старшего школьника / В.А. Крутецкий, И.О. Лукин. - М., 1963. - 106 с.

20. Семенов Н.И. Динамика развития дифференцировки в двигательном анализаторе у школьников (8-17лет) /Н.И. Семенов // Теория и практика физической культуры. - 1962. - №9. - С. 23-27.

References

1. Bychkov Y. M. Theoretical and methodological preconditions for the mastering of motion's modelling / Y.M. Bychkov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2006. - №3. - P. 28-30.

2. Volkov D. N. On the issue of self-appraisal of athletic abilities / D.N Volkov, V.I. Sivakov// Theory and Practice of Physical Culture. - 2007. - №2. - P. 30-32.

3. Golovko N.G. Study of some ways of the development of a youth's special endurance in run by 800 m.: author's abstract of diss. ... cand. of pedagogy: 13.00.04 /Golovko N.G.; P.F. Lesgaft GDOIFK. - L., 1973. - 23 p.

4. Golovko N. G. Features of a special psychological and controlling training in the educational process. - Mat. col. of scientific papers intern. scientific method. conf. "Scientific-methodical and practical aspects of training in modern technical university."- Belgorod: Publishers Bel GTASM, 2003 - Direction 4 - p. 1 - P. 156160.

5. Golovko N.G. Bogachev V.D., Ivanov M.V. General socio-biological basis and peculiarity of spiritual and moral education of a personality of children of preschool and school age, students, employees and professors of the university and regulation of their mental and physical capacity for work by means of physical culture and sports: scientific and methodological manual in 2 parts / edited by N.G. Golovko. - Belgorod: Publishing House of V.Y. Gorin Belgorod State Agricultural Academy, 2010 - Part 1 - 204 p.; Part 2 - 223 p.

6. Golovko N.G., Korshunov V.M., Golovko O.M. Some methodological features of the education of a personality of a student in the area of physical culture in agricultural universities in Russia: scientific and methodological manual / ed. edited by N.G. Golovko. - Belgorod: Publishing House of V.Y. Gorin Belgorod State Agricultural Academy, 2010 a. - 82 p.

7. Golovko N.G. Mobilization and adaptation training of functional systems of runners/N.G. Golovko, Y.P. Samoilov, O.A. Pluzhnikov, T.N. Bozhuk, A.I. Filippov // Mat. of X1V Intern. scientific and production conf.: "Probl. agricultural produc. at the modern stage and ways to solve them. "- 17-20 May 2010 - Belgorod: Publishing House of V.Y. Gorin Belgorod State Agricultural Academy, 2010 b. - P. 249.

8. Golovko N.G. Methods, means and basic principles of physical, functional and psychological training of adolescents girls, boys and adult athletes in run on short, medium and long distances: scientific and methodological manual for students of 1-4 courses of full-time and correspondence forms of education /N.G. Golovko. - Belgorod: Publishing House of V.Y. Gorin Belgorod State Agricultural Academy, 2011 - 113 p.

9. Golovko N.G., Samoilov Y. P., M.G. Ivanov Optimal production and assimilation of rate in a training warm-up - the basis of education, improvement and achievement the best conditions for the development of speed, speed and power qualities and abilities of runners at different distances - Bulletin of scientific research. - Issue 26 - Belgorod: Publishing House of V.Y. Gorin Belgorod State Agricultural Academy, 2011 a. - P. 185-187.

10. Golovko N.G. Sports program "intensive" influence of physical load in the control classes of microcycles leading to spend capacity for work of runners on short, medium and long distances. - Bulletin of scientific research. - Issue 27 -Belgorod: Publishing House of V.Y. Gorin Belgorod State Agricultural Academy, 2011 b. - P. 58-61.

11 Golovko N.G., Salashnaya E.A., Varlamov D.G., Kulikov I.A. Education of techniques of implement habits in running exercises. - Bulletin of scientific research. - Issue 32 - Belgorod: Publishing House of V.Y. Gorin Belgorod State Agricultural Academy, 2011. - P. 165 - 168.

12. Gorbunov Y.Y. Study of volitional activity in the structure of individuality of a sportsman / Y.Y. Gorbunov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2007. -№2. - P. 37 - 39.

13. Gordon S. M. Assessment of physiological readiness for emulative activity of athletes of different specializations and qualifications (as an example are cyclic, game types and martial arts) / S.M Gordon, A.B. Ilyin // Theory and Practice of Physical Culture. - 2004. - №2. - P. 46-48.

14. Guba V.P. Actual problems of modern theory and methods of detection of an early sports talent /V.P. Guba // Theory and Practice of Physical Culture. - 2000. -№9. - P. 28-30.

15. Zatsiorsky V.M. "Keyboard" of a training / V.M. Zatsiorsky // Sovietsky sport. - 1966. - October 26. - P.3.

16. Ilyin E.P. Psychology of physical education / E.P. Ilyin. - M.: FIS, 1987 - 287

p.

17. Kramskoj S.I. Organization of the training process for handballers of technical university. - Mat. col. scientific research intern. scientific and method. conf. "Scientific and methodological, practical aspects of training of specialists in modern technical university." - Belgorod: Publishing House of V.Y. Gorin Belgorod State Agricultural Academy, 2003 - Direction 4 - p. 1 - P. 101-106.

18. Kramskoj S.I. Assessment of motion of students with different levels of physical fitness /S.I. Kramskoj, V.V. Kudryashov, M.V. Kudryashov. - Mat. col. articles V11 intern scient. conf. (April 19-20, 2011. Belgorod - Krasnoyarsk -Kharkov: "Physical Education and Sports in University." - Kharkov: Publishing House SPD IzrailevE.M. - P. 292-194.

19. Krutetskiy V.A. Essays of psychology of a senior schoolchild / V.A. Krutetskiy, I.O. Lukin. - M, 1963. - 106 p.

20. Semenov N.I. Dynamics of the development of differentiation in the motor analyzer of schoolchildren (8-17age) / N. I. Semenov // Theory and practice of physical culture. - 1962. - №9. - P. 23-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.