Научная статья на тему 'Задачи и содержание психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе'

Задачи и содержание психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1555
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL PROCESS / PERSONAL ADAPTATIONAL POTENTIAL / OBJECTIVES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT / THE STRUCTURE OF THE CONTENT OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PEDAGOGICAL PROCESS OF HPE / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

Исследование посвящено изучению феномена психологического сопровождения. Осуществляется обзор определений данного понятия в педагогической и психологической науках, формулируется дефиниция термина «психологическое сопровождение» в ключе поддержки образовательного процесса в высшей школе. Рассматриваются задачи и содержание психологического сопровождения студентов в процессе их профессиональной подготовки. Раскрываются направления осуществления психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе, формы и методы оптимизации адаптации студентов в вузе и в будущей профессиональной деятельности путем исследования и развития индивидуального адаптационного потенциала каждого будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVES AND CONTENT OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER SCHOOL

This study investigates the phenomenon of psychological support. This article provides an overview of definitions of this concept in educational and psychological sciences, we formulate the definition of the term “psychological support” in the key support of the educational process in higher education. The study examines the objectives and content of psychological support of students during their training. This article deals with the directions of the implementation of psychological maintenance of educational process in higher education, forms and methods of optimization of students’ adaptation in the University and in their future professional activity, through research and development of individual adaptive potential of each future specialist.

Текст научной работы на тему «Задачи и содержание психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 370

Е. Ю. Пономарёва

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Исследование посвящено изучению феномена психологического сопровождения. Осуществляется обзор определений данного понятия в педагогической и психологической науках, формулируется дефиниция термина «психологическое сопровождение» в ключе поддержки образовательного процесса в высшей школе. Рассматриваются задачи и содержание психологического сопровождения студентов в процессе их профессиональной подготовки. Раскрываются направления осуществления психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе, формы и методы оптимизации адаптации студентов в вузе и в будущей профессиональной деятельности путем исследования и развития индивидуального адаптационного потенциала каждого будущего специалиста.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, образовательный процесс, личностный адаптационный потенциал, задачи психологического сопровождения, структура содержания психологического сопровождения педагогического процесса, высшее профессиональное образование.

В последние десятилетия наблюдается широкое внедрение понятия «психологическое сопровождение» в перечень научных терминов, используемых в цикле психолого-педагогических наук. Данной психолого-педагогической проблеме посвящены многочисленные научные разработки, представленные в диссертационных исследованиях, научных статьях, выступлениях на конференциях.

Проблема психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов нашла свое отражение в диссертационных исследованиях и научных статьях А. А. Бойцевой, М. А. Хмелько-вой, Т. Г. Бохан, В. А. Байждиной и других ученых. Сущность, структура, принципы и методы реализации психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе представлены в научных исследованиях О. С. Поповой, Ю. М. Львина, В. С. Кисло-вой, Н. В. Жигинас, И. В. Атамановой и ряда других современных ученых.

Несмотря на широкое использование этого термина, на современном этапе развития науки не существует общепринятой дефиниции данного понятия. Ряд современных авторов трактует понятие психологического сопровождения в качестве поддержки психически здоровых людей, которые сталкиваются с разнообразными трудностями в процессе развития личности. Психологическое сопровождение рассматривается современными исследователями также как системная деятельность, направленная на оказание социально-психологической помощи личности социальным институтом [1].

Научная новизна исследования заключается: в обосновании понятия «психологическое сопровождение образовательного процесса» в широком и узком значениях на основе анализа толкования данного феномена в психолого-педагогических научных источниках; в формулировании дефиниции данного понятия относительно высшего профессионального образования; в обозначении целей и задач психологического сопровождения профессиональной подготовки специалистов в вузе на современном этапе развития образования; в подаче и анализе основных направлений и методов организации и осуществления психологической поддержки образовательного процесса в высшей школе.

Психологическая поддержка, или сопровождение, направлена на оказание помощи личности в процессе ее развития с целью раскрытия перспектив личностного роста путем вхождения в пока недоступную зону развития [2]. В вопросе психологического сопровождения образовательного процесса в высшем учебном заведении под этим понятием стоит понимать систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих действий, направленных на создание оптимальных условий формирования личности будущего специалиста. При этом образовательную среду следует понимать как «психолого-педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для формирования и развития личности учащихся, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение» [3, с. 4].

В широком смысле психологическое сопровождение является технологией, внедрение которой подразумевает решение конкретных задач. Перечень задач психологического сопровождения зависит от области применения технологии и проектируемых целей ее внедрения. Психологическое сопровождение педагогического процесса в высшей школе включает в себя следующие направления:

- психодиагностическую деятельность;

- психокоррекционную и развивающую работу;

- мероприятия, целью которых является консультирование и просвещение личности студента.

Необходимость психологического сопровождения вызвана недостаточной системностью ее внедрения в процессе подготовки профессиональных кадров в высшей школе, так как за профессиональной психологической помощью или консультацией в большинстве случаев обращаются только при наличии определенных проблем или трудностей. В связи с симптоматичным характером решения задач психологического сопровождения и отсутствием системности поддержки личности эффективность такой деятельности оказывается достаточно низкой [4].

Только при условии комплексной и систематической деятельности, направленной на оказание психологического сопровождения развития личности студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе, можно достигнуть высоких результатов личностного роста обучаемых и избежать возможных трудностей в процессе овладения будущей профессией, а также во время адаптации в последующей профессиональной деятельности. В данном исследовании целесообразно выделить два основных направления организации психологического сопровождения педагогического процесса в высшем учебном заведении:

1. Организация психологического сопровождения будущих специалистов в системе их профессиональной подготовки.

2. Деятельность, направленная на повышение эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов на основе закономерностей развития личности и особенностей ее адаптации и социализации, выявленных при организации и реализации первого направления.

При организации и внедрении системы психологического сопровождения будущих специалистов в ходе их профессиональной подготовки в вузе следует учитывать следующие закономерности и особенности:

1. Необходим учет того факта, что обучение в высшей школе теряет для обучающегося характеристику привычной образовательной среды, так как обучение в школе и в вузе обладает рядом принципиальных различий в организации процесса и сущности его целей. Так, психологическое сопровождение в вузе должно быть направлено на оказание поддержки в процессе адаптации студентов к новой педагогической среде и формам обучения.

2. В процессе обучения в высшем учебном заведении от личности студента требуется высокий уровень ответственности, самостоятельности и саморегуляции. Эти требования также отражаются на развитии личности, вызывая в некоторых случаях психологические трудности. Правильно построенная система психологического сопровождения не только формирует объективные личностные характеристики будущего специалиста, но и способствует осознанию студентом своего социального статуса.

3. При организации системы психологической поддержки будущих специалистов в системе их профессиональной подготовки необходим учет критерия возрастного этапа личности: перехода от юношеского этапа развития к периоду ранней взрослости.

Учитывая вышесказанное, при организации и внедрении психологической поддержки студентов в процессе их профессионального обучения необходимо осознавать, что данный период развития личности является этапом кардинальных изменений в привычной деятельности индивида и его образа жизни, моментом достижения нового социального статуса и переходом к новому возрастному этапу. В связи с этим процесс психологического сопровождения невозможно рассматривать, организовывать и обеспечивать без учета сущности процесса адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности.

Целью психологического сопровождения учебного процесса в высшей школе является оптимизация процесса адаптации личности студента к новым условиям обучения и новому социальному статусу. Основными компонентами психологического сопровождения образовательного процесса в вузе являются:

- диагностика индивидуальных особенностей студентов и протекания процесса адаптации к новым условиям и специфике образовательной среды;

- изучение возможных личностных трудностей, возникающих в процессе адаптации студентов в высшем учебном заведении;

- организация деятельности, направленной на оказание психологической помощи будущим специалистам, которые испытывают затруднения в процессе адаптации к новым образовательным условиям;

- организация и проведение мероприятий, направленных на оптимизацию процесса адаптации и развитие у студентов адаптационных способностей;

- систематическая работа с преподавательским составом, направленная на оказание методической помощи по вопросам организации обучения и воспитания студентов;

- диагностика психологического климата студенческого коллектива и оценка взаимодействия обучающихся с преподавательским составом.

Обеспечение студентов психологическим сопровождением со стороны преподавателей невозможно без знания ими закономерностей процесса адаптации. Личностный адаптационный потенциал представляет собой сложное многокомпонентное образование. Этот феномен составляют такие качества:

- стабильность поведенческих реакций, способность к саморегуляции;

- умение строить взаимоотношения с окружающими с высоким уровнем эффективности взаимодействия;

- умение ориентироваться в объективных социальных и морально-этических закономерностях и нормах, присущих конкретному обществу.

Развитие вышеуказанных способностей и качеств достигается формированием таких характеристик и навыков:

- объективная самооценка личности,

- нервно-психическая устойчивость,

- опыт в построении межличностных контактов,

- осознание собственной значимости в коллективе и обществе,

- степень восприятия общепринятых морально-нравственных общественных норм,

- степень индивидуальной идентификации себя в качестве члена общества [5].

Недостаточное развитие одного из вышеперечисленных компонентов или определенных личностных способностей, таких как интеллект и коммуникативные способности, низкий уровень нервно-психической устойчивости, может привести к низкому уровню эффективности развития личности и к осложнению процесса ее адаптации в вузе. В связи с чем нарушение закономерного темпа адаптации личности в новых образовательных условиях может привести к снижению интереса к овладению будущей профессией и, соответственно, низкому качеству профессиональной подготовки будущего специалиста.

Резюмируя вышесказанное, при организации и внедрении психологического сопровождения педагогического процесса необходимо обращать внимание на возможное наличие признаков осложнения процесса адаптации студентов к новым образовательным условиям. Л. С. Выготский подчеркивал, что адаптация личности к условиям среды не исключает необходимость борьбы с отдельными условиями и всегда подразумевает активные взаимоотношения человека со средой [6].

К признакам нарушения природного процесса адаптации относят:

- снижение успеваемости по профилирующим дисциплинам и предметам, составляющих основу современного высшего образования;

- снижение мотивации к повышению эффективности результатов учебной деятельности;

- отсутствие интереса к выбранной профессии и моделированию дальнейшего профессионального развития;

- характеризующиеся конфликтным поведением взаимоотношения с участниками учебного процесса;

- нарушение правил внутреннего распорядка учебного заведения;

- низкий социальный статус;

- пониженный интерес к общественной жизни учебного заведения, отказ от участия в различных мероприятиях, самоизоляция;

- возможное снижение уровня состояния здоровья, склонность к различным заболеваниям [7].

При организации мероприятий, направленных на оказание психологического сопровождения у студентов в системе их профессиональной подготовки, необходимо учитывать объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность адаптации обучающихся к новым образовательным условиям. Психологическое сопровождение педагогического процесса в вузе требует соблюдения таких принципов, как регулярность, системность и комплексный характер [8].

Деятельность, направленная на оптимизацию процесса адаптации и оказание психологического сопровождения в процессе формирования личности в ходе его профессиональной подготовки, требует учета индивидуальных особенностей личности каждого студента.

Исходя из вышесказанного, первым этапом оказания психологической поддержки является диагностика индивидуальных особенностей развития личности и уровня ее адаптации в вузе. Оценивать стоит не только адаптационные способности личности, но и свойства, необходимые для освоения выбранной профессии.

Следующим этапом организации деятельности, направленной на оказание психологического сопровождения образовательного процесса, является проведение психокоррекци-онных мероприятий с целью оказания конкретной помощи студентам в зависимости от специфики затруднения в процессе адаптации к новым условиям обучения; осуществление тренингов, целью которых является развитие способностей к адаптации.

Учет адаптационного потенциала личности, а также внешних факторов повышения эффективности адаптации и проведение психокоррекционных мероприятий позволяет достичь основной цели - создания комфортной педагогической среды, способствующей повышению уровня профессиональной подготовки будущего специалиста.

Список литературы

1. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.; под ред. Л. М. Митиной. М.: Академия, 2005. 336 с.

2. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов психол. фак-тов ун-тов. М.: Академия, 2003. 448 с.

3. Баева И. А., Рубцов В. В. Образование как национальный ресурс сохранения здоровья школьников и обеспечения психологической безопасности // Информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной площадки второго уровня / ред.-сост. И. А. Баева, В. В. Ковров. М.: Экон-Информ, 2009. № 2. С. 3-8.

4. Суховершина Ю. В. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента службой практической психологии вуза: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 172 с.

5. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16-24.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. 671 с.

7. Алпатова И. С. Психологическое сопровождение учебного процесса в системе начального и среднего профессионального образования // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 92-94.

8. Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки // Журнал практического психолога. 1999. № 3. С. 101-119.

Пономарёва Е. Ю., кандидат психологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского.

Ул. Севастопольская, 2а, Ялта, Республика Крым, Россия, 298635. E-mail: viza_1986@ukr.net

Материал поступил в редакцию 19.05.2016 E. Yu. Ponomareva

OBJECTIVES AND CONTENT OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS

IN HIGHER SCHOOL

This study investigates the phenomenon of psychological support. This article provides an overview of definitions of this concept in educational and psychological sciences, we

formulate the definition of the term "psychological support" in the key support of the educational process in higher education. The study examines the objectives and content of psychological support of students during their training. This article deals with the directions of the implementation of psychological maintenance of educational process in higher education, forms and methods of optimization of students' adaptation in the University and in their future professional activity, through research and development of individual adaptive potential of each future specialist.

Key words: psychological support, educational process, personal adaptational potential, objectives ofpsychological support, the structure of the content ofpsychological support of pedagogical process of higher professional education.

References

1. Mitina L. M., Korelyakov Yu. A., Shavyrina G. V. et al. Lichnost'iprofessiya:psikhologicheskayapodderzhka isoprovozhdeniye: ucheb. posobiye dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Personality and occupation: psychological support and maintenance: Textbook for students of higher pedagogical educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2005. 336 p. (in Russian).

2. Ovcharova R. V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya: Ucheb. posobiye dlya studentov psikhol. fakultetov universitetov [Practical psychology of education: Textbook for students of psychological faculties of universities]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 448 p. (in Russian).

3. Baeva I. A., Rubtsov V. V. Obrazovaniye kak natsional'nyy resurs sokhraneniya zdorov'ya shkol'nikov i obespecheniya psikhologicheskoy bezopasnosti [Education as a national resource preservation of the health of schoolchildren and provision of psychological security]. Informatsionno-metodicheskiy byulleten' Gorodskoy eksperimental'noy ploshchadki vtorogo urovnya -Information-methodical Bulletin of the City Experimental Platform of the Second Level. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2009. N 2, pp. 3-8 (in Russian).

4. Sukhovershina Yu. V. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye lichnostno-professional'nogo razvitiya studenta sluzhboy prakticheskoypsikhologii vuza: Dis. kand. psikhol. nauk [Psychological support personal and professional development of the student service of practical psychology of the University. Thesis cand. of psychol. sci.]. Moscow, 2006. 172 p. (in Russian).

5. Maklakov A. G. Lichnostnyy adaptatsionnyy potentsial: ego mobilizatsiya i prognozirovaniye v ekstremal'nykh usloviyakh [Personal adaptational potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions]. Psikhologicheskiy zhurnal -Psychological Journal, 2001, vol. 22, no. 1, pp. 16-24 (in Russian).

6. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogic psychology]. Moscow, AST, Astrel', Lyuks Publ., 2005. 671 p. (in Russian).

7. Alpatova I. S. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye uchebnogo protsessa v sisteme nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya [Psychological support of educational process in primary and secondary professional education]. Psikhologicheskiye nauki: teoriya i praktika: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (g. Moskva, fevral' 2012 g.). [Psychological science: theory and practice: materials of international scientific conference (Moscow, February 2012)]. Moscow, Buki-Vedi Publ., 2012. Pp. 92-94 (in Russian).

8. Yanicheva T. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye deyatel'nosti shkoly. Podkhod. Opyt. Nakhodki [Psychological support of school activities. Approach. Experience. Findings]. Zhurnal prakticheskogo psikhologa - Journal of the Practical Psychologist, 1999, no. 3, pp. 101-119 (in Russian).

Ponomareva E. Yu.

V. I. Vernadsky Crimean Federal University.

Ul. Sevastopolskaya, 2a, Yalta, Republic of Crimea, Russia, 298635. E-mail: viza_1986@ukr.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.