- М. : Медиум, 1995. - 94 с.
4. Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненков. - Изд. 3-е, испр. и доп. - СПб. : Архей, 2008. - 334 с.
5. Гилинский, Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) / Я.И. Гилинский // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 42-46.
6. Белов, В.Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвентным поведением // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 11-17.
7. Качанова, О.Б. Роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 5 (63). - С. 89-92.
8. Судакова, Ю.Е. Физическая культура и спорт в системе социальных анти-наркотических воздействий на подростков девиантного поведения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 89-92.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.42
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БЕГУНИЙ НА 400 МЕТРОВ В УТГ И ГСС СДЮСШОР ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОДЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ
ЗАДАНИЙ
Геннадий Николаевич Германов, кандидат педагогических наук, профессор,
Татьяна Васильевна Крохина, старший преподаватель, мастер спорта, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет,
(ГОУВПО ВГАСУ),
Оксана Александровна Швачун, кандидат педагогических наук, доцент, Центральный филиал Российской академии правосудия, (ГОУВПО ЦФРАП)
Аннотация
В настоящей работе исследовались направления индивидуализации спортивной тренировки юных легкоатлеток в беге на 400 м и экспериментально проверялись ее технологические решения в соревновательный период подготовки. В этих целях использовалась система тренировочных заданий, адекватных возрастному развитию спортсменок, целенаправленных на достижение планируемых результатов в соревновательной деятельности, моделирующих развитие индивидуально значимых для спортсменок механизмов энергообеспечения.
Ключевые слова: легкая атлетика, бег на 400 м, легкоатлетки учебно-тренировочных групп (УТГ) и групп спортивного совершенствования (ГСС) СДЮСШОР, индивидуализация, соревновательный период, экспертные оценки, коэффициент конкордации, тренировочные (двигательные) задания, структура соревновательной деятельности, энергообеспечение мышечной деятельности.
TECHNOLOGICAL SOLUTION FOR ISSUES OF INDIVIDUALIZATION OF SPORTS TRAINING OF RUNNERS AT 400 METERS IN THE UTG AND GSS SDYUSSHOR UNDER THE USAGE OF THE MODEL TRAINING TASKS
Gennady Nikolaevich Germanov, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Tatyana Vasilievna Krohina, senior lecturer, Master of sport at track-and-field, Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering,
Oksana Aleksandrovna Shvazhun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Central Branch of Russian Academy of Justice, Voronezh
Annotation
In the present study we investigated the directions of individualization of sports training of young runners at 400 meters and experimentally verified its technological solutions in a competitive training period. To this end we used a system of training tasks, appropriate to age development of the
4i
athletes, focused on achieving the planned results in competitive activity, simulating the development of individually significant for athlete mechanisms of power supply.
Keywords: athletics, running the 400 meters, runners of training group (UTG) and sports improving teams (GSS) SDYUSSHOR, individualization, competitive season, expert assessments, coefficient of concordance, training (motor) tasks, structure of competitive activity, energy supply of muscle activity.
ВВЕДЕНИЕ
Важность учета индивидуальных особенностей юных спортсменов в педагогическом процессе признается подавляющим большинством научных исследователей и практиков спорта. Анализ научно-методической литературы и изучение передового практического опыта свидетельствуют об интенсивных научных исследованиях проблемы индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов, специализирующихся в легкой атлетике на коротких дистанциях. Несмотря на существующие научные и практические рекомендации в подготовке бегуний на 400м [1,2,3,5-8,10], последних явно недостаточно применительно к группам обучения в СДЮШОР, раскрывающим особенности тренировки на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.
В настоящей работе поставлена цель: разработать направления индивидуализации спортивной тренировки юных легкоатлеток в беге на 400м и обосновать ее технологические решения в соревновательный период подготовки. Применение индивидуализированных тренировочных (двигательных) заданий - ТЗ(ДЗ) - со строго оговоренными параметрами внешней и внутренней нагрузки содействует эффективному управлению спортивной подготовкой юных спортсменок [4,5]. Таким образом, технология индивидуализированной подготовки бегуний на 400 м, построенная на основе включения в тренировку модельных ТЗ(ДЗ) с определенными ответными реакциями, и предполагающих выполнение беговых заданий в рамках четко заданных параметров нагрузки, будет содействовать целевому решению задач воспитания и развития спортсменок.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Первым этапом научного исследования стала систематизация критериев индивидуального совершенствования спортивной подготовленности юных бегуний на 400 м. Для решения поставленной задачи был выбран метод экспертных оценок, широко распространенный в различных отраслях деятельности человека, и позволяющий за счет последующей математической обработки получить согласованное и надежное мнение наиболее компетентной группы специалистов [4,9,11,12,13]. Ранжирование приоритетности учета отдельных сторон подготовленности юных бегуний на 400 м показало согласованное мнение специалистов по ряду позиций, например:
- большинство из них учитывает показатели функциональных систем организма (W=0,91; очень высокий уровень значимости коэффициента конкордации >0,9);
- особенности системы тренировки (W=0,87; высокий уровень значимости
>0,8),
- психологические особенности спортсмена (W=0,82; высокий уровень значимости >0,8);
- тактические особенности соревновательной деятельности (W=0,79; средний уровень значимости >0,7);
- особенности индивидуальной системы соревнований (W=0,77; средний уровень значимости >0,7).
Научно обоснованное построение тренировочных заданий в структуре занятия и отдельного микроцикла, проектирование спортивно-педагогического процесса на основе использования такого рода заданий способствуют реализации принципа учета индивидуальных особенностей юных спортсменов. Если считать, что тренировочное
задание является исходным элементом микроструктуры тренировки, то можно утверждать, что качество и результативность тренировочного процесса во многом зависят от выбора и построения наиболее оптимальных тренировочных заданий, соответствующих нагрузке соревновательного упражнения, перспективной модели соревновательной деятельности, учитывающих другие факторы подготовки. Выявление основных воздействующих компонентов в тренировочном задании приведет к реализации целенаправленного и эффективного управления текущим состоянием спортсмена, а в комплексе и физической, и спортивно-технической, тактической подготовленностью. Обратим внимание на технологические особенности проектирования ТЗ у бегуний на 400 м в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования в рамках нашей экспериментальной работы.
Во-первых, целевые задачи в проектировании ТЗ диктовались спортивным результатом прогнозируемой соревновательной деятельности. Для этого были рассчитаны модели результирующей подготовленности и установлена соразмерность скоростей и их временных показателей для различных беговых отрезков и в различных зонах интенсивности у бегуний на 400 метров в практике спортивной тренировки. Данные приведены в таблице 1.
Во-вторых, в проведенном исследовании реализовывалась педагогическая технология стандартно-повторного выполнения физической работы. В выборе способа двигательной активности мы опирались на первостепенность и простую доступность данного метода упражнения, где стандартизация выступает как фактор, гарантирующий повторную воспроизводимость экспериментов в последующих исследованиях. Иные же способы организации упражнений, в частности непрерывный, вариативный методы, проявляющие свою степень воздействия на двигательную активность, нами не рассматривались, и остаются полем научных исследований для других экспериментов.
В-третьих, выбор факторов влияния связан с учетом рекомендаций исследователей и практиков, в которых значимыми компонентами методов упражнения, оказывающими воздействие на скоростную выносливость в беге на 400 метров, признаются длительность, интенсивность упражнения, количество повторений и режимы отдыха. В проводимом исследовании длительность упражнения была представлена в виде различных отрезков дистанции, на которых выстраивалась система педагогических экспериментов. Вариация же количественных значений в факторах влияния определялась научными рекомендациями и эмпирической практикой передового спортивного опыта. В ТЗ для спортсменок, обучающихся в УТГ и ГСС, объективным становится разумный тренд физических воздействий по сбалансированному количеству повторений, сокращающимся интервалам отдыха между попытками, как этого требуют закономерности повышения гликолитической производительности организма и постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий. Но в целом, количественные параметры в факторах влияния были ориентированы на оптимальные значения, характерные спортсменкам в беге на 400 м учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования СДЮСШОР.
В-четвертых, от года к году обучения значительно повышается интенсивность, а вместе с этим и напряженность (трудность) выполнения ТЗ, поскольку растут требования к скорости бега на отрезках в связи с закономерной ориентацией беговой работы на режимы соревновательной деятельности. Если в УТГ режим бега на отрезках дистанции в 300, 500, 600м связан с их 80-90% интенсивностью, то в ГСС напряженность заданий возрастает и принимает значения 85-95% интенсивности от целевого спортивного результата, а на отрезках 200, 300м - 91-96% интенсивности. Во всех УТГ временные показатели бега в ТЗ на отрезках 100, 200м приближаются к моделям соревновательной подготовленности бегунов на промежуточных отрезках, а в ГСС соответствуют им.
В-пятых, следует признать, что результативность соревновательной деятельности в беге на 400м, а соответственно и наши целевые спортивные результаты для
спортсменок УТГ и ГСС, должно рассматривать как функционально определяемые и зависимые от мощности и емкости анаэробно-гликолитической и анаэробно-алактатной энергопроизводительности организма, что нами было установлено ранее. В связи с этим при анализе ТЗ в качестве выхода, или целевого должного результирующего показателя (эффекта) нами были приняты метаболические характеристики лактата (Ьа) и креатинина (КР), имеющие наивысшую корреляционную связь со скоростью (временем) бега на соревновательной дистанции 400 м, которые в каждой группе имели свои характерные величины.
Таблица 1
Целевые задачи спортивной подготовки легкоатлеток-бегуний на 400 м
в УТГ и ГСС СДЮСШОР
Группа обучения в СДЮСШОР Возраст Целевой спортивный результат, мин/ сек
Дистанция, м
400 200 100 150 300 500 600
УТГ 1-й 12 1.10,0 31,0 14,8 22,7 50,0 1.37,5 2.00,5
УТГ 2-й 13 1.05,0 28,5 13,8 21,2 46,5 1.30,0 1.52,0
УТГ 3-й 14 1.01,0 26,8 13,0 20,0 43,5 1.24,5 1.45,5
УТГ 4-й 15 58,5 26,0 12,5 19,3 42,0 1.20,5 1.41,0
ГСС 1-й 16 57,0 25,3 12,2 18,8 41,0 1.17,5 1.38,0
ГСС 2-й 17 56,0 24,7 12,0 18,4 40,2 1.15,5 1.36,0
ГСС 3-й 18 55,0 24,3 11,8 18,1 39,5 1.14,0 1.34,5
Результат 95(96)% от максимума, мин/ сек
УТГ 1-й 12 1.13,0 32,2 15,4 23,5 52,0 1.41,5 2.05,0
УТГ 2-й 13 1.07,5 29,6 14,4 22,0 48,5 1.34,0 1.57,0
УТГ 3-й 14 1.03,5 28,0 13,5 20,8 45,5 1.28,0 1.50,5
УТГ 4-й 15 1.01,0 27,0 13,0 20,0 44,0 1.24,0 1.46,5
ГСС 1-й 16 59,5 26,3 12,7 19,5 43,0 1.21,0 1.43,0
ГСС 2-й 17 58,5 25,7 12,5 19,1 42,2 1.19,0 1.40,0
ГСС 3-й 18 57,5 25,3 12,3 18,8 41,5 1.17,5 1.38,5
Результат 90(91)% от максимума, мин/ сек
УТГ 1-й 12 1.17,0 34,0 16,2 25,0 55,0 1.46,5 2.12,0
УТГ 2-й 13 1.11,5 31,5 15,1 23,0 51,0 1.38,5 2.03,0
УТГ 3-й 14 1.07,0 29,5 14,2 21,8 48,0 1.32,5 1.56,0
УТГ 4-й 15 1.04,5 28,5 13,7 21,0 46,5 1.28,0 1.51,0
ГСС 1-й 16 1.02,5 27,5 13,3 20,5 45,0 1.25,0 1.48,0
ГСС 2-й 17 1.01,5 27,0 13,1 20,1 44,2 1.23,0 1.45,5
ГСС 3-й 18 1.00,5 26,5 12,9 19,8 43,5 1.21,5 1.44,0
Результат 85(88)% от максимума, мин/ сек
УТГ 1-й 12 1.20,5 35,0 16,5 25,4 57,5 1.52,0 2.18,5
УТГ 2-й 13 1.14,8 32,0 15,5 23,7 53,5 1.43,5 2.09,0
УТГ 3-й 14 1.10,2 30,0 14,5 22,4 50,0 1.37,0 2.01,5
УТГ 4-й 15 1.07,3 29,2 14,0 21,6 48,3 1.32,5 1.56,0
ГСС 1-й 16 1.05,5 28,3 13,7 21,0 47,2 1.29,0 1.52,5
ГСС 2-й 17 1.04,4 27,7 13,4 20,6 46,2 1.27,0 1.50,5
ГСС 3-й 18 1.03,3 27,2 13,2 20,3 45,4 1.25,0 1.48,5
Результат 80% от максимума, мин/ сек
УТГ 1-й 12 1.24,0 37,0 17,8 27,3 60,0 1.57,0 2.25,0
УТГ 2-й 13 1.18,0 34,0 16,5 25,5 55,8 1.48,0 2.14,5
УТГ 3-й 14 1.13,5 32,0 15,5 24,0 52,2 1.41,5 2.06,5
УТГ 4-й 15 1.10,5 31,0 15,0 23,2 50,4 1.36,5 2.01,5
ГСС 1-й 16 1.08,5 30,2 14,7 22,6 49,2 1.33,0 1.57,5
ГСС 2-й 17 1.07,0 29,5 14,4 22,1 48,2 1.30,5 1.55,5
ГСС 3-й 18 1.06,0 29,0 14,2 21,7 47,5 1.29,0 1.53,5
Но в главном, - результирующая сторона эффектов в ТЗ обеспечивалась изменением количественных значений воздействующих факторов, которые устанавлива-
лись в соответствии с алгоритмом планирования экстремальных экспериментов при поиске оптимальных условий, что получило свою обоснованность в педагогических исследованиях. Не имея возможности в рамках одной статьи опубликовать обширный экспериментальный материал по определению оптимальных параметров тренирующих факторов в заданиях, изложим основные результаты проведенной исследовательской работы, а необходимый сопутствующий материал мы более полно и обширно представим в наших последующих публикациях.
В экспериментальной работе было проведено обследование соревновательной деятельности девушек-спринтеров в беге на 400 м группы спортивного совершенствования 2-го года обучения СДЮШОР в условиях естественного участия в состязаниях. Результаты изучения взаимосвязей в структуре СД у спортсменов показали, что время бега (скорость) по отрезкам соревновательной дистанции по-разному коррелирует с итоговым результатом (скоростью) на дистанции 400м. Наибольшее значение для достижения высоких спортивных результатов на дистанции 400м у бегуний 2-го года обучения ГСС СДЮШОР имеет скорость (время) бега на отрезке с 300 по 400м, о чем свидетельствуют высокие показатели коэффициента корреляции (г=0,952). В целом же скорость бега на отрезке с 200 по 400м обуславливает успех в соревновании и отражает высокую информативность по значениям г=0,944. Последнее подчеркивает, что специальная выносливость бегуний на 400м определяется способностью поддерживать субмаксимальную скорость именно на второй половине дистанции. Во многом указанная способность зависит от продуктивности и совершенства механизмов энергетического обеспечения двигательной деятельности.
Изучение индивидуальных особенностей СД спортсменок позволило разделить их на три группы на основании временных различий в преодолении контрольных отрезков дистанции. В первую группу вошли спортсменки (условно их обозначим Ах и В1), структура СД которых характеризовалась высокими значениями скорости на первой половине дистанции, значительно большими, чем на второй (V2001>V2002); во вторую группу вошли спортсменки (А2 и В2), достигающие относительно высокой скорости именно на второй половине дистанции (К2002>^р.2002); в третью группу вошли спортсменки (А3 и В3), удерживающие высокую скорость до 300м участка дистанции, после которого скорость значительно падала. Отметим, что индивидуальногрупповые отличия характеристик соревновательной деятельности бегуний экспериментальной (А) и контрольной групп (В) подтвердились данными, отражающими особенности энергетики мышечной деятельности этих спортсменок (табл.2).
Таблица 2
Показатели метаболических реакций в соревновательной деятельности
бегуний на 400 м экспериментальной группы А на этапе ранних соревнований
Условное обозначение групп спортсменок Скорость бега на дистанции, м/с Показатели метаболических реакций, мМ/л Значения коэффициентов, усл. ед.
Ьа Рн Кр КИГ КИФ КИК
А1 6,867 15,38 2,46 0,170 224,0 35,8 2,48
А2 7,055 16,65 2,22 0,157 236,0 31,5 2,23
А3 6,960 15,83 2,34 0,157 227,4 33,6 2,25
Примечание. КИГ - коэффициент интенсивности гликолиза (М.Я.Набатникова, 1988), КИФ - коэффициент интенсивности фосфагенных реакций, КИК - коэффициент интенсивности креатинкиназных реакций. Для наглядности восприятия все коэффициенты (определяются как частное от деления абсолютного показателя на показатель скорости бега) умножены на 100.
Результаты проведенных нами исследований свидетельствуют, что отмеченные различия в уровне спортивных результатах и особенностях соревновательной структуры бега спортсменок обусловлены энергетическими проявлениями. У спортсменок группы А1 отмечаются высокие анаэробно-алактатные показатели по коэффициентам КИФ, КИК, что подчеркивает мощность креатинфосфатного механизма энергообеспе-
чения. По-видимому, комплекс данных свойств функциональной подготовленности обусловил предрасположенность достигать значительную скорость на первых 200-х метрах.
У спортсменок группы А2, как это можно видеть из сравнительного анализа, значительно превосходят средние групповые значения показатели КИГ, отражающие мощность гликолиза в энергетике мышечной деятельности. Отметим, что индивидуальные значения КИФ и КИК у спортсменок А2 уступают средним данным указанных коэффициентов для группы 17-летних спортсменок. Видимо, индивидуальность спортсменок группы А2 может быть учтена в случае, когда будет повышена функциональная производительность анаэробно-алактатных реакций.
У спортсменок А3 рассматриваемые коэффициенты находились в пределах нормальных величин, характерных для бегуний на 400м ГСС 2-го года обучения. Вместе с тем, направления индивидуальной подготовки указанных спортсменок связывались с повышением функциональной готовности в пределах совершенствования гликолити-ческого механизма энергообразования, обеспечивающего успех в СД бегуний на 400м.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что среди бегуний ГСС 2-го года обучения встречаются спортсменки с различной структурой соревновательной деятельности и функциональными проявлениями. Планирование в подготовке данных спортсменок одинаковых тренировочных программ не может считаться эффективным, поскольку такой подход не позволяет в полной мере раскрыть потенциальные возможности каждой спортсменки. На основании результатов проведенных исследований по изучению структуры соревновательной деятельности и функциональной подготовленности нами было рекомендовано подготовку спринтеров сориентировать следующим образом: спортсменкам А1 - основное внимание уделить подготовке к выступлению на дистанции 200м, спортсменкам А2 и А3 - считать главной для себя дистанцию 400м и строить подготовку применительно требованиям СД именно на этой дистанции. Практические рекомендации по индивидуализации тренировочного процесса были разработаны применительно к этапу главных стартов соревновательного периода.
Таблица 3
Система тренировочных заданий у спортсменок экспериментальной группы
ГСС-2 при реализации индивидуальных программ подготовки
Условное обозначение групп спортсменок Направленность заданий Содержание тренировочных заданий Номера микроциклов и кол-во повторений ТЗ в них
Дист. м Время, сек Отдых, мин Кол-во, раз 1 2 3 4
А1 Совершенствование анаэробно-алактат ного механизма 100 12,3 3 7 1 1
100 12,0 1 10 1
150 18,8 5 7 1
150 18,4 3 10 1
300 43,2 7 5 1 1
А2 Совершенствование анаэробно-алактат ного механизма 100 12,0 1 10 1
150 18,4 3 10 1 1
300 43,2 7 5 1
300 42,2 3 8 1
500 1.23,0 8 4 1 1
А3 Совершенствование анаэробно- гликолитического механизма 150 18,4 3 10 1
300 43,2 7 5 1
300 42,2 3 8 1
500 1.19,0 5 6 1 1
600 1.50,3 10 3 1 1
Зная закономерности соревновательной деятельности (показатели скорости) и учитывая индивидуальные особенности в высвобождении энергии у каждой спорт-
сменки, была разработана программа подготовки. В ее основу положено использование стандартных тренировочных заданий, моделирующих изменения в системах метаболического обеспечения, адекватные происходящим при СД. Коррекция предсорев-новательных режимов двигательной деятельности опиралась на знания индивидуальных реакций в системах энергообспечения при СД и предусматривала использование стандартных тренировочных заданий с известными метаболическими проявлениями (табл. 3).
Очевидно, что способность к изменению динамики скорости в соревнованиях (табл.4) достигнута в результате спецификации метаболических проявлений у спортсменок (табл.5) и связана с освоением предложенных индивидуальных программ подготовки.
Таблица 4
Характеристика индивидуальной структуры соревновательной деятельности на дистанции 400 м у спортсменок экспериментальной группы ГCC-2 на этапе главных соревнований и достоверность различий результатов с этапом ранних
соревнований
Группы Стат. величи- ны Время (скорость) бега по отрезкам дистанции, с (м/с)
400 200! 300 200-300 2002 300-400
А1 Х(0 57,70 26,01 41,03 15,02 31,69 16,67
вд 6,933 7,689 7,312 6,658 6,311 5,999
б(У) 0,031 0,118 0,071 0,026 0,034 0,056
У,% 0,5 1,5 1,0 0,4 0,5 0,9
1 (2,45) 2,42 3,12 2,66 1,29 1,04 0,29
Р >0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05
А2 Х(0 55,35 26,30 40,25 13,95 29,05 15,10
Х(У) 7,227 7,605 7,454 7,170 6,885 6,623
б(у) 0,090 0,081 0,074 0,260 0,182 0,136
у% 1,2 1,1 1,0 3,6 2,6 2,1
1 (2,45) 3,95 5,21 5,07 0,10 0,94 1,97
Р <0,01 <0,001 <0,001 >0,05 >0,05 >0,05
А3 Х(0 56,15 26,99 40,90 13,91 29,16 15,25
ВД 7,124 7,410 7,335 7,189 6,859 6,557
б(У) 0,039 0,057 0,028 0,126 0,031 0,126
у% 0,6 0,8 0,4 1,7 0,4 1,9
1 (2,45) 5,65 1,18 3,39 1,77 4,52 3,69
Р <0,01 >0,05 <0,05 >0,05 <0,01 <0,05
Таблица 5
Показатели метаболических реакций в соревновательной деятельности бегуний _____на 400 м экспериментальной группы А на этапе главных соревнований_______
Условное обозначение групп спортсменок Скорость бега на дистанции, м/с Показатели метаболических реакций, мМ/л Значения коэффициентов, усл. ед.
Ьа Рн Кр КИГ КИФ КИК
А1 6,933 15,03 2,38 0,177 216,8 34,3 2,55
А2 7,227 16,43 2,59 0,175 227,3 35,8 2,42
А3 7,124 16,68 2,08 0,153 234,1 29,2 2,15
ВЫВОДЫ
1. Практические направления индивидуализации спортивно-педаго-гического процесса юных спортсменов связаны с изучением особенностей энергообеспечения мышечной деятельности, специфики тренировки и соревнований, технико-тактических особенностей спортивной борьбы.
2. Технологическое решение вопросов индивидуализации спортивной подго-
товки бегуний на 400 метров в УТГ и ГСС СДЮШОР может быть осуществлено при использовании модельных тренировочных заданий, учитывающих индивидуальную структуру соревновательной деятельности, а также особенности функционирования механизмов энергообеспечения. Если выше рассмотренный технологический подход к индивидуализации спортивной подготовки окажется эффективным при проверке в других видах спорта, резонно ожидать, что научно-теоретическое значение проведенной работы перерастает рамки частных знаний, и выходит на методологический уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вдовин, М. В. Организация ускоренной физической подготовки курсантов военно-учебных заведений : на примере бега на 400 м [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Вдовин Михаил Вячеславович ; [Воен. ин-т физ. культуры]. -СПб., 2001. - 22 с.
2. Ворошин, И. Н. Предсоревновательная подготовка квалифицированных бегунов на 400 метров с учетом их генетической предрасположенности к развитию специальных физических качеств [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.04 / Ворошин Игорь Николаевич ; [С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта]. - СПб., 2006. - 17 с.
3. Востриков, Н. А. Особенности педагогического контроля за структурой физической подготовленности и величиной нагрузок спортсменок, специализирующихся в беге на 400 м [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Востриков Николай Алексеевич ; Луганский гос. пед. ин-т. - М., 1996. - 22 с.
4. Германов, Г. Н. Программно-целевое построение тренировочных заданий в микроциклах соревновательной подготовки юных бегуний на 400 метров [Текст] / Г. Н. Германов, Е. Г. Германова // Культура физическая и здоровье. - 2005. - № 4 (6). - С. 29-33.
5. Германов, Г. Н. Урок легкой атлетики и тренировочные задания в нем [Текст] // Легкая атлетика : учебник / под общ. ред. Н. Н. Чеснокова, В. Г. Никитушки-на ; авт. коллектив в сост. А. Л. Оганджанов, В. П. Черкашин, Г. Н. Германов и [др.]. -М. : Физическая культура, 2010. - Гл. 1.10-1.16. - С. 38-63.
6. Германов, Г.Н. Современные тенденции развития европейского бега на средние и длинные дистанции и их реализация в подготовке российских бегунов (часть первая) / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 27-36.
7. Германов, Г.Н. Современные тенденции развития европейского бега на средние и длинные дистанции и их реализация в подготовке российских бегунов (часть вторая) / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 20-28.
8. Попова, И.Е. Особенности региональной гемодинамики у легкоатлетов-бегунов на средние дистанции / И.Е. Попова, Г.Н. Германов, Е.Н. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 104-112.
9. Годик, М. А. Спортивная метрология [Текст] : учеб. для ин-тов физ. культуры / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 193 с.
10. Квасникова, Н. А. Тактика бега на 400 м на основе оптимизации продолжительности участков дистанции [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Квасникова Наталья Анатольевна ; [Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта]. - М., 2005. - 21 с.
11. Колесникова, Е. Э. Методика использования информационно-экспертных систем в управлении подготовкой спортсменов в беге на средние дистанции [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Колесникова Елена Эухениовна ; [Всесо-юзн. науч.-исслед. ин-т физ. культуры]. - М., 1991. - 24 с.
12. Лазарева, Э. А. Типологические особенности энергетического обеспечения
мышечной деятельности легкоатлетов спринтеров и стайеров : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / Лазарева Эльвира Александровна ; [Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова]. - Ульяновск, 2002. - 23 с.
13. Полозов, А. А. Рейтинг в спорте : вчера, сегодня, завтра [Текст] / А. А. Полозов. - М. : Советский спорт, 2007. - 316 с.
14. Попова, О. А. Обоснование ведущих критериев индивидуализации подготовки бегунов на 400 метров групп спортивного совершенствования СДЮШОР : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Попова Оксана Александровна ; [Рос. гос. акад. физ. культуры]. - М., 1994. - 24 с.
15. Хасин, Л. А. Планирование спортивной тренировки с использованием экспертных систем : на примере бега на 800 м [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.04 / Хасин Леонид Александрович ; [Московская гос. акад. физ. культуры]. -Малаховка, 2003. - 18 с.
Контактная информация: [email protected] УДК 612.1:796
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ У ДЕВОЧЕК 11-16 ЛЕТ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА В ФОРМЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИИ
Георгий Николаевич Грец, доктор педагогических наук, доцент,
Мария Григорьевна Ситкина, аспирант,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В статье рассматривается влияние общепринятой и инновационной технологий физической реабилитации на формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями у девочек 11-16 лет с последствиями детского церебрального паралича в форме спастической дипле-гии.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, спастическая диплегия, остаточные явления, формирование мотивации, средства адаптивной физической культуры, методические приемы.
FORMATION OF THE MOTIVATION FOR PHYSICAL EXERCISES AMONG THE GIRLS AGED 11-16 YEARS OLD WITH THE EFFECTS OF CEREBRAL PALSY IN THE FORM OF SPASTIC DIPLEGIA
Georgy Nikolaevich Gretz, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer,
Maria Grigorjevna Sitkina, the post-graduate student,
Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
The article analyzes the influence of generally accepted and innovative technologies of physical rehabilitation for the formation of motivation for physical exercises among 11-16 year old girls with the residual symptoms of cerebral palsy in the form of spastic diplegia.
Keywords: children with cerebral palsy, spastic diplegia, residual symptoms, formation of motivation, means of adaptive physical culture, methodological techniques.
Известно, что важным фактором, определяющим эффективность физической реабилитации у детей и подростков с остаточными проявлениями детского церебрального паралича (ДЦП) в форме спастической диплегии, является их положительная мотивация к занятиям физическими упражнениями [6].
Рассматривая методические особенности технологий применения физических упражнений для коррекции психосоматических нарушений при последствиях ДЦП, можно выделить принципиальные различия в подходе к личности детей и подростков. При так называемом «манипуляционном» подходе [1,4,7,8,10,11,12] ребенок является