Научная статья на тему 'Социализация личности студента строительного вуза в рамках психологического сопровождения'

Социализация личности студента строительного вуза в рамках психологического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIALIZATION / STUDENT / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яруллина Ляйля Ринатовна, Сибгатуллин Рустем Рубенович

В статье анализируются проблема социализации личности студента в рамках психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе. Описывается опытно-экспериментальная работа с целью изучения роли психологического сопровождения, способствующего социальной ориентации личности студентов строительного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яруллина Ляйля Ринатовна, Сибгатуллин Рустем Рубенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of a Student of Construction University in the Framework of Psychological Follow-up

The article analyzes the problem of the student's socialization in the framework of the psychological support of the educational process in higher education. Experimental work is described with the purpose of studying the role of psychological support, which contributes to the social orientation of students of a construction institution.

Текст научной работы на тему «Социализация личности студента строительного вуза в рамках психологического сопровождения»

УДК 316.6

Социализация личности студента строительного вуза в рамках психологического сопровождения

Яруллина Л.Р.

Кандидат психологических наук, доцент

кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Сибгатуллин РР

Аспирант кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета

В статье анализируются проблема социализации личности студента в рамках психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе. Описывается опытно-экспериментальная работа с целью изучения роли психологического сопровождения, способствующего социальной ориентации личности студентов строительного вуза.

Ключевые слова: социализация личности, студент, психологическое сопровождение, образовательная среда.

В современной ситуации социально-экономической жизни общества и модернизации отечественного образования особо остро встает вопрос включения молодежи в динамическую среду социума. В процессе социализации формируются социально важные качества, соответствующие умения и навыки, адаптационные механизмы для эффективного функционирования в обществе и построения социальных связей. В сложившихся социальных реалиях возникает необходимость изучения студенческой молодежи, ее особенностей и закономерностей развития личности, адаптационных механизмов в образовательной среде, обеспечение конкурентоспособного специалиста в рамках психологического сопровождения участников образовательного процесса.

Проблемами психологического сопровождения и его роли в социализации личности занимались многие учение, в частности, М.Р. Битянова, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, Л.М. Митина, Л.В. Мардхаев, Н.Н. Обозов, А.М. Прихожан. Н.С. Пряжников и др. Так, Л.В. Мардахаев настаивает, что сопровождение 324

должно рассматриваться в широком и узком смыслах слова. В широком смысле - это обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни. В узком смысле - это социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития, которое обеспечивается лицом, берущим или исполняющим функции социального педагога в этой ситуации [см.: 1].

Проанализировав имеющиеся в психологической науке подходы к термину «психологическое сопровождение», мы уточнили данное понятие с точки зрения высшего образования. Под психологическим сопровождением образовательного процесса в высшей школе понимается, по нашему мнению, система социально-психологических условий для гармоничного развития личности студентов и их успешного обучения, формирования личностных характеристик, необходимых в профессиональной деятельности, для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса [2].

Создание условий для эффективной социализации студентов не обходится без предварительного исследования определенных факторов, позволяющих выявить личностные характеристики у обучающихся и их нынешнее социально-психологические особенности и психо-эмоциональные состояния, в результате которого мы получим данные для разработки программы психологического сопровождения обучающихся [3].

Реализуя эти цели, нами в Казанском архитектурно-строительном университете была проведена опытно-экспериментальная работа с целью изучения роли психологического сопровождения, способствующего социальной ориентации личности студентов. В качестве диагностических критериев были выбраны индивидуально-типологические особенности личности, профессиональное самоопределение, стрессоустойчивость.

В совокупности представленные критерии позволяют получить наиболее полную картину психо-эмо-ционального состояния обучающихся на данный момент и с учетом полученных результатов разработать программу, направленную на социализацию студентов в процессе профессионального обучения, помощь в профессиональном определении обучающихся и выявление сильных сторон личности у обучающихся, а также формирование здоровой и зрелой личности.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности нами на разных этапах констатирующего эксперимента (2015-2017 гг.) были использованы различные методики психологического и соционического исследования. Так, на первом этапе для выявления типов личности обучающихся и взаимосвязи с выбранной профессией было проведено исследование с использованием методики определения темперамента Г. Айзенка. Данная методика позволяет определить преобладающую выраженность того или иного типа темперамента как одну из типологических особенностей личности. Также для определения профессиональной направленности были использованы следующие методики: 1. Опросник (ДДО) Е.А. Климова - для выявления принадлежности к какому-либо типу профессий; 2. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда -для определения студентами собственных профессиональных выборов и интересов.

В ходе диагностики типов темперамента, выявлено: сангвиническим типом темперамента обладают 42 %, меланхолическим - 31 %, холерическим - 14 %, флегматическим - 13 % опрошенных. Преобладающим количеством обладают испытуемые, получившие сангвинический тип темперамента. Показатели являются положительными, т.к. личностные характеристики сангвиников соответствуют требованиям профессии строителя.

Исследование профессиональных предпочтений и принадлежности к типу профессии обучающих-

ся показало: преобладающими в принадлежности к определенной профессии являются типы «человек-техника» (28 %) и «человек-художественный образ» (26 %). Данные показатели выражают правильность выбора получаемой профессии обучающимися строительного вуза, т.к. профессия «Строитель» предполагает как практическую, так и творческую сферу деятельности [4].

В результате исследования профессиональных предпочтений получены следующие данные: преобладающими типами являются артистичный и реалистичный типы - по 28 %, социальный тип - 18 %, интеллектуальный тип - 13 %, предприимчивый тип - 9 % и наименьшая доля пришлась на конвенциональный тип - 4 %. Полученные результаты с преобладанием артистичного и реалистичного типов профессиональных предпочтений выражают суть правильного выбора профессии обучающимися, поскольку строительная профессия, независимо от специальности (просто рабочий или высококвалифицированный архитектор), требует сенсорно-моторных навыков, художественных талантов и постоянного общения.

Результатом установления связи между типом личности и выбранной профессией являлось следующее: обучающиеся меланхоличного типа имеют предпочтения в творческих сферах деятельности, где можно выражать свои эмоции и чувства. У испытуемых, имеющих флегматичный тип, больше выражена направленность на профессии, требующие интеллектуальных проявлений и усидчивых действий. Сангвиники имеют возможность выбора любой профессии. В нашем исследовании студенты с сангвиническим типом темперамента ориентировались в большей степени на технические профессии. Холерический тип темперамента подразумевает деятельность, направленную на связь с окружающей средой и обществом. Вместе с этим установилась и обратная зависимость типа темперамента от профессиональных предпочтений, т.е. профессиональный выбор способствует определению типа темперамента личности. Так, например, результаты исследования показали, что испытуемый, который относится к предприимчивому типу и типу человек - знаковая система, является приближенным к чистому сангвиническому типу темперамента. Поскольку предприимчивость и способность работать с информацией соответствуют описанию сангвиника, то можно говорить о том, что профессиональные предпочтения и склонности определяют и тип темперамента исследуемого. Таким образом, в результате анализа связи между темпераментом и профессиональной направленностью сформулирован вывод: темперамент личности и его профессиональные направленности связаны между собой. Как темперамент способствует определению профессиональной направленности, так и профессиональная

направленность способствует определению типа темперамента личности. В связи с этим, можно выделить четыре типа направленностей: 1) общение и установление контактов; 2) творческая и культурная деятельность; 3) работа с техникой и оборудованием и 4) работа с числами и вычислениями.

На втором этапе эксперимента было проведено исследование соционического типа личности у обучающихся с применением опросника для изучения типичных способов поведения и личностных особенностей Дэвида Кейрси. Преобладающими соци-оническими типами являются: «опекун (торговец)»: открытый, прагматичный, общительный, мудрый; «администратор (менеджер)»: лидер, цельный, искренний, конкретный, организованный; «художник»: закрытый тип, чуткий, «тонкая душа», сенситивный, необщительный, творческий. Результаты, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют о том, что характеристики выявленных типов личностей, по Д. Кейрси, являются показателем соответствия выбранной профессии особенностям личности, соответствуют профессиональным требованиям, и что большинство обучающихся выбрали свою профессиональную деятельность правильно, т.к. именно в ней они смогут проявить себя [3].

На третьем этапе исследования был выявлен уровень стрессоустойчивости к учебному стрессу. В качестве методик для исследования выбраны тест на стрессоустойчивость (Ю. Щербатых), тест на учебный стресс (Ю. Щербатых). Исследование на стрессоустойчивость вывело следующие показатели: 43 % обучающихся обладают повышенным уровнем стрессоустойчивости, 46 % обладают средним уровнем стрессоустойчивости и 11 % обладают повышенной чувствительностью к стрессу. Исследование на учебный стресс подтвердило наличие стрессовой ситуации в учебном процессе, остающийся актуальным по сей день. Наиболее стрессовыми условиями для обучающихся являются: большая учебная нагрузка, нерегулярное питание и нехватка времени.

Таким образом, в ходе нашего исследования экспериментально подтверждена необходимость изучения, прежде всего, личностных характеристик обучающихся на этапе начала адаптации к новой образовательной среде в высших учебных заведениях, и в целом, психологического сопровождения, способствующего социализации личности способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой, конкурентоспособной, успешно адаптирующейся к изменениям, происходящей в профессиональной сфере.

Литература:

1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

2. Сибгатуллин Р.Р., Яруллина Л.Р. Проблема психологического сопровождения образовательного процесса в средних специальных и высших учебных заведениях // Методология профессионального образования. Сборник материалов международной науч.-практ. конф., посвященной А.М. Новикову. - М., ФБГНУ «Институт стратегического развития образования РАО», 2016. - С. 571-574.

3. Сибгатуллин Р.Р., Яруллина Л.Р. Соционический подход при организации психологического сопровождения учебой деятельности // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы: Материалы 10-й Международной научно-практической конференции (г. Казань, 12 мая 2016 года). В 2-х ч. Ч. 2. - Казань, КГАСУ, 2016. - С. 446-449.

4. Сибгатуллин Р.Р., Яруллина Л.Р. Роль диагностики типов темперамента в процессе профессиональной ориентации личности // Профессиональное образование России: вызовы времени, проблемы и перспективы развития: Материалы Международной науч.-практ. конф. В 2-х ч. Ч. 2. - Казань: РИЦ «ШКОЛА», 2015. - С. 190-194.

Socialization of a Student of Construction University in the Framework of Psychological Follow-up

Yarullina L.R., Sibgatullin R.R.

Kazan State University of Architecture and Engineering

The article analyzes the problem of the student's socialization in the framework of the psychological support of the educational process in higher education. Experimental work is described with the purpose of studying the role ofpsychological support, which contributes to the social orientation of students of a construction institution.

Key words: socialization, student, psychological support, educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.