Библиографический список
1. Горбунов, Ю.Я. Психоэмоциональная сфера спортсменов: монография. - Пермь: 2004.
2. Вяткин, Б. А. Психология интегральной индивидуальности человека. - М., 2008. .
3. Хромина, Т.В. Волевая подготовка в боксе / Т.В. Хромина, Р.К. Киселев // ДВГАФК. - Хабаровск, 2004.
4. Пасниченко, А.Э. Оценка индивидуальных особенностей развития волевых качеств личности: дисс. ... канд. псих. наук. - М., 1996.
5. Мерлин, В.С. Теория интегральной индивидуальности. - Пермь, 1986.
Статья поступила в редакцию 26. 12.09
УДК 37.015.3:377.5
О. А Бокова, канд. психол. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: olgbokova7@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе описаны современные подходы к психологическому сопровождению профессионально-личностного развития студентов образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, которое позволяет определить возможности и направления оптимизации образовательного процесса, теоретические основы построения программы, принципы, условия, этапы и компоненты ее реализации, выделены направления практической деятельности в рамках процесса психологического сопровождения.
Ключевые слова: программа психологического профессионально-личностного развития студентов образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, условия ее реализации, природа психологического сопровождения, принципы, этапы, компоненты.
Актуальность программы психологического сопровождения профессионально-личностного развития студентов в системе среднего профессионального образования обусловлена постоянной изменчивостью условий и содержания профессиональной деятельности специалистов, усложнением требований к стартовому профессиональному уровню и статичным характером образовательных программ, исключающих достижения достаточного уровня психологической, методической, творческой готовности к деятельности в определенной области [1; 2; 3].
На современном этапе развития общества, кроме вопросов организации и содержания профессиональной подготовки и повышения квалификации, неотложного решения требуют вопросы профессионально-личностного развития студентов в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) в контексте решения общих и частных задач профессионального становления, что определяет цель данной работы.
Программа психологического сопровождения студентов в учреждениях СПО позволяет определить возможности и направления оптимизации образовательного процесса путем применения современных методов работы. Теория и практика личностного и профессионального развития будущего специалиста может быть рассмотрена и как составная часть общетеоретической области, и как компонент общей практики психологического сопровождения, направленного на формирование психологической культуры, умения ориентироваться в различных, часто неопределенных, жизненных ситуациях, стремления к самообразованию и самореализации в профессии.
Суть обсуждаемой проблемы заключается в определении основных теоретических положений программы психологического сопровождения профессионального становления, что способствует организации обучения, позволяющего будущему специалисту быть эффективным в учебно-профессиональной деятельности.
В данной работе новыми являются следующие положения. Выявлены теоретические основания, которые позволяют конструировать программу психологического сопровождения профессионального становления будущих специалистов, обучающихся в системе среднего профессионального образования.
Условиями реализации программы психологического сопровождения являются мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения; его непрерывность; приоритет интересов сопровождаемого; ответственность за принятие решения делегируется студентам как субъектам развития, сопровождающий обладает совещательным голосом; равнозначность программ сопровождения в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций.
Анализируя процесс психологического сопровождения, следует отметить, что он представляет собой органическое единство с процессами обучения и воспитания и направлен на обеспечение развития личности, носит субъект-субъектный характер, а его предметом выступает помощь в освоении человеком искусства решать собственные проблемы таким образом, чтобы обеспечивать процесс самореализации внутреннего потенциала, а также направлен на обучение, сопровождаемого новым моделям взаимодействия с миром и с собой.
Предложение: в качестве критериев эффективности программы психологического сопровождения могут выступать как процессуальные характеристики качества, так и результативные: рост удовлетворенности качеством жизнедеятельности, конструктивность общения, позитивность стратегий преодоления трудностей, флексибильность, повышение общего уровня успешности, самоактуализации и т. д.
Психологическое сопровождение имеет интерактивную природу, в нем участвуют сопровождаемый и сопровождающий, взаимодействие которых направлено на освоение сопровождаемым (студентом) разнообразием моделей разрешения проблемных ситуаций и позволяет определить этапы данного процесса: запроса на психологическое сопровождение; диагностический; аналитический; проектирования пути решения проблемы; первичной помощи в реализации плана решения проблемы; оценивания первых результатов; нейтрализации деятельности сопровождающего и этап результата.
Остановимся на рассмотрении каждого из этапов более подробно. Цель запроса на психологическое сопровождение -получение заказа от субъекта или субъектов проблемы. Инициатором контакта может быть как сам носитель проблемы, так и любой представитель «субъектного четырехугольника», включая самого специалиста. Принципиально важным является вопрос о доверии сопровождаемого к сопровождающему, для обеспечения которого, с нашей точки зрения, необходимы гарантия нераспространения информации, компетентности сопровождающего и согласованность языков общения.
Целью диагностического этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Он начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем вырабатывается логика проведения диагностического исследования. Сигналом проблемной ситуации является как состояние общего неблагополучия, испытываемого человеком, так и данные скрининговых исследований, а также прогностический анализ потенциальных трудностей.
Аналитический этап способствует выявлению основных участников проблемной ситуации, определению позитивных и негативных факторов влияния; установлению возможных взаимосвязей; определению тенденций развития, предпола-
гает дополнение полученной информации о теоретически возможных в данной ситуации путях решения проблемы.
На этапе проектирования способа решения проблемы основной целью является обобщение необходимой информации о путях и способах преодоления имеющихся трудностей, ее актуализация для всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим сопровождаемым (включая возможность адаптации информации). Ф. Флемминг считает, что на данном этапе важнее всего проявлять интерес к любым способам решения проблемы, которые называет сам человек, причем не высказывая ни оценочных, ни критических суждений [4]. Стимулирование такого рода активности - одна из важнейших задач правильно организованного процесса психологического сопровождения.
Процесс проектирования включает распределение обязанностей по реализации адекватного возможностям студента выбора, определение последовательности действий, уточнение сроков его выполнения, а также возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у сопровождаемого, так и у сопровождающего.
Исследователи подчеркивают важность этапа первичной помощи в реализации плана решения проблемы для достижения желаемого результата, т. к. известно, что первые шаги к реализации любого замысла могут восприниматься студентами как самые трудоемкие. Именно на этом этапе необходимо помочь участникам осознать продуктивность выполнения договоренности. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних служб помощи и в этой ситуации специалист сопровождения принимает на себя координационные функции.
На этапе оценивания первых результатов психологическое сопровождение предполагает выделение двух этапов оценки: первичной, которая позволяет выявить общую целесообразность выбранного плана решения проблемы и принятие этого плана самим сопровождаемым; и отсроченной, которая позволяет оценить - обрел ли сопровождаемый опыт решения аналогичных проблем. Этот этап возможен как заключительный в отношении индивидуальной проблемы и стартовый в проектировании специальных методов предупреждения и решения массовых проблем, имеющихся в той или иной социальной группе.
Для многих современных техник психологической помощи важнейшей заповедью выступает требование постепенного переноса акцентов активности с сопровождающего (на начальном этапе развития процесса) на сопровождаемого (на более поздних этапах), реализуемое на этапе нейтрализации деятельности сопровождающего. Выход сопровождающего из процесса выступает значимым принципом организации сопровождения и одним из критериев его эффективности. Процесс сопровождения завершается тогда, когда сопровождаемый обретает собственный опыт и уверенность в возможности позитивного решения проблемы, т. е. тогда, когда базовое противоречие, выступающее движущей силой сопровождения, нейтрализовано.
Для достижения высоких результатов психологического сопровождения необходимо строить обучение в контексте непрерывного образования, ориентируясь на создание для студентов возможности занимать инициативную позицию в учебном процессе. Обучение в среднем специальном учебном заведении (ссуз) необходимо проектировать таким образом, чтобы студент учился искать (и находить) ответы на поставленные не только образовательной средой, но и им самим вопросы, т. е. следовать за естественным развитием личности на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Психологическое сопровождение студента опирается на те личностные достижения, которые есть реально, оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне, что позволяет человеку избирательно относиться к окружающим явлениям и предметам, адекватно воспринимать и оценивать их субъективную и объективную значимость, т. е. ориентироваться в мире материальной и духов-
ной культуры. Психологическое сопровождение предполагает также создание условий для самостоятельного творческого освоения и развития системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым студентом личностно значимых жизненных выборов.
Цель психологического сопровождения - создать в рамках объективно данной студенту социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации обучения личностного и профессионального развития. В идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности студента.
Основной задачей психологического сопровождения в этом случае будет создание условий для максимально успешного обучения каждого конкретного студента. Вместе с тем гибкость образовательной среды не может быть безграничной. Для того чтобы сохранить свои изначальные цели и ориентиры, она предъявляет определенные требования к студенту как в плане его умений, наличия определенных интеллектуальных предпосылок, так и в плане учебной мотивации, целенаправленности в получении знаний и т. д.
Психологическое сопровождение рассматривается нами как процесс, целостная систематическая деятельность, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса студента и динамики его личностного развития в процессе обучения в системе СПО.
2. Создание психолого-педагогических и социальных условий для развития личности студентов, их успешного обучения и профессионального развития. Реализация данного аспекта предполагает наличие гибких схем построения учебно-воспитательного процесса, способного изменяться и трансформироваться в зависимости от индивидуальных особенностей контингента обучающихся студентов. Кроме этого, определенная гибкость требуется от каждого преподавателя, так как его подходы и требования ориентированы на конкретных студентов, с их реальными возможностями и потребностями.
3. Создание специальных психологических и социальных условий для оказания помощи тем студентам, которые имеют проблемы в обучении и квазипрофессиональной деятельности. Данное направление деятельности ориентировано на тех студентов, у которых выявлены определенные пробелы школьной подготовки, повышенный уровень тревожности (учебной, межличностной), а также сложности с усвоением учебного материала, социально принятых норм поведения и общения. Для оказания психологической помощи таким студентам необходимо организовать систему мероприятий, которые позволят преодолеть или компенсировать возникшие трудности.
В соответствии с этими основными компонентами программа наполняется конкретными формами и содержанием работы. Прежде всего, выделяются важнейшие направления практической деятельности в рамках процесса психологического сопровождения: диагностика, коррекционно-развиваю-щая деятельность, консультирование, просвещение, профилактика. Сами направления не являются новыми, но каждое обретает свою специфику, получает приоритетность тех или иных форм, содержательное направление, включаясь в единый процесс психологического сопровождения в ссузе в зависимости от этапа обучения, а также конкретных задач профессионального развития будущего специалиста.
Реализация идеи психологического сопровождения профессионально-личностного развития студентов позволяет создать такие условия, в которых будущий специалист сможет апробировать различные варианты поведения, решения внутренних и профессиональных проблем, пути самореализации и утверждения себя как профессионала. Ведущими принципами при реализации программы психологического сопровождения студентов СПО являются: принцип единства личностного и профессионального развития будущего специалиста, равно-
значности, комбинаторности, адаптивности и многофункциональности.
Принцип единства личностного и профессионального развития будущего специалиста означает, что формирование мировоззрения, ценностного сознания и самосознания приоритетны по отношению к приобретению студентами определенной суммы профессиональных знаний и умений и предполагает использование соответствующих технологий обучения, апеллирующих не только к мышлению (создающих проблемно-поисковые ситуации, ситуации альтернативного выбора идей и ценностей, диалога и дискуссии), но и обеспечивающих эмоционально-образное восприятие явлений жизни и культуры, актуализирующих эмоциональную память и повторное чувствование, развивающих способность к эмпатии, создающих условия для рефлексии своих внутренних состояний.
Принцип равнозначности направлен на реализацию в программе психологического сопровождения равного соотношения как программ помощи студенту в проблемной ситуации, так и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций. Принцип комбинаторности предполагает возможность совмещения различных разделов программы, сочетания элементов из разных блоков и с другими методиками, позволяя учитывать специфические потребности, интересы и возможности студентов различных специальностей в условиях одного учебного заведения. Пользователи могут сочетать и комбинировать элементы программы в зависимости от ситуации и личных потребностей. Принцип адаптивности направлен на необходимость приспособления программы к конкретным условиям применения, а также ее перередактирования. Принцип многофункциональности ориентирован на использование программы при выполнении разных ролевых функций в образовательном процессе.
Библиографический список
Программа психологического сопровождения в качестве рекомендаций по ее реализации предполагает наличие необходимых взаимосвязанных составляющих: стратегию (как цель), тактику (как задачи), технику (способы и средства реализации), эффекты (как результат); доминирование целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития; акцент на мотивацию достижения и успеха, самопроектирование и самоуправление; партнерское взаимодействие участников образовательного процесса; диалог как форму и средство обмена информацией, духовными ценностями; свобода выбора и личная ответственность участников образовательного процесса; эмоциональная сопричастность и «проживание» событий в ходе обучения; моделирование поведения и деятельности.
Разделы программы психологического сопровождения направлены на проективное обучение, цель которого - проектирование студентом своей жизнедеятельности, что способствует формированию прогностической культуры будущего специалиста, обеспечивает закрепление и углубление изученного материала, развитию творческих способностей; стремлению к самостоятельному приобретению знаний, самообразованию и повышению уровня готовности к профессиональной самореализации.
Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно сделать следующий вывод: программа психологического сопровождения студентов учреждений системы СПО позволяет с помощью определенных форм, методов и средств эффективно решать ряд задач: формировать познавательные и профессиональные интересы; давать целостное представление о профессии; развивать системное мышление специалиста; учить коллективной мыслительной и практической работе; формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения.
1. Деркач, А. А. Акмеологические стратегии развития: монография. - М.: Изд-во РАГС, 2006.
2. Забродин, Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: Финстатинформ, 2002.
3. Парыгин, Б. Д. Анализ феномена и природы социального настроения // Социологические исследования. - 1998. - № 5.
4. Флеминг, Ф. Преобразующие диалоги. - М.: Ника-Центр, Вист-С, 1997.
Статья поступила в редакцию 17.12.09
УДК 373.1.013
А.Н. Крутский, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА; О.С. Косихина, канд. пед. наук, ст. преп.. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: krut@uni-altai.ru
ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЕ ПАКЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
В работе авторы предлагают решение проблемы взаимосвязи психологических и дидактических концепций обучения и их внедрение в практику работы средней школы путём организации новой отрасли психолого-педагогического знания - психодидактики. Учителю предлагается пакет материалов, представленный в виде разработки каждой темы учебного предмета в соответствии с системой методологических подходов психодидактики.
Ключевые слова: психодидактика, методологические подходы к ные технологии обучения.
На протяжении истории развития образования педагогической и психологической наукой разработано достаточно много различных концепций, теорий, технологий, призванных организовывать процесс обучения в соответствии с самыми новейшими достижениями теоретической мысли. Но в массовой школе мало что меняется. Из года в год, из десятилетия в десятилетие перед школой стоят одни и те же проблемы: недостаточная эффективность процесса обучения, трудности с внедрением достижений психологии и педагогики, нежелание некоторой части учащихся активно участвовать в деятельности по усвоению знаний.
Периодически наблюдается явление эффекта кажущегося успешного решения обозначенных проблем и получения положительного результата на определённых отрезках развития науки и образования. Чаще это связано с деятельностью отдельных учителей, педагогический опыт которых становится
обучению, психодидактический пакет, психодидактические пакет-
общепризнанным, а административные органы и методические объединения делают попытки широкомасштабно распространить его.
Вспомним педагогическое течение «дифференцированного обучения» начала шестидесятых годов прошлого столетия. Массовая его пропаганда и внедрение в практику школ рассматривалось как путь решения многих педагогических проблем. На смену дифференцированному обучению пришел так называемый «липецкий опыт». Тогда казалось, что наконец-то найдена идеальная методика ведения урока, которая обеспечивает предельную активность обучения, большую накопляемость оценок и стопроцентную успеваемость.
Можно вспомнить и более близкие к нам времена, когда снова казалось, что все педагогические проблемы решает методика В.Ф. Шаталова. Его способы объяснения, его поурочные карточки, его методика вовлечения в процесс решения