Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение в высших образовательных учреждениях'

Психологическое сопровождение в высших образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3414
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL SUPPORT / STUDENTS / HIGHER EDUCATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна

Рассматривается психологическое сопровождение обучающихся в высших образовательных учреждениях как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности студента. Психологическое сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность практического психолога в системе высшего образования, целью которого является полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Объектом психологической практики выступают образовательная система высшего образования и психологическое развитие личности обучающихся в ситуации образовательного взаимодействия, а предметом – социально-психологические условия успешного обучения и развития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses the psychological support of students in higher educational institutions, as a system of professional activity of the psychologist, which aims to create a socio-psychological conditions for successful learning and psychological development of the individual student. Psychological support is considered by us as a process, as an integral activity of the practical psychologist in the system of higher education which aims to complete the implementation of professional and psychological potential of the individual and meeting the needs of the subject activity. The object of psychological practice is the educational system of higher education and psychological development of personality of students in a situation of educational interaction, the subject – the social and psychological conditions of successful training and development of students.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение в высших образовательных учреждениях»

УДК 37.013.77

О. А. Рудакова

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Рассматривается психологическое сопровождение обучающихся в высших образовательных учреждениях как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности студента. Психологическое сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность практического психолога в системе высшего образования, целью которого является полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Объектом психологической практики выступают образовательная система высшего образования и психологическое развитие личности обучающихся в ситуации образовательного взаимодействия, а предметом - социально-психологические условия успешного обучения и развития студентов.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологическая поддержка, обучающиеся, высшее образование.

В условиях модернизации российского образования складываются достаточные основания для становления единой культуры осуществления деятельности, направленной на оказание специализированной комплексной помощи обучающемуся в образовательном процессе, создание психологических условий полноценного развития и функционирования личности как обучающихся, так и всех участников образовательного процесса. Становление этой культуры является залогом и гарантом для разработки стратегической программы развития системы психологического сопровождения в высших образовательных учреждениях.

В настоящее время система высшего образования находится в сложных условиях. Реформы в обществе приводят к формированию иных социально-экономических условий, новообразований культуры, новых ценностных ориентиров, что должно найти отражение в изменении содержания высшего образования. Темпы его развития должны соответствовать или опережать скорость социальных изменений. В этих условиях инновационная образовательная деятельность является главным фактором, определяющим сегодняшний этап развития высшего образования, в рамках которой могут быть найдены адекватные пути его будущего развития.

В то же время забота о реализации права обучающегося на полноценное и свободное развитие остается неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы, в том числе и высшего образования. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно коррелирует с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную необходимость в развитии системы психологического сопровождения обучающегося в образовательном процессе.

Создание системы психологического сопровождения студентов в высших образовательных учреждениях отвечает определенным запросам образовательной, личностной и социокультурной сред посредством современной психологической практики, т. е. необходимостью применять психологические знания в процессе воспитания и развития лично-

сти студенческой молодежи, а также при формировании профессионального мировоззрения и т. д.

Идея сопровождения развития в нашей стране впервые прозвучала порядка десяти лет назад в изданиях школы практической психологии Санкт-Петербурга. Ведущий представитель идеологии службы сопровождения развития доктор педагогических наук Е. И. Казакова определяет сопровождение как «особый способ помощи в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить решать свои проблемы самостоятельно» [1, с. 67].

Е. И. Казакова и А. П. Тряпицына в качестве исходно-теоретического положения для формирования теории и методики сопровождения рассматривают системно-ориентированный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект [1, с. 78].

Сегодня под психологическим сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого обучающегося в конкретной образовательной среде [2, с. 76; 3].

Помимо этого, под сопровождением понимается организованная психологическая помощь и поддержка обучающегося с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания как в личностном, так и в профессиональном плане.

Процесс психологического сопровождения представляет собой не только непосредственное участие в образовательном процессе. При возникновении у студента психологических, учебных, социальных трудностей наличие рядом с ним соответствующего специалиста службы психологического сопровождения поможет решить проблему [4, с. 51]. Специалист службы сопровождения координирует деятельность обучающегося, преподавателей и родителей в решении проблем.

Комплексный подход в системе психологического сопровождения для решения проблем ребенка разрабатывают специалисты Управления по образованию Санкт-Петербурга В. О. Иванова и Т. В. Голубева, говоря о том, что одной из важнейших задач службы сопровождения является комплексный охват проблемы. Деятельность службы психологического сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности обучающегося и адаптацию к быстро меняющимся социальным, демографическим и образовательным условиям.

Принципом психологического сопровождения является положение гуманистической психологии о сопровождении процесса развития личности, направлении ее развития, а не навязывание человеку цели и пути, правильного с точки зрения социума [5, с. 12]. Служба сопровождения объединяет работу всех участников образовательного процесса, обеспечивая необходимую вовлеченность их в решение определенных задач.

Существует несколько направлений работы службы психологического сопровождения, где под сопровождением понимается комплексный метод, в основе которого - единство четырех функций:

- диагностика возникшей проблемы (выявление группы риска),

- сбор информации о проблеме и путях ее решения,

- консультация на этапе принятия решения и выработки плана по решению конкретной проблемы,

- первичная помощь на этапе реализации плана решения соответствующего затруднения,

- контрольный срез (экватор),

- констатация результатов взаимодействия.

Основные принципы психологического сопровождения заключаются в формировании и принятии ответственности за решение субъекта развития, где сопровождающий объект обладает только совещательными правами:

1) приоритет интересов сопровождаемого,

2) непрерывность сопровождения,

3) мультидисциплинарность сопровождения.

Психолог в этом процессе не просто наблюдатель, стоящий рядом: он активен, так как создает оптимальные социально-психологические условия для развития не только сопровождаемого, но и образовательной системы в общем [6, с. 38]. Исходя из этого М. Р. Битянова определяет понятие «психологическое сопровождение» как определенную идеологию работы психолога в системе образования, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог.

На протяжении последних лет истории становления психологии как науки процесс психологического сопровождения существовал в обыденном своем понятии, хотя как социопсихологический институт возник и сформировался только в середине XX в. Результатом этого стало появление новых профессий: социальный работник, психолог-консультант, психолог-психотерапевт.

Исследованием проблемы психологического сопровождения личностного развития занимались такие ученые педагоги и психологи, как И. А. Баева, М. Р. Битянова, А. А. Бодалев, И. С. Булах, Т. В. Голубева, И. В. Дубровина, Н. В. Жигинас, В. П. Зинченко, В. О. Иванова, Е. И. Казакова, З. С. Карпенко, Л. И. Мороз, С. Д. Максименко, И. Рамазан, Л. А. Регуш, В. А. Семиченко, Г. М. Соловьева, Ю. В. Слюсарев, А. П. Тряпицына, Н. В. Чепелева, Т. Че-редникова, Н. М. Швалева, Т. А. Ярая, Т. С. Яценко и др., которые описали основные направления совершенствования духовного потенциала человека, выявив важные социально-психологические особенности развития личности и конкретизировав роль внешних и внутренних факторов в ее становлении. Сегодня в психологии отмечается разнообразие подходов к пониманию психологического сопровождения, что отражается в определении его сущности, структуры, видов, направлений. Ученые выделяют такие сферы его применения:

- психологическая помощь личности;

- удовлетворение эмоциональных запросов, связанных с приобретением личностной идентичности в процессах межличностного, социокультурного и этнического самоопределения;

- содействие в выработке стойких ценностных и моральных норм;

- помощь в решении экзистенциальных проблем (адаптации, индивидуализации, интеграции и т. д.) [7, с. 36].

Это предусматривает решение спектра проблем, связанных с преодолением чувства неполноценности, сексуальными проблемами, проблемой становления личностного и социального статуса и профессионального становления, психологического здоровья (превентивная и текущая помощь при душевных страданиях, связанных с расстройствами настроения, жизненными стрессами, конфликтами, пограничными состояниями).

Модели психологического сопровождения, основанные на идеях психодинамического подхода, выражают стремление помочь человеку осознать настоящую причину пережива-

ний, скрытую в бессознательном, сделать травмирующие переживания осознанными, доступными осмыслению и частично контролю.

Например, А. Адлер подчеркивал, что поддержка может компенсировать неполноценность и превратить слабость в силу. Психологическое сопровождение направлено: на социальное приспособление, принятие социально одобряемых образцов поведения как критериев душевного здоровья; ориентацию на достижение жизненных целей, моральности, целостности, способности любить; обретение личностью психологической свободы; развитие личностного и профессионального потенциала; освоения базовых способов выхода из конфликтной ситуации; освоение способов нивелирования негативных факторов воздействия на личность и так далее [8, с. 18].

Зарубежные исследования таких ученых, как И. Харди, К. Хорни, К. Г. Юнг и Г. Мари, Г. Меррей позволяют отметить, что базовая система психологического сопровождения основана на таких понятиях, как самостоятельность, сочувствие, самореализация, развитие личности, адаптация к реальности, способность контролировать свою жизнь в разных обстоятельствах (и другие). Так, Г. Меррей писал, что «потребность в психологической поддержке является важнейшей потребностью человека, которая предусматривает сочувственную помощь близкому, защиту и заботу о нем» [7, с. 33].

Исходя из выше сказанного можно утверждать, что на формирование теоретических основ психологического сопровождения повлиял личностно-ориентированный подход. Важным положением последнего выступает приоритет опоры на внутренний потенциал личности, на его право самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность [8].

Личностно-ориентированный подход рассматривается как основополагающий в организации психологического сопровождения развития личности студенческой молодежи, которая нуждается в особом внимании и помощи психолога в период обучения в высшем образовательном учреждении, имеет широкий круг личностных и межличностных проблем, возникающих вследствие социальных и экономических трансформаций современного общества. Для молодежи характерными являются дезадаптационные проявления и личностные кризисы, проявляющиеся в перенапряжении эмоциональной сферы и поведенческих нарушениях.

Сущность психологического сопровождения состоит в гармонизации эмоционального состояния, расширении коммуникативной сферы, увеличении позитивного личного и социального опыта студенческой молодежи, в основном направленного на активное сотрудничество с психологом и участниками образовательного процесса. Важным основанием психологического сопровождения в условиях учебно-воспитательного процесса является доверительное общение, что свидетельствует о понимании и принятии субъектами учебной деятельности друг друга [9, с. 9].

В ходе осуществления психологического сопровождения между психологом и студентом возникают отношения сотворчества, сотрудничества, эмоциональной открытости и доверия друг к другу.

В технологическом плане психологическое сопровождение выступает как система средств, которые содержат в себе разные формы, методы и приемы психологической помощи развитию личности студентов. Их подбор обусловлен принципами личностно-развива-ющего обучения, которое основано на гуманистических идеях и реализуется в субъектном взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса.

В системе комплексного сопровождения психологическая поддержка занимает особое место, так как, развивая адаптивные стратегии личности студентов, их эмоциональную ста-

бильность, выявляя профессиональные интересы и склонности, развивая ресурсы собственной эффективности, в целом психологическое сопровождение ориентировано на социальную поддержку обучающихся [10, с. 14].

С какой бы позиции - помощи, содействия, поддержки или сопровождения - ни рассматривалась деятельность практического психолога, в любом случае можно говорить о пяти основных направлениях этой деятельности:

1) просвещение в рамках психологической модели сопровождения, направленной на оказание информационной помощи участникам образовательного процесса;

2) психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к социальной среде) обучающихся в высшем образовательном учреждении, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки и т. п.;

3) психодиагностика, важнейшей целью которой является выявление психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории»;

4) психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий (в результате общения с психологом) для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;

5) психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой [11, с. 32].

Перечисленные направления психологического сопровождения расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае [12, с. 13].

Психологическое сопровождение является, по сути, динамическим процессом, который необходимо рассматривать как целостную деятельность психолога, содержащую в себе пять взаимосвязанных компонентов: систематическое отслеживание психологического и психолого-педагогического статуса личности в динамике его психического развития; создание социально-психологических условий для эффективного психического развития в социуме; систематическую психологическую помощь в виде консультирования, психокоррекции (психологической поддержки); систематическую психологическую помощь участникам образовательной среды [12, с. 15]

Однако, на наш взгляд, необходимо рассмотреть ситуацию в отечественной психологической практике с точки зрения тех целей и той методологии, которые заложены в различные существующие подходы, которые лежат в основании трех различных моделей психологической деятельности.

1. Суть психологической деятельности в системе образования - участие в научно-методическом руководстве учебно-воспитательным процессом.

2. Смысл деятельности психолога в системе высшего образования - в оказании помощи обучающимся, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей.

3. Суть психологической деятельности в системе высшего образования - в сопровождении обучающихся в процессе всего обучения и формирования профессиональной компетентности.

По своему определению понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Ушакова дается следующее определение понятия «сопровождать» - идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого [13, с. 548]. В словаре В. Даля понятие «сопровождение» трактуется как действие по глаголу «сопровождать», т. е. «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать» [14, с. 1163], другими словами, сопровождать - значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. То есть сопровождение личности по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.

На наш взгляд, основная задача психолога в системе высшего образования - это создание условий для продуктивного движения личности обучающегося в том направлении, которое выбрал он сам, помогать ему делать осознанный личный выбор, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится обучающийся и которая существенно ограничена рамками образовательной среды. Однако в этих рамках у него могут быть определены собственные цели и задачи.

Итак, психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности студента в ситуациях взаимодействия.

Объектом психологической практики выступает образовательная система высшего образования и психологическое развитие личности обучающегося в ситуации образовательного взаимодействия, предметом - социально-психологические условия успешного обучения и развития студентов.

Цель психологического сопровождения обучающихся - полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности.

Задачи психологического сопровождения в системе высшего образования, которые ставит образовательная деятельность, определяются социальной и личностной значимостью для участвующих в данном процессе. Е. Н. Белоус выделяет следующие задачи обеспечения психологического сопровождения [15, с. 84]:

1. Анализ социально-психологических условий деятельности обучающихся (проблемы социализации студентов и академической группы, влияние национальных особенностей и традиций на развитие личности, межличностные отношения и психологический климат в коллективе, профессионализм, личностные кризисы, высокая личностная и ситуативная тревожность и т. д.).

2. Исследование особенностей развития и формирования личности в условиях образовательной среды (изучение механизмов формирования и динамики личности, мотивов, профессиональных способностей и профессионализма).

3. Изучение психологических основ формирования профессиональных навыков и качеств (профессиональное восприятие, методы управления психическими состояниями, тренинги риторики и общения, технология выхода из конфликтных ситуаций и т. д.).

4. Обоснование факторов, обеспечивающих успешность учебной деятельности (динамика психических процессов в учебной деятельности, психическая устойчивость и надежность, психические состояния, прогнозирование успешности).

5. Определение основ психологического обеспечения учебной деятельности (типологии личности, методы управления психическим состояниями участников образовательного процесса, психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция и психопрофилактика).

Среди форм организации психологического сопровождения можно выделить три варианта [15, с. 91]:

- постоянное сопровождение (работа психолога на всех этапах образовательного процесса)

- этапное сопровождение (работа психолога «в ключевые периоды профессиональной подготовки»),

- ситуативное сопровождение (привлечение психолога в случае необходимости).

Перечисленные возможности, к сожалению, еще не полностью реализованы в отечественной системе психологического сопровождения образовательной среды системы высшего образования.

Основными видами деятельности психолога в подготовительном процессе психологического сопровождения являются следующие [15, с. 95]:

- оценка текущего уровня психологического состояния обучающихся,

- разработка индивидуальной программы психологического воздействия,

- применение при необходимости дополнительных мероприятий,

- создание программы локального воздействия,

- компенсация негативных последствий и т. д.

Среди наиболее актуальных для обучающихся условий организации эффективного психологического сопровождения можно выделить [15, с. 97]:

- творческое взаимодействие с тьютором, куратором, учебным коллективом и психологами на всех этапах подготовки;

- специализация психологов и объединение их в комплексные бригады;

- долгосрочное планирование и контрольные срезы на всех этапах учебного процесса;

- системность психологической подготовки будущих психологов для работы в сфере образования.

Научная новизна нашего теоретического исследования заключается в предположении, что психологическое сопровождение студентов базируется на внутреннем потенциале личности. При этом целью психологического сопровождения является не определение конкретного пути развития и контроля действий, а содействие проявлениям самостоятельности, формирование направленной активности, если это необходимо. Основные направления психологического сопровождения - это предупреждение возникновения проблем личностного роста, решения актуальных задач обучения, профессионального становления, а также развития психологической компетентности личности. В системе комплексного сопровождения психологическая поддержка занимает особое место, так как, развивая адаптивность личности, эмоциональную стабильность, выявляя профессиональные интересы и склонности, развивая ресурсы собственной эффективности, в целом ориентирована на социальную поддержку с учетом целей, задач, логики построения содержания сопровожде-

ния и состояния адаптивных возможностей всех участников образовательного процесса -как обучающихся, так и преподавателей.

Список литературы

1. Практическая психология в развивающем образовательном пространстве. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. 345 с.

2. Семикин В. В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2004. 189 с.

3. Жигинас Н. В. Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, медико-психологическое сопровождение: дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2011. 449 с.

4. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в образовании. СПб.: Речь, 2002. 251 с.

5. Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1992. 22 с.

6. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 298 с.

7. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. 3-е изд., испр. и доп. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 336 с.

8. Таланчук П. М., Кольченко К. О., НкулЫа Г. Ф. Супровщ навчання студенев з особливими потребами в Ытегрованому середовищк КиТв: СоцЫформ, 2004. 128 с.

9. Ярая Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями. Ялта: РИО КГУ, 2012. 34 с.

10. Ярая Т. А. Сопровождение и поддержка детей и молодежи с особыми потребностями в учебных заведениях: психологический аспект. Ялта: Визави, 2013. 44 с.

11. Дубровина И. В. Практическая психология образования. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Боженко Т. А. Использование технологии психологической поддержки как средства развития дошкольников в процессе иноязычного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2009. 23 с.

13. Толковый словарь русского языка. Т. I. М.: Астрель: АСТ, 2000. 848 с.

14. Даль В. И. Толковый словарь русского языка: в 4 т. СПб.: АСТ, 2001. 1866 с.

15. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2008. 224 с.

Рудакова О. А., аспирант, ассистент.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского.

Ул. Севастопольская, 2а, Ялта, Республика Крым, Россия, 298635. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 19.04.2016

O. A. Rudakova

PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses the psychological support of students in higher educational institutions, as a system of professional activity of the psychologist, which aims to create a socio-psychological conditions for successful learning and psychological development of the individual student. Psychological support is considered by us as a process, as an integral activity of the practical psychologist in the system of higher education which aims to complete the implementation of professional and psychological potential of the individual and meeting the needs of the subject activity. The object of psychological practice is the educational system of higher education and psychological development of personality of students in a situation of educational interaction, the subject - the social and psychological conditions of successful training and development of students.

Key words: psychological support, psychological support, students, higher education.

References

1. Prakticheskaya psikhologiya v razvivayushchem obrazovatel'nom prostranstve [Practical psychology in the developing educational space]. Pyatigorsk, Izd-vo PGLU, 2002. 345 p. (in Russian).

2. Semikin V. V. Psikhologicheskaya kul'tura vpedagogicheskom vzaimodeistvii: Dis. dokt. psihol. nauk [Psychological culture in pedagogical interaction. Thesis of doct. psychol. sci.]. St. Petersburg, 2004. 189 p. (in Russian).

3. Zhiginas N. V. Psikhologiya studencheskogo krizisa: metodologiya, fenomenologiya, mediko-psikhologicheskoye soprovozhdeniye: Dis. dokt. psikhol. nauk [Psychology student crisis: methodology, phenomenology, medical and psychological support. Thesis of doct. psihol. sci.]. Tomsk, 2011. 449 p. (in Russian).

4. Baeva I. A. Treningi psikhologicheskoy bezopasnosti v obrazovanii [Trainings of psychological safety in education]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2002. 251 p. (in Russian).

5. Slyusarev Yu. V. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye kak faktoraktivizatsiisamorazvitiya lichnosti:Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Psychological support as the factor of activization of selfdevelopment. Abstract of thesis cand. of psychol. sci.]. St. Petersburg, 1992. 22 p. (in Russian).

6. Bityanova M. R. Organizatsiya psikhologicheskoy raboty v shkole [Organization of psychological work in schools]. Moscow, Sovershenstvo Publ., 1998. 298 p. (in Russian).

7. Bondarenko A. F. Psikhologicheskaya pomoshch: teoriya ipraktika [Psychological assistance: Theory and Practice]. Moscow, Nezavisimaya firma "Klass" Publ., 2001. 336 p. (in Russian).

8. Talanchuk P. M., Kolchenko K. O., Nikulina G. F. Suprovid navchannya studentiv z osoblivimi potrebami v integrovanomu seredovischi [Educational support of students with special needs in in integrated environment]. Kyiv, Sotsinform Publ., 2004. 128 p. (in Ukranian).

9. Yaraya T. A. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye deteys osobymiobrazovatel'nymipotrebnostyami [Psychological and educational support for children with special educational needs]. Yalta, RIO KGU Publ., 2012. 34 p. (in Russian).

10. Yaraya T. A. Soprovozhdeniye i podderzhka detey i molodezhi s osobymi potrebnostyami v uchebnykh zavedeniyakh: psikhologicheskiy aspekt [Maintenance and support of children and youth with special needs in schools: psychological aspect]. Yalta, Vizavi Publ., 2013. 44 p. (in Russian).

11. Dubrovina I. V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya [Practical psychology of education]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 592 p. (in Russian).

12. Bozhenko T. A. Ispolzovaniye tekhnologii psikhologicheskoy podderzhki kak sredstva razvitiya doshkol'nikov v protsesse inoyazychnogo obrazovaniya: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Using technology as a means of psychological support of development of preschool children in the course of foreign language education. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Nizhny Novgorod, 2009. 23 p. (in Russian).

13. Tolkovyy slovar'russkogo yazika. Tom I. [Dictionary of Russian language. Vol. I]. Moscow, Astrel', AST Publ., 2000. 848 p. (in Russian).

14. Dal' V. I. Tolkovyy slovar'russkogo yazika. V 4 t. [Explanatory Dictionary of the Russian language. 4 vol.]. St. Petersburg, 2001. 1866 p. (in Russian).

15. Mamaychuk I. I. Psikhologicheskaya pomoshch detyam s problemami v razvitii [Psychological care for children with developmental problems]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2008. 224 p. (in Russian).

Rudakova О. A.

V. I. Vernadsky Crimean Federal University.

Ul. Sevastopolskaya, 2a, Yalta, Republic of Crimea, Russia, 298635.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.